Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Какие могут быть психологические проблемы детей дошкольного возраста. Психологические проблемы детей

Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих предшественников. Стремительно развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации и развитие СМИ - все это в своей совокупности оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики. Проблемы детей в современной России формируются, в основном, благодаря стремительно развивающимся технологиям и мощному информационному потоку.

Психологические проблемы у детей

Психика ребенка неустойчива и лабильна, то есть подвержена влиянию со стороны окружающего общества и обстоятельств. Наиболее распространенные психологические проблемы детей в современном мире:

  • Хроническая усталость. Отмечается тогда, когда родители, пытаясь развивать свое чадо во всех направлениях, чересчур нагружают его всевозможными кружками и спортивными секциями, при этом, не учитывая тот факт, что ребенок еще должен заниматься в школе и дома. Молодой организм и психика не в состоянии справиться с такой нагрузкой - это необходимо учитывать, выбирая занятия по интересам для своего ребенка.
  • Большой выбор. Эта проблема имеет косвенную связь с технологическим прогрессом. Раньше дети самостоятельно придумывали себе игры на свежем воздухе или дома. Не каждый малыш сможет рассказать, что представляет собой игра «Казаки-разбойники». Огромный выбор игрушек и развлекательных наборов, аттракционы и компьютерные игры, всевозможные секции, кружки, кинотеатры и огромное количество мультфильмов - при разумном использовании это может положительно отразиться на формировании личности. Однако современные родители предоставляют своему чаду неограниченный доступ, что приводит к не самым благоприятным последствиям. Ребенок просто не сможет придумать себе , если лишить его современных средств развлечения.

  • Чрезмерный поток информации. Опять-таки заслуга принадлежит информационной сети Интернет. Компьютерные игры с элементами жестокости, видеоролики сомнительного содержания, передачи «для взрослых» - все это приводит к неправильному формированию личности.
  • Недостаток родительского внимания. Взрослые частенько любят сплавить своего ребенка бабушкам или другим родственникам, нагрузить малыша всевозможными занятиями и кружками. Все это необходимо для того, чтобы родители смогли спокойно работать на трех работах - ведь они зарабатывают деньги. Да, здесь можно понять родителей, однако лишняя пара кроссовок не заменит трех часов, проведенных в лесу со всей семьей .
  • Полная противоположность предыдущему пункту - чрезмерная опека. Мамочки, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию детей, зачастую слишком оберегают их, стараясь уберечь от всего плохого. В результате дети вырастают инфантильными и неспособными самостоятельно принимать решения.

  • Депрессия. Возникает чаще всего на фоне сильной загруженности ребенка и является следствием хронической усталости.
  • Проблемы в социализации. Интернет прочно обосновался в каждой семье, и очень часто маленький ребенок умеет пользоваться компьютером лучше, чем взрослый. Общение в социальных сетях стало привычным и нормальным явлением, однако при личном диалоге всё красноречие иссякает.

Общаясь в сети Интернет, ребенок не развивает свои социальные навыки, что может привести к трудностям во взрослой жизни.

Это еще далеко не полный перечень психологических проблем детей в современном обществе.


Признаки психологических проблем у детей

Признаки психологических проблем у детей могут быть незаметны для многих родителей, но это не значит, что они полностью отсутствуют. На что должны обратить родители первоочередное внимание?

  • Физические признаки (нарушение сна или болезненные ощущения);
  • Эмоциональные симптомы (чувство страха, подавленность, ощущение тревоги или печаль);
  • Нетипичное поведение (агрессия и жестокость, неспособность выполнять ежедневные обязанности, протесты);
  • Когнитивные признаки (нарушения памяти, невнимательность, переспрашивание и трудности абстрактного мышления);
  • Снижение любознательности и воображения у школьников;
  • Снижение активной деятельности и «экранная» зависимость;
  • Снижение социальной активности и неспособность самостоятельно принимать решения;
  • Индивидуализация (характерна для подросткового возраста).

Родители должны обращать внимание на все вышеперечисленные симптомы, а также попытаться разобраться в причинах их появления. В настоящее время семейные, культурные, эмоциональные и общественные ценности отходят на задний план. На первом месте стоит материальный достаток, что, в свою очередь, провоцирует соперничество среди подростков (например, у кого лучше телефон).

Для правильного развития детей необходимо создать правильную обстановку в семье . В доме необходимо создать уютную атмосферу , что положительно повлияет на состояние ребенка.

Как помочь ребенку

Современное экономическое положение обострило ситуацию в семье. Постоянно растущая материальная неудовлетворенность, а также нагнетание социальной и политической напряженности приводит к тому, что семейные конфликты выходят за пределы ячейки общества, затрагивая при этом педагогов в школах, воспитателей в детских садах, коллег по работе и т.д. В результате возрастает количество детей, у которых отмечаются какие-либо признаки психологических проблем, возникшие на фоне неблагоприятной психоэмоциональной обстановки в семье.
Помочь ребенку значит создать благоприятный психологический климат, что возможно со стороны взрослых. Следует помнить о том, что помощь квалифицированного специалиста нужна, однако следует попробовать самостоятельно справиться с проблемами ребенка.

Для того, чтобы улучшить «погоду» в доме, необходимо:

  • Проблемы ребенка в современном обществе частично можно решить ограничив информационный поток (минимизировать время, проведенное у компьютера или телевизора);
  • Увеличить количество физических нагрузок (совместные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, работа на приусадебном участке);
  • Участие подростка в различных секциях, кружках и творческие занятия;
  • Благоприятная обстановка в семье (доброжелательность, спокойствие и взаимопонимание);
  • Отсутствие конфликтов, происходящих на глазах у ребенка;
  • Предоставление ребенку возможности самостоятельно принимать решение или делать выбор.

Все это в своей совокупности поможет установить психологическое равновесие в семье, а также создать все, что необходимо для правильного формирования детской психики. Чтобы добиться наилучшего результата, можно обратиться за помощью к детскому или семейному психологу.

Проблемы детской психологии актуальны всегда. Особенно своевременно их разрешение сегодня, в век открытий законов психики, а значит, и законов формирования желаний и жизненных сценариев. В этой статье подробнее рассказывается о людях с оральным вектором.

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

(Агния Барто)

Проблемы детской психологии актуальны всегда. Особенно своевременно их разрешение сегодня, в век открытий законов психики, а значит, и законов формирования желаний и жизненных сценариев. В этой статье я хотела бы рассказать о людях с .

Из этой статьи родители смогут лучше понять, каким образом в период формирования психического (до 15–16 лет) следует воздействовать на развитость орального вектора, корректируя такие негативные его проявления, как, например, бессодержательная болтовня или желание выдавать несуществующие события за реальные. На базе этих знаний родители также увидят, в каких видах деятельности их ребенок сможет реализовать себя наилучшим образом, и помогут ему сориентироваться с выбором профессии.

Для того чтобы максимально эффективно развивать и/или реализовывать оральный вектор, очень важно осознавать, каким образом его свойства связаны с природными задачами человечества, то есть необходимо понимать саму сущность оральной меры. Поэтому людям с оральным вектором и родителям оральных детей хотелось бы порекомендовать также статью « ». В настоящей же статье рассмотрим развитие и реализацию орального вектора.

Проблемы воспитания детей. Развитие орального ребенка

Желая инициировать свою эрогенную зону - рот, оральный ребенок постоянно разговаривает, утомляя окружающих несмолкаемым потоком речи. Во всех деталях он бесконечно рассказывает абсолютно все, что видел, например, в детском саду, в школе. Измученные этой болтовней родители, воспитатели, учителя перестают его слушать, требуют тишины, пытаются изолировать его и т.п. Но, согласно законам психики, никакое желание не уничтожается, оно лишь меняет способ реализации.

Испытывая потребность удержать внимание слушателей, оральный ребенок начинает придумывать такие события и детали, которые заинтересовали бы собеседника. При каждом последующем пересказе эти изначально не существующие происшествия обрастают все бóльшими и бóльшими вымышленными подробностями. И если постоянно отделываться от болтливого ребенка, оставляя его желание разговаривать без специального развития, то во взрослом возрасте это перейдет в распространение ложных сведений, от которых будут страдать многие люди.

Каким же образом можно влиять на маленького оральника?

Люди с оральным вектором способны выражать словом очень важные смыслы, связанные с сохранением общества, с объединением людей для реализации свободы выбора. Но, для того чтобы речь оральника могла отражать глубинные цели и смыслы природы, важно развить потенциально данный ему вербальный интеллект.

Особенность этого типа мышления заключается в том, что осмысление нацелено на уже произнесенное сообщение, то есть человек сначала говорит и только затем обдумывает сказанное. Чтобы развивать интеллект орального ребенка, очень важно давать ему конкретную тему, поскольку в этом случае говорение становится максимально содержательным, а значит, его осмысление особенно способствует развитию ума.

По этой же причине не стоит поощрять активные занятия ребенка пением. Сублимируя желание к говорению через инициацию эрогенной зоны, пение не способствует развитию вербального интеллекта оральника.

Мат в устах орального ребенка

Многих родителей оральных детей беспокоит проблема использования матерных слов их детьми. Действительно, в возрасте 6–7 лет , которое вызывает у нас внутреннюю догадку о сексуальном аспекте жизни. Это открытие будоражит наше воображение и переживается нами как радость знания о сексуальности. После, до наступления пубертата, это ощущение забывается.

Будет ли ребенок употреблять услышанное им матерное слово? Это зависит от того, в каких условиях он развивается. Если ребенок не теряет ощущение защищенности и безопасности, то его индивидуальное психическое успешно раскрывает все достижения коллективного психического, в том числе и наработанные им культурные ограничения. В этом случае ребенок, услышавший матерное слово, не использует его. Но при неблагоприятной внешней обстановке, с потерей чувства защищенности и безопасности ребенок, услышавший мат, может его использовать, так как не ощущает запретов культуры.

Почему же сексуальное воспитание осуществляет именно сверстник, ребенок 6–7 лет? ?

В целях наилучшего воспроизводства рода одним из ограничений, созданных самыми ранними людьми, был запрет на инцест. Он содержится также и в психическом современных людей. И, сообщая ребенку об интимной стороне жизни, родители невольно наносят очень сильный удар по психике ребенка. В подростковом возрасте родители должны лишь осуществить необходимое сексуальное просвещение для предотвращения нежелательной беременности и болезней, передающихся половым путем.

Но для сексуального воспитания - реанимации подавленного животного знания о зачатии - природа предусмотрела специальную видовую роль, которую исполняет маленький оральник в кругу своих сверстников через произнесение матерного слова. Тогда при наступлении взрослого возраста человек может применить знание о сексуальном аспекте жизни, продолжая свой род и сохраняя целостность человечества.

6–7-летний период открытия сексуальности обусловлен тем, что у первобытных людей половая зрелость наступала именно в этом возрасте. Бессознательное психическое современных людей несет эту информацию, и поэтому в 6–7 лет ребенок с оральным вектором испытывает желание сообщить своим сверстникам знание о воспроизводстве человеческого рода. Уже позже, с возникновением и развитием культуры, потребовался дополнительный период взросления, в течение которого мы раскрываем в себе наработанный человечеством культурный слой.

Мат как слово о сексуальном находится под запретом культуры, ограничивающей первичные позывы на секс и убийство. Тем самым культура ограничивает, во-первых, случку по животному принципу (ради рождения детей, независимо от эмоциональной связи с партнером), а во-вторых, неприязнь к ближнему. Поэтому использование мата оправданно только при необходимости реанимации в нас этих животных инстинктов: для знания о зачатии детей и для способности пойти в атаку на убийство врага. Во всех остальных случаях, например, в публичных местах, мат должен быть запрещен, так как его использование снимает c нас животный запрет на ненависть к ближнему.

Итак, при воспитании орального ребенка важно помнить, что, прививая ему ограничения культуры, следует запрещать использование матерных слов среди взрослых, в публичных местах, но не ругать его за использование мата среди его сверстников. За произнесение матерных слов некоторые родители бьют орального ребенка по губам, особенно чувствительной зоне оральников. Такие меры провоцируют возникновение заикания.

Реализация орального вектора во взрослом возрасте

Как именно родители могут помочь оральному ребенку с выбором профессиональной деятельности?

Для этого важно определить уровень развития его орального вектора. Удалось ли ребенку развить свой вербальный тип интеллекта?

При хорошем развитии вербального интеллекта и сильном темпераменте возможна высшая реализация оральника. В этом случае, сплачивая своим словом целое общество для достижения совместной цели, оральник оказывает влияние на ход развития страны или даже человечества. Например, сегодня оральник мог бы объединить огромные массы людей вокруг тех целей, которые ведут нас в будущее - к выбору духовного развития. Необходимым и наиболее актуальным этапом в этом направлении является овладение россиянами новым типом мышления - эпохальным открытием Системно-векторной психологии. Поэтому в современном мире оральнику с развитым вербальным интеллектом нужно обязательно овладеть системным мышлением.

Какие же виды деятельности стоит советовать развитому оральнику, который на базе знания Системно-векторной психологии видит все законы развития человечества?

Такой оральник может стать, например, теле- или радиоведущим, который в своих передачах поднимает проблемы современной России и всего человечества, показывая возможные пути решения. Через свое устное слово, зажигающее сердца, он способен дать людям безошибочное направление к объединению и развитию с помощью нового мышления. Оральник мог бы произносить пламенные речи, заставляющие считать, что проблемы даются нам не случайно, а для нашего развития через их преодоление. Без его сильного устного слова многим до сих пор трудно допустить, что наилучшее решение проблем возможно именно на основе законов психики, позволяющих создавать равновесие с окружающей средой, ощущаемое нами как чувство счастья.

При наличии звукового вектора оральник может стать исполнителем собственных песен, в которых выражены важные смыслы, направленные на объединение людей. Так, сумел до такой степени усилить , что он объединяет нас вплоть до настоящего времени, несмотря на трудное для России время с контрарными нам ценностями общества потребления. Сегодня именно наш усиленный менталитет максимально удерживает Россию от распада.

При наличии оральник мыслит причудливыми, парадоксальными категориями. Поэтому даже простое оформление его мыслей словами воспринимается очень смешным.

Хороший, но менее высокий уровень реализации предполагает, что оральник, хотя и использует свой вербальный интеллект, но при этом не выводит общество на качественно новый уровень развития. В этом случае оральник становится, например, теле- или радиоведущим, объединяющим людей вокруг обсуждения социальных проблем, или, например, преподавателем, объединяющим учеников вокруг изучения своего предмета.

Что же посоветовать оральному подростку в том случае, если его вербальный интеллект не развился в достаточной степени?

Существуют различные способы реализации орального вектора, не требующие вербального интеллекта. Обычно оральник выбирает их либо по причине недостаточной развитости своего вербального интеллекта, либо из-за неумения найти для себя более подходящий вид деятельности.

При такой реализации оральники объединяют людей в их общем желании отдохнуть и расслабиться. Стремясь интересно и весело провести свободное время, люди идут в кино, в цирк, на концерты, в оперу, смотрят футбол, а также собираются на застольях. В этом их как раз и объединяют оральники, реализующие данный вектор на недостаточно высоком уровне.

Воспитывать детей, особенно дошкольников, это совсем непросто. В этом возрасте у детей могут случиться различные психологические проблемы, о которых более подробно мы и поговорим в нашей статье.

Какие могут быть психологические проблемы детей дошкольного возраста

Психологические проблемы у детей дошкольного возраста возникают под влиянием различных факторов. На данный момент такие проблемы пристально изучаются психотерапевтами и психологами. В целом, существует несколько видов проблем, которые могут возникнуть у детей дошкольного возраста. К числу наиболее распространённых относятся:

  • проблемы в умственном развитии, которые связаны с недостаточно развитой памятью, нарушенным вниманием у малыша. Ребёнок не может понимать и анализировать простые события и явления. Основная причина - отсутствие контроля за обучение и развитием дошкольников со стороны родителей;
  • проблемы поведения и эмоционального фона. У некоторых детей отсутствует оптимальный баланс между отрицательными и положительными эмоциями. Также у них могут проявляться негативные черты характера, такие как агрессия, ложь, неуправляемое поведение;
  • личностные психологические проблемы детей. Ребёнок может замкнуться в себе. Также у него может присутствовать равнодушие ко всему, повышенная возбудимость, частые смены настроения. Причины такого состояния - стрессы, неблагоприятная атмосфера в семье.
Необходимо отметить, что психологические проблемы ребёнка - это не всегда следствие плохих отношений между родителями и малышом. Часто причина скрыта во внутренней неустойчивости дошкольников.

Выявить и скорректировать психологические проблемы у детей можно различными способами. Чаще всего используется:

  • создание благоприятной атмосферы дома, внимание, нежность, любовь к ребёнку со стороны родителей;
  • развитие мыслительных процессов с помощью специальных игр и загадок;
  • контакт с социумом, в частности, со сверстниками в детском саду, на игровой площадке;
  • развитие творческих способностей ребёнка, например, обучение танцам, рисованию, музыке и пр.

Если родителям не удаётся самостоятельно справиться с психологическими проблемами у малыша, необходимо показать его детскому психологу. Доктор сам найдёт причины возникновения проблем и пути их решения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

на тему: «Психологические особенности и психологические проблемы детей дошкольного возраста»

Введение

Наверное, не найдется ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с проявлениями агрессии у маленького ребенка. Как часто родители жалуются: «С моим малышом совершенно невозможно гулять на детской площадке - он дерется, отбирает игрушки у других детей...», «Моя дочка может замахнуться на меня и даже ударить, если ей что-нибудь не нравится...». Возникает вопрос: как правильно реагировать на такое поведение ребенка?

Первое, что хотелось бы отметить, детская агрессия в большинстве случаев -- абсолютно нормальная вещь. Проблема заключается не в самой детской агрессивности как реакции на внешние раздражающие факторы, а в тех способах, которые выбирает ребенок для выражения своих негативных чувств. Важно научить малыша выражать гнев и агрессию в приемлемой, безопасной для себя и окружающих форме.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие авторы как Абрамова Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличева С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровинаа И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Достаточно популярным методом диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей является использование изобразительной деятельности.

В связи с вышесказанным, темой нашей дипломной работы была выбрана «Психологические особенности и психологические проблемы детей дошкольного возраста».

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в условиях современного мира дети дошкольного возраста как никогда подвержены развитию стрессового напряжения. Поэтому необходимо основательно исследовать вопросы, связанные с причинами агрессивного поведения дошкольников с целью их предотвращения, а в случае возникновения - подборки специальных мероприятий, направленных на коррекцию агрессивного поведения.

Актуальность нашего исследования также определена своего рода противоречивыми взглядами касательно психологических проблем детей дошкольного возраста, недостаточностью данных в отношении агрессивности и агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования - средняя группа детей ДОУ и социально-психологические особенности их развития.

Предмет исследования - специфика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Цель исследования - определить психологические особенности и психологические проблемы детей дошкольного возраста.

Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть агрессию и её причины;

- исследовать проявление агрессии в поведении дошкольников;

- охарактеризовать дошкольный возраст;

- проанализировать возрастные кризисы;

- исследовать негативизм поведения в первом возрастном кризисе(3-х лет).

Методы исследования: логический анализ данных научной, научно - практической литературы.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации понятия «агрессия»; выявлении психолого-педагогических условий преодоления агрессивного поведения дошкольников.

Практическая значимость - выделенные психолого-педагогические условия преодоления агрессивного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать в практике дошкольных учреждений как в работе психолога, так и в работе педагогов ДОУ.

Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, выводов к первой и второй главе, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Факторы, влияющие на поведение детей

1.1 Агрессия, причины

Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Однако в разных культурах степень ограничения агрессии сильно различается. Например, племена американских индейцев команчи и апачи воспитывали своих детей воинственными, а гопи и зуни, наоборот, ценили миролюбие. Если вдуматься, в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора . В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами -- все это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен прогресс. Так что агрессивность -- свойство древнее. Люди, многого добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессивности, которую можно назвать конструктивной. Она побуждает активно добиваться своих целей, дает энергию и уверенность в себе. Такие люди могут сделать для общества много хорошего. Мы же поговорим об агрессивности разрушительной, деструктивной, портящей жизнь и самому ребенку, и его близким .

Детская агрессия проявляется в самом раннем возрасте. Агрессия - это некая модель поведения которую, в данном случае, ребенок демонстрирует окружающим. В первые годы агрессия проявляется импульсивными действиями: криком, упрямством, драками или бросанием вещей. Таким поведением ребенок “говорит”, что он ощущает себя дискомфортно или беспомощно, что он находится в ситуации фрустрации. Данное агрессивное поведение можно считать агрессивным лишь условно, так как у ребенка нет намерений причинить кому-либо вред.

Слово «агрессия» образовано от латинского aggressio -- нападение. Агрессия заложена в животных и в человеке природой и необходима для самозащиты, она обеспечивает выживание вида. В любом случае, агрессивное поведение -- это способ реагирования на внешнюю опасность.

Вообще, люди устроены так, что они улыбаются и смеются, когда испытывают радость, плачут, когда им грустно, кричат и ругаются, когда злятся. И это совершенно естественно .

Взрослые не могут не злиться, но сами почему- то считают, что такое поведение со стороны их ребенка недопустимо. Наверное, потому, что когда сами они были маленькими, мама и папа запрещали им проявлять свой гнев. И теперь большинство взрослых людей уверены, что ругаться и кричать -- неправильно и даже неприлично. В таком случае немного странно, что взрослые из поколения в поколение учат своих детей тому, чему сами так и не смогли научиться.

К агрессивным действиям относятся:

* Физическая агрессия (нападение)

* Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости - топанье ногами)

* Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)

* Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)

* Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия - реальные или вымышленные)

* Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)

* Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы - крик, визг, ругань, проклятия, угрозы) .

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия - это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ.

Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами -- недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению. При неконструктивных агрессивных действиях - умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия. Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья. Детская или подростковая агрессия имеют свои особенности, об этом чуть позже, в следующих статьях.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность - свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность - это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения. Агрессия - это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

Рассмотрим классификацию видов агрессии .

дошкольный возраст агрессия кризис

Таблица 1. Классификация видов агрессии

Разделение по направленности на объект

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования,нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания

Разделение по причине появления

Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

Разделение по целенаправленности

Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.

Целевая (мотивационная) агрессия -выступает как заранее спланированное

действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.

Разделение по открытости проявлений

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение,тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы?не в духе?, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме

проявления

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

С раннего возраста дети получают «двойное послание». С одной стороны, малыши чувствуют явную или скрытую агрессию родителей и других окружающих по отношению к себе или друг к другу, погружаются в поле некой озлобленности, просматривая телепередачи и даже читая обычные детские сказки. С другой же стороны, прямое выражение своего гнева практически всегда осуждается даже самым близким окружением ребенка. В результате таких «двойных стандартов» ребенок с раннего детства учится или подавлять все, что связано с проявлением злости или же, наоборот, слишком часто проявлять свой гнев. В итоге и то и другое может стать проблемой.

Впервые родители сталкиваются с проявлением агрессии у своего малыша в тот момент, когда ребенок начинает ходить, то есть примерно в один год. Малыш осваивает новый способ передвижения, и ему открывается масса интересных возможностей для исследования окружающего пространства. Ребенок с любопытством спешит все потрогать, открыть, рассмотреть, но, к его огромному неудовольствию, родители не позволяют заняться ему столь милыми детскому сердцу исследованиями. Взрослые вынуждены убирать подальше острые предметы, закрывать электрические розетки и т. д. Конечно, ребенок в это время уже знаком со словом «нельзя», но в этот непростой период, который психологи выделяют как кризисный этап в развитии малыша, родительские запреты приобретают особую актуальность. Малыш вынужден покоряться, слыша очередные «Нельзя! Не трогай! Слезай! Отойди подальше!». В этот момент родитель для малыша неизбежно выступает в роли агрессора и вызывает у ребенка сильные чувства злости и обиды. Реакции некоторых детей могут достигать значительной силы; кто-то громко визжит, кто-то падает на пол и бьет по нему руками и ногами... Малышу трудно справиться с такими сильными переживаниями в силу своей психологической незрелости, и, чтобы снизить уровень напряжения, ребенок может начать кидать в обидчика игрушки или даже попытается ударить его. Физическое проявление агрессии наиболее вероятно в этом возрасте, так как по-другому выражать свои эмоции малышу еще трудно.

Причины детской агрессии, которые исходят из семьи, являются следующими.

Отчужденность матери, ее равнодушие к потребностям ребенка, постоянная критика действий малыша

Безразличное отношение к общению ребенка со сверстниками, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым.

Слишком суровые неадекватные наказания ребенка за проступки физическое наказание, психологическое давление, унижение.

Причины формирования детской агрессии вне семьи:

Примеры СМИ, фильмы, мультики, передачи или шоу агрессивного содержания ведут к возбуждению агрессии. Даже пассивный просмотр агрессивного видео может вызвать всплеск агрессии у ребенка. Кроме того, герои фильмом зачастую агрессивны и если ребенок захочет подражать “своему герою”, то будет вести себя агрессивно.

Взаимоотношения со сверстниками. Окружение как и семья оказывают свое влияние. Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Если в детском саду кто-то Вашего ребенка обижает, то он может “взять на вооружение” данный способ общения, если посчитает что “так принято” или, что так он защитит себя от других .

Из вышеуказанных причин считаем целесообразным более подробно остановиться не негативном воздействии СМИ на гармоническое развитие детей.

Негативное влияние cовременных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов так как:

1. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипер-возбудимости детей.

2. В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

3. Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

4. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

5. Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

6. Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам»

7. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное - реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

8. Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью .

Практика показывает, что агрессивный человек скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители сами не умеют справляться со своими эмоциями и не могут научить этому своего ребенка. Это одна из основных причин детской агрессии. Важно помнить: для того чтобы разобраться в причинах агрессивности вашего ребенка, нужно рассматривать каждый конкретный случай.

1.2 Проявление агрессии в поведении дошкольников

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста имеет ряд определенных особенностей.

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка представлены ниже. Это следующие:

Отказывается от коллективной игры.

Слишком говорлив.

Чрезмерно подвижен.

Не понимает чувств и переживаний других детей.

Часто ругается со взрослыми.

Создает конфликтные ситуации.

Перекладывает вину на других.

Суетлив.

Импульсивен.

Часто дерется.

Не может адекватно оценить свое поведение.

Имеет мускульное напряжение.

Часто специально раздражает взрослых.

Мало и беспокойно спит

Рассмотрим агрессивное поведение дошкольников на конкретных примерах.

Шестилетний мальчик собирал головоломку. И когда его полуторогодовая сестренка попыталась схватить фрагмент головоломки, он стал грубо кричать на нее: "Пошла отсюда! Не лезь!", - и так отшвырнул ее, что она вывихнула руку. Мама ударила его. Опомнившись, она увидела, что мальчик очень испуган, растерян и как будто не понимает, что с ним произошло.

В раннем возрасте все дети время от времени дерутся. Но между двумя и тремя годами их уже надо переключать на другую форму выражения своих эмоций и потребностей - с использованием слов. В этот период ребенка следует учить сопереживанию, например, понимать, что он делает больно другому, когда с силой отталкивает ребенка или отнимает у него игрушку.

Такие дети нуждаются в специальных упражнениях, помогающих освоить приемлемые навыки поведения. Надо научить ребенка анализировать свои эмоции, а для этого ситуации можно проигрывать, проговаривать, рисовать и даже лепить. Нельзя только взрываться в ответ на каждую выходку юного самоутвержденца - тем самым взрослые только накрепко фиксируют неприятный момент в сознании маленького человека. Всегда следует помнить, что во всех ситуациях, когда желание сломать или испортить игрушку, что-нибудь разрушить и сокрушить связано с гневом, завистью и эгоизмом, - в его основе лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Здесь поможет только любовь окружающих взрослых, спокойствие и умение контролировать себя.

За гневом дети часто скрывают свои оскорбленные чувства.

Взрослым по отношению к агрессивным детям следует быть внимательными и доброжелательными! Следует также стараться докопаться до истинных причин агрессивного поведения ребенка.

Необходимо четко и обстоятельно объяснять ребенку, что может случиться, если он будет драться, - объяснить последствия таких действий. Подсказать, как простой разговор может помочь решить проблему.

Даже, если кажется, что ребенку эти занятия не помогают, не следует их бросать, надеясь, что он "перерастет" проблему. Как известно, агрессивность сильно возрастает в подростком возрасте, иногда достигая совершенно неприемлемых и недопустимых форм проявления, поэтому родители обязаны формировать навыки социального поведения с раннего детства .

И еще одно важное правило, которое должны знать родители ребенка, склонного к агрессии: ему необходимо разряжаться, необходимо научить его избавляться от накопившегося раздражения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях». Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей». Необходимо, чтобы у ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Активным, склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении. Это могут быть и групповые спортивные секции и спортивный уголок дома да и просто разрешение в определенном месте, в спортивном уголке, например, делать то, что хочется, лазить, прыгать, бросать мяч и пр. Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства, они их подавляют, загоняют внутрь, не проговаривают, не пытаются понять. Результат - неизбежные срывы дома, на близких, в привычной обстановке, где ребенок привык расслабляться. Это не приносит ребенку облегчения, он чувствует себя виноватым, особенно если его за это наказали, отсюда еще большие срывы в дальнейшем, причем, следующий срыв будет еще более бурным и продолжительным.

Можно предложить ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось в адрес того, кто его разозлил. Можно дать ему понять, что взрослые не имеют намерения подслушать под дверью и наказать его потом за произнесенные слова. Если очень много накопилось, целесообразным будет разрешить ребенку побить подушку или диван, порвать газету, написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное. Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти. А можно еще предложить нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге. Способов много. Главное, не считать, что с ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать. Маленьким агрессорам нужно понимание, совет, готовность помочь, которые исходят со стороны взрослых, а не гнев и наказания, которых так боятся дети.

1.3 Характеристика дошкольного возраста

Психология детей таит в себе массу секретов, разобравшись в которых, мы можем наладить здоровые взаимоотношения с ребенком. Не смотря на сложность вопроса, детская психология сегодня достаточно изучена специалистами. Поэтому такие проблемы, как обман, непослушание или агрессия легко решаются при помощи всестороннего изучения психологии детей.

«Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение» .

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

Младшие дошкольники (3--4 года) в основном играют в одиночку.

Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15-20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Средние дошкольники (4-5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

Старший дошкольник (5-7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.

Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

Познавательные процессы дошкольника.

В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т.е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

С 4-5 летнего возраста мыслительная активность ребенка освобождается от обязательной опоры на физические действия. Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы "почему?".

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Во взаимоотношениях дошкольника со сверстниками ему уже не достаточно "мирного соседства" с другими детьми, появляется желание играть с ними, выполнять вместе различные поручения.

Активность ребенка в общении, также как и познавательная активность, приобретает у детей управляемый, произвольный характер.

Накапливая социальный опыт, опыт общения с людьми, дети к концу дошкольного возраста пользуются все более обобщенными правилами и используют знакомые им критерии оценок для выражения своего отношения к разным людям: близким и чужим, реальным и вымышленным. На основе этого оформляются нравственные отношения детей к окружающим.

Отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок. Эти изменения проявляются в следующем:

Отдельные побуждения превращаются в систему мотивов; в побуждениях все больше обнаруживается определенная последовательность, хотя последовательность и системность действующих мотив у школьника имеет относительный характер .

Более отчетливо начинает выступать различная побудительная сила разных мотивов. Пример: Задание "найти спрятанный флажок" имело наибольшую побудительную силу для младших детей, а трудовое задание "сделать игрушки для нового спектакля" сильнее действует на старших детей.

Накопление практического опыта дошкольника порождает его стремление к самостоятельности. Самостоятельность- продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка.

В развитии самостоятельности можно выделить три ступени:

Когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без побуждения и помощи взрослых (Пример: сам убирает свои игрушки, сам идет мыть руки и т.д.)

Когда ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных ситуациях (Пример: поставить посуду в незнакомый шкаф, убрать не только свою комнату, но и бабушкину).

Когда возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенка своего поведения в любых условиях.

В дошкольном возрасте к деятельности органов чувств присоединяется деятельность мышления в результате продолжается развитие ощущений, а с ними и чувствительности. Осмысленная деятельность ребенка ведет к образованию у него межанализаторских связей, способствует разностороннему познанию предметов и явлений. Сочетание зрительных ощущений с тактично-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания.

Именно по этой причине для сенсорного развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и др.

Слово, которое сначала сопровождало, а затем, замещало действие непосредственного раздражителя, ведет к следующим изменениям процесса ощущения:

Называние ощущаемого качества предмета обеспечивает его быстрое вычленение среди множества других однородных качеств: узнавание цвета происходит значительно быстрее, чем при действии лишь непосредственного раздражителя.

Обозначенный словом цвет, звук или запах из раздражения превращается в знание соответствующего качества предмета или явления объективного мира.

Оперирование знаниями качеств предметов позволяет не только их различать, но и сравнивать предметы по выделенным качествам (это синий, а это белый) т.е. выполнить элементарные мыслительные операции.

Слово, как обобщающий сигнал позволяет ребенка увидеть то же качество и его варианты в новых для него предметах.

Качества, постоянно встречающиеся у однородных предметов, становятся средством характеристики вещей. Так, по цвету, ребенок узнает яблоко, свеклу, банан и т.д.

В дошкольном возрасте более сложную форму приобретает процесс восприятия. Так, восприятие цвета и формы: цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком только тогда, когда форма - более сильный признак, не получила сигнального значения (при игре в кубики или складывание мозаики). В восприятии целого и части выступают диалектические связи, т.е. узнавание части вызывает образ предмета в целом с его названием. В дошкольном возрасте процесс восприятия интериоризируется, т.е. теперь ребенку достаточно увидеть предмет и не обязательно проводить по нему воспринимающим органом. Восприятие картинки ребенком в дошкольном возрасте осуществляется еще довольно сложно. В этом процессе большую роль играет вопрос, задаваемый к картинке, ее название. Что касается восприятия пространства, то дошкольник уже может ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия.

Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Однако отношение правого и левого детям в этом возрасте усвоить довольно трудно. Еще более сложным, чем восприятие пространства для ребенка является восприятие времени, т.к. для восприятия времени нет специального анализатора .

Если говорить о внимании, то в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

расширение объема внимания;

рост устойчивости внимания;

формирование произвольного внимания.

Эти изменения обусловлены тем, что объектом познания ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь функциональные, усиливается роль речи как объекта внимания и т.д.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, представления и первичные понятия, дети приобретают навыки и умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

У детей дошкольников значительную роль играет действенная форма мышления. На этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственным и вместе с интериоризацией мышления ("переходом во внутренний план") происходит перестройка практического действия.

Что касается образного мышления, то дошкольнику свойственна доаналитическая ступень мышления, т.к. ребенок мыслит схемами, слитными ситуациями в соответствии с образом, который у него сохраняется на основе восприятия. А конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры.

Для детей дошкольного возраста характерно выдумывание несуществующих слов, которые возникают по образцу тех слов, которые ребенку знакомы .

В раннем дошкольном возрасте речь ребенка еще сохраняет ситуативный характер, но постепенно она сменяется связной. Раньше всего дети переходят к связному изложению спокойного повествовательного рассказа.

Развитие разговорной связной речи тесно связано с формированием внутренней, которая осуществляет функцию планирования высказываемых вслух предложений, мыслей.

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств (в том, что именно взывает эмоциональное состояние и переживание детей), как и в форме их проявления. Ранее возникшие чувства углубляются, становятся более устойчивыми, разнообразными, легко выраженными. В дошкольном возрасте чувство симпатии перерастает в чувство товарищества и начальные формы дружбы. Развиваются новые чувства, которые раньше появлялись эпизодически. К ним относятся прежде всего интеллектуальные.

У ребенка 3-5 лет возникает чувство уверенности в своих силах, самостоятельности в решениях благодаря накопленному к этому возрасту опыту действий с различными вещами. Осознавая свои возросшие возможности, ребенок начинает ставить перед собой смелые и разнообразные цели, для достижения которых он вынужден применять все больше усилий. Чтобы выполнить какое-либо поручение, ребенку приходится тормозить свои желания и прекращать интересующее его в данный момент занятие. Таким образом, это является тренировкой воли.

Для детей 3-4 х летнего возраста характерно объединение в группы по 2-3 человека и продолжительностью игры не более 10-15 минут. Старшие дошкольники уже могут объединяться в большие группы - до 15детей и их игра длится довольно долго: до 40 мин.-1 часа, в некоторых случаях может возобновиться и на следующий день.

Усложняются и взаимоотношения детей в игре. Так, младшие дошкольники еще не умеют четко распределять роли в игре (здесь приходит на помощь руководитель); а старшие дошкольники уже способны распределить роли, которые определяют отношения в коллективе играющих. Взяв на себя роли, дети строят свои отношения в игре по типу взрослых.

В возрасте 3-4 лет дети еще не умеют играть вместе; они способны играть рядом. Основными предпосылками для установления контактов между детьми в ходе игры является интерес к содержанию игры, стремление научиться или научить товарища тому, что умеешь делать сам. Активность детей 4-го года жизни выражается в движениях, действиях с игрушками, в речи (ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за нее) и носит импульсивный эмоциональный характер.

Часто малыши прекращают свою игру, чтобы включить нового товарища. Однако, в ходе игры у 4-х леток могут возникнуть трудности в установлении и поддержании контактов. С одной стороны это обусловлено недостаточным запасом знаний, ограниченностью личного опыта, низким уровнем воображения, а с другой - с межличностными отношениями. Иногда дети не хотят принимать в свою игру нового партнера. Старшие дошкольники уже способны играть вместе. Ведущим мотивом игры становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью. Действия становятся более разнообразными, появляется специфическая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии с выбранными ролями. Нарушение логики действий опротестовывается и протест сводится к тому, что "так не бывает". Вычленяются правила поведения, которым дети подчиняют свои действия.

Различное поведение детей 4-го и 6-го лет жизни хорошо прослеживается тогда, когда от игры в самих себя они переходят к играм во взрослых. Так, роль воспитателя играют охотно дети всех возрастов. Роли детей безропотно принимают только младшие дошкольники. Старшие же всеми силами стараются не играть в детей. Причину последнего указал Эльконин Д.Б: 1. Центральным мотивом игры является роль, а роль ребенка не может служить реализации этого мотива; 2. Старшие дошкольники, в отличие от младших, уже пережили ту стадию развития, когда отношение с руководителем являются существенными в жизни.

Отличаются младшие и старшие и в выборе заместителей. Так, малыши еще не могут самостоятельно выбрать заместителя, они подчиняются инициативе взрослых. 6-ти летки уже способны произвести замещения (листик-тарелка, палка-лошадка и т.д.). Переименованный детьми предмет наделяется не только новым именем, но и новой функцией, соответствующей игровому сюжету. Таким образом, в игре формируется способность расчленения конкретной вещи и способа ее употребления, предмета и его названия .

У младших дошкольников игры в основном протекают как манипулятивные действия с предметами. Но эти действия довольно разнообразны. В них отражается не только манипуляция, связанная предметом, но и человек, действующий определенным образом. Но роль человека еще не выделилась из всего жизненного явления, которое отражается ребенком. Различные эпизоды в играх малышей представляют собой ряд отдельных, бессвязных эпизодов. Такие игры, по мнению отечественного психолога А.П. Усовой, не требуют участия в них многих детей. Поэтому 3-х, 4-х летние играют по 2-3 человека, и длительность их игр не значительна .

А в играх 6-ти летних детей четко выделяется человек как субъект действий с определенными вещами. Дети отражают уже более сложные, целостные эпизоды из жизни людей; в них воспроизводятся люди с их межличностными, деловыми, производственными отношениями.

Такая игра развертывается с общим замыслом, который предваряет игру. Дети не отталкиваются от случайных предметов, а зачастую готовят нужные для игры вещи заранее. Увлеченные замыслом, дошкольники могут играть с воображаемыми предметами: как будто платят деньги, "понарошку" передают письма, используют диван как корабль (явление замещения) и т.д. Ход такой развернутой игры - глубоко эмоциональное, яркое и динамичное изображение целостной картины.

Выводы к главе 1

Дошкольный возраст характеризуется начальным становлением личности, которое в дальнейшем будет играть очень важную роль в развитии ребенка, а затем и взрослого человека.

Социальная ситуация развития дошкольного возраста заключается в расширении предметного мира и необходимости действия в мире реальных вещей в силу формирования самосознания. Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, критического созерцания, и поэтому способ освоения окружающего мира -- это действия в мире реальных предметов и вещей, но ребенок пока не владеет способами осуществления этих действий.

Избежать малейших проявлений агрессии в дошкольном возрасте практически не возможно. Причиной этому является множество факторов, с которыми ребенок сталкивается как в семье, так и за её пределами.

Именно поэтому родителям и воспитателям необходимо вовремя обращать внимание на какие-либо агрессивные проявления и вовремя их пресекать и корректировать.

Глава 2. Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста

2.1 Кризисы возраста 3-х лет

Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом возрасте, так как личность человека развивается непрерывно.

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы.

На подходе к кризису присутствуют четкие признаки:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .

1. Негативизм - реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2. Упрямство - ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью.

3. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет.

4. Своеволие - стремится все делать сам. Это тенденция к самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

5. Протест-бунт - ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

6. Симптом обесценивания - проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7. Деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По сути - это стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не про-изошло соответствующих возрастных изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.

Кризис трех лет - это один из наиболее трудных моментов в жизни малыша. В этот период ребенок выделяет свое собственное «Я» и, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые отношения. Это время осознания своей обособленности, непохожести и исключительности. В этом возрасте родители часто сталкиваются с проявлениями «немотивируемой», с их точки зрения, агрессивности, которые на самом деле можно считать нормой. Так, в возрасте трех лет многим детям свойственно все делать наоборот. Это говорит о том, что ребенок становится способным поступать вопреки своему непосред­ственному желанию. В этот период родителям очень важно как можно более спокойно реагировать на агрессивные проявления детского негативизма. Важно понять, что именно не устраивает маленького бунтаря, и помочь ему изменить ситуацию, если это возможно.

Рассмотрим, как помочь ребенку справиться с эмоциями.

В случае, если проявления агрессии постоянны и систематичны, поможет детский психолог. Консультации специалиста индивидуально для конкретного случая, несомненно будут эффективны. Советы эксперта помогут и родителям, и малышу благополучно справиться с проявлениями агрессии:

Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не только свои желания, но и его возможности.

Установите в семье четкие правила и одинаковые требования к малышу у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребенка будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет сказать, что «мама плохая, потому что не дает смотреть мультик, а папа хороший, потому что разрешает».

Следите за тем, чтобы система ограничений и запретов была четкой и стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка. По мере его взросления

Следует определять ту грань, когда гнев выходит за рамки. Оцените ситуацию: если агрессивность ребенка ей соответствует, он просто защищает себя и свои интересы, -- это норма. Но если же он агрессивен безо всякой цели, не просто разбирает игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена, а с целью уничтожить ее, требуется помощь детского психолога.

Требования нужно пересматривать и по необходимости изменять.

Старайтесь погашать конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

Включайте свое чадо в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполнении данного дела.

Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка и не акцентируйте на ней внимание окружающих.

Установите строгий запрет на агрессию со стороны малыша.

2.2 Негативизм поведения в первом возрастном кризисе (3-х лет)

Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок .

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно - белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.

...

Подобные документы

    Основные подходы к изучению агрессивного поведения в науке. Причины появления агрессивности в поведении детей старшего дошкольного возраста. Эмпирическое исследование особенностей агрессии старших дошкольников. Разработка программы профилактики.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2014

    Причины агрессии и их проявления у детей дошкольного возраста. Специфика функционирования коррекционной группы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Роль семьи в преодолении агрессивности. Преодоление отклоняющегося поведения посредством игры.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2015

    Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Природа агрессивности и факторы агрессивного поведения. Классификация видов агрессии. Диагностические методы ее выявления. Консультативная и коррекционная работа с родителями и учителями.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2015

    Проблема проявления импульсивного поведения у детей дошкольного возраста в онтогенезе, его психологическое обоснование. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, пути коррекции у них проявлений импульсивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2011

    Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности и обоснование современных подходов к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста. Содержательные аспекты и разработка программы по профилактике агрессивности у детей 5 - 6 лет.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2011

    Понятие агрессивности и основные формы её проявления. Источники и причины детской агрессивности. Исследование степени эффективности корректирующей работы с детьми дошкольного возраста, склонными к агрессии. Опыты экспериментальной работы по ее снижению.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Выявление мотивов агрессивного поведения детей и изучение психологических условий и механизмов его протекания. Методика коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста посредством психолого-педагогического консультирования родителей.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2014

    Основы изучения агрессивного поведения в психологии. Влияние особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Психопрофилактические рекомендации для родителей для предупреждения детской агрессивности.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2010

    Агрессивность и агрессивное поведение. Основные виды агрессии. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Причины и особенности агрессивности детей. Психолого-педагогические основы преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Влияние семьи на развитие личности ребенка. Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах. Уровень тревожности детей дошкольного возраста.

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника в обществе. В качестве общего перечня психологических проблем дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А.Л. Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Наиболее распространенными проблемами дошкольного возраста являются следующие:

1. Тревога . Когда тревога регулярна, она превращается в тревожность и становится свойством детской личности. Главной причиной возникновения этой проблемы являются неблагополучные отношения с родителями и неправильное воспитание, в частности необоснованно высокие требования к ребенку. У таких детей наблюдается низкая самооценка и слишком высокий уровень притязаний.

2. Депрессии . В дошкольном возрасте распознать депрессию достаточно сложно. К её характерным признакам можно отнести пассивность, расстройство моторики, страх, тоскливость, беспричинный плач, агрессию и тревожность.

3. Агрессия . Причинами агрессии обычно являются воспитательные просчеты. Когда в общении с ребенком родители позволяют себе определенную резкость, это приводит к формированию у него агрессивности, подозрительности, эгоизма и даже жестокости. Если же в общении проявляется мягкость, внимание и забота, ничего подобного у ребенка не наблюдается. Развитию агрессивности способствует также тот факт, что многие родители закрывают на нее глаза или же со своей стороны пресекают её излишне агрессивно. Тогда агрессия со стороны ребенка принимает защитный характер.

4. Неадекватная самооценка . Низкая самооценка является следствием приспособительного воспитания - когда ребенка приучают подстраиваться под чужие интересы и за счет этого достигать своих целей. Проявляется это в чрезмерном послушании и бесконфликтности. Завышенная самооценка также является следствием воспитания, которое основывается на авторитете, дисциплине и ответственности. Такие дети ставят перед собой большие цели, они самостоятельны, независимы, коммуникабельны и убеждены в успехе всех своих начинаний. Искаженная самооценка в любых проявлениях – это свидетельство межличностного конфликта, который негативно влияет на психическое развитие дошкольника. Ведь гармоничная социальная адаптация будущего гражданина немыслима без адекватного представления о себе.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....