Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Икт в сенсорном развитии детей. Использование икт в сенсорном развитии детей раннего возраста. Компьютерные игры учат ребенка

В условиях высокой динамики и стремительной информатизации нашего современного общества все острее встает вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в обучающем процессе. Опыт зарубежных специалистов в области информатизации показывает, что без внедрения ИКТ невозможно усовершенствовать сегодняшнюю воспитательно-образовательную программу.

Любые новшества в системе образования встречаются педагогами с особой осторожностью. Многие представители ДОУ и начальной школы считают, что традиционные методы обучения невозможно заменить. Однако наш век информатизации требует использования передовых и наиболее прогрессивных методик обучения.

Исследования международных специалистов в сфере информатизации констатирует тот факт, что дети через интерактивные устройства быстрее знакомятся с окружающей обстановкой в мире и существующими реалиями, приобретают нужный социальный опыт. При всем этом каждый урок с использованием интерактивных досок вызывает у малышей и дошкольников эмоциональный всплеск и желание добиться поставленной цели.

Преимущества ИКТ в ДОУ над традиционными методами обучения

  • Минимизация затрат. Руководство образовательной сферы нередко приходит к выводу, что техническое оснащение требует немалых средств. Однако карточки, фотографии и другие бумажные носители со временем устаревают и быстро приходят в негодность, что требует дополнительных средств. А вот информационные файлы достаточно легко обновить или восстановить без каких-либо затрат, просто скачав нужную информацию с интернет ресурса.
  • Высокое качество обучения. Благодаря современным информационно-коммуникационным продуктам в детских учреждениях можно провести занятие в игровой форме. Это помогает детям лучше усвоить и быстрее запомнить изучаемый материал. Например, раньше воспитателям нужно было своими словами объяснять образование облаков, причем это не всегда получалось наглядно и доступно, особенно для малышей. Сейчас же это явление можно наглядно показать через подготовленный видеоматериал.
  • Повышение уровня профессионализма. Внедрение ИКТ не только активизирует мыслительные способности учащихся, но и способствует профессиональному росту педагогических работников. Использование интерактивных досок и мультимедийных устройств позволяет реализовывать личностно-профессиональные качества педагога и помогает выйти на совершенно иной более высокий уровень обучения дошкольников.

Среди наиболее прогрессивных средств информационно-коммуникационных технологий выделяются интерактивные игровые комплексы, сенсорные доски и столы, сенсорные комнаты. Они позволяют сделать любое занятие динамичным, интересным и увлекательным. Современные прогрессивные устройства можно использовать для анонсирования темы, демонстрации анимационных иллюстраций, повторения или обобщения изученного материала.

Что дает внедрение ИКТ в начальной школе

  • Способствует лучшему усвоению программы и развитию творческих и интеллектуальных возможностей ребенка.
  • Обеспечивает наиболее быстрое преподнесение нужного материала без длительных и ненужных объяснений какого-либо понятия.
  • Пробуждает интерес к поисково-исследовательским мероприятиям, включая поиск необходимой информации на различных веб-ресурсах.
  • Обеспечивает лучшее восприятие изучаемого предмета, подготовленный видеоматериал позволяет воочию увидеть движение волн, рост цветка, облака, дождь.
  • Предоставляет возможность для индивидуальной программы обучения, обучающийся самостоятельно определяет временной интервал решения игровой задачи.

Использование ИКТ в образовательной сфере положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей. Ведь компьютерное устройство «проявляет» терпение и «не делает» замечаний ребенку за неточности и ошибки. Все это позволяет не потерять уверенности в себе при решении задач. По мнению многих психологов и психиатров, внедрение информационно-коммуникационных технологий должно стать важной составляющей воспитательно-образовательной системы в дошкольных учреждениях.

Организация компьютерно-информационных классов (КИК)

Почему стоит организовать компьютерно-информационные классы в ДОУ?

  • Поможет педагогам вовлечь пассивных и непослушных детей к активному участию и обсуждению материала.
  • Позволит воспитателям сделать подготовленную программу более яркой, увлекательной и захватывающей.
  • Обеспечит одновременное применение графической, текстовой и аудиовизуальной информации при преподнесении учебного материала.
  • Даст возможность продемонстрировать то, что невозможно объяснить на пальцах, например, пение птиц и различные звуки природы.

Организация компьютерно-информационных классов (КИК) в ДОУ и начальной школе будет способствовать творческому развитию мышления ребенка. К примеру, интерактивные экскурсии по достопримечательностям какого-либо города позволят оказаться в нем, не покидая пределы игровой комнаты. Виртуальные туры оставят мощный след в памяти учащегося, нежели обычные пояснения.

Для организации компьютерных классов для маленьких детей существует специальное оборудование, так как работа с компьютерами требует большего возраста и определенных начальных навыков. Среди активно используемого интерактивного оборудования для детей выделают:

  • Интерактивные доски , которые позволяют преподавателю не только визуализировать информацию для детей, но и привлекать их к активной игре с интерактивными изображениями, словами, звуками и т.п.;
  • Интерактивные столы , за которыми дети могут играть вместе, благодаря технологии мультитач, призваны вовлечь детей в игру и с первых шагов приучить их к работе с компьютерными системами;
  • Сейчас особой популярностью пользуются специальные обучению и самообразованию, а также для облегчения задачи педагогам. С помощью программ можно отслеживать успеваемость каждого ребенка.

    Многие педагоги отмечают, что практичные знания и навыки владения современными компьютерными устройствами пригодятся ребенку в более старшем возрасте. Поэтому хорошо закладывать интерес к информационно-коммуникационным продуктам уже с детского сада. Став проводником в мир новейших технологий для малыша, вы сможете раскрыть его творческий потенциал и повысить качество образования.

Когда в 60-е годы XX века только разворачивалось то, что последствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества.

Информационные, информационно-коммуникационные технологии, или медиатехнологии прочно вошли в нашу жизнь.

Мы используем их, чтобы сделать свою жизнь на работе и дома более эффективной.

По воле родителей информационные технологии входят в жизнь детей подчас в первые месяцы жизни, и с ростом ребенка их влияние расширяется и становится все более устойчивым и мощным. Информационно-коммуникативные технологии в общей совокупности представляют собой реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными, оказывают сильное воздействие на детей, которое свойственно всей экранной технике.

В последние годы в мире наблюдается резкий рост количества электронных средств массовой информации на рынке, обслуживающем детей дошкольного возраста: растет предложение видеокассет и DVD-дисков, но в целом никому неизвестно как влияет всё это на наших детей, ведь крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.

Сегодня, когда в нашей стране говорят об ИКТ, чаше всего подразумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, DVD, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор.

Очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь - средство обучения, в отличие от телевизора.

Однако, признавая роль компьютера в образовании, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место. По данным социологического опроса есть ещё и другие средства интеллектуального развития (книги -96%; кубики -77%; пазлы -74%; говорящие книги -62%; и др.).

Зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей дошкольного возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего дошкольного возраста сегодня-наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.

Давайте рассмотрим, в чём же положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных технологий детьми дошкольного возраста.

Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям дошкольного возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.

Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.

Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.

Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах России, отмечают: «Компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы».

Безусловно, это плюсы ИКТ, а минусы? А минусы в том, что всего каких то 20 лет назад дети играли на улице весь день, ездили на велосипедах, занимались спортом и строили песочные замки. Мастера воображаемой игры, дети в прошлом, создали свою собственную форму игры, которая не требует дорогостоящего оборудования или родительского надзора. Дети прошлого двигались много, и их сенсорный мир опирался на природу и простоту.

С приходом же ИКТ дети теперь полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая объем физических нагрузок, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития. Взаимосвязь развития детей дошкольного возраста и телевидения начинается в начале жизни, что делает воздействие телевидения одним из наиболее устойчивых и последовательным опытов детства, и, возможно, одним из самых мощных.

По данным зарубежных исследователей, каждый шестой ребенок сегодня имеет диагноз «нарушение развития», каждый шестой страдает ожирением, у 14,3% детей диагностировано психическое расстройство. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутизм, расстройство координации, сенсорные расстройства, тревога, депрессия, нарушения сна, могут быть связаны с чрезмерным увлечением новыми технологиями, растущими тревожными темпами.

Статистика свидетельствует, что огромное число детей в возрасте от рождения до года уже смотрят телевизор, а некоторые имеют доступ к компьютеру. Трудно сказать, знают ли родители, что своими действиями наносят детям вред, очевидно одно что возможно, они обрекают детей на нарушения физического развития и болезни в будущем.

Есть некоторые прямые последствия для здоровья детей от использования медиатехнологий. Например, у детей группы риска эпилепсии, игры, которые показывают мигающие изображения на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки.

Дети с помощью компьютеров и электронных игр часто принимают неустойчивые и неудобные позы, которые ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Широкое использование СМИ может привести к широкому спектру неблагоприятных воздействий на развитие детей, в том числе визуальных, неврологических и физических.

Слишком частое использование компьютера становится причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком и преждевременного полового созревания.

Информационные технологии, оказывают колоссальное воздействие и на психику человека, приводящее к физическим и психическим расстройствам, - это воздействие интерактивной деятельности на психику; негативное содержание, потенциальное исключение родителей, традиционных хранителей общества, из общения с развивающимся ребенком.

Информационные технологии позволяют ребенку формировать собственный контент, который поступает непосредственно ему, минуя родительский досмотр.

Демонстрация насилия может вызвать у детей желание подражать тому, что они видят. Телевизионные новости, демонстрирующие терроризм, насилие, преступность и стихийные бедствия, могут травмировать детей, вызвать кошмары, привести к стрессу.

Хронический стресс приводит к ослаблению иммунной системы и целому ряду серьезных заболеваний и расстройств. Длительная визуальная фиксация на двумерном экране ограничивает глазное развитие, столь необходимое для последующего чтения и письма.

Большая скорость, интенсивность, частота и длительности зрительной и слуховой стимуляции сенсорной системы ребенка нарушают его способность воображать, сосредоточивать внимание и концентрироваться на учебных задачах. Подобный сенсорный дисбаланс вызывает проблемы в общем неврологическом развитии, включая анатомию мозга, биохимические процессы, работу всех внутренних органов. Процессы овладения умениями, знаниями становятся неизменно замедленными.

Речевое развитие является одной из ключевых задач развития в раннем детстве. И на языковом развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 2 лет отрицательно сказывается работающий телевизор, а вокальные взаимодействия родитель - ребенок при этом значительно снизились. Была выявлена прямая связь между просмотром телевидения и нерегулярным графиком сна у младенцев и детей в возрасте до 3 лет.

Медиатехнологии (ТВ, видео, игры, Интернет, музыка, мобильные телефоны и др.) привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Хотя никто не может отрицать преимущества передовых технологий в современном мире, подключение к ним, возможно, «происходит за счет отключения следующего поколения от общечеловеческих ценностей».

В мире сложилось несколько практик противостояния разрушающему действию ИКТ, для реализации которых задействуются различные механизмы. Некоторые применяются в нашей стране, некоторые - нет.

На сегодняшний день международным гражданским сообществом выработан целый ряд мер по ослаблению негативного воздействия ИКТ:

  • телевидение необходимо рассматривать однозначно как угрозу здоровью и благополучию детей дошкольного возраста;
  • специалисты по раннему и дошкольному детству и услугам, с ними связанным, должны быть осведомлены о негативном воздействии телевидения на детей;
  • дети в возрасте 2 лет должны рассматриваться в качестве отдельной группы с особыми потребностями и уязвимостью; для этой группы должны быть прописаны специальные положения, касающиеся СМИ.
  • Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети.

Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также умеют договорится с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров.

  • Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часами в день, физическим упражнениям и творческим играм.

Профессионалы педагоги, медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния ИКТ. Родителям необходимо предоставить четкую информацию о влиянии ИКТ: телевидения, компьютера, видео, мобильного телефона на развитие детей раннего возраста, и донести до их сознания, что именно они, взрослые, играют ключевую роль в формировании у дошкольников культуры безопасной работы с ИКТ.

Использование информационных технологий в процессе развития и обучения детей раннего возраста

Педагог – психолог МДОАУ № 17

Непомнящая Елена Владимировна


На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере образования, в частности раннего обучения. Мы считаем, что возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Все больше семей имеют возможность приобрести компьютер и использовать это универсальное средство для обучения ребенка с момента рождения или даже раньше. Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на следующие области:

Опосредованное обучение: использование компьютера для подготовки дидактического материала. Процесс обучения детей раннего возраста (до 3-5 лет) имеет свои особенности. Наиболее технологично процесс обучения чтению, математике и энциклопедическим знаниям разработан в Институте Эвана Томаса (Evan Thomas Institute). В процессе обучению чтению текстовый или графический редакторы освобождают родителей от оформления наглядных материалов.


После двух лет начинается период интенсивной работы родителей с методической литературой по развитию ребенка. Но иллюстраций для занятий, как правило, не хватает. В книгах они черно-белые, маленькие по размеру и порой, плохого качества. В этом огромную помощь оказывают библиотеки рисунков.

Компьютер для родителей. Компьютер оказывает неоценимую услугу и взрослым: родителям, воспитателям и др.: позволяет составлять всевозможные планы, мероприятия с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка.


Но самое главное, на наш взгляд - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.


Все возрастающую роль приобретает Интернет, где можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах, зарубежных институтах раннего развития, конференциях, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.


Особенно коммуникативные проблемы возникают в отдаленных регионах, где не хватает квалифицированных специалистов в области дошкольного воспитания. Необходимо создание семейного Интернет-клуба, где возможно обсуждение в онлайновом режиме.

Непосредственное обучение: использование компьютера в процессе развития ребенка. В этот возрастной период (от года до пяти) доминирующей деятельностью ребенка является игровая. Но на сегодня существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.


Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность.

Особенность работы за компьютером детей раннего возраста (до 2-2,5 лет) заключается в неспособности целенаправленно использовать клавиатуру или мышь. Поэтому главным помощником должен являться взрослый. Его главная задача - комментировать свои действия и происходящие на экране события, помогать работать мышкой или на клавиатуре.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80 % времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.


Особо хочется отметить период "активного" освоения компьютера детьми, возраст которых 2,5-3,5 года. Они уже умеют целенаправленно владеть мышкой и вызвать нужную программу на экране.


К сожалению, мы пока не имеем цивилизованного рынка обучающих программ для данного возраста. Если ребенок уже занимается иностранными языками, то зарубежные программы довольно-таки просто осваиваются.


Попытаемся проклассифицировать обучающие программы для данного возраста:
1. Интерактивные мультфильмы, "живые" книги на разных языках.
2. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
3. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
4. АРТ-студии, простейшие графи

4. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
5. Игры-путешествия, "бродилки".

6. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Дети и компьютеры

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители - с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Хорошо!

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года - ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет - 35 минут, в 7-8 - 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр. 

Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени развития. Ведь раннее детство - не только источник человеческой одаренности, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ и для реабилитации детей. Успех компьютеризации реабилитационного процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра - яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность - является для ребенка ведущей. Компьютер - в первую очередь средство деятельности ребенка.

Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка - игре.

Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Игра позволяет «расправить крылья своих способностей». В игровом процессе своего размышления о мире ребенок пользуется знаковой (символической) системой отображения реальности в игре.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий - в зависимости от степени их "общности".

Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 - 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 - 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев : возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Работа с родителями

Очень важное, направление в деятельности педагога - работа с родителями. Прежде, чем педагог начнет заниматься с ребенком за компьютером, он должен, прежде всего, выяснить у родителей, стиль его поведения, и подхода к нему с целью выработки стиля (направления) своей работы с ним за компьютером, сопоставив эти данные с заключениями невропатолога и психолога. Далее, согласно плану работы учреждения, родителей детей, организовываются собрания. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др. Как они помогают готовить ребенка к детскому саду, школе или более самостоятельной жизни. При этом подчеркивается, что родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, с применением компьютерных технологий ведется по следующим основным направлениям:

I. Психолого-педагогическая диагностика.
II. Отбор коррекционно - развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей.
III. Коррекционно-восстановительный процесс.

I. Психолого-педагогическая диагностика:

  1. Самостоятельное использование СКИКа (спортивно-компьютерно - игровой комплекс). СКИК — это сочетание тренажеров, компьютеров, программ, специальных методик проведения занятий. Развивает у детей моторные навыки: вестибулярную устойчивость, координацию движений, мышечно-суставную чувствительность; умение ориентироваться в пространстве; умение принимать решение в различных ситуациях; поисковую деятельность; познавательные процессы и др. В состав СКИКа входят следующие тренажеры: ручной велосипед, контактный коврик, балансирующая платформа и др.
  2. Работа с учебными программами
  3. Работа в редакторе «Word»

Отбор коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие двигательных способностей (использование СКИКа).
  3. Изучение специализированной литературы для расширения кругозора и активизации словаря учащихся.

III. Коррекционно-восстановительный процесс на основе выявления уровня знаний, умений и навыков каждого ребёнка; его психических, физических, интеллектуальных и речевых возможностей, состояния эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, заводится журнал индивидуально-коррекционного обучения, где учитываются рекомендации психолога, учителей, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога.

Результатами работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются:

  • умение учащихся пользоваться спортивными тренажерами;
  • специальными учебными программами;
  • специализированной компьютерной литературой.

Непосредственная работа с детьми включает четыре части:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог-дефектолог (логопед), воспитатели, родители, все заинтересованные специалисты.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений детей в условиях детского реабилитационного учреждения семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжета ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей - в общении со взрослыми и сверстника изобразительной, конструктивной, трудовой.

Педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одним ребенком, включающее его деятельность за компьютером, познавательную беседу, предварительную игру, гимнастику для глаз и др., может длиться от 35 до 50 мин. При этом ребенок может быть за экраном монитора от 10 - 15 до 30 минут в зависимости от физиологического возраста и особенностей заболевания. Следует подчеркнуть, что это максимальное время занятий, больше которого ребенок не может находиться за экраном монитора, минимальное время занятия выбирает сам ребенок. Ни в коем случае нельзя удерживать ребенка и заставлять его высиживать «положенное» время, особенно это касается аутистов.

Важно, прежде чем приступить непосредственно к занятиям за компьютером, сформировать у ребенка эмоционально положительное отношение к компьютеру (создать мотивационную готовность к овладению компьютером), поэтому необходимо подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть одень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.

При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы.

Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

Основной раздел «Работа с детьми» включает кроме содержательной деятельности и организационно-методическую работу, направленную на более рациональный и эффективный труд детей педагога в компьютерно-игровом комплексе.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные и с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей. Занятия с каждым ребенком должны проводится не чаще 2-х раз в неделю.

Совершенно необходимый документ, на наш взгляд, который нужно вести педагогу в компьютерном зале - «тетрадь учета» усвоения каждым ребенком пройденных программ.

В учреждениях с постоянным составом детей (например, интернаты) может вестись «тетрадь календарного планирования» компьютерных игр в каждой группе детей.

Вспомогательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, обеспечит им необходимый компьютерный доступ, а также минимизирует коммуникативные и пси» логические проблемы.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций большие клавиатуры

Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (Ø 20 - 27мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно.

Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT. Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.)

Это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радикально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

  • Грубые движения рукой или движение ноги
  • Движения головы
  • Удар языка
  • Дыхательные движения (вдувание воздуха)
  • Моргание глаз (удар веком)
  • Звуковые сигналы
  • Другие импульсы тела, способные вызывать импульс

Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Обоснование необходимости применения компьютерно-игрового комплекса для реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов
(коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов)

Функциональный комфорт, проявляется в виде положительных эмоциональных реакций и как критерий адекватности предлагаемого ребенку предметного окружения его функциональным, психическим, индивидуальным возможностям.

Феномен творчества неразрывно связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью человека:
интенсивность, новизна, сложность, необычность, изменчивость, вариативность. Они являются теми стимулами, которые вызывают ориентировочно-исследовательское поведение, лежащее в основе познавательной деятельности, способствующей развитию ребенка.

Новизна должна стимулировать познавательный интерес у ребенка, выражающийся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновения творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Общеизвестен факт влияния эмоций (положительных) на оздоровительный эффект, который, в свою очередь, позитивно сказывается на творческих процессах в игровой деятельности детей.

Литература:

  1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008
  2. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
  3. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008

На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.
Новые образовательные технологии - это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое.
Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание - это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорное развитие ребёнка ‑ это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
Сенсорная культура ребенка -результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Педагогическими исследованиями (О.П. Гаврилушкина, Т.А. Дорофеева, Л.И. Плаксина, Л.И. Рудакова и другими) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
В исследованиях Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой и С.Ю. Мещеряковой показано, что приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.)
Современные научные данные, по словам Л.Н. Галигузовой и К. Ландерса, свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используют в работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста вызвало ряд противоречий:
1.Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
2.Необходимостью использования новых педагогических технологий сенсорного развития раннего дошкольного возраста и недостаточной изученностью особенностей деятельности, способствующей повышению эффективности развивающих процессов.
Необходимость поиска путей преодоления этих противоречий определяет актуальность данного опыта работы.
Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
Задачи:
1. Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
2. Изучить особенности современных технологий и пути достижения ими сенсорного развития раннего возраста детей.
3. Разработать, апробировать и определить эффективность современных технологий, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.
4. Оценить результативность работы с детьми раннего возраста и обобщить опыт работы.
Процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет эффективен при реализации следующих принципов:
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой.
Для разрешения обозначенных противоречий необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий.
Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.
Обозначим, какие психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA:
1. Развитие психических процессов:
– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);
– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
2. Развитие сенсорных эталонов:
– цвет (дидактическая игра «Змейка»);
– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);
– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
3. Развитие речи:
– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
4. Знакомство с окружающим миром:
– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».
В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.
В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов LEGO DACTA в нашей стране занимается Л.Г. Комарова. Педагог предлагает систему работы по курсу «Моделирование объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA».
Цель - развитие способностей детей к наглядному моделированию.
Главные задачи:
– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;
– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или по свободной теме;
– ознакомление с окружающей действительностью;
– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DACTA;
– развитие речи и коммуникативных способностей.
Виды организации деятельности:
– по образцу;
– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DACTA;
– по собственному замыслу.
Рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA:
1. Первое знакомство и контакт с конструкторами LEGO DACTA. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.
2. Формулировка задачи. Перед детьми ставят задачу, которую они должны решить с помощью конструктора. Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.
3. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе, сами задают себе темы; они выполняют задание, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.
4. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его знания, но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия, осознания собственных резервов.
Самым сильным воздействием на процесс сенсорного развития детей раннего возраста обладает Сенсорная комната. Работа в сенсорной комнате проводится как с группой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие познавательной деятельности, произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.
Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в Сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Методика работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора упражнений для развития сенсорики.
Этапы работы в Сенсорной комнате:
1. Развитие тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
2. Развитие слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых ощущений.
В группах работа проводится при одновременном участии детей и их родителей. Создаются ситуации, когда ребенок должен быть наравне с мамой или даже помочь маме в какой-либо деятельности. В последующих видах деятельности обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей.
В групповых видах деятельности идёт развитие коммуникативных навыков. Однако общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Результаты:
Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Перспектива:
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....