Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Как развивается малыш по месяцам до года – основные этапы. Доктор комаровский о новорожденных: развитие по месяцам Развитие ребенка доктор комаровский

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.

Одни просто обожают этого популярного врача, автора книг и ведущего телепередач. Другие считают слишком уж резким и жёстким. А между тем книга «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» уже много лет возглавляет списки бестселлеров. Фразы ниже дадут вам возможность понять, насколько близка вам позиция Евгения Олеговича Комаровского. А ещё – улыбнуться и задуматься.

  1. Организм и поведение ребёнка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает своё существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
  2. Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опасность?
  3. Когда же приспосабливаться не к чему – приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех месяцев жизни вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
  4. Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров вместе взятых.
  5. Ведь сотни книг, посвященных уходу за детьми и воспитанию детей, написаны таким образом, что сам процесс общения с ребёнком воспринимается в отрыве от реальной жизни. Не учитываются такие «мелочи», как пришедший с работы голодный папа, магазины и поликлиники, исчезнувшая горячая вода, сломавшийся утюг, мудрая свекровь, очередная беременность, количество дней до зарплаты и т.п.
  6. Счастливый ребёнок - это, прежде всего ребёнок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке. Счастливый ребёнок - это ребёнок, у которого есть и мама, и папа, которые находят время не только для того, чтобы этого ребёнка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.
  7. Если вы (а чаще всего «вы» – это молодой и нервный отец) впервые отправляетесь в магазин, то хорошо бы уточнить у жены, какого веса и пола ваше дитя.
  8. Лечение ветрянки зелёнкой настолько широко распространено, что некоторые молодые врачи убеждены: пятнистая сыпь зеленого цвета является характерным признаком ветряной оспы.
  9. Переделывать (перевоспитывать, переучивать) намного сложнее, нежели поступать правильно с самого начала. Поэтому не доводите своего ребёнка до такого состояния, когда только самые решительные меры позволят вам преодолеть возникшие сложности.
  10. Общепринято, что мужчина, занимающийся воспитанием ребёнка, способен добиться гораздо больших успехов, нежели женщина.
  11. И природа, и человеческое естество, и законы логики, да и вообще элементарный здравый смысл не в состоянии объяснить, почему беременная должна не уставать, побольше спать, не поднимать больше одного килограмма и т.п. Ведь эта самая женщина несколько тысяч лет назад в аналогичной ситуации продолжала бы жить по законам племени.

10 гениальных цитат лучшего педиатра нашего поколения. Доктор Комаровский знает свое дело!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие знают и любят смотреть передачу «Школа доктора Комаровского». Ее ведущий Евгений Олегович – не только талантливый врач, но и кандидат наук, автор 15 популярных книг, посвященных здоровью детей. За недолгое время доктор Комаровский стал самым популярным педиатром в странах постсоветского пространства и среди русскоговорящих жителей дальнего зарубежья. Этот человек очень доступно излагает нужную и полезную информацию для родителей, бабушек и дедушек. Вот почему он пользуется уважением многих.

Некоторые родители ориентируются на специальный календарь развития, но учитывая особенность каждого малыша, с точностью невозможно сказать какие изменения может заметить мама в тот или иной период его жизни. Как говорит всеми любимый детский врач, основным заданием малыша до 4-х месяцев должен быть сон и питание, поэтому родители должны создать все условия, чтоб их ребенок имел правильный режим дня.

Доктор Комаровский тем родителям, которые тщательно изучают календарь развития детей первого года жизни всегда напоминает, что он создан только для того чтоб молодые родители имели представление и возможность ознакомится с общей информацией, как по достижению ребенка после рождения и до 1 года. Но если малыш немного отстает от календарного развития, это совсем не значит, что у крохи какие-либо проблемы. Все дети особенные, поэтому если соседский мальчик пошел в девять месяцев, а ваш малыш только в 11 месяцев, нет ничего страшного. Врач считает, что некоторые ступеньки в развитии малыша предусмотрены самой природой, а другие достижения крохи определены индивидуально самым ребенком, поэтому не стоит переживать из-за того, малыш не всегда укладывается в нормы календаря. Каждый ребенок усваивает основные этапы развития по-своему.

Какие трудности ждут родителей в первые 12 месяцев?

Сразу после рождения ребенка, новоиспеченным родителям предстоит многому научиться. Они должны осознать и принять всю ответственность за ребенка, создать все условия для его здорового роста и развития. Повседневные обязанности, первые неудачи, тревоги и переживания, радость и усталость, это те моменты с которыми сталкиваются все мамы и папы. Для того, чтобы правильно ухаживать за ребенком, научится распознавать потребности малыша, нужно знать общепринятые показатели и нормы первого года жизни. Пожалуй, одним из главных моментов после появления в семьи малыша считается его питание. Если женщина кормит грудью, особых проблем нет, но в случаи, когда по каким-либо причинам грудное вскармливание невозможно, очень важно подобрать правильную смесь для новорожденного, от которой будет зависеть как самочувствие ребенка, так и его сон. В основном до 3-х месяцев малыш только спит и ест, при этом кормление должно проводиться каждые 3 часа. Не менее важным в первые дни и месяцы после выписки с роддома считается уход за пупочной ранкой, а также регулярное и ежедневное купание перед вечерним сном.

Сразу после рождения, у ребенка начинает вырабатываться ряд рефлексов, которые помогают ему адаптироваться к новой жизни. Консультацию по правильном уходе за ребенком родители могут получить как от участкового педиатра, так и от патронажной медсестры, которая регулярно навещает грудничка дома.

С момента рождения ребенок понемногу начинает познавать мир. Родители замечают, как он фиксирует взгляд, начинает различать маму от других членов семьи, часто улыбается. Комаровский считает, что первые 12 месяцев ребенок отличается быстрым и всесторонним развитием. За этот период у малыша улучшается работа головного мозга, полностью формируется нервная система. Начиная с 5 – 6 месяцев, малыш становится более активным, он пытается самостоятельно сидеть, ползать, а к концу года и вовсе делает первые шаги, понимает речь, издает первые слова.

У новорожденного ребенка присутствует тесная связь с матерью, которая зарождается еще в период внутриутробного развития. Потребности малыша, как и его навыки меняются каждый месяц, а то и день, поэтому в педиатрии первый год жизни принято рассматривать поквартально или по месяцам.

Первый месяц

Принято считать, что именно первый месяц от рождения наиболее трудный для родителей. Несмотря на то, что ребенок больше времени спит, родителям нужно привыкнуть к новым обязанностям. В 1 месяц, движения ребенка еще плохо скоординированные, при этом он уже может сжимать пальчики рук, активно двигать ножками и ручками. Питание ребенка трехчасовое, также родители должны ухаживать за пупочной ранкой, обрабатывать ее зеленкой или другим антисептиком. Для купания малыша педиатры рекомендуют использовать легкие отвары трав, а сама вода для гигиенических процедур должна быть прокипяченная и иметь температуру не ниже 35 градусов. К концу первого месяца жизни ребенок умеет фиксировать свой взгляд на ярких игрушках или лице человека, реагирует на громкие звуки.

В 1 месяц после рождения, у новорожденного формируются рефлексы, хватательный, сосательный рефлекс, а также рефлекс опоры, ходьбы, ползания, которые ему пригодятся в будущем. Новорожденные большую часть дня и ночи спят, а просыпаются только при ощущении голода или если их что – то беспокоит. Начиная с этого периода у грудничка часто присутствуют колики, которые появляются в результате того, что пищеварительная система вырабатывает не все ферменты. Колики не являются каким-либо заболеванием кишечника, но все же родителям придется купить специальные капельки: Хилак или Еспумизан, которые помогут кишечнику лучше переваривать грудное молоко или смесь.

Второй месяц

На втором месяце, новорожденный становится более активный, лучше управляет ручками и ножками, преподносит кулачки ко рту, часто улыбается. В этот период родители уже привыкли к режиму, хорошо понимают неудовольствие и желания ребенка. Двухмесячный ребенок реагирует на яркие предметы. Родителям не нужно пугаться, когда они заметят, что малыш немного косит глазками. Это связанно с тем, что мышцы глаз и лица еще не полностью развиты.

Маленький человечек умет различать лицо матери, прислушивается к определенным звукам, часто улыбается. Интервал между прием пищи на 2-м месяце можно увеличить до 3.5 часов. Если ребенок находится на искусственном кормлении, количество приема пищи в сутки можно снизить до 6 раз.

Третий месяц

На третьем месяце жизни ребенка, у него совершенствуется опорно – двигательный аппарат и нервная система. Ребенок может полностью выпрямлять ножки, лежа на животе подымать голову. Родителям нужно быть предельно внимательными с обращением малыша, поскольку его кости еще слишком хрупкие, а тугое пеленание или неправильная посадка может вызывать деформацию костей. В этот период ребенок сам тянется к игрушкам, хорошо различает голос мамы, часто улыбается и проявляет свой характер. Примером если мама поэт колыбельную и остановится, он может заплакать, а при продолжении пения, опять успокаивается.

В календаре развития 3 месяца, дети спят намного меньше, кушают по требованию, но не больше чем 5 – 6 раз в сутки. В этот период малыша очень интересует его тело, он может играть ручками, «гуглить», часто улыбается, чем приносит неощутимую радость своим родителям.

Четвертый месяц

На 4-м месяце жизни в развитии ребенка происходят выраженные изменения, он может более 2-х часов бордствовать, постоянно требует внимания родителей. Малыш может переворачиваться со спины на живот или наоборот, различает вкусы, хорошо слышит окружающие его звуки. В этот период ребенок становится очень интересным, его черты лица приобретают более четкий вид, движения тела четкие и собранные. В этот период малыш различает запахи, более активно растут ногти, волосы. Глаза ребенка двигаются более скоординировано и синхронно, исчезает косоглазость, которая присутствовала в 2 месяца. Если преподнести зеркало к лицу ребенка, он может в нем разглядывать свое изображение и даже улыбается сам себе. Также ребенок начинает издавать первые четкие звуки, постоянно привлекает и требует внимания взрослых.

Пятый месяц

Пятый месяц от рождения один из главных периодов, поскольку именно в это время родители должны внимательно рассмотреть, что умеет их ребенок. На данном этапе ребенок должен уметь самостоятельно переворачивается с живота на спину и наоборот, уверено держать разные предметы в руке, различать родных людей от чужих. Пятимесячный ребенок должен уметь поднять упавшую возле него игрушку. У некоторых деток в этот период появляются первые зубки, присутствует повышенное слюноотделение. На фоне прорезывания зубов ребенок может капризничать, присутствует риск повышения температуры. В этом возрасте малыш более гибкий, поэтому родителям нельзя оставлять его без присмотра на диване, в коляске или пеленальном столике, поскольку он может скатится на пол и получить травму.

Шестой месяц

В календаре 6-го месяца развития говорится, что кроха в этот период должен самостоятельно переворачиваться, садится, подымать упавшие предметы, сидеть и ползать. Родители в этот период имеют возможность впервые услышать слоги «ма», «ба», «па». Начиная с этого возраста, взрослые должны позаботится о том, чтоб ребенка окружали только безопасные предметы, поскольку ему интересно все вокруг. Начиная с 6-ты месячного возраста мама вводит прикорм. Меню крохи становится более разнообразным.

Седьмой месяц

Ребенок на 7-м месяце жизни часто издает простые слова - «дай», «мама», «папа», повторяет окружающие его звуки. Большинство детей в этом возрасте уверено сидят, ползают, могут сползать с дивана на пол. Малыш очень любит исследовать окружающие его предметы и все пробовать на вкус, а когда получает желаемую вещь, начинает радоваться. Практически у всех деток на 7-м месяце появляются первых верхних два зуба. У некоторых детей зубки могут прорезаться гораздо раньше или позднее.

Восьмой месяц

На 8-м месяце малыш должен уверено сидеть, отталкиваться ногами от пола, начинает делать первые шаги, держась за мебель или руки взрослого. На данном этапе родители могут готовится к появлению первых шишек и синяков. Речь ребенка более четкая, он хорошо понимает запреты мамы, хотя и не всегда слушается. В этом возрасте ребенок может кушать мягкие продукты.

Девятый месяц

Календарь развития ребенка уверяет, что малыш в 9 месяцев может самостоятельно вылезти на стул, открывать ящики и рассматривать их содержание. Ребенок этого возраста хорошо понимает некоторые слова мамы, при этом всегда стремится их повторять. Некоторые дети питаются делать первые шаги, очень быстро ползают. Если ребенок в 9 месяцев не стоит крепко на ножках, но при этом отталкивается ими лежа или сидя, ничего страшного, возможно ему еще рано.

Десятый месяц

В десять месяцев малыш может свободно передвигается по комнате ползком или на четвереньках, часто улыбается, радует родителей новыми словами, часто пытается копировать взрослых. В этом возрасте ребенка больше интересуют мелкие и яркие предметы, которые он обязательно будет тянуть в рот. Некоторые дети на данном этапе роста начинают без посторонней помощи делать первые шаги.

Одиннадцатый месяц

Ребенок в 11 месяцев хорошо понимает, о чем говорят взрослые, он умеет различать настроение мамы. Малыш умело копирует голоса, много говорит, хотя речь не всегда понятна окружающим, при этом ее хорошо понимает мама. В этот период ребенок умеет самостоятельно и уверено сползать с кровати, играет игрушками. В 11 месяцев врачи рекомендуют родителям покупать яркие и развивающие игрушки: кубики, конструктор. Ребенок не должен в 11 месяцев кушать из бутылочки или увлекаться соской, родители должны учить его пользоваться ложкой, тарелкой и кружкой. У некоторых детей в 11 месяцев присутствует более 6 зубов, в то время как у других они только начинают появляться.

Двенадцатый месяц

Когда ребенку исполнилось 12 месяцев от рождения, он должен уметь многое. К этому моменту многие дети уже хорошо и крепко стоять на ногах, самостоятельно передвигаются. Если ребенок к этому периоду еще не ходит сам, родителям не стоит волноваться. Многие детки свои первые шаги делают после года. Годовалый малыш уже может говорить короткими приложениями, хорошо понимает маму и ее настроение. В этот период детям нравиться слушать маму, рассматривать разноцветные картинки. Родители должны уделять особое внимание своим малышам, они могут покупать развивающие игры. Взрослим нужно быть предельно внимательными, поскольку в этот период ребенок может на улице подымать разные предметы, пробовать их на вкус. Доктор Комаровский рекомендует родителям с 1 года говорить с ребенком на простом литературном языке, без сюсюканий. Это поможет ему в дальнейшем правильно выговаривать слова. Взрослые должны помнить, что годовалый ребенок часто копирует родителей, как «губка» впитывает все слова, реагирует на крик, поэтому взрослые должны в некоторых случаях быть внимательны в своих высказываниях и не подавать плохой пример маленькому члену семьи.

Родители должны помнить, что первый год жизни ребенка – наиболее важный период, поскольку именно на протяжении 12-ты месяцев происходит формирование характера, навыков и привычек малыша. Взрослые должны приложить все усилия на то, чтоб малыш правильно развивался, уделять ему как можно больше внимания, постоянно дарить нежность, любовь и свою ласку.

Особенности первого года жизни ребенка

В первые 12 месяцев жизни ребенка, малыш учиться ползать, сидеть, говорить, улыбаться и ходить. Родители всегда радуются любому достижению малыша, уделяют ему максимально внимания, чтоб он рос и развивался в хороших условиях. Многие родители изучают разную литературу по развитию малыша, следят за календарем развития и очень волнуются, когда их малыш не успевает по тем показателям, которые прописаны в книгах. Доктор Комаровский неоднократно заявляет, что такие календари предназначены только для того, чтоб родители имели воображение о развитии малыша. Он всегда говорит, что одинаковых детей нет и если ребенок чуть отстает по книге, повода для волнения не должно быть. Если все же родителей что – то беспокоит в развитии их ребенка, нужно не терзать себя сомнениями, не искать ответ в Интернете, лучше обратиться за консультацией к участковому педиатру, который ведет ребенка с самого рождения.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...