Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Какова общая тенденция развитие изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность как показатель развития. Заговоры: да или нет

Третий триместр беременности можно назвать финишной прямой, и именно в этот период будущие мамы расслабляются больше всего. Между тем, последние 3 месяца беременности — это тот срок, за который нужно подготовить тело к родам, чтобы максимально облегчить процесс и последующее восстановление организма.

По этой причине занятия спортом на поздних сроках не только не вредны, как думают многие женщины, а наоборот, просто необходимы. 28-40 неделя беременности характерны увеличением давления на позвоночник, снижением общей двигательной активности и подвижности.

Физическая активность в этот период преследует несколько целей:

  • уменьшение нагрузки на спину и позвоночник;
  • тренировка правильного дыхания перед родами;
  • увеличение эластичности кожи;
  • растяжение мышц промежности;
  • повышение общей подвижности суставов;
  • уменьшение застоя крови и отечности в нижних конечностях;
  • повышение эластичности тазового дна;
  • стимуляция работы кишечника и органов ЖКТ.

Как видно, все эти эффекты нужны для того, чтобы облегчить приятную, но такую тяжелую ношу беременной женщины. Повышая тургор кожи, подвижность суставов и эластичность тазового дня, женщина подготавливает себя к родам. Подготовленное тело гораздо легче воспримет нагрузку, и вероятность того, что в процессе родов возникнут осложнения, заметно снижается.

Плюс ко всему выполнение упражнений не даст набрать лишний вес и позволит быстрее вернуть хорошую дородовую физическую форму после родов и кормления.


Одежду для зарядки нужно выбирать максимально комфортную, не препятствующую движениям и нигде не перетягивающую, особенно в области живота.

Подбирать конкретные упражнения и виды нагрузки лучше под руководством врача. Существует несколько техник, которые наилучшим образом подходят для беременных женщин на третьем триместре, и при составлении индивидуальной программ физической активности их можно сочетать и чередовать.

Какие виды упражнений стоит выполнять на большом сроке

Вид упражнения Описание
1 Пилатес Пилатес идеален как во второй половине беременности, так и после родов. При выполнении упражнений можно использовать снаряды и гантели, вспомогательные предметы. Этот вид занятий необходим для подготовки тела к родам, улучшения тонуса мышц и кровотока, прилива сил и заряда бодрости. Конечно, не стоит выполнять упражнения, если есть ощущения дискомфорта, одышка, боль в животе и другие неприятные симптомы.
2 Йога Йогу можно назвать гимнастикой для релаксации. Конечно, будущей маме в конце срока нужно избегать сложных асан, но более простые, базовые элементы отлично подойдут для растяжки, подготовки связок, не говоря уже о том, что это идеальный способ расслабиться.
3 Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения - это элементы йоги, и заниматься ими можно как во время выполнения других асан, так и самостоятельно, просто приняв необходимую позу. Знание основных техник дыхания значительно упростит процесс родов и позволит чувствовать себя лучше физически и увереннее в своих силах.
4 Аквааэробика Это тот вид занятий, которым дома не займешься и который обычно проводится в группах под руководством тренера с медицинским образованием. Аквааэробика - отнюдь не обязательный, но очень приятный вид подготовки к родам, позволяющий максимально снизить нагрузку на позвоночник и на ноги, почувствовать себя легче и расслабиться в специальном бассейне.
5 Упражнения Кегеля Очень простые и не менее эффективные упражнения, позволяющие натренировать мышцы влагалища и подготовить их к родам. Эластичные мышцы меньше подвержены разрывам, что не только значительно увеличивает шанс родить естественным путем максимально безопасно, но и позволит быстрее восстановиться после рождения ребенка.
6 Силовые тренировки Если нет противопоказаний, исключать силовые нагрузки полностью не стоит даже на большом сроке. Конечно, нужно значительно снизить нагрузки, и если до беременности женщина активно занималась в тренажерном зале, то на 28-40 неделях беременности можно ограничиться упражнениями с гантелями. Это тренирует выносливость и позволит не уставать так сильно в третьем триместре, когда нагрузка на организм максимальная.

Дыхательная гимнастика

Из всех комплексов упражнений дыхательная гимнастика — это обязательный элемент подготовки к родам. Правильное дыхание позволит лучше контролировать процесс родов и правильным образом стимулировать родовую активность, но и даст возможность расслабиться в любой момент, просто применив заученную и усвоенную технику дыхания.

Грудное «верхнее» дыхание

При этом виде дыхания воздухом наполняется только верхняя часть легких. Для того чтобы лучше контролировать дыхание, можно положить руки на ребра, вдыхать следует медленно через нос, так, чтобы диафрагма оставалась в неизменном положении. Выдыхать через рот или нос.

Диафрагмальное глубокое дыхание

Положив одну руку на грудь, а вторую на живот, нужно медленно, глубоко вдохнуть, пока легкие не наполнятся воздухом полностью; диафрагма при этом сдвигается. Вдохнув, задержать дыхание на пару секунд, после чего очень медленно выдохнуть, сделать паузу перед следующим циклом.

Толчковое четырехфазное дыхание

Сделав глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды, после чего так же медленно выдохнуть через рот. После выдоха задержать дыхание на пару секунд и повторить.

Каждое упражнение повторяется 10 раз, начинать можно с 1-2 раз в день. Беременной женщине хватит 10 минут дыхательных упражнений в день, чтобы подготовиться к родам.

Гимнастика для беременных: самые важные упражнения

Вид упражнения Описание упражнения
Вращение таза Одно из важнейших упражнений для беременной женщины, для его выполнения необходим фитбол или за его отсутствием можно использовать стул, пуф.
Нужно сесть прямо, держа ноги на ширине плеч, и выполнять вращательные движения тазом вправо и влево. При выполнении упражнения живот и спина должны быть расслабленными, руки можно держать на животе. Повторить упражнение 10 раз.
Растяжение для позвоночника Для выполнения этого упражнения нужно сесть на пол прямо, ноги собрать в положение "по-турецки". Держась руками за щиколотки, нужно прогибаться, округляя спину, после чего, достигнув максимума, застыть в конечном положении на несколько секунд, после чего расслабиться, вернуться в исходное положение и повторить десяток раз.
Наклоны в стороны сидя Заняв исходное положение как для предыдущего упражнения, нужно опустить руки вдоль туловища, коснувшись пальцами пола. Вдохнув, нужно поднять одну руку вертикально вверх, одновременно отклоняясь в противоположную сторону. Локтем второй руки нужно стремиться к полу. Это эффективное упражнение на растяжку боковой стороны туловища, его следует повторять не менее 6 раз для каждой из сторон.
Круги стопами Нужно лечь на пол, согнув в коленях ноги. Голень одной ноги положить на колено второй, и в таком положении выполнять вращение движение стопой в обе стороны. Такое упражнение улучшает кровообращение, уменьшает застой крови в ногах, улучшает тонус икроножной мышцы. Каждую стопу нужно вращать не менее 10 раз.
Профилактика плоскостопия Исходное положение как в первом упражнении: сидя прямо на фитболе, стуле или пуфе с ногами на ширине плеч. Поднять одну ногу и сводом стопы упереться в голень второй ноги, водить по икроножной мышце. Нескольких раз будет достаточно для того чтобы ноги чувствовали себя комфортнее и не так болели из-за большой нагрузки.

Это самые важные упражнения, которые не стоит игнорировать беременной женщине в третьем семестре. Выполнять их следует каждый день (конечно, если нет противопоказаний), и тогда можно будет с уверенностью ожидать дня родов.

Видео — укрепление спины и тазовой области при беременности

Как говорится – в здоровом теле, здоровый дух! Данное изречение как нельзя лучше подчеркивает роль зарядки в жизни человека, ведь лучшее лекарство от болезней, это их предотвращение. Зарядка поможет всегда быть в тонусе, улучшит общее самочувствие и поможет избежать множества заболеваний.

Зарядка для беременных важна еще более, чем для всех остальных, ведь поспособствует правильному развитию малыша и улучшит общее самочувствие. Кроме того, зарядка для беременных поможет сохранить женскую красоту даже после родов.

Противопоказания к тяжелым физическим упражнениям

Важно чтобы эта зарядка была правильной и, главное, согласована с врачом. Несмотря на свою необходимость, зарядка для беременных может иметь свои противопоказания в зависимости от состояния матери, малыша и протекания беременности.

Противопоказания могут быть следующие:

Даже если не наблюдается ни один из вышеперечисленных факторов, консультация с врачом необходима. Кроме того, если врач разрешил зарядку для беременных, однако, при её выполнении возникает дискомфорт и неприятные ощущения, следует немедленно прекратить упражнения и сообщить об этом врачу.

Зарядка для беременных должна быть плавной и легкой. Ни в коем случае нельзя поднимать тяжести, делать резкие движения, бегать и прыгать, зарядка для беременных — это не фитнес для похудения, а комплекс упражнений для подготовки женщины к родам и улучшения общего самочувствия. Нельзя заставлять делать зарядку, когда организм к этому не готов – ориентируйтесь по собственному самочувствию. И, конечно же, нельзя допускать перенагрузки и работать через «не могу», если вы устали, лучше отдохните, проделайте дыхательные упражнения, возможно, вообще отложите зарядку на другой день иначе зарядка может нанести вред беременности.

Зарядка в зависимости от срока беременности

На ранних сроках она одна, а на более поздних несколько иная. Рассмотрим несколько рекомендаций и примеров упражнений.

Зарядка в первом триместре

На ранних сроках, особенно в первые 12-14 недель в зарядке исключаются упражнения на пресс, так как это может привести к выкидышу. На ранних сроках, нагрузки вообще следует ограничить, так как это период формирования эмбриона, а нагрузки могут отрицательно сказаться на нем. В данный период рекомендуется выполнять упражнения на бедра, а также дыхательные упражнения.

Вот примеры возможных упражнений на ранних сроках беременности:

Зарядка во втором триместре

Во втором триместре беременности, упражнения несколько меняются. Этот период является самым подходящим для занятий зарядкой, так как плод уже надежно прикрепился, но еще не слишком сковывает движения. Кроме того, эмоциональное состояние женщины улучшило и стало более благоприятное для упражнений. В зарядке на данном этапе беременности в основном задействован таз. Регулярно выполняя данные упражнения, женщина сможет предотвратить такое распространенное явление у беременных как недержание мочи. Зачастую этим страдаю женщины в возрасте от 30-35 лет, ранее рожавших.

В период с 16-18 недель требуется исключить применение бандажа, упражнения на одну ногу, а так же проделывать упражнения на спине. Вот пример зарядок, которые рекомендуется выполнять на 2-м триместре беременности:


Зарядка в третьем триместре

На третьем триместре беременности в основном проходят на таком приспособление, как фитбол, ведь обычные упражнения, становятся слишком сложными, из-за растущего живота.

  • Возьмите в руки гантели, весом до килограмма, сядьте на мяч, по очереди сгибайте руки.
  • Сядьте на пол, положите перед собой мяч, пульсирующими движениями сжимайте мяч.
  • Лягте на спину, катайте мяч ногой вперед-назад, при этом мяч должен находиться под ногой. Данное упражнение необходимо выполнять, только если у вас не возникает дискомфорта во время лежания на спине.

Следует помнить, что все хорошо в меру и только тогда, когда к этому нет противопоказаний. Если при выполнении упражнений у вас возникает дискомфорт, болезненные ощущения, учащается сердцебиение, то необходимо остановить зарядку и проконсультироваться с врачом. Выполнения упражнений без разрешения врача может привести к тонусу матки.

Кроме того, следует не забывать о возможных противопоказаниях, при которых упражнения во время беременности противопоказаны, а именно:

  • хронические заболевания (не все, при некоторых зарядка возможна. Более детально, данный вопрос, необходимо обсуждать с врачом);
  • ярко выраженный гестоз на ранних сроках;
  • кровянистые выделения;
  • гестоз на поздних сроках;
  • многоводие.

Дыхательные упражнения, не имеющие противопоказаний

Но не стоит отчаиваться, если вам запретили обычные упражнения, ведь существуют еще и дыхательные упражнения, которые также необходимо выполнять при беременности. Данные упражнения помогут уменьшить болевые ощущения и расслабиться. Однако, выполнять их необходимо систематично иначе не получиться добиться нужного эффекта.

Вот примеры дыхательных упражнений:

  • Положите одну ладонь на живот, другую положите на грудь, дышите носом, так чт бы при дыхании грудь не двигалась, а двигался только живот.
  • Положите ладони на ребра, разведите локти в стороны. При дыхании локти должны скользить в стороны, а живот и грудь оставаться в прежнем положении.
  • Положите одну руку на грудь, другую на живот. При вдохе поднимается грудь, живот неподвижен.

Выполняя данные упражнения, следует наблюдать за длительностью вдоха, и не задерживать дыхания иначе вы навредите своему малышу. Повторять упражнения необходимо на протяжении 30-40 минут.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления -- наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н. П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Последние исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе (см. Т. Г. Казакова «Рисуют младшие дошкольники», М., 1971). Исследование В. А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5--7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Богатый материал для этических и эстетических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде советских людей, их быте. Например, знакомясь с городом, ребята рисуют улицу, на которой дома стоят стройными рядами, по мостовой в разных направлениях, но в строгом порядке движутся машины, по тротуарам идут люди. В сюжетных рисунках дети отражают свои впечатления о новостройках, изображают различные трудовые процессы.

Средствами аппликации дошкольники составляют декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях по этим темам рассказывает не только о конструкции, форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том большом труде, который приходится затрачивать человеку на строительство новых зданий, выращивание сельскохозяйственных продуктов и т. д. Все это значительно расширяет представления ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца. На формирование этих моральных качеств должны быть направлены все методические приемы, используемые воспитателем на занятии.

В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.

В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.

Отношение 2--3-летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется недостаточной расчлененностью вызываемых чувств. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как в оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко младший дошкольник дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают также ярко раскрашенные, динамичные игрушки, имеющие гладкую или пушистую поверхность, и т. п.

Ребенок старшего дошкольного возраста более осознанно выделяет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: «Почему это красиво?» -- преобладают мотивировки, указывающие на эстетические особенности объектов: соразмерность, пропорциональность объемных форм, богатство цветовых оттенков.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Для успешного развития у дошкольников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятию учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспитатель, поставив в качестве натуры для рисунка ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут затронуты, они спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Например, при рисовании на тему «Весна» хорошо использовать стихотворение о весне, прослушать пьесы П. И. Чайковского «Времена года».

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т. п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления -- яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы. И как указывает Б. В. Иогансон: «Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступно понимание многих выразительных средств, используемых художником. Например, в иллюстрациях к сказке «Снегурочка» художник А. Ф. Пахомов выделяет образ Снегурочки при помощи цвета -- все окружающие ее люди и предметы имеют реальную окраску, в то время как Снегурочка изображена голубым цветом. Такой прием помогает подчеркнуть ее нежность, хрупкость, сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ требует особых изобразительных форм, цвета.

Также по картинам дети знакомятся с различными композиционными приемами построения изображения -- передачей первого и второго планов, выбором формата и т. д.

В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.

Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.

Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Задачи обучения изобразительной деятельности

Одна из основных задач обучения детей -- воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.

Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребенок создать обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности.

Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет.

Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.

Следующая задача обучения -- развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи -- как скомпановать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.

Овладение этими изобразительными приемами -- задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах.

Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте -- оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке -- это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.

Одна из важных задач обучения изобразительному искусству -- овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий -- это уже изобразительная задача.

Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации.

Марксистско-ленинская эстетика определяет искусство как средство познания и отражения окружающего мира при помощи художественных образов. Творческая деятельность художника начинается с живого созерцания -- восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой для художественной деятельности служит окружающая действительность.

Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме. Поэтому восприятие жизни художником должно объединять познавательную и эмоциональную стороны.

Восприятие окружающей действительности художником имеет специфические особенности. Обычно при восприятии предмета мы чаще всего ограничиваемся узнаванием вещи, так как главным для нас является ее назначение и использование. В процессе узнавания, как указывал И. М. Сеченов, человек как бы накладывает образ того, что видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним. Художник, всякий раз воспринимая предмет с целью последующего его изображения, всесторонне изучает его форму, цвет, пространственное расположение.

Внешние качества предмета имеют существенное значение для художника, так как образ, создаваемый им, должен быть ярким, живым, конкретным. Чем богаче опыт художника, тем полноценнее будет и его творчество, так как каждое новое восприятие включает не только материал, непосредственно воспринимаемый в данный момент, но и его взаимодействие с предшествующим опытом; каждое восприятие проходит как бы через призму прошлого опыта, отбрасывая то, что не имеет значения и уже известно, и вбирая в себя новый материал, обогащаясь им.

Известный советский живописец К. Ф. Юон писал, что своеобразие восприятия художника в том, что он должен внимательно подмечать в жизни все обычное и необычное, все выразительное и типичное и отражать в своих произведениях. Таким образом, создание полноценного художественного образа предполагает обобщение, представляющее собой мысленное объединение сходных по каким-то признакам, качествам предметов и явлений действительности.

Обобщение в изобразительном искусстве предполагает целостное восприятие объектов и явлений. Народный художник Б. В. Иогансон писал: «Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого -- и композиционного, и колористического -- это и есть основа основ искусства».

Целостность зрительного восприятия имеет огромное значение не только в процессе непосредственного изображения, но и в процессе зрительного восприятия картины. Здесь, так же как и в процессе изображения, восприятие целого (идея, содержание, сюжет картины) зависит от восприятия его отдельных частей (композиционных групп, цветовых и тональных пятен и т. п.) и одновременно восприятие отдельных частей зависит от восприятия целого.

Как отмечалось, восприятие действительности не является пассивным актом, простым зеркальным отражением внешних черт воспринимаемых объектов. Правдивость искусства зависит от умения художника правильно отобразить, объяснить явления жизни. Великий мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».

Для художника важно не только самому понять и прочувствовать сущность предмета или явления, но и изобразить затем их так, чтобы они были правильно поняты зрителями, вызвали те же чувства, то же отношение, которые испытывал художник: в этом заключается общественная ценность произведений искусства.

Отношение к чему-либо всегда характеризуется эмоциональным состоянием. К. С. Станиславский говорил о необходимости для творческой деятельности актера иметь эмоциональную память, с тем чтобы в нужный момент вызвать соответствующие чувства. Актер выразит их интонацией, словами, жестами. Мастерство художника-живописца, скульптора будет заключаться в том, чтобы благодаря многогранному использованию изобразительных средств созданный образ волновал, воспитывал зрителей.

Таким образом, творческая работа художника предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных впечатлений. Высокая культура восприятия делает его творчество правдивым и убедительным, позволяет ему реалистически передать в художественных образах явления окружающего мира.

1.Теоретические вопросы: Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. Доизобразительный период деятельности (период штрихов и каракуль). Изменения характера мотивов в раннем и дошкольном возрасте.Изобразительная деятельность детей от 2 до 3 лет. Задачи педагога на разных периодах обучения. Изобразительная деятельность дошкольников от 3 до 7 лет. Виды изобразительной деятельности в разные периоды. Ведущее отношение к миру. Мотивация изобразительной деятельности. Цель обучения дошкольников изобразительной деятельности.Задачи руководства изобразительной деятельностью.

2.Практическое задание:

3.Основные понятия : доизобразительный и изобразительный периоды, мотив деятельности, цель и задачи обучения изобразительной деятельности.

Основные исследователи : Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Е.И.Игнатьев, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер.

Теоретические вопросы:

Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. Доизобразительный период деятельности (период штрихов и каракуль).

Первый этап в развитии изобразительной деятельности начинается с того момента, когда в руки ребенка попадает изобразительный материал: бумага, карандаш и др.

Ребенок первого года жизни познает окружающий мир, выделяет для себя мир взрослого человека. Главный тип отношений для него – отношение «ребенок - взрослый», которое реализуется в ведущей для этого периода деятельности – непосредственно-эмоциональном общении. Это период в педагогической литературе называется «доизобразительным». Этот период сложен и в психологическом плане. Наступает кризис 1 года жизни: ребенок активно действует с предметами сам, но ему не все дозволено. Ребенок не понимает, что без взрослого он еще не может обойтись (появляются капризы). Ребенок активно исследует и познает мир чувственным путем (на вкус, ощупь и т.д.).

В течение 2 года жизни ведущей деятельностью становится манипулятивная, а затем предметно-орудийная деятельность. Развитие движений, возможность сжимать карандаш и наносить линии появляется у ребенка после года, но это не потребность в изображении, а результат манипуляций . В это время желательно давать более прочный и яркий в работе материал, не карандаш, а маркеры (с толстым стержнем) или цветные авторучки, так как ребенок не может регулировать силу нажатия и координировать свои движения. Но материала не должно быть много. Он хранится в доступном месте. Хорошо освоить с ребенком специальный уголок (например, прикрепить старые обои на стене). Ребенок производит с предметами такие действия, которые психологи называют неспецифическим способом использования орудий.

Изменения характера мотивов в раннем возрасте.

Освоить эти действия без взрослого ребенок не может. Взрослый передать, а ребенок усвоить эти действия могут только в совместной предметной деятельности. Мотив ее – способ употребления изобразительного материала. Следует привлечь внимание ребенка к материалу, производя действия с ним на глазах у ребенка (писать письма, лепить, рисовать) и надо показать действия с ним рукой ребенка. Успешное освоение специфических орудийных действий тесно связано с общим развитием руки ребенка через различные дидактические материалы. Каракули –однонаправленные штрихи, затем линии становятся закрученными, а движения – вращательными. В это время следует вместе с ребенком радоваться и удивляться оставленному на бумаге следу. Одобрительная поддержка ребенка намерений ребенка – истоки развития специфических общественно-направленных мотивов.

Необходимо в этот период закреплять интерес ребенка к действиям с этим материалом, к получению яркого следа на бумаге.

Ребенка привлекают ритмичность движений, они становятся более организованными, закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации (штриховой период)

Во 2 полугодии отдельные линии приобретают характер: закругляются, ломаются и т.д. В период каракуль необходимо помочь ребенку увидеть в нанесенных линиях предмет, сделать с ним «открытие» на ассоциативном уровне. Однако, важным условием первоначального прочтения своего рисунка должно стать умение рассматривать картинки и рисунки взрослых, поэтому следует рассматривать с ним иллюстрации и картинки.

Постепенно ребенок начинает понимать условность изображений. Умение читать чужой рисунок – важнейшее условие его готовности к изобразительной деятельности. (Е.И.Игнатьев)

Ребенок начинает вкладывать в свои каракули какое-то содержание примерно от 1,5 до 2 лет. Видение образа – ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Главное для взрослых – проявить интерес к линиям на листе. Чтобы помочь ребенку выявить ассоциативный образ,следует обыгрывать его линии (на дорожку поставить машинку и покатать). Обыгрывание рисунка развивает творчество малыша и воображение. А воображение – основа любого творчества. И еще, чем больше видел, знает ребенок, тем ярче впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа.

Малыш ищет содержание в своих бесформенных линиях, это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий. Сходства с предметом в это время нет, но у ребенка появляется желание повторить линии или изображение, он уже не только понимает изобразительный характер материала, но и начинается первоначальное замысливание . Этим заканчивается доизобразительный период. Еще раз об этапах данной деятельности.

1 – ярко выраженный интерес малыша к материалу и познавательные действия с ним.

2 – интерес ребенка к действиям взрослых, подражание им, основанное на потребности в общении с ним, на интересе к материалу.

3 – интерес к следу, оставленному им на бумаге, появление ассоциативного образа.

4 – появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать.

Изобразительная деятельность от 2 до 3 лет.

На этом возрастном этапе идет интенсивное психическое развитие ребенка. Развиваются психические процессы, закладываются основы зрительно-двигательной координации. В контексте идет личностное развитие ребенка, происходят качественные и количественные изменения в знаниях, способах деятельности, опыте общения, что влечет за собой дальнейшее осознание ребенком своего «Я».

На 3 году ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы, способы их использования. Развивается речь как знак, осваиваемый в контексте предметно-орудийной деятельности и общения. Ребенок открывает для себя функции предметов. Логика руки подчиняется логике предметов. Очень важно, чтобы действия с предметами были обобщенными, ребенок мог их использовать в изменившихся условиях, например, способ изображения карандашом переносим на фломастер, мелок и т.д.

При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия. Когда ребенок становится более самостоятельным, он начинает сравнивать себя со взрослым, обособляется, но существовать на самом деле без взрослого не может – это кризис 3 лет (непослушание, негативизм). Выход – предоставление детям максимальной самостоятельности, в которой ребенок может использовать усвоенные способы действий, реализовать приобретенную «умелость». Противоречие между стремлением и возможностью ребенок может реализовать в ролевой игре. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на этом этапе. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Очень важно, какие признаки ребенок выделяет в предмете или замечает с помощью взрослого.

Интересно, что возникший и увиденный в каракулях ассоциативный образ становится предметом-заместителем (волнистая линия – вода течет, комок глины – машина гудит).

Таким образом, в содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес к предметному миру.

Одновременно происходит интенсивное психическое развитие, развивается воображение, наглядно-действенное мышление, совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности, повышается уровень изобразительных умений: ребенок ставит цель, изобразительную задачу.

Главный мотив – стремление изобразить интересные предметы, впечатления. Замысел – это представление будущего рисунка и способов его создания. Первые замыслы – это только темы, замысел неустойчив, может изменяться в связи с подвижностью воображения, непроизвольностью психических процессов.

Первоначальный замысел беден по содержанию, так как у ребенка нет изобразительного опыта, а, следовательно, изобразительных представлений. Малыш может повторять изображение, но это не всегда просто. Процесс рисования сопровождается речью. Так графический образ становится более содержательным и законченным. Результат важен не качеством, а наличием. Он служит ребенку опорой для оживления впечатлений. Он стремится подействовать с предметом на листе, и речевые и игровые способы действий для них более доступны, чем графические (Е.А.Флерина). Таким образом, у малыша нет мотивов, специфических для художественной деятельности.

В период с 2 до 3 лет изобразительная деятельность обособляется из предметно-орудийной и приобретает некоторые черты игровой. При этом у детей складывается интерес к материалу и способам действий с ним. Взрослому следует поощрять ребенка, давать разные названия одним и тем же штрихам и каракулям.

Задачи:

Продолжать знакомить ребенка с миром вещей;

Воспитывать интерес к предметам изоискусства (иллюстрации, статуэтки);

Развивать способность понимать изображение знакомых предметов, умение эмоционально откликаться на содержание образа и художественную форму.

Ребенок осознает, что окружающий мир существует и в образах, а не только в реальных предметах. Важно узнать графический (или любой другой) образ предмета. Детский рисунок на первых этапах – это не отражение того, что его удивило, а призыв к общению с ним. Поэтому важно помогать ребенку осваивать способы изображения, знакомить с материалами и приемами их использования.

Важно не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности. Что доступно ребенку в этом возрасте?

В рисовании: изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен, штрихов карандашом, фломастером, линий прямых замкнутых, горизонтальных, вертикальных (правила работы с карандашом и кистью).

В лепке: отщипывают кусочки, скатывают и раскатывают, расплющивают, отделяют массу от куска. Хорошо использовать формообразующие движения. Контроль и упражнения помогают выработать правильные навыки, хотя они формируются довольно медленно. Хорошо использовать прием «со-творчество».

Материала должно быть много и он разнообразный. Цвет используют неадекватно, можно использовать пальцеграфию.

Воспитатель должен знать, что к 3 годам:

Ребенок проявляет интерес к изодеятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе;

Рассказывает о том, что рисует и лепит, видит образ в своих рисунках;

Знает, где лежит материал;

Умеет пользоваться изобразительным материалом;

Выполняет изобразительные действия;

Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

Но в этот период рисунок беден по графическому, а лепка по пластическому изображению, это своего рода предмет-заместитель, своеобразная игрушка, которой малыш хочет действовать. Качество детского изображения (возможность элементарного сходства) зависит от многих причин.

Изобразительная деятельность детей от 3 до 7 лет.

К концу 3 года жизни у детей появляется устойчивый интерес к изодеятельности. Он овладевает элементарной техникой владения карандашом, кистью, гуашью, глиной. Действия с материалом свободные и уверенные.

Изодеятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, но ведущим становится интерес к предметам , которые он хочет изобразить. И в игре, и в изо ребенок пытается пережить значимые для него события действительности. Поэтому по тематике рисунок, лепка и игра могут у одного ребенка совпадать.

Ведущее отношение ребенка к миру («ребенок - предмет», «ребенок - взрослый» ) существенным образом определяет содержание игровой и изобразительной деятельности. Если взрослый хочет видеть ребенка активным и заинтересованным, он должен хорошо понимать специфику возраста и ведущий пит отношения к окружающему. В дошкольном возрасте все это оказывает влияние не только на возникновение мотива, темы и замысла, но и на развитие замысла.

В рисовании, лепке ребенок прибегает к игровым способам действия. Выполнив «полуготовые» изображения, он сразу приступает к их обыгрыванию. Таким образом, ребенок выходит из сложной ситуации изобразительной неграмотности. Даже у 7-летнего ребенка может отсутствовать специфический мотив изодеятельности- стремление воздействовать на других своим художественным образом через художественную форму и средства . Иногда ребенок не понимает, почему другие дети и взрослые не радуются его рисунку так же, как он. Ведь он веселился, играл, а другие ничего не поняли, поэтому нет адекватного переживания. У некоторых детей этот мотив сформирован, дети хорошо владеют способами рисования. Но парадокс: для себя – рисунок беден и схематичен, для других – полон и ярок (здесь не наличие изобразительных умений, а превалирование игрового мотива). Изобразительные действия дошкольников не успевают за быстро развивающимся замыслом. Возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденциями развития рисунка. От того, как оно разрешится, зависит дальнейшее развитие изодеятельности. Тенденция выразительная превалирует, придавая изобразительной деятельности процессуальный характер. Ее развитие подчиняется и управляется игровым мотивом и стремлением еще раз пережить интересное событие, и стремлением получить одобрение и признание.

Система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение мотивов, так как они стимулируют образное видение и воображение. Важно формировать специфические мотивы изодеятельности, стимулировать внимание к продуктивной стороне деятельности, ориентирующие ребенка на результат, степень его выразительности. Важно, чтобы ребенок понимал зависимость восприятия его рисунка другими людьми от качества изображения.

На основе действенных мотивов ребенок учится ставить цель деятельности – изображение конкретного предмета. Постановка цели конкретизируется определением темы изображаемого. Деятельность дошкольника становится более целенаправленной. Развитие основных действий в изобразительной деятельности происходит по следующим линиям:

Действие восприятия – одно из основных, реализующих изодеятельность. Для создания образа важно уметь выделять в предметах внешние изобразительные признаки. Изодеятельность опирается на определенный уровень сенсорного восприятия и развития. Восприятие в дошкольном возрасте становится:

Более полным (выделяет большее количество изображенных признаков);

Более точным (от выделения обобщенной переходит к выделению характерной);

Более расчлененным.

Восприятие – это сенсорно-эстетическая реакция, которая может стать первоначальной основой создания выразительного образа.

Действие – замысливание образа, которое состоит в замысливании содержания рисунка, определении материалов, приемов, послеовательности изображения. Тема – название предмета изображения. Замысел – одно из важнейших ориентировочных действий, которые развиваются по нескольким направлениям. Процесс замысливания – это наглядное видение, представление образа (Н.П. Сакулина) – «изобразительное представление». Такое замысливание требует запаса графических образов, графико-структурных схем. Если у ребенка нет графического образа, то он создает его путем проб и ошибок, а если он есть, то ребенок рисует наизусть – это тоже может быть плохо – шаблонные замыслы.

Овладение изобразительными действиями предполагает:

Освоение комплекса ЗУН, знание сенсорных эталонов, способов их изображения;

Технические умения и навыки;

Действия контроля и оценки.

Цель и задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности

Развитие личности человека – современное требование общества к системе образования. Знания, умения, навыки (ЗУН) исключительно важны, но это не цель, а средства достижения поставленной цели.

Цель использования изобразительной деятельности в дошкольном возрасте – это содействие развитию личности. Личность – это субъект деятельности, это человек, способный ставить цель, выбирать средства, планировать и реализовывать. Личность – это индивидуальность, самобытность, неповторимость свойств и качеств. Одна из форм индивидуальности – творчество. Основная цель – содействие развитию творческой личности. Индивидуальность личности немыслима без рефлексии (осознания собственного «Я»). Следовательно, процесс освоения изобразительной деятельности должен быть сопряжен с самоосознанием в этой деятельности. Это условие самодвижения, саморазвития ребенка.

В ходе освоения изобразительной деятельности ребенок осваивает не только способы действия, но и нормы, правила, ценности, мотивы данного общества. Освоение деятельности идет с опорой на мотивационно-потребностную сферу и влияет на формирование системы мотивов.Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития ребенка.

Детскую изобразительную деятельность можно рассматривать как подсистему широкой системы «ребенок и общество». И в то же время при самых благоприятных условиях детская изодеятельность не может достигнуть уровня зрелой деятельности. В дошкольном возрасте все виды деятельности несовершенны. (Л.А.Венгер – «это детские варианты»), поэтому смысл всех видов детской деятельности – своевременное психическое и личностное развитие детей, их общих способностей.

Дошкольный возраст сензитивен к развитию образного мышления, воображения. Потери невосполнимы.

А.В.Запорожец: «необходимо идти не по пути искусственной аксерерации, а по пути обогащения детского развития...»

А.А.Мелик–Пашаев считает, что целью обучения детей художественному труду должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру.

Если не найдены методы развития творческих способностей, нельзя говорить о границах этих способностей.

Н.П.Сакулина: «при любом минимуме изобразительных знаний, навыков, в любом возрасте дети должны уметь их использовать самостоятельно ».

Нужно ориентироваться не только и не столько на возможности ребенка в овладении изобразительной деятельностью, сколько на смысл этой деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи руководства изобразительной деятельностью.

1. Формирование мотивов изобразительной деятельности (у взрослых изобразительная деятельность ориентирована на результат). У детей мотивы разные на разных возрастных этапах:

В раннем возрастенеосознаваемые.Основной мотив – интерес к материалу, к действиям с ним.

Задачи для воспитателя:

Вызывать, поддерживать интерес к материалу и способам работы с ним;

Поддерживать радость от достижений (след, каракули);

Поддерживать инициативу отражать штрихами предметный мир;

Закреплять понимание детьми образного характера действий.

В дошкольном возрасте с 3 лет – мотив игры, желание передать в рисунке и «пережить» значимые стороны действительности.

Вызвать стремление отражать в рисунке интересующие его предметы и события. Рисунок – предмет общения становится рисунком – отображением. Глядя на детские рисунки, следует вначале обращать внимание на содержание , а затем на форму;

Следует вызывать желание выполнять изображение, узнаваемое другими людьми. Это уже общественно направленный мотив, в его основе потребность в общении. Далее этот мотив сменяется мотивом более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, стремление заниматься творческой деятельностью; задача формирования мотивов усложняется от формирования неспецифических мотивов в специфические.

2. Формирование умения самому ставить цель той или иной деятельности.

Задача для воспитателя:

Научить ребенка понимать, принимать, удерживать и достигать цель и далее вести детей к самостоятельной постановке цели и т.д.

3. Формирование специфического действия – восприятия.

Задачи для воспитателя:

Учить видеть предмет, вычленять части, всматриваться, сравнивать с сенсорными эталонами,

Вести к формированию обобщенного способа восприятия. Ведь для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоционально-образное восприятие. Дети должны овладеть умением замысливать образ.

Учить предварительному задумыванию содержания;

Формировать устойчивость замысла;

Стимулировать активность, самостоятельность;

Учить обогащать замысел на основе наблюдений, чтения художественной литературы.

4. Формирование собственно изобразительных действий.

Процесс освоения приемом передачи формы очень длителен (сначала формы общие и немного, затем много и конкретные);

Передача строения предмета (сложнее передать в рисунке);

Передача пропорциональных соотношений (большие и маленькие, одинаковые по форме, но разные по величине);

Передача цвета (постоянные цвета, не характерные);

Расположение предметов на плоскости.

5.Формирование обобщенных способов изображения.

Развитие способности к осознанному их выбору, вариативному применению, дополнению в соответствии с замыслом.

Усвоение способов деятельности идет от количественного накопления к уровню прочного обобщенного, гибкого, вариативного способа действий, применяемых свободно и самостоятельно в соответствии с замыслом;

6.Формирование умения осуществлять контроль и давать оценку полученного изображения.

Таким образом, осознание педагогом цели и задач обучения изобразительной деятельности, а также учет возрастных особенностей детей в процессе организации разных форм художественной деятельности будут способствовать успешному формированию творческой личности дошкольника.

Практическое задание: составить занимательный рассказ или сказку для ознакомления дошкольников с каким – либо изобразительным материалом или видом искусства (жанром живописи).

Сказка о красках для детей дошкольного возраста

Жили-были на свете три цвета: черный, белый и красный. Как-то говорит черный цвет белому:

Мы с тобой цвета-братья. От нас разные оттенки серого цвета на
земле появляются.

Ничего в нас общего нет, - не согласился белый. Я днем люблю
землю раскрашивать, а ты ночью. Я под небесами на пушистых
белых облаках люблю летать, а ты в землю зарываешься. Если, к
примеру, смешать белый цвет с красным, получится нежно-
розовый. Если черный с красным смешать, красный цвет станет
грязным. Так что, черный, ты мне не брат.

Расстроился черный цвет, чуть не плачет.

Не плачь, - стал успокаивать его красный. Я с белым цветом не
согласен. Если нарисовать на красном черные горошинки,
получится красивый узор. К тому же, если смешать черный и
красный, можно получить коричневый.

Пока добрый красный цвет с черным разговаривал, прибежала к краскам мышка и просит их:

Шерстка моя поблекла. Выкрасите ее, пожалуйста, свежей серой
краской. Пришлось белому цвету с черным смешаться, чтобы серое
платьице мышки в порядок привести.

Вслед за мышкой прилетела к краскам тучка и просит:

Порвал солнечный лучик мою серую накидку. Стыдно мне с
дыркой над землей летать. Закрасьте ее, пожалуйста, свежей серой
краской.

Снова пришлось черному цвету с белым смешаться, чтобы накидку тучкину зашить.

Тут опять краски окликнули. На этот раз пришел слон выкрасить свежей серой краской свои обвислые уши. За слоном к краскам прибежал волк - он зацепился за острый сук и ободрал свою шкуру. Целый день белый с черным работали - и под конец помирились.

Вы цвета-братья, вам ссориться нельзя, - сказал мудрый красный
цвет, старательно выводя на красной спинке божьей коровки
круглые черные горошинки.

Что такое натюрморт?

Белочка Бела встала в это утро как обычно, умылась и отправилась в лес за ягодами, грибами.

На траве блестела роса: а цветы только надевали яркие веночки, потирая глазки ото сна. Только уселась она на пенек, собралась позавтракать, как услышала рядом хруст сухих сучьев. Два прыжка и белка затаилась на дереве. Показался молодой художник с мольбертом через плечо. (Картинка)

Какой превосходный натюрморт! - воскликнул он.

На пеньке лежали подосиновики, расколотые орешки, краснели гроздья ягод.

Что такое натюрморт? - подумала Бела. Она внимательно наблюдала из-за
дерева, как художник легкими мазками перенес ее «завтрак» на бумагу.

Прошло несколько дней. Стояла солнечная погода. Бела собирала цветы на поляне: белоснежные ромашки, голубые колокольчики. Получился красивый букет.

Видит, через поле весело шагает тот же художник. Белочка хоть и испугалась, но не убежала. Увидав ее, художник остановился:

Ух, ты, какая рыженькая, да какая глазастая. А какой у тебя красивый
букет, как раз в дополнение к натюрморту.

А что такое натюрморт? - спросила Бела. - Не могут же цветы, ягоды,
грибы, орешки называться одним этим странным словом.

Нет, могут, - засмеялся художник. Натюрморт - это жанр
изобразительного искусства, в переводе обозначает «мертвая природа».
Цветы, плоды, разные неодушевленные предметы составляют натюрморт.

Так Бела узнала, что такое натюрморт.

  • 5. Психолого–педагогические основы сюжетно–ролевой игры дошкольника. Технология руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.
  • 8. Нравственное воспитание в целостном развитии личности: задачи, средства и методы.
  • 11. Умственное воспитание в целостном развитии личности: задачи и направления, взаимосвязь умственного воспитания и обучения.
  • 12. Теория образования и обучения (дидактика): принципы, методы и формы обучения дошкольников.
  • 13. Формы и содержание взаимодействия детского сада и семьи.
  • 14. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы.
  • 15. Управление детским дошкольным учреждением.
  • 16. Система работы по развитию речи в детском саду
  • 17. Содержание и методы развития разных сторон речи дошкольников
  • 20. Организация логопедической работы в массовом детском саду.
  • 21. Цель и задачи экологического образования дошкольников
  • 22. Отражение аспектов взаимодействия человека и природы в содержании экологического образования дошкольников
  • 23. Наблюдение – ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования дошкольников
  • 24. Экскурсии и прогулки как формы образовательной работы по формированию начал экологической культуры детей
  • 25. Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе
  • 26. Теоретические основы методики обучения математике детей дошкольного возраста
  • 27. Цель и задачи математического развития и образования детей дошкольного возраста
  • 28. Образовательные программы, направленные на математическое развитие и образование дошкольников
  • 29. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей в процессе обучения математике
  • 30. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы
  • 31. Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста
  • 32. Рисование как вид изобразительной деятельности воспитанников детского сада.
  • 33. Лепка как вид изобразительной деятельности воспитанников детского сада.
  • 34. Аппликация как вид изобразительной деятельности воспитанников детского сада.
  • 35. Методика обучения изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе
  • 36. Общие вопросы теории и практики физического воспитания детей: цель, задачи и средства физического воспитания дошкольников.
  • 37. Методы физического воспитания и их специфика
  • 38. Развитие самостоятельности и творчества детей в физических упражнениях.
  • 39. Гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения
  • 40. Методика проведения физкультурных занятий в доу
  • 44. Зарубежный опыт дошкольного образования.
  • 31. Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста

    Понятие «изобразительной деятельности». Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

    Динамика изменения содержания изобразительной деятельности на протяжении дошкольного возраста. Значение изобразительной деятельности для других направлений развития и воспитания детей дошкольного возраста. Его отражение в современных образовательных программах для детского сада.

    Цели и задачи изо деятельности

    Задачи обучения

    1) Одна из основных задач обучения детей - воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.

    2) Следующая задача обучения - развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения.

    3) Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте - оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке - это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.

    4) Одна из важных задач обучения изобразительному искусству - овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.

    Задачи художественного воспитания : формирование интереса к произведениям искусства; приобщение к элементарным знаниям в этой области; знакомство с изделиями художественных промыслов; развитие творческих способностей.

    Задачи художественно-творческого развития детей: 1.)формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптуры малых форм;

    2.) учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их отражениями в рисунке, лепке, апликации, на картинках в детских книжках;

    3.) учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия и т.д.)

    Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

    Восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей

    Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.

    Развитие восприятий, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей воспитательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии радио- и телепередач. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал их на занятиях лепкой, рисованием и т. п.. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.

    Вводится рисование с натуры, показ приемов рисования проводится реже.

    Вам также будет интересно:

    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
    Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
    22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
    Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
    При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...