Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Как проходит патронаж новорожденного? Патронаж новорожденного на дому: сроки, цели, схема. Бланк патронажа ребенка: образец заполнения

Под патронажем грудных детей подразумевается своего рода контроль и наблюдение за тем, в каких условиях живет ребенок и должное ли внимание родители уделяют его развитию и уходу за ним. Еще в начале двадцатых годов патронаж грудных детей начал практиковаться в Англии. Выглядел он таким образом, что женщины - просветительницы, являющиеся санитарными инспекторами, посещали молодые семьи, которые в недавнее время обзавелись детьми. Такие визиты носили цель - помощь родителям разобраться в некоторых вопросах, предоставить своему ребенку должных уход и развитие. Позже и в России стал популярен патронаж и первым его проявлением можно, считать посещение грудного ребенка на дому медсестрой. Вместе с развитием патронажа активно начали набирать популярность различные учреждения занимающиеся охраной и развитием детей, а также проводящие патронаж для матерей. Консультации, на учете в которых должна значиться новоиспеченная мама так же за основу своей работы берут консультации и патронажи.

Основные задачи патронажа грудных детей

  • Первой и основной целью патронажа грудных детей является возможность установить связь между ребенком и членами семьи, в окружение которых и происходит его развитие. Медсестра, проводящая патронаж грудного ребенка должна вовлечь в процесс воспитания, ухода за ребенком и его развития всех членов семьи. Патронаж предусмотрен еще и для того, что бы изучить условия, в которых живет грудной ребенок, дать маме советы или рекомендации по его уходу, кормлению в домашних условиях.
  • Патронаж преследует цель учета всех родившихся детей в стране. Так, когда женщина после рождения ребенка выписывается с родильного отделения, врач обязан дать молодой маме выписку, с которой она в течение десяти дней должна явиться в консультацию и оповестить доктора о рождении ребенка. Если же спустя указанное время женщина, родившая ребенка, не отметилась в консультации, то предполагается визит патронажной сестры. Цель визита заключается в посещение на дому мамы и ее ребенка, выяснение причин по которым она не соблюдает указания доктора и напутствие ее на дальнейшее выполнение указаний и рекомендаций.
  • Медсестра проводит патронаж больных детей на дому. На сегодняшний день работа патронажной сестры заключается в том, что она имеет определенный участок, на котором ведет патронаж. В такой способ появляется возможность лучше познакомиться с родителями грудного ребенка, условиями в которых они проживают, контролировать правильность ухода за ребенком. Так же то, что медсестра закреплена за определенным участком, благотворным образом влияет на проведение прима доктора, так как она может предоставить ему необходимую информацию о ребенке и его семье, что значительным образом облегчит работу.

Проводя патронаж больных детей на дому медсестра поможет маме в вопросе проведения необходимых гигиенических процедур необходимых для грудного ребенка, уместности того или иного питания во время болезни, принцип работы с клизмой и много других рекомендаций, которые необходима знать мама во время болезни ребенка. Так же медсестра при острой необходимости может вовлечь в патронаж и доктора.

Патронажный лист грудного ребенка

В первый свой визит медсестра проводящая патронаж грудного ребенка обязательно заводит на него патронажный лист, в котором должны значиться полные данные о ребенке, возраст, результаты проведенных осмотров, а так же пометки касательно ухода и кормления ребенка, условия в которых проживает семья и ведет свой быт. С каждым следующим посещением грудного ребенка медсестрой патронажный лист пополняется записями, которые являются рекомендациями, советами молодой семье и результатами их выполнением.

Патронажные листы, заполненные в результате планового посещения грудного ребенка, помещаются в план развития ребенка, который ведется доктором в консультации. Во время патронажа медсестра делает пометки, касающиеся грудного ребенка и его окружения в тетради, и только потом переносит всю информацию в патронажный лист. Делается это для того, что бы листы были заполненные аккуратно, и не возникало путаницы с информацией.

Консультация предполагает наблюдение всех детей возрастом до четырех лет. На практике становится ясно, что частые патронажи детей уместны до года и таких посещений может быть в среднем до шести. В последнее время патронаж грудных детей проводится в большей мере в семьях, где ребенок является первым и у родителей практически отсутствует опыт необходимый им для ухода за грудным ребенком. Рассчитан патронаж для неблагополучных семей и его целью является установление норм поведения в семье и необходимых навыков по воспитанию и развитию ребенка.

Не стоит отказываться от предоставленного консультацией патронажа, ведь так появляется возможность получить профессиональные советы педиатрии по уходу, развитию, поддержания здоровья ребенка, а так же задать интересующие вопросы и получить на них ответы. В первое время молодой маме просто необходима помощь медперсонала, которая предоставляется исключительно с положительных намерений, дабы молодые семьи почувствовали поддержку и получили необходимую помощь.

Похожие материалы:


    Социальный патронаж - это совокупность действий со стороны патронажной службы, которые заключаются в регулярном наблюдении за клиентом, выявлении степени влияния факторов...


    Патронаж беременных заключается в предоставление беременной женщине общих сведений о беременности, возможных проблем с которыми она может столкнуться, необходимости соблюдения...

1. Выяснить жалобы матери.

2. Изучить санитарное состояние квартиры и условия жиз­ни ребенка. Отметить наличие кроватки, коляски, манежа, пред­метов ухода, соблюдение правил стирки и хранения детского бе­лья, одежды, обработки посуды.

3. Дать анализ соблюдения возрастного режима дня (сколько раз ребенок спит днем и сколько часов ночью; организации бодр­

ствования; выносят ли ребенка на улицу, когда, на какое время), оценить характер питания (вид вскармливания; кратность корм­ления; перечислить дополнительные продукты, получаемые ре­бенком; отметить аппетит).Особое внимание уделить сохране­нию грудного вскармливания, проведению массажа и гимнасти­ки, закаливания, гигиене тела (частота купания, наличие отдель­ной ванночки), воспитательных мероприятий. Если накануне бы­ла сделана прививка, оценить общее состояние ребенка, выявить поствакцинальную реакцию (осложнения) и сообщить врачу. Уточнить проведение профилактики рахита. Проконтролировать выполнение предыдущих назначений врача.

4. Провести объективное обследование ребенка (перед об­следованием вымытьруки\). Особое внимание обратить на:

· ведущие линии нервно-психического развития, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, ин­дивидуальные особенности);

· состояние кожи и подкожно-жирового слоя (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденного отметить состояние пупочной ранки);

· костно-мышечную систему (размеры и состояние краев большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания; мышечный тонус, двигательные умения);

· частоту дыхания, пульс, температуру тела;

· стул и диурез (частота и характер стула, частота мочеиспус­каний);

· реакцию на вакцинацию БЦЖ (указать проявления мест­ной реакции на БЦЖ: пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

5. Провести инструктаж матери, дать ей рекомендации. Особое внимание обратить на соблюдение возрастного режима дня, вопросы рационального питания, физического воспитания, воспитательные мероприятия, подготовку к прививкам, профи­лактику пограничных состояний, а также устранение выявленных отклонений.

6. Сделать запись в патронажном листе. Подклеить патро­нажный лист в историю развития ребенка (ф. № 112/у).

Пример 10

Запись выполненного патронажа.

Ф.И.О. ребенка ___________________

Адрес _____________________________

Жалоб мать не предъявляет. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Условия жизни ребенка хорошие. Имеет все необходимое. Гигиенические требования к содержанию предметов ухода, детского белья, одежды и посуды соблюдаются.

Ребенок большую часть суток спит. Засыпает быстро, сон неус­тойчив. Во сне и во время бодрствования отмечается периодическая хаотичность движений. Регулярно, 3-4 раза в день по 1,5-2 ч, малыш бывает на свежем воздухе. Купают ежедневно. Ребенок получает только материнское молоко. Кормят по требованию, обычно 6-7 раз в сутки днем и 1 раз ночью. Аппетит хороший.

Температура в помещении +22 °С. Мать регулярно проводит за­каливающие процедуры (сон на свежем воздухе, воздушные ванны 5-6 мин во время пеленания, умывание водой с температурой +28 °С, гигиенические ванны при температуре воды +37 °Св течение 5-6 мин). Уделяет ребенку много внимания, разговаривает с ним, стимули­рует сосредоточение и слежение за предметом, обнаружение источника звука. Использует игрушки простой формы, крупные, яркие, не много­цветные. Игрушка подвешена на расстоянии 70 см от груди, положение ее меняется. Перед кормлением ребенка выкладывает на живот.

При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Малыш удерживает взгляд на лице взрослого. Движения глазных яблок не всегда координированы. При сильном звуке он вздрагивает, мигает. Ручки слегка раскрыты. Голову удерживает несколько секунд. Кож­ные покровы чистые, бледно-розового цвета. На левом плече выяв­ляются следы от вакцинации против туберкулеза – инфильтрат7 мм. Регионарные лимфатические узлы неувеличенные. Подкож­ный жировой слой на животе +2 см. Эластичность кожи хорошая. Мышечный тонус сгибателей повышен. Большой родничок имеет размеры 2 х 2,5 см, края умеренной плотности. Частота дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 130 в 1 мин. Температура тела 36,8 °С. Слизистая полости рта без изменений. Живот мягкий. Моче­испускание свободное. Стул несколько раз в сутки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом.

1) о максимальном пребывании ребенка на свежем воздухе;

2) мать инструктирована, как поддержать лактацию;

3) о продолжении ребенку закаливающих процедур и воспитатель­ном воздействии;

4) о частом и более длительном выкладывании его на живот.

Мать с ребенком приглашена на профилактический прием в поликлинику в возрасте ребенка 1 месяц.

Дата выполнения патронажа 07.07.2002 г.

Патронаж выполнила медсестра Л. И. Мышкина.

ТЕМАТИКА И ПЛАН БЕСЕД С МАТЕРЯМИ

(ИНСТРУКТАЖ)

План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, ос­новную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр лите­ратуры, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы.

Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Аптечка. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.

В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожден­ного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против ви­русного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорож­денным ребенком. Выписка из родильного дома.

Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармли­вание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.

Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образова­ние грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (ок-ситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.

Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молози­ва, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикла­дывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ре­бенка, методика. Лактационные кризы.

Совместное размещение матери и ребенка. Способы организации со­вместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.

Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность ис­ключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лак­тация. Группы социальной поддержки матерей.

Техника кормления грудью. Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завер­шение кормления.

Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика по­мощи матери.

Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормле­нием грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.

Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоот­сосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери. Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое ко­личество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кро­вотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, за­купорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.

Кесарево сечение, болезнь матери. Тактика помощи матери.

Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние ле­карственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекар­ственных средств.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка. От­каз от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого нёба, корот­кая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доно­шенных близнецов.

Питание и режим кормящей матери. Потребность в питании. Качествен­ный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, каль­ция, витамина А и др.). Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.

Правила введения прикормов и корригирующих добавок. Цели и прави­ла введения, виды, сроки введения.

Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями. Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смеся­ми. Приемы сохранения и увеличения лактации.

Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.

Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионук­лидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания ра­дионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогаще­ние рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.

Первый месяц жизни. Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладыва­ние в постель. Организация сна. Плач. Одежда. Уход за бельем (смена, стир­ка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.

Закаливание. Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Ули­ца» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн дет­ской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на гру­ди. Первые азы ныряния.

Иммунизация против вирусного гепатита.

Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выклады­вание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.

Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные реф­лексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Манеж. При­знаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудатив­ном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полио­миелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые сле­зы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнасти­ческие упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, кок­люша, дифтерии и столбняка.

Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Вос­питание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плава­нию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кро­ватке. Гимнастические упражнения.

Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движе­нии. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимна­стические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особен­ности питания при нем.

Восьмой месяц жизни . Потребность в обществе. Новые двигательные уме­ния. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.

Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвое­ние значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрст­вования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. За­вершающий период обучения плаванию.

Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание про­стой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.

Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попыт­ки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коля­ска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных я худых детей. Крапивница.

Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Про­порции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознатель­ность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закали­вающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоно­шенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и осо­бенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморе­гуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилакти­ка рахита и малокровия.

Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели вы­здоровления. Малорослость (гипостатура).

Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникнове­ния черепно-мозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних ус­ловиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение оста­точных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Криво­шея. «Конская стопа». Переломы костей.

Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врож­денный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого нёба.

Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс

утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприя­тия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививка против кори.

Четвертое полугодие жизни. Сложная координация движений. Ис­пользование подражательных действий. Игры и игрушки. Ласка и наказание. Левая рука. Однократный дневной сон. Игровой характер гимнастических занятий. Кулинарная обработка пищи. Суточный набор продуктов. Экссуда­тивный диатез на втором году. Диета при экссудативном диатезе. Иммуни­зации против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка.

Третий год жизни. Пропорции тела. Последние молочные зубы и уход за ними. Рост работоспособности. Сюжетные игры. Фразовая речь. Самооб­служивание. Трудовое воспитание. «Сто тысяч почему». Физическая нагруз­ка. Методика закаливания. Возрастная диететика. Организация приема пищи. Меню домашнего питания. Нелюбимая пища. Иммунизация против полио­миелита.

Четвертый год жизни. Дошкольный возраст. Костно-мышечная сис­тема. Нарушение осанки. Правильность посадки. Подбор возрастной мебели. Просмотр телепередач. Вечерний туалет. Гимнастика. Детские инфекции. Признаки болезней. Прогулки зимой. Обучение плаванию. Лето - лучшая пора дня закаливания. Посильный труд. Игра со взрослыми. Первая дружба. Питание. Объем блюд. Кулинарная обработка пищи. Ягоды и фрукты. Не­дельное меню.

Пятый год жизни. Становление основных черт характера. Обучение чистоплотности. Психические перегрузки. Чтение и книги. Радио и телеви­дение. Осознание своего «я». Воспитание воли и здоровья. Первые занятия спортом. Совместные походы. Суточный набор продуктов. Замена про­дуктов.

Шестой год жизни. Причины и профилактика нарушений осанки. Кор­ригирующая гимнастика. Конституция. Типы высшей нервной деятельности. Воспитательные мероприятия. Заикание. Ночное недержание мочи. Кон­троль за поведением. Психологические половые различия. Глистная инвазия. Расширение дневного меню. Полные дети, причины полноты, питание и ре­жим движения полных детей. Недельное меню для домашнего вскармлива­ния детей 6-7 лет. Иммунизация против дифтерии и столбняка, кори, эпиде­мического паротита, краснухи.

Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способ­ностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами- специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные заня­тия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плано­вая иммунизация детей.

Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспи­танию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.

Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Ме­ры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщи­нам и матерям, имеющим детей раннего возраста.

Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возрастов. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринять до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.

Неотложная (домедицинская) помощь. Причины возникновения неот­ложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.

Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиени­ческие требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов за­каливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Ох­рана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Осо­бенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профи­лактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональ­ное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при ор­ганизации занятий.

Первичный патронаж новорожденного, то есть осмотр малыша педиатром на дому, обычно должен осуществляться в течение первых двух — трёх суток после выписки матери с ребенком из роддома. Это бесплатное посещение, которое положено каждому новорожденному. Совершается оно по месту фактического проживания мамы с младенцем. Для этого матери при выписке из роддома нужно указать свой адрес проживания, который будет занесен в обменную карту. Эта карта затем отправится в соответствующую поликлинику, и вскоре можно ожидать визит врача.

Патронаж новорожденного нужен для того, чтобы убедиться, что после выписки из роддома с младенцем все в порядке. Часто мама не уверена, правильно ли она обращается с крохой. В этом случае приход врача и медсестры домой очень поможет родителям.

Патронаж осуществляется не только педиатром, но и медсестрой, у них немного разные цели посещения. Специалист осматривает малютку и делает выводы о его состоянии. Медсестра же рассказывает маме о правилах ухода за новорожденным, рассказывает о правильном питании, показывает, как обрабатывать пупочную ранку, ушки, носик, элементарные приемы массажа младенца.

Многим родителям интересно, как проходит осмотр ребенка. Вот что происходит во время первого патронажа:

  • Происходит знакомство с родителями и с самим новорожденным. Специалист узнает, не было ли в семье заболеваний, которые могли передаться младенцу.
  • Педиатр оценивает жилищные условия, в которых предстоит расти крохе.
  • Врач внимательно осматривает цвет кожи малыша, чтобы понять, прошла ли .
  • Обследует пупочную ранку на предмет ее заживления.
  • Педиатр ощупывает родничок и записывает его размеры, осматривает малютку на наличие послеродовых гематом, смотрит, развиты и симметричны ли глаза, уши, грудная клетка, живот и половые органы.
  • Врач оценивает тонус мышц новорожденного, рефлексы, ощупывает животик, слушает сердцебиение и дыхание крохи.
  • Специалист также дает оценку состоянию молодой матери.

На следующий день после посещения врача должна прийти патронажная медсестра. Она расскажет об уходе за ребенком, объяснит, как правильно его купать и подмывать, делать с ним зарядку и массаж, носик и глазки, .

Медсестра уточняет, на грудном или искусственном вскармливании ребенок и дает рекомендации по питанию малыша. Если малютка на естественном вскармливании, то патронажная медсестра рассказывает о диете кормящей матери.

Как часто должен приходить врач

Родители обычно интересуются, сколько раз должен приходить домой врач и медсестра для осмотра малыша. Так называемый вторичный патронаж осуществляется педиатром примерно на 14 день жизни младенца. В этот раз врач тоже производит осмотр новорожденного чтобы оценить его развитие, как он прибавляет в весе, как заживает пупок. К этому визиту мама может составить список волнующих ее вопросов о ребенке. Это могут быть срыгивания, начавшиеся колики, молочница у крохи. Не нужно стесняться спрашивать у педиатра о непонятных моментах в уходе за малюткой.

Третье посещение врача приходится где-то на 21 день после рождения ребенка. В этот раз педиатр осуществляет те же самые манипуляции, как и в прошлый. Накопившиеся за это время вопросы к специалисту тоже лучше записать, чтобы ничего не упустить.

Кроме трех посещений врача к малышу должна приходить и медсестра. Она должна навещать его около раза в неделю весь первый месяц жизни и помогать маме в насущных вопросах по уходу за новорожденным.

Когда малышу исполняется месяц, мама сама идет с ним в поликлинику в специально отведенный день грудного ребенка. В этот день в поликлинике должен вестись прием здоровых детей до года, что уменьшает риск их заражения различными инфекциями от заболевших.

Иногда маме с малышом требуется более частое посещение медицинских работников. Такое может быть после тяжелых родов, когда состояние младенца оставляет желать лучшего и требует более пристального внимания. Тогда в обменной карте делается специальная пометка о том, что ребенку необходим срочный патронаж.

Патронаж новорожденного помогает маме научиться правилам ухода за малюткой и стать уверенной в том, что она все делает правильно. Кроме того, врач и медсестра могут выявить начальные признаки заболеваний, которые незаметны глазу молодых родителей. Успеха вам в уходе за малышом!

После родов молодая мама часто не знает, как вести себя с новорожденным малышом. Помочь ей почувствовать себя уверенной, вырастить здорового и развитого ребенка и призван патронаж.

  • Молодая женщина, которая готовится стать матерью впервые, ощущает на себе груз ответственности за своего малыша. Она осознает, насколько хрупким он будет, и боится, что своими неумелыми действиями может навредить ему
  • Будущей маме иногда кажется, что она осталась наедине с этой ответственность. Но это не так
  • Еще во время беременности рядом с ней появляются участковый врач-педиатр и медсестра, задачей которых является патронаж новорожденных и детей первого года жизни, который включает в себя не только контроль здоровья малыша, но и психологическую поддержку матери

Что такое сестринский патронаж новорожденного? Цели патронажа к новорожденному

Термин «патронаж» дословно переводится с французского языка как «покровительство» (patronaqe). В медицине он означает комплекс мероприятий, осуществляемых врачом или медсестрой на дому у пациента, задачами которых являются лечение больного, профилактика у него различных заболеваний, а также его просвещение.

В первый — третий день пребывания домой к новорожденному придет педиатр.

ВАЖНО: Одной из важнейших задач государственной медицины (да и медицины в общем) является воспитание здоровых, крепких детей с сильны иммунитетом. Участковые врачи и медсестры должны не только лечить маленьких пациентов, но и предпринять все возможные меры, чтобы предупредить у них возможные болезни и нарушения в развитии

Персоналу детской поликлиники важно вовремя осуществить первичную профилактику различного рода заболеваний и нарушений в развитии у детей, которая заключается в мерах следующего характера:

  • медицинского
  • психологического
  • педагогического

Во время визитов в рамках дородового патронажа, а также патронажа новорожденных, медицинская сестра должна выявить и предупредить неблагоприятные факторы окружающей среды (внутренние и внешние), которые могут негативным образом сказаться на здоровье и нормальном развитии малыша, который только что появился на свет.

ВАЖНО: Первое знакомство женщины с персоналом детской поликлиники происходит еще во время ее беременности. Первый раз детская медсестра навещает ее сразу же после постановки на учет в женской консультации, чтобы оценить условия, при которых будет протекать беременность и родиться ребенок, а также дать беременной некоторые рекомендации.

Позже, в середине третьего триместра, медсестра придет еще раз, чтобы проверить, выполнены ли ее рекомендации. Она проконсультирует будущую маму по вопросам ухода за новорожденным, грудного вскармливания, организации послеродового периода в целом



Патронаж — не только медицинское мероприятие, он также преследует цели поддержать молодую маму и помочь ей научиться ухаживать за новорожденным.
  • О том, что на территории, обслуживаемой определенной детской поликлиникой, появился новорожденный пациент, лечебное учреждение информирует родильный дом
  • В первый-третий день после выписки мамы и малыша к ним домой совместный визит должны осуществить участковый педиатр и патронажная сестра. Это визит называется первым педиатрическим патронажем к новорожденному.
  • Примечательно, что помимо того, что первичный патронаж должен быть проведен в срок, предполагается его торжественность
  • Врач и медсестра ни в коем случае не должны выполнять роль строгих учителей или надзирателей. Молодую мамочку, которая после находится в стрессе физическом и психологическом, ни в коем случае нельзя тыкать носом в ошибки, если таковые допущены
  • Персонал детской поликлиники должен продемонстрировать дружественность и готовность помочь женщине в любых вопросах касательно новорожденного, его здоровья, развития и быта

Целями первичного патронажа новорожденного являются:

  • помощь женщине в послеродовой период
    консультации касательно ухода за новорожденным
  • консультации касательно организации режима новорожденного
  • помощь в организации и налаживании вскармливания новорожденного
  • содействие в грудном вскармливании
  • профилактика распространенных детских заболеваний (рахит, анемия, прочие), в том числе и инфекционных
  • оценка здоровья и развития ребенка, контроль за ними
  • консультации касательно профилактических осмотров ребенка до года педиатром и врачами – специалистами, его вакцинации

ВИДЕО: Патронаж детей

Бланк патронажа к новорожденному и образец заполнения



Бланк патронажа к новорожденному: часть 1.



Сроки патронажа новорожденных. Сколько раз проводится патронаж новорожденного?

Сроки патронажа новорожденного и частота посещения его педиатром и медсестрой зависят от состояния его здоровья и условий в семье.
Если малыш развивается нормально, он здоров и растет в благоприятной атмосфере, визиты персонала детской поликлиники осуществляются таким образом:

  • первое посещение – 1-3 сутки после выписки из родильного дома
  • второе посещение — 10-е сутки после выписки из роддома
  • далее до месяца – 1 раз в неделю
  • далее до 6 месяцев – 2 раза в месяц
  • далее до 1 года – 1 раз в месяц
  • с 1 года до 3 лет – 1 раз в 3 месяца

ВАЖНО: По показаниям патронаж ребенка до года осуществляется чаще

ВИДЕО: Патронаж новорожденных

Схема патронажа новорожденного



Пример сестринского патронажа новорожденного

Сестринский патронаж может происходить в разной последовательности и в разной атмосфере. Но есть некоторые общие принципы. Так, медсестра:

  1. Уточняет собенности протекания беременности и родов. Она изучает документы новорожденного, выданные в роддоме, заводит и заполняет карточку ребенка
  2. Осматривает ребенка. Она оценивает состояние его пупочной ранки, проверяет его родничок, по необходимости взвешивает малыша, замеряет его рост, объемы груди и головы. Также осматриваются кожные покровы малыша, его слизистые оболочки.
  3. Ооценивает его нервно-психологическое состояние. Она фиксирует наличие у крохи определенных рефлексов, оценивает работу его анализаторов. Так, в 10 дней отмечается, умеет ли ребенок удерживать движущийся предмет в поле своего зрения, в 20 дней – фиксировать взгляд на неподвижном предмете, в 1 – 3 месяца — приподнимать и удерживать голову в положении на животе, прочее. Дает рекомендации касательно обработку пупочной ранки. Рекомендует посетить тех или иных врачей — специалистов, если к этому есть показания. Показывает, как делать грудничку массаж и гимнастику
  4. Оценивает жилищные условия и эмоциональную атмосферу в семье. Дает рекомендации по улучшению условий жизни новорожденного
  5. Уточняет тип вскармливания ребенка. Если оно грудное, осматривает грудь матери, оценивает правильность захвата, дает рекомендации касательно режима кормления, гигиены молочных желез, питания кормящей матери, прочее. Если ребенок – искусственник, разъясняет схему вскармливания смесью, гигиену кормления, прочее
  6. Обучает женщину особенностям проведения туалета малыша, обработки его ушей, носика, глаз. Рассказывает, как купать ребенка. Рекомендует средства и косметику по уходу за грудным ребенком
  7. Рассказывает, как делать маникюр грудничку


ВАЖНО: Медсестра – не просто лектор. Она показывает различные манипуляции с ребенком грудного возраста и предлагает матери провести их самостоятельно, но под ее контролем

Патронаж недоношенного новорожденного

Если на участок врача-педиатра выписывают малыша, родившегося недоношенным, он обязан посетить его в первый день после выписки из роддома.



Совместно с медсестрой врач проводит патронаж по схеме, одновременно с этим он разрабатывает схему последующих посещений ребенка. Будут они чаще:

  • сам врач должен посетить ребенка 4 раза за первый месяц
  • медсестра осуществляет патронаж малыша, родившегося раньше срока, дважды в неделю

Врач и медсестра разъясняют маме недоношенного малыша необходимость обратиться в поликлинику, чтобы провериться у врачей-специалистов, в частности, кардиолога, невролога и ортопеда. Важную роль отводят профилактике рахита малышей, появившихся на свет раньше времени:

  • в две недели их облучают ультрафиолетом
  • назначают им витамин Д
  • проводят леченый массаж
  • осуществляют закаливание

ВАЖНО: Ребенок, рожденный раньше срока, находится на диспансерном наблюдении в поликлинике до 7 лет

Патронаж новорожденного с наследственными заболеваниями

  • Ребенка с наследственными заболеваниями из роддома переводят на стационар, где его обследуют до тех пор, пока не будет поставлен точный диагноз. По необходимости проводят лечение
  • Выписывают малыша только тогда, когда появиться уверенность в том, что дома родители смогут организовать ему необходимый уход
  • Ребенок с наследственными заболеваниями в поликлинике ставится на диспансерный учет
  • Помимо педиатра и медсестры патронаж за таким ребенком могу осуществлять заведующий педиатрическим отделением и врачи-специалисты

Отказ от патронажа новорожденного

Если родители не хотят, чтобы персонал государственной детской поликлиники по месту жительства осуществлял патронаж их новорожденного ребенка, они могут написать письменный отказ, в котором аргументировать его причины.
В данном случае ответственность за здоровье малыша и его нормальное развитие полностью ложится на его родителей.

ВИДЕО: Ваш новорождённый — Школа доктора Комаровского

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка.

В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и медицинская сестра выполняют первый патронаж новорожденного.

Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений.

В обменной карте содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении () , основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), и .

Объективное обследование проводится по системам: кожные покровы, поза, голова, грудная клетка, живот, гениталии, конечности, нервное и психическое развитие

Проводят инструктаж родителей по вопросам ухода за ребенком, и воспитания.

Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки.

Купание

производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания — 10 мин. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства.

Утренний туалет

— каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза — от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами , смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание

Правильное вскармливание

новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует . Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз . Необходимо разъяснить матери преимущества грудного и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители — адаптированные к женскому молоку смеси.

Режим дня

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...