Абразивный инструмент - инструмент, изготовленный из абразивных материалов. Выпускается в виде шлифовальных кругов, брусков, лент и т. д.
Авторский надзор - контроль со стороны авторов проекта за соответствием строящегося дома проектно-сметной документации . Авторский надзор осуществляется на протяжении всего периода строительства и приемки дома .
Аглопорит - пористый наполнитель искусственного происхождения, получают методом спекания подготовленных гранул. В качестве сырья могут использоваться отходы от добычи и сжигания твердого топлива (зола тепловых электростанций, отходы углеобогащения и т. д.). Применяется для производства аглопоритобетона .
Адгезия - способность сцепления двух разнородных тел на молекулярном уровне.
Азерит - искусственный заполнитель для легких бетонов. Представляет собой шарообразные стекловидные пористые частицы диаметром 5-40 мм. Применяется также в качестве теплоизоляционной засыпки.
Акустические материалы - материалы, применяемые для защиты от шума в конструкциях зданий различного назначения. Подразделяются на звукопоглощающие и звукоизоляционные. Изготавливаются в виде матов, плит, блоков, ваты или сыпучих веществ (керамзит, вспученный перлит).
Алебастр - продукт обжига природного гипса при температуре 120-170 град. С. В строительстве применяют в виде порошка тонкого помола.
Алупласт - профиль для легких перегородок, состоящий из пластика.
Ангидрит - сульфат кальция. В природе - минерал или осадочная горная порода, в основном состоящая из этого минерала. Растворимый, нерастворимый и высокотемпературный ангидриты являются компонентами гипсовых и ангидритовых вяжущих веществ (ангидритовый цемент , отделочный ангидритовый цемент , высокообжиговый гипс). Используется в качестве поделочного камня.
Ангоб - тонкий слой глины, покрывающий поверхность керамического изделия в целях улучшения его внешнего вида. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве. На Руси гончары называли такое покрытие "побела".
Анкер - приспособление (захват), предназначенное для удержания конструкции за счет жесткой фиксации в грунте, бетоне , кладке и т.д.
Антипирены (от анти - "не, против" и греч. рyr - "огонь"), вещества или смеси, предохраняющие древесину, ткани и другие материалы органического происхождения от воспламенения и самостоятельного горения.
Антисептики - вещества, применяющиеся для предохранения строительных материалов органического происхождения от биоповреждений (воздействия бактерий, грибов и др.)
Антисептирование - защита древесины от биологического разрушения под воздействием влажной среды.
Арматура (сталь арматурная ) - стержни из металла, предназначенные для усиления бетона . Может быть гладкая или с периодическим профилем.
Армоцемент - мелкозернистый бетон, в массе которого равномерно распределены проволочные стальные сетки. Одновременно может присутствовать и стержневая или проволочная арматура . Из армоцемента можно изготавливать тонкостенные элементы (речные и морские суда, дебаркадеры, резервуары, трубы).
Архитектура ландшафтная - вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящая к гармонии пластические особенности существующего рельефа.
Асбест - минералы класса силикатов, легко расщепляющиеся на тонкие прочные волокна. Наибольшее промышленное значение имеет хризотил-асбест . Используется при производстве асбоцементных листов, труб и других строительных материалов .
Асбозурит - теплоизоляционный материал, состоящий из диатомита (70-85%) и асбестового волокна (15-30%).
Асбоцемент - композитный строительный материал , в основу которого заложен асбест и цемент .
Атмосферостойкость - способность материала противостоять воздействию атмосферных факторов: кислорода, сернистых и других газов.
Аэрированный легкий бетон - конструктивно-теплоизоляционный бетон , сочетающий в себе свойства легких бетонов на пористых заполнителях и пенобетона .
Все архитектурные термины на букву А.
Абак – элемент, представляющей собой верхнюю плиту капители. Слово происходит от греческого ábax – доска. Абак в архитектурных ордерах классической направленности имеет квадратную форму. В коринфском ордере используются вогнутые края, а в ионическом и дорическом ордерах ориентируются на прямые края.
Аканта или аканф – декоративная форма, которая напоминает рисунок листьев растения акант, дающего форме соответствующее название. Травянистый мотив, активно использующийся в античном искусстве, является базой для соответствующего орнамента или определяет конфигурацию композитных и коринфских капителей, акротериев и модульонов. Акантовый орнамент нередко используется для украшения карнизов и фризов.
Акведук – термин, происходящий от латинского слова аquaeductus (веду воду). Представляет собой водовод (трубу, канал), предназначенный для подачи воды к гидроэнергетическим и оросительным системам и населенным пунктам от источников, расположенных выше. Также, под термином «акведук» может подразумеваться часть водовода, выполненная в форме арочного моста над дорогой, рекой или оврагом, где днище и стенки трубы или лотка являются пролетными несущими конструкциями.
Акротерий – особое скульптурное украшение (пальметта, статуя), которое располагается над фронтонными углами, над тимпаном закомары, портала и т.д.
Алтарь – термин, произошедший от латинского слова altus (высокий). Представляет собой жертвенник или важнейшую часть любой христианской церкви. Изначально под словом «алтарь» все же подразумевалось место на открытом воздухе, где совершались жертвоприношения. В Древнем Риме и Древней Греции алтарями называли отдельные сооружения с рельефами и декором из мрамора. Что касается христианских храмов, то алтарем здесь называют престол (стол) для свершений священных таинств. В католических храмах это, чаще всего, украшенные скульптурой и живописью декоративные стенки. В обиходе под алтарем подразумевают всю восточную часть церкви, которая отделена от остальной территории алтарной преградой. В православных церквях с 14 по 15 век под алтарем подразумевался иконостас. С 8 века начали появляться первые переносные складни алтари, на створках которых была роспись.
Альков – арабское слово, означающее углубление в стене. Чаще всего используется для кровати. Альков не подразумевает использования естественного освещения.
Амфипростиль (от греческого amphipróstylos – «передние колонны с обеих сторон») – представляет собой тип храма прямоугольной формы в Древней Греции, на торцовых фасадах которого располагаются колонные портики. У амфипростиля колонные стены изготавливались из гладких каменных блоков без какого-либо декора.
Амфитеатр – несмотря на греческое происхождение слова, под ним подразумевают монументальное древнеримское здание для всевозможных зрелищ, в том числе театрализованных представлений, травли зверей или гладиаторских болев. Амфитеатры – грандиозные сооружения эллипсовидной формы без крыши, посредине которых располагалась арена. Вокруг арены – зрительские места, которые возвышаются над ней уступами. Этим амфитеатр напоминает две подковообразные формы греческих театров, соединенные вместе. Трибуны для зрителей поддерживаются сложнейшей системой арок и столбов, со сводчатыми галереями между ними. Галереи использовались в качестве фойе. Также, между арками находились лестницы. Самым крупным амфитеатром Древнего Рима является Колизей. Под амфитеатром нередко подразумеваются зрительские места в закрытых помещениях, которые располагаются незамкнутыми дугообразными ярусами (в аудиториях, кинотеатрах, театрах), либо в цирке вокруг арены.
Ансамбль (от французского еnsemble – стройное целое, совокупность) – группа построек, имеющих историческое, функциональное или художественное объединение, гармонично сочетающиеся с природным ландшафтом, в который они вписываются. Композиция, в большинстве случаев, подчиняется определенным художественным принципам, которые были свойственны периоду возникновения ансамбля. Чаще всего определяется взглядами заказчиков и архитекторов.
Антаблемент (от французского еntablement и table – доска, стол) – горизонтальная верхняя часть сооружения, в большинстве случаев лежащая на колоннах. Антаблемент, являющийся составным элементом архитектурного классического ордера, разделяется на несущий компонент (архитрав), опирающийся фриз, а также на венчающую часть (карниз). Если в композиции нет фриза, то ее называют неполным антаблементом. Основой для возникновения современного антаблемента стало балочное деревянное перекрытие, которое отражает структуру элемента в своих формах.
Антефикс (от латинского аntefixum – спереди прикрепленный) – мраморное или терракотовое украшение в виде щита с рельефом или пальметты. В большинстве случаев размещалось по краям кровли античного храма, вдоль его продольной стороны.
Анты – элемент, представляющий собой ограждающие вход выступы продольных стен дома. Чаще всего анты можно увидеть в конструкциях храмов Древней Греции, которые даже получили соответствующее название – «греческий храм в антах».
Анфилада (от французского еnfilade – нанизывать на нитку) – ряд помещений, примыкающих одно к другому с определенной последовательностью. Дверные проемы анфилады должны находиться на одной оси, что позволяет создать в интерьере сквозную перспективу.
Абсида или апсида (от греческого hapsis – свод) – алтарный выступ, находящийся в восточной части христианской церкви. Имеет полукруглую, прямоугольную или граненую форму, с перекрытием сомкнутым полусводом или конхой. Впервые апсиды замечены в древнеримских храмах, термах и базиликах.
Арка (от латинского arcus – изгиб, дуга) – криволинейное проемное перекрытие в стене. Может использоваться для перекрытия пространства между опорами. В зависимости от назначения арки, нагрузки и размера пролета конструкция может быть изготовлена из дерева, металла, железобетона или камня. Впервые арки начали использовать в древневосточной архитектуре, откуда они распространились и на Древний Рим. Составляющими частями арки являются: архивольт, замковый камень, пята и лоб арки, импост и плинтус. Арки могут быть коробовыми, килевидными, стрельчатыми, полуциркульными, ползучими, подковообразными, многолопастными.
Арка триумфальная – сооружение монументального типа, представляющее собой торжественное оформление проезда в честь знаменательных событий, в том числе и военных побед. Триумфальные арки, в большинстве случаев, характеризуются одним или тремя симметричными пролетами, с завершением аттиком и антаблементом. Могут украшаться памятными надписями и скульптурой. Первые триумфальные арки начали обустраиваться в Древнем Риме. Они использовались для торжественных церемоний въезда победителя (арка Септимия Севера, арка Тита, арка Константина и т.д.). Аналогичный принцип использовался при возведении арки на площади Каррузель и на площади Шарля де Голля в Париже. Триумфальные арки в России в честь военных побед строились еще с петровских времен. Это знаменитые Триумфальные ворота на Кутузовском, Москва (архитектор О. Бове), а также Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург (архитектор В. Стасов).
Аркада – ряд схожих по размеру и форме арок, опирающихся на столбы или колонны. Зачастую используется при обустройстве галерей открытого типа.
Аркатура – немецкий термин, обозначающий ряд ложных декоративных арок, обустраиваемый на внутренних стенах помещения или на фасаде здания. Аркатура может иметь форму пояса, с дополнением колонками на специальных кронштейнах.
Аркбутан – каменная наружная полуарка, использующаяся в готической архитектуре. Аркбутан передает сводный распор от главного нефа к контрфорсам (опорным столбам), находящимся за пределами основной площади здания. Система нервюр, контрфорсов и аркбутанов – это конструктивная основа практически любого храма в готическом стиле. Использование аркбутанов позволяет сильно уменьшить габариты внутренних опор, увеличить пролеты сводов, оконные проемы и освободить пространство внутри храма.
Архивольт (от латинского arcus volutus – обрамляющая дуга) — обрамление декоративного типа, выступающее из стеновой плоскости, использующееся для арочного проема.
Архитектоника (от греческого аrchitektoniké – строительное искусство) – художественный термин, обозначающий выражение закономерностей структурной конструкции здания. Может выявляться во взаиморасположении и взаимосвязи несомых и несущих частей, а также в ритмичном форменном строе, который делает более наглядными все конструктивные статические усилия. Архитектоника частично проявляется в цветовой палитре, пропорциях и т.д. В широком смысле термина, архитектоника представляет собой композиционное построение произведений искусства, определяющее соотношение главных и дополнительных элементов.
Архитрав (от греческого аrchi – главный, и латинского trabs – балка) – термин, обозначающий балку в архитектурных ордерах, которая является нижней из трех основных горизонтальных частей антаблемента. Чаще всего архитрав лежит на колонных капителях. В тосканском и дорическом ордерах архитравом называют гладкую широкую балку. В коринфском и ионическом ордерах, архитрав состоит из трех фасций (горизонтальных уступов небольшого размера).
Астрагал (от греческого аstragalos – шейный позвонок) – обработанный в форме бус или гладкий валик, который выступает в роли сочленения капители или базы со стволом колонны.
Атрий или атриум – внутренний двор закрытого типа, располагающийся в средней части древнеримского или древнеиталийского дома, куда можно было попасть из остальных помещений. В центральной части атриума располагался имплювий (бассейн), над которым оставляли отверстие для дождевой воды (комплювий).
Аттик (от греческого аttikós – аттический) – стена, которая возводится над карнизом, венчающим то или иное архитектурное сооружение. Аттик зачастую украшается надписями или рельефами. В античной архитектуре аттик выступает завершением триумфальной арки.
-
Архитектурные термины, начинающиеся с буквы П.
-
Все термины на архитектурную тематику на букву О.
-
Определения для архитектурных терминов от Ф до Я.
Буквы – это свойства, которые наше желание принимает под воздействием света, возвращающего к источнику. Творец создал материал – наше желание насладиться. Это... формами. Что значит "форма"? – Материал, который в чем-то стал подобным свету, называется формой материи. Есть всего 27 таких форм: 22 – это буквы от "алеф" до "тав", и еще пять конечных букв – манцепах. Почему? Потому что от ЗАТ дэ-Бина, части Бины, воздействующей на нас, исходят 22 формы отдачи: 9 от Бины, 9 от ЗА и 4 от Малхут. И еще...
https://www.сайт/religion/17238
Конечно, тобою Я создам мир, и ты будешь началом мира!» Там же, п.37 Почему мир создан свойствами буквы бет? Почему буквы сменяются в обратном порядке? И каким образом этот каббалистический рассказ, пусть даже самый захватывающий, связан с нами... , противоположном тому порядку, в котором создавал их Творец. Начав с тав, человек проходит букву за буквой , пока не наступает черед буквы бет, которая олицетворяет совершенное отношение Творца к творению. Это продвижение начинается с нашего нынешнего...
https://www.сайт/religion/14451
Вопросы отвечал кратко и чётко. «После реформы 1917 года русский алфавит состоит из 33 букв (включая букву ё, которая до конца не узаконена, но является необходимой для правильного отображения в письме русского... избирательная комиссия пишет в фамилиях е вместо ё. В Постановлении Министерства образования и науки от 3 мая 2007 года № АФ-159/03 предписывается писать букву ё в именах собственных бесспорно и обязательно. То же говорится в Законе о государственном языке РФ от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ (...
https://www.сайт/journal/114470
Речи «подлой черни», тогда как «церковный» «е́кающий» выговор считался более культурным, благородным и интеллигентным. Буква «ё» исчезла из написания многих фамилий: философа и писателя Монтескье (фр. Montesquieu)[ физика Рентгена (нем. WilhelmConradRöntgen ... , вводивший обязательную реформированную орфографию. Он, в частности, гласил: «Признать желательным, но необязательным употребление буквы «ё». Существует версия, что сам Иосиф Сталин способствовал укреплению «ё» в печати. Во время войны...
https://www.сайт/journal/147066
Как и она сама. Вопрос: Зоар много рассказывает о буквах . В чем связь между определениями букв , которые описывает Зоар, и буквой – как символом воздействия на нас высшей системы управления? Ответ: Это одно и то же. Буквы – это духовные сосуды, через которые свет воздействует на нас... со светом. Поскольку я сам делаю из своего материала подобие "вав", то становлюсь уже не "вав", а следующей буквой – "далет". Ведь мой материал – другой. Выходит, что с одной стороны, у нас есть "йуд" – Хохма, которая...