«Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений. Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Начальным этапом всей экологической работы с детьми С. Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического). Показателем Э образованности и воспитанности необходимо считать практические действия человека по отношению к природной среде. Базовой основой ЭО дошкольников является традиционно сложившаяся система ознакомления детей с природой.
СОДЕРЖАНИЕ экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Трансформация знаний в отношения происходит, если педагог реализует личностно-ориентированные методы работы с детьми. Формой выражения субъектного отношения к природе является самостоятельная деятельность.
Носителем Э культуры в детском саду надо рассматривать воспитателя, он является решающим фактором ЭВ детей. Три стороны его личности определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
1) понимание Э проблем и причин, их порождающих. Ощущение каждым педагогом гражданской ответственности в сложившейся ситуации и готовность ее изменить.
2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методиками ЭВ дошкольников, осознание педагогом целей и задач этой деятельности, систематическая реализация различных технологий развития, воспитания и образования в практике работы с детьми.
3) общая ориентация педагога в практике новой гуманистической модели ЭВ: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота об их физическом и психическом здоровье, использование личностноориентированных методов работы.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профес-сионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Можно выделить следующие группы МЕТОДОВ, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и под-держанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.
2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.
4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.
www.maam.ru
Методика экологического воспитания дошкольников Концепция? это система взглядов на какоелибо явление.
2.4.1. Концепция экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой
2.4.2. Принципы отбора знаний о природе для детей дошкольного возраста
2.4.4. Алгоритм анализа программ
2.4.5. Экологическое образование детей дошкольного возраста в существующих программах
а) комплексных
2.4.1. Концепция экологического воспитания дошкольников
С. Н. Николаевой
(С. Н. Николаева, «Методика экологического воспитания дошкольников»)
Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепция - новые документы, с них начинается создание любого нового направления. Они определяют цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.
Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный подход в педагогике.
Введение
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии - это проблемы, которые касаются каждого государства.
В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.
К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях.
Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки. Россия является регионом планеты, который вносит существенный вклад в развитие и сохранение отрицательных глобальных экологических тенденций.
В России значительные локальные экологические нарушения - имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которых происходит деградация почв, заиление малых рек и пресноводных водоемов, отмечается высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде, почве. Из-за этих нарушений ареалы потеряли способность к самоочищению и самовосстановлению, их развитие идет в направлении полного разрушения и распада.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы:
- материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году,
- документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987) ,
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) ,
- «Постановление об экологическом образовании», выработанное совместно Министерством образования и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1994) .
Концепция опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение:
- Концепцию дошкольного воспитания (1989)
- Концепцию общего среднего экологического образования (1994) .
Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии и к людям, охраняющим и созидающим ее, а также и людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
- передачу экологических знаний
- и их трансформацию в отношение.
Знания являютсяобязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом.
- Связь растительных и животных организмов со средой обитания.
- Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов
- Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность
- Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств
«ОТНОШЕНИЕ» - КОНЕЧНОЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
Сюжетно-ролевая игра
Материал с сайта ffre.ru
Методика экологического образования - Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Концепция - это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции - новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления.
Они определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры. В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный -подход в педагогике.
Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления дошкольной педагогики. Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста (С. Н. Николаевой) опирается на опирается на ведущие материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994) .
Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.
Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое непосредственно примыкает к дошкольному периоду и таким образом позволяет обеспечить преемственность и взаимосвязь двух звеньев в системе непрерывного экологического образования.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
В Концепцииэкологического воспитания детей дошкольного возраста говорится, что: в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Они сводятся к следующему:
Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
Систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. При этом содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
В Концепцииэкологического воспитания детей дошкольного возраста указывается, что "Отношение" - конечный результат экологического воспитания. Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.
Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка . Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе) , а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.) ;
Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных) ;
Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова) ;
Наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;
Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
В Концепции указывается, что воспитатель – это главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического воспитания.
Источник spargalki.ru
Предварительный просмотр:
Введение
К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Если раньше в программах было единое и в какой-то степени расплывчатое «ознакомление детей с природой», то сейчас требования к содержанию образования дошкольников повышены за счет введения трех основных направлений экологического образования:
- Развитие элементарных естественно – научных представлений;
- Развитие экологической культуры детей;
- Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Большое значение для развития экологического воспитания является воспитание культуры мышления, приобретение новых знаний путем логических рассуждений, развитие логического мышления.
Что же такое экологическое воспитание? Это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание равноценно действует на умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.
Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные сведения об экологии дети усваивают не вербальным, а наглядным методом. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Существует три уровня ознакомления дошкольников с природой.
Первый – самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями.
Второй– подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.
Третий уровень– все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:
- Накопление у детей достаточного объема знаний о природе.
- Появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению.
Непременным условием успешного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и формированию естественно – научных представлений.
Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой. Ведущим принципом является научность. Детям необходимо давать только правильные знания.
Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, эксперименты и собственно продуктивная деятельность в природе.
Исходя из выше сказанного, хочу отметить, что разрабатывая свою педагогическую концепция развития личности, я не могла не затронуть экологическое воспитание.
Проживая в Саратовской области, особое внимание заслуживают региональные подходы к экологическому образованию «Концепции непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области» уже почти десять лет. В ней впервые были представлены как единое целое все звенья образовательной и воспитательной системы.
Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Что же такое экология? Что она изучает? Воздух, вода и вся другая неживая природа, называется окружающей средой. Экологические системы везде свои – в лесу, в озере, в океане.
Взаимодействие растений, животных и окружающей среды изучает наука экология.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
- Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе; способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Ф. Тютчев писал: «А ведь в природе, как и в человеке, есть душа, в ней свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».
- Развивать у детей эмоционально – положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм; знакомить с флорой и фауной города Энгельса.
- Формировать у детей элементарное представление о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
- Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Какие формы и методы использую я в своей работе? Это игры, беседы, экскурсии в парк, в краеведческий музей, игры – сказки, инсценирование, праздники, наблюдения на прогулках, в утренние приемы, в вечернее время. В образовательных областях провожу викторины.
В группе есть мини – лаборатория, включающая в себя: лупы, пробирки, песок, полезные ископаемые и т.д. Провожу на открытых мероприятиях занятия с элементами проектной деятельности. В младших группах был создан центр «Песок – вода».
Проект в средней группе «Моря, океаны».
На базе ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» создана опытно – экспериментальная площадка, где постоянно проходят семинары, методические объединения.
Формы этих семинаров следующие: теоретическая часть и практические занятия.
Концепция нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной) . Беседы познавательно – эвристического характера, экологические тесты и задачи, аудиозаписи.
По мере возможности от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения «Цветок», «Медвежата», «Северный полюс» и многие другие.
Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях знания, совместно с музыкальным работником, мы проводим музыкально – экологические развлечения и праздники «Бесценная и всем необходимая вода», вечера досуга «Люблю березку русскую», кукольные театры для малышей на экологические темы.
Немаловажную роль в формировании экологической культуры играют театрализованные игры и строительные игры. По тематическому содержанию игры делятся на темы «Живая природа» и «Неживая природа». Использую пословицы о лесе «В лес не съездишь, так и дома замерзнешь», «Леса от ветра защищают, урожаю помогают», пальчиковые игры.
Есть книга в группе, созданная вместе с родителями «Лесные правила», природоведческие правила.
Заключение
Моя концепция экологической культуры следующая: формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу. Хочется еще раз вспомнить высказывания Я. А. Коменского «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане».
Особое внимание я уделяю совместной деятельности взрослого и ребенка.
Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологической культуры. Педагог, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.
Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.
Характерными особенностями совместной деятельности являются:
- Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
- Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
- Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.
Я организую свою деятельность так, чтобы реализовать ее мотив – воспитание у дошкольников экологической культуры – и достигаю поставленных задач:
- Личный пример взаимодействия человека с природой, гуманное к нему отношение;
- Демонстрация способов общения с объектами природы;
- Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями;
- Умение слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
- Развитие наблюдательности, формирование причинно – следственных связей в природе.
Экологическое воспитание дошкольников согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируюсь на общегуманные ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном возрасте фундамент личностной культуры базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Источники информации:
- Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Гризик Т. И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., Просвещение, 1988.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
- Николаева С. Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
- Попова Т. И. «Мир вокруг нас» - материалы комплексной программы культурно – экологического воспитания детей дошкольного возраста //Педагогика, 2002, №7
Педагогическая концепция
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Воспитателя высшей квалификационной категории
МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что работе по организации экологического образования дошкольников уделяется особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства, так как именно ребенок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.
Методика экологического образования дошкольников - это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению.
Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.
Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.
Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей:
1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.
2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.
3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.
4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.
5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба.
6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения.
Если обратиться к истории становления и развития методики экологического образования дошкольников, то можно выделить несколько этапов этого развития.
1-й этап - оформление идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и русской педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е. Н.Тихеева),
Остановимся на некоторых из их идей.
Я.А. Коменский, известный чешский педагог XVII столетия, считал, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать. Не случайно одна из широко известных работ великого педагога носит название «Материнская школа». В данной книге автор предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Из обширного спектра наук, доступных детям дошкольного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников. Я.А. Коменский считает, и с этим нельзя не согласиться, что в окружающий мир дети «входят» при помощи «разведчиков» (именно так он называет органы чувств). Лишь после чувственного, сенсорного восприятия, по мнению автора, возможно восприятие осмысленное, с помощью разума.
Исходя из требования обеспечения чувственных основ познания, большое место в воспитании детей он отводит природе. Большое внимание Я.А. Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорите необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А. Коменский раскрываете своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет два этапа. На первом этапе при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. На втором этапе, основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого (матери) закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию.
Говоря о методике ознакомления дошкольников с миром природы, Я.А. Коменский также предлагает большое внимание уделять играм детей.
Интересные мысли о влиянии природного окружения на развитие ребенка высказывает и французский мыслитель XVIII столетия Ж.Ж. Руссо. По его мнению, до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. Основой этого развития автор считает свободное самостоятельное наблюдение природных объектов, явлений, процессов. В процессе самостоятельных наблюдений будет естественным путем осуществляться развитие пытливости, любознательности детей. Кроме этого, по мнению Ж.Ж. Руссо, природа способствует развитию внешних чувств, что составляет базу детских размышлений. Большое значение имеет самостоятельная активность детей в различных видах деятельности. Особое место и значение Ж. Ж. Руссо предлагает уделять труду в природе.
Актуальны до настоящего времени и идеи немецкого педагога XIX столетия Ф. Фребеля. Особое внимание он предлагает уделять вопросам создания условий для ознакомления детей с миром природы, для непосредственного, систематического и планомерного общения с ее предметами и объектами. По мнению Ф. Фребеля, каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности. Кроме того, говоря о важнейшем воспитательном значении труда в природе, он предлагает разбивать на территории дошкольного учреждения грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность.
Огромный, богатейший материал для построения системы работы по ознакомлению дошкольников с природой накопила и русская прогрессивная педагогика. И в первую очередь это относится к идее К.Д. Ушинского о месте природы в воспитании ребенка. Природу К.Д. Ушинский считает важнейшим средством воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание высоких чувств и душевного благородства К.Д. Ушинский неизменно связывал с воздействием на ребенка родной природы. Воспитание средствами природы связано у великого педагога с идеями народности. Голос родной природы полон для К.Д. Ушинского мыслями, чувствами, полон поэзии, которая одна способна воспитать душу ребенка в любви к Отчизне. Особое место и значение К.Д. Ушинский отводит природе в интеллектуальном развитии ребенка. В первую очередь он обращает внимание на влияние природы на развитие речи дошкольников. Развитие же речи он тесно связывает с развитием мыслительных процессов и операций. Раскрывая методику работы с детьми по ознакомлению их с миром природы, К.Д. Ушинский особое значение предлагает уделять наблюдениям в природе и формированию у дошкольников такого качества личности, как наблюдательность. Под наблюдательностью он понимает способность видеть предметы во всех их качествах, свойствах, проявлениях. К.Д. Ушинский называет два условия развития наблюдательности:
Наглядность обучения;
Изложение материала в системе и последовательности.
Наряду с этим К.Д. Ушинский обращает внимание и на отбор содержания знаний о природе для детей. Он предлагает знакомить детей как с миром растений, так и с животным миром, а также с предметами неживой природы. В основе отбора содержания знаний о природе для детей, по его мнению, должен быть положен принцип доступности материала и принцип наглядности.
Многие мысли, идеи К.Д. Ушинского развила, обогатила его ученица и последователь Е.Н. Водовозова. Природу она предлагает рассматривать как основу для умственного развития ребенка, Важное место и значение уделяет природе в сенсорном воспитании детей. По мнению Е.Н. Водовозовой, именно природа «поставляет» богатейший материал для развития органов чувств. Особое место отводит природе в развитии наблюдательности, которую она понимает как способность напоминать наблюдаемое. Развитие наблюдательности она связывает с развитием любознательности и интереса к окружающему. Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми необходимо знакомить дошкольников, и методику процесса ознакомления детей с этими объектами и предметами. В первую очередь она обращает внимание на то, что детей следует знакомить с теми предметами и объектами, которые их непосредственно окружают. Большое внимание она предлагает уделять ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе. Процесс ознакомления с растениями и животными Е.Н. Водовозова советует сочетать с трудом по уходу за объектами природы. Рекомендует широко использовать опыты, раскрывающие свойства предметов, устанавливающие связи и зависимости, существующие в природном окружении. Е.Н. Водовозова обращает внимание и на создание условий для ознакомления дошкольников с миром природы. Она говорит о необходимости организации труда на огороде, в цветнике и «естественном кабинете» (уголке природы).
Существенный вклад в разработку содержания и методов ознакомления дошкольников с природой внесла Е.И. Тихеева. Природу она рассматривает как одно из условий или как элемент среды, в которой «дети живут своей естественной детской жизнью». В природе она видит неиссякаемый источник, из которого дети могут черпать свои наблюдения, перенося их на свои игры и повседневную жизнь. Большое внимание она предлагает уделять самостоятельной активности детей в процессе познания природы. По мнению Е.И.Тихеевой, именно активность ребенка обеспечит возможность познания природы посредством всех возможных органов чувств. Считая, что природа оказывает огромное влияние на развитие эстетических чувств и переживаний детей, она обосновывает необходимость использования природы в этическом развитии ребенка: «Наблюдая за жизнью растений и животных, живя с ними и обслуживая их, ребенок прибегает к источнику, питающему не только внешние чувства и ум, но и оказывающему самое благотворное влияние на развитие высших чувств». Большое внимание Е.И.Тихеева предлагала уделять обеспечению процесса непосредственного общения и взаимодействия детей с миром природы, основной формой которого рассматривала экскурсии и прогулки в природу.
2-й этап - разработка теории и практики методики ознакомления дошкольников с природой. Определенное внимание вопросам методики ознакомления детей с миром природы уделялось еще на первых съездах по дошкольному воспитанию. Так, на Первом съезде по дошкольному воспитанию (1919) обращалось внимание на значение природы для всестороннего развития ребенка. На том же съезде был поставлен вопрос и о создании определенных условий в дошкольных образовательных учреждениях для решения вопросов целенаправленного и планомерного ознакомления детей с природным миром. В дальнейшем ставились вопросы, связанные как с методикой, так и с содержанием организации природоведческой работы с детьми.
Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф. Терентьевой и др.
Рассмотрим основные аспекты этих исследований.
Выше было отмечено, что природа рассматривалась как фактор всестороннего развития ребенка. Одним из направлений этого всестороннего развития по праву считается нравственное воспитание дошкольников. Данной проблеме было посвящено исследование В.Г. Грецовой (1971), центром которого являлись вопросы воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе. Автор исследования указывала на факт частого рассогласования знаний о правилах поведения в природе, имеющихся у детей с их истинными поведенческими проявлениями. Исходя из этого, целью своего исследования В.Г. Грецова рассматривала разработку содержательной стороны знаний о мире природы, которые имели бы воспитательный характер. Наряду с этим автор подчеркивала необходимость создания методики воспитания, в основе которой предусмотрено расширение знаний о мире природы и формирование у детей положительного к нему отношения, а также привитие им осознанного стремления по ее сбережению и охране. Под положительным отношением к природе исследователь понимает «деятельную любовь», опирающуюся на знания, которые способствуют формированию соответствующего поведения. Компонентами этого поведения являются: активный интерес к природе и стремление как можно больше узнать о ней; наличие знаний, умений и желания применить приобретенные знания на практике в уходе за животными, растениями и в охране природы.
Давая определение отношения детей к природе, автор впервые приводит оценочные критерии, которыми оно обусловливается:
Отрицательное отношение к природе, выражающееся на словах и в поступках, отсутствием интереса к природе и знаний о ней;
Положительное отношение к природе, выражающееся в эмоциональной форме и общих словесных оценках, типа «люблю», «нравится», «хороший», «надо беречь», не всегда подкрепляемых адекватным поведением в силу отсутствия соответствующих знаний и умений;
Положительное отношение, выражающееся участием в деятельности по охране природы и уходу за растениями и животными, основанием которого являются полученные знания, но при этом отсутствуют необходимые навыки и умения;
Положительное отношение к природе носит характер привычки, чувства и действия детей адекватны знаниям о природе.
Проведенное автором исследование показало, что основой формирования положительного отношения детей к природе является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-положительного отношения к природе, знаний и полезной деятельности, которую дети выполняют благодаря полученной информации. Большое значение, по мнению автора, имеют осознанность получаемой информации о мире природы детьми и осмысленность действий, производимых с объектами природы. Достичь этого возможно, как показало исследование, в результате комплексного использования наглядных, словесных и практических методов в природоведческой работе с детьми.
Проблема эстетического развития детей дошкольного возраста средствами природы изучалась в исследованиях Н. Виноградовой (1982), Э. Никитиной (1983), Ф. Томиной (1983) и др.
Н. Виноградова в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и понимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему воспитания эстетических чувств по отношению к миру природы, автор сформулировала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы. Автор отмечает, что общение с природой создает разнообразные ситуации, которые можно эффективно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Однако эмоциональное отношение к явлениям природы можно формировать у дошкольников и через создание специальных проблемных ситуаций, предлагая детям задания творческого характера. Наряду с этим большое значение будет иметь и личность самого педагога. Педагог, любящий и понимающий природу, передаст свое отношение всем детям. Именно воспитатель учит малыша замечать и устно описывать изменения, происходящие в природе, помогает осмыслить увиденное. Постепенно у детей формируются эстетические оценки природных явлений и объектов: от элементарных «нравится», «не нравится», «красиво», «некрасиво», базирующихся на созерцании природных процессов, до глубинных эстетических чувств и переживаний, основой которых является осмысление происходящего в мире природы.
Эстетическое воспитание рассматривается Л. Аветисян (1987) как важное средство развития детей дошкольного возраста. По ее мнению, одним из условий формирования эстетического вкуса являются чувства радости, восхищения, изумления, которые появляются у ребенка во время наблюдений объектов, предметов, явлений окружающего мира природы. Автор, ссылаясь на работы Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подъякова, А.Е. Флериной, придает большое значение сочетанию непосредственного восприятия красоты явлений природы с их поэтическими художественными образами, созданными поэтами, писателями, художниками. Кроме этого, Л. Аветисян предлагает особое внимание в системе работы с детьми уделять самостоятельному участию детей в преумножении красоты природы. Здесь она предлагает использовать не только созидательный труд в природе, но и изготовление детьми изопродукции, поделок из природного материала.
Особое значение уделяется проблеме влияния процесса ознакомления дошкольников с миром природы на их интеллектуальное развитие. В частности, эта тема исследуется в работе Э.И. Залкинд (1947). В своем исследовании автор дает определение задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста, которые возможно решать в процессе ознакомления их с миром природы. Одним из основополагающих моментов здесь представляется задача накопления у детей знаний, информации о природе. Причем необходимо помнить, что в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей дошкольного возраста знания эти будут разного уровня и характера.
В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает накапливать информацию об окружающей действительности, мы ему даем знания об отдельных предметах, объектах и явлениях природы. В среднем дошкольном возрасте, когда ребенок уже обладает определенным запасом информации, педагог должен учить его устанавливать простейшие связи и зависимости, существующие в природе. Знания, таким образом, приобретают характер представлений. В старших же группах дети способны устанавливать уже не единичные связи и зависимости, а глубинные, требующие довольно сложных мыслительных операций. Знания в этом возрасте приобретают характер понятий.
Решая задачу усложнения, совершенствования знаний дошкольников о мире природы, параллельно необходимо решать и задачу систематизации имеющейся у детей информации природоведческого содержания. Система экологических знаний включает:
Представления о растениях и животных как уникальных, неповторимых живых существах, их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
Осознание того, что все живые существа на планете связаны друг с другом сложной системой связей.
Формирование системы знаний о природе у детей способствует расширению круга представлений ребенка о мире в целом. Устанавливая связи и зависимости, существующие в природе, дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать имеющуюся у них информацию. Именно это, по мнению автора, позволяет решать еще одну задачу - интеллектуальное развитие детей средствами познания природы, развивать у них мыслительные процессы и операции.
Следующей задачей интеллектуального развития ребенка в процессе ознакомления с природным окружением является формирование его сенсорной культуры. Познание малышом окружающей действительности в силу его возрастной специфики, а именно наглядного характера мышления, осуществляется посредством различных органов чувств. Как отмечал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский, ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что познание окружающего мира невозможно без включения в этот процесс различных органов чувств. Причем чем больше анализаторов принимает участие в процессе познания, тем знания о познаваемом объекте или явлении полнее и прочнее.
Продукты деятельности органов чувств необходимо рассматривать как источники развития психики, интеллекта. Именно поэтому формирование сенсорной культуры ребенка является неотъемлемой частью умственного его развития. Решение данной задачи в процессе ознакомления дошкольников с миром природы направлено на совершенствование анализаторной сферы детей, что, в свою очередь, составляет основу для формирования представлений и понятий ребенка о мире природы.
Еще одной задачей, решаемой в процессе умственного развития детей средствами познания природы, Э.И. Залкинд считает воспитание у дошкольников исследовательского отношения к миру природы.
Вопросы формирования у детей исследовательского отношения к окружающему, их познавательной активности занимают одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях. Учеными установлено, что именно познавательная активность является для ребенка одним из основных источников его развития. И это естественно. Познавая окружающий мир, ребенок накапливает о нем определенный багаж информации. У него развиваются мыслительные процессы и операции, формируются элементы материалистического миропонимания.
С задачей воспитания познавательного отношения к миру у детей неразрывно связано развитие такого качества личности, как наблюдательность. Приучая дошкольников наблюдать мир природы, т.е. целенаправленно сосредоточивать свое внимание на ее объектах и явлениях, мы тем самым развиваем внимание и воображение дошкольников. И снова можно привести высказывание К.Д. Ушинского, который писал: «Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать». Необходимо приучать ребенка присматриваться к окружающему миру, подмечать в нем существенное и характерное для каждого предмета и явления, замечать происходящие изменения.
Вместе с тем следует помнить, что, развивая сенсорную культуру детей, воспитателю важно соотнести чувственный опыт детей с доступным для них изложением.
Называя и раскрывая задачи интеллектуального развития детей средствами природы, мы упоминали задачу систематизации знаний детей о природном окружении. Мы еще раз обращаемся к данной задаче в связи с тем, что в 1970-1980-е гг. в рамках решения этой проблемы было проведено несколько исследований, которые в дальнейшем имели определенное значение на становление методики экологического образования дошкольников. Возможность усвоения детьми дошкольного возраста системных знаний доказана исследованиями как психологов (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец), так и педагогов (Н.Н. Поддъяков, Е.И. Радина, А.П. Усова). В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е.Ф.Терентьевой, И. Хайдуровой и др. разработаны конкретные системы знаний о мире природы для детей дошкольного возраста.
Большой интерес представляет исследование Л.М. Маневцовой (1985), ориентированное на формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных. Автор отмечает, что система знаний о сезонных изменениях в природе создает у ребенка представление о целостной картине мира, способствует формированию элементов материалистического миропонимания. В основу программы системных знаний положена идея об обусловленности сезонных изменений факторов окружающей среды (температура воздуха, освещенность, наличие и характер осадков и пр.) сменой положения Земли и Солнца относительно друг друга.
Исходя из этого, система знаний о сезонных изменениях в жизни животных представлена Л.М. Маневцовой следующим образом:
1) знания о сезоне как временном отрезке года, вызываемом | движением Земли вокруг Солнца;
2) знания об основных факторах абиотической среды (освещение, температура воздуха, осадки, состояние покрова Земли);
3) знания об основных потребностях животных (освещение, тепло, убежище, питание);
4) знания о влиянии факторов окружающей среды на животных и о системе приспособления к условиям ее изменения.
В результате проведенного экспериментального исследования автор не только доказала возможность усвоения детьми старшего дошкольного возраста системных знаний о сезонных изменениях в мире природы, но и показала, что особое значение имеет выбор методов работы с детьми. Оптимальным методом формирования системы знаний о сезонных изменениях в жизни животных, по мнению Л.М. Маневцовой, должно стать широкое использование моделей и деятельности по моделированию. Именно модель позволяет в единстве раскрыть пространственно-временные и причинно-следственные зависимости, предлагаемые для усвоения детям.
Особый интерес и ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н. Кондратьевой (1987), посвященное разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста. Ссылаясь на многочисленные философско-педагогические исследования, автор отмечает, что содержательными компонентами системы знаний о живом организме для дошкольников должны стать представления, отражающие:
Целостность живого организма, являющуюся следствием взаимодействия его структуры и функций, а также важнейшим условием его существования;
Системные свойства целостного живого организма: специфический обмен веществ живого организма со средой обитания, проявляющийся в питании, дыхании, движении и т.д.; способность к развитию как самовозобновлению и самовоспроизводству; приспособляемость живого организма к условиям существования (среде), как к относительно постоянным, так и изменяющимся;
Детерминированность живого неживым, их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность; живой организм при этом должен рассматриваться как открытая система, существующая и функционирующая только в условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;
Системную организованность живого организма: живое любого уровня организации должно быть рассмотрено как система, представляющая собой морфологическое и функциональное единство составляющих ее компонентов, и как элемент системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности.
1) знания о целостности и существенных свойствах живого организма как целостного образования;
2) знания о приспособлении живых организмов к среде обитания;
3) знания о росте, развитии и размножении живых организмов в условиях среды;
4) знания о существовании живого организма в условиях экосистемы.
Каждый из разделов представляет собой относительно самостоятельную подсистему знаний. Содержание предыдущих разделов программы органично включается в содержание последующих, являясь обязательным компонентом. В каждом последующем разделе программы предыдущий раздел получает дальнейшее развитие: знания пополняются, обогащаются новой информацией, устанавливаются более глубокие связи и зависимости, тем самым все более полно и разносторонне раскрываются сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Последовательное освоение содержания знаний, как полагает автор, оказывает определенное позитивное воздействие на уровень осознания детьми необходимости бережного, заботливого отношения к живым существам, повышает степень их активности в плане познания мира природы. По мнению автора, система знаний о мире природы, отражающая ведущие закономерности, в ней существующие, имеет огромное значение для воспитания у ребенка не только осознанного, гуманного, но и ценностного отношения к природному окружению.
Наряду с определением конкретных задач работы с детьми, решаемых в процессе ознакомления их с миром природы, определением системы знаний о природе ряд исследований посвящен изучению методов ознакомления дошкольников с природным окружением. Одним из ведущих методов этого процесса исследователи (Б.Г. Ананьев, В.Т. Логинова, А.А. Люблинская, П.Г. Саморукова) считают наблюдение.
В рамках реализации элементов развивающего обучения в практике работы с дошкольниками предлагается использовать элементарную исследовательскую деятельность (Л.М. Маневцова) и деятельность по моделированию (Т.Р. Ветрова).
3-й этап - разработка теории и методики экологического образования дошкольников (конец 80-х гг. XX столетия - до настоящего времени). Особое значение имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.
В 1996 г. была опубликована «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста» С.Н. Николаевой, которую практически до настоящего времени рассматривали как определенный нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста. Основной целью экологической работы с детьми автор концепции видит в формировании у детей основ экологической культуры, являющейся базисным компонентом становления личности, позволяющим ей в дальнейшем успешно осваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. В качестве начального этапа всей экологической работы с детьми С.Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического).
Проблему нравственного развития личности ребенка-дошкольника средствами природы исследовала Н. Фокина (1996). По ее мнению, нравственное становление дошкольников вплотную связано с формированием у них гуманного отношения к миру природы. Ребенок-дошкольник должен осознавать ценность любого проявления жизни, стремиться защитить и сберечь природу. Автор отмечает, что основу гуманного отношения к природному окружению составит осознание каждым малышом взаимосвязи «человек-природа», осознание того, что забота о природном окружении это есть не что иное, как забота о себе самом, забота о человеке. Отвечая на вопрос о том, как же сформировать у детей гуманное отношение к природному окружению, автор указывает на необходимость учета таких специфических возрастных особенностей детей дошкольного возраста, как впечатлительность и эмоциональная отзывчивость. Важно воспитывать у детей такие качества, как сочувствие, сострадание, сопереживание всему живому. Следует показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее беречь, заботиться о ней. Кроме этого, большое внимание в данном документе С.Н. Николаева обращает на создание условий для организации экологической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Говоря о предметно-развивающей среде, С.Н. Николаева обозначает ее как «зону природы», под которой она понимает ту часть помещения и участка дошкольного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные или растения. К зоне природы автор относит групповые уголки природы, специальную комнату (или холл) с объектами природы, зимний сад, микроферму, теплицу, площадку природы, экологическую тропу и озелененные места на участке.
Духовно-нравственное развитие детей средствами природы тесно связано с их эстетическим воспитанием. По мнению Н. Фокиной (1996), осознание эстетической ценности объектов природы поддерживает и укрепляет активное гуманное отношение к ней.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие богатейшего материала, касающегося вопросов ознакомления дошкольников с природой и экологического их образования, перечисленные исследования придерживаются в основном позиции необходимости формирования у дошкольников элементов эксцентрического отношения к миру природы и не затрагивают вопросов воспитания у подрастающего поколения современного - коэволюционного взгляда на систему взаимоотношений «человек - природа».
11 Дополнител. парциальные программы. Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова. для 5-7 лет Основ. цель-воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творч. личности, способной понимать и любить окруж. мир, природу и бережно относиться к ним. содерж. базовый компонент, кот. конкретизиру-ется с учетом местных условий: эколого-геогра-фическ, национально-культурных. состоит из 10 блоков. Кажд. включает обучающий и воспиты-вающ. компоненты-знания о природе и развитие детей с разных аспектов отношения к ней (забо-ты, умения видеть красоту и др.) 5 блоков расс-матривает область нежив.природы (вода, воздух, почва и др.), 3 блока посвящены жив. природе – раст., живот. и экосистеме леса, 2 – взаимодей-ствию человека с природой. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место челов. в ней. У детей формиру-ются первые представления о существ. в приро-де взаимосвязях и на этой основе – начала эколог. мировоззрения и культуры, ответствен. отношения к окруж среде, к своему здоровью. Больш. значение придается нравствен аспекту: развитию представлений о самоценности при-роды, эмоцион. положительн. отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамо-тного и безопасн. поведения в природе и быту. Дети приобретают первоначал. умения, позво-ляющие им участвовать в посильн практич. дея-тельности по охране природы родного края. име-ет методич обеспечение по созданию развив среды в ДОУ, рекомендации по ознакомлен. дет. с водой, воздухом. автор обращает внимание на отходы, которые в > кол-ве производит чел. и, кот. составляют реальную опасность для приро-ды. «Юный эколог» С. Николаева, создана на основе собственной Концепции экол.воспитания дошк. направлена на формирование начал экологич. культуры у детей 2-7 лет в условиях ДОУ.состоит из 2-х подпрограмм: «Эколог. восп дошк.»;«Повышение квалиф-ции дошк. работн. по экологич. воспит. детей».Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слы-шу-осязаю»), эмоциональном взаимдействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Осн. целиподпрограммы: ознакомлен. детей с окруж.миром: разнообразием раст,живот, сезонных явлений, деятельности чел. в природе; формирование у реб. осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.Эколог. подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.Основные компоненты программы:передача ЗНАНИЙ об окружающем мире формирование ОТНОШЕНИЯ к природе
Программа включает в себя:концептуальный научно обоснованный психолого-педагогическ. взгляд на проблему экологич. воспитания дошк.;
экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в ДОУ, так и в семье;
подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экол.культуры, эколог. грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);технологию формирования начал эколог. культуры во всех возрастных группах. Началом работы по эколог. воспитанию детей в доу яв-ся правильная организация природной зоны, той части помещения и участка доу, на которой растут растения, содержатся какие-либо животные.
ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» направленная на эколог.образование, менеджмент и сертификацию школ.появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международ. конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992).На начал. этапе программа проводилась только в Европе и при финансовой поддержке Европейской Комис-сии. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национ. уровне, на основании сданного школой отчёта о проделан работе, и утверждается международ координатором. Флаг вручается на один год. Он вручается всем образ. учреж. которые успешно работают по программ-ме, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. К флагу выдаётся сертификат установленного образца. 7 ШАГОВ ПРОГРАММЫ.Создание Экологич. совета школы. Исследование экологич. ситуации в школе и её ближайшем окружении. Разработка плана действий. Мониторинг и оценка выполнения плана. Включение эколог. тематики в школьные курсы.Предоставление информации и сотрудничество.Формулировка и принятие Экол. кодекса. Программа имеет 4 обязат.темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата».способствует воспитанию подраст. поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окруж. среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений
Во все времена процесс воспитания рассматривался и как отдельный, самостоятельный вид деятельности педагогов и воспитателей.
Характеристика истории формирования непрерывного экологического образования и воспитания обусловлена развитием идей, суждений, концепций об экологии как науке и о сущности экологических знаний как продукта образования.
Процесс формирования системы непрерывного экологического образования отражает опыт, накопленный в мировой и российской педагогике, с другой - специфику эколого-географических, демографических условий жизни и деятельности населения.
Уже в V веке до новой эры возникло учение о зависимости развития человеческого общества от окружающих природных условий. Родоначальник этого учения - Гиппократ (480-377 гг. до н. э.) в своей книге «О воздухах, водах и местностях» писал о прямой связи состояния здоровья населения и успеха в лечении многих болезней от климата .
Наиболее глубокие суждения о взаимодействии природы и общества характерны для Страбона, который в своей знаменитой книге «География» показал важность учета географических особенностей страны в управлении и военном деле.
Уже в Древней Греции сформировалось научное направление о взаимосвязях и взаимозависимости природы в целом (ландшафты), отдельных ее компонентов (климат, почвы, животный мир) и общества. И не только общества, но и отдельно взятой личности.
Идеи влияния природы на человека и общество прослеживаются и в трудах философов, географов Древнего Востока. В средневековом Китае сформировались убеждения о влиянии природного фактора на различные аспекты общественной жизни .
Таким образом, в древнем мире появились условия для приобщения людей к знаниям о взаимосвязях природы и человека, общества, жизни и деятельности населения, различных его социальных групп.
Новая волна идей о взаимосвязях природы, человека и общества, природы и хозяйственной деятельности народов связана с французскими учеными. Шарль Луи Монтескье, Жорж Бюффон, Жан Ламарк явились авторами книг о влиянии климата на человека и общество, об эволюции взаимодействия животного и растительного мира, человека и среды обитания.
Конец XVIII и начало XIX века сыграли важную роль в новых подходах к пониманию окружающей среды и месте в ней человека.
Развитие генетики в XX веке привело к пониманию организмов как запрограммированных систем, поддающихся перепрограммированию (видоизменениям) при наличии соответствующих научных знаний и технических методов.
Новое понимание проблемы устойчивого развития окружающей среды привело к определению комплекса целей экологического образования и воспитания.
В России учение о взаимодействии природы и человека развивалось со значительным отставанием. Впервые система взглядов о влиянии человека на общество была опубликована Ю. Ю. Крижаничем в его книге «Политика» (1663-1666 гг.).
Важную роль в осмыслении особенностей воздействия природы на общество оказали реформы Петра I.
В русской науке XVII-XIX вв., как и в западноевропейской, параллельно преодолению религиозно-мистических концепций развивается идея географического детерминизма .
К концу XVIII века в России сформировалась идея о том, что человек не только подвержен воздействию природы, но и сам влияет на нее.
В первой половине XIX века К. Вэр в работе «О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества» писал о значении знаний об особенностях местности и ее природы в изучении социальных условий населения.
Важную роль в развитии научного понимания взаимосвязей и взаимовлияния природы и человека сыграли труды К. И. Арсеньева.
Основоположник научной педагогики России К. Д. Ушинский дал наиболее полный и глубокий анализ взаимодействия природы и общества.
Таким образом, с XVII до первой половины XIX века в русской науке сформировалась совершенно самостоятельная точка зрения о влиянии природного фактора на исторический процесс в России, о взаимодействии компонентов природы и живых организмов, о взаимоотношениях природы и общества.
Эпохальное значение имеет научная деятельность В. И. Вернадского (1863-1945 гг.). Академик В. И. Вернадский - ученый с мировым именем, основоположник геохимии и биогеохимии - провел массу исследований, имеющих прямое отношение к проблемам экологии.
XX век стал главной вехой на пути формирования современной концепции экологического образования.
Конец XX и начало XXI века являются новым, чрезвычайно плодотворным периодом развития концепций экологического образования.
В условиях перехода России на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание населения приобретает приоритетное значение.
На сегодняшний день Россия располагает необходимым потенциалом для перехода к устойчивому, экологически безопасному развитию.
Вопросы экологического образования и воспитания стали одной из главных задач органов управления.
Начало XXI века - это новый этап развития экологического образования, воспитания и просвещения.
Приоритетными направлениями экологического образования в ряде стран стали: социальная направленность экологических знаний, их экономическое содержание, политика переработки отходов и личное поведение каждого в окружающей среде с целью воспитания экологического сознания, ориентированного на действие.
Началом создания системы экологического образования в России было широкое просвещение населения в начале XX века.
В результате, продекларированная в 90-х годах XX века идея создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения не реализована и в начале XXI века.
Мировое экологическое движение - одна из эффективных форм деятельности всех социальных групп населения и учащихся всех категорий в области охраны окружающей среды. Ведущими факторами реализации непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения являются научно обоснованные цели и адекватные им задачи, решение которых может гарантировать достижение качества экологической образованности и воспитанности населения.
Список литературы:
- Карпенко С.Х. Экология и современное образование. Машиностроитель. 2011. № 7. С. 49-56.
- Семенова Е.В. Из истории экологического образования. Актуальные направления научных исследований XXI века. 2015. Т. 3. С. 108-112.
- Чуйков Ю.С. История экологии и экологического образования. Астраханский вестник экологического образования. 2001. № 2. С. 79.
Светлана Буянова
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста С. Н. Николаевой
«Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста » С. Н. Николаевой (1996) представляет собой нормативно-регулятивный документ в области экологического образования детей дошкольного возраста . Концепция позволяет определять перспективы его развития, создавать конкретные программы и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений . Как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества : своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания и родители детей , что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления .
Начальным этапом всей экологической работы с детьми С . Н. Николаева выделяет процесс передачи детям знаний, информации о мире природы. Конечным же итогом этой деятельности, по ее мнению, должно стать формирование у каждого ребенка определенного типа отношения к природному окружению (познавательного, эстетического или гуманистического) . Показателем Э образованности и воспитанности необходимо считать практические действия человека по отношению к природной среде. Базовой основой ЭО дошкольников является традиционно сложившаяся система ознакомления детей с природой .
СОДЕРЖАНИЕ экологического воспитания включает два аспекта : передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры , а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию . Биоцентрический подход к вопросам экологического образования , ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Трансформация знаний в отношения происходит, если педагог реализует личностно-ориентированные методы работы с детьми. Формой выражения субъектного отношения к природе является самостоятельная деятельность.
Носителем Э культуры в детском саду надо рассматривать воспитателя , он является решающим фактором ЭВ детей . Три стороны его личности определяют результат его деятельности - продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры :
1) понимание Э проблем и причин, их порождающих. Ощущение каждым педагогом гражданской ответственности в сложившейся ситуации и готовность ее изменить.
2) профессионализм и педагогическое мастерство : владение методиками ЭВ дошкольников , осознание педагогом целей и задач этой деятельности, систематическая реализация различных технологий развития, воспитания и образования в практике работы с детьми.
3) общая ориентация педагога в практике новой гуманистической модели ЭВ : создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду , забота об их физическом и психическом здоровье, использование личностноориентированных методов работы.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профес-сионализмом воспитателя , знанием и практическим владением методами экологического воспитания . Можно выделить следующие группы МЕТОДОВ, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей , развитию экологической направленности их личности.
1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и под-держанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод .
2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания .
4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.
Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии.