Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Карточки-задания для совместной деятельности детей и родителей в старшей логопедической группе. Карточки-задания для совместной деятельности детей и родителей в старшей логопедической группе Логопедическое задание почитать и добавь рисунок

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;

Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.

Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..

Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую “корявая” речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

Виды дефектов

Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

  • Заикание (рекомендуем прочитать: ). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
  • Дислалия (рекомендуем прочитать: ). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
  • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
  • Общее недоразвитие речи или . Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
  • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
  • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.



Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом – возможно, будут выявлены определенные отклонения

Помощь логопеда: когда пора?

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Домашние занятия по логопедии

Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.


Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

На произношение звуков

Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

Звук Р

Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

  • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
  • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
  • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
  • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

Звук Л

Произносим звук «Л»:

  • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
  • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
  • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
  • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

Звук Ш

Переходим к сложному звуку «Ш»:

  • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
  • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
  • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.



Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.



Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: ). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: ).
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
  • «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.

Наталья Мешалкина
Логопед задаёт домашние задания. Зачем и как?

Представляю вниманию коллег педагогов консультацию для родителей, оформленную в виде ширмы с использованием шаблона на данном сайте. Материал целенаправленно изложен в наиболее доступной (несколько ироничной) и краткой форме с минимумом терминологии, чтобы родители читали, не теряя интереса и понимая прочитанное.

Родители все чаще удивляются тому, что логопед просит принести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в неё упражнения, просит каждую пятницу брать эту тетрадь домой и всё выполнять.

Ведь ребенок уже попал в логопедическую группу, значит все проблемы с речью у него будут решены специалистами автоматически.

И так логопед занимается с детьми несколько раз в неделю, а ещё воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в группе. Они и научат его правильно говорить, подготовят к школе.

А занятия с ребёнком дома организовать очень непросто.

Необходимо выкроить время после трудной рабочей недели, в законный выходной, чтобы сесть с ребенком за стол, открыть тетрадку, а там…

Упражнения для пальцев (сам запутаешься, как их соединять,

Гимнастика для языка (так и язык сломать не долго,

Устные задания по лексике и грамматике (эти слова со школы пугают,

Игры по коррекции звукопроизношения (кто это выговорит, тот уже герой).

Ещё часто логопед просит нарисовать или вклеить в тетрадь картинки по теме. А мы не умеем рисовать, принтера нет, журналы и книжки резать жалко, да и клей закончился…

И ребёнок хнычет и отказывается не только сидеть и языком двигать по инструкции, а вообще рот закрыл и зубы сжал!

В общем, одно мучение, а не учение!

Наверное, логопед просто ленится: не хочет заниматься с ребёнком, свою работу перекладывает на родительские плечи.

Однако семья и детский сад работают ВМЕСТЕ на благо каждого ребёнка, и даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи, тем более с тяжёлым, в одиночку.

Только при совместной и систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи, перестанет делать грамматические ошибки и будет радовать родителей и окружающих красивой речью.

Эффективное запоминание и закрепление речевого материала возможно только при многократном повторении его в саду и дома. Поэтому если домашние задания задаются и выполняются регулярно, то мы быстро получаем положительную и стойкую динамику у ребёнка.

Логопед при этом также тратит своё время на разработку общего и индивидуального задания для каждого ребёнка, на поиск интересного материала и картинок, затем всё распечатывает, вырезает, наклеивает, разносит по группам, забирает из групп и проверяет. Это точно не похоже на лень и нежелание работать.

Тетрадь с домашними заданиями - это диалог с родителями, знакомство их с тем, чем логопед занимается с ребёнком, какую тему проходят, на что нужно обратить особое внимание.

Вот зачем нужны тетради для домашних заданий.

Кратко о том, КАК выполнять задания.

1. Главная ошибка родителей – выполнять с малышами задания, как в школе, за партой.

Но это – ДО школьники. Жизнь для них – игра, и игра – это жизнь.

И дома мы играем с детьми с пальчиками, с язычком, со словами, изображаем обезьянок, эхо, помогаем зайчику, ёжику и др.

Получите сами удовольствие от игры и от проведённого вместе времени с пользой.

2. Частая ошибка родителей – выполнять задания за ребёнка.

Помогайте ребёнку – но не делайте работу за него. Он ни чему не научится, если не будет пробовать и ошибаться.

Пусть криво приклеил или неровно нарисовал, зато сам!

3. Также не нужно делать всё и сразу.

Ребёнок с речевыми проблемами очень быстро утомляется. Это нам кажется, что всё это легко, а для него – это сложная работа.

Делайте перерывы, прогуляйтесь, попейте чай и т. д.

4. Ругать или насмехаться над ошибками и неудачами – навсегда отбить желание заниматься.

Хвалите ребёнка за каждое, даже самое небольшое достижение. Он только учится, и вообще – Ваш любимый герой!

Каждую пятницу мы в предвкушении:

Тетрадку от логопеда ждём с нетерпением.

Ведь смело друг другу язык мы покажем!

Разучим стихи и на пальцах покажем!

Публикации по теме:

Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ОНР старшей группы В помощь родителям. Домашние логопедические задания по формированию лексико-грамматических средств языка для детей ОНР старшей группы.

Домашние задания. Автоматизация звука Л 1. ЗАДАНИЕ 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение. Произносить (читать) слоги. Образец: л-а, л-о, л-у, л-ы. ла-ло -лу-лы лы - лу.

Домашние задания для работы с родителями Тема «Овощи» 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу,.

Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей Домашние задания как форма взаимодействия логопеда с родителями при коррекции речи детей Королева И. А., учитель-логопед МБДОУ 13 г. Нытва.

Домашние задания по грамматике в подготовительной логопедической группе Тема «Буква и звук У» От буквы У образуется гласный звук [У] 1. Назови слоги, в которых звук [У] стоит перед согласным звуком 2. Назови.

Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема: Осень. Признаки осени. 1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос.

Домашние задания в помощь родителям по лексической теме «Зимующие птицы» Рекомендации: пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку птиц: снегиря, синицу,.

Методическая разработка «Домашние задания по лексическим темам для детей старшей логопедической группы». Тема: «Весна» 1. Назови весенние месяцы___ ___ 2. Назови приметы весны.

Домашние задания логопеда по лексической теме «Перелётные и зимующие птицы» Развитие лексики

(У меня дома есть машинка, …)

2. Из чего сделана эта игрушка?

- Железная машинка сделана из железа.

- Деревянная матрёшка сделана из …

- Резиновый мяч сделан из …

- Пластмассовая лопатка сделана из …

3. Игра «один - много»

один кубик - много кубиков

одна кукла - много …

одна машинка - много …

один мяч - много…

4. «Назови ласково»

мяч - мячик матрёшка - …

кукла - … машина - …

«Не обижен, а надут.

Его по полу ведут». (…)

  1. Выучить стихотворение:

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший».

ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.

(II подгруппа)

1.Закончить предложение словом во множественном числе:

Пришла золотая осень.

Ветер раскачивает …

На деревьях пожелтели …

На небе много …

Очень часто моросят …

После дождя много …

2.«Что делает? Что делают?»

Осень что делает? (приходит, наступает)

Ветер осенью что делает?

Листья осенью что делают?

Тучи на небе что делают?

3.«Какая? Какое? Какие?»

Осень какая? (золотая, ранняя, прохладная, тёплая, поздняя, разноцветная, холодная…)

Листья осенью какие?

Небо осенью какое?

Ветер осенью какой?

4.«Сосчитай до 5 »

Одна лужа, две лужи, три … четыре … пять ….

Одна туча, две … три … четыре … пять …

5.Выучить стихотворение «Осень»

«Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!»

ОВОЩИ

(II подгруппа)

  1. Ответить на вопрос:

Что такое овощи?

Где растут овощи?

  1. «Какой? Какая?» (перечислить признаки)

Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, жёлтый снаружи, белый внутри, сочный, горький, полезный, злой)

Огурец какой?

Морковь какая?

Помидор какой?

Картофель какой?

  1. Какие овощи любят много «одёжек»?

Много «одёжек» любят …

  1. «Что можно делать?» (перечислить действия)

С картофелем? (сажать, пропалывать, окучивать, выкапывать, чистить, резать, жарить, варить)

С помидором?

С капустой?

  1. «Зимние заготовки»

Нарисовать в тетради банку, в банке маринованные овощи: помидоры или огурцы.

  1. Выучить стихотворение:

«В руки овощи берём,

В два ряда на стол кладём:

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок».

ФРУКТЫ

(II подгруппа)

1.Ответь на вопросы:

- Яблоко, апельсин, груша, банан - что это?

- Где растут фрукты?

- Когда убирают фрукты?

- Что из фруктов можно приготовить?

2.Игра «У меня, а у вас…».

У меня лимон, а у вас … (лимоны)

У меня груша, а у вас …

У меня банан, а у вас …

У меня яблоко, а у вас …

У меня персик, а у вас …

3.«Великан и Гномик»

У Великана в саду апельсин, а у Гномика - апельсинчик

У Великана в саду мандарин, а у Гномика …

У Великана в саду банан, а у Гномика …

У Великана в саду яблоко, а у Гномика …

4.«Сосчитай до 5»

Одна слива, две сливы, три … четыре … пять …

Один банан, два банана, три … четыре … пять …

5.Выучить стихотворение:

«Овощи и фрукты -

Вкусные продукты.

В огороде и в саду

Для еды я их найду»

ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ

(II подгруппа)

  1. «Ответь на вопросы»

Берёза, клён, осина, липа - что это?

Какие ещё деревья ты знаешь? (перечислить)

Какого цвета были листья на деревьях летом?

Какого цвета стали листья на деревьях осенью?

  1. «Сравни»

Дуб большой, а рябина …(какая?)

У дуба ствол толстый, а у берёзы …

Сосна высокая, а куст …

У берёзы листья, а у ёлки …

  1. «У дома и в лесу»

У дома растёт клён, а в лесу растут … (клёны )

У дома растёт берёза, а в лесу растут …

У дома растёт дуб, а в лесу растут …

У дома растёт ёлка, а в лесу растут …

  1. «Сосчитай до 5»

(при счёте загибать по одному пальчику)

одна сосна, две … три … четыре … пять …

один дуб, два … три … четыре … пять …

  1. Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Зимой и летом одним цветом»

ЯГОДЫ

(II подгруппа)

1.«Одна ягода - много ягод»

Одна клубника, много клубники

Одна черника, много …

Одна ежевика, много …

Одна брусника, много …

Одна клюква, много …

Одна малина, много …

2.«Сосчитай до 5»

Одна клубника, две … , три … , четыре … , пять …

3.«Какая ягода крупнее?»

Клубника или земляника?

Белая смородина или крыжовник?

4.«Сладкая, горькая или кислая?»

Малина на вкус какая? …

Клубника на вкус какая?

Клюква на вкус какая?

Крыжовник на вкус какой?

Брусника на вкус какая?

5.«Где растут ягоды?»

Малина растёт в саду и в лесу.

Клубника растёт в …

Ежевика растёт в …

Клюква растёт на …

Смородина растёт в …

ЛЕС. ГРИБЫ

(II подгруппа)

1.«Продолжить предложение»

Мы пошли в лес за опятами, маслятами …

2. «Один - много»

Один белый гриб - много белых грибов

Одна лисичка - много …

Одна волнушка - много …

Одна сыроежка - много …

Один мухомор - много …

Один груздь - много …

3. «Что можно сделать с грибами?»

Грибы можно сорвать, срезать, …

4.«Назови ласково»

Боровик - боровичок

Моховик - …

Сыроежка - …

Пень - …

Лес - …

Лукошко - …

5.Отгадай и выучи загадку, нарисуй ответ.

«Не обут он никогда,

Но без шляпки - никуда!»

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

(II подгруппа)

1.«Что лишнее и почему?»

Куртка, шапка, сапоги, шарф;

Туфли, тапки, кроссовки, шуба.

2.«Одежда или обувь?»

Распределить предметы по назначению: туфли, кеды, халат, босоножки, платье, валенки, шуба, шарф, сапоги, куртка, шорты, футболка, кроссовки, брюки, свитер.

ОДЕЖДА: ОБУВЬ:

… …

3.«Скажи наоборот»

взрослая одежда - … (детская одежда)

большие сапоги - …

чистые туфли - …

длинный шарф - …

сухие перчатки - …

4.«У меня - у вас»

У меня рубашка, а у вас рубашки.

У меня куртка, а у вас …

У меня майка, а у вас …

У меня платье, а у вас …

У меня шарф, а у вас …

У меня плащ, а у вас …

ПОСУДА

(II подгруппа)

1.«У какого предмета посуды есть это?»

Носик есть у …

Дырочки есть у …

Крышка есть у …

Одна ручка есть у …

Две ручки есть у …

Лезвие есть у …

Четыре зуба есть у …

2.«Что лишнее и почему?»

Кастрюля, ложка, суп, тарелка.

Нож, вилка, сковорода, мясо.

3.«Сосчитай до 5»

Один стакан, два …, три …, четыре …, пять …

Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …

Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …

4.«Сравни чашку и стакан» (по наглядности)

Чашка с ручкой, а стакан …

Чашка низкая, а стакан …

Чашка широкая, а стакан …

Чашка фарфоровая, а стакан …

Чашка для чая, а стакан для …

5.Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Из горячего колодца через нос водица льётся».

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

(II подгруппа)

  1. «Что из чего делают?»

сыр делают из … (молока)

сливочное масло делают из …

сметану делают из …

хлеб делают из …

котлеты делают из …

борщ готовят из …

  1. «Великан и Гномик»

Великан варит суп, а Гномик варит … (супчик)

Великан печёт пирог, а Гномик печёт …

Великан жарит котлету, а Гномик жарит …

Великан ест конфету, а Гномик ест …

  1. «Сосчитай до 5»

одна котлета, две котлеты, три …, четыре …, пять …

один пирог, два пирога, три …, четыре …, пять …

  1. «Что делали с этим продуктом?»

жареный картофель - картофель жарили

мороженая клюква - …

солёная рыба - …

копчёная рыба - …

квашеная капуста - …

отварные овощи - …

отбивное мясо - …

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

(II подгруппа)

  1. «Назови ласково»

птенец - птенчик

перо - …

голова - …

шея - …

крыло - …

клюв - …

  1. «Один - много»

он грач - они грачи - много грачей

он стриж - они … - много …

он аист - они … - много …

он скворец - они … - много …

он журавль - они … - много …

он соловей - они … - много …

она ласточка - они … - много …

она кукушка - они … - много …

  1. «Кто лишний и почему?»

Ласточка, кукушка, попугай, соловей

Журавль, аист, цапля, курица

  1. «Кто как кричит?»

Утка: «Кря - кря» - крякает

Грач: «Кра - кра» - …

Ласточка: «Чиф - чиф» - …

Кукушка: «Ку - ку» - …

Журавль: «Курлы - курлы» - …

  1. «Отгадай и выучи загадку»

«Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»

ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ.

(II подгруппа)

  1. «Ответь на вопросы»

- Какое сейчас время года?

- Какая бывает зима? (злая, …)

- Каким бывает снег? (мягкий, …)

- Что могут делать снежинки? (летать, …)

  1. «Где это бывает?» Учим детей отвечать на вопрос полным предложением.

- Где лежит снежинка? (Снежинка лежит на земле.)

- Где висит сосулька?

- Где замёрз лёд?

- Где катаются дети?

- Где слепили снеговика?

  1. «Скажи со словом нет »

зима - нет зимы

снег - нет …

мороз - нет …

метель - нет …

лёд - нет …

  1. «Сосчитай до пяти»

Одна снежинка, две снежинки, три … четыре … пять..

Один снеговик, два снеговика, три … четыре … пять …

  1. Выучить стихотворение:

«На ветках снега бахрома,

Трещит мороз, пришла зима!»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

(II подгруппа)

  1. «Назови жилище животного»

Лиса живёт в … (норе).

Медведь спит зимой в ….

Ёжик залез на зиму в … .

Белка сидит в ….

Зайчик дрожит под ….

Волк сидит в … (логове).

  1. «Кто кем будет?»

Ежонок будет ежом.

Лисёнок будет ….

Волчонок будет ….

Медвежонок будет ….

Зайчонок будет ….

Лосёнок будет ….

  1. Сравни этих животных:

Заяц маленький, а медведь …

У зайца хвостик короткий, а у волка …

У зайца уши длинные, а у лисы …

Заяц мягкий, а ёж …

У лисы лапы, а у лося …

  1. Составь рассказ «Дикое животное нашего леса»

- Кто это?

- Назови части тела животного.

- Чем питается?

- Кто детёныши?

- Как называется его «дом»?

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

(II подгруппа)

  1. «Кто кем был?»

Собака была щенком.

Лошадь была …

Корова была …

Свинья была …

Кошка была …

  1. «Назови детёныша ласково»

котёнок - котёночек

щенок - …

поросёнок - …

козлёнок - …

телёнок - …

  1. «Какое животное так разговаривает?»

лает - …, ржёт - …, мычит - …, блеет - …, хрюкает - …

  1. «Кто (что) лишний и почему?»

Конь, баран, копыто, бык.

Овца, коза, корова, лось.

  1. «Отгадай и выучи загадку»

«У порога плачет,

Коготочки прячет.

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт».

ДИКИЕ ПТИЦЫ

(II подгруппа)

  1. «Здесь - там»

Здесь - синица, там - синицы, много синиц

Здесь - голубь, там … много …

Здесь - сорока, там … много …

Здесь - сова, там … много …

Здесь - ворона, там … много …

Здесь - воробей, там … много …

Здесь - снегирь, там … много …

  1. Сосчитай до пяти»

Один снегирь, два … пять …

Одна ворона, две … пять …

  1. «Кто лишний и почему?»

Ворона, воробей, ласточка, снегирь.

Скворец, соловей, журавль, сорока.

  1. «Человек - животные - птицы»

У человека - дети, а у птицы - птенцы.

У человека - нос, а у птицы - к…

У животных - шерсть, а у птиц - п…

У кошки - лапы, а у птицы - н …

  1. «Отгадай и выучи загадку»

Проглотил червячка,

Попил воды из родничка.

По лужайке скок да прыг:

«Чик - чи - рик, чик - чи - рик!!!»

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

(II подгруппа)

1.«Ответь на вопросы»

Дед Мороз едет к нам, на чём он едет?

С кем едет Дед Мороз?

С чем он едет? Что везёт?

Зачем он едет к нам?

2.«Исправь ошибки Незнайки»

Маска надела Машу.

Ёлка пляшет возле Снегурочки.

Ёлка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принёс подарки с мешками.

3.«Великан и Гномик»

У Великана снег, а у Гномика снежок.

У Великана ёлка, а у Гномика …

У Великана на ёлке шары, а у Гномика на ёлочке …

У Великана на ёлке звезда, а у Гномика на ёлочке …

У Великана сани, а у Гномика …

4.«Что лишнее, кто лишний и почему?»

Лыжи, санки, велосипед, коньки

Снеговик, Дед Мороз, Дюймовочка, Снегурочка

5.Нарисуй ёлку и шары на ней

6.Выучи стихотворение:

«К нам на ёлку, ой - ой - ой,

Дед Мороз пришёл большой!

Дед Мороз, Дед Мороз -

Он подарки нам принёс!»

ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА

(II подгруппа)

  1. Игра «Один - много»

Лоб - лбы локоть - …

Рот - … ухо - …

Нос - … щека - …

Бровь - … палец - …

Рука - … нога - …

  1. «Исправь ошибку Незнайки и скажи правильно»

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

  1. Игра «Он и я»

Он ест - я ем; Он спит - я …

Он идёт - я … Он нюхает - я …

Он пьёт - я … Он играет - я …

  1. Ответь на вопросы:

Сколько у тебя ног (рук, пальцев на 1-й руке, на двух руках; на 1-й ноге, на двух ногах; сколько глаз, ушей, носов, волос)?

НАША СЕМЬЯ

(II подгруппа)

  1. Ответь на вопрос: «С кем ты живёшь?»

Я живу с …

  1. «Назови ласково»

мама - мамочка дочь - …

папа - … сын - …

баба - … внук - …

дед - … внучка - …

брат - … сестра - …

  1. Игра «Мой, моя, мои»

Чья мама? Мама моя.

Чья бабушка? …

Чей дедушка? …

Чьи родители? …

Чей братик? …

Чья сестрёнка? …

  1. «Исправь Незнайку и скажи правильно»

Мама старше бабушки.

Папа младше сына.

Дедушка младше папы.

Дочь старше мамы.

Внучка старше бабушки.

Дедушка младше внука.

ПРОФЕССИИ: ПОЧТАЛЬОН, ПОВАР

(II подгруппа)

  1. «Кто что делает?»

Почтальон - …

Повар - …

Воспитатель - …

Врач - …

Водитель - …

  1. «Кому это нужно для работы?»

Газеты, письма, журналы - …

Кастрюли, поварёшки, сковородки - …

Градусник, шприц, шпатель - …

Автобус, автомобиль - …

  1. «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»

Водитель лечит, а врач водит автобус.

Повар разносит газеты, а почтальон варит суп.

  1. «Один - много»

Повар - много …

Почтальон - много …

Врач - много …

Водитель - много …

Воспитатель - много …

  1. «Сосчитай до 5»

Один повар, два …, три …, четыре …, пять …

Один почтальон, два …, три …, четыре …, пять …

ИНСТРУМЕНТЫ

(II подгруппа)

  1. Как называется дом:

Из блоков - … (блочный)

Из кирпича - …

Из дерева - …

Если много этажей - …

Если один этаж - …

  1. Игра «Великан и Гномик»

У Великана молоток, а у Гномика … (молоточек)

У Великана гвоздь, а у Гномика …

У Великана топор, а у Гномика …

У Великана лопата, а у Гномика …

  1. Какое слово лишнее и почему?

Маляр, кисть, молоток, отвёртка

Стекольщик, каменщик, рубанок, сантехник

Мастерок, молоток, рубанок, шпри

  1. Выучить стихотворение:

«Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей»

МЕБЕЛЬ

(II подгруппа)

1.«Один - много»

Стол - столы - много столов

Диван - … много …

Шкаф - … много …

Кресло - … много …

Стул - … много …

Кровать - … много …

2.«Без чего не бывает?»

Стола не бывает без крышки

Стула не бывает без …

Шкафа не бывает без …

Кресла не бывает без …

Дивана не бывает без …

Комода не бывает без …

3.«Великан и Гномик»

У Великана стол, а у Гномика …

У Великана кровать, а у Гномика …

У Великана шкаф, а у Гномика …

У Великана диван, а у Гномика …

У Великана стул, а у Гномика …

4.Выучить стихотворение:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка»

ТРАНСПОРТ.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

(II подгруппа)

  1. Назови, что может:

Летать - …

Ездить - …

Плавать - …

  1. Скажи наоборот:

Отъехал от дома - подъехал к дому

Въехал на горку - …

Выехал из гаража - ...

Улетел на самолёте - …

Уплыл на катере - …

  1. Что лишнее и почему?

Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.

Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.

  1. Выучи стихотворение:

«Если свет зажёгся красный -

Значит, двигаться опасно!

Жёлтый свет - ты подожди,

А зелёный - проходи!»

НАША АРМИЯ

(II подгруппа)

  1. Как называется человек, который:

Летает на вертолёте - вертолётчик

Ездит в танке - …

Служит в пехоте - …

Прыгает с парашютом - …

Служит на подводной лодке - …

Летает на самолёте - …

  1. «Один - много»

солдат - солдаты - много солдат

боец - … много …

лётчик - … много …

танкист - … много …

подводник - … много …

  1. «Кому это нужно для службы?»

Автомат нужен …

Собака нужна …

Парашют нужен …

Танк нужен …

Самолёт нужен …

  1. «Что лишнее и почему?»

Пистолет, удочка, винтовка, ружьё

  1. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

«Не трактор, а с гусеницами.

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом»

МАМИН ПРАЗДНИК

( II подгруппа)

  1. Как называется «Мамин праздник»?

Этот праздник зимний или весенний?

  1. Расскажи, какая твоя мама.

Моя мама родная, … (продолжить перечисление).

  1. Отгадай загадку:

«Чьи волосы снега белее,

А руки в морщинках, сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочинил я стихи?»

  1. Расскажи, как ты помогаешь маме, бабушке.
  1. Кто старше:

- Бабушка или мама?

- Дочка или мама?

- Бабушка или внучка?

  1. Расскажи о своей маме по плану:

- Как зовут твою маму?

- Сколько лет твоей маме?

- Где работает твоя мама?

- Кем работает твоя мама?

- Что любит делать мама дома?

ВЕСНА. ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ.

(II подгруппа)

  1. «Времена года». Закончить предложения.

Наступила тёплая … .

А была холодная … .

После весны придёт жаркое … .

А потом наступит прохладная … .

После осени придёт холодная … .

  1. «Ответь правильно». Отвечать полным предложением.

Весной солнце греет или морозит?

Весной снег тает или застывает?

Весной ручьи текут или стоят?

Весной травка зеленеет или вянет?

Весной жучки просыпаются или прячутся?

Весной дети катаются на самокате или снегокате?

Весной люди носят шубы или куртки?

  1. «Цвета весны». Отвечать полным предложением. Нарисовать картинки.

Весной солнышко какое? Весной солнышко …

Весной небо какое? Весной небо …

Весной травка какая? Весной травка …

  1. Сосчитай цветы до пяти.

Один подснежник, два … , три … , четыре …, пять …

Одна мимоза, две …, три …, четыре …, пять …

  1. Выучить стихотворение

«Всю ночь капелям не до сна.

Растаял снег - пришла весна!».

РЫБЫ

(II подгруппа)

  1. Назови 5 рыб, которых ты знаешь

Я знаю пять рыб: …

  1. Где живут рыбы?

Рыбы живут в морях, …

  1. Назови части тела рыбы

У рыбы есть голова, …

  1. Назови блюдо из рыбы

Суп из рыбы - это рыбный суп (уха)

Котлеты из рыбы - это …

Запеканка из рыбы - это …

Консервы из рыбы - это …

  1. Какая это рыба?

Рыбу законсервировали - это консервированная рыба

Рыбу поджарили - это …

Рыбу сварили - это …

Рыбу подкоптили - это …

Рыбу засолили - это …

  1. Сосчитай рыб до пяти.

Одна щука, две … три … четыре … пять …

Один окунь, два … три … четыре … пять …

Одна акула, две … три … четыре … пять …

Один карась, два … три … четыре … пять …

РАСТЕНИЯ

(II подгруппа)

  1. Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Почему они так называются: «комнатные растения»?
  1. Назови части растения.

У растения есть корень, …

  1. Игра «Один - много»

Фикус - фикусы - много фикусов

Фиалка - … много …

Корень - … много …

Ствол - … много …

Лист - … много …

Бутон - … много …

  1. «Сосчитай до пяти»

Одна фиалка, две … три … четыре … пять …

Один фикус, два … три … четыре … пять …

  1. Игра «Великан и Гномик»

У Великана цветок, а у Гномика … (цветочек)

У Великана корень, а у Гномика …

У Великана лист, а у Гномика …

У Великана бутон, а у Гномика …

У Великана фиалка, а у Гномика …

  1. Отгадай загадку, нарисуй отгадку

«Ёжик странный у Егорки -

На окне сидит в ведёрке.

День и ночь он дремлет,

Спрятав ножки в землю»

ХЛЕБ

(II подгруппа)

  1. Назови хлебобулочные изделия.

Хлебобулочные изделия - это батон, …

  1. Игра «Один - много»

Батон - батоны - много батонов

Пряник - … много …

Бублик - … много …

Пирожок - … много …

Калач - … много …

Сухарь - … много …

Ватрушка - … много …

  1. Что лишнее и почему?

Батон, буханка, масло, булка

Сушка, сухарик, печенье, кефир

  1. Выучить стихотворение:

«Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испёк спозаранку».

КОСМОС

(II подгруппа)

  1. Ответь на вопросы:

Кто летает в космос?

Что надевает космонавт?

На чём летают в космос?

Что есть в космосе?

  1. Игра «Один - много»

Ракета - ракеты - много ракет

Планета - … много …

Комета - … много …

Звезда - … много …

Спутник - … много …

  1. «Сосчитай до 5»

Одна ракета, две … три … четыре … пять …

Один спутник, два … три … четыре … пять …

  1. Закончи предложения и сделай рисунки.

«Утром выглянем в оконце -

нам навстречу светит …»

«Ночью светит нам она,

Белолицая …»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(II подгруппа)

  1. Назови одним общим словом.

Гитара, пианино, балалайка, скрипка, труба, баян, барабан, рояль - это (что?) …

  1. Игра «У меня есть, а у тебя нет»

У меня есть гитара, а у тебя нет гитары

У меня есть барабан, а у тебя нет …

У меня есть баян, а у тебя нет …

У меня есть скрипка, а у тебя нет …

У меня есть балалайка, а у тебя нет …

  1. Игра «Великан и Гномик»

У Великана балалайка, а у Гномика … (балалаечка)

У Великана скрипка, а у Гномика …

У Великана дудка, а у Гномика …

У Великана барабан, а у Гномика …

  1. «Сосчитай до 5»

Одна скрипка, две … три … четыре … пять …

Один рояль, два … три … четыре … пять …

Запомнить: одно пианино, два пианино, три пианино, … пять пианино (не склоняется)

НАШ ПОСЁЛОК. АДРЕС.

(II подгруппа)

  1. «Где ты живёшь?»

Как называется посёлок, в котором ты живёшь?

Что есть в нашем посёлке, назови.

Назови свой адрес (улицу, номер дома и квартиры).

  1. Игра «Здесь и там»

Здесь дом, а там дома

Здесь улица, а там …

Здесь магазин, а там …

Здесь аптека, а там …

Здесь площадь, а там …

  1. «Скажи наоборот»

У Гномика дом низкий, а у Великана дом высокий.

У Гномика улица узкая, а у Великана улица …

У Гномика дом маленький, а у Великана дом …

У Гномика балкон короткий, а у Великана балкон …

У Гномика комната светлая, а у Великана комната …

  1. «Великан и Гномик»

У Великан дом, а у Гномика домик.

У Великана магазин, а у Гномика …

У Великана рынок, а у Гномика …

У Великана больница, а у Гномика …

  1. «Сосчитай до 5»

Один магазин, два … три … четыре … пять …

Одна улица, две … три … четыре … пять …

  1. Нарисуй свой дом

ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

(II подгруппа)

  1. Закончить предложения:

Все поздравляют ветеранов с …

В этот день ветеранам дарят …

Люди идут возлагать цветы к …

У Вечного огня уже лежит много …

На Красной площади проходит …

  1. «Здесь и там»

Здесь солдат, а там солдаты

Здесь воин, а там …

Здесь ветеран, а там …

Здесь герой, а там …

  1. Закончи слова:

Наши герои сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…

  1. Что делали наши ветераны?

Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева …, Родину защища …, сража…, с врагом би…, в боях погиба …

  1. «Сосчитай до 5»

Один орден, два … три … четыре … пять …

Одна медаль, две … три … четыре … пять …

Одна награда, две … три … четыре … пять…

ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ

(II подгруппа)

  1. Что растёт в саду? Что растёт в огороде? Что растёт на клумбе?

В саду растут …

В огороде растут …

На клумбе растут …

  1. Что нужно делать весной в огороде, в саду?

Весной в огороде нужно грядки ко…, землю удоб…, семена се…, рассаду са…

В саду нужно деревья и кусты обре…, поли …, деревья бе…

  1. «Здесь и там»

Здесь клумба, а там …

Здесь теплица, а там …

Здесь огород, а там …

Здесь сад, а …

Здесь грядка, а там …

  1. «Великан и Гномик»

У Великана сад, а у Гномика …

У Великана огород, а у Гномика …

У Великана парник, а у Гномика …

У Великана грядка, а у Гномика …

У Великана теплица, а у Гномика …

  1. «Сосчитай до 5»

Одна грядка, две … три … четыре … пять …

Один огород, два … три … четыре … пять …

ЛЕТО. ПРИЗНАКИ ЛЕТА.

(II подгруппа)

1.Закончить предложения.

Наступило долгожданное …

На небе ярко светит … На улице стало …

Деревья стали … На них много …

Летают … По земле ползают …

Весело щебечут … Дети купаются в … , катаются на … Люди носят платья, …

2.«Скажи наоборот»

Зимой холодно, а летом …

Зимой катаются на санках, а летом - на …

Зимой делают крепость из снега, а летом - из …

Зимой идёт снег, а летом идёт …

Зимой дует холодный ветер, а летом - …

Зимой шубы надевают, а летом шубы …

3.«Составь предложения»

Вырос, поляне, на, василёк.

Купаются, реке, дети, в.

На, села, бабочка, цветок.

4.«Какое слово длиннее?»

июнь - август

мак - ромашка

роза - колокольчик

дуб - берёза

5.Выучить стихотворение

«Всё вокруг зазеленело,

Заалело и запело!»

НАСЕКОМЫЕ

(II подгруппа)

  1. Назови одним словом.

Жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница - это …

  1. Назови части тела насекомого.

У насекомого есть голова, брю… , уси … , кры …, шесть …

  1. «Великан и Гномик»

У Великана комар, а у Гномика …

У Великана пчела, а у Гномика …

У Великана жук, а у Гномика …

  1. Как называется дом этого насекомого?

У пчелы дом называется …

У осы дом называется …

У муравья дом называется …

  1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки:

«Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел»

«Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком».

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

(I I подгруппа)

  1. «Закончи слова»

В жарких странах живут сло …, кро …, бе …, зе …, обе …,

лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, чере …, кен ….

  1. «Скажи правильно»

Кто быстрее черепаха или кобра?

Кто тяжелее крокодил или кенгуру?

Кто сильнее тигр или зебра?

Кто больше слон или лев?

Кто выше жираф или тигр?

  1. «Что у кого?»

Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива?

Жираф и крокодил. У кого клыки, а у кого пятна?

Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба?

Черепаха и леопард. У кого шкура, а у кого панцирь?

Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?

  1. «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

В реках Африки живёт

Злой, зелёный пароход.

И кто в речку угодил -

Всех проглотит …

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

(II подгруппа)

  1. Ответь на вопросы

Что служит питанием для электроприборов?

Откуда поступает электричество в дома?

Где в доме электричество?

Почему нельзя трогать розетки?

  1. «Великан и Гномик»

У Великана пылесос, а у Гномика … (пылесосик)

У Великана торшер, а у Гномика …

У Великана лампа, а у Гномика …

У Великана холодильник, а у Гномика …

У Великана утюг, а у Гномика …

У Великана магнитофон, а у Гномика …

  1. «Что делает?»

Электрочайник кипятит воду.

Утюг …

Миксер …

Пылесос …

Электрообогреватель …

Микроволновая печь …

Стиральная машина …

Холодильник …

  1. Отгадай загадку, нарисуй отгадку

«Есть у нас в квартире робот -

У него огромный хобот.

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает!»

Взаимодействие учителя – логопеда, воспитателя и родителей по развитию фонематических процессов старших дошкольников

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?

Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников, а также педагогов дошкольных образовательных учреждений. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать, и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Бывает, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. К причинам затруднений относятся микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание, память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребёнка понятия «звук», и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.

То, есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также, избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Ранняя диагностика показывает, что у многих детей имеются нарушения в развитии речи, в том числе фонематических процессов. Эту проблему можно решить только в тесном сотрудничестве воспитателя, учителя – логопеда и родителей.

В нашем педагогическом коллективе выстроился определённый алгоритм взаимодействия всех субъектов педагогического процесса:

  1. Родительское собрание (в начале года)
  2. Консультативные часы (учителя – логопеда с воспитателями, с родителями)
  3. Использование дидактических игр (в НОД, ОД, дома с родителями)
  4. ИКТ (презентации по развитию фонематического слуха в НОД, ОД, дома с родителями)
  5. Применение индивидуальных логопедических тетрадей.

В настоящее время существует множество различной литературы для дошкольников, педагогов и родителей. Мы в детском саду организуем тематические выставки литературы, предлагаем брать необходимые книги для индивидуальных занятий дома. (родители копируют книги, занимаются индивидуально и приносят обратно, покупают такую же). На слайде представлена выставка книг, которой можно воспользоваться при обучении детей грамоте, развитию фонематических процессов.

Развитие ребенка происходит в деятельности. Основной вид деятельности – игра. На протяжении последних двух десятилетий детский сад постепенно терял свою развивающую специфику в работе с дошкольниками. Из детского сада почти полностью вытеснена игровая деятельность, на первом месте стала предшкольная подготовка. Подмена ведущей игровой деятельности отрицательно сказалась на развитии речи ребенка. Но все таки игра является эффективным средством развития словаря у детей, звукопроизношения, формирования фонематических процессов, звукового анализа и синтеза.

Памятка для родит елей.

Обозначаем

Гласные -звуки (А. О. У. И, Ы, Э)

Гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю).- состоят из двух звуков

Согласные звуки

Твердые:(Б.В.Г.Д.З,К.Л,М.Н.П)

Ц, Ш, Ж - ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ

Мягкие: { БЪ.ВЬ, ГЬ,ДЬ, ЗЬ.КЬ,ЛЬ.МЬ.НЬЛЬ)

Ч.Щ -всегда мягкие

Звонкие звуки (Б В. Г. Д. М. Н Л. Р.З. Ж)

Глухие звуки (К. П. С. Т. Ф. Ш. Х. Ц. Ч. Щ.)

ОБОЗНАЧЕНИЯ

Звуки: ГЛАСНЫЕ - красным цветом

СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ - синим цветом

СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ - зеленым цветом

Слово ___________

Слоги __ __

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Анализ предложения:

Например: «Наступила золотая осень.

__________________________ .

_____________- ______________ __________ .

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...