Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Как работает память человека — просто о сложном. Закончилась память в смартфоне? Простые советы по оптимизации

НАКОПЛЕНИЯ ПАМЯТИ

Редко когда человек осознает, что в своих впечатлениях, идеалах и убеждениях он зависит от накоплений памяти прежних жизней и что во многих случаях успешное воплощение его идеалов также зависит от этих накоплений.

Он полагает, что, во-первых, способен проследить до самых своих истоков какое-нибудь событие, обстоятельство или же все переживания настоящей жизни, все свои верования и идеалы, и что, во-вторых, все, что приводило к их изменениям, было вызвано исключительно новыми условиями или событиями; но это не совсем так. Ведь он не учитывает те систематические, математически точные периоды времени, которые должны проходить между любыми двумя фазами роста и развития. Завершенность любого творения Природы, в том виде, в каком это доступно непосредственному наблюдению, может проявиться внезапно, однако периоды формирования между зачатием и рождением любого плода в любой сфере жизни всегда четко определены; и чем совершеннее и ценнее какое-то произведение природы, тем медленнее и тем точнее процессы, благодаря которым она совершает его оформление; и это столь же верно в отношении ментального и духовного планов жизни, сколько и материального.

Услышав или прочитав о каком-нибудь сразу же приглянувшемся вам факте, вы принимаете его и включаете в систему своих убеждений. Вы можете часто ссылаться на этот факт как на основание вашей нынешней веры, однако истинное ее основание вы уже носили в глубине вашего сознания, быть может, в течение многих веков. Слова, которые вы прочитали или услышали, лишь пробудили то, что уже было в вас в отношении данного предмета.

Когда-то, в каком-то предыдущем воплощении, вы лично уже были тождественны с самой субстанцией, о которой идет речь в данном предмете, – с вещью или объектом, на которых основывается данный факт, и с тех пор он был включен в ваш мозг или тело посредством некоего таинственного природного процесса, став частью вашего существа.

Представьте себе, что в один прекрасный день вы лежите, прижавшись ухом к земле, и улавливаете шелест травы, жужжание насекомого, бесшумное приближение гусеницы. Вы различаете каждый звук, и в вашем сознании тут же всплывают имя и форма его породителя. Вам кажется, что ваше распознавание есть результат повторного слышания этих звуков в вашей нынешней жизни; но это может быть и не так; каждый раз, когда осознание какого-то действия приходит к вам в этой жизни, оно приходит не как начало, а как завершение.

Вы никогда не смогли бы распознать или услышать ни одного из этих звуков, если бы они не хранились до сих пор в каком-нибудь ментальном тайнике, какой-нибудь клетке или сканде, которая была частью вашего существа с того самого часа, когда в сочетание атомов, облекавшее Монаду – основу вашего существа, впервые вошло индивидуальное сознание.

Это могло произойти тогда, когда вы перешли из минерального царства в растительное, и трава, гусеница, насекомое были частями вашего бытия, а звуковые волны, порожденные вашими движениями, вошли внутрь и стали частью органической структуры того растения или насекомого.

Обычному ученику очень трудно согласиться с тем фактом, что знать, узнавать и признавать какую бы то ни было вещь, с которой он сам лично не был тождествен в какой-нибудь из своих жизней, будет для него совершенно невозможно.

Всем известный афоризм гласит: опыт – лучший учитель. И он не только лучший, но и единственный заслуживающий доверия учитель. Истинность этого афоризма со всей очевидностью вытекает из Моих предыдущих утверждений. Опыт является единственным учителем, ибо благодаря естественным природным процессам, протекающим в период между началом опыта и его завершением, сама субстанция опыта и экспериментатор становятся тождественны; оба они становятся одной плотью, и их уже невозможно разделить.

Память об этом может быть по некоторым причинам затуманена, но с дальнейшим развитием души, по мере поглощения одного опыта другим и по мере того как высший закон объединяет их в одно, память о каждом опыте становится все более и более твердой и отчетливой; и когда-нибудь наступит такое время, когда душа, с высоты всех жизненных опытов одной огромной Манвантары, сможет оглянуться на всю длинную череду своих воплощений и вспомнить все, что с нею происходило с того момента, как она оставила дом своего Отца, отправившись странствовать в пространствах материальной жизни.

С развитием спектрального анализа и несомненным обнаружением все более и более тонких уровней субстанции, со все более очевидными фактами их тесной взаимосвязи с остальными формами материи, а также с принятием факта неуничтожимости материи, в чем сегодня уже никто не сомневается, – исследователи придут к осознанию истин, которые оккультная наука давно уже старается внушить людям; и среди этих истин окажется и та, о которой Я говорю.

Теоретически физическая наука уже разложила материю на элементы силы, но то ли из антагонизма, то ли по невежеству ее последователи не желают признать, а может быть, просто не в состоянии увидеть, что те же самые элементы силы, называемые иногда «мыслями Бога», в действительности являются монадами оккультной науки.

Присущая силе способность сопротивления препятствует возможности ее сжатия в какую-либо форму, и это свойство было одной из неразрешимых загадок прошлого. Но для ума, способного принять факт универсальности одной единой силы, от которой эманируют все остальные формы силы, это более не является тайной; равно как и несомненное воздействие циклического закона на эти последние, ибо циклический закон и есть та мощь, что стоит за уплотнением дифференцированных форм силы, в процессе которого сила, так сказать, осаждается и становится материей.

Возьмем, к примеру, хорошо знакомую форму силы, называемую нами паром. В процессе освобождения этой силы воде должна быть передана известная степень тепла; иными словами, вибрационная активность воды должна быть повышена.

Если этот пар собрать и применить более низкую вибрационную активность холода, он сконденсируется и вновь превратится в воду. Иными словами, позитивное и негативное действие циклического закона – закона движения – освободило эту силу, а затем вновь заключило ту же силу в форму.

Чем тоньше сила, тем выше должна быть частота управляющих ею вибраций. Неразвитый ученик не способен контролировать циклический закон в той степени, что позволяет преодолеть свойство противодействия той формы силы, которую он хочет использовать, путем повышения частоты вибраций до необходимого уровня. Именно эта неспособность и не позволяет ему убедиться в истинности этого утверждения.

За циклическим законом – законом движения – стоит сила Крийяшакти, или Мировая Воля, и от того, до какой степени человек развил в себе эту Волю, зависит его способность управлять вышеупомянутыми элементами силы в процессе создания материи, и огромными препятствиями на пути развития этой способности оказываются его природный эгоизм и безответственность.

До тех пор пока эгоистические интересы склоняют его к несправедливости, путь к этой способности для него преграждается, ибо Справедливость неотделима от Божественной Воли. Если человек смог запастись воспоминаниями о своих праведных, мудрых и сострадательных поступках, совершенных им в одном воплощении, то тем самым он запасся энергией, которую сможет использовать в следующем воплощении для преодоления инерции, вызываемой негативным аспектом позитивного блага, заключенного в вышеупомянутых поступках. Именно негативный аспект позитивного блага вызывает всегда сопротивление. Таким образом, когда в следующем воплощении появляется импульс повторять подобные поступки, то при преодолении этой инерции благодаря упомянутой энергии возникает уже меньше препятствий. Способность человека обращаться с силами Справедливости, Мудрости и Сострадания увеличивается пропорционально этому запасу, поэтому его последующие поступки подобной природы несут в себе уже большую степень блага для других и умножают качество этой силы в его собственной ауре.

Из книги Книга Живы автора Стародумов Илья

1.11. Смысл накопления информации На различных этапах развития Разум либо накапливает информацию, либо завершает информационные круги.Первый этап, уже отошедший в историю, был акцентирован на накопление информации, достаточной для создания общего планетарного банка -

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Энергия Матрицы Терпения и Накопления Давайте теперь поговорим более подробно об энергии Матрицы Терпения и Накопления. Эта энергия спасает нас от скоропостижных выводов, суеты, роковых ошибок и даже от смерти. Если мы имеем достаточно энергии Второй Матрицы, мы

Из книги Крайон. Большая книга медитаций. Послания от Источника автора Пфистер Патриция

Человек в Матрице Терпения и Накопления Давайте теперь разберемся в признаках, которые отличают человека с преобладающей Второй Матрицей от других людей.По аналогии с Первой Матрицей вы уже, вероятно, догадались, что искать, на какие признаки обращать внимание. Да-да, нам

Из книги Формула достойной жизни. Как построить свое благополучие с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Медитация (44) для накопления энергии Кундалини Я ЕСТЬ ТОТ, кто Я ЕСТЬ. Пожалуйста, займи свое место для медитации. Закрой глаза, дыши медленно, глубоко и размеренно…Пожалуйста, перенесись снова к Великой Пирамиде, в те времена, когда на ней еще был красный «покров» из

Из книги Красота вашего подсознания. Программируй себя на успех и позитив автора Ангелайт

Достойная жизнь для людей второй матрицы: Матрицы Терпения и Накопления Вторая матрица – Матрица Терпения и Накопления – предоставляет нам свои возможности для достойной жизни. На первый взгляд кажется, что жизнь во второй матрице сложнее и труднее, чем во всех

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Техники накопления личной силы Использование знания о времени суток. Каждый час суток имеет свои особенности. Причем эти особенности могут индивидуально проявляться для каждого воина. Воину следует использовать знание о времени суток, которое одинаково для всех.Время

Из книги Психоэнергетическая защита. Справочник автора Ключников Сергей Юрьевич

Другие техники накопления энергии Важная дыхательная техника накопления энергииЭтот магический прием, объединяющий дыхание и движение рук, способствует перемещению энергии к органам, находящимся в груди. Этот прием оказывает влияние на глубинные, фундаментальные

Из книги Правила очищения автора Кацудзо Ниши

Осознание Высшего Начала и духовные накопления индивида. Центр «Чаши» 03.02.39 <...> «Чаша» накопляется в течение бесконечного ряда жизней, именно содержание «Чаши» есть, как Вы выражаетесь, «квинтэссенция всех наших существований». Также несомненно, что принятием

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Из книги Непоколебимый разум. Как преодолеть трудности жизни автора Окава Рюхо

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

Одержимость идеей накопления денег Найдите на своей ладони линию Ума (Головы) и уточните, как она заканчивается. Прямое завершение линии Ума – это самый часто встречаемый знак у людей, к которым идут большие деньги. Это указывает на человека, который не просто любит

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Глава 2 Принцип накопления Значение каждого дня В этой главе я бы хотел обсудить, как важно иметь внутренний запас мудрости, чтобы создать стабильность айсберга в своей жизни. Прежде всего, я бы хотел рассмотреть значимость каждого отдельного дня. Жизнь представляет

Из книги автора

Способы накопления знаний и опыта До настоящего момента я обсуждал значение отдельного дня и важность стремления к знаниям. Сейчас мне бы хотелось поговорить об эффектах накопления знаний и опыта. За последние десять лет я опубликовал сотни книг, и многие люди

Из книги автора

Реанимация памяти! 606 = Крик феникса запустил циклы космического порядка = «Числовые коды» Крайон Иерархия 18.04. 2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Эль Мория!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Школа Духа, как хорошо сказано. Дух Он Един, Единое Сознание Всего Сущего, а вот Душа –

Из книги автора

Обряд для накопления денег С помощью этого обряда можно накопить деньги и начать их притягивать в большем количестве. Проводите обряд в ночь полнолуния. Зажгите на столе свечу красного цвета. Приготовьте заранее обычную копилку. Она должна быть достаточно объемной и

Моя дочка пошла в первый класс и столкнулась с тем, что правила приходилось заучивать наизусть. Ей это очень тяжело давалось поначалу. Даже если она могла повторить весь текст в первый час после заучивания, то потом часть информации терялась. А я помнила эти правила наизусть ещё со школы.

Тогда мой маленький гений задал вполне логичный и мудрый вопрос: «Почему я не могу вспомнить правило, которое учила сегодня, а ты знаешь его до сих пор?». С ответом я не торопилась – решила изучить теорию и сопоставить с жизненным опытом.

Изучение вопроса я начала с основ. Что же такое память? Где хранится память человека? Какова структура памяти?

Согласно определению, это мыслительный процесс, состоящий из следующих компонентов: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Как работает память? Она формируется на протяжении всей жизни и хранит наш жизненный опыт. Физически процесс можно описать возникновением новых связей между огромным количеством нейронов головного мозга.

Процессы в головном мозге не изучены до конца, и учёные продолжают исследования в этой области человеческого организма.

О том, где находится память человека, до сих пор ведутся споры. На сегодняшний день доказано, что за эту часть сознания отвечают следующие участки мозга: подкорковый гиппокамп, гипоталамус, таламус, кора полушарий.

Основными местами хранения являются гиппокамп и кора. Гиппокамп находится в височной доле по обе стороны головного мозга. На вопрос о том, какое полушарие отвечает за память, можно смело ответить, что оба, только правая доля «контролирует» фактические и лингвистические данные, а левая – хронологию жизненных событий.

Появление нейронных связей обусловлено работой рецепторов органов чувств: зрения, вкуса, обоняния, осязания и слуха. Головной мозг фиксирует все электрические импульсы от них, причём наиболее яркие моменты, вызывающие сильные эмоции (например, первая любовь), запоминаются лучше.

Таким образом эмоции человека оказывают влияние на память.

У каждого человека возможно преобладание запоминающего свойства посредством какого-либо органа чувств.

Например, одни хорошо выучивают текст из учебника при чтении, другим лучше услышать текст от другого человека, у третьих отменная память на запахи и так далее.

Различные внешние и внутренние факторы влияют на «качество» нашей памяти. Много причин, вызывающих нарушения этого процесса.

К внутренним причинам относят неправильное обращение с информацией по следующим направлениям:

  • запоминание – чтобы информация не забылась, с ней нужно работать;
  • помехи – большое количество новой информации приводит к забыванию важной ранее приобретённой информации;
  • вытеснение – негативные воспоминания забываются быстрее;
  • искажение – запоминание и воспроизведение информации происходит на фоне наших чувств и эмоций, поэтому такая обработка делает данные субъективными;
  • ошибки хранения и воспроизведения – если данные запомнились с ошибками или неточностями, или не полностью, то их воспроизведение окажется неверным.

Внешних причин тоже достаточно:

  1. Генетические отклонения (например, аутизм).
  2. Гормональные нарушения (в том числе, сахарный диабет, патология щитовидной железы).
  3. Депрессивные или стрессовые состояния и заболевания (невроз, шизофрения).
  4. Истощение организма, вызванное переутомлением, бессонницей, болезнью, плохим питанием, алкоголизмом, курением, приёмом некоторых препаратов (например, бензоди-азепинов).
  5. Возрастные изменения (болезнь Альцгеймера).

Особенно пагубно, помимо заболеваний и травм, действует на память увлечение алкоголем. Известно, что даже разовое употребление спиртного приводит к нарушениям, а при алкоголизме происходит разрушение нейронных связей в гиппокампе, нарушение мозгового кровообращения, возникновение авитаминоза.

Всё это приводит к потере способности усваивать новую информацию.

Такие острые состояния, как инсульт и инфаркт, также способны вызвать уничтожение нейронных связей, причём последствия могут быть колоссальными, и для восстановления нужно много времени, сил и терпения. Иногда все попытки являются безуспешными.

В гиппокампе содержится вещество – ацетилхолин, — отвечающее за передачу импульсов от одного нейрона к другому. Недостаток его служит причиной нарушения памяти. Особенно это явление наблюдается в старческом возрасте и вызывает болезнь Альцгеймера.

Структура

Длительное изучение того, как устроена память человека, повлекло создание подробной классификации. Одним из критериев является продолжительность хранения информации. Согласно ему можно выделить следующие виды памяти:

  • мгновенная (сенсорная);
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

Мгновенная характеризуется тем, что информация фиксируется рецепторами органов чувств, но обработке не подлежит. Она, в свою очередь, делится на иконическую (зрительное восприятие) и эхоическую (слуховое восприятие).

Пример иконического вида – вы видите на улице баннер с рекламой и номером телефона, через секунду вы уже этот номер не вспомните. Эхоический вид можно рассмотреть также на рекламе, но номер телефона вы не увидели, а услышали по радио. Мгновенная память позволяет хранить информацию до 5 секунд.

Кратковременная является последствием однократного восприятия и немедленного воспроизведения. Если взять пример с правилом для первого класса, когда дочка читает его по слогам один раз без повторения. Удержать правило в памяти она сможет на протяжении времени от 5 секунд до одной минуты.

За кратковременную память отвечает гиппокамп. Доказательством является тот факт, что при повреждении гиппокампа (во время оперативного вмешательства, например) человек сразу же забывает только что произошедшее с ним событие, но помнит информацию, накопившуюся до повреждения.

Оперативная память – это то же, что и кратковременная, но информация хранится только в пределах периода её использования. Например, дочка прочитала правило и использовала его для выполнения упражнения из домашней работы, а после забыла.

Этот вид позволяет человеку быстро решать проблему здесь и сейчас и забывать ненужную впоследствии информацию.

Долговременная хранится в коре полушарий мозга. Она развивается одновременно с кратковременной и является её следствием. После многократного запоминания и применения информации, находящейся в пределах кратковременной памяти, происходит её фиксация в головном мозге, а именно в коре полушарий, на длительное время или даже на всю жизнь.

Это пример, когда правило, выученное в первом классе и применяющееся на протяжении 11 лет обучения в школе, запоминается навсегда. Долговременная память требует участия всех ресурсов сознания: психического, чувственного и интеллектуального.

Только осознанная и осмысленная в полной мере информация может занять место в долговременной памяти человека.

Структура памяти упрощённо представляется следующей схемой: запоминание – сохранение – воспроизведение. При запоминании происходит выстраивание новых нейронных связей.

Благодаря этим связям мы вспоминаем (воспроизводим) информацию. Воспоминания могут быть извлечены из долговременной памяти самостоятельно или под воздействием раздражителей на определённые участки головного мозга (например, гипноз).

На продолжительность сохранения информации влияет внимание человека к последней. Чем больше сконцентрировано внимания, тем более длительно информация будет храниться.

Неотъемлемой частью памяти является также забывание. Этот процесс необходим для разгрузки центральной нервной системы от ненужных воспоминаний.


Вывод

Теперь я могу ответить на вопрос дочери:

  1. Память представляет собой процесс из нескольких отдельных составляющих. Чтобы запомнить информацию, нужно осмыслить её, много раз повторить и периодически применять на практике. Это обусловлено определёнными свойствами головного мозга и, соответственно, существованием нескольких видов памяти.
  2. Важно знать, где хранится память, чтобы понимать, от чего зависит запоминание правила. Она содержится в головном мозге с большим количеством нейронов. Для фиксации информации в коре полушарий необходимо создание прочных нейронных связей.
  3. Знание о том, как устроена память, поможет развить её, и получить от этого процесса удовольствие.

Эта часть сознания связана с органами чувств, поэтому можно понаблюдать, как текст лучше запоминается: при чтении или на слух.

Процесс запоминания связан также и с интеллектом: чем больше и качественнее мы учим, тем легче запоминание будет даваться впоследствии.

Успешное запоминание связано с психическим состоянием человека: подавленное настроение может помешать процессу; чем больше положительных эмоций, интереса проявляет человек к информации, тем внимательнее он её изучает, и тем лучше её запоминает.

То есть важно иметь положительный настрой. Для детей можно создать условия игры для привлечения внимания.

Необходимость развития

Устройство памяти человека предполагает взаимосвязь с интеллектом. Развивая её, мы развиваем и интеллект.

Человек, который много времени уделяет запоминанию и осмыслению, становится более внимательным и организованным, у него развиваются все виды мышления, воображение и творческие способности. Кроме того, такая тренировка мозга предупреждает возрастные болезни, связанные с нарушением памяти.

В зависимости от целей тренировки запоминания выделяют три направления использования:

  1. Бытовое направление – нужно для устранения забывчивости на бытовом уровне (например, периодическое забывание телефона дома).
  2. Естественное – когда тренировка памяти сочетается со здоровым образом жизни, а результаты могут использоваться в любой сфере деятельности человека.
  3. Искусственное – это применение мнемотехник, освоение которых позволяет запоминать колоссальные объёмы различной информации.

Неважно, какой способ выберете вы, но, если хотя бы один из них будет изучен, то это уже будет шагом к самосовершенствованию и возможности пойти дальше. Эти бесценные навыки, несомненно, пригодятся в любой сфере жизни, делая вас успешными и счастливыми.

В норме память слабеет с возрастом. Однако в ряде случаев, потеря памяти может быть симптомом некоторых опасных заболеваний. Поэтому для диагностики и лечения следует обратиться к врачу.

Различают несколько видов памяти:

  • Оперативная память - самый короткий вид памяти, необходима для выполнения конкретного действия, сохраняет информацию всего несколько секунд.
  • Краткосрочная память - накапливает информацию, полученную человеком за день.
  • Долговременная память - более постоянные воспоминания, которые не забываются благодаря тому, что человек время от времени «прокручивает» их в голове. Часть краткосрочной памяти переходит в долговременную во время сна.

Потеря памяти (амнезия) происходит, когда человек теряет способность запоминать события, как недавние (которые случились несколько секунд или минут назад), так и произошедшие в прошлом. Амнезия может развиваться внезапно или постепенно в течение примерно года. Проблемы с памятью могут тревожить как самого человека, так и членов его семьи. Иногда родные опасаются, что потерю памяти вызывает слабоумие, но зачастую это не так. Чтобы выяснить, в чем причины забывчивости и что делать, чтобы справиться с «провалами» в памяти, прочитайте эту статью.

взрослый

кандидат мед. наук

Стаж 10+ лет

Причины потери памяти

В большинстве случаев проблемы с памятью оказываются связанными с постоянной тревогой, стрессом и депрессией . В этом случае амнезия бывает вызвана нарушением концентрации внимания, когда человек просто не замечает что-то происходящее вокруг, так как ему оно безразлично. Нарушения сна также усугубляют проблемы с памятью. Врач может прописать антидепрессанты - это может улучшать память по мере того, как депрессия будет проходить.

У пожилых людей при нарушениях памяти также высока вероятность депрессии, если у них наблюдаются изменения поведения - например, появляется патологическое накопительство или портится характер.

Прочие причины амнезии:

  • черепно-мозговая травма, например, после автомобильной аварии;
  • инсульт , при котором нарушается кровообращение в определенных участках головного мозга и происходит отмирание его тканей.

Эти факторы вызывают резкую потерю памяти, человек забывает или то, что происходило до травмы (ретроградная амнезия) или после нее (антероретроградная амнезия).

Реже потеря памяти может быть вызвана следующими причинами:

  • гипотиреоз - сниженная активность щитовидной железы, расположенной в области шеи;
  • некоторые лекарственные средства, например, успокоительные препараты и лекарства от болезни Паркинсона;
  • длительное злоупотребление алкоголем;
  • кровоизлияние в мозг (субарахноидальное кровоизлияние);
  • дефицит витамина B1 (тиамина), например, из-за расстройства пищеварительной системы;
  • нарушение кровообращения в определенном участке мозга, что вызывает эпизоды полной потери памяти, о которых человек впоследствии не помнит (транзиторная глобальная амнезия);
  • эмоционально тяжелое и травмирующее событие, которое человек блокирует в памяти и забывает (психогенная амнезия);
  • опухоль мозга.

Может ли слабоумие вызывать потерю памяти?

Если вы читаете этот текст потому, что думаете, что ваша забывчивость может быть признаком слабоумия, скорее всего это не так. Обычно при слабоумии человек не подозревает об имеющихся у него проблемах или отрицает их. Чаще всего нарушения памяти бывают вызваны каким-либо более распространенным заболеванием, хорошо поддающимся лечению - например, депрессией.

Если вы беспокоитесь, что слабоумие развивается у вашего близкого, помните, что примерно у 40% людей в возрасте старше 65 лет наблюдаются определенные проблемы с памятью, и только у 15% появляется слабоумие.

Если причиной амнезии все же является слабоумие, человека бывает сложно убедить обратиться к врачу, т. к. он ничего не знает о своих провалах в памяти или отрицает их.

Существуют основные признаки слабоумия:

  • Чаще всего слабоумие появляется после 65 лет.
  • При этом человек быстро забывает недавние события, но хорошо помнит то, что случилось много лет назад. Поэтому нарушения долгосрочной памяти обычно указывают не на слабоумие, а на другую причину.
  • При слабоумии память слабеет не сразу, а постепенно.

Плохая память: что делать, к какому врачу обратиться?

При появлении провалов в памяти необходимо обратиться к врачу. Он проведет первоначальную оценку и опросит о симптомах, образе жизни и случаях заболевания в семье. Он также может назначить анализ крови. С помощью сервиса НаПоправку вы можете найти хорошего невролога , который обычно занимается проблемами памяти. Если ваше расстройство связано с психическими или невротическими расстройствами, обратитесь к психотерапевту .

Советы для забывчивых людей:

  • Кладите вещи, которыми пользуетесь каждый день (например, ключи от машины), на одно и то же место и старайтесь соблюдать определенную последовательность в своих действиях.
  • Записывайте важную информацию, положите у телефона ручку и блокнот.
  • Ведите дневник дома и на работе, записывая туда то, что нужно сделать сегодня.
  • Используйте будильник для напоминания о чем-то, что нужно сделать в будущем (например, достать пирог из духовки).
  • Проговаривайте важную информацию, которую надо запомнить.

Многие жалуются на плохую память. Кто-то помнит себя примерно с десятилетнего возраста, как будто до этого времени ничего и не происходило вовсе. Кому-то невероятно сложно восстановить целые разделы школьной программы, а некоторые вынуждены постоянно что-то записывать, дабы не забыть.

Плохая память — настоящая проблема. Вы тратите много времени, чтобы решить поставленные перед вами задачи просто потому, что вновь и вновь вам приходится, например, сверять одну и ту же информацию, которую уже можно было бы и запомнить.

Сегодня мы заглянем в механизмы работы памяти и узнаем, как они устроены, какие типы памяти существуют, и почему наша память не настолько надежна, как нам хотелось бы.

Формирование памяти, а именно запоминание новых вещей, происходит в результате создания и укрепления связей между нейронами головного мозга, которые называются синапсы (synapses).

Нейромедиаторы (обозначены красным), с помощью которых осуществляется передача электрического импульса от одного нейрона другому через синаптическое пространство

Когда мы запоминаем что-то новое, в нашем мозгу возникает определенная активность, и образуется след памяти (memory trace). Такой след является своего рода семенем памяти, которое разрастается и крепнет, подключаясь к похожим воспоминаниям. Согласно исследованиям, чтобы надежно закрепить данные в долгосрочной памяти, во время сна наш мозг воссоздает точно такую же активность. Это явление известно как консолидация памяти.

И наконец, последний и наиболее знакомый нам процесс — это воссоздание воспоминаний. Наша память не может восстановить последовательность событий так, будто они были записаны на видеопленку — воспоминания возникают в виде фрагментов. Сами того не осознавая, мы совмещаем эти фрагменты в общую картину, которая и помогает нам вспомнить, что произошло.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти:

  1. Декларативная память (Declarative memory) обеспечивает запоминание событий и таких фактов, как названия столиц или даты рождения.
  2. Эпизодическая память (Episodic memory) представляет собой воспоминания о каких-либо событиях в нашей жизни, к примеру, последняя вечеринка по случаю дня рождения или ваш первый день в школе.
  3. Процедурная память (Procedural memory) обеспечивает приобретение и сохранение таких бессознательных автоматизированных навыков, как езда на велосипеде или приготовление любимого блюда.
  4. Семантическая память (Semantic memory) необходима для фиксации сведений и понятий, о которых вы узнали; особенно при запоминании прочитанного.
  5. Пространственная память (Spatial memory) отвечает за хранение информации о картине мира (окружающая обстановка, ориентиры, расположение объектов).

За каждый вид памяти отвечают различные части головного мозга, либо их комбинации. Также существует еще один вид памяти, а именно — оперативная память.

Оперативная память (working memory) подобна записной книжке, которая находится у нас в голове. При необходимости мы записываем в нее небольшие информационные заметки, желая сохранить их «под рукой», после чего наш мозг откладывает эту информацию в долговременную память, или же мы ее просто забываем.

Будучи используемой для текущей работы мозга, оперативная память не может содержать большие объемы информации. В основном, взрослый человек способен удержать в памяти от 3 до 5 единиц информации одновременно.

Если вы когда-нибудь повторяли один и тот же номер телефона, прежде чем позвонить — вы использовали вашу оперативную память. Набрав этот номер, вам больше не нужно было удерживать данную комбинацию цифр в голове и вы ее попросту забыли.

Существует несколько теорий, объясняющих, как этот процесс происходит в мозгу. Одной из самых известных гипотез является многокомпонентная модель (multi-component model), впервые выдвинутая в 1970-х годах. Согласно этой модели, рабочая память состоит из трех подсистем:

  1. Центральный управляющий элемент, или контрольный центр
  2. Фонологическая петля
  3. Визуально-пространственная матрица

Центральный управляющий элемент отслеживает и координирует две другие подсистемы. Фонологическая петля хранит память о словах и звуках, связанных с речью, например, если вы повторяете один и тот же телефонный номер или пытаетесь запомнить набор слов. Визуально-пространственная матрица обрабатывает информацию об окружающих нас объектах, такую как размер, форма, цвет, а также сведения о расположении предметов вокруг нас. Если вы пытаетесь запомнить маршрут дороги, по которой едете впервые, вам на помощь придет оперативная память.

В 2000 году психолог, создавший данную модель, Алан Баддли (Alan Baddeley), представил другую подсистему, которая отвечает за работу контрольного центра, а именно, эпизодический буфер (episodic buffer). Эпизодический буфер связывает информацию, которую хранит фонологическая петля и визуально-пространственная матрица, а также долговременная память. Он хранит «эпизоды» воспоминаний, состоящие из разнообразной информации, в то время как две другие подсистемы содержат информацию, касающуюся лишь их соответствующих областей:

И последнее, что необходимо знать об оперативной памяти — это то, что она требует вашего внимания. К примеру, если вы сосредоточились на предмете, который находится впереди вас, в вашей оперативной памяти не отложится никакой информации о том, что происходило вокруг, даже если вы ощущаете это органами чувств. Оперативная память предназначена для временного хранения интересующей нас информации, а поскольку вид этой памяти ограничен по длительности и объему, она не может вместить информацию обо всем, что нас окружает.

Почему наша память нас подводит

Как ни странно, наши воспоминания не так уж надежны, как можно было бы подумать. Существует несколько причин, почему наша память может подвести нас, и часто мы даже не задумываемся об этих факторах.

Непрочные воспоминания

Мы уже говорили, что воспоминания — это фрагменты, из которых складывается общая картина памяти. Но порой они не воссоздают однозначную картину того, как все происходило. В таких случаях мы можем подсознательно подкорректировать память о прошлом. Существует практика восстановления подавленных детских воспоминаний, которая показывает, насколько гибкими наши воспоминания могут быть. Процесс восстановления может быть затруднен из-за предубеждений и событий, которые нам пришлось пережить, поэтому довольно часто мы искажаем свои воспоминания, не осознавая этого.

В данном случае хорошим примером может послужить эксперимент, проведенный психологом Фредериком Бартлеттом (Frederic Bartlett). Он предложил участникам эксперимента прочитать рассказ, а затем пересказать его. Затем он попросил их пересказать тот же самый рассказ через разные промежутки времени, самое позднее — через год. Результаты оказались действительно интересными. Рассказ не просто был изменен: не осознавая того, каждый из участников пересказал его на свой лад, акцентируя или исключая те детали, которые, по их мнению, оказались более или менее важными. При этом, они дали разумное объяснение тому, почему их ввел в смятение тот или иной фрагмент истории. Каждый из участников эксперимента сохранил в памяти наиболее важные для себя воспоминания о рассказе, а затем составил из них свой собственный рассказ.

Однако в этом есть и свои плюсы. Некоторые ученые полагают, что мы наделены такой выборочной памятью, влекущей за собой процесс соединения всех фрагментов в одно целое, потому что это помогает нам предсказывать будущее. В то время как полное восстановление минувших событий помогло бы нам пережить те самые события более остро, выборочные воспоминания позволяют нам сфокусироваться на моментах прошлого, которые имели для нас наиболее важное значение, а затем опираться на них, принимая решения в будущем.

Обманчивая память

Когда мы пытаемся что-то вспомнить, происходит нечто странное: первичный след памяти, который укрепился в нашей долгосрочной памяти, пока мы спали, очень быстро ослабевает. Это признак того, что память сама по себе не так уж и стабильна, и мы склонны подсознательно менять наши воспоминания в процессе их восстановления.

Однако в некоторых случаях этот факт может оказаться полезным. Например, со временем переживания, связанные с воспоминанием о неприятных событиях, могут ослабеть, если вы попытаетесь вернуться к ним вновь в благоприятной атмосфере, постепенно отодвигая негативные эмоции на задний план.

Одно исследование ассоциативной памяти у наркозависимых показало, что при просмотре 5-минутного видео об использовании наркотиков за 10 минут до заключительной терапии у этих людей часто возникало желание употребить наркотики вновь как во время лечения, так и 6 месяцев после него. Когда же видео показывалось за 6 часов до финальной процедуры, подобных порывов не наблюдалось. Со временем ассоциация между просмотром видео о наркотиках и употреблением наркотиков заместилась новым ассоциативным рядом.

Как улучшить память

1. Старайтесь высыпаться. Хороший сон — самый надежный способ улучшить память, ведь именно во время сна происходит консолидация воспоминаний. Недосыпание не только препятствует превращению кратковременной памяти в долговременную, но и в целом вам становится сложнее вспомнить то, что вы когда-то знали. Хроническое недосыпание является одной из причин формирования ложных воспоминаний, когда вы начинаете «вспоминать» то, чего никогда не происходило.

2. Пейте кофе. Согласно последним исследованиям, употребление кофеина сразу после того, как вы заучили что-то, улучшает процесс консолидации. Поэтому, вместо того чтобы начать свой день с чашечки кофе, начните его, к примеру, с чтения, и лишь затем взбодритесь напитком. .

3. Вдохните аромат розмарина. Ученые доказали, что запах розмарина улучшает работу головного мозга, в частности, восстановление воспоминаний. Оживите ваше рабочее место горшочком со свежим розмарином — он поможет вам провести день более продуктивно.

4. Ешьте голубику. Проведенные эксперименты доказали, что употребление голубики или голубичного сока способствует укреплению памяти. Исследование пищевых привычек у медицинских работников одного возраста, которое проходило на протяжении нескольких лет, показало, что у тех, кто регулярно ел голубику и клубнику, признаки ухудшения памяти стали проявляться на 2,5 года позже, чем у тех, кто намного реже включал эти продукты в свой рацион. Примечательно, что для достижения результатов вам нужно съедать всего лишь пару порций ягод в неделю.

5. Помедитируйте. Ученые все еще спорят на тему того, способствует ли медитация улучшению памяти, однако некоторые эксперименты уже подтвердили это допущение. Речь идет о медитации и , направленных на повышение концентрации внимания. Медитация помогает успокоиться и блокировать влияние внешних факторов, которые мешают нам сосредоточиться и не позволяют раскрыть весь потенциал оперативной памяти.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом.

3) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую лёгкость.

5) Оксана рисует так же хорошо как и пишет стихи.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) Память (А)накапливает добрый (В)опыт и (Г)традиции и постоянно (Б)противостоит уничтожающей силе времени. Cхема однородных членов: А (что? в и г) и Б. Два ряда, союзы и соединяют разные ряды.

2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом. Схема однородных членов: А да Б

3) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Схема однородных членов: А, и Б, и В

4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость. Схема однородных членов: если не А, то Б.

5) Оксана рисует так же хорошо, как и пишет стихи. Схема однородных членов: А так же, как и Б.

Ответ: 45

Ответ: 45|54

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.



Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...