Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Какие бывают развивающие игры. Загадки и ребусы

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.




Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

  • инфекционные или соматические заболевания;
  • конъюнктивит;
  • воспалительные процессы;
  • высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • стоматит или гингивит.

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

· от середины лба к вискам;

· от бровей к волосистой части головы;

· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

· от корня носа к височной области;

· от угла рта к козелку ушной раковины;

· от середины подбородка к мочке уха;

· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

· массаж для расслабления мускулатуры губ;

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

· похлопывание губ;

· вибрация губ.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Логопедический массаж
Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения?
1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него«неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/«смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.
Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз.

Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
- «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
- «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
- «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
- «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Логопедический массаж при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируют патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название «рефлекса запрещающих позиций», их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и логопедического массажа.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3-5 раз. Выполнять в течение дня 3-5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

Развести руки в стороны, а при возвращении - прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании - прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3-5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).

Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 - 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:
1. поглаживание лба от середины к вискам;
2. поглаживание лба от бровей к волосам;
3. поглаживание бровей;
4. поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5. поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6. сжимание подбородка ритмичными движениями;
7. разминание скуловой и щечных мышц (спиралевидныедвижения по скуловой и щечной мышцам);
8. перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9. пощипывание щек.
Во время массажа можно проговаривать стихи в такт движениям, например, такие:
«Мама лобик деткам мыла,
Мама мыла лобик мылом.
Мама щечки деткам мыла,
Мама мыла щечки мылом.
Мама носик деткам мыла,
Мама мыла носик мылом.
Мама глазки деткам мыла,
Мама мыла глазки мылом.
Мама ротик деткам мыла,
Мама мыла ротик мылом.
Подбородок деткам мыла,
И его не позабыла.»
Вместо слова «деток» можно говорить дочка, сынок или имя ребенка.

Проблемы с речью у ребенка могут быть патологией или вариантом нормы. Если нарушения ярко выраженные или сохраняются во взрослом возрасте (от 3 лет), необходимо прибегать к терапии. В качестве основы лечения выступают занятия с логопедом и массажные процедуры. Логопедический массаж для детей в домашних условиях совмещается с другими методами терапии.

[ Скрыть ]

В каких случаях применяется

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Занятие с профессионалом показаны всем без исключения. Желательно несколько месяцев поработать над развитием речевого аппарата.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях должен проводиться после консультации со специалистом. Кроме того, потребуется регулярно посещать врача для контроля и корректировки лечения.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении. В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста. После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна - воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача - расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Для некоторых упражнений потребуется 2 ложки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой - предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

Дополнительно потребуется регулярно заниматься умственным развитием.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....