Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Как правильно делать точечный массаж для детей. Ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги. Когда делать массаж

Систематическое выполнение ребенку различных массажных процедур приносит великолепные результаты. Положительный эффект для здоровья заметен уже после первых сеансов. Не является исключением из правила и точечный массаж для детей. Его суть заключается в осуществлении раздражения рецепторов мышц и кожи, происходящем при надавливании на определенную зону. Импульсы от очагов воздействия поступают к спинному и головному мозгу, а оттуда ко всем остальным органам и системам. Главное — знать «секретные» точки и осуществлять верные манипуляции, картинки могут помочь родителям сделать верный точечный массаж детям.

Техника выполнения точечного массажа для детей

Детский точечный массаж делается не дольше 15 минут. Он проводится с помощью надавливаний и вращательных движений в разные стороны. Если манипуляции имеют профилактическую цель, то воздействие должно быть слабым, лечебную — посильнее. Родителям рекомендуется сначала попробовать массаж на себе, а потом уже делать ребенку.

Точка

Область воздействия

Результат

Грудина

Стимулируется скорейшее выздоровление и активное выведение мокроты при кашле, бронхите. Улучшается кроветворение.

Область вилочковой железы

Укрепляется гортань. Нормализуется работа вилочковой железы, повышается способность сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям.

Под ушком, в области нижней челюсти

Точечный массаж этой зоны нормализует обмен веществ ребенка, процесс обращения крови, ее гормональный и химический состав. Способствует: укреплению защитных функций глотки, гортани, исчезновению хрипоты, улучшению голоса.

Шея за ухом

Стимулируются защитные функции задней поверхности глотки и гортани, активизируется обмен веществ во всем теле. Происходит нормализация вегетососудистого тонуса. Прекращает кружиться и болеть голова.

Зона 1 грудного и 7 шейного суставчиков позвоночника

Укрепляются защитные функции органов дыхания (бронхов, трахеи, гортани, глотки), пищевода, а также сердечно-сосудистая система.

Две симметричные области у основания крыльев носа

Точечный массаж этой зоны активизирует работу гипофиза. Происходит стимуляция защитных функций носоглотки, гайморовых пазух. Ускоряется развитие речи ребенка, исчезают ушные боли, происходит профилактика заикания, уменьшается разбалансированность вестибулярного аппарата.

Парные зоны, расположенные в начале бровей

Улучшается кровообращение полости носа, зрение. Исчезает косоглазие. Проходят боли в голове. Активизируется внимание, память.

Точки на ушках, между раковиной и личиком

С помощью массажа улучшается слух, нервная система, происходит нормализация массы тела и роста.

На кистях, между указательным и большим пальцами

Происходит общее укрепление всех систем и органов, стимуляция работы мозга.

Манипуляции необходимо выполнять строго в последовательности от первой точки к девятой. Массаж парных точек проводится одновременно. Если какие-то движения неприятны ребенку, то необходимо снизить силу воздействия. Если малыш испытывает болезненные ощущения, нужно проверить органы, соответствующие этим точкам, а на сами места воздействовать чаще, доводя их чувствительность до нормальной.

Особенности точечного массажа для грудничков

Процедура для новорожденных имеет свои особенности по сравнению с манипуляциями, проводимыми деткам постарше:

    Длительность воздействия на каждую рефлекторную зону не должна превышать 1 минуту.

    Точечный массаж грудничку можно делать 2—3 раза в день.

    За один сеанс не должно массироваться более 4 зон.

    Во время процедуры можно петь веселые песенки, разговаривать с крохой.

    Если малыш начал капризничать точечный массаж нужно немедленно прекратить и постараться выяснить причину его недовольства.

    Температура воздуха в помещении не должна быть ниже 22 градусов.

Детский точечный массаж лица

Процедура может выполняться как взрослыми ребенку, так и малышами самостоятельно. Часто проводят такой точечный массаж в детском саду или дома. Ребят необходимо усадить и показать как «лепится» лицо:

    Погладить лоб, щеки (от носа к волосам).

    Подушечками пальцев надавить в области переносицы на точки, расположенные под бровями. Сделать 5 раз круговые движения по часовой стрелке и против.

    Провести линию вдоль бровей, пощипать их по направлению от переносицы к вискам.

    Подушечками средних пальцев сделать точечный массаж, надавливая по кругу под глазами, продвигаясь от внешней стороны к внутренней.

    Провести пальчиками от переносицы к пазухам, надавить на крылья носа.

    Потереть ушки. Найти точку, расположенную возле козелка, надавить на нее.

Раздражая эти активные зоны можно предотвратить возникновение простудных заболеваний. Также великолепно разрабатывается мимика. Точечный массаж лица для детей является прекрасным методом для активизации:

    Органов зрения.

    Умственной деятельности.

    Мозгового кровообращения.

    Работы гайморовых пазух.

    Носовой полости и ее слизистой оболочки.

    Слухового аппарата.

    Вестибулярной системы.

Точечный массаж для поднятия иммунитета у детей

Эффективная простая процедура предложена А.А. Уманской. Результаты исследований выявили, что такие манипуляции способствуют процессу саморегуляции, в результате которого вырабатывается большое количество следующих активных веществ:

    Лизоцима.

    Белков системы комплемента.

    Интерферона.

Точечный массаж для детей по методике Уманской великолепно укрепляет иммунитет ребенка. Он заключается в последовательном массировании таких единичных точек:

    Посередине груди, где прикрепляются пятые ребра.

    В центре яремной впадины.

    У основания переносицы, между бровями.

Парные симметричные области массируются одновременно:


На вышеперечисленные точки необходимо воздействовать подушечкой пальца, вращая ее каждые 5 секунд по часовой стрелке и против. Манипуляции начинаются с легких нажатий, которые постепенно необходимо увеличивать.

Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.

«Игровые самомассажи

как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми».

(из опыта работы)

В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги используют приёмы самомассажа, цель которого поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

Однако, при анализе оздоровительного потенциала самомассажей выясняется, что в данном направлении существует ещё ряд вопросов, например, как адаптировать их к детям дошкольного возраста и сделать данную процедуру наиболее привлекательной и менее утомительной. На мой взгляд, такая недоработанность даёт возможность творческого поиска. Так, в своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны мной неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Игровые самомассажи проводились мной индивидуально и с группой детей на занятиях, в повседневной деятельности и использовались многократно в течение дня в различных режимных моментах.

В основу я положила не только обучение детей конкретной технике самомассажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Особое внимание детей обращала на правила выполнения самомассажа:

Руки и тело должны быть чистыми,

Мышцы должны быть максимально расслаблены,

Массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи проводились с учётом психо – эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

Используемые приёмы игрового самомассажа.

Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.

Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.

Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.

Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.

С массажными мячиками – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.

Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок. как природный материал даёт заряд положительной энергией.

Мыльный – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.

С пробковыми массажёрами – массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.

Бумажный – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.

Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.

Рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток.

Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

www.maam.ru

Самомассаж как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Что такое самомассаж? – это один из видов пассивной гимнастики, где используются традиционные для массажа движения: растирание, надавливание, пощипывание, разминание. Его необходимо проводить ежедневно, 2- 3 раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, и, что самое главное, для него не нужно много места, его можно проводить сидя на диване перед телевизором, в кресле, за компьютером и т. п.

В своей группе мы проводим эти упражнения во время непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в свободной игровой деятельности. Все эти упражнения проводим обязательно под потешки, считалки, чистоговорки, детские песенки.

Начну, пожалуй, с самого простого – самомассаж для лица:

«Ушки – непослушки»

Есть у нас ушки, ушки - непослушки

Мы щипаем их и гладим

Наши ушки – непослушки

«Щечки – мягкие комочки»

А вот и щечки – мягкие комочки

Их похлопаем ладошкой

Вот так, вот так

А потом погладим

Наши щечки мягкие – комочки.

«Ручки – хватучки»

У нас есть ручки, ручки – хватучки

Все подряд они хватают, хватают, хватают –

ручки – хватучки.

А следующие упражнения я применяю в НОД по рисованию, лепке. Карандаш между ладонями, катаем вверх, вниз.

Чтобы детям было интересно, это движение выполняем под любое детское стихотворение или потешку.

Например:

Тили – тили – тили бом

Загорелся Кошкин дом

Кошка выскочила, глаза выпучила…

(сначала движения выполняем медленно, потом быстрее) .

Руку на стол или на коленку, пощипываем тыльную сторону ладони под слова детской песенки:

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать

Вот так, вот так – свежей травки пощипать.

Руки вытянуть вперед, сжимаем и разжимаем кулачки:

Мы писали, рисовали

Наши пальчики устали

Мы немножко отдохнем

Рисовать опять начнем.

С шишками: между ладонями круговыми движениями под детскую считалочку:

Три медведя шли по лесу

Папа, мама и сынок

Папа, мама шли быстрее

Их сынок догнать не мог.

Для тела:

Дети встают парами, один ребенок поворачивается спиной.

Под слова:

«Дождь, дождь! Надо нам, расходиться по домам.

(Хлопки ладонями по спине)

Под слова:

Гром! Гром! Как из пушек!

Нынче праздник у лягушек.

(Поколачивание кулачками по спине)

Под слова:

«Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят»

(Постукивание пальчиками по спине) .

Затем пары меняются местами.

Хождение по дорожкам из пуговиц, пробок; катание шишек; захват пальцами ног мелких предметов; покрутится на пяточках, на носочках и многое другое.

Вот пожалуй и все: я привела лишь некоторые приемы и упражнения, которые использую в своей работе и которые направлены на развитие и здоровье детей.

www.maam.ru

Проект «Игровой самомассаж» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. И поэтому, оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья.

Опыт показывает, что в старшем дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди! » Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования .

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.

При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.) . Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

Цель проекта:

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;

Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

Сформировать привычку к здоровому образу жизни;

Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.

Задачи проекта:

Общеукрепляющее воздействие функциональные системы ребенка;

Нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;

Улучшение функционального состояния центральной нервной системы;

Мобилизация защитных и приспособительных сил организма;

Укрепление здоровья дошкольников.

Предполагаемые результаты:

Снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья;

Позитивные изменения в развитии детей;

Познание себя через окружающий мир;

Формирование желания заботиться о сохранении своего здоровья;

Знакомство с правилами здорового образа жизни.

Сроки и этапы реализации проекта: проект долгосрочный (сентябрь-май) .

Организационный этап:

Определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;

Предварительная работа по сбору информации;

Анкетирование родителей.

Оформление уголка для родителей.

Основной этап:

Обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

Формирование здорового образа жизни у детей, родителей и педагогов.

Заключительный этап:

Анализ проведенной деятельности, создание фотовыставки «Сам себе массажист», анкетирование удовлетворенности родителей.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Тип проекта: по доминирующему методу (игровой, по количеству участников (групповой, продолжительности (долгосрочный) .

Реализация основного этапа проекта.

Сентябрь Беседа с детьми о пользе массажа.

Знакомство с названиями некоторых частей тела (кисть, ладонь, мочка, козелок и т. п.)

Консультация для родителей «Роль самомассажа в укреплении здоровья дошкольников».

Закрепление частей тела в игровой форме.

Беседа с детьми «Сам себе массажист».

Обучение приемам самомассажа:

Поглаживание;

Растирание;

Разминание;

Вибрация.

Октябрь «Утка и кот» - массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

Разучивание песни Е. Поплянской «А мы на уроке – играем».

«Дождик» - массаж спины друг другу под песню Е. Поплянской «А мы на уроке – играем».

«Чтобы не зевать от скуки» - оздоровительный самомассаж всего тела.

«Летели утки» - самомассаж лица.

«Гусь » - самомассаж пальцев рук.

Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук".

«Наши ушки» - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин) .

Ноябрь «Кто пасется на лугу» - массаж спины друг другу.

«Божьи коровки» - самомассаж ног.

«Черепаха» - самомассаж тела.

«Ириски от киски» - самомассаж глаз (по китайской медицине) .

«Наши глазки» - самомассаж глаз (по методике йогов) .

«Пироги» - самомассаж тела.

Декабрь Памятка для родителей «Самомассаж – профилактика простудных заболеваний.

«Вот какая борода» - самомассаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний.

«Тучка » - самомассаж тела.

«Белый мельник» - самомассаж лица для профилактики простудных заболеваний.

«Лиса» - гимнастика для глаз.

«Солнышко» - гимнастика для глаз.

«Дедушка Егор» - гимнастика для ног (профилактика плоскостопия) .

Январь «Наши ножки» - самомассаж рефлекторных зон ног.

«Зайка» - самомассаж носа.

Разучивание песни М. Красева «Медведюшка».

«Медведюшка» - гимнастика для ног (песня М. Красева «Медведюшка») .

«Часовой» - аурикулярный массаж (массаж ушных раковин) .

«Снежинки» - гимнастика для глаз.

«.По таинственной дороге» - гимнастика для стоп.

Февраль «Снегопад» - гимнастика для глаз.

«Колобок» - упражнение для профилактики плоскостопия.

«Наши спинки» - массаж спины друг другу, с целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

«Плотник» - самомассаж рук.

«Мы устали» - упражнения, способствующие быстрому восстановлению работоспособности при усталости или перевозбуждении.

«Петух» - упражнения для мышц шеи.

«Прогулка» - упражнения для профилактики плоскостопия.

Март Разучивание стихотворения «Подарок маме».

«Подарок маме»- самомассаж пальцев рук.

«Дождик» - гимнастика для глаз.

«Наши ножки» - самомассаж стоп.

Самомассаж рук с помощью шарика Су-Джок.

Памятка для родителей «Самомассаж с помощью шарика Су-Джок».

Сухие бассейны – небольшие ёмкости, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой.

Апрель «Озорные мишки» - самомассаж профессора Ауглина.

Самомассаж рук с помощью шестигранного карандаша.

«Шары – шалуны» - воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки) .

Самомассаж рук с помощью бумаги.

«Борода» - самомассаж биологическиактивных зон.

Расслабляющий массаж (для снятия физического и эмоционального напряжения) .

Консультация для родителей «Закаливаемся с помощью игрового самомассажа».

Май «Бабочка» - упражнение для подвижности голеностопного сустава.

«Липы» - гимнастика для глаз (все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы) .

«Цветочек и бабочка» - самомассаж пальцев рук.

«Лес зеленый» - самомассаж лица по китайской медицине (улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз) .

«Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней щёткой для волос.

«Здравствуйте, пальчики! » - самомассаж пальцев ног.

«Ёжик» - самомассаж головы.

Фотовыставка в уголке для родителей «Сам себе массажист».

Определение тем для новых проектов.

1. «Точечный массаж для детей».

www.maam.ru

Игровой самомассаж для детей

(составлено Мамаевой Н. В.по материалам Интернет)

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

Самомассажрекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки.

Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхиваниерук.

Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использоватьаппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок.

В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений. Об этих видах самомассажа поговорим подробнее в следующий раз.

Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы,ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения. Например:

САМОМАССАЖ РУК

«Стряпаем вместе» - имитация скатывания колобков

Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем будем маме помогать.

«Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо

Мы как древние индейцы добываем огонек:

Вот ладошки разотрем – будет нам тепло с огнем.

«Греем ручки»

Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно.

Надо сильно постараться и терпения набраться.

СУХОЙ БАССЕЙН

Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.

Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом.

Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна».

В миску насыпали горох и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

«Месим тесто». Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут, будут из печи булочки и калачи.

«Зарядка». Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна»: сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

«Найди игрушку». Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне», предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.

В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ кистей и стоп

(игры с пуговицами)

Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера) . Потом выполняем упражнения:

Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.

Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку») .

«Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.

«Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.

«По дорожкам, по тропинкам» - хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.

«Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» - перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.

Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп такжеактивизирует жизненно важные центры организма.

САМОМАССАЖ ЛИЦА И ШЕИ

Не циркач я и артист – сам себе я массажист!

(О. И. Крупенчук)

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

Перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

Движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

Стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

Удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

Ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

Темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки) ,

И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз) ,

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) .

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) .

ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди) ,

ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки) ,

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ (пальцы перебегают на щёки) .

ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперёд)

РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы разминают обе губы) .

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта) ,

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам)

ГУБКИ ПОЖУЁМ МЫ (рис. 28) , ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый - на верхнюю губу, а левый - на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу) .

ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе)

ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (язык - под нижней губой и поколачивание по нижней губе) .

ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 32) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) ,

А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами) .

Количество посещений

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish »

Подробней на сайте

Подробней на сайте log1.dou5.caduk.ru

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013г.
  • Положение о логопедическом пункте при МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы) .

Разработчик проекта

Журавель Надежда Ивановна – учитель-логопед МБОУ «СОШ № 6» (дошкольные группы)

Цели и задачи проекта

Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Сроки реализации, участники проекта

Подготовительный период 2014-2015 учебного года (краткосрочный,

2 месяца: октябрь, ноябрь) .

Дети, зачисленные в логопедический пункт, педагоги, родители.

Технология

реализации проекта

Диагностические методики,схемы и таблицы приёмов логопедического самомассажа детьми, комплексы игр и игровых упражнений на основе словесных, игровых методов, аудиозаписи.

Материально – техническая база проекта

Программа коррекционной деятельности в логопедическом пункте. Календарное планирование деятельности учителя – логопеда. Таблицы и схемы, иллюстрирующие приёмы самомассажа. Стенд «Родителям». Консультации для родителей (буклеты, презентации) , памятки. ИКТ. Методические и игровые пособия.

Аудиозаписи мелодий для проведения самомассажа.

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий комплексного подхода в коррекции речевых нарушений: стимуляция кинестетических ощущений и нормализации мышечного тонуса головы, шеи, органов артикуляционного аппарата.

Самомассаж– это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам:

  • В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  • Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки) .
  • Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассаж, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику

Работа данного проекта строится по направлениям:

  • диагностическое
  • информационно - методическое:

Основные цели и задачи проекта.

Цель: обеспечение условий для комплексного подхода в коррекции речевых нарушенийстимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса мышц артикуляционного аппарата.

  • Изучить теоретическую основу применения методов логопедического самомассажа в системе развития речи детей.
  • Составить план проведения занятий с использованием приёмов логопедического самомассажа.
  • Подобрать методическуюоснову для проведения консультаций для родителей и воспитателей.
  • Разработать занятия с детьми-логопатами по совершенствованию речевых навыков с применением приёмов логопедического самомассажа.
  • Применятьразработанный план использования приёмов логопедического массажа в практической деятельности с детьми.

Осуществить коррекцию деятельности педагогического коллектива с учётом применения механизмов логопедического массажа и самомассажа в целях совершенствования речевых навыков старших дошкольников.

Участники, партнёры проекта.

  • дети, зачисленные в логопедический пункт;
  • учитель-логопед;
  • родители.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна) . Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей старшего дошкольного возраста составляет 7-10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.

Причем они могут варьироваться в течение дня. Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало) , а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме (произведения Моцарта) . Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Предполагаемый результат

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • Уменьшение парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  • Активизация тех групп мышц, у которых имелась недостаточная сократительная активность.
  • Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
  • Использованиеприёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.
  • Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация) . В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей.
  • Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Приложение.

1. Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеихладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремнойямке.

2. Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

Движение направлено несколько по диагонали.

3. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончикамипальцев по лбу.

4. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

5. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки Удержать в течение 3-5 с.

6. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами отсередины верхней губы к углам рта.

7. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами отсередины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

8. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцамиот середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

9. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

10. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживатьот середины подбородка к ушам.

11. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

12. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

13. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

14. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

15. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

16. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижнейгубы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

17. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

18. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

19. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной кщекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала почасовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

Можно сопровождатькруговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

20. «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать поним кончиками пальцев.

21. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

22. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Самомассаж мышц языка

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно большесквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковыекрая языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед,пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно также убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно большесквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи.

Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажа языка, но и для активизации движения жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их

вниз 3-5 раз (рис. 136) .

3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении

5. Самомассаж мышц лица(щёк, губ)

Укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц - спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.

При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк) , при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.

  • Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз) .

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями) .

Смышлёные (слегка пощипать щёки) . Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз) .

  1. Артикуляционные упражнения– как приёмы самомассажа:

Толстячок - худышка,

Шарики- гоняем воздух из одной щеки в другую,

Футбол- плюс выполняем движения языком вверх-вниз,

Хлопушка– надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.

Самовар– сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».

Рыбка– несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

  1. Губы:

Упражнения для укрепления губ:

Смешная песенка- указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»

Индейцы– широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.

Помада– обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка– проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.

Расчёска– слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.

Прятки- втягиваем губы так, что снаружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.

Самомассаж артикуляционной зоны

  1. Губы за уголки растягиваем до улыбки на счет раз, на счет два – смыкаем в бутончик. (указательными пальцами) .
  2. Массируем по кругу, по часовой стрелке область вокруг губ: ведем по верхней, через нижнюю в исходную точку. (указательным пальцем) .
  3. Высовываем язык как можно дальше: дотянемся до носика, до подбородка.

Различные гримасы очень полезны, поэтому, играя, корчите как можно больше всяких гримас.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки) ,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки) .

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы) ,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд) .

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка) .

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком) .

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами) .

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух) ,

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы) .

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе) .

ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЕКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык) .

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы) ,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад) .

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой) ,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх) ..

ЧАЮ ПОПИЛИ - НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад) .

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ(кончик языка облизывает губы по кругу) .

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад) .

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд) .

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо) .

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами) ,

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот) .

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы) ,

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу) ,

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу) .

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком) ,

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе) .

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения. Но при этом надо всегда помнить заповедь Гиппократа

«Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Процесс самомассажа не должен причинять болевых ощущений, не быть утомительным, должен вызывать у детей положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.

Выполняется такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Нужно научить детей при выполнении точечного массажа не давить со всех сил на активные точки, а нажимать легонько, аккуратно.

Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект.

«Неболейка»

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны)

Точечный самомассаж лица для детей

  1. Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
  2. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
  3. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
  4. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
  5. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самомассаж и точечный массаж для дошкольников

Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме - точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения. Но при этом надо всегда помнить заповедь Гиппократа

«Не навреди!» Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Процесс самомассажа не должен причинять болевых ощущений, не быть утомительным, должен вызывать у детей положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться.

Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица.

Выполняется такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Нужно научить детей при выполнении точечного массажа не давить со всех сил на активные точки, а нажимать легонько, аккуратно.

Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект.

«Неболейка»

(Массаж для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(поглаживают шею ладонями сверху в низ)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны)

«Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело

(раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать ушную зону)

Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна .

(потираем ладошки друг о друга)

Точечный самомассаж лица для детей

  1. Поглаживаем щеки, крылья носа, лоб по направлению от середины лица к вискам.
  2. Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.
  3. Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.
  4. Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.
  5. Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.

На протяжении многих веков китайские целители учились бороться с болезнями, не прибегая к помощи лекарственных средств. Одним из таких методов стал массаж определенных точек, обладающих особыми свойствами и отвечающих за работу того или иного органа.

Восточная медицина уделяет точечному массажу немаловажное значение, рекомендуя его как взрослым, так и детям. Самостоятельно проводить на дому сложные сеансы, затрагивающие все «каналы жизни» организма, у неспециалиста вряд ли получится, но овладеть несколькими простыми приемами, которые окажутся хорошим подспорьем при лечении заболевшего ребенка, под силу каждому.

Противопоказания к массажу

Точечный массаж нельзя делать ребенку с повреждениями кожи, например при ветрянке, экссудативном диатезе, пиодермии, а также если в зоне массажа расположены родинки, бородавки или прыщи. Массаж запрещен при повышенной температуре.

Когда делать массаж

Для массажа лучше всего подходит время, когда ребенок в хорошем настроении, спокоен и сам настроен на процедуры, воспринимая их как разновидность игры. В процессе сеанса необходимо постоянно общаться с малышом: петь ему песенки, в сказочной форме комментировать все свои действия. Если массаж вызывает у ребенка только положительные эмоции, то в дальнейшем он с удовольствием будет делать его самостоятельно.

Техника массажа

Точечный массаж выполняют большим и указательным пальцами, совершая круговые движения по часовой стрелке или против нее, или же легко надавливают на определенную точку. Продолжительность сеанса - две-три минуты. Перед началом массажа необходимо вымыть руки, снять украшения с пальцев и подстричь ногти, чтобы не травмировать нежную детскую кожу.

Если у ребенка болят зубки, следует массировать верхнюю точку ушной раковины. Если боль справа, то надавливать на правое ухо большим и указательным пальцами снизу вверх пять минут. Хорошо помогает массаж точки ся-гуань, которая находится в ямке на 1 см спереди от козелка ушной раковины.

Ребенку, страдающему насморком, хорошо поможет массаж парных точек, расположенных у основания крыльев носа. Они отвечают за стимуляцию защитных функций носоглотки и кровообращение гайморовых пазух. После этого упражнения облегчается носовое дыхание.

Для облегчения кашля и стимулирования иммунитета ребенка следует массировать точку, которая находится чуть ниже ямки между ключицами, в области вилочковой железы.

Для улучшения зрения служит стимулирование парных точек над носом у основания бровей.

Справиться с такими коварными заболеваниями, как грипп и простуда, поможет массаж точки, расположенной посередине задней поверхности шеи.

Чтобы стимулировать и нормализовать все функции организма, необходимо воздействовать на точку, находящуюся на тыльной поверхности кисти между большим и указательным пальцами.

Для повышения эффективности точечного массажа перед его началом следует наложить на точки немного мази, обладающей раздражающим кожу действием, или же детского крема.




Игровой массаж проводят с помощь игрушек и посторонних предметов. При этом обязательно используют стихотворное или музыкальное сопровождение. Такие массажи способствуют развитию сенсорной системы. Малыш реагирует на тембр голоса, звуки, шумы, мелодию, ритм, силу прикосновения, направление движения, характер прикосновения и структуру материала.




Животные (самомассаж пальцев круговыми движениями) Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей, Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей, И клестов и снегирей. Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.




Упражнения с мячом-ёжиком самомассаж рук с мячом-ежиком) Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.


Упражнение с ковриком На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!»-им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать.


Горох (Самомассаж с использованием сухого бассейна) В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. Фасоль (Самомассаж с использованием сухого бассейна) В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их затянем без затей.










Точечный массаж Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.


Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.






Зона 3 - на передней поверхности шеи. связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.




Зона 5 - впадина между остистыми и поперечными отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.


Зона 6 - область носа и гайморовых пазух. связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.


Зона 7 - область начала роста бровей (чуть ниже). связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.






Вот как рекомендуется проводить Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек – первая, вторая и так далее. Кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность воздействия на каждую точку – не менее 18–20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно


Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой – от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны – точки шесть, семь и восемь – массируйте тоже одновременно обеими руками. В общей сложности на процедуру у вас уйдет не больше десяти минут.


Если вы обнаружили у ребенка, которому Вы делаете массаж, точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью – это сигнал о неблагополучии в организме. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности.


Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять- шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ко сну.


Дыхательная гимнастика Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха


Рекомендации по проведению Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.


Методики дыхания Системы трехфазного дыхания Л.Кофлера Парадоксальная гимнастика А.Стрельниковой Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К.Бутейко Метод задержки дыхания Ю.Буланова Рыдающее дыхание Вилунаса Метод Чарльза Дыхательная гимнастика йогов и другие


Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой, способствует: повышению двигательной активности, подвижности тела; ликвидации венозного полнокровия в органах грудной и брюшной полостей; обеспечению вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости; тренировке и стимуляции отдельных мышц и их групп, необходимых для сужения проходов в различных органах и системах – дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половых органах, кровеносных и лимфатических сосудах, органах зрения;


Правила выполнения Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно Вдох делается одновременно с движениями.. Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух. Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага. Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.


Важно! При плохом самочувствии, слабости или обострении заболевания гимнастику необходимо делать сидя или лежа. Начинать выполнение упражнений можно с 2–8 вдохов-движений, отдыхая в перерывах между ними 1–3 с и более в зависимости от состояния организма. Чем хуже самочувствие, тем чаще следует повторять небольшое количество упражнений, увеличивая их по мере улучшения состояния и переходя к выполнению из положения лежа в положение сидя, из положения сидя в положение стоя.


Методика проведения Рекомендуется делать за один урок весь комплекс упражнений, но не несколько «сотен» одного упражнения. Заниматься следует утром и вечером по 30 мин. При плохом самочувствии можно делать гимнастику несколько раз в день, сократив время выполнения. На одно занятие дыхательной гимнастикой должно уходить не более 30 мин. Гимнастику следует делать 2 раза в день: утром и вечером за 30 мин до еды или через 1–1, 5 ч после еды. При недостатке времени можно делать весь комплекс дыхательной гимнастики не по три «тридцатки» (одной «сотне»), а по одной (32 вдоха-движения) каждого упражнения. Начинать рекомендуется с упражнения «Ладошки» и заканчивать упражнением «Шаги». Общее время проведения гимнастики в таком случае составляет 6–7 мин.


Методика проведения При выполнении упражнений считать мысленно только по 8. Если ритм сбивается, можно отдыхать 3–5 с после каждых 8 вдохов-движений. Возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен. Упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям. Курс лечения дыхательной гимнастикой обычно составляет около 1 мес при ежедневном выполнении упражнений. При достижении результата при лечении какого-либо заболевания не рекомендуется бросать занятия гимнастикой, только в этом случае гарантирован как терапевтический, так и профилактический эффект.




Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.


Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.


Упражнение «Насос» Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.




Упражнение «Обхвати плечи» Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.




Упражнение «Повороты головы» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким.


Упражнение «Ушки» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.


Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник») Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.


Упражнение «Перекаты» Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох. Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу.


Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл) Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом.


Упражнение «Задний шаг» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Отвести согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На левой ноге в этот момент слегка присесть, одновременно шумно вдыхая носом. Затем обе ноги на одно мгновение вернуть в исходное положение – выдох уходит сразу же после каждого вдоха.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...