Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Как развить духовный рост у ребенка. Духовное развитие ребенка

Проблемы развития духовного потенциала личности дошкольника - ценностно приоритетные на фоне общего упадка духовной культуры общества. Они актуализированы насущными потребностями времени и недостатком внимания к образовательной работы по этому направлению во всех звеньях образования и в частности в дошкольном. Само понятие духовность имеет сложные, многокомпонентные трактовки философского, психологического, педагогического направления.

Поскольку духовный потенциал личности проявляется через ее духовные потребности и ценности (интеллектуальные, моральные, эстетические), эмоциональную культуру, нравственные и эстетические идеалы, мировоззрение, способность к творчеству, основные пути его формирования в дошкольном детстве лежат в плоскости социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, художественно-эстетического и креативного развития ребенка. Реализация духовного потенциала и взрослого человека, и ребенка возможна на основе сложившейся (у дошкольника - заложенных основ) духовной культуры, компонентами которой является интеллектуальная, моральная, коммуникативная, художественно-эстетическая, национальная, семейно-бытовая, экологическая, правовая, христианская, морально-этическая культуры и тому подобное .

Прежде всего это касается процесса формирования у детей открытости к миру, воспитания навыков поведения, осознанного отношения к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию окружающей информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желание узнавать людей, правильно действовать. Позиция открытости к миру, принятие мира и себя является добром. Оно бесполезно, щедрое, не требует вознаграждения. Позиционирует как условие гармоничного сочетания человека и общества, достижения ими совершенства.

Доброжелательность начинается в практическом взаимодействии «ребенок-взрослый». Взрослый представляет для ребенка общество, занимает центральное место в ее внутреннем мире, выступает носителем информации учебно-воспитательного содержания. Специфической эмоционально-чувствительной привязанностью характеризуются отношения ребенка с родителями. Совместное переживание радости и забот способствует детскому пониманию правил общежития в семье, ответственности за благополучие другого. Ребенок приобретает опыт правильности поступка и, как следствие, уверенного поведения. На их основе разворачивается и совершенствуется система отношений дошкольника к действительности. Опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем он встречается в жизни, его открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношения к ней.

Большое влияние на духовное развитие ребенка имеет также окружающая среда (природа, маленькая семья, где ребенок родился, условия жизни). Природа, будучи средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляет на сбережения его богатств, вместе с тем содержит в себе огромный потенциал всестороннего развития личности .

Природа возбуждает любознательность ребенка, влияет на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы .

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, времени года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.

Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Привлечение ребенка к источникам духовности начинается с умения видеть красоту в окружающей среде: это и первый цветок, и нежный весенний листочек, и разноцветные деревья осенью, синее небо, и белоснежное покрывало зимы.

Восхищение природой родного края неразрывно связано с любовью к Родине. Ребенку свойственно инстинктивное интерес к месту, где он родился и живет, где родились его родители, родители родителей. Но патриотизм в его общечеловеческом смысле нужно воспитывать. В этом пригодятся рассказы об истории своего города или края, экскурсии к историческим памятникам, посещение театра.

Средством ценностного видения мира, становление национального характера, мировоззрения также яркое, образное родное слово.

Фольклор занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника. Детям доступны для понимания поговорки, пословицы, мирилки, дразнили, сказки, легенды. Если обзывалки (дразнилки) - это ответ ребенка на обиду, недоброжелательное отношение, недооценку добродетелей, желание восстановить справедливость через уязвимое слово, наказать обидчика, то мирилки используются с целью восстановления товарищеских взаимоотношений.

Мощным средством формирования духовных ценностей у дошкольников является региональная культурно-историческая среда, культурно-историческое наследие, культурно-историческое пространство. Особенности окружающей природы, менталитета, традиции бытия, художественно-эстетическое творчество родного края имеют значительный духовный влияние на детей. Принцип краеведения в работе с дошкольниками тесно связан с региональным подходом к отбору познавательно-воспитательного материала. В культурно-историческому наследию, как духовно-воспитательном средстве, заложены возможности формирования духовных ценностей детей и их семей .

Особое значение для формирования у детей дошкольного возраста духовных ценностей, учитывая их возрастные особенности (доминирование образного мышления, яркая творческое воображение, эмоционально насыщенные ощущения от общения с окружающим миром и способность к восприятию нового, яркого, красивого), имеет искусство. Именно различные виды искусства, которые являются составной культурно-исторического наследия региона, позволяют ребенку усвоить систему духовных ценностей, сформировать возвышенное, оптимистическое, радостное, одухотворенное восприятие действительности, понимание прекрасного в жизни и искусстве.

Таким образом, сложный процесс становления человека, формирования его духовности происходит под влиянием целого ряда условий (объективные природные и социальные факторы, в которых живет человек, воспитательное воздействие на личность, приобщение личности, формируется, к участию в практической деятельности, самовоспитания). Фундамент духовного мира личности составляют знания, ум, вера и убеждения. Вера и убеждения составляют основу формирования мировоззрения личности.

Нравственная воспитанность дошкольника является основой его духовно-душевного развития. Но наряду с этим следует признать, что именно духовно-душевное развитие ребенка, по сравнению с нравственным воспитанием, остается и поныне одним из наименее освоенных сфер педагогической работы. То есть, важно обучать малыша анализировать свои мысли, чувства, поступки и стремиться к высшему, чистого, хорошего. Формы и методы этой работы могут быть разными. Главное, чтобы они формировали у ребенка доброту, готовность всегда прийти на помощь, способность к жертвенности, желание больше отдавать, чем брать, умение понимать чувства других людей и признавать за ними право на собственную индивидуальность. Именно эти черты объединяют высокодуховных людей .

Поэтому главная задача ближайшего социума -- создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду .

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта.

Возрождение духовности, нравственности невозможно без включения в этот круг родителей как первых педагогов своих детей. Родительская общность - единственная, с которой ребенок связан всю свою жизнь, и именно ей он обязана своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Однако общественное сознание еще не готово принять идею духовно-нравственного отцовства как высшую человеческую ценность, принцип и даже парадигму духовно-нравственного возрождения семьи и общества.

Гуманизация пока во многом ограничивается внешними изменениями, не затрагивая глубинных основ взаимоотношений между людьми, в частности, в системе отношений «родители-ребенок». Поэтому психологическая и педагогическая задача укрепить понимание основ духовно-нравственной гуманной родительской педагогики, духовной гуманистической психологии отцовства.

Духовные и нравственные основы личности является условием целостности и саморазвития человека. К сожалению, вопросы духовно-нравственного развития родителей пока не решаются психолого-педагогической наукой и практикой так успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях.

Таким образом, структура духовности родителей может быть соотнесена со следующими компонентами:

Потребностно-ценностный компонент - потребности, ценностные ориентации;

Познавательно-интеллектуальный компонент - особенности умственной сферы (наблюдательность, критическое мышление, глубина, любознательность);

Волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, саморегуляция;

Деятельностный компонент - управление своим внутренним миром согласно духовных ценностных ориентаций;

Чувственно-эмоциональный компонент - эмоциональная сфера человека;

Гуманистический компонент - уважение, эмпатия, сочувствие;

Эстетический компонент - стремление, потребности в красоте и создание красоты.

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы он наполнял счастьем всю нашу жизнь.

С учетом возможностей и потребностей развития личности в период дошкольного детства процесс целенаправленного формирования духовного потенциала малыша должна ориентироваться прежде всего на следующие основные проявления.

Проявления духовного потенциала ребенка

Стремление познавать окружающий мир и себя в нем, глубже знакомиться с произведениями разных видов искусства;

Желание воспринимать и творить прекрасное, самостоятельно заниматься художественной деятельностью;

Понимание основных морально-этических норм и способность следовать им в своем поведении;

Уважительное и бережное отношение ко всему живому, неживой природы и предметов рукотворного мира, ответственность и другие базовые качества личности.

Семьи воспитанников и педагоги дошкольного учреждения - это окружение, которое производит существенное влияние на духовный мир ребенка в силу своего постоянного тесного контакта с малышами, высокого авторитета и доверия с их стороны.

Поэтому главная задача ближайшего социума - создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду.

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта .

Элементы христианства как средство формирования духовности

Следует согласиться с учеными и практиками, которые предлагают интегрировать в контекст духовного развития детей дошкольного возраста элементы религиозного просвещения, не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонение иконам, заучиванием молитвенных текстов и т. п. В то же время такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определить, к какой религии и каким образом привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

Когда родители начинают понимать духовные законы мира духовного и принципы развития человека, они учатся тому, как воспитать у своих детей доверие к жизни, к людям и к миру, как научить своих детей жить в гармонии с жизнью. Вместе с тем дети, начиная ощущать собственную силу и ответственность за свое будущее, овладевают мастерством построения своего будущего. Когда же дети узнают о существовании универсальных духовных законов, благодаря которым они могут реализовать свои разумные и совершенные желания и стремления, они в дальнейшем имеют меньше страхов и тревог в своей жизни. Они узнают истинную радость бытия. На мой взгляд, задача родителей состоит не в том, чтобы воспитывать детей, согласно ими же созданной модели, а в том, чтобы поддерживать детей своей любовью и уважением.

Показывать им собственным разумным совершенным примером путь к самому себе, к своему Разуму, сердцу и Духу, к осознанию своего предназначения на Земле. Дети гораздо ближе к Божественному Духу, чем взрослые, поскольку еще не успели потерять связь с ним; они невинны и смотрят на мир свежим, нестандартным взглядом. Уже за одно это они достойны нашего уважения и признания. В течение тысяч лет учения духовного мира учат нас, что от рождения человек, помимо физического тела, имеет также и энергетическое духовное тело. Поток жизненной энергии, через энергетические центры и каналы энергетической системы, влияет не только на физическое здоровье человека, но и на его мысли, эмоции, его духовное состояние.


Каждый из семи энергетических центров человека регулирует определенные аспекты личности, а сбалансированность энергетических потоков между ними определяет способность человека гармонизировать свои физические, эмоциональные, разумные, а следовательно и духовные энергии. По большому счету, система чакр является для каждого человека резервуаром духовного потенциала, который находится внутри каждого из нас. Каждый энергетический цикл развития человека длится семь лет, когда в течение одного года происходит развитие и наполнение того или иного энергетического центра. Всего существует семь таких циклов, и каждый из них проходит под знаком определенного чакры. Энергетическое развитие человека начинается с самого его рождения. В раннем детстве, до семи лет (первый энергетический цикл) ребенок учится доверять жизни, чувствовать мир и людей. Он впервые начинает чувствовать любовь, доброту и взаимопонимание между людьми.

Первые семь лет жизни ребенка являются определяющими для его дальнейшей жизни, поскольку именно в течение этих лет закладывается фундамент взрослой жизни, укореняются модели поведения и привычки. Модели поведения и привычки, приобретенные в детстве, можно изменить во взрослой жизни только через сознательные усилия и работу над собой. Именно поэтому раннее духовное воспитание ребенка является чрезвычайно важным. Учитывая особенности энергетического развития своего ребенка, родители могут обеспечить свободное развитие его физических, эмоциональных и ментальных энергий. В течение первого года жизни, который питается энергией корневой чакры, родителям следует окружить ребенка любовью и заботой . Такое отношение будет давать ему ощущение защиты и безопасности, создаст в нем доверие к жизни и к миру. На втором году жизни, когда превалирует энергия сакральной чакры, ребенок учится чувствовать эмоции и через них осваивать окружающий мир.

Детям нужно научиться свободно проявлять свои эмоции, что чрезвычайно важно в этом возрасте. Если родители будут препятствовать этому, то ребенок научится подавлять часть своей личности и позже во взрослой жизни ему будет сложно выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей. Когда ребенку исполняется три года, он начинает исследовать свою собственную личность и то, как она может влиять на окружающий мир. И тут родителей ждет «испытание властью» . Те родители, которые стремятся ограничить своего ребенка и установить для него слишком строгие правила и требования, ограничивают развитие и наполнение его энергетического центра силы, центра самооценки и уверенности в себе. Такие энергетические ограничения со стороны родителей могут привести к тому, что ребенок станет слишком уступчивым и послушным, или агрессивным и даже тираном по отношению к другим. Важность этой фазы состоит в том, что ребенок учится осознавать, что для достижения определенной цели не нужно подавлять собственную силу и желание, лицемерить и обманывать других . Он учится тому, что многого можно достичь, если поставить перед собой цель и принять решение по ее достижению .


На четвертом году жизни ребенок начинает учиться понимать других, давать и принимать (сердечная чакра). И здесь родители должны служить всегда хорошим и разумным примером для своего ребенка в их отношении к нему или к другим людям. В этом возрасте дети стремятся проявлять творческую и артистическую сторону своей личности. Если родители не будут относиться к таким проявлениям творчества с пониманием и поддержкой, то тогда, еще не сформировавшаяся личность, может получить эмоциональную травму. Кроме того, дети, не получившие от родителей достаточно любви, а только обеспечение материальными благами, могут получить ошибочное представление о том, что является настоящей любовью. Позже в своей жизни им будет трудно дарить и принимать любовь в отношениях с другими людьми.

В возрасте от четырех до пяти лет у ребенка активизируется горловая чакра. Именно в это время ребенок учится общению, как во внешнем так и в его внутреннем мире. Задача родителей на этом этапе - поддерживать развитие коммуникативных способностей ребенка, поощряя его к обсуждению прочитанных сказок или рассказов. В этом возрасте родители могут стимулировать желание ребенка читать или овладеть игрой на музыкальном инструменте. Но не менее важно сохранить у ребенка способность быть правдивым с самим собой .

Дети, которые уже с детства боятся сказать себе правду, относительно себя и того что окружает их, не будут способны трезво оценивать реальность. Они научатся обманывать себя, жить в созданном ими, иллюзорном мире, который будет для них попыткой убежать от себя и от реалий жизни. Последняя фаза цикла раннего детства - это развитие энергетического центра духовности (седьмая чакра). В возрасте от шести до семи лет, ребенок начинает задавать вопросы о Боге, о смысле жизни и о смерти. Родители должны серьезно отнестись к мыслям, ощущениям и вопросам ребенка на эти и другие духовные темы.


Уже в этом возрасте родители могут начать учить ребенка важной истине, что Бог - это постоянный и безграничный источник совершенства и разума, который поддерживает нас, что Божественный Разум готов вложить в наши головы идеи, мысли и слова, которые помогут нам в решении любой ситуации, открыть перед нами безграничные возможности, если мы только не будем мешать и полностью доверимся ему. Задача родителей состоит в том чтобы научить ребенка позитивному восприятию любых событий и ситуаций,открытости к жизни через веру и любовь, сосредоточенности и умению чувствовать связь со своим внутренним Я.

После цикла раннего детства наступает вторая фаза энергетического развития: от восьмого до четырнадцатого года жизни ребенка. В отличие от первой фазы, которая проходит под знаком энергии семьи, вторая фаза питается энергиями эмоций от восприятия внешнего мира . В этот период ребенок учится чувствовать окружающий его мир через все свои органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Ребенок начинает соединять окружающий его мир с собственными чувствами и учится тому, что его окружение имеет определенное влияние на него, на его чувства и мысли. Чувственные переживания являются основой конструктивного мышления.


Поэтому задача родителей состоит в обеспечении надлежащих условий для развития у детей чувствительности через поощрение детей проводить больше времени на природе или в городском парке. Дети, которые не научились воспринимать окружающий мир и пропускать его через свои органы чувств, позже во взрослой жизни будут иметь трудности в выражении себя и своих эмоций. Они будут неспособны мыслить и действовать творчески и нестандартно . Третья фаза развития энергий человека также является завершающей фазой развития ребенка и приходится на его подростковые годы. Главная задача развития на этом этапе состоит в том, чтобы человек начал чувствовать себя и свою силу в этом мире .


Чтобы он научился контролировать различные аспекты (энергии) своей жизни и брать на себя ответственность за свое будущее. Если ребенок с раннего возраста научился прислушиваться к своему внутреннему голосу и доверять ему, то тогда у него нет страха перед настоящим и перед будущим, поскольку он имеет внутренние силы и стержень для реализации ответственности за свою жизнь.

Стремление экспериментировать, нарушать правила и традиции - это та плоскость, где молодой человек может черпать энергию, которая наполняет его уверенностью и повышает собственную самооценку . Если родители не понимают важности этих процессов для развития самодостаточного и уверенного в себе молодого человека, то их привычной реакцией может быть наказание, или пренебрежение, или безразличие по отношению к собственному ребенку. В результате таких энергетических препятствий со стороны родителей, третья чакра ребенка может быть заблокирована или ослаблена. В реальной жизни подросток может стать безвольным человеком или, наоборот, бунтарем, который стремится смести все и всех, кто препятствует ему, даже если эти препятствия находятся только в его воображении.


В течение завершающей фазы развития ребенка дети особенно нуждаются как в физическом, так и в эмоциональном пространстве для роста и развития. Пространстве, которое бы позволяло им чувствовать и использовать собственную силу воображения и творчества. Если родители обеспечивают наличие такого пространства для ребенка, то тогда он вырастает подготовленным к выходу во взрослую жизнь. Молодой человек выходит в мир, опираясь на собственную внутреннюю силу, на глубокую веру в то, что жизнь проживается изнутри вовне и формируется тем, что мы думаем и как реагируем на нее. Такая позитивно-активная жизненная позиция поможет ему сохранить свою целостность, силу Духа и выстоять против любых жизненных штормов и невзгод.

Выступление на научно-практической конференции.

Тема: "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная научно-практическая конференция

«Воспитание духовности в современном мире»

Размышления

о духовно-нравственном воспитании детей.

Дубовец Светлана Николаевна,

старший воспитатель МДОУ

г. Иркутска детского сада №75

г. Иркутск, 2012

1. Введение

Актуальность

Проблемность

2. Основная часть

Духовные ценности

Средства духовного воспитания дошкольников

Определение нравственности и духовности

Воспитание духовности в детском саду и в семье

3. Заключение

4. Список используемой литературы.

Размышления о духовно-нравственном воспитании детей.

«Настоящий человек начинается там,

Где есть святыни души…”

(В.А.Сухомлинский)

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване - царевиче, почти не интересны нашим детям? Почему им нравятся Смешарики, Лунтики, Покимоны? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных мальчиков, на второй план ушли игры в военных, космонавтов, моряков. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?

Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.

К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.

Можно выделить следующие наиболее важные духовные ценности:

– осознанное познание себя и мира. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор;

– стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами. Человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М.Орлов определяет самосовершенствование как "правильное использование опыта жизни") себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы;

– не препятствие свободному выбору других людей. Духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.

– внутренняя религиозность. Под внешней религиозностью понимается посещение церкви и прочие действия атрибутивного характера. Внутренняя же религиозность – это отношение к Миру и Жизни как к божественным проявлениям, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

Слово;

Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;

Природный и предметный мир;

Национальные обычаи, традиции, народные праздники;

Общественное мнение (родителей, сверстников);

Духовный и моральный климат семьи;

Фольклор, художественная литература.

На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.

Духовность, нравственность надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, ребенку с дошкольного детства необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, стремления делать добро, творение красоты. «С.А. Рачинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, а в 50-е гг. ХХ века В.А. Сухомлинский на первое место в воспитании ставили задачу воспитания внутренней направленности человека, его глубинных способностей ощущения божественной красоты мироздания, которые рождают духовную любовь к окружающему миру и к другим людям»

В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.

Специалисты нашего ДОУ убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве…). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, которыми так богат русский язык; с декоративно-прикладным искусством: хохломской и городецкой росписью; дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Дошкольники участвуют в фольклорных праздниках, организуют разнообразные выставки народного искусства, ярмарки детской игрушки, посещают в музее – краеведческие экспозиции. Через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Для эффективного усвоения детьми духовных ценностей в детском саду проводятся специальные занятия по этике, регулярно устраиваются тематические утренники, периодически организовываются театральные представления с участием приглашенных артистов детских театров или посещение городских культурных мероприятий. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности. Опорой в нашей работе является работа по программе «Детство» (раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»), программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых мы закладываем в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формируем в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы нами разрабатываются перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; великие люди России; знаменательные даты; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В планы музыкальных руководителей внесено участие детей в таких фольклорных и православных праздниках как Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Бала также продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании.

Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.

Участие дошкольников в фольклорных праздниках и развлечениях («Путешествие в музей», «Экспедиции в старину», «Часы увлекательного чтения «Хочу все знать», « Ярмарки родительских идей», «Парад семейных реликвий» позволяет приобщить их духу тех времен, почувствовать настроение, чувства людей, проявить свои творческие способности, что способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем этим свою жизнь.

Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы сами педагоги и родители придерживались их. Если взрослые не придерживаются ценностей, которым учат детей, то чему они могут его научить? Росс Кэмпбелл пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».

Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.

Поэтому необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Росс Кэмпбелл отмечает: «...родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания». Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. В лице педагога, отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.

Список литературы

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.

2 Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.- 736 с.


Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже .

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...