Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Как зарождается любовь? Проблема любви в контексте науки и философии

ФОТО Getty Images

Человечество много веков бьется над разгадкой формулы любви, пытаясь понять, почему присутствие конкретного человека способно перевернуть нашу жизнь, почему мы влюбляемся в одних и не замечаем других и можно ли кого-то заставить полюбить нас? Ответов на эти вопросы нет до сих пор. Но все же наука далеко продвинулась в изучении механизмов любви. Например, выяснила, в кого мы влюбляемся чаще.

Так, биолог Клаус Ведекинд (Claus Wedekind) нашел прямую связь между влечением и запахом. Как оказалось, нас тянет к тем, чья иммунная система отличается от нашей. То есть природа дает нам сигнал - потомство с этим партнером будет сильным и красивым. Поэтому цвет волос, форма глаз и губ, естественный запах, высота голоса - все эти физические особенности могут стать «опознавательными знаками» для идеального партнера, наиболее гармоничной с генетической точки зрения пары.

Еще один важный нюанс в рождении любви - эмоциональная связь. Любовь возникает из чувства близости, которое может оказаться даже сильнее физического влечения. А чтобы лучше определить совместимость, нужно всего лишь как можно быстрее и честнее показать, кем вы являетесь на самом деле.

Как же понять, что у ваших новых отношений есть будущее?

Противоположности притягиваются?

Нас чаще влечет к «родным душам» или мы постоянно сталкиваемся с собственными антиподами? Эксперты считают, что теплые отношения лучше всего складываются у похожих друг на друга людей. Это чувство близости, некоего сходства подогревает отношения. «Общие взгляды способствуют лучшему пониманию друг друга, - говорит психолог Джиан Гонзага (Gian Gonzaga) из Калифорнийского университета. - А разногласия в перспективе становятся причиной лишь нарастающего непонимания с обеих сторон, которое придется все время преодолевать».

Мы бессознательно ищем того, кто помог бы нам «вылепить» из самих себе совершенство

Противоположности действительно могут притягиваться благодаря феномену Микеланджело. Так же, как мы определяем идеал будущего партнера, мы создаем и образ идеального себя и порой бессознательно ищем того, кто помог бы нам «вылепить» из самих себе совершенство. И влюбляемся в человека, в котором собраны все те качества, которых нам в себе не хватает.

Привлекательные недостатки

«Каждый из нас уже подростком сформировал для себя набор тех черт характера других людей, их ценностей, предпочтений и поведения по отношению к нам, которые нас притягивают, - говорит антрополог Хелен Фишер (Helen Fisher), - но в то же время эти черты не обязательно должны быть приятными. Представьте себе девочку, чей отец-алкоголик превратил ее жизнь в хаос, - в итоге она решает, что никогда не выйдет замуж за такого человека. Повзрослев, она не выбирает себе в мужья импульсивного алкоголика, а выходит за постоянно занятого актера. Что она искала в партнере? Она не скажет, что спонтанности, но ведь к этому она так привыкла. Это часть ее идеала».

Людям свойственно думать, что их взгляд на мир - единственно верный. Неудивительно, что согласный с нашим мнением человек тут же кажется нам симпатичным

Влюбляясь, мы можем не замечать отрицательных качеств партнера, но с возрастом и опытом наше суждение станет более метким и глубоким. «Мы умеем делать выводы по небольшим заметкам и догадкам, опираясь на приобретенный опыт, - объясняет Джиан Гонзага. - Например, расставшись после длительных отношений или брака, вы, скорее всего, будете неуверенно чувствовать себя на свидании, но зато у вас будет опыт, благодаря которому можно избежать проблем и ошибок в новых отношениях».

Любовь не терпит суеты?

Мы не всегда влюбляемся с первого взгляда, чувство может прийти позже. Чаще для зарождения искренних и крепких отношений нужно время. «Мы с Кейт устроились в одну компанию с разницей в месяц, и у меня сразу возникло чувство, что мы можем стать хорошими друзьями, но она работала в другом отделе, - вспоминает Джон. - Однажды мы встретились с ней на одном совещании, и я заметил у нее в сумочке книгу моего любимого автора. Я спросил, как она ей, и ее глаза загорелись. Так завязался наш первый разговор».

Знакомство - волнующее событие, ведь это мгновенная оценка друг друга. Важно не только смело заявлять о своих интересах и вкусах, но и стараться вникнуть в чужие. Это может иметь ключевое значение в зарождающихся отношениях, так как людям свойственно думать, что их взгляд на мир - единственно верный, - говорит Джиан Гонзага. - Так что не удивительно, когда согласный с нашим мнением человек тут же нравится нам еще больше».

Почему не получается?

Причин, по которым отношения не складываются, может быть много, и все они, конечно, индивидуальны. Но если вам показалось, что вы нашли идеальную пару, а союз не получился, возможно, вы узнаете себя в этих ситуациях.

У вас схожие недостатки

Иногда мы встречаем людей, с которыми формально у нас много общего, мы преследуем схожие цели и гордимся схожими достижениями, но на интуитивном уровне чувствуем в них какой-то изъян. Почему это происходит? «Мы часто проецируем прошлый опыт на новых людей, - объясняет психотерапевт Тоби Инхэм (Toby Ingham). - У нас есть склонность интерпретировать поведение других с помощью собственных представлений о жизни, пропускать события через фильтр своего опыта - все это влияние заложенного у нас в бессознательном сценария».

Антипатия может быть вызвана тем, что вы узнаете собственные недостатки в отвергаемом человеке

Антипатия может быть вызвана тем, что вы узнаете собственные недостатки в отвергаемом человеке. К примеру, женщина, которая постоянно отказывает мужчинам из-за того, что они «слишком милые». На самом деле это ее страх выглядеть слабой заставляет подозревать подобное качество в других людях и осуждать их за это.

Вы боитесь открыться

Мы всегда стараемся понравиться новым знакомым, произвести приятное впечатление. Например, придумываем себе интересные увлечения, чтобы привлечь внимание на вечеринке. Подобный вид манипуляции, как правило, безобиден. Таких людей можно назвать искателями одобрения - они сразу просчитывают, что нравится собеседнику, и подстраиваются под его ожидания и потребности.

Охотники за одобрением легко адаптируются в группе, сразу же располагая членов коллектива к себе. Но когда дело доходит до создания более глубоких отношений, тем, кто ищет одобрения, приходится непросто: близкое, интимное общение дается им с трудом. Их умение быстро подстраиваться под других людей скрывает те их подлинные черты, которые они не хотят обнаружить. В отношениях они недоверчивы и мнительны, что мешает им открыться любимому человеку.

Но чтобы испытать настоящие чувства, необходимо показать свое лицо. Только так вы сможете понять, действительно ли подходите друг другу.

(продолжительность – 35 минут)

Как известно, греческое слово «философия» двусоставное, его первая часть – «филия» -- переводится как «любовь», а вторая, «софия», словом «мудрость». Однако, как это ни прискорбно, основное внимание философы уделяли именно поискам мудрости, знания, истины, а вот размышления о любви нередко считали если и не второстепенными, то менее важными, чем думы о закономерностях мироустройства, природе познания, смысле истории. В современной философии тема любви считается, пожалуй, ещё более маргинальной, чем в философии прошлого. Складывается впечатление, что современные философы либо забыли про любовь «по недосмотру», либо решили, что этой темой должны заниматься психологи и сексологи, а, может, дело в том, что по этой теме уже нельзя сказать ничего нового – вот философы и переключились на иные, более «злободневные» вопросы?

На мой взгляд, проблема любви должна стать одной из центральных тем современной философии, о ней не надо бояться и стесняться говорить, ведь замалчивание, как показывает исторический опыт, ещё ни к чему хорошему не приводило. Но рассуждать о любви надо с опорой на традиции её философского осмысления, которые коренятся в глубине веков, в эпохе Древнего мира и, в частности, в античной философии и культуре.

Вопрос о том, где и когда появилась любовь, до сих пор считается не решенным. На мой взгляд, можно выделить два подхода в решении этого вопроса: культурологический и естественнонаучный. Сторонники первого – философы, историки, культурологи – спорят о том, в какую эпоху жизни человечества родилась любовь. Для них любовь – это, несомненно, достояние человека, животные же любви не знают.

Естественнонаучный подход к проблеме генезиса любви связывается сегодня с этологическими исследованиями, начало которым положили пионерские работы К. Лоренца, Н. Тинбергена, М. Фриша и др. По мнению этологов, любовь присутствовала не только в жизни греков, была известна не только жителям государств Древнего Востока, но была свойственна и первобытным людям. Такой вывод основан на изучении полового поведения высших животных. По мнению этолога М.Л. Бутовской, любовь – это, прежде всего, привязанность друг к другу, любовь возникает «только там, где возникает личное узнавание и личная привязанность», а последние присущи не только приматам, но также и некоторым птицам, например, серым гусям.

Рассмотрим теперь, как решалась проблема любви в истории человечества, какие виды любви при этом выделялись.

3.1. Любовь в Античной культуре

Древняя Греция традиционно считается колыбелью и философии, и науки, и всей западной культуры. Логично предположить, что и истоки философского осмысления любви надо искать именно в Древней Элладе. Действительно, греки были не только очень разумным, мыслящим народом, но также и народом любвеобильным. Греки также поклонялись прекрасному, высоко его ценили во всех проявлениях, начиная от изящества посуды, украшений и заканчивая проникновенными стихами и трагедиями, от красоты тела до нравственной красоты поступков, красоты души.

Неудивительно, что греки разработали первую всеобъемлющую классификацию видов любви , сохранившую свою актуальность до сих пор. Её описывает А.Н. Чанышев, отмечающий следующие виды любви:

    Эрос – любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Это главным образом половая любовь.

    Филия более спокойна, у неё «больший спектр значений», «такой любовью можно любить многоразличное». Кроме того, «это не только любовь, но и дружба», поэтому «эротическая любовь – лишь один из видов филии».

    Агапэ (агапэзис) – любовь-влечение, отличающаяся мягкостью и нежностью, ставшая «во времена утренней зари христианской» новозаветной любовью Богочеловека ко всем людям 18 .

Более подробно виды древнегреческой любви характеризует современный философ В.В. Ильин:

    Агапэ – «горячее жертвенное чувство», суть которого в том, чтобы «быть счастливым счастьем другого». Идеальное воплощение находит в любви матери к ребенку.

    Филия – «пристрастное желание, симпатия», «любовь вообще».

    Эрос – влечение, привязанность, страсть. Идеальное воплощение находим в любви мужчины и женщины.

    Сторге – «нежность в семейном братстве, походящая на благоговение творца, всецело верующего в предмет своего творения». Идеальное воплощение – любовь брата к сестре, любовь между друзьями.

    Прагма – «корыстная любовь по расчету», не чувство, а скорее его имитация.

    Людус – «гедонистическое кокетство, ветреный флирт, не скованный обязательствами».

    Мания – «иррационально-одержимое, граничащее с болезненным чувственное пристрастие, предполагающее растворение самости в объекте влечения» 19 .

В философии любовь осмыслялась вне этой классификации, параллельно ей, поэтому у того же Платона мы не найдем размышлений о прагме, агапе, сторге, а лишь о любви вообще.

Среди античных философов первым, кто сделал любовь центральным понятием своей философии, был, без сомнения, Эмпедокл (490-430 до н.э .), у которого любовь (филия) выступает глобальной космической силой, аналогичной гравитации, ибо и та, и другая стягивает, сплачивает в одно все вещи, все элементы. Противоположна Любви – Ненависть, стремящаяся разделить, раздробить Космос на части. С позиций современной науки позиция Эмпедокла совсем небессмысленна, скорее, наоборот, весьма эвристична. В современной физике на вселенскую Любовь Эмпедокла похожа негэнтропия, а на Ненависть – энтропия, а в мире мы видим борьбу двух начал – энтропии (закона возрастания энтропии, т.е. хаоса, беспорядка) и порядка, жизни, любви…

Наибольший вклад в развитие представление о любви в античности внес Платон (427-347 до н.э.) – крупнейший античный мыслитель. Остановимся на основных идеях, выраженных им в диалоге «Пир», специально посвященном теме любви, её сущности и видов. У Платона, мы, наконец-то, находим определения любви, которые дают участники симпосиона. Согласно Аристофану, «любовью называется жажда целостности и стремление к ней» 20 . К такому выводу Аристофан приходит опираясь на миф об андрогинах – двуполых существах на четырех ногах, с четырьмя руками и т.п., -- которых боги за гордыню рассекли на две половины, и с тех пор эти двуногие, «камбалоподобные» «половинки» ищут свою «вторую половину».

Согласно Сократу – герою диалога – любовь – это стремление к прекрасному , а также «стремление к вечному обладанию благом » 21 .

В речи Павсания мы находим знаменитое учение Платона о двух видах любви – о двух Эротах, двух Афродитах – небесной и земной, возвышенной и пошлой. Первая в обыденном сознании получила название платонической любви, под которой подразумевают чисто духовную любовь, чуждую стремлению к сексуальной, телесной близости. Но послушаем самого Платона: «Все мы знаем, что нет Афродиты без Эрота; следовательно, будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один; но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два. А этих богинь, конечно же, две: старшая, что без матери, дочь Урана, которую мы и называем поэтому небесной, и младшая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой. Но из этого следует, что и Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым… Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и, наконец, любят они тех, кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь, прекрасно ли это… Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, -- недаром это любовь к юношам – а во-вторых, старше и чужда преступной дерзости. Потому-то одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено бо льшим умом…» 22 .

Приведенные фрагменты показывают, что Платон в большей степени пропагандировал гомосексуальную любовь, чем любовь духовную, однако именно за последней почему-то закрепилось название «платонической любви».

В целом, именно античности мы обязаны первыми глубокими проникновениями в сущность любви, первыми классификациями видов любви, которые сохранили до сих пор свою значимость и для философии, и для повседневного сознания.

  • Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит
  • Любовь не всегда красива внешне, она выражается в счастье внутри человека
  • Любовь может заставить человека пойти на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки
  • Суть любви заключается в том числе и в том, что любящий человек никогда не причинит боли возлюбленному
  • Любовь к людям – это способность пожертвовать собой ради их счастья
  • Любовь открывает в человеке лучшие чувства

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Настоящей можно назвать любовь Пьера Безухова к Наташе Ростовой. Он знал, что Наташа – невеста Андрея Болконского, его друга, поэтому не позволял себе лишнего. Лучшие чувства Пьера проявлялись в готовности помочь, поддержать в трудной ситуации. Он уважал человека, которого любит. У Пьера была возможность ухаживать за Наташей, когда князь Андрей был в отъезде, но он считал низким препятствовать чужому счастью, рушить отношения близких для него людей. Такова настоящая любовь: она живет внутри человека, проявляется в благородных поступках.

А. Куприн “Гранатовый браслет”. Способным на истинную любовь оказывается Желтков, обыкновенный чиновник. Любовь к Вере Шеиной – основа его жизни. Все свое существование Желтков посвятил этой женщине. Он понимал, что они не могут быть вместе: уж очень сильно различалось социальное положение этих двух людей. Желтков не мешал Вере Николаевне жить, не мечтал ее завоевать, а просто любил – это было для него высшим счастьем. Самоубийство героя – это не трусость, ведь он ушел из жизни, чтобы не мешать Вере Шеиной. Желтков подарил ей самое дорогое, что имел – гранатовый браслет. Он простился с жизнью с чувством благодарности за все, что подарила ему любовь.

М. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова пойти на все, что позволит ей снова быть с любимым человеком. Она вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. И все ради одного человека – Мастера, без которого она жить не может. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви выше чувства страха. Маргарита доказывает это, за что и получает награду – вечный покой вместе с Мастером.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Руфь Морз – девушку, принадлежащую к высшему сословию. Любовь побуждает малообразованного юношу развиваться, чтобы преодолеть пропасть, разделяющую его и Руфь. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Скоро он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все собственный взгляд, чаще всего отличный от господствующих в обществе мнений. Мартин Иден и Руфь Морз помолвлены, но это держится в тайне, ведь молодой человек по-прежнему старается стать писателем, но так и не имеет денег в кармане. В Мартина Идена никто не верит: ни сестры, ни Руфь, ни семья Морзов. Он же во имя любви усердно трудится: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что любит Руфь по-настоящему, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвку разрывают. Руфь не желает даже говорить с ним. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его и начинают любить. Руфь уже не против выйти за него замуж: она говорит, что всегда его любила, что совершила ужасную ошибку. Но Мартин Иден не верит этим словам. Он понимает, что ничуть не изменился за это время. Когда помолвка была разорвана, произведения, получившие признание, уже были написаны. А значит, раз Руфь рассталась с ним тогда, она по-настоящему не любила. А вот любовь Мартина Идена была истинной, настоящей, чистой.

М. Горький “Старуха Изергиль”. Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям в целом. Данко, герой произведения, жертвует жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает из груди сердце и освещает им путь. Люди выходят из леса и оказываются спасены. Но никто уже не помнит о подвиге героя, а ведь он отдал жизнь ради счастья окружающих.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает читателям об отношениях двух молодых людей, Лизы и Пауля. Сначала, пишет автор, Лиза относилась к Паулю несерьезно, даже посмеивалась над ним. Но, когда Пауля призвали на фронт, чувства Лизы изменились.

Федор Сологуб подчеркивает: в душе у Лизы поднялась «бережная, жалостливая нежность» к Паулю. Автор также говорит о том, что Лиза понимала чувства Пауля, видела, что он ее любит. Она с грустью думала о том, что он сейчас уйдет на войну, возможно, погибнет и, умирая, вспомнит ее, но «чуждую, далекую». Автор показывает нам, как, провожая Пауля на фронт, Лиза признается ему в чувствах, обещает ехать за ним, стать сестрой милосердия и при первой же возможности обвенчаться с ним. Это происходит потому, что в глазах Лизы Пауль становится героем.

Данная проблема поднимается во многих произведения русской литературы, например в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского развивалась постепенно. Когда Наташа первый раз увидела князя Андрея, она не обратила на него особого внимания. Спустя время они вновь встретились на балу. После этого вечера Болконский стал часто бывать у Ростовых. Он не думал о Наташе, но «воображал ее себе, и вследствие этого вся его жизнь представлялась ему в новом свете». Андрей и Наташа робели перед друг другом. Наташа была «испуганной, но счастливой и восторженной», и все в доме чувствовали некоторый страх перед «чем-то важным, имеющим совершиться». Вскоре князь Андрей твердо решил, что женится на Наташе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любовь не всегда развивается быстро, а иногда наоборот – весьма мучительно и болезненно.

Но все же любовь с первого взгляда тоже нередкое явление. Так в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна практически сразу влюбилась в Евгения. Ее сердце ждало любви, и первым, кто оказался на ее жизненном пути, оказался Онегин. У Татьяны в душе был образ любимого человека и она перенесла его на Евгения: «давно ее воображенье, сгорая негой и тоской, алкало пищи роковой…душа ждала кого-нибудь, и дождалась...открылись очи; она сказала: это он!».

Итак, мы видим, что различные жизненные обстоятельства, собственные мечты и желания могут повлиять на развитие чувств между людьми.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Введение

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Философский анализ любви разворачивается в двух основных направлениях: описание конкретных многообразных видов любви (от наиболее отчетливых ее видов до видов, стоящих на грани влечения и пристрастия) и исследование тех общих черт, которые присущи каждой из разновидностей любви. Главное внимание уделяется половой (эротической) любви, являющейся парадигмой всякой любви. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая сфера творчества и одновременно стимул к творчеству в других областях, как предметное выражение глубин личности и ее свободы, притом свободы, готовой добровольно принести себя в рабство, как сложное, многоплоскостное перечисление биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаенного и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.

Зарождение человеческой любви

Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь - вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь родилась позже своих собратьев - ненависти, зависти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Исходя из работ таких исследователей - Моргана и Бахофена,- Энгельс писал: «До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко».

Многие философы считают что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Эрос античности - так называют они любовь того времени. Вряд ли верно, что в древности не было настоящей любви. О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви - Сократа, Платона и Аристотеля. А греческие боги любви? В свите богини любви Афродиты было много богов - покровителей любви. Один из них олицетворял собой начало и конец любви (у Эрота была стрела, рождающая любовь, и стрела, гасящая ее), другой - плотские вожделения (Гимэрот), третий - ответную любовь (Антэрот), четвертый - страстное желание (Поф), пятый - любовные уговоры (богиня Пейто), шестой - брак (Гименей), седьмой - роды (Илифия). И раз были боги любви и даже теории любви, то откуда же они брались, если не из любви?

При древних храмах жили тогда жрицы любви, их почитали, а любовь обожествлялась как таинственная сила. Это простой эрос, телесный, лишенный духовности. Но уже и в те времена людям ясно было, что этот эрос не просто животное чувство, - он очеловечивает человека. С ходом времени менялись люди, другим делался уклад их жизни, их психология. И нельзя выводить общие для всех эпох античности правила, думать, что любовь была в них одинаковой, равной самой себе. Любовь ранней античности вполне можно назвать античным эросом. Это как бы предлюбовь, в ней еще много обще природного, одинакового для человека и других живых существ. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения, плотские желания - таким и был, видимо, ранний эрос античности. Не раз говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под их видом явиться к возлюбленным.

Интересно, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины. Можно было бы подумать, что любовь возникла в истории как психологическое возмещение за женское рабство: подчинив женщину, мужчина сам попал к ней в плен. Но это внешний подход - и очень однолинейный. Можно предположить, что похожие нравы царили в начальные времена варварского патриархата. Любовь не выдержала этого психологического ледникового периода и погибла. И лишь спустя долгие тысячелетия, когда отношения мужчины и женщины начали смягчаться, любовь стала рождаться снова. Личность начинает обособляться от общества, начинает все больше осознавать свои отдельные, частные интересы, все больше выдвигать их на первый план. И вместе с этим обособлением резко углубляется и любовь, она как бы выдвигается вперед, попадает под увеличительное стекло, и постижение ее ценностей делается куда более глубоким и разветвленным. Именно тогда появляется ощущение исключительности любви, ее несравнимости с другими чувствами.

То и дело говорят поэты, что любовь - центр жизни, самое главное в ней, что она сильнее всего на свете - сильнее уз крови, сильнее даже инстинкта жизни. Поэтому в античной поэзии начинает звучать нота нескончаемости любовного чувства.

С ходом цивилизации любовь все больше пронизывается духовными тяготеньями, и это видно не только в лирике, и в позднеантичном романе. Для древних любовь - смесь меда и яда. Вместе с появлением любви резко выросли не только радости жизни, но и еще больше - ее горести, ее боль, тревога. Любовь - огромный психологический усилитель восприятия, и она увеличивает в глазах людей и счастье и несчастье, и, может быть, несчастье даже больше, чем счастье. И поэтому так много горя и боли в античной драме, в античной лирике, да и вообще у поэтов всех других эпох - от Петрарки до Блока и Маяковского.

Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй ее ценностей. Это совершенно новый стимул среди стимулов человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции. Простота человеческой жизни теперь пропадает, рождение любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает ее былой ясности и цельности. Конечно, в разные времена и у разных людей это выглядит по-разному. Но ясно одно - и это давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человечеству не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетет человека.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....