Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как подготовить ребенка к исповеди причастию. Детская исповедь

Очень часто в своих детях мы склонны видеть безгрешных ангелов, которым незачем каяться, незачем ходить на исповедь. На детские шалости можно долго закрывать глаза. Пока в какой-то момент ребенок не вырастет жестоким, бесчувственным к границе добра и зла. Объяснить чаду эту границу — задача родителей. Очистить и оградить ребенка от действия греха — задача Таинства покаяния, которое предлагает нам Святая Церковь.

С какого возраста нужно исповедоваться?

Традиционно момент первой детской исповеди определяется в Церкви возрастом семи лет. Этот семилетний рубеж означает условный переход от младенчества к отрочеству. Примерно в таком возрасте чада начинают сознательно давать оценку своим поступкам. Они могут уже отличить плохое от хорошего. С этих пор они несут ответственность за все, что делают.

Часто можно услышать мнение, что до семи лет дети являются безгрешными. Но это вовсе не так. По рождении мы все приобретаем плохие навыки, наши духовные одежды со временем омрачаются грехом. Однако в младенческом возрасте за все проступки своих чад ответственность несут исключительно родители.

Достижение семи лет — это вовсе не показатель, что ваш сын или дочь готовы к первой исповеди. Для каждого человека такой момент наступает индивидуально, он может произойти как раньше, так и позже. Все дети развиваются по-разному. И здесь важно для родителей определить, когда же такой благоприятный возраст наступил.

Главным критерием, определяющим готовность дитя приступить к Таинству впервые, является осознанность. Как только отрок научится анализировать свои поступки с позиции «плохо-хорошо», начнет отвечать за них именно как за свои, считайте, что ему пора идти на исповедь. Нужно помнить также, что девочки в этом возрасте духовно растут быстрее, чем мальчики.

Как подготовить ребенка к первой исповеди?

Прежде всего, любимое чадо ни в коем случае нельзя пугать. Французский писатель-атеист Жан Поль Сартр вспоминал, что в детстве был сильно напуган суровым Богом, который будто бы всегда за ним пристально следит. Это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Отношение Бога к человеку перед исповедью вашему чаду проще всего объяснить на примере семьи. Как отец не может радоваться плохим поступкам своего сына, так и Бог не ищет в них только повода, чтобы наказать. И как родитель любит свое дитя, каким бы нерадивым оно ни было, так и Господь покрывает все наши грехи Своим безграничным милосердием.

Бог ждет от нас полного доверия — только и всего. Такие доверительные отношения человека с Творцом, прежде всего, устанавливаются через Таинство покаяния. Родители могут помочь ребенку подготовиться к нему, предложив записать на листике небольшой список своих грехов. Только не нужно самим диктовать этот список, тем более, писать его вместо родного чада. Вы можете ему только что-то подсказать, подвести к размышлениям.

Родителям важно помнить, что ни метод «кнута», ни метод «пряника» в данном случае не может дать ожидаемого результата. Дитя нельзя насильно заставить исповедаться, это может вызвать обратную реакцию. Не нужно также пытаться его подкупить. Хотя немного «похвалить» сына или дочь за то, что они покаялись и решили исправиться, вовсе не помешает.

Хорошо было бы заранее подойти к священнику, договориться с ним о времени первой детской исповеди. Будет однозначно лучше, если священнослужитель будет знать, что отрок исповедуется впервые, он сможет уделить ему больше внимания.

Поскольку исповедоваться в первый раз — для ребенка дело весьма серьезное и может определить всю последующую жизнь человека в Церкви, необходимо подойти к покаянию с полной ответственностью. Опытные священники называют ряд традиционных ошибок, которые чаще всего допускают родители при подготовке чада к этому Таинству. В связи с этим можно дать несколько основных советов.

  1. Ни в коем случае нельзя насильно тащить дитя на исповедь. Стоит помнить, что только свободное исповедание грехов и искреннее покаяние принимает Господь.
  2. Не нужно использовать детскую исповедь как дополнительный рычаг давления в методе воспитания. Эта задача всецело лежит на родителях. Ни священник, ни само Таинство не могут автоматически изменить чадо, если ему с детства не будут привиты правильные ценности и нормы поведения.
  3. В перечне грехов нужно осторожно обходить «взрослые» пороки. Это касается, например, седьмой заповеди (о прелюбодеянии), таких грехов, которые ребенку еще не могут быть известны в силу возраста. Иначе это может вызвать у него ненужное любопытство и навредить.
  4. Недопустимо расспрашивать отрока о том, что он говорил во время своего покаяния перед Богом. Этим вы нарушите тайну исповеди, навредите и себе, и чаду.
  5. Тем более, не нужно советовать священнику, расспрашивать его, назвал ли ваш сын или дочь какой-то ведомый вам проступок. Такое вмешательство обязательно вызовет разочарование и недоверие ребенка к Таинству покаяния. Родители должны заниматься своими родительскими делами, а Божие дело нужно предоставить Богу.

Часто ли детям следует ходить на исповедь?

После первой исповеди закономерно возникает вопрос: когда ребенку нужно исповедоваться в следующий раз? И необходима ли ему теперь всегда исповедь перед причастием? На частоту покаяния для детей разные священники смотрят по-разному. Но большинство из них все же придерживается мнения, что отрокам лучше исповедоваться реже.

Во-первых, в таком случае не должно возникнуть привыкания к Таинству. Иначе у ребенка вырабатывается так называемый «синдром отличника». Он знает приблизительно, что нужно сказать, чтобы его «разрешили», обезьянничает и, главное, не чувствует абсолютно никакого раскаяния. Детская исповедь, таким образом, формализуется и обесценивается.

Во-вторых, причащаться ребенку нужно чаще, чем исповедоваться. Благодаря этому два Таинства будут восприниматься как отдельные. И только осознанная отроком потребность в покаянии может привести к полезным результатам — исправлению. Понятно, что такая потребность не может возникать у юного прихожанина еженедельно.

Отсюда следует, что дальше чаду можно приступать к причастию и без предварительного разрешения грехов. Нужно только взять перед этим благословение у священника. Исключение может быть сделано лишь тогда, когда дитя совершит какую-то серьезную провинность и само почувствует необходимость исповедаться. Ко Святому Причащению, конечно, в таком случае нужно приступать с очищенной покаянием совестью.

Советы священника о подготовке к детской исповеди можно посмотреть здесь:

Дни Великого Поста - время покаяния не только для взрослых, но и для самых юных прихожан. Вопросы правильной подготовки детей к Исповеди и Причастию волнуют многих мам и пап. Как объяснить маленькому ребенку, что такое Покаяние? Нужно ли помогать детям готовиться к первой Исповеди? Как уберечь регулярно исповедующегося малыша от привыкания к Таинству? В преддверии первой полной Литургии, за которой традиционно ко Кресту и Евангелию устремляется большинство православных христиан, на эти и другие вопросы отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться?

Прежде всего, не надо спешить. Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков. Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка - нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него - видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

Что необходимо делать родителям перед первой исповедью ребенка?

Думается, что прежде нужно поговорить со священником, которому ребенок будет исповедоваться, предупредить его о том, что это будет первая исповедь, спросить у него советов, которые могут быть разными, в зависимости от практики тех или иных приходов. Но в любом случае важно, чтобы священник знал, что исповедь первая, и сказал, когда лучше прийти, чтобы не было слишком много народу и у него было бы достаточно времени, которое он мог бы уделить ребёнку. Кроме того, сейчас появились разные книги о детской исповеди. Из книги протоиерея Артемия Владимирова можно почерпнуть немало толковых советов о самой первой исповеди. Есть книги по подростковой психологии, например, священника Анатолия Гармаева о переходном возрасте.

Как часто нужно исповедовать ребёнка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом - с семи лет - их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву. Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику - то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать - вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет; «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время - давать им благословение на причастие. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз - в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

Насколько часто надо причащать маленьких детей?

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве - «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

Родители должны помогать детям писать записки к исповеди?

Как научить ребенка правильно исповедоваться?

Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства - священник. Ведь покаяние - это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей - объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, - в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться?

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства - процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится - и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения - боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное - уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, - чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться. И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.

– Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это – беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, – все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», – это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить – как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим – большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования – 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди ? Читайте также:

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Детская исповедь. Православное воспитание детей

(Размышление о воспитание детей священника Илии Шугаева – многодетного отца)

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.

Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди - покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди - это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия - это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим на исповеди перед Богом - Врачом наших душ - и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь - это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь - это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Хотя ребенок должен понимать, что исповедоваться можно любому священнику, поскольку не священник принимает наше покаяние, а Бог, тем не менее желательно, чтобы у ребенка был духовный отец, то есть священник с которым он мог бы посоветоваться и решить свои духовные проблемы. Чтобы посоветоваться, выбирать священника можно и нужно. Как врачи бывают разной специальности - кто-то терапевт, кто-то хирург, кто-то дантист. И каждый специалист лучше разбирается в своем круге болезней. Также и духовники могут отличаться по тому, кто какие душевные болезни лучше видит и может помочь. Кому-то из священников легче понять ребенка с его проблемами, кому-то подростка в переходном возрасте и т. д. Поэтому лучше, если ребенок выберет сам какого-нибудь из священников и будет с ним советоваться. Этот священник в этом случае будет духовником, а ребенок его духовным чадом. Это не значит, что теперь нельзя ни с кем больше советоваться. Любой священник, как и любой взрослый, имеет жизненный опыт и может дать совет и к нему надо прислушиваться, а потому можно советоваться с другими людьми, если вы их уважаете. Просто легче советоваться с тем, к кому у тебя уже есть доверие, и кто уже немного знает тебя и твою семью.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т. д… Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой - совесть.

Для ребенка от 7 до 12–13 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим . Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим . Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам . Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности . Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки . Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу . Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Трудности детской исповеди

По традиции Православной Церкви, дети участвуют в Таинстве исповеди с семи лет. В этом возрасте - переход из детства в отрочество - ребенок достигает первой ступени духовной зрелости, утверждается в нравственных критериях своего поведения и, в отличие от младенца, уже имеет внутренние силы бороться с разными «нельзя».
Но у ребенка мышление преимущественно наглядно-образное, и его представление о Боге также формируется из образа поведения его родителей. В воцерковленной семье дети к семи годам уже знают основные молитвы («Отче наш…», «Достойно есть...»), знакомы с поведением в храме и имеют начальное представление о грехе.
Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Об этом беседа со священником храма в честь святого Серафима Саровского г.Белоозёрска, бакалавром богословия иереем Игорем ВАСЬКО (на фото).

Нужна ли исповедь для детей?
- Исповедь детям, конечно, нужна. Грехи ведь есть не только у взрослых. Каждый из нас, если обращаться к богословию, наследует греховную природу нашего общего прародителя Адама, и она у нас появляется не в тот момент, когда мы получаем паспорт… И это не просто теория. Наш личный опыт говорит, что, дети, к сожалению, могут быть более жестокими, чем взрослые. Я знаю замечательных людей, которые в детстве смеялись или издевались над слабыми сверстниками, даже над детьми-инвалидами. То есть они делали в детстве то, что никогда не сделали бы, став взрослыми. О детской жестокости писал Ф.М. Достоевский. Вспомните его роман «Братья Карамазовы». По словам классика, когда дети по одному, они – ангелы, а вместе – бесы. Глубокие наблюдения есть в «Исповеди» блаженного Августина, когда он пишет о своем младенчестве: какую ревность и неприязнь вызывал в нем его «молочный брат», которого вскармливала та же кормилица. Таким образом, многие страсти и грехи зарождаются в человеке еще в детстве и вырастают вместе с ним. Простые примеры: курение, игромания.

Что дает исповедь ребенку и какова роль взрослых в подготовке к ней?
- Самое главное в Таинстве исповеди – благодатная ее сторона, действие благодати Божией, очищающей душу ребенка от греха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок действительно каялся, осознавал свой грех, переживал за него и, чувствуя его безобразие, испытывал к нему отвращение. И помочь в этом ребенку могут и обязаны взрослые - это и есть педагогическая сторона детской исповеди. Конечно, можно за три минуты написать с ребенком записочку с его основными грехами или заставить запомнить их, а потом пересказать священнику. Только толку в такой исповеди будет немного.
Другое дело, когда родители объяснят ребенку, почему тот или иной проступок является грехом (злом), в чем уродство этого греха и почему Бог запрещает это делать. В этом случае у ребенка будет ясное представление, что такое грех. Пусть даже он не очень сильно в нем будет раскаиваться, но семя будет посеяно, и оно может потом взойти.

Как побороть стыд и можно ли предотвратить какой-то греховный поступок?
- Когда ребенок идет на исповедь, ему, конечно, стыдно говорить о некоторых своих поступках, но это тоже помогает научиться ненавидеть грех. Большое значение в деле профилактики греха имеет беседа со священником после исповеди. Можно, конечно, говорить, что знание или незнание о грехе не влияет на поведение человека. Но я, как священник, на своем опыте знаю, что это далеко не всегда так. Многие взрослые люди, которые мне исповедовались, говорили: если бы им объяснили, что тот или иной поступок является грехом, они бы его никогда не сделали. И у меня нет оснований сомневаться в их искренности. Поэтому пусть ребенок знает, что такое грех, и, самое главное, умеет искренне каяться.

Первая исповедь: как подготовить к ней ребенка?
- Вопрос этот сложный и очень важный, потому что от первой исповеди зависит во многом, как сложится жизнь ребенка в Церкви. Наверное, сказать об этом можно очень много, но попробуем указать на некоторые особенно важные моменты.
Конечно, нужна определенная подготовка. Нельзя просто утром поднять ребенка, завести его в храм и сказать: «Сейчас батюшка тебя спросит, а ты ему ответишь, что сделал плохого». По опыту знаю, что бывают такие случаи. Это сложно назвать полноценной исповедью, особенно, если у священника не будет желания или времени возиться с таким ребенком. Как я уже говорил, родители или бабушка должны хотя бы постараться объяснить ребенку, что такое исповедь, зачем она нужна, что такое грех и какие грехи могут быть именно у него. Пусть даже у них не получится все хорошо объяснить, но не может же быть, чтобы ребенок совсем ничего не понял. А то ведь бывают случаи, когда дети приходят на исповедь и на вопрос священника «Какие у тебя грехи?» отвечают вопросом: «А что это такое?».
Родители очень многого ждут от священника, зачастую на него перекладывая то, что должны делать сами. Оформляя детей в Воскресную школу, родители говорят и такие слова: «Может, вы хоть что-нибудь с ним сделаете». Похожее отношение бывает и к исповеди. Конечно, священник на первой исповеди ребенка тоже не должен ограничиваться простым выслушиванием перечня грехов и прочтением разрешительной молитвы. Это в теории. Но на практике бывает по-разному. Поэтому, во-первых, для первой исповеди надо выбирать удобное время. Например, большие посты – время не самое удачное. Когда у священника стоит очередь в сто пятьдесят, а то и больше, человек, то, каким бы он ни был хорошим и ответственным, вряд ли он вообще будет с кем-нибудь беседовать. Тем более, если мы приведем ребенка не на Всенощное бдение (вечернюю службу накануне), а на Литургию, да еще к ее окончанию. О какой беседе будет тогда идти речь? Более того, такого ребенка вместе с родителями надо отправить домой подготовиться как следует.

Что же делать, если семь лет ребенку исполнилось, например, в начале Великого поста? Не ждать же его окончания?
- В этом случае, если семья живет в большом городе, лучше выбрать храм, где служит много священников, и прийти, например, не на воскресную или праздничную службу, а среди недели, когда людей бывает меньше. И привести ребенка не утром на Литургию, а обязательно накануне вечером – тогда священник не будет жестко ограничен во времени, так как исповедь вечером, как правило, идет, пока не исповедуется последний человек. Если храм небольшой и священников мало или он один, то лучше тоже прийти в будний день вечером, когда совершается служба.
Второй важный момент. Священники бывают разные. И не в том смысле, что одни хорошие, а другие плохие. Просто таланты у людей разные. Поэтому не каждый священник умеет беседовать или общаться с детьми. А у кого-то, наоборот, это получается, и он это любит. Конечно, если семья живет в деревне или небольшом городе с одним храмом, выбора у нее нет. Но в большом городе и храмов много, и священников тоже. Поэтому стоит постараться узнать о таких батюшках, которые имеют дар общения с детьми, и не полениться на первую исповедь свозить ребенка именно к такому священнику.
И, в-третьих, конечно, нужно предупредить батюшку о том, что ребенок будет исповедоваться первый раз, и не постесняться попросить уделить ему некоторое внимание.

Нужен ли детям пост перед исповедью?
- Пост нужен. Конечно, не такой строгий, как для взрослых, но телесно ребенок должен готовиться к исповеди. Привычку к воздержанию и самоограничению нужно прививать с детства. Это никогда не помешает человеку, а только поможет. А что касается исповеди, то пост поможет ребенку серьезно отнестись к этому Таинству, особенно, если он первый раз исповедуется. Не будем также забывать, что после исповеди мы, как правило, приступаем к Таинству Причастия. Можно, кстати, напомнить детям, что первый грех Адама и Евы был грехом против заповеди поста.
Не нужно забывать также, что пост должен быть не только телесным, душа тоже должна поститься. Несколько дней воздержания от компьютера и телевизора не помешает. Но с другой стороны, ребенка не нужно приучать к тому, что в Церкви только одни запреты. Поэтому уделите ему больше времени в период подготовки к исповеди, почитайте вместе с ним духовную литературу для детей, посмотрите вместе какой-нибудь хороший мультфильм с христианским содержанием, поговорите с ним, сделайте вместе что-нибудь хорошее. По большому счету пост – это ведь не воздержание от всякой активности. Во время поста мы стараемся нашу жизнь наполнить не пустотой и ерундой, а действительно добрым и полезным. И здесь нет различий между взрослым и детским постом.

Беседовала Ольга РОЛИЧ,
г. Брест.

Публикации: "ЦС"/Минск/ - 5.04.2013 г., "Заря"/Брест/ - 11.04.2013 г.

Рецензии

Батюшка все правильно говорит, но по моим наблюдениям все благие теории рушатся на практике (у каждого по своему)
Пока дитя не встретит Бога лицом к лицу (в одиночку), будут лишь более - менее добросовестные имитации своих взрослых.
И тут хоть тресни вдребезги. Один встречает Бога в два, другой в семь, третий в семьдесят (хоть с семи исповедуется).

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...