Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

История развития педагогики как науки

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу... Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.). В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96 н. э).

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование в это время утратило прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. И хотя среди деятелей церкви были просвещенные философы – Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория особого развития не получила.

Эпоха Возрождения дала целый ряд педагогов-гуманистов – это Эразм Роттердамский (1466–1536), Витторино де Фельтрэ (1378–1446), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592).

Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В основном труде «Мысли о воспитании» он изложил свои взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

В историю педагогики вошли имена таких известных просветителей Запада, как Дени Дидро (1713–1784), Жан Жак Руссо (1712–1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), Адольф Дистервег (1790–1841).

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил – физических, умственных и нравственных.

По Ушинскому, руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

К.Д. Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. Он считал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США: сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность быстро и успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий.

В России хорошо известно имя американского педагога и врача Бенджамена Спока (1903–1998). Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что должно превалировать в воспитании детей – строгость или доброта, он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. Ответ на этот простой вопрос пока неочевиден.

В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Для их разработки и популяризации многое сделала итальянская учительница Мария Монтессори (1870–1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Эти материалы построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей системы Монтессори. Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.

Приверженцем идей свободного воспитания в России был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А.П. Пинкевич (1884–1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Надежды Константиновны Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. Антон Семенович Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы на этапе коренной перестройки общества.

В 1940-1960-е гг. на ниве народного образования активно трудился Михаил Алексеевич Данилов (1899–1973). Он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил многие руководства для учителей. На них и сегодня опираются российские педагоги.

Среди начальных школ особое место занимают так называемые малокомплектные школы, которые создаются в небольших поселках и деревнях, где недостает учеников для создания полных классов и один учитель вынужден одновременно обучать детей разного возраста. Вопросы обучения и воспитания в таких школах разрабатывал М.А. Мельников, составивший «Настольную книгу для учителя» (1950), где изложены основы методики дифференцированного (т. е. раздельного) обучения.

В 1970-1980-е гг. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством академика Л.В. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.

В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества (Ш.А. Амо-нашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский и др.). Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описаны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С.Н. Лысенкова создала также методику «опережающего обучения».

В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий дошкольного и начального школьного обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают справляться с задачами управления учебным процессом, что позволяет достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки – заметные вехи на пути положительных перемен. Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно ориентированного воспитания и обучения.

Однако педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, – прерогатива не столько науки, сколько самой жизни.

Авторитарное (основанное на слепом подчинении власти) воспитание имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, И.Ф. Гербарт, выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, он рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под влиянием Гербарта сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, имена провинившихся записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран, во многом следовавших заповедям авторитарного воспитания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики и приобрела многочисленных сторонников во всем мире.

Среди российских педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, – Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их умножать.

Гуманистическая педагогика – это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе.

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Гуманистическая педагогика требует: 1) человеческого отношения к воспитаннику; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права ребенка быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

ВОПРОС 1

Педагогика как наука

В трудах и эпосах древнегреческих

В эпоху Возрождения

Только с XVII родоначальником педагогической науки.

В период с XVII по XVIII

середине XIX

С начала XX

Современный этап

ВОПРОС 2

ВОПРОС 3

ВОПРОС 5

ВОПРОС 6

ВОПРОС 7

Образование как социокультурный феномен: функции, цели, содержание

Образование является органической частью жизнедеятельности личности, и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Главной образовательной задачей в обществе, на сегодняшний день, является не усвоение прежних технологий развития, а подготовка личности к овладению новым содержанием познания и практики. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы.

В период перехода от традиционного общества к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: профессиональное сообщество, семья, молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, оно является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью.

Образование в обществе реализует две основные функции:

Воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

Развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической модели образования, вторая – универсальной. Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения. Сфера образования является также механизмом развития личности, общества. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни путем развития мышления, сознания личности.

Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:

Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду

Обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

Воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе

На уровне дошкольного образования обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. В системе профессионально-технического и среднего образования: получение профессии и специальности соответствующего уровня. В вузах: достижение более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда.

ВОПРОС 8

Национальная система образования РБ и ее нормативно-правовая база

"Системообразующими" компонентами в образовательном законодательстве РБ являются законы "Об образовании", которые выполняют функции основ законодательства в области образования. В них впервые были сформулированы принципы государственной политики в образовании, которые и послужили основой для реформирования образовательных систем.

В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

Приоритетности образования;

Обязательности общего базового образования;

Осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

Доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

Преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

Национально-культурной основы образования;

Приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

Научности;

Экологической направленности образования;

Демократического характера управления образованием;

Светского характера образования.

Концептуальные нормы закона "Об образовании" явились фундаментом разработки законов для каждого из уровней образования. Следующим этапом стали разработка и принятие концепций, доктрин, программ развития образования, т.е. обобщающих документов, регламентирующих, систематизирующих и организующих дальнейшее реформирование образования.

Национальная система образования включает:

Участников образовательного процесса;

Образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

Учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

Государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления).

К учреждениям образования относятся:

Дошкольные учреждения;

Учреждения, обеспечивающие получение начального – послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития

Учреждения внешкольного воспитания и обучения;

Социально-педагогические учреждения;

Специальные учебно-воспитательные учреждения;

Научно-исследовательские учреждения

ВОПРОС 9

Тенденции развития образования в современном мире

Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования. Меняются способы передачи-получения культурно-исторического опыта: от постфигуративной (дети и взрослые учатся у своих предшественников) к конфигуративной (у сверстников) и префигуративной (у своих детей).

Тенденция смены установки от научного познания к культуре при изучении действительности.

Смещение акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усиление общекультурного значения научных областей.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.

Основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:

Ориентация содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развития умений к поиску новых знаний, их критическому анализу,

Изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний к посреднику между учеником и учебным предметом как элементом культуры)

Ориентация образования на развитие аналитических, рефлексивных, самоопределенческих способностей

Установка на детоцентризм как направленность на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства как показателя культуры общества.

Влияние вышеуказанных тенденций направлено на:

Формирование позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

Ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

Расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

Массовость высшей школы

Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей

Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации

Повышение роли непрерывного самообразования

Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.

ВОПРОС 10

Характеристика современной зарубежной образовательной системы(по выбору)

Образовательная система Германии

Сегодняшняя Германия - федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном образовательные учреждения являются государственными.

В соответствии с конституцией ФРГ каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление образования (не исключает общего руководства со стороны Министерства образования). Благодаря принятию ряда соглашений между федеральными землями, была достигнута унификация основных положений системы образования.

Система образования Германии включает в себя несколько ступеней.

1) Элементарное образование принадлежит к первой ступени школьного образования и представлено сетью дошкольных учреждений.

2) Первой ступенью образования является начальная школа, посещение которой начинается с 6 лет. Срок обучения в ней составляет 4-6 лет.

3) Вторая ступень образования1 начинается с так называемой "ориентировочной ступени", которая призвана направлять детей в нужный для них тип учебного заведения: основные школы, реальные школы, гимназии, комплексные школы. Учащиеся получают аттестат об образовании лишь после окончания реальной и основной школы, то есть по окончании 5- 6 лет учебы.

4) Вторая ступень образования2 включает старшие классы гимназии, а также школы профессионального, завершение которого приравнивается к среднему, после чего возможно только продолжение образования в профессиональной сфере.

5) Третья ступень образования - это высшие учебные заведения.

Система образования ФРГ интегрирована в общеевропейскую:

все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.

ВОПРОС 11

ВОПРОС 12

ВОПРОС 13

ВОПРОС 14

ВОПРОС 15

ВОПРОС 16

ВОПРОС 17

ВОПРОС 18

ВОПРОС 19

ВОПРОС 20

ВОПРОС 21

ВОПРОС 22

ВОПРОС 23

ВОПРОС 24

ВОПРОС 25

Роль самообразования и самовоспитания в развитии личности

Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации.

Функции самообразования:

Экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

Компенсаторная (ликвидация «белых пятен» в общей культуре);

Саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей);

Методологическая (формирование образа мира, своего места в мире);

Коммуникативная (установление связей между науками, специальностями);

Омолаживания (предупреждение застоя в своем профессиональном росте);

Психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни);

Геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма).

Самообразование может осуществляться как самосовершенствование и как свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании. Основным источником самообразования учащейся молодежи является вся человеческая культура.

Самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

Овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

Профессиональное просвещение, т. е. освоение новых идей, технологий;

Осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

Важным результатом самообразования человека являются развитые рефлексивные способности, которые обеспечивают ему отчетливую рефлексию теоретических знаний (интеллектуальная рефлексия); рефлексию коммуникативных программ, личностных установок (личностная рефлексия).

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний. Важнейшим условием рассматривается самовоспитание, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения с людьми, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание.

ВОПРОС 1

Становление и развитие педагогики как науки

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле­жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова­ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек­тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об­ществе. Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте

В трудах и эпосах древнегреческих , римских, византийских, восточных фило­софов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Конфуция) можно найти бесцен­ные мысли о воспитании и образовании. Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании. Аристотель высоко ценил миссию воспитателя. В следующих классических трудах воплотились педа­гогические идеи и наставления. Это - трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», «Опыты» Монтеня.

В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспи­тании детей», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» и т.д.. Работы, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гума­нистической образованности философов.

Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передо­вого педагогического опыта. Так Коменский попытался обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика». Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал строй­ную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуче­ния. Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.

В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагоги­ческих идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци, И. Гербарта, Ф.Фребеля, А. Дистервега. В сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на су­веренности педагогической науки. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание.

Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педа­гогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы вза­имосвязи теории и практики обучения и воспитания. Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изме­няется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные ми­ровоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образо­вания. Например, Фридрих Ницше выделял проблему элитного вос­питания - гениев, правителей и законодателей.

С начала XX века заметно выросло число педагогических центров. В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы - педа­гогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педаго­гику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и обра­зования.

Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного вос­питания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и пе­дагогики личности.

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX ве­ка) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философи­ей, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, эконо­микой.

ВОПРОС 2

Педагогика как гуманитарная область знания: объект, предмет и функции

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

Описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

Диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся и т.д.;

Прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов

Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику;

Рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания

Образование как социальный феномен

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Педагогика как наука о воспитании человека.

План

1. Основные этапы развития педагогики.

2. Предмет педагогики.

4. Связь педагогики с другими науками.

Основные этапы развития педагогики.

Прочитайте!

Свое название педагогика получила от греческих слов "раida - пайдос" - ребенок и "gоgоs - аго" - вести. Прямой перевод слова "пайдагогос" означает "проводник ребенка". Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые начали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин "педагогика". Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение жизни и развития.

Некоторое время бытовало мнение, что педагогика - это искусство воздействия воспитателя на воспитанников, но педагогика - это не только искусство, но и наука, имеет свои объективные законы и закономерности. До недавнего педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучение и образование подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека.

Итак, распространенным в современной педагогике является определение: педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее кратко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли.

Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда беспокоиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовленной к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену.

Законспектируйте!

В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:

I этап , донаучных, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно -воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.


II этап , концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения отождествление понятий "воспитание", "обучение", "образование", возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени.

III этап , системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категорийного аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы.

Прочитайте и кратко законспектируйте!

Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии.

Воспитания возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.

Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта , стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.

Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы - спартанская и афинская - свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы - презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.

В Древней Греции зародились первые педагогические теории о развитии личности. Среди их авторов - Сократ , Платон , Аристотель , Демокрит , Протагор и другие.

Античном идеала физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный , Северин Боэций , Фома Аквинский ) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на принципах христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучению Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания.

Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, есть любовь и уважение к человеку, которая рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский ) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности.

Прочитайте и законспектируйте информацию о деятельности выдающихся педагогов разных эпох!

Развитие общества, появление на исторической арене нового класса - буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика выходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге "Великая дидактика" теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, которые стали основой классно-урочной системы, которая действует и сегодня.

В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения . Среди них особое внимание проблемам воспитания уделяли Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704).

Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) - основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др..

Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д. Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просвитяне - Т.Г. Шевченко (1814-1861) - "Букварь южнорусский" (1861), Грабовский (1864-1902), Леся Украинский (1871-1913), О.В. Духнович (1803-1865), Х.Д. Алчевська (1841-1902) и др..

Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т. Шацького (1878-1934), П.П. Блонського (1884-1942), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ. О. Амонашвили, В.Ф. Шаталова и др..

Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы.

Узловые вопросы темы:

1.2.1. Этапы развития педагогики.

1.2.2. Взгляды различных ученых на объект и предмет педагогики.

1.2.3. Комплексный характер науки о воспитании человека.

1.2.4. Основные понятия и категории педагогики.

1.2.5. Становление и развитие дидактики.

Основные педагогические понятия темы: области педагогики, объект и предмет педагогики, "Великая дидактика " Я.Л. Коменского, педагогика как система, понятия и категории педагогики.

Этапы развития педагогики.

Современная педагогика - это совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих процессы воспитания, обучения и развития человека. Термин "пере-

дагогика "происходит от греческих слов" pais "(" Paidos ») - дитя и" ago "- веду, воспитываю, то есть" дитоводиння "," дитоводство "и имеет достаточно давнюю историю. Очевидно речь идет не только о том, что тот или иной раб, взяв ребенка за руку, водил ее к философу на науку и воспитание, говорится, по нашему мнению, о другом: а именно о том, что педагог - это человек, который ведет ребенка в обучении, воспитании и развитии от некоторого, характерного для данного периода жизни общества и ребенка, в значительно более высокого уровня образованности, воспитанности, развития. То есть термин "вела" следует понимать не в прямом, а в переносном смысле, в смысле обеспечивать физическое, умственное, эмоциональное и другое роста ребенка. Во всяком случае, если это толкование не было истинным для того времени, то для нашего времени оно подходит абсолютно точно.

В Древнем Вавы лоне, Египте, Сирии "пайдагогос" чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - самые умные, самые талантливые вольнонаемные граждане: педаномы, педотрибы, дидаскала, педагоги.

В Древнем Риме эту работу поручали государственным чиновникам, которые хорошо овладели наукой, много путешествовали, знали языки, культуру и обычаи разных народов. В средние века педагогической деятельностью занимались преимущественно священники, монахи, однако в городских школах и университетах - все чаще люди со специальным образованием.

В Древнерусском государстве педагогов называли "мастерами". На протяжении многих веков здесь существовало специальных учебных заведений для подготовки учителей. Ими были и благодарности с подьячих, и священнослужители, и путешествующие дидаскала "школьники - книжники".

В своем развитии педагогика прошла такие стадии: народная педагогика - духовная педагогика - светская педагогика.

Народная педагогика - отрасль педагогических знаний учебного и воспитательного опыта народа, оказывается в доминирующих у него взглядах на цели, задачи, средства и методы обучения и воспитания. До настоящего времени она пришла в виде пословиц, поговорок, поговирок тому подобное. С некоторыми из них можно ознакомиться на стр. 613-632 этого учебного пособия.

В 60-х годах XX в. в педагогическую науку введен термин "этнопедагогика" (Г. Уолл ков). Она исследует возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной научно-педагогической практике, способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой, анализирует педагогическое знание явлений народной жизни и определяет их соответствие современным задачам воспитания.

Семейная педагогика - составная часть народной педагогики, в которой сосредоточено знания, опыт по созданию и сохранению семьи, семейных традиций и, разумеется, воспитание в семье.

Педагогическая деонтология - народное учение о воспитательные обязанности родителей перед детьми, учителей перед учениками, воспитателей перед воспитанниками, произведенные народом этические нормы, необходимые для выполнения возложенных на них педагогических функций.

Казацкая педагогика - часть народной педагогики, направленная на формирование казака-рыцаря, мужественного гражданина с ярко выраженной украинской национальной сознанием, твердой волей и характером.

Духовная педагогика - отрасль педагогических знаний и опыта по воспитанию и обучению личности средствами религии.

Светская педагогика - своими корнями уходит древнего мира. В Китае, Индии, Греции, Риме были сделаны первые попытки обобщить опыт воспитания, сформулировать новые педагогические положения, идеи. Большой вклад в развитие педагогической мысли сделали греческие философы. Так, Демокрит считал, что человека формирует прежде всего жизненный опыт. Сократ и Платон отстаивали мнение, что для формирования человека необходимо пробудить в ее сознании то, что в ней заложено природой.

В процессе своего становления педагогика структурно развивалась как наука, имеет не только свои принципы, законы и закономерности. Она имеет специфические, только ей присущие методы исследования, а свое содержание раскрывает через различные концепции, парадигмы, стратегии обучения, воспитания и развития. Но самое главное то, что педагогика изучает особый, очень сложный объект-человек в единстве всех ее проявлений, но сконцентрировала свое внимание только на одном очень важном стороне этого объекта, а именно, на процессах формирования и развития личности человека. Поэтому научная педагогика - это целостная теория обучения, воспитания и развития человека.

I период - педагогические знание донаучного периода, систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях систему этих знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное воспитание, общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость (афоризмы, крылатые выражения, заповеди, сказки, пословицы, поговорки, традиции и обычаи).

II период - возникновение теоретических педагогических концепций для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего, педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности. Мысли о воспитании человека, формировании его личности находим в философских трудах Конфуция (Древний Китай), Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита (Древняя Греция), Квинтилиана (Древний Рим).

В период средневековья педагогические идеи развивались в рамках богословия - теологии. В это время возник томизм (Фома Аквинский), который позднее нашел отображение в работах философской мысли многих западных стран.

В эпоху Возрождения педагогической мысли о воспитании нашли отображение в работах философов раннего социализма-утопизма Ф. Рабле, М. Де Монтеня, Г. Мора, Т. Кампанеллы, де Фильтре.

Педагогика как наука была выделена из философии в начале XVIII века английским философом Френсисом Бэконом. В труде «О достоинстве и преумножении наук», перечисляя существующие науки, назвал и педагогику как отдельную науку.

Но самостоятельное развитие педагогики как науки связано с именем Яна Амоса, Коменского (1592--1670), чешского ученого автора «Великой дидактики». В своих работах он изложил взгляды на роль образования, подходы к определению содержания, принципов, форм и методов обучения, которая сразу стала широко использоваться в братских школах в Украине, Белоруссии и применяется до сих пор.

Украина в это время переживала расцвет государственности, школы, педагогики (развивались дояковские, церковно-парафияльные, братские, сичевые, казацкие и полковые школы). Среднее звено образования представляли славяно-греко-латинские школы и коллегизмы, высшее - академии (Киево-Могилянская, Острожская). В период развития капитализма педагогические концепции разрабатывались учеными разных стран: во Франции - Д. Дидро, К. Гельвецием, Ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании», в Швейцарии - Песталоцци «Мингред и Гертруда», «Книга для матерей», в Германии - Дистервергом «Руководство для учителей». Основная идея просветителей конца XVIII в. - начала XIXв. Состояла в том, что главное в воспитании - создание наиболее благоприятных условий для развития природных задатков ребенка.

Среди украинских просветителей выделился Г. С. Сковорода, который выступал против церковно-схоластического и феодально-аристократического воспитания. В своих произведениях он отстаивал идеи природосоответствующего воспитания, преподавания на родном языке, всестороннего развития ребенка и стремился сделать образование доступным всем слоям населения.

Особый вклад в науку внес К.Д. Ушинский (1824-1870) «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания». Главные педагогические идеи - познание закономерностей воспитания, процесс формирования человека в человеке, гуманизм и демократизации системы обучения и воспитания, психолого-педагогические основы урока. Им были созданы учебники «Детский мир», «Родное слово», по которым обучались дети. А также внесли вклад Х.Д. Алчевская, С.Русова.

III период -- становление и развитие современной педагогики, как научной системы, методологической основой которой стал диалектический подход к теории развития личности, общества, целостный всесторонний подход к формированию личности, представленный трудами таких известных современных педагогов как А.С. Макаренко, Сухотин, С.Т. Шацкий, А. Пинкевич, Н.Н. Пистрак, С.Х. Чадров, Г.С.Костюк. Их концепции отразили новые подходы к воспитанию всесторонне развитой личности в коллективе средствами коллективного труда. Большой вклад внесли учителя-новаторы Гузик, Ильин, Щетинин, Шаталов. Они выдвинули идею новых взаимоотношений, разработали теорию сотрудничества педагога и ученика и апробировали идею обучения без принуждения, обучения с опережением, большими блоками, новыми формами работы и формирование интеллектуального фона класса, на основе дифференциации и индивидуализации обучения исходя из того, что каждый обучающийся - личность, индивидуальность со своими возможностями.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....