Воспитание ребенка - это ответственный процесс. Родителям необходимо обеспечивать детей материально, заботиться о духовном, эмоциональном и физическом здоровье. Последним, к сожалению, родители чаще всего пренебрегают.
Ученые считают, что главной болезнью 21 века является малоподвижность. Это связано с развитием технического прогресса. Дети предпочитают проводить свободное время, сидя за компьютером. А это чревато проблемами со здоровьем: увеличением риска сердечных заболеваний, лишним весом, искривлением позвоночника и сбоем в процессе обмена веществ. Чтобы избежать проблем со здоровьем, ученые рекомендуют прививать физическое воспитание с раннего детства.
Что такое физическое воспитание ребенка?
Физическое воспитание - это процесс, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья. Правильно организованная способствует становлению личностных качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности и упорству. Спорт - это часть здорового образа жизни.
Первые годы жизни ребенка до вступления в школу считаются важным периодом в формировании личности и организма. В этом промежутке детский организм быстро растет. За первый год рост увеличивается на 50%. Подвижный отпрыск свидетельствует о нормализации развития. Будучи активным, малыш укрепляет свою сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Школьный возраст наиболее благоприятный для обучения двигательным умениям и навыкам. Старший школьный возраст считается сенситивным в отношении всех физических качеств человека. Сюда относится быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Именно в этом возрасте наилучшим образом происходит физическая и умственная работа.
С чего начинается физическое воспитание ребенка
Ребенка начинается с семьи. Родителям рекомендуется изучать стадии физического развития ребенка. Следует учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Исходя из них, необходимо подбирать упражнения. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и в безопасности.
Режим дня
Режим дня необходим для благотворной работы нервной системы. Компоненты распорядка дня - это правильное чередование различных видов деятельности, организация сна, питания и отдыха. Несоответствие укладу приводит к усталости, невнимательности и снижению работоспособности. Детям младшего школьного возраста рекомендуется обеспечить дневной сон.
Закаливание
Комплекс оздоровительных процедур направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Закаливание может проводиться с помощью свежего воздуха, обливания, обтирания и душа. Эффективность процедур становиться заметной при регулярности и постепенности выполнения.
Интерес к физкультуре зависит от родителей. Хороший способ обеспечить ребенку «контакт» с - это организовать спортивный комплекс дома. В нем необходимо расположить спортивный инвентарь: мяч, скакалку, обруч, палки диаметром 2,5 см разной длины, коврик для растяжки, гимнастический мяч, небольшие гантели. Ребенку следует упражняться под присмотром взрослых.
Совместные занятия спортом родителей и детей
Учеными доказано, что совместные занятия спортом родителей и детей укрепляют взаимоотношения. Общие тренировки побуждают взрослых взяться за себя. Таким образом, семья служит примером для детей. Есть множество способов заниматься физкультурой - ходить в походы, организовывать эстафеты, делать совместную зарядку.
Этот вид спорта прост в организации и доступен для людей любого возраста. Перед походом в лес или на озеро, необходимо учитывать возраст, особенности характера и физическую подготовку ребенка. Рекомендуется согласовать маршрут похода с тренером и врачом. Туризм полезен тем, что укрепляет здоровье, помогает развивать навыки ориентировки на местности и развивает настойчивость и коллективизм.
- Рекомендуется заниматься с детьми с раннего детства.
- Следует уделять от 10 минут на упражнения ежедневно.
- Немаловажным фактором является свежий воздух. Дети должны выходить на улицу каждый день независимо от погоды.
- Составляя занятия, необходимо принимать во внимание возраст и особенности организма ребенка. Малыш может опережать или отставать в двигательном развитии.
- Специалисты рекомендуют подбирать упражнения с правильным эмоциональным зарядом. Это положительно влияет на этическое, эстетическое и эмоциональное воспитание.
Вывод
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для своего ребенка. Для того чтобы малыш рос здоровым и сильным, необходимо приучать его к спорту. Физические упражнения помогают детям познавать мир, улучшают психические процессы и развивают в нем самостоятельность. Совместные тренировки родителей и детей создают крепкие и доверительные отношения.
Узнать подробнее об .
Важность физического воспитания детей в семье. Спортивные наклонности. Начальное ознакомление детей со спортом. Совместные занятия спортом детей и родителей. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий. Инвентарь и место для занятий.
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
Физическое воспитание детей в семье
- Содержание: 1
- ВВЕДЕНИЕ 2
- Начальное ознакомление детей со спортом 3
- Совместные занятия спортом детей и родителей 7
- Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий 10
- Инвентарь и место для занятий 17
- Заключение 18
- Используемая литература 19
Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ. Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы. |
|
Бесплатная оценка | |
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата. | |
РЕФ-Мастер
- уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Физическое воспитание детей в семье.
|
|
Физическое воспитание в семье неоходимо, оно формирует базовые физические навыки у ребенка. Главной особенностью физической активности является то, что человек осознает ее жизненную необходимость в уже достаточно зрелом возрасте, как правило, после сорока лет, когда начинает пошаливать печень, покалывать сердце, начинает болеть поясница.
Предупредить эти неприятные отклонения в состоянии собственного здоровья можно, если только усиленно заниматься физическими тренировками детском, юношеском возрасте и в молодости, когда человек не осознает и не ощущает всю пагубность последствий недостаточной физической активности.
Физическое воспитание в семье важно потому как именно в детском возрасте обычно закладываются задатки будущего здоровья человека в зрелом возрасте. Самое важное в том, что физическое воспитание в семье эти основы несет не только биологический, но и психический характер. Только привив привычку постоянно заботиться о состоянии своего здоровья, регулярно выполнять различные физические упражнения, а также выработав у ребенка неприятные ощущения из-за отсутствия нормальной физической активности, можно предполагать, что став взрослым, человек будет также как в детстве активно двигаться, выполнять физические упражнения, что физическая активность станет для него привычкой, как чистка зубов по утрам. Восполнить то, что упущено в детском возрасте, в зрелости очень трудно, а порой и невозможно.
Физическое воспитание в семье обязует помнить, что значение занятий физкультурой с ребенком в детском возрасте не исчерпывается закладкой основ фундамента его будущего здоровья. Роль физической активности в выработке умений и навыков и обеспечении высокой работоспособности, которая необходима ребенку уже в первые годы его жизни, очень велика. Учеба в школе становится сложнее с каждым годом и требует от ребенка значительных нервно-психических и умственных напряжений. Физическое воспитание в семье очень и очень важно так ккак только хорошо подготовленный физически и организованный ребенок может противостоять таким большим нагрузкам. Доказано, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют одновременно повышению работоспособности и вырабатывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, а также помогают выработать внутреннюю собранность и дисциплину.
Физическое воспитание в семье необходимо, ведь без помощи семьи педагоги детского сада и школы не могут решить проблему воспитания физической активности ребенка. Например, по данным профессора Н. Лебедевой, школьные уроки физкультуры покрывают только 11% необходимой ребенку физической активности. Недостаточность двигательной активности приводит, в свою очередь, к избыточному весу, нарушениям осанки, заболеваниям сердечно-сосудистой системы даже у детей младшего школьного возраста.
Физическое воспитание в семье должно занимать определенное время. Недостаточность физической активности для детей очень опасна во время активного роста тела в детском и подростковом возрасте, когда быстрое развитие костной и мышечной массы не подкрепляется соответствующими тренировками систем дыхания и кровообращения, а также ростом силового потенциала подростка. Такое несоответствие в развитии особенно часто становятся основными причинами ослабления здоровья детей, а также снижают их жизненный тонус. Разумно организованный режим активности, правильное чередование закаливаний и разнообразных физических нагрузок помогут добиться смягчения негативных последствий акселерации, и предотвратить развитие заболеваний, а также способствуют лучшему сбалансированию процессов роста и физического развития.
Физическое воспитание в семье не должно упускаться родителями из вида. Особенно важна в детские годы физическая активность для формирования телосложения человека. По мнению известного физиолога, профессора И.В. Муравьева, физические тренировки являются наиболее естественным способом реконструкции человеческого телосложения. Именно детские годы являются самым благоприятным периодом для проведения тренировок. Раннее начало физических тренировок, в детском возрасте такие занятия должны проводиться в качестве подготовительных, способствует большему выражению преобразующего эффекта.
Физическое воспитание в семье помогает укреплять отношения в семье. Общая деятельность детей и родителей в процессе физического воспитания является огромным фактором, который объединяет семью, укрепляет нравственный климат, создает добрые традиции и общие интересы. Чехословацкие ученые в ходе хорошо продуманных и достоверных экспериментах выяснили, что физическое воспитание в семейной форме не только хорошо влияет на физическое развитие детей и укрепляет их здоровье, но и положительно влияет на семейный климат, на отношения родителей между собой, а также повышает их роль в воспитании ребенка.
Физическое воспитание в семье – это нелегкое и непростое дело. Родители должны многому научиться, прежде чем приступать к обучению своего ребенка. движения человека сами по себе достаточно сложны, так же как и человеческая активность, поэтому процесс формирования и совершенствования физической активности, так же как и процесс обучения и тренировок, не может быть простым.
Физическое воспитание в семье требует помнить родителям, что для успешного и безошибочного процесса обучения ребенка физическому совершенству, нужно знать главные законы построения и развития движений, а также основные правила проведения тренировок с детьми. При этом важно не только понять суть этих законов, но и уяснить все тонкости, требующиеся в ходе процесса физического обучения ребенка.
Физическое воспитание в семье требует знания самых простых законов биомеханики сможет помочь вам верно выбрать упражнения и условия, при которых следует их выполнять, для воспитания физических качеств при тренировках с ребенком. Выполнение простейших правил каждодневных занятий физическими тренировками поможет выбрать самый оптимальный режим получения физических нагрузок, а также успешно руководить процессом выработки выносливости, быстроты, ловкости и гибкости ребенка, а также гармоничным развитием ребенка в целом. Родители, которые заботятся о физическом развитии своего ребенка, должны правильно организовать режим его физической активности, который будет полностью соответствовать его половым, возрастным и индивидуальным особенностям, а также условиям, в которых проходят занятия физическими упражнениями.
Физическое воспитание в семье желательно должно включать процедуры закаливания и гигиенические процедуры. Родители должны вырабатывать у ребенка гигиенические навыки.
Физическое воспитание в семье дает следующий результат. Ребенок вырос. Родители его многому научили. Он имеет крепкое телосложение и его движения освоены правильно. Что же делать дальше? А дальше основная задача родителей – это помощь в выборе вида спорта для занятий, который бы соответствовал его двигательным способностям. Для того, чтобы это сделать, необходимо знать, как правильно определить спортивные особенности и наклонности ребенка, как правильно сформировать его спортивные интересы, а также время, наиболее целесообразное для того, чтобы ребенок приступил к регулярным тренировкам в спортивной школе, клубе или секции. Ответы на эти вопросы, родители смогут найти в этом разделе нашего журнала.
Успешное освоение программы физического воспитания ребенка в семье, рассчитанной на ребенка с момента рождения и до подросткового возраста, может помочь вашему ребенку вырасти разносторонне подготовленным физически, здоровым и готовым к преодолению самых разных трудностей и сложностей новой, взрослой жизни.
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи.
Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - Академия, 2002
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
гуманность и милосердие к растущему человеку;
вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
открытость и доверительность отношений с детьми;
оптимистичность взаимоотношений в семье;
последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью. В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Охрана здоровья и обеспечение нормального развития детей обязанность и высокая ответственность нашего поколения за будущее развитие человеческого сообщества. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - Академия, 2002
Своевременное и полное информирование родителей о состоянии здоровья школьников, необходимых лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий, формирование атмосферы ответственности семьи, расширение ее участия в сохранении и укреплении здоровья детей и подростков - обязательное условие успешной реализации поставленных задач по оздоровлению подрастающего поколения.
В последнее десятилетие наблюдается ряд неблагоприятных перемен в состоянии здоровья детского населения. Установлены 3 принципиально важные характеристики патологии детского возраста, определяющие ее особенности в условиях экономического спада и изменившейся ситуации в здравоохранении, прогрессирующий рост хронических болезней, резкое повышение частоты социально-обусловленной патологии.
Развитие детей во время их обучения в школе является очень ответственным периодом. Это время активного роста и развития детского организма, полового созревания. И оттого как адаптируется детский организм к социальным и физиологическим условиям зависит формирование его здоровья.
За последние 3 года отмечается рост общей заболеваемости в 1,6 раза, как среди детей, так и подростков России. В структуре заболеваемости половина всей патологии (53%) приходится на болезни органов дыхания, около 14 - на долю болезней нервной системы и органов чувств, костно-мышечной системы и органов пищеварения. Среди подростков 15-17 лет выявлен дальнейший рост заболеваний эндокринной системы, болезни системы кровообращения, и костно-мышечной системы.
У девушек - чаще наблюдаются патологии эндокринной системы, мочеполовой, анемии, у юношей - психические расстройства, близорукость, болезни сердечно-сосудистой системы, костно-мышечной системы. Остальные болезни встречаются в равной степени у девушек и юношей. За последние 3 года отмечен взлет гинекологических заболеваний, нарушение полового развития и воспалительный процесс в данной системе встречается у каждой 9-10-й девочки. При этом патология репродуктивной деятельности сохраняется на долгие годы. Из социально значимых болезней выявлен рост заболевания передаваемых половым путем, рост наркомании, туберкулеза. При переходе из класса в класс здоровье школьников ухудшается. Так, в 2 раза возрастает число учащихся с пониженной остротой зрения, более чем в 20 раз чаще диагностируется сколиоз, в 1,6 раз - нарушение осанки. Острота зрения и нарушение осанки заметно увеличиваются после первого года обучения в школе, частота сколиоза - в 8-11 классе. Среди других заболеваний по мере обучения детей в школе наблюдается увеличение в 3-3,3 раза болезней сердечно-сосудистой системы, почек, респираторной аллергии, в 1,5-2,6 раза, увеличение заболеваний кожи, эндокринной системы, лор-органов. К окончанию школы 40% подростков имеют признаки хронических болезней, 50% - резкие отклонения в состоянии здоровья и только 10-20% детей можно считать здоровыми. Вследствие этого те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья имеют более чем 12 учащихся. Столь же велик процент допризывников - 40%, не годных к службе в армии.
Высокая распространённость хронических заболеваний у девочек - будущих матерей объясняет низкий уровень здоровых беременных женщин (хронические болезни у 40-60% беременных). Создаётся замкнутый цикл - больная мать - больной ребёнок, больной подросток - больная мать - больной ребёнок. Продолжительность этого - 20-22 года и, с каждым из них, потенциал здоровья населения снижается, что сказывается на качестве потомства, заболеваемость которого, за последние годы возросла более чем в 2 раза. С такой характеристикой здоровья наша молодёжь вступает в жизнь. Отмеченные негативные тенденции в состоянии здоровья подростков, рост хронических форм соматической, эндокринологической, неврологической, гинекологической, ортопедической патологии ведёт к снижению способности к учёбе, ограниченного выбора профессии, снижению репродуктивных функций. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М., 1988
Известно, что состояние здоровья населения находится под влиянием ряда факторов. Из них 50% и более относится к образу жизни, по 20% - приходится на воздействие окружающей среды и наследственность. И лишь 10% - на воздействие службу здравоохранения.
Общая заболеваемость детей более чем на 50% процентов зависит от образа жизни семьи.
Это понятие включает в себя 4 категории: экономическую - “уровень жизни”; социологическую - “качество жизни”; социально-психологическую - “стиль жизни”; социально-экономическую - “ уклад жизни”.
Влияние семьи на здоровье детей показали наиболее существенную роль внутрисемейных отношений, семейного положения, семейных конфликтов в формировании здоровья детей.
Немалое значение в воспитании имеют режим питания, учёбы, сна, отдыха, соблюдения правил личной гигиены, занятия физической культуры, употребление алкоголя, курение и склонность к самолечению, уровень медицинских и гигиенических значений.
В результате несвоевременного обращения к врачу с профилактической и лечебной целью в подростковые кабинеты из детских поликлиник поступает от 20% до 30% длительно и часто болеющих детей, от 9% до 15% детей с хроническими заболеваниями. Именно эта группа детей и подростков, составляющая от 30% до 45% требуют к себе повышенного внимания со стороны медицинского персонала, существенных затрат на лечение и более длительного времени на оздоровление.
Формирование здорового образа жизни - главный рычаг профилактики, являющийся основным направлением и идеологией здравоохранения.
Своё здоровье, силу, жизненный потенциал дети черпают в семье. И в оздоровлении детей должна быть заинтересованность, прежде всего, семья.
В большинстве семей больных детей родители курят, в 1/3 из них курят оба родителя. Возможно, с этим связано и раннее начало курения детьми в ранние сроки, мальчиков в 10-12 лет, девочек в 13-14, что влияет на течение и исходы бронхолёгочных заболеваний у данного контингента больных.
Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет младшему школьнику выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.
Автор учения о динамическом стереотипе И.П. Павлов подчеркивал, что его создание - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.
Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного общеобразовательного учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.
В организме младшего школьника заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.
Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью.
Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.
Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены - в 2 ч ночи. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М., 1988
Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая в 17-18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.
Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.
Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.
Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.
Необходимым условием гармоничного развития личности младшего школьника является достаточная двигательная активность. В силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства младших школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме ребенка.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 - 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма ребенка, особенно сердечно -сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Физическая культура: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно - сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма ребенка. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М., 1988
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.
Физическое воспитание в семье
Введение
Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно - ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого - в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования.
Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития.
Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными.
В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, приказывают, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременное развитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка, например, развитие речи.
Побудить к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком, являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни.
Роль семьи в физическом развитии детей
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга как не только важное средство воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи.
Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин - входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что оно так же, как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса.
Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Здоровый образ жизни и его основные составляющие:
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья людей.
Воспитать ребенка здоровым - значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.
Закаливание
Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В Спарте, например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый год босиком и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т.п. Условия жизни девочек были почти такими же.
В России закаливание издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с парными и «снежными» ваннами.
Закаливание - это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.
Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы - солнце, воздух и вода - действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.
Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 20 (это максимум для детей раннего возраста) и 18 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне - от 16 до 23. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях - более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.
Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.
Прогулки дошкольников и младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Для малышей полезен и дневной сон на свежем воздухе, правда, воздух должен быть чистым, что, к сожалению, наблюдается редко и в городах и в поселках.
Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детей составляет постепенное снижение температуры воздуха от + 20 до + 10 с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом - по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство - после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.
По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что снижает ее эффективность.
Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В домашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.
Проснувшись раньше, чем обычно и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15 – 14 С. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 22. Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2 – 3 недели - без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5 – 6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15 – 20. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.
Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.
Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть - при соблюдении правил их выполнения - солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее, при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.
Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а также светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха +20 и более не должны превышать 7 – 10 минут. Через 3 – 5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8 – 10 минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15 – 20 минут.
Полезно принимать солнечные ванны в движении - в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка.
Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен.
Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым - умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла - сначала теплой, затем прохладной водой.
Хорошее средство укрепления здоровья - закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой, затем теплой и вновь холодной.
Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередным погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34 – 36 и 18 – 20).
Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой водой в течение 30 – 40 секунд, затем температуру воды снижают на 2 – 3, а время ее действия сокращают до 15 – 20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и прохладного душа повторяют 2 – 3 раза. В первых процедурах температуру воды определяют водным термометром, затем - «на глазок». Через 3 – 4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30 – 40 секунд. Через 8 – 10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3 – 4 градуса и так постепенно в течение 3 – 3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной воды доводят до 20 у дошкольников и 24 - у школьников (т.е. 40 – 42 и 18 – 20). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем.
Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей - в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.
Режим дня
Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.
Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе - все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат - снижение работоспособности школьника. Вот почему семья, так же как и школа, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна учащихся.
Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.
Правильно организовать режим дня школьника - это:
- обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отдыха ко сну;
- предусмотреть регулярный прием пищи;
- установить определенное время приготовления уроков;
- выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет легче и легче это делать - начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.
Потребность детей во сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается.
Большую часть времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.
Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час – полтора при открытой форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность.
После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе час – полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей.
Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в наказание за какие-либо проступки.
Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе - до 4 часов в день. Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья школьников, особенно ослабленных и перенесших заболевания.
В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для конструирования или рисования, и для занятий спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмотреть телепередачу.
Найдите место в режиме дня посильному труду детей - общественно полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.
Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место.
Двадцать – двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и 30 – 35 минут - для обеда.
После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только
Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени.
Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20 – 30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры.
Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном. Постель - отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.
Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздухом. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16 – 17.
Рациональное питание
Правильное питание - важнейший залог формирования здорового организма. Казалось бы, это известно всем, во всяком случае, спорить с этим никто не станет. А вот позаботиться о том, чтобы иметь хотя бы минимально необходимые представления о рационе и режиме питания, многие родители не считают обязательным.
И если недокормленных детей при всех наших сложностях с продуктами немного, то уж перекормленные дети есть в каждом классе любой школы, почти в каждой группе детского сада.
Специалистам хорошо известно, что дети с излишней массой тела с младенческого возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Они обычно поздно начинают ходить. Зачастую у них кривые ноги и так называемая круглая спина. Добавим, что возникающие в дошкольном периоде обменные и другие нарушения, связанные с ожирением, способствуют развитию атеросклероза в среднем возрасте и даже в молодости.
Флегматичные дети из-за недостаточной двигательной активности расходуют энергии меньше, чем получают с пищей, и поэтому полнеют. Возникает порочный круг. Чем толще ребенок, тем меньше у него потребность в движениях, а гиподинамия - прямая дорога к полноте. Исследователи считают, что таких детей надо заинтересовать прогулками или физическими упражнениями. Наш опыт показывает, что сделать это непросто, родители должны приложить много стараний и набраться терпения, чтобы привить любовь к систематическим движениям. Очень важен здесь и личный пример взрослых.
В дошкольном возрасте в связи с усилением энергетического обмена потребность в пищевых веществах увеличивается; это, в свою очередь обусловливает необходимость увеличения количества таких продуктов, как мясо, рыба и крупы, и постепенного снижения потребления молока. Изменяется и кулинарная обработка продуктов: приготовление блюд для старших дошкольников и младших школьников приближается к «взрослой» кулинарии. Но лишь приближается, а не совпадает. Так, закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми; овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной и посыпаются зеленью петрушки (укропа) с добавлением измельченного чеснока; мясные и рыбные блюда, а также овощи лишь слегка поджариваются (а в основном тушатся) и подаются на стол 3 – 4 раза в неделю. Ни в коем случае нельзя давать много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой. Вместо них ребенок может выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим, так как детский организм в большом количестве выделяет влагу. Суточная потребность дошкольников в воде - 1 – 1,3 л, школьников - 1,5 л.
Существенное значение имеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнир второго блюда может быть из круп или макарон.
В весенне-летний период и в начале осени больше блюд следует готовить из свежей зелени, овощей, фруктов, ягод. Но при этом помнить: рацион ребенка должен включать определенное количество белков, жиров и углеводов, а также минеральных веществ. Примерные их суточные показатели для дошкольников: белков и жиров около 70 г, углеводов - около 280 г, кальция - 1200 мг, фосфора около - 1500 мг, витамина С - 50 мг.
На завтрак - каши, яйца (лучше сваренные вкрутую), блюда из творога, мяса, рыбы, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром. Обед: овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, свежих фруктов или ягод, фруктового пюре. В полдник ребенок выпивает стакан молока, кефира или простокваши, съедает печенье, ватрушку или булочку, фрукты. На ужин лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, вечером давать не следует.
Если оценить питание в большинстве наших семей, можно констатировать, что оно нуждается в улучшении. В первую очередь, за счет увеличения потребления овощей и фруктов и снижения доли рафинированных продуктов. Сама технология приготовления блюд для детей должна быть изменена.
Подводя итог, напомним основные принципы правильного питания детей. Оно должно быть разнообразным, не избыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими и доброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености, мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями - вплоть до подросткового возраста. Целесообразно придерживаться режима 4-разового питания. Формы физического воспитания в семье Пешие прогулки и походы
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.
Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Дети учатся подмечать интересное в пейзаже, во встреченных на туристских тропинках корнях и ветках деревьев, камнях, листьях.
Длительная прогулка с группой дошкольников требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.
Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.
Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему. Если намечен переход к дальнему лесу, к подножию горы, на сенокос, надо так организовать детей, чтобы они шли свободно, группой по 4 – 5 человек. Когда маршрут проходит по улице поселка, шоссе или вдоль полотна железной дороги, дети должны построиться и пройти парами этот отрезок пути. Но как только они выходят, например, на луг, лесную дорогу, можно идти свободно, группируясь по своему желанию, но не расходясь далеко. Взрослый предлагает детям идти впереди себя, чтобы всех держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал остановки, например, свисток. Дети должны быстро собраться около взрослого. Можно отметить тех, кто быстрее остальных выполнил задание. После этого часть пути можно пройти организованно или использовать ускоренную ходьбу, ходьбу «змейкой» между деревьями, крадучись, в полуприседе.
Если конечный пункт прогулки находится на значительном расстоянии, то на полпути надо сделать небольшой привал - отдых в тени кустов, деревьев. Желающим можно предложить за 30 – 35 м до намеченного места отдыха пройти быстрее или пробежать и подождать там остальных. Это приучает детей к самостоятельности, дает некоторый выход их активности, проявлению двигательных способностей (выносливости, быстроты).
После недлительного отдыха во время привала здесь же можно организовать подвижные игры, с тем чтобы поддержать у ребят хорошее настроение на оставшийся путь.
Дети в группе легче находят себе дела, устанавливают общение друг с другом, ведут разговоры о виденном, меньше капризничают, не проявляют эгоистических чувств, своеволия.
На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.
Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2 – 3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.
Препятствия могут быть следующие:
«Лягушатник» - из веток и прутьев: высота 40 см, длина 120 см, 4 барьера с расстоянием между ними 80 см дети перепрыгивают двумя ногами сразу.
1. «Коридор» - обозначается тесьмой в кустарнике или между деревьями с несколькими поворотами.
2. «Нора» - устраивается из плащ-палатки или куска ткани размером 1,5 – 2 м. Один край приподнимается на 70 см, второй прикрепляется колышками свободно к земле, чтобы можно было проползти на четвереньках.
3. «Бревно» - обрезок ствола длиной 3 – 4 м с неснятой корой, закрепляется колышками или оставшимися на нижней стороне сучьями.
4. «Обезьянник» - образован двумя веревками (диаметром 10 – 12 см), натянутыми между двумя деревьями (расстояние между ними 2 – 3 м). Их туго натянуть и оттянуть в стороны с помощью дополнительных веревок. Ребята переступают ногами по нижней веревке, держась за верхнюю.
5. «Гол» - ударом ноги прогнать мяч через ворота (шириной 1,5 м), вложить его в рюкзак и надеть рюкзак на себя.
Детям объясняют и показывают, как надо преодолевать препятствия, предлагают попробовать выполнить задание, а затем уже объявляются условия соревнования.
Для привала летом выбирается теневое место с хорошим обзором, в холодную погоду - защищенное от ветра и освещаемое солнцем. После отдыха дети обычно затевают игры. Родители должны создать им для подвижных игр наиболее подходящие условия.
Лыжные прогулки
Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с гор и т.д.
Прогулки на лыжах доступны уже детям с 3-летнего возраста. Лыжи и палки подбираются по росту ребенка: в возрасте 3 – 5 лет длина лыж может превышать рост на 5 – 7 см, тогда как детям в возрасте 6 лет и старше подбираются лыжи, достигающие ладони его вытянутой вверх руки. Лыжные палки - немного ниже плеч. Размер ботинок таков, чтобы их можно было надевать без затруднений с 1 – 2 толстыми шерстяными носками.
В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право, больно и обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно трудное - суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной. Первые упражнения на снегу проводятся без палок и начинаются с обучения падению не вперед или назад, а на бок с разведением рук в стороны. Первые упражнения в обучении обычному способу ходьбы на лыжах - передвижение по прямой ступающим шагом с постепенным переходом к скольжению, когда лыжи не отрываются от лыжни. Полезным упражнением в первых тренировках является и буксировка на лыжах, когда ребенок держится за палки, которые тянет взрослый; при этом ноги у ребенка слегка согнуты в коленях, а корпус наклонен вперед. Затем ребенка обучают развороту на месте.
При переходе к скользящему шагу хорошо использовать накатанную лыжню, идущую под небольшим уклоном. Вначале длина скользящего шага невелика, постепенно она возрастает - одновременно с темпом передвижения. Лишь после этого ребенку дают палки, и он постепенно обучается попеременному двухшажному ходу на лыжах, когда движения рук и ног чередуются как при ходьбе: при движении правой ноги вперед выдвигается левая рука и наоборот. Важно следить за тем, чтобы палка выносилась вперед и опускалась в снег впереди ступни. Затем переходят к обучению одновременному отталкиванию двумя палками с приподниманием на носки, посылкой корпуса вперед и выносом палок под прямым углом.
Дети дошкольного возраста могут также обучаться преодолению некрутых подъемов (сначала «лесенкой», потом «елочкой») и небольших спусков. На некрутых и недлинных спусках разучивается торможение «плугом». Это сведение носков лыж и коленей друг к другу и постановка лыж на внутренние ребра. Торможение поворотом лыж с опорой на палки - довольно трудное и осваивается далеко не всеми детьми.
Обучать детей скоростному «коньковому» ходу вряд ли целесообразно из-за его чрезмерной нагрузки на суставы ног.
Одежда для лыжных прогулок подбирается так, чтобы она не мешала движениям и не перегревала тело. Последнее правило очень важно соблюдать.
Катание на коньках
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение.
Катание на коньках - сложный вид движения, состоящий из отталкивания, правильной постановки конька при скольжении, сохранения равновесия. Сложность движений на коньках обусловливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить детей этому виду спортивных упражнений начинают с 5 лет.
Первые занятия целесообразно провести в помещении: рассмотреть коньки с ботинками, примерить, попытаться завязать шнурки. Шнурки должны быть широкими, нужной длины, чтобы завязывался бантик и не оставались чересчур длинные концы. На подъеме ноги научиться шнуровать туго, на пальцах свободно, чтобы ноги не мерзли.
Не сразу осваивают ребята правильную посадку конькобежца - ноги слегка согнуты, туловище наклонено вперед, спина и плечи расслаблены.
В положении стоя учиться держать ступни прямо. Чтобы не портить пола и коньков, упражнения в помещении надо выполнять на резиновом коврике, дорожке или не снимая с коньков чехлы.
После того, как ребенок привыкнет к обуви и конькам, походить по снегу, затем на лед.
С первых шагов на льду учить правильно падать: на бок, пригибая голову к груди, или вперед «рыбкой», проскользить по льду на животе, вытянув руки. Нельзя опираться на руки, чтобы их не сломать! Можно падать в близко расположенный сугроб.
Обучению бегу на коньках следует отводить первое время не более 8 – 10 минут, так как дети от напряжения быстро утомляются. Выражается это обычно в желании присесть или в жалобе на усталость в ногах. Время для занятий увеличивается постепенно до 20 – 30 минут.
Во время катания надо следить за дыханием ребенка, чтобы он дышал через нос и не задерживал дыхания. Особенного внимания требует ребенок, перенесший отит, ОРЗ, ему разрешается катание при температуре воздуха от +2 до -8.
Езда на велосипеде
Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Для обучения езде должна быть дорожка шириной 3 – 4 м, длиной не менее 30 – 50 м, так как ребята затрудняются делать повороты. Овладевают дети ездой в разные сроки. Некоторые долго держатся напряженно, скованно, не умеют ездить свободно и легко. Взрослый должен четко указать, какую ошибку допускает ребенок, разъяснить, как ее устранить, например: «Резко поворачиваешь, а надо тише» или: «Сильнее нажимай на педали».
Древнегреческие мудрецы говорили: Хочешь быть здоровым - бегай! Хочешь быть красивым - бегай! Хочешь быть умным - бегай!
Этими словами они подчеркивали огромное значение бега для укрепления здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей.
Бег - одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег - естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Умение преодолеть быстро небольшое расстояние или, наоборот, пробежать большую дистанцию пригодится будущему солдату, геологу. Привычка бегать поможет получить ежедневную дозу движений, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека.
Задания для детей следует разнообразить, чтобы не снижался интерес к бегу.
Повышению интереса детей к бегу способствуют более сложные задания, например, остановиться, сменить направление бега, пробежать змейкой между предметами. В этом беге ноги несколько больше согнуты в коленях, нога ставится на переднюю часть стопы, руки помогают сохранять равновесие, поэтому иногда разводятся в стороны.
Дети любят соревноваться в беге, играя в игры, например, «Кто скорей к мячу», «Кто скорее обежит дерево». Им уже не требуется в таком объеме, как младшим, показывать движения. Они лучше воспринимают объяснения, указания, могут самостоятельно заметить ошибки. Взрослый направляет внимание ребят на тех, кто может служить примером: бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега.
Если бег проводится без игровой ситуации, то в этом случае следует выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично, шаги недлинные, движения рук расслабленные.
По возможности надо чаще использовать бег босиком по песку, мелкой воде, земляным и травянистым дорожкам с поворотами и уклонами, убедившись в отсутствии предметов, могущих привести к травмам. Тренировки в беге желательно проводить в теплое время года, весной и осенью, не боясь мелкого моросящего дождя. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условиях укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.
Заключение
Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка.
Родителям впервые представилась возможность сравнить уровень физического развития своего ребенка и других детей того же возраста. Не одна мать была разочарована, убедившись, что ее ребенок отстает от сверстников в двигательных действиях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье и ритмических движениях на год – два. После нескольких совместных занятий ребенок, как правило, достигает требуемого уровня двигательного развития, а зачастую и перегоняет других детей, делая незаурядные успехи.
Во время совместных занятий взрослый поднимает, носит, качает ребенка, помогает ему подтянуться, подпрыгнуть, взобраться наверх и т.д. Благодаря этому сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, покачивает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности и координации движений - например, при выполнении упражнений, сопровождающихся пением или музыкой. Родители же, занимая полуактивную позицию, путем ловких движений помогают ребенку выполнить упражнение, подбадривают его и вместе с ним радуются успеху. Позже эти совместные занятия становятся действительно самым счастливым событием дня, и ребенок радуется той минуте, когда кто-то из родителей скажет: «Иди сюда, будем заниматься!» В сегодняшней круговерти дня это - минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые результаты: систематическое повторение одних и тех же упражнений и логическая преемственность занятий являются основными предпосылками успеха.
Библиографический список:
1. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М: Физкультура и спорт,
2. Вавилова Е. Н. Укрепление здоровья детей. Москва, Просвещение, 1986.
3. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей. Москва. Просвещение,
4. Гребешкова И. И.. М: Медицина, 1990 г.
5. Михайлов В., Палько А. Выбираем здоровье! Москва, Молодая гвардия,
6. Зиановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. Москва, Советский спорт, 1990.
7. Островская А. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. М, Просвещение, 1998.
8. Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей. Москва, Просвещение, 1987.
9. Тонкова-Ямпольская Ф. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. М, Просвещение, 1985.
10. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика Ф.В. и спорта. Москва,
11. Хриповская А. Г. Мир детства. Москва, Педагогика, 1988.
Физическая культура