Глен Доман – известная фигура не только в физиологии, но и в педагогике. Карточки для детей широко используются сегодня в дошкольной педагогике для быстрого и всестороннего развития детского интеллекта, а также для лечения детей с поврежденным мозгом. Использовать карточки Домана можно и для изучения цветов и их оттенков.
В чем суть методики?
Как применить методику Домана, чтобы изучить цвета с ребенком?
Методика основана на том, что карточки представляют собой картинки каких-либо предметов или явлений с яркими красными надписями. Изображения с подписями показывают ребенку в течение 1-2 секунд для каждой картинки. Таких уроков за день должно быть около десяти. В результате малыш запоминает звучание слова, его название и его запись, быстро учится читать, приобретает энциклопедические знания. На карточках вместо изображений могут быть представлены цвета. Если нет возможности купить карточки Домана, их можно скачать на нашем сайте и распечатать.
Зачем мы учим с детьми цвета?
Для детей мир полон разнообразия, у них еще нет закоренелых представлений, как у взрослых. Если попросить профессионального художника сказать, какого цвета небо, он назовет вам сотни оттенков, так как привык замечать их каждый день. Обычный человек вряд ли назовет хотя бы 5-6 оттенков, поскольку не привык их различать. Дети – маленькие художники, и мы учим их оставаться такими подольше. Для этого мы не просто изучаем с ними цвета, но и акцентируем внимание на оттенках каждого из них. В результате малыш начинает воспринимать богатую цветовую гамму мира, активизируется зрительная память, а значит, стимулируется развитие интеллекта в целом. Для изучения цветов достаточно скачать карточки Домана для детей на тему «Цвета» на нашем сайте и применять их дома или на занятиях. При этом скачать их можно совершенно бесплатно.
Однако следует учесть следующий момент. Мало скачать карточки – их нужно потом распечатать. Краски принтера могут иметь множество оттенков и не всегда правильно передавать цвет. Так что если мы изучаем чистые цвета, без примесей (например, красный, синий, желтый), то распечатанные на принтере пособия вполне подойдут. С оттенками цветов лучше быть осторожнее. В этом случае лучше скачать карточки и показывать их на компьютере или другом электронном устройстве, хотя и оно может вносить искажения, но в меньшей степени.
Теория Домана в свое время имела большой успех, и сегодня остается популярной в дошкольной педагогике. Но, как и любая педагогическая система, она имеет и свои недостатки. Ребенок, зрительно воспринимая изображения и надписи на карточках, не умеет применять эти знания на практике. Поэтому когда мы учим с детьми цвета, необходимо показать, для чего это нужно. Для детей лучше, если они попробуют смешать краски и получить похожий оттенок, либо, выйдя на улицу, попытаться найти такой цвет в природе.
Таким образом, когда мы учим дошкольников по карточкам Домана, всегда необходимо проводить связь между теорией и практикой, изображением и действительностью, насколько это возможно. Тогда знания перестают быть мертвым грузом, каким они часто бывают в школьный период. Пусть ребенок почувствует, что этот мир – живой, а изображения и цвета – только способ глубже его познать.
Раиса Мельникова
Игры на изучение цвета для детей от 1 года
1. Возьмите несколько стаканчиков разных цветов и небольшую игрушку . Спрячьте игрушку под стакан проговаривая "я прячу желтую уточку под желтый стакан. Где уточка?" Для малышей постарше усложните задачу, попросите закрыть глаза, поменяйте стаканчики местами. Когда ребенок будет безошибочно справляться с заданием, проговаривание своих действий можно опустить.
2. В ванной разложите игрушки в ряд и попросите показать ребенка где «зеленая» игрушка. После того как малыш показал, сделайте громкое «бульк» -сбросьте игрушку вводу. Малышу непременно понравится неожиданный финал и позже он сам будет выставлять игрушки, указывать на них в ожидании радостного «булька»
3. Конструктор. Из конструктора можно строить башни определенного цвета , разложите детали и попросите малыша подавать детали. Затем, можно соединить все башни в одну большую крепость и рассказать малышу, что в этом замке живут принцессы радужки или рыцари ордена радуги и попросить найти дом каждого из рыцарей или принцесс.
4. Возьмите несколько машин разного цвета . Машины могут быть как настоящими, так и импровизированными, из цветных кубиков , например. Постройте гараж и покажите ребенку как каждая машина заезжает в свой домик. Синяя машина - в синий гараж, красная - в красный и т. д. Потом предложите малышу самостоятельно проделать то же действие. Не забывайте проговаривать происходящее.
5. "Угощаем друзей" - мини театр. Вам понадобятся «главный герой» - любимая игрушка малыша. Игрушку желательно взять мягкую или тряпичную, так, чтобы в нее можно было вложить «угощение» . Разноцветные шарики небольшого диаметра или камушки, предварительно раскрашенные акриловыми красками. И «гости» - от 3 до 7 других игрушек в виде животных. Количество зависит от уровня развития вашего ребенка.
Начните представление со слов «Пригласил на завтрак мишка, (кукла, зайка) четверых друзей зверят – черепашку и лягушку, двух пушистиков котят (перечисляйте ваши игрушки и выкладывайте их перед ребенком) Утром гости тут как тут, собрались мишутку ждут. Здравствуй мишка, где ты был. – на базар, друзья ходил. Рад вас видеть мои гости, проходите за стол.
Поставьте перед каждой игрушкой по стаканчику или тарелке, вложите главному герою в лапы шарик и скажите «тебе лягушка я принес синие конфетки или ягодки, тебе котенок-красные, тебе черепашка-зеленые» Далее вовлекайте в спектакль ребенка. Возьмите следующий шарик и спросите кому это угощение мишка принес. Текст может быть таким «Мишутка забыл для кого он приготовил эту конфетку. Давай поможем мишке. В какую тарелочку ее надо положить?»
6. Логические цепочки с мозаикой. Когда малыш играет с мозаикой, начните одновременно свою игру. Поочередно выкладывайте линию из деталей, проговаривая «синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый а потом….» Сделайте паузу и предложите малышу выбрать из трех деталей правильную. Если ребенок не заинтересовался- ответьте на вопрос сами. И продолжайте игру. Через некоторое время малыш поймет правила и примет участие. Постепенно усложняйте задания, добавляя цвета .
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Разноцветные баночки» Цель: учить детей группировать предметы по цвету. Материалы: баночки разного цвета (желтый, красный,.
Дидактические игры для детей второй младшей группы на развитие чувства цвета. Дидактические игры для детей 2 младшей группы на развитие чувства цвета. «Веселый паровозик» Вариант 1: Материал: Аппликация паровоз Цель:.
Данные игры помогут детям закрепить знание цвета, умение сопоставлять цвет предметов, развивать внимание, зрительное восприятие. Игры можно.
Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
В 2018 году я пришла работать в новый детский сад на группу раннего возраста. Большую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась.
Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию речи детей второго года жизни» С 1,5 года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем.
Сегодня на основе персонажей популярных мультфильмов выпускают множество забавных игрушек, и у вашего малыша наверняка тоже есть такие. Но играть с ними можно с пользой. А как это сделать – вас научат мультфильмы «Капуки Кануки», которые помогут ребенку лучше запомнить цвета и подскажут, какие еще игры можно придумать.
Все серии мультика
Выбрать серию
Развивающие мультфильмы про машинки: трактор и гусеница
Информация о мультике
Как это часто бывает у студии «Капуки Кануки», на эту тему подобрано несколько циклов мультфильмов и развивающих роликов. Так что малыш сможет выбрать для себя тот, который ему больше нравится, и с интересом смотреть онлайн мультфильмы «Учим цвета. Капуки Кануки» все сезоны в хорошем качестве. В этой подборке есть ролики, где запомнить цвета помогают герои мультфильма «Щенячий патруль». Есть серия мультфильмов, где главными героями являются рабочие машинки – экскаватор, грузовик и т.д. Есть веселые ролики, которые представляют собой виртуальную раскраску – вместе с героями малыш будет раскрашивать машинки, запоминая цвета. А еще можно посмотреть цикл «Малыши-Карандаши», в котором информация тоже представлена в легкой игровой форме.
Все эти мультфильмы рассчитаны на малышей, начиная с двухлетнего возраста. Впрочем, годовалому ребенку также будет интересно их смотреть, хотя не стоит ожидать, что он быстро запомнить название цветов. Действие на экране разворачивается в том темпе, который считается оптимальным для детского восприятия. Все ролики идут 5-7 минут, не перегружая ребенка информацией.
В этой статье помещены игры, направленные на освоение ребенком цветовой гаммы. Помимо игр рекомендуется проговаривать вместе с ребенком в течение дня названия цветов, обращая внимание на то, какое сегодня небо голубое или снег белый и пушистый. Называйте цвет одежды, обуви, фруктов. В процессе деятельности ребенок естественным образом осваивает цветовую гамму.
Наблюдение за природным богатством цветовой гаммы способствует развитию у вашего ребенка внимания, наблюдательности и утонченного цветового восприятия. Ведь небо каждый день разное, утром и вечером, перед грозой и после дождя; необычайно богата окраска осенних листьев, а летнее буйство цвета поражает воображение.
Собери пары
Необходимый инвентарь : несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.
◈ Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.
Собери по цвету
Необходимый инвентарь: 5 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.
◈ Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.
Кубик потерялся
Необходимый инвентарь: 4 кубика разного цвета.
◈ Предложите малышу построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.
◈ Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.
Уборка
Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.
Необходимый инвентарь : корзина или ведерко, предметы разного цвета.
◈ Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.
◈ Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».
◈ Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.
Строим башню
Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения
Необходимый инвентарь: кубики двух цветов.
◈ Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.
Какая машина такая и дорога
Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон
◈ Нарисуйте несколько машин разного цвета.
◈ Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.
Подбери нитку
Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов
◈ Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним веревочки подходящего цвета.
Картинки в цифрах
Игра способствует освоению цветовой гаммы, помогает изучению цифр
Необходимый инвентарь: бумага, цветные карандаши.
◈ Нарисуйте несложный рисунок простым или черным карандашом. Расставьте внутри контуров цифры так, чтобы каждой соответствовал свой цвет. Колонку соответствия можно нарисовать рядом.
◈ Например, рисуем дерево на лугу: 1 соответствует коричневому (ствол дерева), 2 —зеленому (крона дерева, трава), 3 — желтому цвету (солнце), 4 — синему (небо).
◈ Раскрасьте картинку вместе с ребенком.
◈ Начинайте с простых рисунков и небольшого количества цифр. Постепенно расширяйте цветовой диапазон. Вместо цифр можно использовать какие-нибудь символы.
Когда лучше знакомить ребенка с цветами? Как научить малыша отличать один цвет от другого? И может ли ребенок быть для этого слишком мал? Наш автор-эксперт, учитель-логопед, блогер и молодая мама Алевтина Коровкина рекомендует начинать как можно раньше и делится с читателями «Первого Липецкого» интересными методиками.
В работе мне часто приходилось сталкиваться с удивительным явлением, что дети в 5 лет не только не различали цвета, но и не знали их названий. Печально, что некоторые родители придерживаются принципа: «Вы специалист - это ваша задача учить моего ребенка». Конечно же, для малыша нет ничего лучше, чем знакомство с миром через совместные игры и занятия с мамой и папой. Лично я начала изучать цвета, когда моей дочке было 5 месяцев. Чем раньше начать этот процесс, тем он более эффективен. Сколько бы не было на данный момент вашему малышу - 6 месяцев, год или полтора - начинайте прямо сейчас! Научиться хорошо различать цвета, группировать их и называть ребенок должен до 3 лет.
Изучение цветов всегда следует начинать с базовых. К ним относятся красный, синий, желтый и зеленый. Пока ребенок не научится распознавать именно эти цвета - к другим лучше не переходить.
Волшебные кубики и карточки
Так как со своей дочкой я начала учить цвета очень рано, и она еще даже не сидела, то первым делом в обиход пошли мои любимые кубики фирмы BATAT. У меня нет цели делать им рекламу, скажу только одно, что удобнее кубиков я пока не встречала. Их можно и погрызть, и искупаться с ними в ванной, и они напоминают наши советские резиновые кубики.
Начинаем изучение с красного цвета. Берем красный кубик и показываем малышу со словами: «Посмотри, какой прелестный кубик. Он красный». Рассказываем стишок и держим кубик перед малышом, покручивая его в руках:
«Красный цвет - он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный - посмотри!»
Потом даем кубик малышу, он его рассматривает, пробует на «вкус». Берем кроху на ручки, идем по комнате и рассматриваем все вокруг, находим красные предметы, щупаем их. Далее вместе рассматриваем карточки, где нарисованы предметы красного цвета. Естественно, что все это надо проделываем не за один день, а постепенно. Далее, через несколько дней показываем ребенку 2 кубика - один красный, другой любого цвета. Задаем малышу вопрос: «Покажи, где красный кубик?». Проделываем это, пока малыш не будет показывать верно. Затем переходим к следующему цвету.
Начинаем изучать синий цвет.
Проделываем то же самое, что и с красным кубиком, только рассказываем уже другой стишок:
«Синее небо, над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом.
Синие волны - родной его дом!»
Картинки, соответственно, тоже с синими предметами. Так же, как и с красным, изучаем все, что есть синее в доме. Затем через какое-то время проводим конечный эксперимент с синим кубиком и кубиком другого цвета. Если малыш показывает верно, то приступаем к следующему цвету.
Далее идет желтый цвет. Все по шаблону с цветами изученными выше. Стишок:
«Жёлтый - самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке - серединка.
А у курочки-наседки
Будто одуванчик детки» (Т. Красюк)
«Все зеленое вокруг:
Вот растет зеленый лук,
Зеленеют огурцы -
Длинношеие бойцы.
Шелестят в зеленом клены
И кузнечик, весь зеленый.
Песенку поет нам вслух
Он, взобравшись на лопух.
И с глазами на макушке
Сплошь зеленые лягушки.
Вьется по забору в сад
И зеленый виноград.
И коленки все в зеленке
У соседской у Аленки» (С. Галс)
Когда ребенок начинает отличать один цвет от другого, переходим к следующему этапу. Положите перед ребенком четыре кубика и попросите назвать тот или иной цвет. Со временем малыш научится не путать цвета. Пробуем следующий способ.
Изучаем цвет с помощью ассоциаций
У ребенка до 3 лет преобладает ассоциативное мышление. Ассоциируя любой цвет с чем-либо, ему проще его запомнить. Данный вид изучения для детей постарше. Берем альбом и цветные карандаши и начинаем рисовать с ребенком картину. Желтое - солнце, синее - небо, красный - цветок, зеленая - трава. И вовсе не обязательно быть художником - самое главное для ребенка, что это понятно и запоминаемо. Со временем ребенок запомнит все ассоциации и без труда будет находить нужный цвет. Рисуйте чаще и больше.
А для детей еще постарше я бы порекомендовала пластилин.
С помощью него можно не менее интересно изучать цвета. Берем картон, цветную бумагу. Отрезаем от куска пластилина по кусочку. Рисуем на цветной бумаге или картоне дерево или что-то еще. У нас это было дерево. А потом лепим на него красные яблоки из пластилина. Эта игра не только помогает запоминать цвета, но и развивает мелкую моторику. Еще одно направление работы с пластилином. Рисуем на белом картоне облака, солнце, травку, цветок. Затем лепим на каждый рисунок соответствующий кусок пластилина и размазываем его пальчиками. Обязательно при этом помогаем малышу.