Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Как выглядят буряты в национальных костюмах. Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото. Современный национальный костюм бурят

Орнамент, каллиграфия и живопись в руках дизайнера Шидэ Найдановой приобретают современное звучание. Ее коллекции, гармонично сочетающие традиционные мотивы и бунтарские атрибуты, хочется носить.

- У моей одежды бурятский характер. Это характер современной бурятской женщины - степной, сильной, но при этом утонченной. Мобильной, стильной и в тоже время любящей свою землю, знающей свои истоки, культуру и передающей знания и опыт своим детям. Мужская же одежда несет силу, отвагу. В нем я хочу показать характер хозяина, защитника, знающего и бережно хранящего историю своей земли, культуру и достояние своих предков.

Рок and панк, урагша!

Коллекция «Этно-граж» Шидэ Найдановой при сотрудничестве с этно-галереей «Орда», была с восторгом принята взыскательной итальянской публикой на Римской Неделе Моды, а затем на многих других модных площадках.

- Вся коллекция выполнена в черном цвете, в модном сейчас направлении «black mode». На своих изделиях я применила различные принты, написав на старо-монгольском «Тэнгэри», а также бурятские народные орнаменты. В дубленках этой коллекции, пели наши очаровательные певицы в своем клипе « Буряад арадни» Дулма Сунрапова, Елена Борохитова и Дарима Цырендондопова. Создавая эту коллекцию, я исходила из интересов к стилю гранж, рок, панк и модным тенденциям моды в стиле 90-х. Затем очень много клиентов просили меня выполнить такое же платье или дубленку, как в коллекции, и очень часто с каллиграфией «Тэнгэри» и с бурятскими орнаментами. Оказывается, что нравится мне, нравится очень многим. Конечно, приятно, что таким образом принимается концепция моего стиля, мой почерк. Сейчас эта коллекция имеет свое продолжение, она перешла на линию одежды в стиле «family look», которую мы запустили вместе с текстильной компанией «Ажур-текс», - рассказывает дизайнер.

Дизайн - мое призвание, как бы я не хотела уйти от него, поменять профессию. Это удивительно создавать что-то новое: образы как бы приходят ниоткуда, из тонкого мира

Сперва эскизы на бумаге, где все лишние детали убираются или нужные прорисовываются. И затем идет смешение текстур ткани, ниток, цветов. Когда идет процесс, затихаешь и прислушиваешься к изделию, к его энергетике. Оно - твое творение, и уже начинает само жить. Вот за это я безнадежно влюблена в свою работу!

- Шидэ, вы - волшебница. Именно такое сравнение приходит на ум, глядя на ваши модели. Ощущение, что они пришли откуда-то сверху. Где вы черпаете вдохновение? Где находите темы?

Я пришла к мысли, что все мои пристрастия к определенным направлениям в моде, в культуре, искусстве создают тему для моих будущих коллекций, создают мой бренд. В детстве мне попалась книжка о японской живописи, и я открыла для себя уникальные гравюры художников, утонченное письмо японской каллиграфии и пронзительные хокку-трехстишия, которые так просто и душевно рассказывают о моменте жизни. Меня поразило это знакомство, но и было ощущение, что это все мне знакомо и как бы родное.

Поэтому японский минимализм, простота, аскетизм, и при этом тонкая изысканность очень притягивают меня, в свои коллекции я привношу эти элементы. Это и сочетание черного и белого цветов, серого и тонкая полоска оранжевого, цвета земли и песка. Необработанный край, затертый рисунок и едва проявляющийся, «состаренная», словно «пожившая» ткань, стежки, будто бы вручную - все не случайно. А если присмотреться, это очень близко к утраченной традиционной старинной культуре бурят.

Каллиграфию как искусство, я открыла для себя в центре каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг».Теперь мой бренд пополнился родной эстетикой письма и бурятской орнаменталистикой.

Мода как искусство

Все больше бурятских дизайнеров пробуют себя на высоких подиумах. На ваш взгляд, могут ли они стать брендом Бурятии?

Очень хорошо, что дизайнеров становится больше. Все мы - единомышленники, соратники. Нас объединяет одна цель: мы создаем красоту. Но у каждого свой стиль, чувство вкуса, свое ощущение красоты. Своя энергетика и мировоззрение. И у каждого свои клиенты. Сфера моды должна развиваться наряду с другими отраслями. В глобальном смысле, это вклад в создание привлекательного имиджа республики. Мода не что иное, как культурный символ нации. Бурятские бренды одежды - это не только бурятские дэгэлы на Сагаалган и на концерты. Они должны сопровождать нас в жизни: на работе, в спорте, в институте, дома.

Если бы вам выпала возможность выпить чашечку кофе с кем-то из мировых дизайнеров, вы бы нашли много интересных тем для беседы. Кто вдохновляет вас больше всего?

В первую очередь Дом моды Еtrо, у которого яркий стиль, неповторимые рисунки и оригинальный дизайн. Dsquared2- бренд, задающий тенденции молодежной моды. Haider Ackermann с его индивидуальной эстетикой. С этими дизайнерами я бы с удовольствием выпила чашечку кофе. И, конечно же, у меня есть много вопросов к моим кумирам.

Современная горожанка

- Улан-удэнок часто упрекают в отсутствии стиля и однотипности. Неужели все так печально?

Удивительным образом сочетая все комплекты одежды с аксессуарами, наши улан-удэнские женщины в большинстве одеваются модно и со вкусом. В любом возрасте можно корректировать свой образ, прическу и макияж. Для меня нет одежды«для молодых» и «для пожилых». Есть разделение «стильно» и «не стильно». Конечно, у кого-то возникают мысли, что все дорого. На самом деле нет. Недостаток вкуса, мешающий увидеть свою красоту, от недостатка знаний особенностей своей фигуры, природного колорита. Невозможно все знать, но этому можно научиться. И мы, дизайнеры, готовы работать, чтобы на улицах Улан-Удэ было больше ярких, колоритных и стильных женщин.

Вы ведь одеваете не только женщин, но и мужчин. У всех на слуху история, как государственный тренер сборной республики по вольной борьбе Юрий Сандаков появился на крупных соревнованиях в Якутске в спортивном костюме с национальным колоритом…

Да, перед чемпионатом России по вольной борьбе бурятскому борцу Александру Богомоеву и его коллегам по спорту пришла идея создать для команды узнаваемую, стилизованную под «бурятский манер», единую форму, и они обратились ко мне. К началу соревнований был создан пробный вариант для Юрия Сандакова. Поступило предложение отшить костюмы для сборной, над чем мы сейчас и работаем.

- Есть ли будущее у традиционной бурятской одежды?

Обязательно. Когда я создаю одежду, которая отвечает всем модным тенденциям, цвета и формы, она конечно привлекательная. Но без души. Стоит только приложить маленький бурятский орнамент, «шоу» орнамент в виде круга - черепаха, или «улзы», или тотемный знак рода, одежда приобретает магию, особую ауру. Орнаменты, отображающие символ, несут в себе заряд, от одежды идет тепло. А изделия с надписями каллиграфией, дают силу и защиту. Накидывая такую одежду, будто попадаешь в родительские объятия. У быстрого человека меняется нрав, как успокаивается конь, несущийся по степи. Приходит степенность, мудрость. Юноше тотем волка, на спине его куртки, даст отвагу и терпение. А на футболке девушки - строчки из бурятских стихов, как покрывало из трав, багульников. Просыпается ген предков, память земли, будто начинаешь понимать язык зверей и птиц. Понимаешь кто ты. Сравнивая культуру народов, живущих в России и в мире, понимаешь, каким же богатым наследием обладаем мы с вами. У нашего народа, несомненно, уникальная культура с глубокой философией, с мудростью поколений, с огромной сакральной энергией, и пусть у каждого она будет в душе.

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири - Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.



Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы - овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят - шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл - зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью - шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг - более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный - плодородную почву, синий - цвет неба, зеленый - земля, красный - очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени - Энгэр располагался ступенями на груди.

* Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.

* Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл - три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.

* Рукав имел манжету - туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.


Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья - оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма - тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие - височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом - лисы, песца.



30-09-2017

Фото Анны Огородник

29 сентября на главной книжной ярмарке Бурятии «Книжный салон-2017» Этнографический музей народов Забайкалья провёл презентацию книги о традиционном праздничном женском бурятском костюме. Она сопровождалась красочным дефиле, которое вживую проиллюстрировало содержание издания. Девушки, демонстрировавшие наряды, произвели фурор и по многочисленным просьбам публики вышли на бис, сообщает ИА Буряад Yнэн.

«Нам важно показать, что буряты носили красивые праздничные костюмы и были достойны их носить. Действительно, коллекция которую мы представили, над которой мы так потрудились, говорит о том, какую красивую, праздничную, удобную, продуманную и адаптированную в наших условиях одежду носили наши предки», – рассказывает директор Этнографического музея Светлана Шоболова.

Модели представили праздничные костюмы разных групп бурят: хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов. В создании коллекции участвовала Дашима Гончикова , мастер по пошиву бурятских национальных костюмов из Агинского дома моды. Для изготовления украшений привлекли известных ювелиров - Александра Чинбата , Владимира Суворова , Ниму Будожапову , Эдуарда Куклина . Каждый из них заготавливал традиционные украшения представительниц определённых родов. Так, Эдуард Куклин работал над эхиритскими и булагатскими.

Традиционный женский костюм отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки, а также территориально-локальные признаки. Но при этом, был идеально приспособлен к условиям быта того времени.

«Мне кажется, что увидев сегодня, как это красиво, каждой женщине захочется в любые торжественные даты будь то Сагаалган, юбилеи, свадьбы сыновей или дочерей, просто надеть этот костюм, который носили наши предки. Это будет достойно их памяти и уважения. Любая бурятка всегда будет выглядеть красиво в национальном костюме», – уверена Светлана Шоболова.

Стоимость одного костюма – 150 тысяч рублей. В эту сумму входит сам праздничный наряд, головной убор, обувь и полный комплект украшений.

«В следующем году мы планируем дополнить настоящую коллекцию мужскими праздничными костюмами. Тогда это будет большая, полная коллекция. Конечно они очень дорогие – это праздничные костюмы, не те, что носили в повседневной жизни. Их надевали по особым случаям. Мне кажется, наши предки очень красиво жили и богато», – рассказал и.о. министра культуры Тимур Цыбиков .

Праздничный женский костюм хори бурят. Фото Анны Огородник

В женской одежде хори лиф был прямой до талии, с глубокими проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к локтям они сужались и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава заканчивались обшлагами - туруу. Для нарядной одежды их делали из плиса, бархата. Название «туруу» старожилы связывают с конструкцией обшлагов, которая повторяла форму копыта (туруу) лошади.

Обшлаг (туруу) одежды хори-буряток. Фото Анны Огородник

Декор одежды хори-буряток приходился на рукава и подол, а лиф обшивался узкой бейкой по краю. Воротник украшали узорчатой декоративной тканью, парчой или шелком красного цвета, черным бархатом, мехом выдры или мерлушкой белого цвета.

Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому, голова женщины должна быть покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой.

Есть два типа безрукавок - короткая безрукавка (уужа) с глубоко вырезанными проймами, узенькой спиной, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, и длиннополая безрукавка (морин уужа). У хоринских буряток морин уужа представляла собой ту же короткую безрукавку и пришитую к ней юбку в сборку. Её делали из двух полотнищ, оставляя разрезы спереди и сзади, для удобства при верховой езде. Материалом служил шелк или хлопчатобумажная ткань. Места соединения верха и низа безрукавки также украшали.

Фото Анны Огородник

Праздничный женский костюм цонголов. Фото Анны Огородник

В женской одежде цонголов лиф также был прямой, но его низ спереди и на спине выкраивался мысиком. Рукава также были составными и с буфами, но их верхняя часть немного короче и уже, чем у хори.

Фото Анны Огородник

Подол (хормой) длинный и широкий, а шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивался в густую сборку. Для цонголов характерна уужа.

Праздничный женский костюм сартулов. Фото Анны Огородник

У сартулов лиф был такой же, как у цонголов. Рукава верхней одежды опять же составные, но делали их без буф, а пришивали, заложив в складки. Подол укладывали в складки. Сартульские женщины тоже предпочитали уужа.

Праздничный женский костюм хонгодоров. Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

У хонгодоров лиф одежды к низу раскашивался. Рукава шили как у сартулов. Подол был таким же, как у цонголов. И хонгодорские женщины носили уужа.

Праздничный женский костюм эхиритов. Фото Анны Огородник

Лиф был прямой до талии, как у хори бурят, но проймы и основания рукавов были намного сужены. Рукава одежды эхириток и булагаток были цельными, т.е. несоставными, как у забайкальских бурят. В Прибайкалье туруу рукавов были опущены вниз, подол оформлялся в складку. Концы рукавов перед обшлагами стягивались в сборки и оформлялись полосками цветных тканей, бархатом.

Западные буряты использовали широкую декоративную нашивку на лифе. Она занимала всю верхнюю часть груди, была видна в треугольный разрез дэгэла и расходящиеся полы расклешенного хубайси - неотрезная цельнокроеная безрукавка с разрезом спереди. Шов, соединяющий верх и подол, не украшали.

Украшение оноо. Фото Анны Огородник

Безрукавка по краю проймы, по вырезу ворота и груди была обшита полосками тонкого черного сукна, с нашитыми на них перламутровыми пуговицами. По линии соединения лифа и подола также нашивались полоски черного сукна, спереди – узкие, а на спине - широкие. На наспинную часть сверху прикрепляли украшение оноо, состоявшее из кожаной основы, обшитой тонким сукном красного цвета и с закрепленными на ней прямоугольной формы металлическими пластинами. К ним прикрепляли подвесные пластины ромбовидной формы.

Праздничный женский костюм булагатов. Фото Анны Огородник

У булагатов преимущественно были распространены хубайси. Подол в расправленном виде образует полукруг, куда в зависимости от ширины вставляли треугольные клинья. Хубайси имела боковой и плечевой швы. Спину иногда делали из двух половинок при узкой ткани. Борта передней части отделывали тесьмой или планкой из сукна или сатина преимущественно черного цвета. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра.

Фото Анны Огородник

Отметим, что раньше данные костюмы представили на выставке «Традиции вне времени», проходившей в Этнографическом музее в августе-сентябре. Экспозиция вызвала неподдельный интерес у посетителей на «Книжном салоне» люди очень интересовались деталями и пошивом, различиями между костюмами.

«Эта коллекция демонстрируется в относительно свободном доступе. Её вблизи более детально можно будет изучать. В отличии от коллекции исторических костюмов, которые хранятся в Национальном музее. К ним мы доступ ограничиваем», – рассказал Тимур Цыбиков.

Этнографический музей планирует провести лекции по традиционному костюму. Желающие смогут прийти на них и узнать все нюансы пошива традиционного костюма, а также значение всех его элементов.

Материал подготовлен Анной Огородник совместно с Этнографическим музеем народов Забайкалья

Анна ОГОРОДНИК

Как известно, Сибирь - это не самая густонаселенная часть России. Несмотря на это, здесь веками проживало большое число народов, которые говорили на самых разных языках. Среди монголоязычных народов Сибири самым многочисленными считаются буряты. По одной из версий, их название произошло от слов «бу», что переводится как «седой» или «древний», и «ойрот» - лесной народ. Вот и получается, что буряты – это древний лесной народ с особой культурой, традициями и духом, которые наиболее ярко отобразились в бурятском национальном костюме. Он не только практичен, но и наполнен символами и знаками, которые служат ключом к пониманию всей культуры этого удивительного народа.

Немного истории

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII - XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует.

Немного информации можно получить из древних сказаний. Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.

Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария. От него мы узнаем, что в XVII в. в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далекой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей.

В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идес – голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант. Вернувшись из поездки, он написал книгу о своем путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. Писали о бурятах и другие путешественники. А в XIX веке их изучением занялись ученые и исследователи.

Особенности

Буряты – кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то, каким стал их национальный костюм. Итак, среднестатистический бурят в те далекие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы. Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой – кожи, шерсти, меха. Шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов.

Буряты жили на большой территории, на значительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.

Цвета и оттенки

Халаты – главный элемент одежды бурят в былые времена, шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или темно-зеленого материала.

Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, ее стали делать золотисто-желтого цвета.

У бурят каждый цвет имеет свой символ. Черный – это земля, дом и родина, красный – огонь и жизненная энергия, синий – небо.

Ткани и крой

Как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Потому одежду свою они шили из шкур, шерсти и меха. Хлопчатобумажные ткани и сукно покупали на ярмарках, которые проходили в Иркутске, Киренске, Нерчинске, Кяхте и других городах.

Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шелка.

Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

Разновидности

Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, т.е. был прямым. Рукава пришивали регланом. Такой халат всегда подпоясывали.

С возрастом менялась прическа. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.

После свадьбы, молодой заплетали две специальные косы. Менялась и ее одежда. В набор одежды для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличии от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на таллии. Застегивался такой халат на специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Носили огниво и нож на поясе.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...