Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Когда ребенок должен начать улыбаться. Когда новорожденные дети начинают осознанно смеяться и улыбаться маме и другим людям

После появления младенца в семье всё вокруг меняется, и мир начинает крутиться только возле него. Мамочкам уже не терпится быстрее увидеть первую реакцию своего крохи – улыбку, которая появится не так скоро. Так когда ребёнок начинает улыбаться? Улыбка малыша – это награда за прошедшие испытания и роды. Одна из первых эмоций, которую выдаёт малыш – это плач, а вот улыбаться он начинает гораздо позже.

Первое время кроха вокруг видит всё расплывчато и нечётко, но позже он уже может видеть лица самых близких – мамы и папы. После того как он привыкает к родным лицам и голосам, он даёт определённую реакцию, и уже через месяц может слегка улыбаться.

Первая улыбка

Сразу после рождения многие мамочки замечали на лице своего малыша улыбку, которая по природе своей носит рефлекторный характер, но это не связано с природной особенностью человека с самого рождения слышать и видеть. Многие дети ещё несколько дней после рождения могут улыбаться. Это говорит лишь о том, что ваш ребёнок спокоен и чувствует себя защищенным. Чаще всего так ребёнок улыбается во время кормления, купания или сна.

До осознанной улыбки нужно подождать ещё некоторое время, поскольку за контроль улыбки отвечают больше десятка мышц, которые у малыша ещё слабы и не до конца окрепли. Также знайте, что осознанной улыбкой управляет более сложный механизм – раздел мозга, который отвечает за распознавание различных эмоций. После подачи импульсов в определённую зону головного мозга следует реакция – расслабление мышц.

Когда появляется настоящая улыбка?

Чтобы увидеть настоящую улыбку у новорождённого, должно пройти несколько этапов развития ребёнка. При рождении дети видят размыто, поэтому они не могут реагировать и копировать улыбку родителей. Он может различать только большие предметы при расположении их не дальше 30 см. Уже через месяц малыш начинает чётко видеть и перенимать улыбку у родителей.

Во сколько месяцев стоит ждать первую улыбку? Осознанное проявление радости у малыша впервые появляется в среднем в возрасте 6 недель. Все дети индивидуальны, поэтому некоторых родителей малыш может обрадовать улыбкой уже в 4 недели, а кого-то в 10 недель. Прежде чем ваше чадо сможет запомнить чувства, а затем их выражать на лице, нервная система должна проделать большую работу. Ведь мозг должен воспринимать картинку и вырабатывать реакцию – это целая система. Настоящую улыбку ни с чем не спутать, она абсолютно отличается от рефлекторной улыбки новорождённого.

Первая настоящая улыбка

Вы уже знаете, во сколько месяцев ваша кроха должна начать проявлять радость. Поэтому очень часто с 4 недель молодые родители стараются присматриваться, чтобы не пропустить первую улыбку. Сначала ребёнок даёт реакцию в виде искривления губок, такая неумелая улыбка пока что никому не адресована. В этот момент у малыша может быть озадаченный вид, и о чём он думает, угадать тяжело. Но это и есть самое начало проявления эмоций вашей крохи.

Можно сравнить те состояния, когда малыш начинает плакать, если его вдруг что-то не устроило, и то блаженное состояние, когда ему комфортно, малыш растягивается хоть и в неуверенной ещё, но улыбке.

Что может повлиять на улыбку ребёнка?

После того как вы впервые за несколько месяцев увидели настоящую улыбку, хочется знать, на что малыш так реагирует. Радостную реакцию может вызвать следующее:

  1. Что-то приятное и увлекательное. Например, один из родителей может негромко хлопать в ладошки, «агукать» в ответ ребёнку или петь детскую мелодичную песню.
  2. Мимика. Необязательно, что это будет именно ваше лицо, чадо может реагировать на лица детей из журналов или с фотографий.
  3. Большие игрушки. Многие дети очень любят игрушки с крупными глазами, ушами или носом. Такие зверушки их забавляют и вызывают на личике улыбку.

Постепенно малыш учится держать зрительный контакт с родителями, он уже может реагировать на знакомые звуки и прикосновения, такие приятные факторы вызывают улыбку у младенца. Хотя сейчас ещё не тот возраст, когда кроха может воспринимать и слушать посторонние звуки, всё же полезно постоянно разговаривать, напевать песенки, включать спокойные мелодии, вешать над кроваткой интересные игрушки – всё это способствует развитию ребёнка.

Если ребёнок не улыбается

Если возраст ребёнка перешагнул через 8 недель, а он до сих пор не проявляет радость – не стоит бить тревогу, возможно, он просто у вас серьёзный. Многие мамочки очень мнительные и могут по каждому поводу идти к врачу. У вас повода к такому походу нет, если:

  • крохе нет ещё и 3 месяцев,
  • держит самостоятельно головку,
  • взгляд фокусирует на любые предметы,
  • умеет сосредоточиться, например, на любимой игрушке.

А вот если малышу уже больше 12 недель, то в таком случае необходима консультация педиатра для исключения отклонений. Обратите внимание, достаточно ли вы внимания уделяется своему ребёнку, разговариваете ли вы с ним, поёте, улыбаетесь. Ведь малыши – они как губки, всё впитывают, и если у родителей не принято проявлять радость и часто улыбаться, то это с вас может перенять и ребёнок. Во время бодрствования носите кроху на руках по квартире или дому, показывайте картины, фотографии, рассказывайте ему обо всём. Ему это будет интересно. Важно все действия выполнять с радостью на лице. Вот увидите, со временем малыш ответит вам взаимностью.

Время для развития и отдыха

Во всём нужна мера! Об этом нужно помнить всегда. Если ребёнок может не улыбаться при недостатке внимания, то и постоянно тискать его – также неподходящий вариант. Конечно, все мамы хотят постоянно видеть улыбку своего крохи, берут малыша на руки и пытаются вызвать радостную реакцию. Лучше, если для этого вы выберете определённое время, чтобы не нагружать малыша, ведь частое тисканье может вызвать капризы и плач у ребёнка. Если кроха хочет спать – дайте ему отдохнуть.

Чтобы начать общение с малышом, обратите внимание на признаки, которые он может давать, сигнализируя, что готов к общению:

  1. Начинает активно шевелить ручками и ножками, показывая, что ему не лежится на месте.
  2. Выдаёт различные звуки, «гулит».
  3. Смотрит в разные стороны хорошо раскрытыми глазками.
  4. Пытается хватать ручками рядом лежащие или висящие предметы.

После того как малыш стал осознанно улыбаться, каждый радостный момент – появление перед глазами родителей, любимой игрушки или картинки – вызывает у ребёнка неописуемый восторг.

Некоторые психологи утверждают, что такое ликование малыша – это только яркий способ привлечения к себе внимания, но никак не проявление нежных чувств. Но как можно обвинить в этом малыша, ведь он так обезоруживает своей улыбкой!

Дети – это самые светлые и чистые существа на всей планете, они способны только на самые нежные чувства: привязанность и благодарность. А немного позже ваше чадо начнёт вас радовать новым проявлением чувств – игривым и заливным смехом, который будете слышать больше 300 раз в день.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Период, когда ребенок начинает улыбаться, играет огромную роль для родителей. Правда, подобные действия малыша не всегда означают выражение осознанных эмоций. Специалисты рекомендуют обращать на формирование данного навыка повышенное внимание, т.к. он свидетельствует об уровне развития грудничка.

В зависимости от того, во сколько месяцев карапуз первый раз улыбнулся в ответ на какой-то положительный раздражитель, можно сказать о степени его близости с родителями и окружающими. Существует несколько действий, выполнение которых способно приблизить момент, когда малыш действительно искренне и с пониманием улыбнется.

Первые неосознанные попытки демонстрации улыбки

Какое-то подобие улыбки младенец способен изобразить уже в первые же дни после рождения. Правда эти попытки никак не связаны с органами чувств маленького человечка. В столь нежном возрасте дети еще не реагируют столь четко на то, что видят и слышат, а мышцы просто рефлекторно сокращаются, как бы пробуя свои возможности. Чуть более поздняя улыбка опять же не несет социальной нагрузки, но уже выражает удовлетворенность от происходящего. Малыш может так «отреагировать» на плотный обед, приятный массаж, комфорт во время сна.

Осознанно дети начинают улыбаться окружающим только по прошествии 1-2 месяцев. Именно такой период времени им зачастую необходим для овладения десятками лицевых мышц, которые участвуют в формировании улыбки. Немалую роль в осуществлении данного типа мимических действий играет и запуск процессов сложной мозговой деятельности. Карапуз должен увидеть лицо, осознать то, что оно ему знакомо, оценить свое отношение к конкретному человеку и адекватно отреагировать. Только после того, как все импульсы достигнут своей цели, одни мышцы расслабятся, другие сократятся, что и приведет к формированию улыбки.

Первая осознанная улыбка – что может выражать?

Многочисленные исследования позволили специалистам выделить несколько типов значения детской улыбки. Когда новорожденный достигнет возраста 2-3 месяцев, он будет использовать недавно обретенный навык со следующими целями:

  • Выражение настроения. В этом случае карапуз улыбается в ответ на что-то приятное. Это может быть подошедшая мама, веселая песенка, знак внимания со стороны прохожего.
  • Копирование мимики. Нередко дети улыбаются только из-за того, что кто-то улыбается им. Примечательно, что это не обязательно должен быть человек. Иногда достаточно фотографии, картинки, игрушки или собаки с открытой пастью.

Совет: В те периоды, когда младенец улыбается, рекомендуется разговаривать с ним, показывать какие-то новые игрушки, картинки, предметы, укрепляющие положительные эмоции. Это позволит стимулировать сознание ребенка, активизируя его умственное и эмоциональное развитие.

  • Попытка привлечь внимание. Дети довольно быстро начинают осознавать, что их улыбка привлекает к себе окружающих и начинают активно этим пользоваться.

Практика показывает, что активный и жизнерадостный малыш будет с завидной регулярностью использовать свою улыбку при общении со всеми окружающими, пока ему не исполнится 7 месяцев. После чего наступит кризисный период, характеризующийся возникновением чувства подозрительности по отношению к незнакомцам. Это является психологической особенностью и указывает на нормальное развитие грудничка.

Улыбка, как признак активного развития

Улыбающийся малыш нередко сопровождает свою мимику движениями ручек или ножек, пронзительными звуками. В медицине это называется «комплексом оживления». Он характеризуется способностью младенца зафиксировать приятную эмоцию, путем ответа улыбкой, радостными вскрикиваниями, движением конечностей и учащением дыхания.

Многие карапузы способны регулировать степень выраженности перечисленных проявлений. Случается, что все перечисленные действия кроха выполняет еще до того, как на него обратят внимание. Такой призыв к общению позволяет детям и родителям налаживать тесный контакт.

Данный комплекс начинает формироваться у грудничков уже на третьей неделе жизни и проявляется в полном объеме в 3-4 месяца. Но если этого не происходит, не стоит поддаваться панике. Всему можно найти логическое и совсем не страшное объяснение.

Что делать, если ребенок не начинает улыбаться?

Все дети развиваются по-разному, поэтому не нужно удивляться, если один новорожденный вовсю улыбается уже в 4 недели, а второй ждет до 12-той. Такое торможение может объясняться тем, что малыш пока что просто не понял смысла специфического действия или не испытал эмоций, вызывающих улыбку.

Независимо от того, сколько карапузу месяцев, родители должны действовать по следующей схеме:

  1. Максимально часто и долго контактировать с ребенком, проводить с ним все свободное время и даже «подключать» к своим бытовым заботам.
  2. Гладить его по открытым участкам кожи, прижимать к себе, укладывать с собой спать.
  3. Регулярно с ним разговаривать, используя мягкие интонации, нежные слова, разнообразную мимику.
  4. Малыш улыбнется намного быстрее, если регулярно будет видеть улыбку в исполнении матери или отца.

Конечно, в некоторых случаях отсутствие эмоций может указывать на серьезные нарушения в психике ребенка или сбои в работе нервной системы. Но эти моменты устанавливаются намного раньше, во время обязательных визитов к педиатру и невропатологу.

Улыбка маленького ребенка - это всегда небольшой праздник для его мамы, папы, дедушек и бабушек. А что уж говорить о первой улыбке - она словно подарок с небес, награда за бессонные ночи и нелегкий родительский труд. Почему он не делает этого, тогда как соседский малыш-ровесник одаривает всех улыбкой? Этими вопросами задаются многие молодые родители. На них мы постараемся ответить в нашей статье.

Улыбка ребенка - это не только приятное событие в жизни семьи, но и показатель нормального умственного, физического и психического развития, начало социализации малыша. Поэтому момент, осознанно, своего рода следующая ступень в длинной дороге его развития.

"Мой ребенок начал улыбаться еще в роддоме!" - говорят многие мамочки. Не принимайте их слова близко к сердцу. То, что они называют улыбкой, всего лишь гримаса, неосознанное сокращение определенных мышц, которое похоже на улыбку.

Отвечая обеспокоенным родителям на вопрос о появлении первой осознанной улыбки у младенца, педиатр назовет им возраст 1,5-2 месяца. Адресована эта улыбка, как правило, маме (или лицу, ее заменяющему). Здесь многое зависит от окружения крохи: если с самых первых дней рядом с малышом заботливые родители, которые все время общаются с ним, часто берут на руки, поддерживают зрительный и голосовой контакт, он начнет улыбаться уже в 6 недель. Если ребенку уделяется меньше внимания, произойдет это только к двум месяцам или чуть позже. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребенок не улыбается в месяц, ничего страшного в этом нет. Нужно просто подождать.

Когда ребенок начнет улыбаться, можно говорить о формировании у него так называемого эмоционально-двигательная реакция малыша в ответ на появление или обращение к нему взрослого человека. Начинает свое формирование этот комплекс уже в возрасте трех недель от рождения: ребенок замирает и сосредоточенно смотрит, когда к нему обращен разговор взрослого. Позднее, к двум месяцам, эта реакция перерастает в улыбку, гуление и при общении со взрослым. Пик формирования комплекса оживления - четырехмесячный возраст. Позднее появляется хохот, но улыбка все реже достается незнакомым людям, даже если те ласково говорят с малышом, часто он будет даже плакать в таких случаях.

По тому, во сколько месяцев ребенок улыбается, можно в некоторой степени судить об атмосфере в семье, отношении к нему мамы, ее эмоциональном состоянии. Даже если вы думаете, что ребенок ничего не понимает, разговаривайте с ним, так вы ускорите его речевое и психоэмоциональное развитие: он начнет раньше гулить, улыбаться.

Специалисты утверждают, что мальчики реже смотрят в глаза и позже начинают улыбаться, чем их ровесницы девочки. Поэтому если у вас растет сын, уделяйте больше времени общению с ним.

Период, когда ребенок начнет улыбаться, может стать решающим в становлении его отношений с отцом. Малыш начинает посылать сигналы, и если отец ответит ему мимикой и голосом, между ними установится особенная эмоциональная связь, даже если ранее ее не было.

День, когда ваш ребенок начнет улыбаться, станет началом долгого, но интересного процесса в его жизни - социализации.

Говорят, ничто в мире не стоит слезинки ребенка, и это так! А первая улыбка новорожденного – это ни с чем не сравнимое счастье, которое запоминается на всю жизнь. После того, как малыш в первый раз улыбнулся маме и папе, они готовы забыть все – бессонные ночи, капризы, усталость, ведь это настоящая награда за их заботу и любовь.

Первые улыбки неосознанные!

Первую улыбку мамочка начинает фиксировать уже через несколько дней после рождения малыша. Но необходимо понимать, что первые 2-3 недели своей жизни младенцы выражают свои чувства неосознанно, рефлекторно. Пока что улыбка крохи - это всего лишь сигнал о том, что ему хорошо, что он чувствует себя комфортно. По сути, мы увидим легкое искривление губ, похожее на улыбку, направленное в никуда и ни к кому не обращенное. Малыш еще не смеется, это спонтанные, неконтролируемые проявления мимики его лица.

Когда малыш начнет улыбаться осознанно?

Осознанная улыбка - явление более позднее. Чтобы она появилась, ребенку нужно «дозреть» физически (десятки лицевых мышц участвуют в ее появлении), интеллектуально (она является результатом сложной работы мозга), а также психически. Чтобы он начал улыбаться осознанно, ему нужно научиться обрабатывать получаемую им информацию извне.

Дети начинают дарить нам свои первые осознанные улыбки в разное время - все очень индивидуально. Но не раньше конца первого месяца. Только к 6-й – 8-й неделе, а то и позже, когда у новорожденного малыша более или менее разовьется зрение, и он сможет сфокусировать взгляд на маме и папе, можно ждать первых эмоций радости и удовольствия, выражаемых улыбкой.

Он начинает отвечать на улыбку, на взгляд матери, на ее прикосновения, объятия. Улыбается во время кормления, купания, пеленания. Чем больше общаться с грудничком, агукать, строить ему рожицы, тем скорее может появиться его первая улыбка. Когда новорожденный начнет улыбаться целенаправленно, этого не пропустишь!

Улыбка ребенка – это счастье для мамы

Улыбка как средство общения

Первые улыбки быстры и мимолетны, ведь ребенок еще не умеет надолго концентрировать внимание на чем-либо. Но постепенно малыш начинает отличать человека, который заботится о нем, и отвечать ему.

Младенец 10-ти – 12-ти месяцев от роду уже хорошо отличает живое от неживого. Это дает ему возможность эмоционально реагировать на живой объект – активно двигать и сучить ручками и ножками при его появлении, смотреть в глаза. Педиатры называют это «рефлексом оживления». Рефлекс оживления свидетельствует о нормальном развитии грудничка.

Многократные исследования и наблюдения за детьми первого года жизни показали, что улыбаться они начинают, как бы отражая ласковое обращение, мимику, улыбки матери и других окружающих. Такие улыбки являются первыми признаками не только физического («я сыт, мне тепло»), но и эмоционального общения («мне хорошо, я доволен») с окружающим миром.

Какие действия взрослых способствуют появлению улыбки младенца?

Почему некоторые действия взрослых вызывают улыбку у детей? Этим вопросом задавались не только родители, бабушки и дедушки, но и специалисты детской психологии и педиатрии. Так, детский психолог, специалист в области общения детей со взрослыми М. И. Лисина, выявила закономерности активизации взаимодействия в следующих ситуациях:

  • взрослый находится в поле видимости ребенка, но ведет себя пассивно – новорожденный активно пытается привлечь к себе внимание звуками, мимикой, движениями, причем, чем пассивнее взрослый, тем активнее ребенок;
  • взрослый находится в поле зрения ребенка и улыбается – малыш оживляется, старается улыбаться в ответ;
  • взрослый вступает в общение с ребенком посредством разговора – ребенок реагирует на речь кряхтением, гулением, другими звуками;
  • взрослый вступает в общение посредством поглаживаний, похлопываний, других прикосновений – ребенок замирает, прислушивается к ощущениям, он спокоен, может длительно гулить;
  • взрослый общается с ребенком комплексно, включая вербальный, тактильный контакт и улыбку – ребенок успокаивается, улыбается в ответ.


При помощи улыбки младенец выражает свое хорошее настроение

Каждая мать инстинктивно чувствует свое чадо, что дает ей возможность применять к нему не отдельные элементы, а все в комплексе. Слова, произносимые мягким, приветливым голосом, нежные тихие песенки, душевные объятия, поглаживания, легкие массажи, покачивания, баюканья начинают зарождать в ребенке первые коммуникативные навыки, которые впоследствии помогут ему в общении в социуме.

Малыш начинает улыбаться чаще, если мама и папа разговаривают с ним с добрыми интонациями, привлекают к себе внимание ласковой мимикой и нежными прикосновениями. Это уже не просто физиологическая реакция, а начало общения малыша, его вступление в осмысленный контакт с окружающим миром, взаимная связь с одушевленным существом, словом, жизненная адаптация.

Как ускорить появление улыбки

  1. Ускорить появление первой улыбки поможет ласковое, радостное обращение мамы и других членов семьи к новорожденному.
  2. Улыбка мамы и папы – своеобразная «обучающая» программа для малыша, и не важно, во сколько месяцев ее начинать применять. Если он будет видеть каждый день улыбающиеся лица близких людей, то вскоре сам начнет копировать такое поведение.
  3. Фактом является также то, что те новорожденные, родители которых достаточно времени уделяли эмоциональной атмосфере общения, а именно носили малыша на руках, разговаривали с ним, пели детские песенки, развивались быстрее, а значит и улыбка у них появилась раньше. Невероятно, но такие дети начинают излучать улыбки уже к 5-й неделе жизни.

Итак, все очень просто: для появления улыбки на личике вашего ребенка необходимы внимание, любовь, интерес к нему.

Все дети разные!

Многие новорожденные дети улыбчивы от природы, а от некоторых малышей родители ждут улыбки долго. Все зависит от темперамента, характера. Не стоит пугаться, если малыш редко улыбается. Возможно, это его природная особенность.

Озаботиться проблемой стоит только в том случае, если новорожденный не улыбается вообще, а ему уже 2 месяца. Тогда рекомендуется посоветоваться с педиатром.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....