Уважаемые родители!
Эпидемия гриппа уже твёрдыми шагами идёт по стране. Учителям уже дано задание каждый день контролировать заболеваемость в классе. Помогите вашим классным руководителям! Если ваш ребёнок заболел, обратитесь к врачу, обеспечьте ребёнка справкой. После этого сами свяжитесь с классным руководителем, что вы болеете по справке.
Приближается февраль-март — месяцы, в которые начинается массовая заболеваемость гриппом.
Если вы учитель, то после прочтения этой статьи, можете прочитать статью про Середина учебного года, авитаминоз, самая сложная третья четверть. Дети устали, пусть и только отдыхали почти 2 недели. ОРЗ и ОРВИ не избежать.
Почему закрывают на карантин?
Карантин — период времени, на который решают закрыть определённый класс, несколько классов, параллель, всю школу или вообще все учебные заведения по городу из-за высокой заболеваемости простудными заболеваниями. Может длиться от одного дня до нескольких недель (в зависимости от обращений к врачу).
Для детей это очень радостное время, когда не надо ходить в школу, пусть ты и заболел. Для — передышка в плотном графике работы.
Когда закрывают на карантин?
Если в классе заболело 30% от всех учащихся
, то классный руководитель должен обзвонить родителей заболевших. Он выясняет, есть (будут) ли справки от врача (уважительная причина отсутствия ребёнка в школе). Если все болеют по справке (30% и более детей в классе), то решается вопрос о закрытии класса на карантин.
Например, если в классе 29 человек, 7 из них болеют по справке — принимается решение закрыть класс на карантин. На сколько дней — решает администрация (как правило, на три дня или до конца недели).
Если ваш ребенок заболел до карантина, то позаботьтесь о наличии у него справки от врача.
Почему из-за карантина требуют справки?
Справки требуют, чтобы было доказательство, что класс не прогуливал занятия. Следует помнить, что занятия, отменённые из-за карантина не восстанавливают ся (их не имеют права проводить за счёт весенних каникул). В журнале пропущенные дни не отмечают, поэтому программа по предметам отстаёт, а выполнить её должны в любом случае, «кровь из носу». Если вдруг окажется, что на карантин вышли незаконно (не было справок у необходимого количества человек), то будут проблемы у школы.
Как узнать, что класс/школу закрыли на карантин?
Обычно такие вещи разносятся со скоростью света по сарафанному радио. Если же у вас такого нет, то вы можете:
— позвонить или отослать смс ;
— заглянуть на сайт школы, группу класса в соцсетях;
Если карантин объявлен во всем населённом пункте, то вы можете узнать об этом
— из выпуска местных новостей;
— на сайте управления образования вашего региона.
Но самый проверенный способ — узнать у классного руководителя. Даже если он не знает про карантин в тот момент, когда вы ему позвоните, он даст вам информацию позже. В любом случае, решение о закрытии всех школ города/посёлка должно быть принято в районе 18:00. А про закрытие отдельного класса обычно узнают сами дети в школе.
Что делать во время карантина?
Болеющим деткам следует выздоравливать, принимать витамины и т.д. Кому повезло не заболеть на «внештатных» каникулах, следует для начала выполнить все домашние задания (а их дадут учителя в немаленьких объёмах). Уважаемые родители, во время карантина позаботьтесь о здоровье ваших детей и делайте профилактику авитаминоза. В школе и так все темы будут проходить «галопом по европам», а если ваш ребёнок решит заболеть после карантина… Сами понимаете, что из этого следует.
После карантина
После выхода с карантина с класса начнут трясти справки, чтобы отчитаться перед проверяющими органами. Отнеситесь к этому с пониманием.
Если с вас требуют справки после выхода класса на карантин, то предоставить их должны только те, которые заболели до закрытия.
Должен был опросить, кто болеет по справке и по результатам такого опроса и решалось, закрывать или не закрывать класс (должно было быть болеющими около 30% класса, в некоторых случаях 20%).
Если в классе было меньше 20-30% болеющих или вообще никто не болел, а школу или все школы города закрыли на карантин, то никаких справок с вас требовать не должны, так как класс не подавал заявку на карантин.
Искренне желаю пережить это время в добром здравии и встретить весну в радостном настроении. Спасибо за внимание.
Образовательная деятельность современной школы неизменно связана с высоким риском стихийного распространения заболеваний инфекционного, бактериального, грибкового генеза, особенно в осенне-зимний период, когда защитные силы детского организма снижаются под воздействием низких температур, сезонного авитаминоза. В случае возникновения подозрения на превышение эпидемиологического порога заболеваемости целесообразно введение карантина в школе - комплекса ограничительных мер, предусматривающего особый режим ведения учебно-воспитательной, организационной и хозяйственной деятельности.
Порядок исполнения карантинного режима регламентирован рядом законодательных актов, к числу которых следует отнести:
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999;
- санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08;
- СП 3.1.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Чем ограничительные мероприятия отличаются от карантина?
В случае выявления у участников образовательного процесса тревожных симптомов, позволяющих судить о высокой вероятности изменения эпидемиологической ситуации, администрация школы с учетом ситуации должна реализовать ограничительные мероприятия или ввести карантин - в противном случае на руководителя или организацию согласно ст. 6.3 КоАП может быть наложена административная ответственность в форме штрафа от 500 до 1000 руб. или 10 тыс. до 20 тыс. рублей соответственно. В свете этого важно четкое понимание данных понятий и условий их введения.
- Ограничительные мероприятия - список действий, которые администрация ОУ предпринимает для предупреждения распространения заболеваний инфекционной или другой природы. К их числу может относится отмена или перенос массовых мероприятий, изменение правил санитарно-гигиенического обслуживания.
- Карантин - комплекс административно, медико-санитарных мер, обуславливающих переход на особый режим ведения учебно-воспитательного процесса. Предусматривает временное закрытие отдельных учебных классов или ОУ, систематическое проведение медицинских осмотров, переход на дистанционный режим учебы.
Практика введения карантина в школе является проверенным методом предупреждающего характера. Интересно знать, что слово «карантин» буквально переводится как «время, состоящее из сорока дней». Термин был впервые введен в Венецианской Республике после начала массовых эпидемий бубонной чумы, когда местные правители - дожи - требовали удержания прибывающих кораблей на якоре около 40 дней с целью выявления очагов «черной смерти». Начиная с XVI века, эту практику стали широко внедрять на Руси: губернаторам приписывалось закрывать заставы при получении известий о распространении поветрий, прерывать сообщения с пораженными регионами, при необходимости - локализовать очаги инфекции путем сожжения домов с вещами, скота. С 1755 года к службе на всех пограничных заставах были привлечены медики.
Когда школу закрывают на карантин?
В соответствии с актуальными актами, регламентирующих порядок сохранения и защиты здоровья детей, введение ограничительных мер или карантина в школе в 2018 году обязательно при условии выявления предпосылок, указывающих на возможное изменение эпидемиологической ситуации. Характер мер, предпринимаемых руководством образовательной организации с целью защиты здоровья детей и взрослых, зависит от характера выявленной патологии:
- Введение ограничительных мер показано при выявлении случаев заболевания ОРВИ, гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией, легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой. Карантинный режим вводится, если заболело более 20 % участников учебно-воспитательного процесса.
- Если в школе был выявлен хотя бы один случай заболевания, входящего в утвержденный Главным санитарным врачом РФ перечень особо опасных патологий инфекционной природы (в соответствии с приложением к СП 3.4.2318–08, это полиомиелит, вирус Зика, оспа, желтая лихорадка, малярия и др.), необходимо провести срочную изоляцию больного ребенка или сотрудника, известить представителей территориального органа Росздравнадзора и готовится к переходу на карантинный режим сразу после получения результатов лабораторных тестов.
Введение карантина в образовательной организации осуществляется по инициативе Главного санитарного врача, который вносит предложение в органы местного самоуправления или исполнительной власти, а те, в свою очередь, составляют нормативно-правовой акт, обязывающий образовательную организацию в течение 24 часов ввести карантинные меры, а также определить круг ответственных лиц и карантинных мероприятий.
Чтобы обеспечить быстрый переход на карантинный режим работы, администрация школы должна строго следовать представленному алгоритму:
1. Первоочередно медработник, выявивший инфекционное заболевание, составляет извещение по форме 058/у (бланк доступен для скачивания в приложении) и направляет его в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», которое будет передано представителям Роспотребнадзора. По результатам обследования, проведенного уполномоченными экспертами, Роспотребнадзор принимает решение, будет ли карантин в школе , о чем уведомляет организацию письменно.
2. Если на имя образовательного учреждения было отправлено предписание об учреждении карантинных мер, школьная администрация в экстренном порядке обязана приступить к разработке плана ограничительных мероприятий, который должен включать перечень санитарно-противоэпидемических действий, сроки их реализации и список ответственных должностных лиц. Данный план мероприятий утверждается специальным приказом.
3. С целью информирования участников учебно-воспитательного процесса о внедрении карантинных мер проводится административное собрание с участием медработников, педагогов, заместителей директора. На собрании окончательно уточняется порядок карантинных мер .
4. Для пресечения стремительного распространения пандемии и связанной с этим паники необходимо оповестить школьников и их родителей о причинах, сроках проведения карантина и перечне реализуемых ограничительных мероприятий, а также о природе, методах передачи и профилактики выявленного заболевания. Целесообразна размещение информационных листов, плакатов, копий постановлений на специальных стендах, в вестибюлях школы, а также на сайте ОУ.
Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Журнал «Справочник заместителя директора школы»:
- Как подготовить Положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ при карантине (скачайте образец локального нормативного акта)Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»:
- Как проводить уборку и дезинфекцию в образовательной организации (алгоритм действий)Приказ о карантине в школе 2018-2019: порядок составления и образцы
В образовательном учреждении приказ о карантине может затрагивать как работу филиалов (структурных подразделений), так и непосредственно всей школы. Введение жестких ограничительных мер предусматривает обязательное составление приказа о карантине в школе 2018, который составляется по образцу.
Приказ о введении карантина обязывает образовательную организацию выполнить ряд действий:
- Следовать плану мероприятий по профилактике, ограничению, лечебно-диагностическим мерам, который составляет для школы государственный орган санитарно-эпидемиологического контроля;
- В приказном порядке определить ответственных за выполнение положений вышеуказанного плана;
- Своевременно информировать родителей или законных представителей учащихся о мерах профилактики и внедренных в школе ограничительных мероприятиях;
- Систематически контролировать состояние детей, которые обратились с симптомами инфекционной болезни.
Поскольку на карантин могут закрывать не только школу, но и отдельные классы, классный руководитель информирует администрацию, если 20% и более детей в классном коллективе болеют, что подтверждается соответствующими справками.
Завершение карантина в школе по СанПиН осуществляется аналогичным образом - в приказном порядке. В случаях, когда применение санитарно-эпидемиологических мер было применено к отдельным классам, приказ об отмене карантинного режима составляется руководителем ОУ. Если карантинный режим затронул всю школу или несколько школ города, тогда отменить его вправе только главный санврач города.
В этом случае применяется следующий порядок действий:
- Медработники информируют о спаде эпидемиологической активности.
- Главный санврач издает мотивированное постановление с предложением для органов местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ об отмене карантина.
- Администрация образовательных учреждений издает соответствующие указы, после чего разрабатывается план ликвидации программного отставания.
Образцы приказа о карантине в школе представлены для ознакомления.
Сколько длится карантин в школе и как проходит
Карантин в образовательном учреждении вносит изменения в работу всех его сотрудников и служб. Администрацией школы разрабатывается положение, регламентирующее деятельность учащихся, педагогов и администрации. Утверждается новый режим работы, который опирается на существующую законодательную базу: локальные нормативные правовые акты, санитарные правила, а также расписание занятий, установленную учебную нагрузку, режим работы школы.
Все участники учебного процесса в период карантина имеют ряд обязанностей и функций, которые отражены в сводной таблице.
Исполнитель | Обязанности |
Директор школы |
|
Заместитель директора ОУ, ответственный за учебную работу |
С целью предупреждения и последующей ликвидации отставания, возникшего в связи с переходом на карантинный режим, уполномоченный заместитель директора школы:
|
Медработник |
По результатам проведенных обследований школьный врач или старшая медсестра доносит до главного администратора сведения о необходимости введения ограничительных мероприятий с целью снижения рисков возникновения эпидемии или необходимости срочного издания приказа по карантину в школе по образцу . Дополнительно медработник подготавливает пакет документов, включающий:
Помимо подготовки вышеперечисленных документов, медработник вносит соответствующие записи в журнал учета инфекционных болезней и в журнал регистрации бактерицидной установки. В обязанности школьного врача (медсестры) в условиях действия карантинного режима входит проведение инструктажей работников школы, в частности касательно графика кварцевания и дезинфекции помещений, определение сроков временного отстранения от обучения школьников, которые с больными учениками не контактировали. |
Педагоги |
С целью обеспечения запланированных темпов освоения учебного материала учителя корректируют календарно-тематические планы. Предупреждение программного отставания осуществляется посредством:
|
Классные руководители |
В обязанность классных руководителей входит информирование родителей о сроках карантинных ограничений и порядке их реализации. Разъяснительная работа с родителями может проводиться как в телефонном режиме, так и через записи в ученических дневниках. Ключевая задача классных руководителей - донести до родителей, что карантин не является временем каникул, а потому требует выполнения программного материала в ходе выполнения самостоятельной учебной работы или через дистанционное обучение. После окончания карантинного периода родителей стоит поставить в известность об учебных успехах детей за это время. |
Учащиеся | Когда школу закрывают на карантин , ученики не посещают ОУ, но учебный процесс не прерывают, а потому выполняют задания, которые для них готовят и размещают педагоги на сайте школы, в различных электронных ресурсах. Выполненные упражнения и задания они сдают в установленном педагогами порядке. Учащиеся получают оценки на самостоятельную работу, выполненную во время карантина. Однако в журнал выставляются только при достижении положительных результатов обучения. |
Родители учеников | Законные представители и родители учеников вправе:
|
Если порог заболеваемости тем или иным недугом превышается, занятия в образовательном учреждении или его структурной единице останавливают на срок от 7 дней. Делают это, если в классе по причине болезни инфекционными заболеваниями (например, гриппом) отсутствует 20-30% детей. При этом класс закрывают на карантин, если в нем на протяжении недели отсутствуют 20% учеников, для закрытия школы этот порог увеличивается до 30% школьников.
Продолжительность карантинного периода непосредственно зависит от заболевания, из-за которого подобные меры были введены, и его инкубационного периода:
- При возникновении подозрений на эпидемию ОРВИ, гриппа ограничительные меры вводятся на срок от 3 до 7 дней. Если по истечению этого периода увеличение количества заболевших не наблюдается, показа возврат к нормальному режиму ведения учебно-воспитательного процесса.
- Карантин в школе по пневмонии длится от 10 до 20 дней в зависимости от типа возбудителя (до 10 суток - при легионеллезе, до 3 недель - при другой этиологии). Прекращение передачи инфекции обеспечивается посредством приостановления деятельности учебных коллективов, ревизии работы коммунальных систем, в особенности канализационной и вентиляционной, проведения комплексной дезинфекции.
- В случае регистрации случаев коклюша карантинный режим вводится на срок до 14 дней, при этом учащиеся, педагоги и другие работники школы с кашлем подлежат отстранению от учебно-воспитательного процесса до момента получения двух отрицательных результатов бакпосева.
- Период карантина в школе при скарлатине ограничивается неделей, в течение которой ведется усиленный санитарно-эпидемиологический контроль.
- При выявлении случаев столбняка осуществляется неспецифическая и специфическая профилактика. Ограничительные мероприятия вводятся на срок до 14 дней с обязательной госпитализацией больных.
- Единичный или групповой случай дифтерийной инфекции предусматривает необходимость введения карантина длительностью до 10 дней с обязательным проведением эпидемиологического расследования и внедрения комплекса санитарно-профилактических мер - выявления больных и лиц, подверженных риску заражения, в ходе проведения опросов и осмотров, проведение внеплановой дезинфекции.
- Решение о том, сколько длится карантин по ветрянке в школе , принимают на основании бактериологических тестов. Преимущественно ограничительные меры вводят на период до 3 недель параллельно со срочным разобщением лиц, подвергнувшихся инфицированию, с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
- Обнаружение риска распространения кори, краснухи, эпидемического паротита обуславливает необходимость внедрения карантинного режима на срок до трех недель. Предусмотрено осуществление бактериологического расследования, госпитализация больных до исчезновения клинических симптомов, при необходимости - реализация комплекса иммунопрофилактики.
- Карантин по менингиту в школе объявляется на срок 7-10 дней. Инфицированных в срочном порядке госпитализируют, в ОУ переходят на усиленный санитарно-эпидемиологический контроль: отменяют массовые мероприятия, вводят практику обязательного ношения защитных масок, проводят частые проветривания и влажную уборку помещений.
Карантин в школе: правила ведения педагогической и организационной деятельности
Педагогическая и управленческая деятельность в период карантина претерпевает некоторые изменения. Длительность рабочего времени педработников определяется продолжительностью 36-часовой рабочей недели, в рамках которой в соответствии с правилами карантина в школе учебно-воспитательный процесс может организовываться двумя способами:
- Полный переход на дистанционное обучение, предусматривающий широкое использование специализированных средств для обеспечения коммуникации между педагогами и детьми для организации консультаций и реализации контролирующей функции.
- Точечное использование дистанционных образовательных технологий.
Независимо от выбранной модели обучения, от учителей требуется пересмотр объемов учебной нагрузки, применяемых педагогических методов и форм, что обуславливает профессиональную деятельность в стандартном режиме загруженности. Вместе с тем в случаях, когда деятельность образовательной организации полностью приостанавливают, карантин становится своеобразным простоем в работе педагогов. Поскольку период простоя возникает не по вине работника, он не входит в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Согласно ТК РФ ст. 157, педработники, которые в период карантина не привлекались к организационной, методической или воспитательной работе, не проводили учебные занятия, должны получать оплату размером не менее ⅔ тарифной ставки оклада, который установлен разрядом. Если же учителя во время карантина выполняли другие обязанности, регламентированные должностной инструкцией, тогда принципы оплаты труда в период простоя считается неактуальным. В этом случае педагогические работники, администрация и административно-хозяйственный персонал получают оплату труда соответственно установленной тарификации за период, предшествующий приостановке занятий.
Во время введения карантина в школе осенью или зимой в 2018-2019 учебном году в соответствии с актуальными нормативными актами обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал в период приостановки занятий могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, которые не требуют специальных навыков и знаний. Режим рабочего времени работников ОУ регулируется графиками работ и локальными актами, регламентирующими характер работы, определяется должностными обязанностями с соответствующей оплатой труда.
В случае перехода школы на карантинный режим работы, обязательна реализация следующих мер:
- Организация ежедневных медосмотров для учащихся и сотрудников ОУ, контактировавших с заболевшими лицами.
- Введение запрета на проведение массовых мероприятий, в ходе которых дети из разных классов или школ могут близко контактировать.
- Временный отказ от кабинетной системы обучения: ученики должны заниматься в течение всего учебного дня в одном кабинете, в котором в усиленном режиме реализуются санитарно-гигиенические меры (влажная уборка, проветривание, кварцевание).
- Проведение спаренных уроков, предусматривающих совместную работу двух классов, а также проведение занятий на улице, запрещается.
- Вынужденный отказ от приема в школу новых детей в течение 14 дней с момента начала эпидемии.
- Рассмотрение возможности досрочного начала каникул во избежание возникновения учебного отставания.
Важно подчеркнуть, что занятия, которые были отменены из-за карантина, не подлежат восстановлению и не могут быть отработаны в период весенних или осенних каникул. Следовательно, из-за карантина каникулы не отменяют, поскольку сжимают программу до необходимого минимума. Каникулы являются обязательными плановыми перерывами в учебе и, согласно ст. 34 ФЗ №273, каждый ученик имеет право на каникулы, а потому администрация не вправе отменять или сокращать их.
Отдельно следует выделить роль директора школы в вопросах предотвращения эпидемии. Руководитель не только решает, когда и как закрыть школу на карантин , но и в течение всего периода действия ограничительных мер информирует работников, учеников и их родителей об актуальной санитарно-эпидемиологической обстановке в ходе ученических линеек, общешкольных родительских собраний. Директор под роспись ознакамливает всех работников школы с положениями карантинного режима - для этого чаще всего проводится педсовет или собрание, объединенное с инструктажем, проводимым школьным медработником.
Справка об отсутствии карантина в школе и профилактические меры
Карантинный период регламентирует не только деятельность каждого участника образовательного процесса, но и требует ведения соответствующей документации. Справка об отсутствии карантина в школе пригодится учащимся и педагогам, которые решат записаться в бассейн, спортивную или художественную секцию, сменить место жительства или школу, отправиться в санаторий, поехать в детский летний лагерь. Документ подтверждает, что ученик последние 3 недели не контактировал с инфицированными детьми.
В последние годы Роспотребнадзор ведет активную политику внедрения профилактических мер, предупреждающих распространение эпидемии гриппа и ОРВИ, которые чаще всего поражают школьников. Рост заболеваемости систематически отмечается в начале каждого нового учебного года. Профилактические меры опираются на санитарно-эпидемиологические нормы и подразумевают противоэпидемические, профилактические и организационные мероприятия.
Чтобы снизить риск сезонной заболеваемости гриппом и ОРВИ, проводят комплекс мер:
- создают условия для проветривания школьных помещений;
- соблюдают в классах и коридорах температурный режим, бесперебойное вентилирование;
- бактерицидные установки должны работать максимально эффективно;
- питьевой режим и режим питания должны быть оптимизированы.
Поскольку вирусы и инфекции чаще всего распространяются из-за незрелости иммунной системы и недостаточное освоение санитарно-гигиеническими привычками, свою эффективность доказали вакцинация и иммунизация, а в контексте того, что вирусы ежегодно мутируют, вакцинацию также нужно делать ежегодно. Однако в санитарных нормах нет указаний на то, что непривитые дети не допускаются к занятиям, даже если ограничительные меры были введены. В этом случае актуальна экстренная и сезонная неспецифическая профилактика. Однако у родителей остается право написать заявление с прошением перевести ребенка на дистанционное обучение в контексте заочной формы обучения (ч. 4 ст. 63 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Если симптомы гриппа или ОРВИ появляются у педработника, его незамедлительно отстраняют от работы с детьми и направляют в поликлинику.
Взрослые и дети, которые контактировали с заболевшими считаются контактными и нуждаются в дополнительных мерах изоляции. Поскольку они могут быть на стадии инкубации, а потому болезнь проявит себя через некоторое время. В этом случае контактных взрослых и детей ежедневно осматривают, оценивают их состояние, проверяют температуру, состояние слизистых, кожи, стул. При первых признаках болезни они должны обратиться к врачу.
Важно здраво оценивать вероятность того, что ребенок заболел от соседа по парте. Ветрянка передается в 96% случаев контактов, не менее опасен стрептококк. Поскольку большинство детей уже привиты от коклюша, паротита, краснухи и кори, эти заболевания реже вызывают массовую заболеваемость в рамках класса и особенно школы. Врачи утверждают, что прививка не всегда защищает от недуга, но привитые дети переносят заболевание легче.
Карантином называется временная изоляция заболевших лиц и тех, кто имел и имеет контакт с ними для того, чтобы предупредить возможное дальнейшее распространение эпидемического заболевания.
В детском саду карантин вводится уже тогда, когда эпидемической болезнью заболевает хотя бы один ребенок. Продлевается карантин в том случае, если дети заболевают один за другим поочереди. В этом случае он продлевается до того момента, пока последний ребенок полностью не выздоровеет.
Что надо знать родителям, если в детском саду карантин?
Во время карантина родители должны быть готовы к тому, что могут возникнуть трудности, о которых нужно заранее знать.
Скажем, если родители собираются отдать ребенка в детский сад на днях, а там как раз открыли карантин из-за возникшей инфекционной болезни. Руководство садика вполне может попросить родителей отложить приход ребенка. В этом случае родители должны решить - отдавать ли ребенка во временную группу или не стоит, так как он может привыкнуть к детям и воспитателям.
Если ребенок уже посещает группу, и там объявлен карантин, а родителям нужна справка о контактах (скажем, для плановой госпитализации или предполагаемой поездки на отдых), то в справке родителям будет отказано. В справке должно быть указано отсутствие контакта ребенка с носителями инфекции, поэтому придется подождать, пока карантин полностью не снимут.
Родители должны также знать, что по закону они вправе отказаться от вакцинации против полиомиелита, кори, эпидемического паротита (свинки) и пр. Но тот же закон говорит, что руководство детского садика может отказать в приеме детей без вакцинации во время карантина по данной болезни. То же самое — и по вопросу листа нетрудоспособности (больничного) по уходу за ребенком. По законодательству родитель ребенка до 7 лет, в садике которого есть карантин, может взять больничный, но врач вправе отказать в этом родителю, чей ребенок не имеет прививки.
Водить ли ребенка во время карантина в детский сад или нет - должны решить сами родители: врачи не скажут однозначно, заразится ли ребенок. Конечно, если имеется такая возможность, лучше не водить ребенка в это время в детский сад. Мало того, нужно постараться принять все профилактические меры: обеспечить ребенку правильный режим дня, хорошее питание. Режим дня должен совпадать с детсадовским: подъем в 7 часов, зарядка, затем занятия, после обеда дневной сон и пр. Можно, разумеется, поднимать ребенка и не в 7 утра, а в 8, но в остальном придерживаться детсадовского расписания.
Что происходит во время карантина?
Все образовательные учреждения - школы, кружки - закрываются на время карантина. А вот детские сады работают, но на особом режиме. Режим работы детского сада в период карантина следующий:
- проводится ежедневный осмотр детей медицинскими работниками (с обязательным измерением температуры);
- плановые профилактические прививки на период карантина отменяются;
- массовые детские мероприятия ограничиваются или запрещаются полностью;
- занятия - музыкальные и физкультурные - в той группе, где наложен карантин, проводятся непосредственно в группе;
- проводится два раза в день влажная уборка, кварцевание, мытье посуды с дезинфицирующими средствами;
- все игрушки подвергаются ежедневной дезинфицирующей обработке;
- помещение, где находятся карантинные дети, проветривается чаще, чем обычно.
28. Карантин. Условия введения и снятия
Карантин - это система временных мероприятий, состоящих в строгой изоляции эпизоотического очага и неблагополучного пункта. Цель карантина - предупредить распространение инфекционной болезни за пределы первичного очага.
В хозяйствах, где введен карантин, запрещено перегруппировывать животных без согласования с ветеринарными специалистами; ввозить и вывозить животных, восприимчивых к данной болезни; заготовлять и вывозить продукты и сырье животного происхождения, концентрированные и грубые корма; проезжать через эпизоотический очаг (неблагополучный пункт), устраивать ярмарки, базары.
При установлении карантина проводятся следующие мероприятия:
Воспрещается вывоз животных с карантинируемой территории и ввоз на эту территорию восприимчивых, а в необходимых случаях и невосприимчивых к данной болезни животных;
Воспрещается заготовка на карантинируемой территории и вывоз с нее продуктов животного происхождения, сена, соломы, других кормов;
В пределах карантинируемой территории закрываются рынки и запрещается проведение ярмарок, базаров, выставок, соревнований и цирковых представлений с участием животных и птиц;
Запрещается совместная пастьба, водопой и иной контакт больных животных со здоровыми животными;
Запрещается перегруппировка животных внутри хозяйства без разрешения ветеринарных специалистов;
Трупы животных, павших от заразных болезней, в зависимости от характера заболевания немедленно уничтожаются или утилизируются;
Навоз, подстилка и остатки корма от животных, больных или подозреваемых в заболевании заразной болезнью, уничтожаются или обезвреживаются.
Запрещаются доступ людей и заезд транспорта, не связанных с обслуживанием животных, на территорию ферм, комплексов, в помещения для животных, стада, отары и т.п.
Карантин устанавливается при следующих инфекционных болезнях: сибирской язве, ящуре, туберкулезе, бруцеллезе и болезни Ауески животных; лихорадке долины Рифт, спонгиоформной энцефалопатии, чуме, эмфизематозном карбункуле, контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота; африканской чуме, гриппе, сапе, инфекционном энцефаломиелите, эпизоотическом лимфангите лошадей; африканской и классической чуме, везикулярной болезни, энзоотическом энцефаломиелите свиней; лихорадке долины Рифт, оспе и чуме овец и коз; инфекционной плевропневмонии коз; вирусном энтерите и псевдомонозе норок; миксоматозе и вирусной гемморагической болезни кроликов; болезни Ньюкасла, оспе-дифтерите, респираторном микоплазмозе, болезни Гамборо и высококонтагиозном гриппе птиц; вирусном гепатите утят; аэромонозе, бронхиомикозе, весенней веремии, воспалении плавательного пузыря и краснухе карпов; инфекционной анемии и фурункулезе форелей.
Чтобы установить границы карантинной территории , учитывают характер возбудителя, способы его выделения из организма и механизмы передачи, восприимчивость животных, природные условия. В первую очередь необходимо правильно определить границы эпизоотического очага. Чем больше территория очага, численность сконцентрированных на ней животных и других объектов, тем сложнее выполнить весь комплекс необходимых мероприятий. Определяя границы карантинной территории, следует стремиться к их сужению. Однако если в границы эпизоотического очага не будут включены объекты, где находится источник возбудителя инфекции и действуют механизмы его передачи, то сохранится угроза дальнейшего развития эпизоотии и ветеринарно-санитарные мероприятия окажутся неэффективными.
Глава администрации района по представлению соответствующих документов главным ветеринарным врачом района принимает решение об установлении и снятии карантина специальным постановлением (с последующим уведомлением вышестоящих ветеринарных органов) (формы 5, 6).
Ответственность за соблюдение карантинных правил несут руководители хозяйств и органы местной власти, ответственность за своевременное выполнение специальных мероприятий - ветеринарные специалисты, обслуживающие хозяйства, и главные ветеринарные врачи районов.
Карантин снимают после полной ликвидации инфекционной болезни с учетом длительности инкубационного периода заболевания, после заключительных ветеринарно-санитарных мероприятий.
Чтобы установить характер течения болезни , предупредить ее дальнейшее развитие и выявить скрыто больных животных, в эпизоотическом очаге и неблагополучном пункте прибегают к тщательному клиническому обследованию всех животных, восприимчивых к данной болезни. Одновременно при необходимости определенное число животных исследуют и другими методами (например, серологическим). По результатам исследований животных разделяют на три группы:
Явно больные;
Подозрительные по заболеванию с неясными симптомами болезни или повышенной температурой тела;
Подозреваемые в заражении, клинически здоровые, но восприимчивые к данной инфекции и содержавшиеся вместе с больными животными.
Группу явно больных животных немедленно изолируют от общего стада, лечат или отправляют на вынужденный убой (уничтожают).
Животных, подозрительных по заболеванию, так же как и явно больных, немедленно изолируют, ежедневно исследуют клинически, уточняют диагноз и лечат, если лечение эффективно или не запрещено.
Чтобы предупредить распространение болезни , животных, подозреваемых в заражении инфекцией, против которой разработана специфическая профилактика, иммунизируют вначале пассивно, а впоследствии активно. В случае заболеваний, против которых средства иммунизации не разработаны, за животными устанавливают постоянное ветеринарное наблюдение с диагностическими исследованиями.
Образовательная деятельность современной школы неизменно связана с высоким риском стихийного распространения заболеваний инфекционного, бактериального, грибкового генеза, особенно в осенне-зимний период, когда защитные силы детского организма снижаются под воздействием низких температур, сезонного авитаминоза. В случае возникновения подозрения на превышение эпидемиологического порога заболеваемости целесообразно введение карантина в школе - комплекса ограничительных мер, предусматривающего особый режим ведения учебно-воспитательной, организационной и хозяйственной деятельности.
Порядок исполнения карантинного режима регламентирован рядом законодательных актов, к числу которых следует отнести:
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999;
- санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08;
- СП 3.1.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Чем ограничительные мероприятия отличаются от карантина?
В случае выявления у участников образовательного процесса тревожных симптомов, позволяющих судить о высокой вероятности изменения эпидемиологической ситуации, администрация школы с учетом ситуации должна реализовать ограничительные мероприятия или ввести карантин - в противном случае на руководителя или организацию согласно ст. 6.3 КоАП может быть наложена административная ответственность в форме штрафа от 500 до 1000 руб. или 10 тыс. до 20 тыс. рублей соответственно. В свете этого важно четкое понимание данных понятий и условий их введения.
- Ограничительные мероприятия - список действий, которые администрация ОУ предпринимает для предупреждения распространения заболеваний инфекционной или другой природы. К их числу может относится отмена или перенос массовых мероприятий, изменение правил санитарно-гигиенического обслуживания.
- Карантин - комплекс административно, медико-санитарных мер, обуславливающих переход на особый режим ведения учебно-воспитательного процесса. Предусматривает временное закрытие отдельных учебных классов или ОУ, систематическое проведение медицинских осмотров, переход на дистанционный режим учебы.
Практика введения карантина в школе является проверенным методом предупреждающего характера. Интересно знать, что слово «карантин» буквально переводится как «время, состоящее из сорока дней». Термин был впервые введен в Венецианской Республике после начала массовых эпидемий бубонной чумы, когда местные правители - дожи - требовали удержания прибывающих кораблей на якоре около 40 дней с целью выявления очагов «черной смерти». Начиная с XVI века, эту практику стали широко внедрять на Руси: губернаторам приписывалось закрывать заставы при получении известий о распространении поветрий, прерывать сообщения с пораженными регионами, при необходимости - локализовать очаги инфекции путем сожжения домов с вещами, скота. С 1755 года к службе на всех пограничных заставах были привлечены медики.
Когда школу закрывают на карантин?
В соответствии с актуальными актами, регламентирующих порядок сохранения и защиты здоровья детей, введение ограничительных мер или карантина в школе в 2018 году обязательно при условии выявления предпосылок, указывающих на возможное изменение эпидемиологической ситуации. Характер мер, предпринимаемых руководством образовательной организации с целью защиты здоровья детей и взрослых, зависит от характера выявленной патологии:
- Введение ограничительных мер показано при выявлении случаев заболевания ОРВИ, гриппом, пневмонией, туберкулезом, столбняком, коклюшем, дифтерией, легионеллезом, краснухой, корью, ветряной оспой. Карантинный режим вводится, если заболело более 20 % участников учебно-воспитательного процесса.
- Если в школе был выявлен хотя бы один случай заболевания, входящего в утвержденный Главным санитарным врачом РФ перечень особо опасных патологий инфекционной природы (в соответствии с приложением к СП 3.4.2318–08, это полиомиелит, вирус Зика, оспа, желтая лихорадка, малярия и др.), необходимо провести срочную изоляцию больного ребенка или сотрудника, известить представителей территориального органа Росздравнадзора и готовится к переходу на карантинный режим сразу после получения результатов лабораторных тестов.
Введение карантина в образовательной организации осуществляется по инициативе Главного санитарного врача, который вносит предложение в органы местного самоуправления или исполнительной власти, а те, в свою очередь, составляют нормативно-правовой акт, обязывающий образовательную организацию в течение 24 часов ввести карантинные меры, а также определить круг ответственных лиц и карантинных мероприятий.
Чтобы обеспечить быстрый переход на карантинный режим работы, администрация школы должна строго следовать представленному алгоритму:
1. Первоочередно медработник, выявивший инфекционное заболевание, составляет извещение по форме 058/у (бланк доступен для скачивания в приложении) и направляет его в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», которое будет передано представителям Роспотребнадзора. По результатам обследования, проведенного уполномоченными экспертами, Роспотребнадзор принимает решение, будет ли карантин в школе , о чем уведомляет организацию письменно.
2. Если на имя образовательного учреждения было отправлено предписание об учреждении карантинных мер, школьная администрация в экстренном порядке обязана приступить к разработке плана ограничительных мероприятий, который должен включать перечень санитарно-противоэпидемических действий, сроки их реализации и список ответственных должностных лиц. Данный план мероприятий утверждается специальным приказом.
3. С целью информирования участников учебно-воспитательного процесса о внедрении карантинных мер проводится административное собрание с участием медработников, педагогов, заместителей директора. На собрании окончательно уточняется порядок карантинных мер .
4. Для пресечения стремительного распространения пандемии и связанной с этим паники необходимо оповестить школьников и их родителей о причинах, сроках проведения карантина и перечне реализуемых ограничительных мероприятий, а также о природе, методах передачи и профилактики выявленного заболевания. Целесообразна размещение информационных листов, плакатов, копий постановлений на специальных стендах, в вестибюлях школы, а также на сайте ОУ.
Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Журнал «Справочник заместителя директора школы»:
- Как подготовить Положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ при карантине (скачайте образец локального нормативного акта)Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»:
- Как проводить уборку и дезинфекцию в образовательной организации (алгоритм действий)Приказ о карантине в школе 2018-2019: порядок составления и образцы
В образовательном учреждении приказ о карантине может затрагивать как работу филиалов (структурных подразделений), так и непосредственно всей школы. Введение жестких ограничительных мер предусматривает обязательное составление приказа о карантине в школе 2018, который составляется по образцу.
Приказ о введении карантина обязывает образовательную организацию выполнить ряд действий:
- Следовать плану мероприятий по профилактике, ограничению, лечебно-диагностическим мерам, который составляет для школы государственный орган санитарно-эпидемиологического контроля;
- В приказном порядке определить ответственных за выполнение положений вышеуказанного плана;
- Своевременно информировать родителей или законных представителей учащихся о мерах профилактики и внедренных в школе ограничительных мероприятиях;
- Систематически контролировать состояние детей, которые обратились с симптомами инфекционной болезни.
Поскольку на карантин могут закрывать не только школу, но и отдельные классы, классный руководитель информирует администрацию, если 20% и более детей в классном коллективе болеют, что подтверждается соответствующими справками.
Завершение карантина в школе по СанПиН осуществляется аналогичным образом - в приказном порядке. В случаях, когда применение санитарно-эпидемиологических мер было применено к отдельным классам, приказ об отмене карантинного режима составляется руководителем ОУ. Если карантинный режим затронул всю школу или несколько школ города, тогда отменить его вправе только главный санврач города.
В этом случае применяется следующий порядок действий:
- Медработники информируют о спаде эпидемиологической активности.
- Главный санврач издает мотивированное постановление с предложением для органов местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ об отмене карантина.
- Администрация образовательных учреждений издает соответствующие указы, после чего разрабатывается план ликвидации программного отставания.
Образцы приказа о карантине в школе представлены для ознакомления.
Сколько длится карантин в школе и как проходит
Карантин в образовательном учреждении вносит изменения в работу всех его сотрудников и служб. Администрацией школы разрабатывается положение, регламентирующее деятельность учащихся, педагогов и администрации. Утверждается новый режим работы, который опирается на существующую законодательную базу: локальные нормативные правовые акты, санитарные правила, а также расписание занятий, установленную учебную нагрузку, режим работы школы.
Все участники учебного процесса в период карантина имеют ряд обязанностей и функций, которые отражены в сводной таблице.
Исполнитель | Обязанности |
Директор школы |
|
Заместитель директора ОУ, ответственный за учебную работу |
С целью предупреждения и последующей ликвидации отставания, возникшего в связи с переходом на карантинный режим, уполномоченный заместитель директора школы:
|
Медработник |
По результатам проведенных обследований школьный врач или старшая медсестра доносит до главного администратора сведения о необходимости введения ограничительных мероприятий с целью снижения рисков возникновения эпидемии или необходимости срочного издания приказа по карантину в школе по образцу . Дополнительно медработник подготавливает пакет документов, включающий:
Помимо подготовки вышеперечисленных документов, медработник вносит соответствующие записи в журнал учета инфекционных болезней и в журнал регистрации бактерицидной установки. В обязанности школьного врача (медсестры) в условиях действия карантинного режима входит проведение инструктажей работников школы, в частности касательно графика кварцевания и дезинфекции помещений, определение сроков временного отстранения от обучения школьников, которые с больными учениками не контактировали. |
Педагоги |
С целью обеспечения запланированных темпов освоения учебного материала учителя корректируют календарно-тематические планы. Предупреждение программного отставания осуществляется посредством:
|
Классные руководители |
В обязанность классных руководителей входит информирование родителей о сроках карантинных ограничений и порядке их реализации. Разъяснительная работа с родителями может проводиться как в телефонном режиме, так и через записи в ученических дневниках. Ключевая задача классных руководителей - донести до родителей, что карантин не является временем каникул, а потому требует выполнения программного материала в ходе выполнения самостоятельной учебной работы или через дистанционное обучение. После окончания карантинного периода родителей стоит поставить в известность об учебных успехах детей за это время. |
Учащиеся | Когда школу закрывают на карантин , ученики не посещают ОУ, но учебный процесс не прерывают, а потому выполняют задания, которые для них готовят и размещают педагоги на сайте школы, в различных электронных ресурсах. Выполненные упражнения и задания они сдают в установленном педагогами порядке. Учащиеся получают оценки на самостоятельную работу, выполненную во время карантина. Однако в журнал выставляются только при достижении положительных результатов обучения. |
Родители учеников | Законные представители и родители учеников вправе:
|
Если порог заболеваемости тем или иным недугом превышается, занятия в образовательном учреждении или его структурной единице останавливают на срок от 7 дней. Делают это, если в классе по причине болезни инфекционными заболеваниями (например, гриппом) отсутствует 20-30% детей. При этом класс закрывают на карантин, если в нем на протяжении недели отсутствуют 20% учеников, для закрытия школы этот порог увеличивается до 30% школьников.
Продолжительность карантинного периода непосредственно зависит от заболевания, из-за которого подобные меры были введены, и его инкубационного периода:
- При возникновении подозрений на эпидемию ОРВИ, гриппа ограничительные меры вводятся на срок от 3 до 7 дней. Если по истечению этого периода увеличение количества заболевших не наблюдается, показа возврат к нормальному режиму ведения учебно-воспитательного процесса.
- Карантин в школе по пневмонии длится от 10 до 20 дней в зависимости от типа возбудителя (до 10 суток - при легионеллезе, до 3 недель - при другой этиологии). Прекращение передачи инфекции обеспечивается посредством приостановления деятельности учебных коллективов, ревизии работы коммунальных систем, в особенности канализационной и вентиляционной, проведения комплексной дезинфекции.
- В случае регистрации случаев коклюша карантинный режим вводится на срок до 14 дней, при этом учащиеся, педагоги и другие работники школы с кашлем подлежат отстранению от учебно-воспитательного процесса до момента получения двух отрицательных результатов бакпосева.
- Период карантина в школе при скарлатине ограничивается неделей, в течение которой ведется усиленный санитарно-эпидемиологический контроль.
- При выявлении случаев столбняка осуществляется неспецифическая и специфическая профилактика. Ограничительные мероприятия вводятся на срок до 14 дней с обязательной госпитализацией больных.
- Единичный или групповой случай дифтерийной инфекции предусматривает необходимость введения карантина длительностью до 10 дней с обязательным проведением эпидемиологического расследования и внедрения комплекса санитарно-профилактических мер - выявления больных и лиц, подверженных риску заражения, в ходе проведения опросов и осмотров, проведение внеплановой дезинфекции.
- Решение о том, сколько длится карантин по ветрянке в школе , принимают на основании бактериологических тестов. Преимущественно ограничительные меры вводят на период до 3 недель параллельно со срочным разобщением лиц, подвергнувшихся инфицированию, с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
- Обнаружение риска распространения кори, краснухи, эпидемического паротита обуславливает необходимость внедрения карантинного режима на срок до трех недель. Предусмотрено осуществление бактериологического расследования, госпитализация больных до исчезновения клинических симптомов, при необходимости - реализация комплекса иммунопрофилактики.
- Карантин по менингиту в школе объявляется на срок 7-10 дней. Инфицированных в срочном порядке госпитализируют, в ОУ переходят на усиленный санитарно-эпидемиологический контроль: отменяют массовые мероприятия, вводят практику обязательного ношения защитных масок, проводят частые проветривания и влажную уборку помещений.
Карантин в школе: правила ведения педагогической и организационной деятельности
Педагогическая и управленческая деятельность в период карантина претерпевает некоторые изменения. Длительность рабочего времени педработников определяется продолжительностью 36-часовой рабочей недели, в рамках которой в соответствии с правилами карантина в школе учебно-воспитательный процесс может организовываться двумя способами:
- Полный переход на дистанционное обучение, предусматривающий широкое использование специализированных средств для обеспечения коммуникации между педагогами и детьми для организации консультаций и реализации контролирующей функции.
- Точечное использование дистанционных образовательных технологий.
Независимо от выбранной модели обучения, от учителей требуется пересмотр объемов учебной нагрузки, применяемых педагогических методов и форм, что обуславливает профессиональную деятельность в стандартном режиме загруженности. Вместе с тем в случаях, когда деятельность образовательной организации полностью приостанавливают, карантин становится своеобразным простоем в работе педагогов. Поскольку период простоя возникает не по вине работника, он не входит в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Согласно ТК РФ ст. 157, педработники, которые в период карантина не привлекались к организационной, методической или воспитательной работе, не проводили учебные занятия, должны получать оплату размером не менее ⅔ тарифной ставки оклада, который установлен разрядом. Если же учителя во время карантина выполняли другие обязанности, регламентированные должностной инструкцией, тогда принципы оплаты труда в период простоя считается неактуальным. В этом случае педагогические работники, администрация и административно-хозяйственный персонал получают оплату труда соответственно установленной тарификации за период, предшествующий приостановке занятий.
Во время введения карантина в школе осенью или зимой в 2018-2019 учебном году в соответствии с актуальными нормативными актами обслуживающий и учебно-вспомогательный персонал в период приостановки занятий могут привлекаться к выполнению хозяйственных работ, которые не требуют специальных навыков и знаний. Режим рабочего времени работников ОУ регулируется графиками работ и локальными актами, регламентирующими характер работы, определяется должностными обязанностями с соответствующей оплатой труда.
В случае перехода школы на карантинный режим работы, обязательна реализация следующих мер:
- Организация ежедневных медосмотров для учащихся и сотрудников ОУ, контактировавших с заболевшими лицами.
- Введение запрета на проведение массовых мероприятий, в ходе которых дети из разных классов или школ могут близко контактировать.
- Временный отказ от кабинетной системы обучения: ученики должны заниматься в течение всего учебного дня в одном кабинете, в котором в усиленном режиме реализуются санитарно-гигиенические меры (влажная уборка, проветривание, кварцевание).
- Проведение спаренных уроков, предусматривающих совместную работу двух классов, а также проведение занятий на улице, запрещается.
- Вынужденный отказ от приема в школу новых детей в течение 14 дней с момента начала эпидемии.
- Рассмотрение возможности досрочного начала каникул во избежание возникновения учебного отставания.
Важно подчеркнуть, что занятия, которые были отменены из-за карантина, не подлежат восстановлению и не могут быть отработаны в период весенних или осенних каникул. Следовательно, из-за карантина каникулы не отменяют, поскольку сжимают программу до необходимого минимума. Каникулы являются обязательными плановыми перерывами в учебе и, согласно ст. 34 ФЗ №273, каждый ученик имеет право на каникулы, а потому администрация не вправе отменять или сокращать их.
Отдельно следует выделить роль директора школы в вопросах предотвращения эпидемии. Руководитель не только решает, когда и как закрыть школу на карантин , но и в течение всего периода действия ограничительных мер информирует работников, учеников и их родителей об актуальной санитарно-эпидемиологической обстановке в ходе ученических линеек, общешкольных родительских собраний. Директор под роспись ознакамливает всех работников школы с положениями карантинного режима - для этого чаще всего проводится педсовет или собрание, объединенное с инструктажем, проводимым школьным медработником.
Справка об отсутствии карантина в школе и профилактические меры
Карантинный период регламентирует не только деятельность каждого участника образовательного процесса, но и требует ведения соответствующей документации. Справка об отсутствии карантина в школе пригодится учащимся и педагогам, которые решат записаться в бассейн, спортивную или художественную секцию, сменить место жительства или школу, отправиться в санаторий, поехать в детский летний лагерь. Документ подтверждает, что ученик последние 3 недели не контактировал с инфицированными детьми.
В последние годы Роспотребнадзор ведет активную политику внедрения профилактических мер, предупреждающих распространение эпидемии гриппа и ОРВИ, которые чаще всего поражают школьников. Рост заболеваемости систематически отмечается в начале каждого нового учебного года. Профилактические меры опираются на санитарно-эпидемиологические нормы и подразумевают противоэпидемические, профилактические и организационные мероприятия.
Чтобы снизить риск сезонной заболеваемости гриппом и ОРВИ, проводят комплекс мер:
- создают условия для проветривания школьных помещений;
- соблюдают в классах и коридорах температурный режим, бесперебойное вентилирование;
- бактерицидные установки должны работать максимально эффективно;
- питьевой режим и режим питания должны быть оптимизированы.
Поскольку вирусы и инфекции чаще всего распространяются из-за незрелости иммунной системы и недостаточное освоение санитарно-гигиеническими привычками, свою эффективность доказали вакцинация и иммунизация, а в контексте того, что вирусы ежегодно мутируют, вакцинацию также нужно делать ежегодно. Однако в санитарных нормах нет указаний на то, что непривитые дети не допускаются к занятиям, даже если ограничительные меры были введены. В этом случае актуальна экстренная и сезонная неспецифическая профилактика. Однако у родителей остается право написать заявление с прошением перевести ребенка на дистанционное обучение в контексте заочной формы обучения (ч. 4 ст. 63 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Если симптомы гриппа или ОРВИ появляются у педработника, его незамедлительно отстраняют от работы с детьми и направляют в поликлинику.
Взрослые и дети, которые контактировали с заболевшими считаются контактными и нуждаются в дополнительных мерах изоляции. Поскольку они могут быть на стадии инкубации, а потому болезнь проявит себя через некоторое время. В этом случае контактных взрослых и детей ежедневно осматривают, оценивают их состояние, проверяют температуру, состояние слизистых, кожи, стул. При первых признаках болезни они должны обратиться к врачу.
Важно здраво оценивать вероятность того, что ребенок заболел от соседа по парте. Ветрянка передается в 96% случаев контактов, не менее опасен стрептококк. Поскольку большинство детей уже привиты от коклюша, паротита, краснухи и кори, эти заболевания реже вызывают массовую заболеваемость в рамках класса и особенно школы. Врачи утверждают, что прививка не всегда защищает от недуга, но привитые дети переносят заболевание легче.