Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь? Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Екатерина Морозова — многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

А А

Некоторые мамы и папы хорошо знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой скрывается такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся все чаще. Несмотря на то, что данный диагноз является, скорее, рекомендацией, чем приговором, для многих родителей он становится громом среди ясного неба.

Что кроется под этим диагнозом, кто имеет право его ставить, и что нужно знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что нужно уяснить мамам и папам: ЗПР не является необратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и другими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь замедление темпа развития, обнаруживаемое обычно перед школой . При грамотном подходе к решению проблемы ЗПР проблемой быть просто перестает (и в весьма краткие сроки).

Также важно отметить, что, к сожалению, сегодня подобный диагноз могут поставить «с потолка», основываясь лишь на минимальной информации и отсутствии желания у ребенка общаться со специалистами.

Но тема о непрофессионализме — совсем не в этой статье. Здесь мы говорим о том, что диагноз ЗПР — повод для родителей задуматься, и больше внимания уделить своему ребенку, прислушаться к советам специалистов, направить свою энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как классифицируют ЗПР – основные группы психического развития

Данная классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений эмоций, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Нередко среди причин этого типа ЗПР определяют наследственный фактор, и довольно часто в этой группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для детишек с таким диагнозом, как правило, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В списке причин – тяжелые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. Например, астма, проблемы дыхательной или сердечнососудистой системы, и др. Дети в этой группе ЗПР боязливы и не уверены в себе, и зачастую лишены общения со сверстниками из-за назойливой опеки родителей, которые почему-то решили, что детям общение дается тяжело. При данном типе ЗПР рекомендовано лечение в специальных санаториях, а форма обучения зависит от каждого конкретного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкий тип ЗПР, впрочем, как и в случае с предыдущим типом. Для возникновения двух данных форм ЗПР должны создаться сильно неблагоприятные условия соматического или микросоциального характера. Основная причина – неблагоприятные условия родительского воспитания, вызвавшие определенные нарушения в процессе формирования личности маленького человека. Например, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии проблем с ЦНС детишки из этой группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии с другими детьми в условиях обыкновенной школы. Важно отличать этот тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Самая многочисленная (по статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. А также самая тяжелая и легко диагностируемая. Ключевые причины: родовые травмы, заболевания ЦНС, интоксикация, асфиксия и прочие ситуации, возникавшие в процессе беременности или непосредственно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Основные причины возникновения задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, можно условно разделить на 3 группы.

К первой группе относится проблемная беременность:

  • Хронические заболевания мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (порок сердца и СД, болезни щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные заболевания (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины вредные привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. Например, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, возникающие при неграмотности и непрофессионализме медработников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на различных этапах развития малыша.
  • Низкий уровень интеллекта родителей и прочих членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска появления ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Лишний вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических заболеваний мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и депрессии будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.


Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Мамы и папы, запомните главное : врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и , психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что нужно знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация специалистов.
  2. В большинстве случаев, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не может поставить 1 человек. Он ставится только по решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (в полной мере) – это не основание для перевода ребенка на другую форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который обязывает родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специальный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права оказывать давление на родителей.
  6. Родители имеют право отказаться от прохождения данной ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в присутствии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться только на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Видео: Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает низким уровнем работоспособности.
  2. Не способен усвоить весь объем работ/материала.
  3. С трудом анализирует информацию извне и для полного восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет сложности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытывает сложности в общении с другими детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С трудом организовывает свою деятельность.
  8. Испытывает сложности в усвоении общеобразовательной программы.

Важно:

  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им вовремя оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Чаще всего диагноз ЗПР ставят в ситуации, когда основным симптомом становится низкий уровень памяти и внимания, а также скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте крайне сложно, а в возрасте до 3-х лет – практически невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать только после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего школьника.

ЗПР у каждого малыша проявляется индивидуально, однако основными признаками для всех групп и степеней ЗПР являются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые требуют конкретных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Легкое запоминание наглядного материала и сложное – вербального.
  4. Проблемы с развитием речи.

Детишки с ЗПР, безусловно, требуют более деликатного и внимательного отношения к себе.

Но важно понимать и помнить, что ЗПР – не препятствие для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и особенностей развития малыша, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на определенный период времени.

Что делать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Самое главное, что должны сделать родители малыша, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это успокоиться и осознать, что диагноз — условный и примерный, что с их ребенком все в порядке, и он просто развивается в индивидуальном темпе, и что все обязательно образуется, потому что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также важно понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. То есть, махать рукой на диагноз все-таки не стоит.

Что нужно знать родителям?

  • ЗПР – не окончательный диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной коррекции, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для большинства детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью ускорить процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. Поэтому позиция «я в домике» здесь не является правильной: проблему игнорировать нельзя, ее нужно решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу средней школы, как правило, готов вернуться в обычный класс, и сам по себе диагноз ЗПР не скажется на дальнейшей жизни ребенка.
  • Крайне важна точная диагностика. Диагноз не могут ставить врачи общей практики – только специалисты по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к специалистам. Вам будут нужны консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Подбирайте специальные дидактические игры, соответственно способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Алексеева Ирина Вячеславовна

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как их психическое развитие значительно выше, чем при умственной отсталости, но ниже пределов нормы развития. Эти дети были отнесены к особой категории - детей с задержками психического развития.

Задержка психического развития - тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического . По данным, ЗПР имеют от 6 до 11% детей. В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К. С.Лебединской, она выделила следующие клинические типы ЗПР: конституционного происхождения,

  • преждевременные роды;

Методы диагностики ЗПР

  1. Психологическое обследование
  2. Психологическое заключение

Диагностические признаки ЗПР

Межличностное развитие

  1. Заниматься с логопедом

А главное помнить, что ЗПР? диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Заключение

Просмотр содержимого документа
«ДИАГНОСТИКА ЗПР В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.»

Диагностика ЗПР в раннем возрасте.

Алексеева Ирина Вячеславовна

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могли быть отнесены к категории детей с нарушением интеллекта, так как их психическое развитие значительно выше, чем при умственной отсталости, но ниже пределов нормы развития. Эти дети были отнесены к особой категории – детей с задержками психического развития.

Задержка психического развития - тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. По данным, ЗПР имеют от 6 до 11% детей. В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К. С.Лебединской, она выделила следующие клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического.

Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?

Немаловажную роль играет диагностика задержки психического развития. Ведь от корректности проведения диагностических мероприятий зависит и «сценарий» помощи ребенку, акценты, расставляемые родителями и педагогами в ходе обучающей и развивающей деятельности.

Причины задержки психического развития

При диагностике ЗПР специалист обязательно рассмотрит все потенциальные причины возникновения задержки у конкретного ребенка. Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:

    патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации);

    внутриутробная гипоксия плода;

    преждевременные роды;

    травма или асфиксия плода во время родов;

    инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;

    наследственная предрасположенность.

Социальными причинами ЗПР могут быть такие:

    длительная изолированность ребенка от общества;

    неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.

В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:

    конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);

    соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);

    психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);

    церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозивность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Методы диагностики ЗПР

Глубокий анализ личности ребенка, обстоятельств его рождения, условий жизни и воспитания проводятся посредством целого комплекса мероприятий, проводимых специалистами: психолого-педагогической комиссией.

    Сбор и изучение психологического анамнеза

    Психологическое обследование

    Психологическое заключение

Самым серьезным для правильной диагностики является этап обследования ребенка, включающий беседу с ребенком; работу по изучению восприятия, памяти, внимания, способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации информации; знакомство с возможностями ребенка в звуковой и смысловой сфере речевой деятельности, а также исследование эмоционально-волевой сферы.

Члены психолого-педагогической комиссии делают выводы и на их основе формулируют рекомендации для педагогов и родителей, помогающие довести все стороны развития ребенка до установленной возрастной нормы.

Кроме того, врач может назначить ряд дополнительных клинических и лабораторных исследований, которые способны уточнить диагноз и установить его генетическую природу. Это генетические, молекулярные и метаболические анализы: хромосомные тесты, исследование кариотипа, FISH-анализ, молекулярно-цитогенетическое исследование и ряд специальных генетических анализов при подозрении на определенное заболевание.

Диагностические признаки ЗПР

Выводы психологов и педагогов, сделанные на основе обследования психики и интеллекта ребенка, базируются на трех клинико-психологических синдромах.

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности. Ребенок не контролирует свои поступки, не способен к себе относиться критично. Он не хочет подчиняться законам и правилам, познавательные стимулы отсутствуют, отдается приоритет игровой деятельности. В детском саду и школе наблюдаются нарушения дисциплины, он не способен строить стабильные отношения с ровесниками и взрослыми.

Отставание интеллектуального развития сопровождается неумением долго заниматься одним делом, повышенным уровнем утомляемости с потерей внимания. В садике и школе такой ребенок показывает отставание в речевом развитии и при выполнении любых обучающих заданий познавательного характера.

Межличностное развитие детей с ЗПР отличается сложностями в общении со сверстниками, педагогами и родителями. Такие дети чаще всего одиноки во время игр и занятий, часто проявляют агрессию, страх, заторможенность, неспособность вести диалог с собеседником.

Дети с диагнозом ЗПР, тем не менее, могут стать полноценными членами общества при правильном подходе к их развитию педагогов и родителей.

Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

    Посещать специализированные детские сады, школы или группы

    Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов

    Заниматься с логопедом

    Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.

    Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)

    Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий

    Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что профилактика ЗПР является задачей первостепенной важности. Общие рекомендации по профилактике ЗПР ребенка сводятся к созданию максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, устранению факторов риска и пристальному вниманию к развитию малыша с первых дней его жизни. Последнее особенно важно, так как дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии ребенка. Ведь, если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно будет влиять на его последующее развитие. Любой ребенок нуждается в заботе, любви и доброте, а ребенок с нарушениями в развитии во много раз больше нуждается в ласковом мамином голосе, теплоте её рук, внимании и понимании со стороны взрослых.

Укрепление физического и психического здоровья детей с раннего возраста, создание благоприятных условий для их развития и воспитания, а также ранняя психологическая диагностика и своевременная помощь, направленные на своевременное выявление, предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений, являются залогом нормального развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста помогает решать возможные проблемы задержки их психического развития, что определяет успешность их дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.

Список использованных источников

    Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» издательство Москва издательство «Просвещение» 1968 г.

    Борякова Н. Ю.Ранняя «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у г.детей. Учебно-методическое пособие Москва, издательство «Гном-Пресс», 2002

    Глен Доман «Что делать если у Вашего ребенка поврежден мозг» книга скачена в электронной библиотеке «Куб».

    В. В. Лебединский «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте» Москва издательский центр Академия

В настоящее время особую важность приобретает разработка и практическое применение надежного инструментария для психологической диагностики.

Для диагностики ЗПР важно установить как наличие отклонений от нормы в уровне развития мышления и речи, так и соотношение между выраженностью нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы. Для этого необходимо правильно осуществить подбор методик, позволяющих получать количественные и качественные характеристики, с помощью которых можно оценить степень сформированности различных сторон познавательной деятельности, определить пути и направления коррекции, выбрать образовательный маршрут для учащегося.

Предлагаемые нами методики соответствуют всем методологическим принципам, и поэтому особенно полезны для практического психолога.

Со времени создания первых тестов на способности, проблема интеллекта и методов оценки особенностей его развития стала предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время признается существование сложной структуры интеллекта, включая общие и специфические факторы.

В основе общих факторов лежат определенные нейрофизиологические или психофизиологические механизмы приема и переработки информации. На психологическом уровне они могут проявляться в особенностях активности и саморегуляции. Специфические (частные) факторы представляют собой основные виды действий, операций по обработке информации, усваиваемые при обучении и по мере накопления жизненного опыта. Из специфических факторов Б.Г. Ананьев выделяет: образный (сенсорно-перцептивный), вербально-логический и аттенционный (как фактор произвольной регуляции интеллектуальных функций).

При изучении интеллектуальной недостаточности у детей необходимо соблюдение двух основных принципов: целостности экспериментально-психологического исследования и учета клинической структуры нарушения. Т.е. получаемые на выходе данные должны по возможности наиболее полно отражать характеристики ведущих факторов в структуре познавательной деятельности и патопсихологической картины основного нарушения, а результаты обследования должны определять пути и направления коррекции при нарушениях когнитивной сферы ребенка.

При выборе соответствующих конкретных наборов диагностических методик для оценки уровня умственного развития целесообразно опираться на некий общий принцип.

Выбор диагностических методик должен удовлетворять следующему принципу - в набор целесообразно включать два блока взаимодополняющих методик:

1 блок - должен способствовать выявлению уровня развития и состояния, соответствующих задаче исследований психических функций, операций, процессов и др., т.е. особенностей приема и переработки сенсорной информации, мыслительной (речевой) деятельности.

2 блок - должен способствовать выявлению уровня развития или состояния эмоционально-волевой и аттенционной сферы, интересов, мотивов, личных способностей, т.е. особенностей произвольной регуляции деятельности, обеспечивающей успешность приема и переработки поступающей информации, решение перцептивных и мыслительных задач.

Подбор методик с учетом вышесказанного имеет место при диагностике уровня психического развития ребенка с трудностями в обучении или девиантного поведения.

Направленное взаимосвязанное изучение соотношения уровня развития произвольной регуляции и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) имеет особенно большое значение при обследовании детей с трудностями обучения на предмет отграничения ЗПР от педагогической запущенности, легкой умственной отсталости и выбора путей оптимальной коррекции в той или иной системе обучения.

Частота встречаемости детей с ЗПР среди старших дошкольников составляющей примерно 5-11% детской популяции заставляет нас привести некоторые характеристики этой аномалии развития.

Контингент детей с ЗПР полиморфен. В большинстве случаев она возникает на резидуально-органической основе, обусловленной воздействием на организм ряда неблагоприятных факторов в перинатальном или раннем постнатальном периоде развития (Г.Е. Сухарева; 1965; М.С. Певзнер, 1966; Т.А. Власова, МС. Певзнер, 1967; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, 1975; Е.М. Мастюкова 1977. .

Существуют различные классификации ЗПР, основанные, главным образом, на этиопатогенетическом подходе. Одна из таких классификаций, положившая начало систематическим исследованиям ЗПР в области их диагностики, разработки методов отбора, выбора путей медико-педагогической коррекции и обоснования новой системы обучения, предложена М.С. Певзнер в 1966 г.

Согласно М.С. Певзнер, ЗПР - состояние, в основе которого лежат психофизический и психический инфантилизм. Основной, хотя и редко встречающейся формой ЗПР, автор считает неосложненный инфантилизм, обусловленный замедленным созреванием и функциональной недостаточностью филогенетически молодых лобных структур мозга и их связей. Психофизическому и психическому инфантилизму неосложненной формы присущи специфические черты незрелости эмоционально-волевой сферы и личности ребенка, проявляющиеся наиболее отчетливо в период перехода дошкольного к школьному возрасту .

Дети с неосложненным психическим инфантилизмом ведут себя по-детски наивно, непосредственно. К началу обучения в школе у них еще не сформировались школьные интересы, они не учитывают и не понимают школьной ситуации, не умеют выполнять регламентированные задания, фиксироваться на них, отсутствует мотивация к обучению. При этом для них характерны общая живость, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности психических процессов; игровая деятельность содержит некоторые элементы фантазии, черты самостоятельности и активности. Такие дети могут успешно использовать помощь, способны к переносу усвоенного навыка на новый материал. Особенности их мышления проявляются в преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, им свойственны недостаточная направленность психической деятельности, нарушения активного внимания, слабость логической памяти.

М.С. Певзнер выделяет и осложненные формы инфантилизма, обусловленные сочетанием замедленного созревания лобных отделов коры с минимальным повреждением различных структур головного мозга. К таким формам относится психический инфантилизм, осложненный церебрастеническим, а также гидроцефально-гипертензионным синдромами.

Важно подчеркнуть, что М.С. Певзнер во всех работах рассматривает ЗПР как особую форму аномального развития с присущими ей своеобразием, т.е. вне рамок умственной отсталости.

КС. Лебединская в 1982 году предложила классификацию ЗПР, несколько отличается, но также основана на этиопатогенетическом подходе:

· ЗПР конституционального происхождения;

· ЗПР церебрально-органического происхождения;

· ЗПР соматогенного происхождения;

· ЗПР психогенного происхождения.

Наиболее часто встречаемой формой ЗПР является ЗПР церебрально-органического генеза. Она включает сочетание признаков незрелости тех или иных психических функций с отдельными проявлениями повреждения ЦНС. В неврологическом статусе детей с такой патологией отмечается легкая рассеянная микросимптоматика, признаки вегетативной, сосудистой дисфункции, а также недостаточность высших психических функций и психомоторики. Интеллектуальная недостаточность у таких детей проявляется наряду с так называемым органическим инфантилизмом, при котором имеет место сочетание интеллектуальной недостаточности с нарушением целенаправленной деятельности, работоспособности; им свойственна двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, признаки психопатоподобного поведения. И.О. Марковская (1982) выделяет два варианта органического инфантилизма:

- по типу психической неустойчивости;

- по типу психической тормозимости.

При первом преобладает повышенный фон настроения с оттенком эйфории, дети чрезмерно отвлекаемы, болтливы, назойливы, отличаются подвижной мимикой, в целом довольно однообразной и примитивной; громким, но недостаточно модулированным голосом, резкими и размашистыми, неточными движениями; маловыразительной жестикуляцией. Быстрая истощаемость их отчетливо проявляется в любых видах учебных занятий. Эти дети не обладают устойчивым вниманием, инициативностью и фантазией в игровой деятельности. Они лучше ориентируются в бытовых вопросах, но и здесь проявляют наивность, подражательность и поверхностность суждений. При втором варианте органического инфантилизма дети характеризуются, наоборот, относительно пониженным фоном настроения, робостью, повышенной тормозимостью и медлительностью. Наряду с указанными чертами незрелости (преобладание игровой мотивации над учебной, внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью), они отличаются сензитивностью, повышенной истощаемостью и пресыщаемостью.

Психологическая диагностика ЗПР описанных клинических форм недостаточно разработана. Она требует применения комплекса диагностических методик, адекватно отражающих психологическую структуру клинического дефекта. В то же время, психодиагностические методики должны помогать дифференцировать состояние нормы, ЗПР и умственной отсталости. Анализ совокупности накопленных клинико-физиологических и психолого-педагогических данных позволил нам сделать вывод о том, что дети с различными клиническими проявлениями ЗПР могут быть дифференцированы по структуре нарушения на две большие группы.

Первая группа – дети с нарушением произвольной регуляции деятельности (эмоционально-волевой сферы и внимания), а нарушения мышления и речи вторичны и зависят только от степени выраженности эмоционально-волевых расстройств. Клинически эта группа состоит преимущественно из детей с неосложненным и осложненным психофизическим инфантилизмом. Дети этой группы имеют следующие особенности поведения: живость и непосредственность эмоциональных реакций, их неустойчивость, импульсивность, некоторый недоучет ситуации, наивность, отсутствие глубины переживаний, преобладание игровых интересов над учебными, неспособность к волевому напряжению. Слабость самоконтроля, целепологания, программирования действий проявляется в особенностях выполнения двигательных и интеллектуальных заданий.

Эмоционально-волевая недостаточность у этих детей неизменно сочетается с несформировавшейся произвольностью внимания. Последняя выступает в повышенной отвлекаемости на незнакомые, сильные раздражители, в недостаточной устойчивости, плохой распределяемости внимания, в трудностях переключения на новый вид деятельности. Для части детей характерна повышенная возбудимость, некоторая агрессивность, раздражительность.

Вторая труппа - дети, у которых имеются негрубые первичные интеллектуальные нарушения, сочетающиеся с различными нарушениями регуляции деятельности, эмоционально-волевыми расстройствами. Основу этой группы составляют дети с ЗПР церебрально-органического генеза.

У детей этой группы на первый план выступает интеллектуальная недостаточность, широко описанная в литературе. Она проявляется в ухудшенных по сравнению с нормой показателях мнестической деятельности, особенно по эффективности отсроченного воспроизведения: отмечается повышенная тормозимость следов. Существенное снижение показателей словесно-логического мышления по сравнению с нормой коррелирует с недостаточным объемом знаний и представлений. Нарушения пространственного гнозиса и праксиса обнаруживаются при выполнении различных видов наглядных задач.

При обследовании детей, обнаруживающих затруднения в усвоении знаний, должны использоваться методики, которые дают возможность не только качественно, но и количественно оценить отмеченные выше психические особенности в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а, следовательно, повысить надежность. Очевидно, без использования методик, позволяющих получать объективные данные о соотношении уровня развития познавательных процессов с характеристиками, отражающими сформированность процессов регуляции познавательной деятельности, невозможно осуществление дифференциального подхода к ЗПР, а, следовательно, и выбора адекватных коррекционных мероприятий, повышающих эффективность усвоения знаний, умений, навыков в объеме программы общеобразовательной школы.

Методологические принципы построения обследования

Психодиагностическое обследование ребенка, позволяющее установить особенности его интеллектуального развития, степень и характер отклонения от нормы, если оно имеется, проводится с использованием различных наборов методик.

Целесообразно сформулировать требования к наборам диагностических методик:

1. Используемые методики должны выявить структуру познавательной деятельности, т.е. должны позволять оценить соотношение особенностей регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти).

Используемые методики должны способствовать обнаружению как актуального уровня развития тех или иных психических функций, так и потенциальных возможностей, для чего используемые процедуры должны включать разные виды помощи.

2. Надежностью определения характера и состояния тех или иных функций и их соотношения. Как отмечается в работах В.И. Лубовского (1978, 1989) этому могут служить определенные качественные и количественные показатели и критерии. Эти критерии должны обеспечивать надежное отграничение отклонений в умственном развитии от нормы и других состояний (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность, замедление психического развития при сенсорных и локальных дефектах и др.), которые сопровождаются сходными результатами выполнения тех или иных заданий. При этом особую значимость, для сопоставимости полученных сведений, приобретает разработка унифицированных условий использования методик.

3. Обследование не должно продолжаться более одного часа и должно быть поэтапным. К началу обследования обычно подготавливается педагогическая характеристика ребенка с описанием поведения.

При первичном обследовании целесообразно использовать, определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить уровень умственного развития, наличие и характер отклонений в психическом развитии. Результаты первичного психологического обследования определяют необходимость проведения дополнительных клинических и параклинических (например, электрофизиологических) исследований, а также более детального анализа состояния некоторых функций, нарушений которых можно предполагать на основе первичных данных (наличие локальной патологии слуха, зрения, речи).

Не смотря на то, что в психологической практике широко используется различные наборы диагностических методик, для большинства из них не установлены критерии, которые позволяли бы выявить слабые отклонения в интеллектуальном развитии и в частности ЗПР, установить форму ЗПР и выявить отклонение от психической нормы в иной этиологии и патогенеза. Наибольшую трудность составляет отграничение ЗПР от педагогической запущенности и легких форм олигофрении. Некоторые тестовые методики (например, тест Векслера), использующие однократное предъявление задания определенного типа, не являются оптимальными и в частности для диагностики ЗПР.

Как показывают психологические исследования, многие задания могут оказаться доступными для детей с ЗПР при использовании организующей или стимулирующей помощи со стороны экспериментатора, а такая помощь не предусмотрена обычной процедурой тестирования.

Особенности познавательной деятельности могут быть оценены не только качественно, но и количественно с помощью различных, достаточно четко разработанных методик. Однако способы выявления специфики отклонений в эмоционально волевой сфере разработаны менее полно. В то же время, сведения, получаемые от родителей, педагогические характеристики, особенности поведения ребенка во время обследования позволяют достаточно обоснованно оценить специфику эмоциональных реакций.

В целом совокупность данных первичного психологического обследования должна способствовать выявлению структуры познавательной деятельности, индивидуальных особенностей ребенка.

Выявление структуры познавательной деятельности ведущего фактора в структуре нарушения имеет принципиальное значение, так как только в этом случае с учетом клинико-педагогиченских данных возможна реализации задач медико-педегогического консультирования, выбор оптимальных форм коррекции. В состав набора, позволяющего установить наличие и выраженность интеллектуальных особенностей, как показывает анализ научных данных целесообразно включать методики, выявляющие уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, а также методики, направленные на исследование нарушений произвольной регуляции деятельности.

Перечисленным выше требованиям соответствуют методики:

1 . Методика диагностики уровня развития словесно-логического мышления, сконструированная Э.Ф. Замбацявичене в 1984 году на основе словесных субтестов Амтхауэра, методика модифицирована Переслени и Мастюковой (1986) и экспериментально проверена на репрезентативных выборках младших школьников;

2. Цветные прогрессивные матрицы Равена (детский вариант) в модификации Т.В. Розановой (1978).

В основу дифференциации положен принцип уровня зрелости той или иной психической функции, независимо от этапа и характера начального школьного обучения, а так же хронологического возраста в интервале 6-10 лет.

Четыре уровня градации для каждого из регистрируемых двумя методиками, показатели и способы дополнительного их анализа, выработанного на основе развиваемого нами подхода о структуре познавательной деятельности, с учетом нейрофизиологических механизмов ее обеспечения дают возможность сопоставлять между собой специфику развития психических функций, обследуемых по единому принципу.

Предлагаемые методики позволяют выявить сильные и слабые стороны развития познавательной деятельности ребенка, а потому особенно полезны для практического психолога.

Накопленный в отечественной и зарубежной психодиагностике опыт позволяет говорить о необходимости использования невербальных методик для дифференциации индивидуальных особенностей и интеллектуальных нарушений у детей для понимания структуры познавательной деятельности. Применение невербальных методик приобретает повышенную значимость в тех случаях, когда затруднено языковое общение между испытуемым и психологом-экспериментатором. Например, при обследовании детей с нарушениями речи, слуха.

Хорошая результативность в выполнении невербальных заданий у детей, испытывающих трудности в обучении, повышает важность анализа уровня развития словесно-логического мышления. Низкая успешность выполнения вербальных заданий может быть обусловлена плохой информированностью ребенка, социально-педагогической запущенностью. Сказанное, повышает необходимость надежного сопоставления уровней развития словесного и несловесного мышления.

Одной из широко применяемых методик невербального характера является тест с использованием цветных прогрессивных матриц, разработанный Дж. Равеном (первоначально применялся для исследования особенностей восприятия). При решении заданий по матрицам Дж. Ранена большое значение имеет концентрация активного внимания, объем и распределение.

В дефектологии при диагностике уровня умственного развития большое значение придается тому, как ребенок использует помощь.

При наличии различных видов помощи повышается дифференциально-диагностическая ценность методик, используемых для разграничения различных форм интеллектуальной недостаточности, С этой целью Т, В. Розанова модифицировала процедуру предъявления цветных матриц - ввела различные виды помощи. Т.В. Егорова апробировала модифицированный Розановой вариант методики на детях с ЗПР и показала, что получаемые количественные и качественные результаты дают возможность адекватно оценить особенности восприятия и наглядно-образного мышления у детей этой категории.

При психодиагностическом обследовании детей 6-10 лет для выявления уровня развития познавательной сферы целесообразно использование цветных прогрессивных матриц в модификации Т. В. Розановой.

Анализ распределения индивидуальных данных позволил определить четыре уровня успешности решения матричных задач (Т. В. Егорова, 1984):

IV- высший уровень успешности – 28 и более баллов (80-100%);

III – 27.9 – 22,75 балла (79,9 – 65,0%);

II-22, 5-17, 5 баллов (64, 9-50, 0%);

I - самый низкий - 17, 0 и менее баллов (менее 50%).

Модификация способа исследования, предложенная Т. В. Розановой , отличается от общепринятого:

Испытуемый получает 1 балл за правильное решение и 0,5 или 0,25 балла за решение после стимулирующей помощи. Традиционная процедура исследования позволяет выявить лишь уровень «актуального» развития, но не дает возможности определения «зоны ближайшего развития» ребенка (по терминологии Л. С. Выготского) . Отдельный подсчет суммы «дополнительных» баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, может рассматриваться как отражение, особенностей произвольного внимания или характеристики импульсивности ребенка. Увеличенное количество проб, решенных со второй и третьей попытки, может указывать и на широту «зоны ближайшего развития».

В практике психодиагностики для определения уровня умственного развития и, в частности мыслительной деятельности детей, широко используются различные словесные задания, позволяющие установить меру осведомленности, степень сформированности понятий, логических операций (В. И. Лубовский, 1978, 1989; Т. В. Егорова, 1973, 1984; Р. Д. Тригер, 1984; С. Г. Шевченко, 1984, К. Новакова, 1983) .

Вербальные методики представляют особый интерес для диагностики ЗПР и дифференциации этих состояний с учетом ее формы.

В работах В. И. Лубовского показаны отличия детей с ЗПР от нормально развивающихся школьников по результатам выполнения словесных заданий . Используемая нами методика объединяет разные виды словесных заданий и позволяет получить достаточно полное, надежное и валидное представление об уровне развития словесно-логического мышления.

Исходный вариант методики - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1955), Э. Ф. Замбацявичене разработала словесные субтесты, пригодные для обследования младших школьников. В предлагаемой ею методике 4 субтеста по 10 проб в каждом.

Экспериментальная апробация предложенных Э.Ф. Замбацявичене субтестов на нормально развивающихся младших школьниках и проверка их пригодности для выявления особенностей словесно-логического мышления детей с ЗПР потребовала их модификации. На основе накопленных репрезентативных данных создано два варианта методики: полный (Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров) , и краткий для проведения экспресс-диагностики (Л. И. Переслени, Л.Ф. Чупров), которые отличаются от варианта Э.Ф. Замбацявичене несколько измененной процедурой обследования, способом оценки результатов выполнения заданий. Кроме того, произведена замена заданий исходного варианта, требующих знаний регионального характера.

Краткий вариант методики целесообразно использовать в системе диагностического обследования дошкольников, поступающих в первый класс, при диагностике школьной зрелости, особенно для школ с углубленным изучением иностранного языка.

Анализ данных, получаемых при использовании специалистами нашего центра описанных методик, дополненный результатами квалифицированного клинического обследования повышает возможность объективной оценки нарушений в развитии детей, помогает в правильном подборе коррекционных мероприятий.

Список использованной литературы:

1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ПИТЕР, 2010.

2 Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.

3 Выготский Л.С. Собрание сочинений (в шести томах), т. 4. Детская психология. / Под ред. Эльконина Д.Б., М.: Педагогика, 1984

4 Гуревич К.М., Лубовский В.И. Предисловие редакторов перевода // В кн.: Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1; Пер. с англ. // Под ред. Гуревича К.М., Лубовского В.И., М.: Педагогика, 1982, - с. 5-14.

5 Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Власова Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А., - М.: Педагогика, 1984

6 Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей. // Дефектология, 1984, № 1 – с. 28-34.

7 Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Основы общей и клинической психологии. – Краснодар: «Советская Кубань», 2000. – 304 с.

8 Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

9 Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991.

10 Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966,-256с.

11 Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики.//Вопросы психологии, 1989.- №1- с.55- 62.

12 Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей.- М.: Педагогика,1978, - 231с.

13 Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учеб.-метод. пособие. — - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.

Пояснительная записка

Современная педагогика предполагает использование инновационных технологий в образовательной деятельности, таких как информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Данный наглядный материал в электронном варианте разработан на основе программно-методического пособия «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения»/ Под общей редакцией Т.Г.Неретиной.

Наглядный инструментарий может быть использован в работе учителя-дефектолога при обследовании познавательной деятельности и на основе его результатов выстроена дальнейшая как групповая, так и индивидуальная работа. Данные обследования служат основанием для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода, то есть адаптации программного материала с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Общей целью диагностики является обследование уровня развития детей. Представленный материал является полным и целостным, т.к. содержит обследование всех психических процессов: восприятие, внимание, память, мышление, а также основ арифметических знаний.

Обследование восприятия содержит цель по выявлению умения называть и различать свойства предметов (цвет, форма, величина), уровня восприятия пространства, целостности, осмысленности восприятия.

Обследование вниманиянаправлено на выявление уровня объема, степени концентрации внимания, работоспособности.

Обследование памяти имеет целью выявить уровень сформированности зрительной механической памяти.

Обследование мышлениязаключается в выявлении способности исключать и обобщать; уровня понимания логических связей и закономерностей окружающего; умения восстанавливать последовательность событий.

Обследование основ арифметикиопределяет сформированность навыков счета, арифметических действий; умения сравнивать числа; умения соотносить цифру, число и количество.

Мультимедийный материал для обследования характеризуется эмоционально-игровой окрашенностью, поэтому является доступным для детей с ЗПР, т.к. составлен с учётом индивидуальных и психофизиологических возможностей детей данной категории, а именно: неустойчивость внимания, слабая его концентрация, частые отвлечения, трудности в переключении с одного вида деятельности на другой, недостаточность развития способности к произвольной регуляции поведения, которые затрудняют выполнение заданий учебного типа.

Эмоционально-игровая окрашенность представлена:

  • присутствием на протяжении всего обследования героя Микки Мауса
, который: обеспечивает мотивацию и поощрение с сюрпризами при выполнении заданий;
  • использованием различных анимационных эффектов:
  • передвижение персонажей; различные виды входа и выхода объектов и их выделение;
  • использованием звуковых эффектов
  • при поощрении детей.

    Данный инструментарий для обследования в электронном варианте позволяет:

    • установить взаимосотрудничество «педагог – ребёнок»;
    • использование охранительного режима, предполагающего чередование умственной нагрузки и пауз для отдыха;
    • вызвать интерес и поддерживать его на протяжении выполнения всех заданий на основе положительного эмоционального настроя, способствующего активизации познания;
    • при работе с подгруппой детей развивать навыки сотрудничества детей друг с другом, их эмоционально-волевые качества (не выкрикивать, не перебивать, терпеливо подождать ответа другого);
    • экономить время подготовки к обследованию и его проведения;
    • исключить утомляемость детей вследствие замены статических наглядных материалов динамичными заданиями, их разнообразия и привлекательности, использования слайдов с поощрениями, что обеспечивает оптимизацию обследования.

    Обследование может быть проведено как индивидуально, так и с подгруппой детей (2-3 человека). Продолжительность полного обследования составляет 30-40 минут в зависимости от психофизических возможностей ребёнка, а учитывая требования СанПиНа 2.4.1.2791-10 (п.12.21) к продолжительности занятия с использованием компьютера, оно может быть разделено на 2-3 занятия в неделю по 15 минут.

    Данное обследование содержит качественный анализ уровня психического развития каждого ребёнка для определения его индивидуальных особенностей. Для этого имеются методические рекомендации к проведению обследования:

    – методики для оценки качества развития психических процессов (представленное мультимедийное обследование – CD-R);

    – параметры оценки и уровни развития для каждого психического процесса (методические рекомендации к мультимедийному обследованию), обеспечивающие дифференцированную оценку;

    – образец таблицы данных обследования познавательного развития детей с ЗПР (6-7л.).

    Пользование данным электронным инструментарием для обследования предполагает следующие технические ресурсы: Microsoft Windows XP, Microsoft Office PowerPoint, компьютер, клавиатура, мышь.

    Методические рекомендации
    к обследованию познавательного развития детей 6-7 лет
    на основе «Система работы со старшими
    дошкольниками с задержкой психического развития
    в условиях дошкольного образовательного учреждения»
    (Под общей редакцией Т.Г.Неретиной. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004)

    ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ (ОБЩИЙ КРУГОЗОР).
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ.
    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

    Тестовая беседа

    Подготовительная к школе группа (6-7лет):

    – Назови свое имя, фамилию.

    – Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь: женщиной или мужчиной?

    – Сколько тебе лет? Сколько будет через год? Сколько было год назад?

    – Где ты живешь? Назови свой адрес.

    – Кто есть в твоей семье? Кто ты бабушке, маме, брату? Кто бабушка маме?

    – Как зовут твоих родителей?

    – Кем работают твои родители?

    – Как называется город, страна, в которой ты живешь?

    – Для чего человеку нужны: глаза, рот, уши...?

    – Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? Какое время года было до... и после...

    – Чем отличается день от ночи?

    – Каких диких и домашних животных ты знаешь?

    – Каких птиц ты знаешь?

    – Когда можно кататься на санях – зимой или летом? Почему?

    – Что делает почтальон, строитель, учитель?

    – Кто больше – корова или собака? Кто меньше – птица или пчела? У кого больше лап – у кошки или петуха?

    – Какого человека называют хорошим? плохим?

    – Чем ты любишь заниматься?

    Оценка результатов:

    Высокий уровень (5) – 15–18 правильных ответов. Выше среднего (4) – 12–14 правильных ответов. Средний (3) – 9–11 правильных ответов. Ниже среднего (2) – 5–8 правильных ответов. Низкий (1) – 4 и менее правильных ответов.

    ВОСПРИЯТИЕ

    Параметры оценки: свойства предметов (цвет, форма, величина); восприятие пространства; целостность; осмысленность восприятия.

    Высокий уровень (5)

    Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознает воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путем зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.

    Выше среднего (4)

    Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознает воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путем целенаправленных проб или практического примеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.

    Средний уровень (3)

    Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний, опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.

    Ниже среднего (2)

    Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумленных, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.

    Низкий уровень (1)

    Отсутствуют знания основных свойств предметов. Не осознает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.

    Предлагаемые методики:

    «Украсим салфеточку»*

    Цель: выявить уровень восприятия цвета, формы, умения ориентироваться на плоскости (центр, справа, слева, наверху, внизу).

    «Разноцветный коврик»*

    Цель: выявить умение называть цвета спектра.

    «Назови величину предмета»*

    Цель: выявить знание параметров величины и пространственного расположения предметов (за, с, по, на).

    «Подбери к целому часть»*
    «Назови, чего не хватает?»*
    «Что перепутал художник»*
    «Сложи картинку»

    Цель: определение уровня целостности восприятия.

    «Покажи правую (левую) руку. Покажи правой рукой левое ухо и т.д.»

    Цель: выявить умение ориентироваться по схеме тела и выполнять перекрёстные задания.

    «Что где находится?»

    Цель: определить умение ориентироваться в ближайшем пространственном окружении по отношению к себе.

    Цель: определить умение ориентироваться на плоскости (центр, справа, слева, за, перед, над, под и т.п.).

    Примечание: * задание в электронном варианте.

    ВНИМАНИЕ

    Параметры оценки: объем, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность.

    Высокий уровень (5)

    Объем внимания широкий (4-5 объектов воспринимает одновременно). Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Высокая концентрация, легкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность.

    Выше среднего (4)

    Объем внимания незначительно снижен (воспринимает не более трех предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое кол-во отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3~4). Достаточная работоспособность.

    Средний уровень (3)

    Объем внимания снижен (воспринимает не более 2 объектов). Устойчивость внимания снижена (частые отвлечения). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнения многоступенчатой инструкции. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость).

    Ниже среднего (2)

    Объем внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с трудом. Выполняет многоступенчатую инструкцию, разбитую на простые звенья. Не работоспособен.

    Низкий уровень (1)

    Объем внимания резко снижен (способен воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения), Не способен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа.

    Предлагаемые методики:

    «Кто спрятался?»*

    «Сравни картинки»* (5–6 различий).

    Цель: выявление объема и степени концентрации, устойчивости, переключаемости внимания.

    Параметры оценки: объем памяти, зрительная, слуховая память /прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов/. Произвольность памяти.

    Высокий уровень (5)

    Широкий объем памяти (зрительная – 6-7 образов, слуховая -10 слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

    Выше среднего (4)

    Объем памяти достаточный (зрительная до 5 образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

    Средний уровень (3)

    Объем памяти несколько снижен (зрительная в пределах 4 образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.

    Ниже среднего (2)

    Объем памяти узкий (зрительная – в пределах трех образов, слуховая -■ 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.

    Низкий уровень (1)

    Объем памяти резко снижен (зрительная в пределах 1 -2 образов, слуховая– 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание малодоступно или недоступно вообще. Память непроизвольная.

    Предлагаемые методики:

    «Запомни предметы и назови»*

    Цель: определение уровня сформированности зрительной механической памяти.

    Цель: определение уровня сформированности слуховой механической памяти.

    МЫШЛЕНИЕ

    Параметры оценки: мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка). Логичность, самостоятельность мышления. Вербальные способности в мышлении. Принятие помощи.

    Высокий уровень (5)

    Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, аргументирует свой выбор: Способен к тонкой дифференциации. Выделяет сходство и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Целенаправленно и избирательно использует помощь. Способен работать на вербальном уровне. Понимает символику и пользуется ею.

    Выше среднего (4)

    Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространенные причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет строить элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление самостоятельное всегда. Помощь использует продуктивно. Справляется с простыми заданиями на вербальном уровне. Понимает и использует несложную символику.

    Средний уровень (3)

    Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает, группирует в грубом подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью.

    Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабо выраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. Не всегда использует помощь. Выполняет простые вербальные задания. При работе с символикой нуждается в помощи.

    Ниже среднего (2)

    Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь практически не использует. Действует только на наглядном уровне. Мышление непроизвольное. Не понимает значение символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.

    Низкий уровень (1)

    Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группи ровке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно– следственных связей, закономерностей. Помощь не использует.

    Предлагаемые методики:

    «Назови, что не так?»*

    Цель: выявление уровня понимания ребенком логических связей и закономерностей окружающего, умения логически рассуждать.

    «Четвертый лишний»* (наглядный уровень).

    Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков объектов.

    «Что сначала, что потом?»*

    Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, восстанавливать последовательность событий.

    ЗНАНИЕ ОСНОВ АРИФМЕТИКИ

    Параметры оценки: навыки счета, арифметических действий, сравнение чисел.

    Высокий уровень (5)

    Считает в прямом и обратном порядке до 5 (старшая группа), до 10 (подготовительная группа). Счет осознанный. Владеет порядковым счетом (подготовительная группа). Сравнивает множества и числа путем уравнивания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия (+1 – старшая группа, +, -2 – подготовительная группа). Знает цифры и оперирует ими, а также арифметическими знаками. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи.

    Средний уровень (3)

    Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в налом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале(до 3 – старшая группа до 5-6 – подготовительная группа). Выполняет арифметические действия только один, используя пальцы и др. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с помощью взрослого.

    Низкий уровень (1)

    Считаем в ограниченном пределе. Счет неосознанный. Сравнивает контрастные множества с помощью взрослого. Арифметические действия мало доступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не применяет.

    Примерные задания:

    «Посчитай кораблики»*

    «Чего больше, чего меньше? Сделай поровну»*

    Цель: выявить умение устанавливать равенство и неравенство множеств.

    «Реши задачу»*

    Цель: выявить уровень вычислительных навыков присчитывания и отсчитывания по одному на открытом результате.

    «Покажи цифру»*

    Цель: выявить умение соотносить цифру, число и количество в пределах 10.

    МОТОРИКА

    Высокий уровень (5)

    Тонкая моторика: точность движения рук, согласованность движения обеих рук. Развита зрительно-моторная координация. Нормальный мышечный тонус кисти. Умеет правильно ручку, кисть, иглу.

    Средний уровень (3)

    Тонкая моторика: незначительно нарушена точность движения рук и согласованность движений обеих рук. Снижена зрительно-моторная координация. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса кисти (гипотонус, гипертонус, тремор) и как следствие – трудности при пользовании карандашом, ножницами, ручкой, иглой.

    Низкий уровень (1)

    Тонкая моторика: нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти.

    Предлагаемые методики:

    Пробы с использованием мозаики, шнуровки, графических заданий.

    Цель: выявление особенностей тонкой моторики пальцев рук.

    ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

    Параметры оценки: произвольность деятельности, отношение к оценке, результату, школьная мотивация.

    Высокий уровень (5)

    Выполняет учебные правила, умеет сдерживать свои непосредственные побуждения. Длительно удерживает цель, стремится к достижению результата, преодолению трудностей. Заинтересован в оценке и результате. Владеет самоконтролем. Проявляет эмоционально– положительное отношение к позиции школьника. Адекватно реагирует на ситуацию, способен гибко переключаться из одного эмоционального состояния в другое, сопереживать. Средний уровень (3)

    Для сдерживания непосредственных побуждений и выполнения учебных правил требуется внешний контроль и стимуляция. Не способен длительно удерживать цель. Невыраженное стремление к достижению результата и преодолению трудностей. Использует внешние средства мобилизации волевых усилий (закрывает глаза, берется за голову...). Неустойчивая заинтересованность в оценке и результате. Слабые навыки самоконтроля. Неосознанное отношение к позиции школьника (затрудняется в мотивации). Не всегда адекватно реагирует на ситуации. Может «застревать» в определенном эмоциональном состоянии.

    Низкий уровень (1)

    Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Школьная мотивация отсутствует. Характерны различные нарушения эмоционально-волевой сферы (аффективный фон настроения, эйфоричность, негативизм и др.).

    ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

    Высокий уровень (5)

    У ребенка устойчивый интерес к учебной деятельности (охотно посещает занятия, активно участвует в них: задает вопросы, интересуется дополнительной информацией и т.п.). Положительно относится к учебному трудному и новому заданию. Интересы ребенка широкие и устойчивые. Может самостоятельно реализовать свои познавательные интересы. Отмечается наличие устойчивого и аргументированного желания учиться в школе. Познавательная активность не зависит от характера деятельности и знаний ребенка.

    Средний уровень (3)

    У ребенка недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимается, на занятиях малоактивен, работает только по вызову). Индифферентен к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняется в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание учиться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний ребенка (избирательность).

    Низкий уровень (1)

    Интерес к обучению не выражен (маловыражен): отказ, пассивность на занятиях, от деятельности на занятиях. Негативное отношение к новому, трудному. Интересы крайне узкие и кратковременные. Не желает учиться в школе или желание обосновывает бессмысленными доводами.

    Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

    Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

    Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

    Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

    Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

    На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

    С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

    Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

    Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

    Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

    Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

    Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

    Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

    Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

    Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

    Вам также будет интересно:

    Как определить пол ребенка?
    Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
    Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
    22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...