Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Как между собой общаются животные: язык, движения. У животных есть свой язык для передачи сообщений. Это язык сигналов,звуков,движений,запахов,поз. Поищи сведения о способах общения в справочниках, книгах. Подготовь сообщение

Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях.

Издавна люди считали, что у каждого вида животных есть свой язык, присущий и понятный только им самим. Используя его, птицы неугомонно переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.

У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу - этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку.

Звуки, издаваемые животными - это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги, любви. Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса - у одних людей он яркий, большой, у других - простой, примитивный, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы - грифы, которые не издают ни единого звука.

В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места - ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы - свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, лягушки - 6, петухи - 15, синицы - 90, грачи - 120, свиньи - 23, вороны - до 300, дельфины - 32, лисицы - 36, обезьяны - более 40, лошади - около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально-психическое состояние животных - поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит.

53. Коммуникации у животных. Язык животных и методы его изучения. Примеры прямой расшифровки языка животных.

Коммуникация и язык животных

Общественная организация животных в целом представляет собой суммарный результат взаимодействия между членами сообщества.

Коммуникация составляет сущность любого социального поведения. Трудно представить себе общественное поведение без обмена информацией или же систему передачи информации, которая не была бы в каком-то смысле общественной. Когда животное совершает некое действие, изменяющее поведение другой особи, можно говорить о том, что имела место передача информации. Это весьма широкое определение, под которое подходят и те случаи, когда, например, спокойно кормящееся или, наоборот, тревожно насторожившееся животное только лишь своей позой воздействует на поведение других членов сообщества. Поэтому этологи, изучающие процесс коммуникации, задаются вопросом: "намеренно" ли передается сигнал или он лишь отражает физиологическое и эмоциональное состояние животного?

Могут ли такие социальные животные, как обезьяны, дельфины, волки или муравьи передать друг другу точные сведения, например о том, в какой точке пространства находится источник пищи и как этой точки удобнее достичь. Исследование пределов коммуникативных возможностей животных – одна из самых интересных и дискуссионных проблем в этологии.

КАК РАБОТАЮТ СИГНАЛЫ

Известно, что разные группы животных более или менее специализированы по сенсорной модальности используемых сигналов, в зависимости от степени развития у них тех или иных органов чувств. Так, тактильная коммуникация доминирует во взаимодействиях многих беспозвоночных, например у слепых рабочих термитов, которые никогда не покидают своих подземных туннелей, или у дождевых червей, которые ночью выползают из нор для спаривания. У беспозвоночных осязание тесно связано с химической чувствительностью, так как специализированные тактильные органы, например антенны насекомых, часто снабжены хеморецепторами. Общественные насекомые передают большое количество информации путем комбинации тактильных и химических сигналов.

Тактильная коммуникация в силу своей природы возможна только на близком расстоянии. Длинные антенны тараканов и раков позволяют им исследовать мир в радиусе одной длины тела, но это почти предел для осязания. Другие сенсорные системы – системы зрения, слуха и обоняния обеспечивают общение на значительном расстоянии. Звук и запах имеют дополнительное преимущество благодаря тому, что они способны преодолевать естественные препятствия, например густую растительность.

Звуковые сигналы. Сигналами, рассчитанными на большое расстояние, являются обычно крики. Птицы открытых ландшафтов (жаворонки, луговые коньки) поют, летая высоко над своей территорией.

Химические сигналы особенно хорошо развиты у насекомых и у млекопитающих. Феромоны бабочек улавливаются самцами с подветренной стороны за 4–5 км, и они самые устойчивые из феромонов насекомых.

Зрительные сигналы могут действовать лишь на относительно коротком, в пределах видимости, расстоянии. Исключение составляют простые сигналы тревоги, в виде белых пятен на теле, например хвосты оленей и кроликов, видимые на большом расстоянии. К зрительным сигналам относятся также широко распространенные опознавательные знаки, многие из которых действуют по принципу "есть или нет".

В естественных условиях сигналы часто объединены в эффективные комбинации, сочетающие, например, и звук, и зрительный стимул. Хорошим примером являются брачные ритуалы райских птиц, включающие характерные позы, демонстрации "ритуальных" перьев, прыжки, крики и хлопанье крыльями.

Таким образом, сигналы, используемые животными, весьма многочисленны. Однако все их многообразие у разных видов укладывается приблизительно в 10 основных категорий:

    сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным половым конкурентам;

    сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством;

    крики тревоги, зачастую воспринимаемые животными разных видов;

4)сообщения о наличии пищи;

5)сигналы, помогающие поддерживать контакт между обществен ными животными, например перекличка шакалов или крики стайных птиц;

    сигналы-"намерения", которые предшествуют совершению какой-то реакции: например, перед взлетом птицы совершают особые движения крыльями;

    сигналы, связанные с выражением агрессии;

    сигналы миролюбия;

    сигналы фрустрации.

Этологи высказывали представление о том, что одни сигналы могут действовать как триггеры ("спусковые крючки"), а другие – как "насосы". Крики тревоги, например, постоянны для каждого вида. Они действуют как триггеры, резко меняя поведение особи. О принципе "насоса" говорят тогда, когда влияния сигналов постепенно накапливаются и изменяют вероятность того, что получатель будет отвечать. Например, самцы голубей при ухаживании в течение нескольких дней много раз повторяют характерные "поклоны", прежде чем произведут на самку нужное впечатление.

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Долгое время абсолютное большинство исследователей считали, что наличие языка – это уникальное свойство человека. Поскольку существует тенденция определять язык таким образом, что он предстает исключительной привилегией людей, это вносит в исследования определенные предубеждения. Существует так много определений языка.

Определить понятие языка с объективной точки зрения нелегко, поскольку он характеризуется многими необходимыми признаками. Например, мы можем согласиться с тем, что язык – это средство коммуникации, но очевидно, что не все средства коммуникации являются языком. Язык человека обычно существует в форме речи, но это далеко не всегда так (азбука Морзе, языки там-тамов, сигналы дымных костров и семафоров, "свистовые" языки некоторых народов обычно рассматриваются как вспомогательные языковые средства). Вместе с тем, символический язык, используемый при общении глухонемых, – это грамматически организованная знаковая система. Язык человека использует символы, но также символичны и некоторые аспекты коммуникации у пчел. Люди осваивают язык в течение специфического чувствительного периода развития, но то же самое наблюдается у некоторых птиц, когда они учатся песне своего вида.

С помощью языка можно передавать информацию не только о сиюминутных ситуациях, но и о таких, которые удалены и во времени, и в пространстве. Однако некоторые сигналы тревоги у животных обладают теми же свойствами.

Использование человеком грамматических правил-это тот аспект языка, который, казалось бы, явно выделяет его из коммуникативных систем животных. Тем не менее, благодаря некоторым исследованиям на шимпанзе и это положение перестает быть бесспорным.

Несомненно, язык человека гораздо сложнее языка животных. Но означает ли это, что между общением людей и общением животных существует качественная разница, или все дело в степени развития этого общения? Многие исследователи пытались ответить на этот непростой вопрос, применяя принципиально различные подходы и методы.

ПОПЫТКИ ПРЯМОЙ РАСШИФРОВКИ ЯЗЫКА ЖИВОТНЫХ

ТАНЦЫ ПЧЕЛ. Одним из самых выдающихся достижений в этой области, видимо, следует считать открытие и подробное исследование символического "языка танцев" медоносной пчелы Фришем, получившим за эти исследования Нобелевскую премию. Сам факт способности пчел передавать информацию о месте массового цветения и наличия у пчел-разведчиц стереотипных повторяющихся движений зафиксирован еще др ученым, однако Фриш впервые исследовал это явление именно как язык. Он показал, что пчелы используют разные по степени конкретности способы дистанционного наведения: простой круговой танец передает информацию о том, что нужно "искать в пределах 100 м", и стимулирует рабочих покинуть улей. Если же необходимо мобилизовать пчел на дальний поиск, разведчица исполняет внутри улья, на сотах, виляющий танец. В нем угол, образуемый между прямой пробега танцовщицы на сотах и направлением силы тяжести, сигнализирует о направлении полета (причем пчелы-наблюдательницы переводят значение угла танца по отношению к силе тяжести снова в угол по отношению к Солнцу). Расстояние до источника корма коррелирует с 11 параметрами танца, например с его продолжительностью, темпом, количеством виляний брюшком, с длительностью звуковых сигналов.

Таким образом, по выражению О. Меннинга,"мир вынужден был признать, что передавать информацию в символической форме может не только человек – это способно сделать такое скромное создание, как пчела". Однако открытие Фриша было признано отнюдь не безоговорочно.Через время разгорелась бурная дискуссия по поводу того, действительно ли пчелы передают информацию с помощью системы дистанционного наведения, или они в какой-либо форме используют пахучие вещества. Идеальным разрешением этого спора были бы результаты, полученные с помощью пчелы-робота – модели, изготовленной для выполнения танца под контролем человека. Первая удачная попытка такого рода была осуществлена Н.Г. Лопатиной ей удалось вступить в диалог с семьей пчел, которые воспринимали "танец" модели пчелы-танцовщицы с информацией о расстоянии до кормушек.

Так был подтвержден сам факт использования пчелами "языка танцев". Расшифровка этого языка до сих пор не завершена.

Были выделены также новые, ранее неизвестные параметры и компоненты танца. Стали известны "отпугивающие" танцы при угрозе отравления инсектицидами.

Вместе с тем, есть примеры, свидетельствующие об ограниченности языка пчел. Так, Фриш отметил, что в нем нет слова "вверх" ("...цветы не растут в небесах"), и пчелы могут передавать информацию о перемещении кормушки только в горизонтальной плоскости. Он установил это в опыте, когда улей находился внизу радиобашни, а кормушка наверху. Ее показали пчелам-разведчицам, но они не смогли мобилизовать сборщиц. По мнению многих современных этологов и психолингвистов, это свидетельствует о "закрытости" языка танцев, тогда как языки человека являются открытой системой. Обладая так называемым свойством "продуктивности" они способны создавать неограниченное количество сообщений о чем угодно. Заметим, однако, что если бы гипотетические наблюдатели предложили человеку нечто соблазнительное, поместив его в пятое (или...энное) измерение, в нашем языке могло бы и не хватить средств для передачи такой информации.

ЯЗЫК ВОСТОЧНО-АФРИКАНСКИХ ВЕРВЕТОК.

Еще один, ставший классическим, результат расшифровки естественных сигналов животных был получен Т. Струзейкером описавшим символические акустические сигналы у восточноафриканских верветок. Обезьяны издавали по-разному звучащие крики в ответ на появление трех хищников: леопардов, орлов и змей. При этом сигналы, издаваемые при появлении леопарда, заставляли верветок взбираться на деревья, тревога по поводу орла – вглядываться в небо и спасаться в кустах, а при звуках, означающих появление змеи, обезьяны становились на задние лапы и вглядывались в траву. Таким образом, впервые было точно показано, что они используют различные знаки для маркировки разных предметов или разных видов опасности.

Существовали, однако, и более скептические интерпретации: тревожные крики могут служить просто сигналами общей готовности, заставляющими животных оглядываться, и если они видят хищника, то реагируют на увиденное, а не на услышанное.

естественные языки шимпанзе и дельфинов. Отмечено, что некоторые издаваемые шимпанзе звуки могут различаться в зависимости от вида пищи или конкретной опасности. Например, звук "хуу" издается только при виде небольшой змеи, неизвестного шевелящегося создания или мертвого животного.

Проанализированные случаи успешной "расшифровки" семантических сигналов можно объяснить на редкость удачно выбранными объектами, хотя и столь несходными между собой: речь идет о сравнительно четко выраженных отдельных сигналах (фигуры пчелиного танца, крики верветок), которые соответствуют четким ситуациям (поиск точки в пространстве, появление орла в небе или змеи в траве). Такие ситуации могут служить ключом для расшифровки "речи" животных. В большинстве же случаев определить смысл, например, сложнейших акустических сигналов дельфинов или волков, а также быстрых движений "языка жестов" муравьев достаточно трудно. Такие трудности сопоставимы с ситуацией лингвиста, у которого есть отрывки рукописей на неизвестном языке и нет ключа к ним.

Исследователь акустической коммуникации волков отмечал удивительную способность волка к тончайшему различению ничтожных оттенков звука и считал, что она не может быть просто игрой природы. Автору удалось вычленить несколько постоянных сигналов (например, "звук одиночества", когда один из членов стаи попал в изоляцию и стремится присоединиться к остальным), а также выяснить, что волки могут передавать какую-то конкретную информацию небольшим изменением отдельных параметров голоса.

Многочисленные попытки предпринимались для расшифровки языка дельфинов.Один из первых и наиболее знаменитых экспериментов был проведен В. Эвансом и Дж. Бастианом с парой дельфинов, которые должны были сообщить один другому, в каком порядке нужно нажимать на педали, чтобы получить рыбу. Первоначально обоих дельфинов содержали вместе, и каждый из них научился нажимать левую педаль, если светящаяся лампочка начинала мигать, и правую, если она светилась стабильно. Затем их помещали в разгороженный пополам бассейн так, что они не могли видеть друг друга и общались лишь с помощью акустических сигналов. Лампочка была видна только одному из дельфинов, а педали были в обоих отсеках бассейна. Животные получали вознаграждение в том случае, когда оба нажимали на педали правильно. Успех, достигнутый дельфинами в тысячах испытаний, говорит об их способности передавать конкретную информацию.

Трактовка этих экспериментов до сих пор вызывает споры, и приведенные данные свидетельствуют о значительных препятствиях на пути расшифровки естественных коммуникативных систем.

Жизнь животных в группе упорядочена. Существуют определенные правила поведения, которые выполняют все члены сообщества.

При этом они оказывают влияние друг на друга, вынуждены уступать друг другу. Коммуникация (обмен информацией между отдельными особями) выступает важнейшим рычагом как стабилизации, так и дестабилизации структуры ассоциаций животных. Набор инструментов, обеспечивающих коммуникацию, зависит от сложности организации сообщества и психики ее отдельных членов. Чем сложнее психика животного, тем богаче арсенал знаков и сигналов, обеспечивающих коммуникацию особей. Язык общения животных с высокоразвитой психикой не ограничивается ритуальными позами. У таких животных отмечается эмоциональная окраска действий с выраженной мимикой и развитой вокализацией действий и намерений.

Общение животных осуществляется по нескольким каналам связи. Поведение индивидуума в сообществе животных опирается на афферентацию, поступающую от зрительного, слухового, обонятельного, тактильных, болевых и других анализаторов. В отдельных случаях животные воспринимают и сами испускают особые сигналы - ультра- и инфразвук (киты, летучие мыши, слоны), инфракрасное излучение (насекомые, змеи), электрическое поле (электрические рыбы), т. е. при общении друг с другом животные используют те же механизмы рецепции раздражителей, что и при взаимоотношениях с внешней средой.

Для адресной передачи информации у животных в процессе эволюции выработался набор видотипичных сигналов. Эти сигналы понятны и адекватно воспринимаются прежде всего представителями данного вида (группы). Некоторые сигналы предназначены представителям других (возможно, всех) видов животных (врагов, пищевых и территориальных конкурентов).

В группе каждое животное следит за действиями ближайших соседей. В пределах стада эти действия видотипичны, т. е. понятны всем членам данной ассоциации. В многочисленных ассоциациях одно животное не в состоянии уследить за всеми соплеменниками. А группа должна адекватно и слаженно реагировать на изменения во внешней среде. Реакция стаи рыб (данио рерио, анчоусы) практически мгновенна, хотя опасность воспринимается лишь особями, оказавшимися в момент опасности во внешнем ряду стаи. Специальные исследования показали, что скорость распространения волны возбуждения в стае рыб в 10 раз превышает бросковую скорость отдельной особи. Как это возможно?

Интересны наблюдения за отарой овец, возвращающейся в конце дня в свое стойло, где иногда пастухи оставляют лакомство - зерно, комбикорм. Первыми к кормушке устремляются вожаки. Остальные с большим нетерпением напирают сзади. Однако, если кормушка в этот вечер пуста, то лидеры стада издают разочарованные звуки типа «мэ-э-э!». Сигнал недовольства тут же повторяется ближайшими соседями и по цепочке передается наиболее удаленным от кормушки овцам. В результате вся отара мгновенно переориентирует свое движение, теряя интерес к кормушке. В этой ситуации буквально за секунду звуковая информация доходит до всех членов сообщества, а движение отары имеет вполне упорядоченный характер.

Общение животных облегчается видотипичными морфологическими признаками - окраской тела, формой и размером рогов, хвоста. Гусята, утята, цыплята и другие выводковые птенцы замирают при предъявлении им макета ястреба и начинают призывно пищать при виде фанерного муляжа, повторяющего очертания гусыни, утки или наседки. Эти формы заложены в генетическую основу распознавания жизненно важных стимулов, т. е. являются врожденными качествами птенцов.

Большое значение для распознавания полов имеет ранний постнатальный импринтинг. У многих животных в этот период происходит запечатление образа матери как типичного представителя женского пола данного вида. Импринтинг обеспечивает также узнавание сородичей по модели материнского образа.

Очень важное информативное значение для животных имеет размер соплеменника или представителя другого вида. Это наглядно демонстрирует эксперимент с лягушками и жабами. Предмет одной и той же формы, но неодинакового размера воспринимается животным различно.

Жабу пугает большой квадрат, и она затаивается при виде такого предмета. Но в случае, когда квадрат имеет меньшие размеры, он активизирует у животного исследовательское поведение.

Глазомер и биологическая интерпретация величины предмета также относятся к врожденным свойствам животных. Размер соплеменника является убедительным доказательством его физического преимущество у кошек, собак и других животных. Размер отдельных частей тела также имеет определенное информативное значение. Это относится к размеру рогов у баранов, оленей. Оскал хищников есть не что иное, как демонстрация размера клыков.

Особое значение имеет набор поз и ритуальных действий, которые запускают строго определенные алгоритмы поведения у сородичей. Отдельные знаки, в терминах Н. Тинбергена и К. Лоренца, представляют собой пусковые раздражители.

А. А. Ухтомский в свое время подметил, что любое поглаживание кошки в состоянии эструса приводит к тому, что кошка принимает позу для спаривания с котом. Схоже ведет себя и самка северного оленя. Если олениха в упряжке «потекла», то удар шестом (посыл) имеет прямо противоположный результат. Олениха подает свой зад назад, т. е. подставляется для садки.

Позы могут иметь и тормозящий локомоции результат. Так, у волка в драках более слабая особь подставляет изогнутую шею (сонную артерию, яремную вену), т. е. наиболее уязвимую часть тела. Результатом такого, казалось бы, нелогичного поведения более слабой особи является то, что очевидный победитель прекращает боевые действия. Такой же защитный эффект имеет и поза демонстрации незащищенного живота побежденного в положении на спине с вытянутыми вверх лапами, т. е. у хищников существует набор сигналов, контекстуальное значение которых читается как «я сдаюсь, потому что признаю твою силу». Поэтому драки волков не сопровождаются смертельным результатом. У псовых, как и у кошачьих, хвост имеет большое значение как инструмент коммуникации. Вероятно, повышенная конфликтность собак таких пород, как шнауцеры, боксеры и других, стандарт которых предполагает купирование хвоста, отчасти кроется в том, что другие собаки не в состоянии понять намерения бесхвостых сородичей. Из их общения выпадает важный источник ожидаемой информации. А это вызывает тревогу и приводит к агрессивным действиям.

Сходные стереотипы поведения в конфликтных ситуациях демонстрируют врановые птицы (вороны, грачи, вороны). Побежденный подставляет победителю незащищенный глаз или затылок.

Своеобразна поза подчинения у обезьян.

У некоторых видов животных (обезьяны, кошки, собаки) хорошо развита мимика, которая используется для общения. Особенно выразительна мимика обезьян и кошек. У них на морде можно прочитать не только их намерения, но и оттенки эмоционального состояния (страх, ярость, тоска), которые усиливаются положением ушей, головы, хвоста, позой всего тела. Их мимические сообщения столь доходчивы и убедительны, что чаще пара конфликтующих котов разрешает свои спорные вопросы, не доводя дело до драки.

Более доступными и распространенными сигналами (по сравнению с мимикой) в животном мире являются химические сигналы. Эти сигналы применяются для маркировки территории, оповещении об изменениях в физиологическом состоянии организма. Волки, медведи и другие виды животных используют «парфюмерию» и для камуфлирования собственной персоны. С этой целью псовые вываливаются в падали или в кале копытных животных.

Химические сигналы применяются животными не только с целью привлечь к себе внимание. Они регулируют и отношения между хищником и жертвой. Так, хищные рыбы выделяют в воду вещества (кайромоны), которые выдают их присутствие и хорошо распознаются мирными рыбами. При повреждении поверхностных тканей рыб в воду попадают химические сигналы тревоги, предупреждающие других животных о потенциальной опасности.

В. D. Wisenden et al. вводили в литоральную зону водоема водную вытяжку из кожи черноносого окуня и фиксировали на видеокамеру поведение литоральных видов рыб в экспериментальной зоне. После инъекции вытяжки кожи литоральные рыбы уходили из поля зрения видеокамеры. Такое же влияние на поведение рыб имела модель хищника - 43-сантиметровое чучело радужной форели. Одновременное предъявление мирным рыбам и модели хищника, и химических стимулов страха имело более выраженный эффект.

Особое место в коммуникациях животных занимает вокализация, или звуковое оповещение. Соловьиные трели, волчий вой есть не что иное, как заявка на территорию. Это предупреждение других о том, что данные кормовые угодья уже заняты и охраняются. Специфическая вокализация кошек имеет прямо противоположное предназначение. Она выступает сигналом сбора обычно ведущих уединенный образ жизни животных. Кваканье лягушек - также способ привлечения самок.

Волчий вой дополнительно информирует соседей о том, что в округе проживает данная личность. Это позволяет животным вести свой учет поголовья сородичей и на основе этого строить жизненные планы (создавать семейные группы, делить охотничьи угодья, снижать уровень агрессивности в отношениях).

Уровень развития вокальных способностей не отражает степень эволюционного развития животного. Наиболее разговорчивы насекомые (сверчки, цикады, кузнечики) и птицы. В этом отношении показательно, что человекоподобные обезьяны обладают меньшими вокальными способностями, чем, например, попугаи.

Экспериментально показано, что у птиц вокализация есть результат подражания. Это хорошо известно любителям канареечного пения, держателям попугаев и врановых птиц. Так, кенару противопоказано общество воробьев или попугаев. Такие соседи наверняка испортят репертуар даже самого одаренного от природы певца.

Язык поз и локомоций хорошо развит у общественных насекомых. У этих животных формируются многочисленные семьи с высоким уровнем разделения труда и специализации между отдельными членами. Семьи муравьев, термитов, пчел насчитывают десятки и сотни тысяч особей. Но каждый член сообщества выполняет строго определенную общественно-полезную функцию, не мешая при этом другим насекомым. Глядя на общественных насекомых со стороны, можно подумать, что их действия и поступки разумны. Однако у них нет морфофункциональной основы для разума. Все действия насекомых инстинктивны. В основе координации деятельности общественных насекомых лежит развитая способность к коммуникации отдельных членов. У этих животных хоть и отсутствует вторая сигнальная система, тем не менее им доступны разнообразные каналы связи. Интересно, что в общении насекомых широко распространены абстрактные символы, т. е. физические характеристики применяемых насекомыми знаков не имеют ничего общего с теми предметами и явлениями, о которые они информируют членов сообщества.

Большой вклад в расшифровку языка общественных насекомых внес лауреат Нобелевской премии Карл фон Фриш. Для наблюдения за пчелами ученый использовал улей с прозрачной стенкой. Он установил, что пчелы, вернувшиеся домой с обнаруженных ими новых источников взятка (нектар, пыльца), ведут себя по-особому. А именно, выполняют движения, названные «танцем», двух типов: круговые и виляющие. Танец пчелы является символическим. Первое предположение заключалось в том, что этими двумя различными локомоциями пчелы информируют семью о новых источниках нектара и пыльцы. Однако последующие исследования показали, что это не так и все значительно сложнее.

Ритуальные танцы пчел-разведчиков с большой точностью указывают рабочим пчелам место нахождения источника взятка и характер источника. Вернувшаяся с разведки пчела занимает определенную позу, совершает движения крыльями, издает определенные звуки и всеми этими действиями привлекает к себе всеобщее внимание.

После того, как к разведчице начинают проявлять интерес рабочие пчелы, демонстрацией определенного танца разведчица сообщает координаты источника пищи. Пчела описывает фигуру, напоминающую цифру «8». Линия, соединяющая круги, указывает направление на источник нектара. Причем она может быть прямой и короткой, прямой и длинной, а также длинной и извилистой. Чем короче линия, тем ближе корм.

Если детализировать ее танец, то можно обнаружить, что линия между кругами совсем не прямая. Скорее всего, она будет иметь извилистый вид. Количество изгибов в этой кривой может быть различным. Угол а, образуемый линиями 1 и 2 и отмеряемый от направления с улья на солнце, задает направление полета рабочим пчелам. А длина извилистой линии между кругами определяет расстояние до источника нектара. Помимо этого, пчела-разведчица информирует членов семьи и другими средствами. Она интенсивно машет крыльями и производит определенные звуки. Дополнительно разведчица приносит в улей запах нового источника пищи и выделяет феромоны. Разведчица контактирует с другими членами семьи при помощи усиков.

Интересно, что пчелы летают к новым источникам взятка и в ясную, и в пасмурную погоду. Причем при информировании рабочих пчел о новых пищевых ресурсах пчела-разведчица делает поправку на изменение положения солнца в течение дня. Правда, когда солнце становится в зените, пчелы прекращают полеты и ждут до тех пор, пока светило ни сместится хотя бы на 2-3°.

Пчелы выполняют свои танцы в темноте и на вертикальных поверхностях рамок. Остается загадкой, как пчелы в таких условиях принимают сообщение и переносят полученную информацию на конкретную местность. Ясно одно: данная система коммуникации имеет высокую эффективность. После контакта с пчелой-разведчицей рабочие пчелы довольно быстро и без особых трудностей находят новый источник пищи на расстоянии до 10 км.

В коммуникациях пчел многое остается неясным. Сам К. фон Фриш проводил опыты, результаты которых трудно объяснить и сегодня. Исследователь устанавливал улей с пчелами по одну сторону высокого холма, а приманку (сахарный сироп) размещал с противоположной стороны. Следуя пчелиной логике и танцам пчел-разведчиц, можно было ожидать, что рабочие пчелы будут летать за сиропом по прямой через вершину холма. Однако на практике все оказалось не так, как ожидали ученые. Пчелы неохотно летали к кормушке через вершину холма. Подавляющее большинство сборщиков нектара огибали холм. Как им удавалось внести коррективы в маршрут полета, неясно. Очевидно, что в танце пчелы заложена информация и о характере маршрута (лететь по прямой или лететь по сложной траектории).

В других опытах в холме прокладывали тоннель различной конфигурации (прямой, Г-образный и U-образный). Во всех этих случаях пчелы выбирали короткий путь и пользовались предложенным тоннелем. Однако танец разведчиц при этом был разным. Особенной сложностью он отличался, когда пчелам надо было сообщить о маршруте по U-образному тоннелю.

Язык пчел еще до конца не расшифрован. Но и того, что уже известно, достаточно, чтобы заключить: высокая степень социальности пчел - животных с невысоким уровнем развития ЦНС - стала возможной благодаря развитой системе коммуникации.

Не совсем понятен и механизм выбора пчелами новых источников взятка в случае, когда они имеют другие источники корма. Ведь у всех животных действует правило экономии. Выбор ложится на тот источник, который имеет не только более привлекательное качество корма, но и располагается ближе к дому. Длинный маршрут может свести на нет все преимущества нового источника. Показано, что весной, когда вокруг улья много цветов, соблазнить пчел другим источником взятка, находящимся на большом удалении от дома, может только более высокое содержание сахара в нектаре. Не исключено, что решение о том, какой источник взятка использовать, в значительной мере принадлежит пчеле-разведчице. В арсенале ее аргументов имеется мощное оружие в виде феромонов. Высокая концентрация этих веществ, выделяемых разведчиками, может убедить пчел переключиться на новые кормовые угодья. При помощи танца пчела передает информацию и об источниках прополиса, и о новых удобных местах для обустройства гнезда при роении. Танец пчелы-разведчицы указывает и высоту расположения источника взятка, когда речь идет о таких медоносных растениях, как липа, каштан, клен, или когда пчелы работают на сильно пересеченной местности с большим количеством холмов и долин.

У пчел описаны и ночные танцы, т. е. танцы разведчиков, которые вернулись домой после заката солнца. Установлено, что пчелы обладают особым тонким чувством времени. Полученную от разведчиков ночную информацию они запоминают и без труда применяют с наступлением рассвета в светлое время.

У пчел разных пород и генетических рас обнаружены специфические языковые «диалекты». Так, тропические, более примитивно организованные, пчелы выполняют свой танец не на вертикальной, а на горизонтальной поверхности. Один виляющий элемент танца пчелы немецкой обозначает удаление источника нектара на 75 м, у пчелы итальянской - на 25 м, а у пчелы египетской - всего на 5 м.

Как пчелы распознают друг друга и отличают «своих» от «чужих»?

Установлено, что механизм индивидуального распознавания у этих животных имеет многоканальную основу. Во-первых, уже на подлете к улью чужака узнают пчелы-сторожа, т. е. характер движений, внешний вид и, возможно, звук являются индивидуальными свойствами пчел или свойствами, характерными для всех членов конкретной семьи. Во-вторых, для индивидуального узнавания отдельных особей используется «химический портрет», или одоральная характеристика особи. Р. Шовен - выдающийся популяризатор и исследователь поведения животных - указывает, что не существует двух семей пчел, даже проживающих по соседству, у которых был бы одинаковый состав (следовательно, и запах) меда. Каждая пчелиная семья информируется об источниках взятка своим отрядом разведчиков, ведущих разведку взятка в разных местах. Поэтому рабочие пчелы в каждой семье посещают свой набор медоносных растений. К тому же состав перги и меда являет собой комбинацию из сотен и тысяч составляющих, которые смешиваются в каждой семье в своей пропорции. Таким образом, каждая пчелиная семья получает свою индивидуальную одоральную маркировку.

Тем не менее предложенная схема не в состоянии объяснить, каким образом происходит индивидуальное распознавание особей, если все пчелы имеют один и тот же запах. А пчелы без труда отличают тех своих сотоварищей, которые побывали на новых цветах и принесли в улей новые запахи, отличные от тех, которые сформированы в данной пчелиной семье. Вероятно, химическая маркировка всех членов пчелиной семьи, помимо «помазания» медом, имеет и другую основу. Во всяком случае, опыты Никсон и Риббендс позволяют это утверждать. Исследователи кормили радиоактивным сиропом всего 6 особей пчелиной семьи, насчитывавшей 20 000 особей. Через сутки в организме 70% пчел обнаруживался радиоактивный фосфор, входивший в состав сиропа. Это позволило сделать вывод о том, что в пчелиной семье происходит интенсивная всеобщая взаимная маркировка членов семьи при помощи корма или каких-то других секретов. Причем вероятность последнего предположения очень высока. Оказывается, что каждый сбор, каким бы сложным он ни был, все равно получает дополнительную химическую окраску, характерную только для данной пчелиной семьи.

Таким образом, эффективная система коммуникации пчел имеет сложную структуру, которая предполагает использование поз, движений, звуковых сигналов, химических меток и физических контактов между отдельными пчелами.

Восприятие информации от сородичей обостряется или притупляется в различной обстановке и при различном физиологическом состоянии самих реципиентов и доноров информации.

Информация пчел-разведчиков о новых источниках взятка в голодной семье и семье с запечатанными сотами воспринимается с разным интересом и, следовательно, имеет различные этологические последствия.

Гормональный статус кошки существенно корректирует ее реактивность к различным сигналам из внешней среды и сигналам, которые посылают другие кошки. Лактирующую кошку не интересуют призывные звуки самца. А с другой стороны, кошку в состоянии эструса не заботят звуки, издаваемые голодными котятами. В одном случае психо-эмоциональное состояние животного определяется повышенной концентрацией в организме кошки пролактина и низким уровнем половых гормонов. В другом случае сексуальная реактивность самки есть в значительной мере результат повышенной секреторной активности яичников.

Один тип доминирующего поведения может подавлять другой. Голодный кот, почувствовав по близости текущую самку, направится на ее поиски и проигнорирует пробегающую у него под носом мышь. Кошка, привыкшая к свободе перемещения, будучи запертой в клетке по соседству с собакой, скорее всего не тронет подсаженную к ней лабораторную крысу. Такого рода поведенческую активность И. П. Павлов назвал переключением.

Коммуникация в целом и восприятие сигналов от других особей у стайных рыб находится под влиянием факторов среды. Пищевая, половая активность у хладнокровных зависит прежде всего от температуры среды. У птиц обмен информацией находится под влиянием продолжительности светового дня. Их половое поведение и связанный с ним информационный обмен активизируются, когда продолжительность светового дня достигает 12 часов.

Приведенные примеры убеждают нас в том, что у животных сложились широкие возможности взаимодействовать друг с другом. При этом они эффективно решают основную этологическую задачу - задачу адаптации индивидуума или группы животных к изменению внешней или внутренней среды. Даже анонимная стая ведет себя весьма эффективно с точки зрения адаптации ее членов к изменившимся условиям. И происходит это не в последнюю очередь благодаря применению специфических способов срочного взаимного информирования всех членов данной группы животных.

Введение.

На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Животные часто рождаются слепыми, всегда – беспомощными, а подрастая, ведут себя, как дети – подвижные, шаловливые, игривые. Очень скоро в них начинают проявляться так трогающие людей качества: преданность, привязанность к хозяину, искренность чувств, постоянная готовность прийти на помощь. Естественно поэтому, что человек издавна общался со своими животными – независимо от того, птицы это или звери – так, как он привык относиться к детям: ухаживал, ласкал, кормил, выводил на прогулку, общался с ними, делился своими мыслями, чувствами.

Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Всем животным в доме люди давали имя, кличку или прозвище и, когда было нужно, звали их, словами выражая свой приказ или просьбу. Сами действия человека служат сигналом для животного. Животные также взаимодействуют между собой, одним из видов их взаимодействия является общение. Здесь речь идет уже не только о домашних животных.

Проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Однако вопрос об их коммуникативных способностях на сегодняшний день остается открытым.

В данном реферате я попытаюсь изучить некоторые особенности языка и общения животных, а также рассмотреть экспериментальные исследования, которые проводятся с целью обучения животных языку.


Язык и речь животных.

Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых коллективных действиях.

Издавна люди считали, что у каждого вида животных есть свой язык, присущий и понятный только им самим. Используя его, птицы неугомонно переговариваются, сбиваются в стаи и кочуют с места на место в поисках тепла и корма или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги. В брачный период голуби нежно воркуют, аисты курлыкают и исполняют танцы, тетерева издают громкие звуки, а соловьи устраивают сольные концерты, чтобы затмить соперников.

У животных имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычанье льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своём присутствии, и от этого стынет кровь у косуль и антилоп в саванне. Вожак слонов, самый старший и умный в стаде, призывно трубит, подняв хобот, собирая слонов в поход по джунглям в поисках хороших пастбищ. Лось издаёт громкий клич, идя сражаться с соперником за самку.

Звуки, издаваемые животными – это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства ярости, тревоги, любви. Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он яркий, большой, у других – простой, примитивный, бедный по содержанию. Нечто подобное происходит у птиц и животных: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Но есть и совершенно немые птицы – грифы, которые не издают ни единого звука.

В животном мире широко распространён «язык» запахов. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих «метят» границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют зрелость особей, выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, связанные с биоэлектромагнитными полями и акустическими сигналами: электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы – свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов. Рыбы издают много разных и характерных звуков, используя их для общения в стае. Издаваемые ими сигналы изменяются в зависимости от состояния рыб, окружающей среды, от их действий. Американские учёные установили, что рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода по температуре не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться.

Звуковая сигнализация существует у всех видов животных: курицы издают 13 разных звуков, лягушки – 6, петухи – 15, синицы – 90, грачи – 120, свиньи – 23, вороны – до 300, дельфины – 32, лисицы – 36, обезьяны – более 40, лошади – около 100 звуков. Эти звуки передают общее эмоционально-психическое состояние животных – поиск корма, тревогу, агрессивность, радость общения.

Разные виды животных имеют свой язык, который является средством коммуникации, общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всём, что с ними происходит.

В филогенезе речь первоначально выступала, вероятно, как средство общения людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношении - человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это - система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.

У животных, кроме того, можно обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми социальными эмоциями, например специальные жесты - приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких случаях состоит в том, что они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит в основе возникновения и развития человеческой речи.

Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую роль, формирующаяся в онтогенезе речь, первоначально выполняет и у человека, по крайней мере, в возрасте до полутора лет. Эта речевая функция также еще не связана с интеллектом. Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет иного пути кроме означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу о том, является способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе разделились: одни стоят на позиции неврожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности. С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. Это также данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.

С другой стороны, имеются не менее достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека.

Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые другие) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.


Язык обезьян, дельфинов, собак.

Язык обезьян. В стае или небольшой группе обезьян очень много крика, шума, энергичных и выразительных жестов. С их помощью они обмениваются с сородичами необходимыми сведениями, общаются на своем языке обезьян. Они даже различают голос каждого члена группы.

Французский учёный Пьеркон де Жамблу в 1844 году составил обезьяний словарь-разговорник. В нём приводилось 11 слов-сигналов, используемых южноамериканскими обезьянами. Вот некоторые из них: «кэх» - «мне лучше», «ококо» - сильный испуг, «уик» - тихая просьба, «гепокики» - тревога. У шимпанзе с острова Ява звук «гхо» означает приветствие, а «гак» - еда.

Немецкий учёный Г. Швидецкий в 1931 году доказывает, что древние языки многих народов – монголов, китайцев, индейцев, индогерманцев происходят от языка обезьян. Древнекитайское слово «манг» означает возмущение, а «ганг» - злоба. Они происходят от обезьяньего «мыгак», «ыгак», выражающих у животных гнев, возмущение, негодование. Немецкое слово «шнабернак» - шутка – могло возникнуть много тысяч лет назад от обезьяньих словосочетаний и возгласов «гак-м-ыгак», что в переводе с обезьяньего тоже означает «шутка».

Известный американский учёный Р. Гарнер пришёл к выводу, что обезьяны по-настоящему говорят на своём родном языке обезьян, который отличается от человеческого степенью сложности и развития.

Учёный-приматолог Е. Н. Панов считает, что шимпанзе могут намеренно передавать друг другу сведения о пространственном расположении объектов на основе существующего у них способа передачи сообщений.

В языке маленьких резвых обезьян в Кении есть звуки, обозначающие такие понятия, как «безоружный человек», «человек с винтовкой».

Дельфиний язык. Дельфины вызывают большой интерес своей хорошей обучаемостью и разнообразной игровой деятельностью, проявляемой при контакте с человеком. Дельфины легко имитируют различные звуки и подражают словам человека. Они обладают богатством звуковых сигналов и активно общаются между собой с помощью самых разных звуков – частых тональных свистов и резких пульсирующих звуков-щелчков. У каждого дельфина свой характерный свист – «голос», присущий только ему одному. Находясь вдвоём или в группе, дельфины ведут активный «разговор» - обмениваются сигналами: пересвистываются, издают щелчки. Когда один дельфин подаёт сигнал, то другой в этот момент молчит или свистит. Общаясь с детёнышем, самка дельфина издаёт до 800 различных звуков.

Общение между дельфинами происходит непрерывно и в том случае, если они отделены, но могут слышать друг друга. Если изолировать дельфинов даже на 8 тысяч километров, но установить между ними радиосвязь, они взаимно реагируют на сигналы «собеседника».

Звуки дельфинов отражают их эмоциональное состояние и выражают собой сигналы, связанные с поиском пищи, заботой о потомстве, защитой.

Собачий язык. Среди домашних животных собаки пользуются наибольшей популярностью. В связи с этим для них создаются благоприятные условия жизни. Сегодня у многих собак обеспеченная жизнь: витамины, сбалансированное питание и прогулки, друзья для общения, а некоторые посещают личного парикмахера и стоматолога.

По мнению немецкого профессора Венцеля речь собак состоит из звуков: А, Б, Ф, Х, И, Н, П, Р, У и слогов: Паф, Пиф, Баф, Бау, Кнур, Ау. Они выражают определённые состояния: паф – желание, пиф – возмущение, бау – сообщение о новости, кнур – враждебность. Если собака лает отрывисто – «ам!», глядя на человека и приподняв одно ухо – это означает вопрос, недоумение; когда она поднимает морду и издаёт протяжное «ау-у-у» - ей тоскливо; если повторяет несколько раз «мм» - что-то просит; рычание со звуком «ррр!» - угроза.

Когда собака хочет, чтобы ей дали что-то определённое, она будет настойчиво и требовательно этого добиваться. Но если собака просит открыть дверь, звуки её голоса будут совершенно другими, их никак нельзя спутать с теми звуками, когда она просит поесть.


Эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам.

Алена и Беатрис Гарднеры обучали шимпанзе американскому варианту жестового языка глухонемых (ASL – AmericanSignLanguage).

Первая ученица Гарднеров, шимпанзе Уошо, появилась у них в 1966 г. В течение четырех лет она освоила 132 жестовых знака и самостоятельно научилась их комбинировать в цепочки из 2-5 слов. Первые такие комбинации касались самых жизненно важных для обезьяны вещей: “Дай сладкий” и “Подойди открой”. Позднее Гарднеры передали Уошо Р. Фаутсу для работы в Приматологическом институте в Оклахоме, а их следующий проект был связан с другой работой, в которой четыре шимпанзенка росли в лаборатории и общались с людьми, хорошо владевшими языком жестов. В этих условиях обезьяны обучались гораздо быстрее.

Дэвид и Энн Примэки приступили к работе с рожденной на воле шимпанзе Сарой в тот же год, что и Гарднеры. Они впервые разработали искусственный язык, прообразом которого, возможно, служил “жетонный язык”, используемый Вольфом. С Сарой общались с помощью набора различных по цвету, размерам, форме, текстуре кусочков пластика. Их обратная сторона была металлической, так что они могли удерживаться на магнитной доске. Каждый кусочек выполнял функцию отдельного слова.

Дуэйн Румбо и его коллеги по Йерксовскому приматологическому центру (Атланта, штат Джорджия) разработали управляемую компьютером экспериментальную программу для изучения способностей к освоению языка у двухлетней шимпанзе Ланы. Она обучилась пользоваться клавишами на панели. На каждой клавише (первоначально их было 25) имелась лексиграмма на йеркише (так называли язык, который осваивала Лана). Она сама научилась составлять “фразы” на дисплее и стирать те, в которых имелись ошибки. Если порядок слов в ее просьбе был правильным, то машина выдавала ей напитки, кусочки банана, музыку, фильмы. Однако машина оказалась бессильной, когда однажды ночью Лана попросила: “Машина пожалуйста пощекочи Лану точка”. Лана адекватно употребляла слово “нет”, когда хотела выразить протест, например, если кто-то в ее присутствии пил кока-колу, а ей это было недоступно.

Дуэйн Румбо и Эмили Сью Сэвидж-Румбо позже проводили опыты с группой обезьян в Йерксовском Приматологическом Центре штата Джорджия. В первых опытах участвовали 5 особей Pan troglodytes (Лана, Остин, Шерман, Панпанзи и Меркюри) и 5 карликовых шимпанзе-бонобо Pan paniscus (Матата, Кэнзи, Мулика, Панбаниша, Тамули). Они общались с помощью раскладной клавиатуры, с набором символов на йеркише, и это средство общения брали с собой на прогулки, укладывая в детские рюкзачки. Бонобо обнаружили настолько значительные успехи, что свою книгу о Кэнзи Сэвидж-Румбо и Левин назвали: “Кэнзи: обезьяна на грани человеческого сознания”.

Бонобо использовали до 400 знаков и обнаруживали незаурядные творческие способности. Самый способный из них - Кэнзи - мог употреблять символы “бескорыстно”, без предварительного обучения, усваивая их из контекста общения, как это делают маленькие дети. Например, он нажимал лексиграмму “мяч” и подталкивал руку человека к мячу или же сам брал мяч в руки и играл им. Нажав на лексиграмму “одеяло”, Кэнзи начинал играть в прятки, надевая одеяло на голову. Поедая яблоко или дыню, он подходил к клавиатуре и нажимал клавишу “яблоко” или “дыня”, то есть комментировал ситуацию и называл предметы, а не просил их.

Кроме шимпанзе, в проектах “говорящие обезьяны” участвуют и другие антропоиды. Орангутан Чантек использовал до 150 знаков ASL . Он, в частности, адекватно употреблял слова “плохо” и “хорошо” (Miles, 1993). Язык жестов использует и горилла Коко, милейшее животное, которое рядом со своей миниатюрной воспитательницей и исследовательницей - белокурой Франсин Паттерсон смотрится как настоящий Кинг-Конг. В проекте “говорящие гориллы”, который стартовал в 1976 г. на острове Мауи (штат Гавайи), принимали участие две обезьяны, Коко и Мишель. Коко родилась в зоопарке Сан-Франциско, и была воспитана Паттерсон с младенческого возраста. Родина Мишеля - Камерун (Африка), он был приобретен в трехлетнем возрасте. Гориллы росли вместе и были очень привязаны друг к другу. В 2000 г. Мишель внезапно умер от сердечного приступа. Он был вполне говорящей обезьяной и употреблял около 500 жестовых слов. Коко - самая известная среди людей горилла - сотрудничает с исследователями до сих пор. Жесты она использует несколько замедленно, смотрит при этом грустно и вообще выглядит меланхолично, что усиливает эффект от употребляемых гориллой шуток и метафор. Например, длинную трубу она однажды назвала “слон”, и затем пояснила: “хобот”. Зебру Коко называла “белый тигр”. Еще в детстве Коко использовала 375 “слов” и 645 “языковых моделей”. Сейчас в ее словаре более 1000 “слов”.

Исследователи пришли к выводу о том, что языковые символы, которые усваивают обезьяны, основаны на формировании внутренних представлений о соответствующих им предметах.


Психические основы обучения животных человеческой речи.

Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.

Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению учёных этой группы, в области психики животные обладают всем тем, что есть в человеке, а разница состоит лишь в степени развития уровня психической деятельности у животных по сравнению с человеком. Животные, находясь в своей среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, т. к. они вполне соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие возможности и овладеть речью хотя бы в примитивной форме.

С точки зрения других зоопсихологов, у животных имеются всего лишь предпосылки того, что люди называют разумом, сознанием, мышлением и интеллектом. У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врождённых, наследственно обусловленных инстинктах, закреплённых в генетической программе на протяжении всей эволюции. Животных не следует во всём уподоблять человеку. У животных есть биологические предпосылки мышления, но не зачатки этого качества.

Но если внимательно анализировать особенности психических процессов у животных, особенно у выдающихся и одарённых их представителей, то можно прийти к выводу, что животным нельзя отказать в разуме, абстрактном мышлении, наличии сознания и самосознания.

На основе тщательного анализа уровня рассудочной деятельности животных Л. В. Крушинский приводит последовательность их способности к решению задач: на первом месте находятся млекопитающие – обезьяны, дельфины, бурые медведи, собаки, лисы, кошки; на втором месте птицы – вороновые; на третьем месте – амфибии и рыбы.

Научные дискуссии учёных по коренным вопросам зоопсихологии и зооэтологии продолжаются многие десятилетия и не утихают в настоящее время в связи с новыми открытиями в этих областях.

Специалисты-зооэтологи по китообразным заявляют, что изучение мозга дельфинов позволяет перейти от оценки уровня развития центральной нервной системы китообразных к определённому утверждению, что этот уровень выше уровня развития мозга исследованных человекообразных обезьян и ближе к уровню развития человека.

Животные после обучения различают фонемы – звуковой эквивалент буквы и понимают человеческую речь. Животные способны различать звуковые характеристики отдельных букв, звуковых сочетаний, полученных на электронных синтезаторах человеческой речи, и даже сложные звуки, входящие в состав целых предложений.

Не исключено, в таком случае, что животные, особенно наиболее талантливые, после обучения понимают смысл произносимых слов и что возможен активный диалог между человеком и животным.

Произносимые воронами и попугаями слова выражают определённые смысловые ассоциации, то есть понятия и символы, несущие значения слов и связи между ними.

После длительных исследований И. С. Бериташвили пришёл к заключению, что у животных имеется четыре вида памяти:

Свежая, краткосрочная, возникающая после нескольких минут восприятия объекта;

Длительная, долгосрочная, проявляющаяся через много дней;

Условно-рефлекторная, устанавливающаяся после выработки условного рефлекса;

Эмоциональная, выражающаяся в повторном эмоциональном возбуждении.

В жестовой речи у приматов и в разговоре высокоодарённых птиц прослеживаются элементы словесно-логической памяти и самосознания. Животные умеют созерцать, решать логические задачи, изменять модели поведения, наслаждаются картинами, играми, нуждаются в общении. Дельфины с упоением готовы играть с мячом в бассейне, слоны с удовольствием играют в футбол, а любовь к пению отмечена у всех животных – от лягушек до обезьян и китов. Любовь и преданность, жалость и сострадание, альтруизм и жертвенность – все эти высокие морально-этические качества человека в равной мере присущи животным.

Несомненно, большие различия лежат между миром людей и животных: отличия в социальной, культурной жизни, производственной деятельности, материально-эстетических ценностях и в наличии совершенного по структуре языка и речи – великих эволюционных завоеваний человека.

Животные существуют как бы в другом измерении – на лоне природы, в свободных условиях, со своей организацией жизни, с иными требованиями и законами, отличающимися от созданных человеком. Но то, что животные мыслят разумно и говорят человеческим голосом, признано всеми. Это является неоспоримым фактом, не вызывающим сомнения, поскольку многократно проверено учёными, известны приёмы, способы и методы, с помощью которых животных обучают человеческой речи.

Животные способны принимать мысль, передаваемую мозгом человека. Это явление дистантной передачи мысленного сообщения, образа, внушения, приказа получило название телепатии. Во всех случаях, известных в науке о говорящих животных, человек является инициатором и исполнителем происходящих событий. Предоставленные сами себе животные остаются теми, какими мы их знаем – ласковыми и боязливыми, пугливыми и любознательными, добрыми и сердитыми, смелыми и трусливыми нашими меньшими братьями.

Те, кто увлечены и давно занимаются йогой и учениями о душе, смогут привести объяснение всем этим необыкновенным случаям. В Природе идёт непрерывный кругооборот энергии, материи и сознания. Всё живое обладает разумом, сознанием, душой, и происходит бесконечное перевоплощение одного существа в другое: человек может в своём эволюционном развитии прожить несколько жизней – быть собакой, кошкой, растением, камнем, а затем вновь перевоплотиться в человека.

Разум находится в любом живом существе. Степень одарённости, уровень сознания, способность к обучению у разных видов разные. Говорящие одарённые животные – именно те, в которых наиболее ярко проявляется человеческая сущность, находящаяся в них.


Общение животных.

Взаимоотношения “общественных” животных достигает порой значительной сложности. Уже у животных, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “язык” отдельного представителя сообщества. (язык - система сигнализации, всякое средство передачи информации).

Было установлено, что пчела, возвращаясь в улей со взятком и совершая определенный узор движений (“танец”), информирует тем самым все пчелиное сообщество о расположении медоносных цветов.

“Язык” животных – это позы, акустические сигналы, химическая (“обонятельная”) информация, всевозможные касания.

Поведение насекомых в сообществе поражает наблюдателя общей целесообразностью и согласованностью. Однако эта согласованная целесообразность обусловлена стереотипными реакциями животных, принимающих информацию. В их реакциях нет ни малейшего осмысливания, никакой переработки информации; сразу после получения сигнала возникает выработанное в эволюции действие. То есть большинство коммуникационных взаимодействий у животных формируется не в процессе научения, а на основе сочетания врожденных способностей одних особей передавать жизненно важную информацию, а других – адекватно на нее реагировать. Классический пример такого рода – общение взрослых серебристых чаек со своими птенцами. Вылупившийся птенец клюет красное пятно у основания клюва взрослой чайки, что вызывает у нее отрыгивание частично переваренной пищи в рот птенцу. Здесь пример двухстороннего обмена информацией, то есть общения.

В сообществе высших животных (птиц, млекопитающих) существуют определенные формы взаимоотношений. При этом всякое объединение животных в какое-либо сообщество неизбежно вызывает появление “языка”, необходимого для контакта членов сообщества.

Во всяком сообществе установлено биологически рациональное неравенство – сильные животные подавляют слабых. Сильным достается лучшая часть пищи, они наиболее свободно держатся среди членов сообщества. Слабые животные, являясь добычей животных других видов, служат гарантией спасения лучших экземпляров своего вида. Слабые животные, в свою очередь, располагают средствами, обеспечивающими им относительную безопасность внутри сообщества. К числу таких средств относится особая “поза подчинения”, которой животное, терпящее поражение в столкновении с более сильным противником, сообщает о неспособности продолжать борьбу.

Кроме “языка” поз, касаний, существует еще “язык” слышимых сигналов. Описана сложная сигнализация у врановых птиц, дельфинов, обезьян. Издаваемые звуки выражают эмоциональное состояние животного. Анализ голосовых реакций шимпанзе показал, что каждое звукопроиведение обезьяны связано с определенной рефлекторной деятельностью. Установлено несколько групп звуков: звуки, издаваемые при еде, ориентировочно-оборонительные, агрессивные, звуки, связанные с проявлением половых функций и другие.

Животные одного сообщества ориентируются на голосовые реакции друг друга. Голосовые реакции дополнительно информируют членов сообщества о состоянии собратьев и тем самым позволяют ориентировать поведение внутри сообщества. Голодные перемещаются туда, где раздается аппетитное похрюкивание, издаваемое поедающим что-либо животным; на агрессивные звуки дерущихся обезьян мчится вожак, чтобы навести в стаде порядок; тревожный сигнал опасности срывает с места все стадо.

Также большую роль в коммуникации животных играют химические стимулы. Они могут распространяться в воздушной или в водной среде и восприниматься, соответственно, обонятельными и вкусовыми рецепторами. В любом случае выделение различных по химической природе веществ позволяет передавать широкий спектр специфических сообщений.

Многие химические сигналы служат для привлечения к особи ее сородичей. Широко распространены, в частности, высокоспецифические вещества, называемые половыми аттрактантами и используемые для привлечения полового партнера в период размножения.

Некоторые химические сигналы используются, главным образом, для межвидового общения. Например, отвратительный запах, разбрызгиваемой скунсом жидкости отпугивает людей, собак и многих других потенциальных врагов этих животных. Аромат цветущих растений привлекает к ним насекомых-опылителей. Это также пример межвидовой химической коммуникации.


Заключение .

Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а о своеобразном языке животных, присущем некоторым видам и проявляющемся в виде специфичных звуков), а при помощи каких-то движений, стимулов и т.д.

Одного только нельзя обнаружить в «языке» животных – «язык» животных, в отличие от людей, не может служить средством передачи опыта. Поэтому даже если предположить, что какой-либо отдельный выдающийся экземпляр в своем индивидуальном опыте найдет ряд способов наиболее легкого добывания пищи, то он будет не в состоянии передать свой опыт средствами, имеющимися в арсенале “языка” животных.

Что же касается домашних животных, а также дрессированных животных, то они не только могут «общаться» между собой, но и «понимать» речь окружающих людей. Однако это «понимание» происходит за счет условных рефлексов, которые вырабатываются в результате многократного повторения одних и тех же слов или действий.

Итак, можно сделать вывод о том, что практически все виды животных имеют свой язык, и большинство из них «общаются» посредством этого языка. Уровень «общения» напрямую зависит от уровня развития животных.


Список использованной литературы:

1. Дарвин Ч. «Выражение эмоций у человека и животных», соч. т. 5, М., 1953г.

2. Клотца Дж. У. «От создания мира» (http://www.goldentime.ru/hrs_appendyx.htm).

3. Панов Е. Н. «Общение в мире животных», М. «Знание», 1970 г.

4. Панов Е. Н. «Сигнализация и язык животных», М. «Знание», 1970 г.

5. Тинберген Н. «Поведение животных», М. «Мир», 1978 г.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...