Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Как научить ребенка эмоциям. Как научить ребенка выражать свои чувства: советы психолога. Что же делать? Разумеется, все равно учить. Как

Как научить ребенка выражать эмоции и сдерживать агрессию? Взрослому человеку легко понять, что значит «сдерживать эмоции».

Мало кому приятно общаться с раздосадованным начальником, но никто не позволит себе дать тому оплеуху.

И чертовски обидно, когда последний размер стильной блузки уводят из-под носа в разгар распродажи. Но это еще не повод упасть на пол и заливать его горючими слезами.

Жизнь в социуме накладывает массу ограничений, в том числе и на выражение своих эмоций. Взрослея, мы эмоционально крепнем и учимся сдерживать злобу и прочие негативные порывы. Но как объяснить это детям?

Как помочь ребенку выражать эмоции правильно? Как объяснить, что кричать на весь магазин – некультурно, а говорить родителям «Я вас ненавижу!» – значит, обижать их до глубины души?

Очень важно вовремя научить ребенка контролировать эмоции, и тогда удастся избежать проблем в его взрослой жизни.

Подчас неумело воспитанные мальчики превращаются в инфантильных мужчин, топающих ножками «Хочу и буду!» и без повода махающих кулаками.

1. В первую очередь, надо постоянно объяснять ребенку его чувства . Иногда он и сам не понимает, что ощущает. Задача взрослого – разложить по полочкам эмоции малыша.

Ситуация:
Ребенку обещали пойти в Зоопарк, но папу вызвали на работу, и семейный отдых отменился. Ваше чадо раскидало игрушки, толкнуло папу, разрыдалось, извергло из себя массу ругательств, подцепленных по телевизору, хлопнуло дверью и оставило вас в ступоре.

Нужно подойти к ребенку и просто поговорить. Слова родителей примерно такие: «Ты, наверное, очень расстроен, что не пойдешь смотреть зверей? Ты очень хотел увидеть бегемота и соскучился по папе, но все отменилось, и теперь ты злишься?

Ты просто в ярости, что тебе обещали, и обещание не сдержали? Ты ощущаешь себя обманутым, преданным своими же родителями?».

Ребенок будет сопоставлять ощущения и соглашаться с вами. А когда он начнет лучше разбираться в своих эмоциях, он даже сможет возразить, если вы перегнули палку.

«Нет, я не в ярости, мне просто грустно, что папа опять уехал в выходной, и я ревную его к его работе».

2. Также родитель обязан разъяснить малышу, что тот задевает чувства других людей . Когда мы разобрались с тем, что чувствует сам ребенок, переходим к тому, что чувствуют окружающие.

Вернемся к отмененному походу в Зоопарк.Чтобы научить ребенка сдерживать агрессию, объясните ему свои переживания и эмоции: «То, что ты сказал маме и папе, когда разозлился, было очень обидно и грустно слышать.

Нам с папой было очень неприятно и больно, когда ты сказал, что ненавидишь нас. Ведь мы тебя очень любим, а ненависть – очень плохое чувство.

Когда ты говоришь людям плохие слова, ты делаешь им очень больно».

3. Надо научить ребенка говорить о своих эмоциях без стеснения, поощрять, стимулировать общение о внутреннем и наболевшем .

Иногда душевная беседа творит чудеса, женщинам это знакомо.

Если ребенок не будет иметь возможности сказать о своей боли и досаде, он выплеснет ее иным способом – толкнет обидчика, разобьет игрушку, укусит маму и так далее.

Часто от этого страдают неповинные люди. Например, если ребенок ударился об игрушку из-за собственной неловкости, он, понимая, что игрушке навредить не может, скорее всего подойдет к другому ребенку или родственнику и ударит его.

Или другая ситуация: совсем маленький ребенок из любопытства ухватил более старшего за нос, не больно, но тот испугался.

Родители, не увидев проблемы, никак не отреагировали, не поговорили со старшим малышом, не пожалели. И тогда, не выразив эмоции сейчас и затаив обиду, он через полчаса подходит к младшему и без сожаления бьет.

И это воспринимается мамой как беспочвенная агрессия, тогда как у «потерпевшего» есть все основания для мести.

4. Научите ребенка выплескивать негативные эмоции, не нанося ущерба – морального и материального . Отчасти, в этом и заключается эмоциональное развитие ребенка.

Расскажите ему, что злиться – это, в общем-то, нормально. Но выплескивать негатив нужно «культурными» способами.

Можно выйти на балкон и громко крикнуть о своих чувствах: «Аааааа! Я так хотел в Зоопарк! Я не увижу жирафа! Мне обидно!».

Можно научить его вместо крика резко переходить на шепот и шептать о своем недовольстве. Можно рвать бумагу, раскидывать мягкие игрушки, мять газеты, топать, хлопать, прыгать.

Кому-то нравится яростно опрыскивать цветы пульверизатором.

Но никогда не позволяйте ему бить младших обидчиков, толкать родителей и ломать игрушки. И, главное, вы сами должны быть для него примером и не устраивать бурных семейных разборок с битьем посуды.

5. Никогда не проходите мимо расстроенного ребенка . Всегда спрашивайте, кто его обидел и что случилось – в детском саду, в школе, на спортивной площадке.

Обсуждайте спорные вопросы, давайте советы и учите прощать вместо того, чтобы искать виноватых.

Ничто так не помогает справиться с агрессией и разрешить внутренние проблемы, как искреннее участие неравнодушных близких. Именно это может научить ребенка контролировать свои эмоции.

Как объяснить малышу, что делать со своей злостью, радостью и другими сильными эмоциями, которые его одолевают?

А еще есть капризы, обиды и обидки, страхи большие и маленькие.
Да и слишком бурная радость как-то пугает окружающих. Как настораживает и стремление забиться в уголок и тихо погрустить...

Как научить свое чадо справляться со всеми этими непростыми чувствами и эмоциями, если нас самих не научили этому в детстве?

Ждем помощи от психологов: правила, упражнения, советы, примеры.

На разных этапах развития ребенок проявляет эмоции, соответственно его возрасту. Уже в грудничковом периоде можно понять, что выражает маленький человечек - бурную радость или отчаяние. Соответственно, для каждого возраста существует более или менее подходящий способ реагирования взрослых на эмоциональное проявление ребенка.

Если ребенок еще не способен осознавать смысл вербального обращения к нему, то родителям следует в первую очередь точно определить причину возбуждения ребенка, чтобы устранить ее негативные последствия. Накормить, искупать, обеспечить комфортную температуру в помещении или удостовериться в том, что ребенок здоров. В случае обнаружения заболевания позаботиться о своевременном лечении.

Когда ребенок подрос, следует оставаться внимательным к проявлению чувств как ребенка, так и своих собственных. Потому что первыми учителями и примером во всем являются мама и папа. Способ проявления эмоций - не исключение. Если родитель скрывает от других членов семьи переживания или какие-либо другие эмоции, маленький человек будет думать, что это - единственно верный способ, который можно использовать, чтобы быть принятым и любимым.

Не стоит пугаться любых проявлений чувств вашего ребенка. Даже если это чрезмерная активность, агрессия, упрямство или слезы. Некоторые состояния могут быть нормой развития того или иного возрастного периода.

Часто обращаются к специалисту родители трех-четырех летних деток, сетуя на то, что ребенок стал более упрямым и даже злым. Но именно для этого возраста такие проявления совершенно естественны. В первую очередь нужно организовать безопасное пространство для выражения детских эмоций. Имеется в виду не только физическая безопасность, но и психологическая. Ребенок должен быть уверен, что, независимо от того, какие эмоции он выражает, его будут продолжать любить. Он не всегда должен быть хорошим мальчиком или послушной девочкой.

Кроме того, маленькому человеку нужно помогать справляться с разными чувствами и ощущениями. Например, если ребенок плачет и не понимает, что с ним происходит, нужно помочь ему идентифицировать состояние, дать ему имя: «тебе сейчас больно или ты грустишь?». Откуда ребенок может знать ответ на этот вопрос? Только если вы делились с ним своим опытом грусти или боли.

Если ребенок спрашивает: «мама, что с тобой, почему ты плачешь?», - вовсе не нужно использовать отговорки типа «ерунда, все хорошо». У ребенка будет возникать дисбаланс, ему нужно решать - где обман: в том, что он видит и чувствует, или в том, что говорит мама. Скорее всего, он поверит маме. Тогда ему придется вытеснять свои телесные ощущения, чтобы избавиться от двойственного восприятия.

Поэтому с ребенком необходимо оставаться честным в любом случае. Даже если вы не готовы объяснять причину своей грусти, не нужно делать вид, что ее нет. Гораздо полезнее признаться, что сейчас вам плохо, вы опечалены, но это пройдет.

Ребенок будет знать, что грустить - это нормально, так же, как и проявлять радость. Естественно то, что порой бывает страшно, а иногда обидно. Главное - нужно оставаться в ладу со своими эмоциями и дать им время для проявления. Эмоция проходит, приобретается опыт, как с ней жить. Если не дать ей проявиться, вытеснять ее раз за разом, можно получить психосоматический симптом.

Понимание ребенком своего эмоционального состояния, умение проявлять эмоции помогает человеку лучше понимать чувства других людей. Не бояться проявления гнева или беспокойства.

Порой пугающим фактором может быть выражение бурной радости, чрезмерной активности. Зачастую это может быть выходом других «запрещенных» чувств. Если родитель спокойно реагирует на капризы, гнев, раздражение, не ругает ребенка за их проявление, то энергия «отрицательных» эмоций не будет накапливаться в теле, чтобы разразиться потом в излишней беготне или диком хохоте.

Случается так, что ребенок дома ведет себя вполне приемлемым образом, а в школе проявляет гиперактивность. Причиной также может быть домашний запрет на «громкие» эмоции.

Порой таким образом ребенок привлекает внимание. Он не решается попросить родителя, чтобы тот поиграл или погулял с ним, потому что однажды получил отрицательный опыт - отвержение, упрек, а как следствие - чувство стыда, с которым не просто бывает справиться даже взрослому. Проявление эмоций в школе может быть безопасным в силу того, что учителя имеют определенные ограничения по отношению к учащимся, и потому, что они не являются настолько значимыми людьми, какими являются родители. Всегда проще пережить отвержение чужого человека.

Иногда родители не могут использовать простые поведенческие приемы, направленные на демонстрацию любви и принятия. Сложно обнять ребенка, осыпать его не только поцелуями, но и ласковыми эпитетами. Такие взрослые сами не получили достаточно любви от своих родителей. Для восполнения подобной недостачи нам даны наши партнеры - мужья, жены с которыми нужно тренировать навыки проявления нежных чувств, осознавая, что дефицит умения отразится на полноценном воспитании детей. Многое из того, что мы недополучили в детстве, нужно сознательно добирать, будучи взрослым. В этом и заключается развитие личности - эволюция.

Ребенок учится реагировать определенным образом не через объяснение, а через поведенческие модели, принятые в семье. Объяснять ребенку на словах бессмысленно. Более того, если родители будут вести себя одним образом, а при этом старательно «объяснять», что так делать нельзя, то эти двойные послания неизбежно породят у ребенка внутриличностный конфликт, что может привести в дальнейшем к неврозам.

Что же происходит у родителей в голове при общении с собственными детьми, что они делают больно своему ребенку, травмируя его? А в голове сидят глубоко подавленные воспоминания о пережитых в детстве собственных страданиях. И хотя начинка проблем у всех разная, но суть остается прежней - родитель вроде и стал родителем, но в душе ещё сам страдающий ребенок.

И происходят двоякие послания при воспитании: с одной стороны, вроде бы родитель хочет правильных вещей, а с другой стороны - посылает импульсы, чтобы его реальное чадо страдало так же, как его внутренний ребенок. Это естественно, всё не осознается, и ни один родитель в здравом уме и трезвой памяти не признается в том, что он сам страдал в детстве от своих родителей - и теперь пусть и его ребенок тоже пострадает. Хотя… в каких-то фразах можно уловить и эти нотки. Например, «меня родители тоже так наказывали, и смотри, ничего человеком вырос». Вот именно, что ничего человеком.

Родители, если Вы хотите помочь своим детям - помогите себе.

Детоцентричность - пожалуй, основная характеристика современной семьи. Ребенка чуть ли не с пеленок начинают всячески развивать и научать. Но часто речь идет о развитии интеллекта и физических навыков. Еще творческих способностей. Воспитанием чувств - а это как раз умение РАСПОЗНАВАТЬ, ВЫРАЖАТЬ и ПРОЖИВАТЬ свои эмоции, а также РЕАГИРОВАТЬ на эмоции других - целенаправленно никто не занимается. Считается, что это придет само собой: ребенок же не Маугли - растет среди людей.

Уважаемые коллеги уже говорили о поиске вариантов социально приемлемого выражения эмоций, о том, что ребенок часто отзеркаливает своих родителей, считывая их чувства. Отсюда тревожные дети тревожных матерей, детская агрессия как признак семейного неблагополучия и страхов .

Да, со временем ребенок научается как-то справляться со своими эмоциями. Часто сам и дорогой ценой. Трехлетнюю Машу застали родители за тем, как она складывает подушку на лицо спящей маленькой сестренки. Ее отругали: как она могла, сестра, большая девочка, так поступить? У Маши - огромный ком чувств, с которым не совладать трехлетнему ребенку. Она виновата, ей страшно, ее стыдят, ей обидно, и она очень зла на родителей и сестру, которая отбирает у нее их внимание. Как это все выразить? На кого направить? В четыре года Машу привели к психологу с проблемой аутоагрессии: Маша щиплет себя за руки.

Ребенку показывают картинки: посмотри, когда весело - люди смеются; когда грустно - плачут; когда злятся - хмурят брови. А в жизни бывает все наоборот. Смеются, чтобы не плакать, и плачут от смеха. В детской голове начинается путаница.

Ориентир для него - реакция близких. Но и они продолжают его запутывать. Кирюше весело, он рад, что за ним в садик пришла бабушка, он прыгает и не спешит одеваться. "Прекрати, - говорит бабушка, - что за дурацкий смех!". Значит, нельзя смеяться, когда радуешься? Трехлетний Кирилл растерян и не знает, как реагировать. Он плачет. "Ну вот, теперь еще и слезы!" - бабушка раздосадована. Кирилл понимает: и это не то. А что - то?

Путая детей в чувствах, недовыражая свои эмоции, запрещая испытывать чувства или заставляя проявлять их каким-то определенным образом, семья и не подозревает, что в душе маленького человека происходят поистине шекспировские трагедии, к которым он не готов.

Чтобы научить ребенка жить в ладу со своими эмоциями, надо для начала понять, как развивается эмоциональная сфера ребенка. Что помогает ребенку справляться со своими переживаниями? И зависит ли что-то от взрослого, воспитывающего ребенка?

Когда мы говорим о способности ребенка "справляться со своими эмоциями", мы говорим о целом комплексе действий. Потому что чтобы справиться с эмоцией, ребенку необходимо:

  1. осознать, что он испытывает какую-то эмоцию;
  2. понять, какую именно эмоцию он испытывает;
  3. знать, что сама по себе эмоция нормальна;
  4. знать, что есть неприемлемые способы выражения эмоций (например, нельзя бить других людей), а есть приемлемые (например, говорить об эмоции);
  5. выбрать способ, каким он может ее выразить.

И сложности с этим процессом могут начинаться с самого первого пункта!

Для начала важно понимать, что осознавать свои эмоции дети учатся постепенно. Это навык, который появляется не с первого дня жизни. И требует времени для тренировки!

Только к 4-5 годам дети становятся способны осознавать свое настроение. Они уже могут говорить о том, что им хорошо или плохо, радостно или грустно. И, как правило, способны заявить о своем страхе , обиде и интересе. Именно к этому возрасту их мозг становится способным различать внутренние ощущения и называть их нужными словами. Однако то, насколько они точно будут это делать, очень сильно зависит от взрослых, их воспитывающих!

Если родители сами обращают внимание на эмоции ребенка и проговаривают их , обозначая причину их возникновения ("ты расстроился, что мы не купили тебе игрушку", "ты очень рад тому, что Петя пришел в гости", "ты испугался, потому что машина очень громко и неожиданно затарахтела"), то ребенок очень быстро учится замечать свои переживания и различать их! Достаточно скоро он становится способным говорить о своих эмоциях взрослым и весьма точно их осознавать.

Если же сами взрослые не обращают внимания на переживания ребенка и ничего об этом не говорят, ребенку научиться этому фактически неоткуда! И тогда в том сложном комплексе действий, которые необходимы, чтобы справляться со своими чувствами, западают 1 и 2 пункты... Ребенок попросту не знает, что он чувствует. А значит не может и справиться со своими переживаниями...

Однако даже научившись осознавать свои эмоции и различать их, ребенок может быть неспособным справиться с ними. И часто это происходит из-за того, что ребенок понимает свои переживания, но абсолютно ничего не знает о том, как же быть с ними? И не знает он об этом по той же причине: его никто этому не научил!..

Даже в сознании взрослого человека очень часто оказывается склеенным само переживание эмоции и те действия, которые мы совершаем под влиянием этой эмоции. То есть эмоции и способы их выражения!

Мы говорим детям, что злиться плохо, подразумевая, что плохо ругаться и обзываться. Рассказываем, что на обиженных воду возят, подразумевая, что обида заставляет нас совершать глупости. Мы кричим на ребенка и оправдываем это тем, что разозлились. Требуем от ребенка не голосить и не смеяться громко, как будто запрещая саму радость!..

Даже мы, взрослые, часто не отдаем себе отчет,

  • что проблема не в самой эмоции, а лишь в том способе, которым мы ее выражаем;
  • что эмоция и действия - это разные вещи;
  • что любая эмоция имеет право на существование, но то, как мы выразим эту эмоция - полностью наша ответственность!

И, конечно, дети учатся этой путанице у нас!..

Чтобы научиться справляться со своими эмоциями ребенку очень важно узнать у взрослого, что каждая эмоция имеет право на существование ! Что все наши эмоции естественны и нормальны (даже самые гадкие и неприятные)! Что каждый из нас в той или иной ситуации испытывает эти эмоции, и мы все имеем на это полное право!..

Но даже самая сильная эмоция не оправдывает человека, совершающего дурные поступки ! Можно злиться, но нельзя драться. Можно расстраиваться, но нельзя обзываться. Можно радоваться, но нельзя срывать из-за этого урок... Есть другие способы выражения этих эмоций: приемлемые и конструктивные.

Умение разделять эмоции и способы их выражения - навык, который формируется значительно позже, чем способность просто различать эмоции. Только к 7 годам ребенок начнет становиться способным иногда останавливать себя в момент переживания какой-то эмоции и выбирать способ, которым он ее выразит! Но до конца способным делать это каждый раз он станет только тогда, когда вырастет !.. Потому что именно это умение и отличает взрослого от ребенка!

Однако, чтобы этот навык начал формироваться хотя бы к 7 годам (и уж тем более созрел к 18-летию), взрослым, воспитывающим ребенка, необходимо сначала научить ребенка признавать и принимать свои эмоции, и лишь затем - различать способы, которыми он может их выразить. Для этого в моменты "вспышек" взрослый должен быть рядом, чтобы проговорить и подчеркнуть, что именно сейчас испытывает ребенок, что он имеет право на эту эмоцию, но главное - что есть способы выражения, которые позволительны и которые нет!

Вот как это может выглядеть в примерах:

Если взрослый упускает описание самой эмоции (ты злишься) или то самое разрешение ее испытывать (это естественно, ведь у тебя забрали игрушку), то ребенок усваивает послание целиком, и в его голове происходит та самая путаница, о которой я написала выше (драться нельзя, а значит нельзя злиться). И вместе того, чтобы учиться управлять своими эмоциями, ребенок учится их подавлять! А это приводит лишь к тому, что эмоции становятся еще сильнее...

Таким образом, чтобы научить ребенка быть в ладу со своими эмоциями и управлять ими, взрослым очень важно проделать большую работу! Сначала научить ребенка определять свои эмоции и обращать на них внимание. Затем помочь ему признать и принять, что какой бы неприятной ни была эмоция, она естественна и имеет право на существование. И только после этого научить его выбирать способ выражения своей эмоции!

Или возьми его ладошку в свою, и начните весело размахивать руками. Счастливые возгласы можно заменить на негромкую песенку, причем будет хорошо, если вы с малышом споете ее хором. Также можно предложить ребенку рассказать о своей радости бабушке, брату, другу или любимой игрушке.

Эмоции оказывают огромное воздействие на жизнь взрослых людей — что уж говорить о маленьких детях? Многим мамам известно, что малыши иногда или заходятся в истерике, расстроившись, или становятся совершенно неуправляемыми от радости. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями.

Не запрещать, а направлять
Умение понимать свои эмоции и выражать их приемлемым для окружающих способом — одно из важнейших качеств зрелого человека. Однако основы этого умения закладываются еще в детстве. Маленький ребенок не в состоянии контролировать эмоции: они, как волны, захлестывают кроху с головой. И задача родителей состоит в том, чтобы помочь малышу.
Основные хлопоты взрослым доставляют негативные эмоции ребенка, которые часто сопровождаются криками, слезами или физической агрессией. В такой ситуации родители обычно просят наследника не злиться и не плакать. К сожалению, этот метод редко оказывается эффективным. Но всё-таки можно научить ребёнка управлять негативными эмоциями.
Во-первых, даже взрослый человек не может перестать испытывать какое-то чувство только потому, что его об этом попросили. А во-вторых, запрещенная негативная эмоция, как запертая плотиной вода, будет искать другие пути. Так, гнев, который не был проявлен, может быть обращен ребенком на ни в чем не повинную домашнюю кошку или даже на самого себя, что иногда приводит к неприятным последствиям — депрессиям, психосоматическим заболеваниям. Вот почему важно не подавлять отрицательные эмоции, а учить чадо направлять их в мирное русло.

Как не утонуть в море чувств
Что же делать, если ребенок злится или плачет от обиды? Признай его право на эти чувства. Даже если их причины кажутся тебе глупыми или незначительными. Потеря любимой игрушки, ссора с другом, неудачные попытки самому завязать шнурки на ботинках могут выглядеть пустяками для взрослого, но не для ребенка. Говоря о том, что малыш расстроился из-за ерунды, ты даешь ему понять, что не воспринимаешь его чувства и переживания всерьез — причем именно тогда, когда ему нужна поддержка. Не давай негативных оценок чувствам ребенка. Такие фразы, как "хорошие дети не злятся и не вредничают" или "мальчики не плачут", приучают детей стыдиться своих чувств и скрывать их от взрослых.

Прояви сочувствие. Детям важно знать, что они не одиноки, даже когда злятся или грустят. Дай своему ребенку понять, что ты рядом.
При этом обозначай эмоцию сына или дочери, называй ее словами. Впоследствии это поможет ему научиться самому идентифицировать свои чувства и не кричать, а говорить: "Я расстроен" или "Я рассержен". Предложи ребенку "безопасный" способ выразить эмоции. В пылу гнева дети 2—3-летнего возраста иногда пытаются бить своих близких. Ни в коем случае не позволяй делать это! Поймай малыша за руку и тихим голосом спокойно скажи: "Нельзя бить маму", а затем предложи ему, например, побить подушку или мяч, чтобы избавиться от негативных эмоций.
Если ребенок уже находится во власти чувств, не расспрашивай его о причинах. Лучше дай ему возможность отрыдаться или отбуянить, а потом, когда он успокоится, поговори с ним о том, что случилось.

Учимся просить прощения
Лучше всего дети учатся на примере взрослых. Поэтому, для того чтобы показать ребенку, как управлять своими чувствами, тебе и самой необходимо уметь это делать. И хотя взрослые люди обычно способны себя контролировать, именно в общении с детьми это умение их иногда подводит.
А между тем ребенку важно знать, что его отрицательные эмоции не вызовут негативной реакции у родителей. Если мама и папа способны пережить эти эмоциональные всплески, не показывая при этом гнева или обиды, ребенок понимает, что его чувства не несут угрозы для него самого и для окружающих. Это дает ему дополнительную уверенность в своих силах.
Поэтому важно, чтобы ты могла спокойно реагировать на детские гнев, обиду или горе. Однако родители — тоже живые люди, у них тоже бывают тяжелые дни или плохое самочувствие. И если ты понимаешь, что начинаешь "закипать" в ответ на эмоциональные "взбрыки" своего чада, постарайся вспомнить, что дети ведут себя так не потому, что хотят разозлить или обидеть родителей. Они просто еще не умеют справляться со своими чувствами, не знают, как их выразить по-другому; если твои ребёнок грустит, или злится — это не значит что ты плохая мать. Отрицательные эмоции — нормальная часть человеческой жизни, и только испытав их, малыш научится управлять ими.
Если же ты не сумела сдержаться и, например, прикрикнула на малыша, найди в себе силы попросить прощения. Так ты покажешь, как должен вести себя взрослый человек, если он не справился с эмоциями.

Что они означают?
Наши эмоции не возникают на пустом месте, просто так. Каждая из них имеет свою функцию. Например, отрицательные "сигнализируют", что ситуация нас не устраивает и что надо как-то выбираться из нее. Положительные эмоции — показатель того, что нас все устраивает, нам хорошо. Это своеобразный "пряник": хочется вернуться в позитивное состояние. А для этого надо сделать то, от чего оно возникает. Функция удивления — "сообщать" о том, что реальность не соответствует нашим ожиданиям. Интерес предвосхищает события, а страх предупреждает об опасности.

Взрослые часто недовольны тем, что ребёнок не сдержан, пуглив, капризничает, чуть что сердится или лезет в драку. Но мало кто задумывается о том, что умение управлять своими эмоциями не приходит к человеку само по себе. Эмоциональный интеллект нужно развивать так же, как мы развиваем умение читать, считать и решать логические задачки. Мы расскажем, как это делать.

Для маленького человека эмоции — это что-то непонятное, туманное и плохо осознаваемое. Иногда он тонет в океане сложных переживаний, не может узнать неприятные чувства «в лицо», а, узнав, гонит их прочь, потому что в некоторых эмоциях страшно сознаться даже себе, особенно, если ты не умеешь их контролировать. Порой кажется, что ребенок завелся с пол-оборота, но на самом деле клубок из страхов, тревог и огорчений мог копиться в его душе часами, днями и даже месяцами.

Чтобы человек был в состоянии справиться с этими проблемами, ему необходим эмоциональный интеллект, который помогает:

— различать эмоции, узнавать их у себя и окружающих;

— принимать любые чувства, в том числе негативные, понимать, что это нормальная, неизбежная и даже необходимая часть жизни;

— самому выбирать, как проявлять ту или иную эмоцию.

Учимся узнавать эмоции

1. В кино и литературе

Знакомить малыша с разными чувствами можно уже по первым книжкам и мультикам. Для начала можно разобраться с внешними проявлениями эмоций, а потом и с их внутренними причинами.

Выбирая детскую литературу, обращайте внимание на иллюстрации. Важно, чтобы лица или мордочки героев сказок и рассказов были хорошо прорисованными, «живыми» (вспомните замечательные сказки В. Г. Сутеева). Тогда можно будет обращать внимание маленького слушателя на их чувства: «Какой здесь котик — грустный или весёлый? А почему котик грустит?» «Смотри, как лисичка нахмурилась. Видимо, она рассердилась на волка…" и т. д.

Конечно, по мере взросления ребёнка, материал для обсуждения должен меняться (подойдут почти любые качественные подростковые книги и фильмы, хоть тот же «Гарри Поттер»). Годам к десяти-двенадцати дети способны различать куда более сложные оттенки эмоций, с ними важно говорить о том, что часто люди могут одновременно испытывать противоположные чувства. И это абсолютно нормально, ведь мы сложно устроенные существа, сложные настолько, что можем любить и ненавидеть одного человека, хотеть чего-то и бояться этого…

2. В играх и творчестве

В электронных сообщениях мы обозначаем чувства «смайликами». Но ведь эмодзи можно рисовать и на бумаге! Попросите малыша угадать, что вы изобразили — грусть, радость, удивление, страх. Спросите, как малыш догадался — по бровкам, уголкам рта и т. д. Потом пусть нарисует свою мордочку, а родители угадают, какое у нее настроение. Если кроха уже пользуется гаджетами, то попросите найти на экране подходящие «смайлики» для той или иной ситуации из сказки или мультика.

Поговорите об эмоциях, которые ребенок слышит в музыке или видит на картинах известных художников. Попробуйте вместе нарисовать грусть, радость, страх, злость. Какие цвета вам понадобятся, какие мазки?

Изучать чувства можно и играя в пантомиму. Подготовьте «эмоциональные» карточки по аналогии с популярной игрой «Активити», на которых будет задание изобразить сердитого сторожа, испуганного олененка, растерянного покупателя, разгневанного гражданина, ликующую девочку, удивленную даму и т. д. Здесь ребенок обратит внимание не только на мимику, но и на другие телесные проявления эмоций — позы, жесты, скорость движений.

Подростки, у которых есть интерес к литературе, могут посоревноваться в самом точном словесном описании эмоций через действия, запахи, вкус и звук. К примеру, попробовать передать в маленьком тексте нетерпение, воодушевление, тревогу, оцепенение, безразличие так, чтобы их можно было угадать.

3. В жизни

Мы довольно легко говорим о своих «хороших» чувствах, но избегаем упоминать «плохие». Но на самом деле очень важно, чтобы родители называли свои негативные эмоции словами, а не проявляли их в раздраженных жестах, повышенном тоне, язвительных интонациях. Ребенку проще ориентироваться в окружающей действительности, если мама говорит напрямую: «Я расстроилась», «Я рассердилась», «Мне было обидно» и т. д. Слыша это, детка еще и учится сопереживать другим, усваивает, что его поступки могут вызывать у окружающих те или иные чувства. Главное, не перегибать палку — нельзя грузить детей своими сложными взрослыми проблемами или заниматься эмоциональным шантажом («Если ты не…, мамино сердце не выдержит»).

Не менее полезно называть эмоции ребёнка. Конечно, мы не вправе категорически решать за другого человека, что он чувствует («Ты не замерз, а проголодался»), но можем высказать свои предположения. «Кажется, ты расстроился из-за того, что…», «Ты обиделся, когда…, да?», «Тебе очень скучно и ты хочешь…».

Учимся принимать эмоции

Дети часто слышат: «Ты не можешь сердиться на учительницу», «Тут нечего бояться», «Нашёл из-за чего грустить», «Мальчики не плачут», «Девочки должны всегда быть добрыми», «Обижаться — плохо», «Хорошие дети себя так не ведут» и т. д. Родителям кажется, что стоит запретить «неправильные» чувства, как они исчезнут, словно по мановению волшебной палочки. Но не замечать эти эмоции так же опасно, как пытаться остановить воду, стекающую с гор. Лучше приготовить для нее удобные русла или позволить струиться красивыми водопадами, чем ждать, когда запертая наглухо мощь прорвет плотины и обрушится вниз, сметая всё на своем пути.

Ребёнок может чувствовать всё, что угодно. Имеет право. И куда вероятнее, что он поделится сложным переживанием, если никто не будет его ругать и стыдить в ответ. И тогда, скорее всего, это переживание не перейдет в болезнь.

Расскажите детке, что эмоции появились у человека и животных совсем не просто так. Они полезны, а порой помогают выжить. К примеру, страх уберегает нас от опасности, злость — помогает защититься, удивление заставляет пристально разобраться с новым, а отвращение — держаться подальше от того, что вредно для организма.

Объясните, что всем людям порой бывает скучно, больно или страшно. И с этими тяжелыми чувствами тоже можно какое-то время жить. Они переносимы, с ними можно справляться, и, даже испытывая их, в то же время отыскивать в душе что-то радостное и светлое.

Учимся управлять эмоциями

Понимать свои чувства и не бояться их — уже большой успех. Следующий шаг — усвоить несколько стратегий поведения в эмоционально сложных ситуациях.

Можно сказать ребенку, что когда его охватывает сильное чувство, он сам выбирает, как реагировать, буквально, как одежду в шкафу. Если у малыша в шкафчике с названием «Я рассердился» висит только две футболки «Полезть в драку» и «Обзываться», то ему больше и «надеть» нечего. Но можно в этот шкафчик повесить много разных вещей, например, «Отойти в сторонку и отдышаться», «Поговорить с обидчиком», «Побить подушку», «Попросить помощи у взрослых» и т. п. Теперь ребенок может осознанно решить, как поступить в конкретной ситуации. И окажется, что совсем не обязательно каждый раз кидаться в бой с кулаками.

Чтобы кроха усвоил разные способы поведения, разыгрывайте их в сценках с игрушками. К примеру, машинке не хватило места в гараже, зверята не поделили угощение на чаепитии, к медвежонку не пришел на день рождения лучший друг и т. д. Иногда родитель может побыть капризным, драчливым, обидчивым героем, которого ребенок будет успокаивать и учить, как справиться с проблемой.

Но, конечно, лучше всего дети учатся на нашем примере. Предположим, мама вернулась домой уставшая и в сильном раздражении. Она может швырнуть сумку в угол, накричать на детей за невымытую посуду и не сделанные уроки, резко отвечать на вопросы. Получается, что ее раздражение (истинная причина конфликта) будто бы не существует, а есть только непослушные отпрыски. Но ведь это не так! Мама может честно признаться: «Я измотана, и готова закипеть в любой момент. Пожалуйста, приготовьте мне чай и оставьте в покое. У вас будет полчаса, чтобы доделать всё, что вы не успели». В этом случае дети получат ценный урок: 1) узнавания эмоции, 2) бережного обращения с ней, 3) цивилизованного проявления без ущерба для окружающих.

Здорово, если родители поделятся своим опытом проживания сложных эмоций, ведь у каждого из нас свои способы. Например, они могут быть такими:

  • Говорить другим о своих чувствах словами
  • Громко кричать в лесу
  • Комкать, рвать и швырять бумагу, а потом собрать каждый кусочек и выбросить
  • Построить что-то специально, чтобы разрушить
  • Максимально быстро бегать, прыгать, бить боксерскую грушу
  • Слушать любимую музыку
  • Гулять в парке и что-нибудь собирать или считать
  • Рисовать свои эмоции в виде монстров, а потом разрывать их на клочки
  • Танцевать и кривляться перед зеркалом
  • Стрелять в тире, плавать в бассейне, заниматься другим спортом
  • Нанизывать бусы, плести фенечки, вышивать
  • Выделять себе 15 минут в день для непрерывного нытья или пения «депрессивных песен» (как можно заунывнее петь о своих проблемах на произвольный мотив, пока не расхохочешься)
  • Описывать чувства в дневнике, писать стихи, рисовать картины
  • Писать письма человеку, на которого злишься, а потом уничтожать их
  • Дышать под счет, постепенно растягивая вдох и выдох
  • И т. д.

Если ребёнок опять выражает свою злость или раздражение неприемлемым способом (оскорбляет или бьет других людей, швыряет в них предметы, ломает их вещи или поделки), нужно аккуратно его останавливать, напомнить, что в его «шкафчике» еще много других вариантов поведения. Постепенно ребенок начет сам выбирать более эффективные стратегии реагирования, научится управлять своими эмоциями и помогать успокоиться тем, кто рядом с ним.

В будущем развитый эмоциональный интеллект еще не раз поможет растущему человеку переживать жизненные драмы, находить общий язык с людьми, добиваться успеха в профессии, а, главное, быть более здоровым и счастливым.

Каждый ребенок рождается со своим характером и уровнем эмоциональности. Это хорошо, ведь каждый мальчишка или девчонка — это отдельная личность. Тем не менее родители должны вести контроль над некоторыми чертами характера ребенка, чтобы вырастить полноценного, умеющего вести себя в обществе человека. Что же это за черты, важно понять каждой маме и папе.

Важные моменты в воспитании

Лучше всего воспитывать ребенка, показывая личный пример. Но и нужно уметь правильно разъяснить ребенку, как себя вести, и дать ему толчок на путь истинный. Рекомендации родителей важны, чтобы контролировать эмоции чада, которые по своей неопытности не умеют этого делать.

Что делать родителям

Мамы и папы должны внимательно наблюдать за тем, как малыш реагирует на разные раздражители или приятные моменты. Если видят неладное, то нужно действовать без промедлений, чтобы ребенок вырос уравновешенным и смог уверенно шагать по жизни.

Также мамам и папам стоит обратить внимание на отношение чада к разным вещам. Ведь именно по эмоциям можно понять, что для малыша важно. А это поможет родителям привить ребенку важные для взрослой жизни ценности.

Как реагировать на эмоциональность чада

Те, кто растит ребенка, нередко сталкиваются с ситуациями, в которых важно правильно и обдуманно ответить сыну или дочери, дабы не нарушить процесс становления личности. К таким моментам можно отнести:

1. Умение вовремя остановиться. Порой эмоции зашкаливают, и человеку сложно взять над собой контроль. Чтобы такого не произошло, следует привить ребенку навыки обдумывать свою реакцию на любой раздражитель до того, как ответить на него. Для этого мальчик или девочка должны разорвать связь на несколько секунд с раздражающим объектом и подумать, как может развиться событие в той или иной ситуации. Это поможет научиться ребенку контролировать свои эмоции и находить правильное решение до того, как в ход пошли эмоции.

2. Нужно поощрять желание чада поговорить с вами. Для этого достаточно выделять всего по 30 минут в день. Разузнайте у сына или дочки, как у них прошел день, спросите о том, как у него дела с учебой или друзьями по детскому саду. Это очень важно, чтобы не потерять эмоциональную связь с сынишкой или доченькой. Также это поможет не потерять доверие ребенка к вам.

3. Важно правильно реагировать на эмоции дочки или сына. Каждый человек порой имеет право проявить слабость. Эмоции не могут быть правильными или нет, даже у взрослых людей есть взлеты и падения на этом уровне.
Если вы видите, что ваше драгоценное чадо ходит с поникшей вниз головой, поинтересуйтесь, в чем причина такого поведения. Когда вы услышите, в чем причина, поддержите малыша, это поможет ему понять, что он не один в этом мире и имеет право на разные настроения. Но зная, что есть в жизни человек, который поможет в сложных ситуациях, ребенок реже будет находить поводы для печали и негативных эмоций.

4. Помогите чаду разобраться в том, что он чувствует. Если у сына или дочки проблемы с другом или учителем, стоит наводящими вопросами выспросить у дорогого человечка, что случилось. Не надо сразу же давать рекомендации, советы, пока ребенок сам не рассказал все, о чем переживает.

5. Развивайте в ребенке умение делиться своими эмоциями на личном примере. Например, придя с работы, расскажите о том, что с вами сегодня произошло. Если в течение дня вас что-то огорчило, также поделитесь этим. Так вы выработаете в чаде модель управления своими эмоциями и умение делиться ими с близкими людьми.

6. Научите своего сына или дочь правильно реагировать на эмоции других людей. Попросите их попробовать описать, что чувствовал товарищ в той или иной ситуации. Это поможет выработать такое важно качество, как эмпатия.

7. Устанавливайте рамки в поведении ребенка и в то же время не ограничивайте его на эмоциональном уровне. Приучите детей, что в порыве гнева не нужно распускать руки, пресекайте различные физические воздействия при всплеске негодования. Тем не менее не запрещайте ребенку проявлять свои эмоции, ведь он имеет на них право.

8. Хвалите свое чадо за контроль над своими эмоциями. Ведь это очень важно в процессе закрепления полученных навыков. А также похвала мотивирует ребенка и в дальнейшем вести себя так, как рекомендовали родители.

Как привить ребенку эмоциональную стабильность

Если родителям не безразлично, каким вырастет их ребенок, стоит по возможности как можно чаще выделять время на воспитание. А также регулярно проводить обучающие воспитательные работы, которые помогут сыну или дочери.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....