Глухонемые - не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.
Глухота и сопутствующие ей факторы
С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, немыми. Если формулировать точно, все дети немы - разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь - вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух. И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной. Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить - есть специальные методики.
Немые люди: причины невозможности говорить
Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.
- Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
- Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка - достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит - такой исход весьма маловероятен.
- Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной - например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.
В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.
для неговорящих
Язык немых - совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.
Различные нарушения речевой функции - частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.
Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.
Почему человек теряет способность говорить?
Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.
Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).
При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.
Типичные центры речи у человека
Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.
Другие нарушения речи
В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.
Другой вариант - отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.
Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.
Как развивается потеря и восстановление речи
В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.
Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.
Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.
Несколько советов для родственников:
- Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
- Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
- Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
- Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
- Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.
Способы работы логопеда
Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.
- Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
- Задания усложняются постепенно.
- Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
- Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
- Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
- Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
- Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести
Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.
В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.
Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.
Какие упражнения можно выполнять дома
Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения - до 10.
- Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
- Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
- Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Важно объяснить больному значение и методику упражнений
«Языковые» упражнения:
- скрутить язык в «трубочку»;
- при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
- упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
- облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
- такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
- закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
- «цокать», соприкасаясь с небом;
- пытаемся достать кончика носа и подбородка.
- посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
- широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.
Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.
Основной контингент пациенты, которые перенесли инсульт , черепно-мозговую травму и имеют в качестве последствий нарушения речи. Инсульт - это мозговой удар, острое нарушение кровообращения, кровоизлияние (причиной может быть и травма). Если вас интересует реабилитация под контролем наших специалистов в центре «Три сестры», ознакомьтесь с важной информацией в нашего сайта.
Инсульты остаются острейшей медико – социальной проблемой современного общества. В последние годы, к сожалению, неуклонно увеличивается число инвалидов после инсульта. Среди факторов получения инвалидности после инсульта (черепно-мозговой травмы) большую роль играет потеря речи.
Люди, столкнувшиеся с таким недугом, очень тяжело переживают отсутствие речи. Речь может пропасть, а может быть грубо нарушена. Некоторые пациенты страдают так называемой сенсорной афазией: человек плохо понимает обращённую речь или путает слова. Другие же пытаются что-то сказать, но у них получаются неразборчивые звукосочетания, состоящие из нечленораздельного набора звуков, обрывков слов (моторная афазия).
Есть и третья группа пациентов, у которых речь отсутствует полностью, им очень трудно, (иногда невозможно!) произнести звук или серию звуков (дизартрия).
Когда пациенты попадают в наш реабилитационный центр, с ними занимаются сразу несколько специалистов (мультидисципдинарная бригада): физический терапевт, эрготерапевт, логопед, нейропсихолог. Основная роль в восстановлении речи отводится логопеду и нейропсихологу. Физическое и социальное восстановление так же способствует улучшению речевой функции, так как пациент вовлечён в процесс коммуникации с другими специалистами.
Главный принцип реабилитации – это раннее начало восстановления утраченных функций. Т.к. в этот период происходит наиболее интенсивное восстановление пострадавших структур отделов мозга.
Благоприятными условиями для восстановления речи являются:
- раннее начало (первые дни, недели после инсульта) восстановительной терапии;
- систематичность и длительность занятий;
- одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).
Иногда речь восстанавливается спонтанно, но это случается нечасто. Как правило, нужна специальная помощь. Если ее вовремя не оказывают, мозговые процессы становятся инертными, и потом необходимые связи между разными зонами мозга уже очень трудно восстановить.
Но так бывает не всегда: либо нет возможности попасть на реабилитацию сразу после больницы, либо надо подождать место (очередь) в специализированный центр. Поэтому возникла необходимость написать статью – как руководство в помощь родственникам, не имеющим медицинского, психологического, специального образования, но желающим искренне помочь своим близким.
О восстановлении речи и неправильных методах
Родственники вполне могут помогать своим близким восстанавливаться после инсульта. Но если это происходит не под руководством специалиста, то могут быть выбраны неправильные методы.
- Люди думают: по логике, если речь пропала, надо начинать учить человека говорить отдельные звуки. Вот и показывают ему, как произносится та или другая буква. В большинстве случаев этот метод может затормозить, «заткнуть» речь вовсе.
- И ещё одно очень важное правило. К сожалению, нередко приходиться сталкиваться с распространённой ошибкой родственников, которые, услышав первое после длительного молчания правильно произнесённое пациентом слово, просят его вновь и вновь повторять. Это совершенно недопустимо! В этом случае высока вероятность появления речевого «эмбола» в виде этого слова и человеку будет очень трудно «переключиться», начать произносить другие слова и фразы.
Есть чёткие и последовательные этапы восстановления речи, которые необходимо учитывать при реабилитации пациента:
- Ранний период: с первых дней, недель до 6 месяцев;
- Отставленный период с 6 месяцев
Степень расстройства речи после инсульта или черепно-мозговой травмы очень различны: от относительно лёгкого нарушения произношения до тяжелейшего, полного отсутствия речи. Соответственно и выбор методик восстановления речи будет зависеть от степени поражения речевой функции.
В данной статье хочется обратиться к родным тех пациентов, у которых речь сильно нарушена, или полностью отсутствует.
Надо начинать восстановление с хорошо сохранившихся в памяти речевых стереотипов - это имена близких, порядковый счет, и знакомые стихи, пение со словами. И моделирование ситуаций, «выталкивающих» эти слова. Эта методика называется «растормаживание речи». Она используется на раннем этапе восстановления при разных формах афазии (распад речи в результате нарушения мозгового кровообращения).
Десятое октября 2013 г. |
Четверг |
Если ваш подопечный уже достаточно окреп и может сам записать дату в тетради, попросите сделать это самостоятельно. Возможно, у вашего родственника обездвижена правая рука, помогите ему взять карандаш в левую руку. Очень важно для пациента научиться многое делать левой рукой (при условии, что с правой (парализованной) будут активно заниматься: упр., массаж, возвращение чувствительности). Через какое-то время здоровая левая рука пациента сможет брать ручку, ложку, бритву, губную помаду и т.д., тем самым координируя точность и правильность движений.
Если же человек ещё достаточно слаб и не может сам писать левой рукой, необходимо записывать дату при нём. Включая его в деятельность: он должен по календарю найти и показать число, месяц, день недели. Если у пациента нет активной речи, всё равно пробуйте проговорить дату вместе, сопряжённо.
«Сегодня десятое октября, 2013 года. Четверг»
На этом этапе возможна и очень важна ваша помощь: человек, «оглушённый» после инсульта начинает вслушиваться в ваш спокойный, неторопливый голос и сам делает попытки повторить, что-то сказать, ответить.
Писать в тетради следует печатными, хорошо читаемыми буквами. Напишите имя, отчество, фамилию вашего родственника, имена членов семьи, которых ему приятно вспомнить, и обязательно попросите назвать. Пусть не сразу всё получится; но постепенно упражняясь, он начнёт проговаривать знакомые ему имена.
В процессе «растормаживания речи» большое значение имеют т.н. автоматизированные ряды, это:
- порядковый счёт (от 1 до 10),
- дни недели (по порядку),
- названия месяцев (по порядку),
- пение песен со словами,
- чтение вслух хорошо знакомых стихотворений (может у вашего родственника есть любимые стихи) их так же надо вспомнить,
- добавление последнего слова в пословицах.
Остановимся на каждом способе «растормаживания речи» более подробно.
В тетради это может выглядеть вот так:
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Слева цифры и слова записываете вы, а справа просите вашего родственника списать (переписать) числовой ряд, обязательно проговаривая каждое слово. Помните, мы вначале статьи говорили о том, что необходимо одновременно преодолевать нарушения речи, письма и чтения (если таковые отмечаются у пациента).
Не прекращайте упражняться в произношении автоматизированных рядов, даже если после первых попыток появятся звуки, лишь отдалённо напоминающие контуры слов. Попробуйте ещё раз и так на протяжении нескольких дней. Возможно, у вашего подопечного появятся окончания некоторых чисел, потом нечёткие гласные в середине слова. Поддержите его! Пусть всё его внимание будет направлено на артикуляцию ваших губ.
Ещё одним из способов «растормаживания речи» является проговаривания, перечисление дней недели. Обязательно записывайте в тетрадку вашего родственника:
Дни недели:
понедельник |
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
воскресенье |
|
|
Справа оставьте место для самостоятельной записи. Спросите, какой сегодня день недели? А, вчера какой был? А завтра будет… Не забывайте, что на ранней стадии восстановления речи, вы проговариваете ответы вместе с вашим близким, тем самым помогая ему. Называние, вспоминание даты способствует восстановлению ориентации пациента во времени.
Аналогично выполняется упражнение на перечисление месяцев, времён года.
Уточните, какое сейчас время года? А какой месяц? Вспомните дни рождения близких членов семьи, попытайтесь проговорить, назвать памятную дату. 7 мая – день рождения Лены и т.д.
Следующим очень важным способом «растормаживания речи» - это пение песен. Предложите вашему родственнику спеть для настроения, хорошо знакомую, может его любимую песню.
Обратите внимание на, вашу чёткую артикуляцию, негромкий голос. Пациент будет внимательно следить за движениями ваших губ. Напишите крупными буквами текст 1 куплета. Это упражнение даст эмоциональный всплеск, улучшит настроение.
Ваша задача очень чутко реагировать на возможности, настроение и желания вашего родственника. Вполне может быть, что у него не будет получаться с первого раза, и он категорически откажется выполнять предлагаемые упражнения. Не отчаивайтесь! Пробуйте, убеждайте, приводите примеры людей, которые справились, преодолели этот недуг. Пусть в комнате негромко звучит музыка.
Попробуйте обсудить с вашим близким, какая музыка сегодня ему по душе. Это ещё один повод для побуждения пациента к активному диалогу. В крайнем случае, к использованию утвердительного (кивок головы) или отрицательного жеста. В этот момент вы чётко, эмоционально артикулируйте слова «Да!» или «Нет!».
В процессе «растормаживания речи» часто используют хорошо знакомые с детства стихи, пословицы.
Если вы хорошо знаете своего подопечного, его литературные предпочтения, подберите ему несложные стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. Есенина. Помните, предлагая почитать стихи, вы читаете их вместе с родственником сопряжённо (т.е. хором), показывая ему правильную артикуляцию, спокойное дыхание. Наиболее полюбившиеся четверостишия можно записать в тетрадь.
Также на ранней стадии восстановления утраченной речевой функции будут полезны упражнения с проговариванием пословиц. Старайтесь подбирать хорошо знакомые пословицы. Предложите вашему подопечному добавить недостающее слово в пословице.
Так, от занятия к занятию в течение 3-5 недель происходит «растормаживание речи». Первые 2 недели желательно заниматься, не утомляя пациента, 10 -15 мин. 2-3 раза в день. Позже занятия могут длиться 20-30 мин, так же 2-3 раза в день.
Однако, не всегда речь пациента можно растормозить при помощи автоматизированных речевых рядов. Иногда наши пациенты вместо продуцирования слов могут начать произносить только какой-нибудь стереотипно повторяющийся слог или слово. Этот «эмбол» «забивает» всю активную речь пациента и он по-прежнему не может говорить! Обязательно проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления и восстановления.
Логопед применяет методики восстановления речи в зависимости от степени тяжести расстройства и формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие.
Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.
И ещё одно важное обстоятельство, которое в ряде случаев не позволяет добиться положительных результатов: т.е. включения пациента в активную речь.
Ваш неговорящий родственник неожиданно сразу начинает повторять слова автоматизированных рядов. Это говорит о том, что у него нарушено не звукопроизношение, а фразовая, активная речь; возможно, затруднён выбор слов, переход от слова к слову. Если ваш родственник с первых занятий начал чётко произносить слова песен, порядковый счёт и т.д., немедленно прекращайте использование методики «растормаживания речи»!
Повторения ради повторения, называния, ради называния могут завести восстановление речи в тупик, и пациент останется без активной речи.
Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. В этом случае вам необходима консультация и помощь логопеда. Только специалист по восстановлению речи сможет выбрать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования.
Надеюсь, что эта статья поможет всем заинтересованным людям в оказании помощи по восстановлению речи на самом трудном, раннем этапе, когда так нужна поддержка и уверенность близких.
Желаю успеха, терпения, настойчивости!
- Помните о том, что афазия не относится к психическим болезням, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает своего дефекта. Нередко человек с афазией хорошо понимает речь окружающих.
- В беседе с родственником не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.
- Пациент с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно, и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.
- Пациент с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с прочими, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».
- Лучше не прерывать человека, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать ваш родственник, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей. Пациенту с афазией важно знать, что его невербальные навыки коммуникации сохраннее, чем речевые.
- Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у вашего родственника остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.
- Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Через несколько недель или месяцев оно замедляется, и у пациента может создаться впечатление о безнадежности его усилий. В этот момент надо поддержать больного, рассказать ему о том, что улучшение наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, и убедить его в необходимости продолжения речевой терапии.
- Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», то есть ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать заболевшего родственника к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширять.
Задача родственников сводится не только к тому, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь уже оказывает логопед), но и к тому, чтобы научить его как можно лучше общаться.
От всей души желаю терпения!
Логопед Т. Радостева
Не откроем большую тайну, если скажем, что все люди ведут беседы с собственным Я. Обычно это монолог, который никто не слышит, иногда мужчины и женщины выражают свои мысли вербально, не имея рядом слушателя. Обратив внимание на такую особенность, не стоит паниковать и думать о психических отклонениях. В большинстве случаев, по утверждению компетентных ученых, разговор с самим собой не считается патологией. Это, скорее, естественный способ защититься от одиночества и вербально выплеснуть накопившиеся эмоции. Однако бывают ситуации, когда подобное общение становится явным сигналом о неполадках с психикой. Как понять, если человек разговаривает сам с собой вслух, это диагноз или норма поведения?
Особенности вербальной коммуникации
Многие люди приходят к психологу с жалобой: «Сам с собой разговариваю!». Они ищут помощи у квалифицированных специалистов, считая подобное поведение признаком серьезного нервного расстройства. Чтобы разобраться, почему человек разговаривает сам с собой вслух или мысленно, врач проведет большую опросную работу, пытаясь отличить норму от отклонения. По результатам исследований будут приняты соответствующие диагнозу меры.
Прежде чем делать выводы, необходимо определить, что называют нормальным поведением, а в каких случаях можно говорить о развивающемся психическом расстройстве.
Внутренний монолог
Для замкнутых интровертов разговаривать с самим собой – это нормально. Люди данного психотипа неохотно идут на контакт с окружающими, не позволяют посторонним проникать в их личную жизнь, они живут в собственном гармоничном мире. Они зачастую не нуждаются в собеседнике, предпочитая переживать все ситуации мысленно, обсуждая их причины и последствия в голове.
Внутренние диалоги ведут и общительные индивидуумы. Человек говорит сам с собой с самого детства, как только научился понимать происходящие вокруг него изменения. Психологи утверждают, что подобные разговоры способствуют непрерывному развитию личности, помогают привести в порядок мысли и принимать верные решения. Во время внутреннего общения улучшается функционирование мозга, благодаря чему полученная информация быстрее воспринимается и обрабатывается, наблюдательность и внимательность повышаются в несколько раз. По мнению ученых, люди, проговаривающие проблему про себя, являются более успешными в жизни чем те, кому такие разговоры не свойственны.
Разговор вслух
Разговоры с самим собой – первый признак одиночества. Они заменяют человеку реальное общение, но необходимость в подобных беседах исчезает при появлении интересного собеседника. Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?
Специалисты утверждают, что вести подобный монолог полезно – это помогает стимулировать мозговую деятельность, процессы восприятия и усвоения информации стремительно активизируются. Проговаривая любую проблему вслух, человек быстрее поймет, какие действия предпринять для ее решения.
Беседа с мнимым собеседником
Гораздо более серьезные опасения вызывает ситуация, если человек разговаривает сам с собой, воображая собеседника. Он ведет диалог с невидимым окружающим оппонентом, отвечает на вопросы или задает их самостоятельно. Такое странное поведение является признаком психологического расстройства. В состоянии психоза больные индивидуумы могут представлять опасность для себя и близких людей, их действия невозможно предсказать или проконтролировать.
Слуховые галлюцинации – основной симптом расстройства психики
В норме, если мужчина или женщина заявляют: «Я разговариваю сам с собой вслух, заучивая учебный материал, желая оценить свои действия или выразить сомнения». Это означает, что они хотят полноценно усвоить или осознать информацию, проговорив ее. Подобное поведение у специалистов не вызовет никаких претензий.
Другое дело, когда не замечая никого вокруг, человек заговаривается – причины этого явления могут быть в неправильной работе психики. Слуховые галлюцинации являются ложным восприятием действительности, реакцией на внешний раздражитель, которого в реальности не существует. Психически нездоровая особь слышит голоса, отвечает им и ведет беседу с невидимым собеседником. Эти тревожные симптомы подтверждают необходимость показать индивидуума врачу, который сможет поставить правильный диагноз, проанализировав жалобы и общее поведение пациента.
Болезнь, когда человек разговаривает сам с собой, может развиться по следующим причинам:
- продолжительная депрессия;
- сильный стресс;
- нарушение режима сна и отдыха;
- постоянное психическое напряжение;
- неправильный образ жизни;
- высокая тревожность;
- отсутствие радостных событий;
- пессимистический настрой.
Стойкие слуховые и визуальные галлюцинации могут быть симптомами серьезных психических заболеваний – шизофрении или раздвоения личности. Это тяжелые болезни, в результате которых мужчины и женщины теряют связь с реальным миром. Однако, не стоит спешить самостоятельно диагностировать заболевание у себя или знакомых. Только специалист в области психиатрии может разговор с самим собой вслух связать с неутешительным диагнозом.
Разговор с собой – признак психоза
Когда человек разговаривает сам с собой, не ожидая ответа, то это может быть ранним симптомом шизофрении. Конечно, если он что-то бормочет себе под нос всего лишь день или два, то это еще вовсе не обязательно признак патологии. А вот если кто-то смеется без всякой на то причины, или если ведет беседы вслух в течение довольно длительного периода, и все это наряду с другими поведенческими отклонениями – такими как галлюцинации, социальная изоляция, эмоциональные расстройства, странное поведение, — то этот человек, без сомнения, нуждается в срочной консультации психиатра.
Наиболее характерное проявление психоза – наличие галлюцинаций. Галлюцинация – это ложное восприятие действительности в любой из пяти сенсорных модальностей, когда внешнего раздражителя в действительности не существует, но люди, подверженные галлюцинациям, видят, слышат или ощущают несуществующий объект. Галлюцинации могут возникать в сумеречном состоянии между сном и пробуждением, в бреду, белой горячке или при истощении; они так же могут быть вызваны под гипнозом. Наиболее часто галлюцинации бывают именно визуальными.
Стойкие галлюцинации характерны для шизофрении. При одном из видов этого заболевания больные люди считают, что слышат обвиняющий командный голос, на который они реагируют в полной панике, с проявлением полного послушания либо с попыткой самозащиты или даже самоубийства. Несколько отличаются от галлюцинаций иллюзии – если галлюцинации возникают без какого-либо стимула извне, то для иллюзий характерно ложное восприятие фактического стимула.
Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными симптомами. Среди них можно назвать потерю контакта с реальностью, уже называвшееся выше странное поведение, неорганизованные мышление и речь, снижение эмоциональной выразительности и социальную изоляцию. Обычно у одного больного встречаются не все, а только некоторые из симптомов, и у каждого человека комбинация этих симптомов может быть индивидуальной.
Сам термин «шизофрения» происходит от греческих слов «шизо» (что означает «расщепляю») и «френо» («ум, душа»), и его можно перевести как «разделение души». Однако, вопреки довольно распространенному мнению, шизофрения не может быть отнесена к человеку с раздвоением личности или с синдромом множественной личности.
В чем разница между шизофренией и раздвоением личности?
Часто шизофрению и раздвоение личности путают, и некоторые люди считают, что это одно и то же. На самом деле это два совершенно разных заболевания. Шизофрения – это расстройство функционирования мозга; некоторые люди уже рождаются с таким расстройством, ведь его можно унаследовать. Но симптомы заболевания обычно не развиваются в течение многих лет. У мужчин симптомы начинают проявляться в позднем подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет; для женщин характерно проявление симптомов между двадцатью и тридцатью годами. Бывает, конечно, что симптомы шизофрении появляются в детском возрасте, но случается такое крайне редко.
Когда человек страдает шизофренией, он испытывает галлюцинации и бред, видит вещи, которых не существует, разговаривает с кем-то, кого видит вполне отчетливо, верит в вещи, которые никоим образом не соответствуют действительности. Например, он может видеть демонов, которые садятся вмести с ним за стол во время обеда; или может вполне искренне верить, что он является божьим сыном. Люди с такими нарушениями также страдают от неупорядоченного мышления, снижения концентрации внимания и от проблем с фокусировкой. Они также теряют способность проявлять инициативу и составлять и осуществлять какие-то планы. Как правило, такие люди не могут быть социально адаптированы.
Зачастую человек, страдающий шизофренией, считает, что голоса, которые он слышит, существуют для того, чтобы контролировать его или причинить вред. Ему, вероятно, становится очень страшно, когда он слышит их. Он может часами сидеть без движения и говорить, говорить… Человек здравомыслящий, наблюдая за больным шизофренией, не уловит ни капли смысла в его речи. Некоторые люди с подобным расстройством выглядят вполне адекватными; но это только до тех пор, пока они не начнут говорить, и чаще всего – говорить сами с собой. Еще шизофрения отмечена неуклюжими, нескоординированными движениями и неспособностью заботиться о себе в достаточной мере.
Основным различием между шизофренией и раздвоением личности является то, что последнее нарушение не является врожденным. Это психическое состояние вызывается определенными событиями, которые происходят в жизни человека, и связаны они, как правило, с некоторыми психологическими травмами, полученными в детстве. Это может быть, например, физическое или сексуальное насилие. У людей с этим заболеванием как бы развиваются дополнительные личности, как способ справиться с травматическим событием. Чтобы было диагностировано раздвоение личности, человек должен иметь по крайней мере одну альтернативную личность, которая значительно контролирует его поведение.
Всего у одного больного может развиться до ста личностей, но в среднем их число составляет десять. Это могут быть «дополнительные» личности того же пола, другого пола либо обоих полов одновременно. Иногда разные личности одного и того же человека даже принимают различные физические характеристики, такие как определенный способ передвижения или разный уровень здоровья и выносливости. Но вот депрессия и попытки членовредительства могут стать общими для всех граней личности одного и того же человека.
Есть несколько признаков, которые одинаковы и для шизофрении, и для раздвоения личности. Пациенты с шизофренией могут иметь галлюцинации; в то время как люди с раздвоением личности не всегда их испытывают, все же примерно у трети пациентов галлюцинации тоже отмечаются. Раздвоение личности может вызвать проблемы с поведением и трудности с концентрацией во время учебы в юном возрасте; это может сбить с толку специалистов, которые иногда путают такое расстройство с шизофренией, так как она развивается и проявляется тоже чаще всего в подростковом возрасте.
Как видите, если человек разговаривает вслух с невидимым собеседником, это может быть признаком весьма серьезного состояния. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы близкий вам человек как можно скорее получил необходимую помощь – иначе он может нанести себе непоправимый вред!
Если человек разговаривает сам с собой вслух – диагноз психического заболевания на лицо или такое поведение нормально? Все зависит от особенностей этих «бесед», их частотности и присутствия других симптомов.
Как известно, все люди без исключения ведут внутренние диалоги. Это совершенно нормально, ведь таким образом протекают мыслительные процессы. Иногда кусочки внутренних бесед «вырываются» наружу, в чем тоже нет ничего страшного. К примеру, человек что-то долго обдумывал, искал ответы на какие-то вопросы и, наконец, нашел. Радость по данному поводу переполняет его, и он кричит что-то типа «ура», «я молодец» и т.д. Такое периодически случается с каждым.
Некоторые люди сопровождают бормотанием сложную работу, проговаривая вслух определенные вещи, чтобы не «потерять» из вида или не запутаться. Если при этом они отдают себе отчет в том, что говорят сами с собой, то ни о каком психическом заболевании не может идти и речи. Просто безобидная индивидуальная особенность.
Но бывают и другие случаи. К примеру, человек на полном серьезе беседует с кем-то видимым только ему – с каким-то несуществующим собеседником. Он задает вопросы и «слышит» на них ответы, реагируя соответствующим образом. Или просто ведет монолог, обращаясь к кому-то, кого на самом деле рядом нет.
Либо же человек как-бы играет несколько ролей, меняя голос, интонацию, выражение лица. То есть, раздваивается, и устраивает «театр одного актера», не осознавая этого, а искренне считая, что его два или даже три. Этот и предыдущий случай – уже не норма. Скорее всего речь идет о психическом заболевании под названием шизофрения.
Данный термин имеет греческое происхождение и переводится как разделение ума. «Шизо» – расщепляю, «френо» — ум, душа. Недуг представляет собой потерю контакта человека с реальностью, утрату стройности мышления, что, естественно, отражается на поведении. Одним из основных симптомов шизофрении являются галлюцинации. Вот они то, собственно, и становятся причиной бесед с самим собой.
Человеку может казаться, что он кого-то видит или просто слышит голоса. Зачастую последние бывают командными и приказывают больному что-то сделать. В итоге страдающий шизофренией может совершать самые страшные поступки – вплоть до убийства или самоубийства. Чтобы вовремя распознать болезнь и оградить человека от опасности, близким следует быть внимательным к малейшим проявлениям недуга. И регулярные беседы с самим собой – одно из них.
Таким образом, мысли вслух могут быть как вариантом нормы, так и симптомом психической патологии. Если человек разговаривает сам с собой иногда и осознает это, то беспокоиться не стоит. Если же имеют место беседы к кем-то, кого на самом деля рядом нет, стоит обратиться к врачу.
Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.
Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:
Заикание
Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.
Существует несколько видов заикания:
- Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
- Клонический вид – повторение слогов и звуков.
Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.
Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.
Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.
Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).
Разновидности нарушения:
- Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
- Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
- Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.
Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.
Дислалия
Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.
Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.
Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.
Олигофазия может быть:
- Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
- Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.
Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.
Афазия
Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.
Причиной заболевания могут стать:
- кровоизлияние в мозг;
- абсцесс;
- черепно-мозговая травма;
- тромбоз сосудов мозга.
Существует несколько категорий этого нарушения:
- – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
- Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
- Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
- Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
- Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.
Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.
Акатофазия
Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.
Шизофазия
Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.
Парафазия
Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.
Существует два вида нарушения:
- Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
- Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.
Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.
К симптомам этого нарушения также относят:
- небольшой словарный запас;
- грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
- невысокая речевая активность.
Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.
Логоклония
Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.
Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.
Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.
Лечение нарушение речи