Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников. Коллекционирование Коллекционирование как метод познания дошкольником окружающего мира

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциямиКоллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д.

Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Цельдетского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Способствовать проявлению избирательных интересов;

Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

Расширять кругозор воспитанников;

Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивностьпроявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Задачавзрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых:Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих:Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых:Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые )– это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательныеколлекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальныеколлекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним

Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди возможных средств развития познавательного интереса дошкольников особого внимания заслуживает коллекционирование. Коллекционирование — одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников. Эта тема актуальна в наше время, так как в процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». А также этот вид деятельности имеет огромные возможности для развития познавательного интереса детей. Дети всегда пытливы и любознательны, часто, практически постоянно, задают взрослым множество вопросов. Зачастую об интересных им вещах, которые кажутся для них необычными, новыми или просто чудными.

Психолого-педагогический анализ литературы показывает, что исследователи познавательные интересы детей связывают с их познавательной активностью, и относят в особую область интересов человека. По мнению П.Ф. Захаревич, П.К. Постниковой, А.И. Сорокиной, Г.И. Щукиной «сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них»». М.И.Лисина и А.М.Матюшкин разделяют точку зрения, что «познавательный интерес есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее.» А.А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов и активности дошкольников. Авторы программы «Истоки» считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой, в разделе «культурно-досуговая деятельность», ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства)» В программе «Детство» обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе «большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций». С. Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал .

У ребёнка формируется истинный интерес к окружающей среде, эмоциональное отношение к окружающему в процессе коллекционирования. Когда человек чем-то интересуется, удовлетворяется познанием этого объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост детского интереса безграничен. Творческая личность развивается, если существует стойкий интерес. Когда ребенок чем - либо интересуется, у него появляется желание лучше изучить этот предмет, узнать о нём больше. Взрослые должны внимательно относиться к увлечениям их детей, а также поддерживать их, развивать - это важный фактор для формирования познавательной активности дошкольника.

Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными. Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи. Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки, открытки, магнитики с картинками, листья и цветочки для гербария, модельки машин, диски с песнями и т.п. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Познавательный интерес в процессе развития детей дошкольного возраста проявляется многозначно. Можно выделить следующие его особенности. Во-первых, он выступает как средство живого и увлекающего ребенка обучения. Во-вторых, как сильный мотив к интеллектуальной и длительной познавательной деятельности. В-третьих, как предпосылка формирования готовности личности к дальнейшему образованию. Условия развития познавательного интереса - это исследовательские и практические действия ребенка. Важное и первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями .

Таким образом, познавательный интерес является обширным и многогранным понятием. Благодаря ему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Формирование и развитие познавательного интереса часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Невозможно переоценить роль познавательного интереса в жизни ребенка. Необходимость его формирования и развития не вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.

В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится создание коллекций, офрмление мини- музеев, выставок. В процессе работы можно и нужно глубоко изучать тему, т.е. начинаем учить учиться. Данную проблему можно развивать по-своему, главное, чтобы это было интересно и соответствовало возрасту ИССЛЕДОВАТЕЛЯ! Если возникнут вопросы или какие- либо претензии, готова ответить, помочь, разобраться!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

НОД «Научная экспедиция «По морям по волнам»

Цель: Познакомиться с людьми – коллекционерами морских раковин из разных стран

Задачи образовательных областей:

Познание:

1.Узнать, что в разных морях обитают моллюски, выяснить сходства и отличия в зависимости от среды обитания.

2.Люди независимо от языка, на котором общаются, национальности, места проживания коллекционируют ракушки и обмениваются ими.

4. Развивать познавательный интерес, ощутить свою принадлежность к мировой истории.

Безопасность:

1.Формировать патриотические чувства принадлежности к мировому сообществу.

2.Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для людей ситуациям, о безопасном поведении с незнакомыми моллюсками у водоемов.

Социализация:

1.Создать мотивацию к применению собственных умений и навыков, воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым.

2. Заложить основу уважительного отношения к культуре других народов через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

1.Формировать умение размышлять; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими, используя моделирование.

Здоровье:

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Обогащать двигательный опыт детей, развивать координацию, внимательность, умение играть в коллективе.

Музыка:

Развивать способность вслушиваться в звуки мелодий других народов.

Художественное творчество:

Развивать умение совместной деятельности между детьми и взрослым.

Интеграция: П, Б, С,К, З, М,ХТ.

Предметно - развивающая среда:

Карта мира, глобус; географический атлас для детей «Мир вокруг нас»; дидактическая игра: «Кто, где живёт», книжка со стихами А. Усачёва «Весёлая география»; морские коллекции, ракушки; ноутбук, проектор, экран, набор для рефлексии.

Планируемый результат:

  1. Знания детей о музеях ракушек в разных странах у разных народов.
  2. Умение использовать ракушки в различных видах деятельности.

Ход НОД.

Сегодня мы собрались на очередное заседание Научного Совета мини- музея « По волнам по волнам».

Давайте за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся,

ждут нас дальние края

и открытия, друзья.

Для пополнения наших музейных экспонатов и обновления коллекций предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по материкам. Посмотрите на глобус: это уменьшенная модель нашей Земли. Земля круглая, на Земле 4 океана и 6 материков, на которых расположено много разных стран.

Воспитатель: - Какие материки вы уже знаете?

Дети: На свете очень много стран,

Так много, что не счесть…

А вот больших материков

Мы насчитаем шесть:

Дети: Африка, Америка

/Северная и Южная /

Австралия, Евразия,

Антарктида вьюжная.

Занимаясь в нашем мини-музее «По волнам по морям», вы узнали, что моллюски распространены по всему земному шару. Обитают в морях, пресных водах и на суше. Ракушки холодных морей имеют серую, коричневую или белую окраску. Разнообразием цветов и оттенков поражают раковины теплых морей. Моллюски насчитывают около 130 тыс. современных видов и являются вторыми по численности после насекомых. Люди издавна собирают раковины моллюсков для разных целей, а одна из них – коллекционирование.

И представьте себе – на каждом материке есть морские музеи ракушек. А чтобы в этом удостовериться, мы воспользуемся достижениями науки – телемостом с жителями городов, где есть музеи ракушек. Таких музеев много, а мы познакомимся лишь с несколькими.

Алло! Это Америка?

Yes, they are.

Мы, дети группы «Незабудка» хотим узнать о вашем музее морских раковин.

Такой музей у нас есть. Находится он в главном городе Северной Америки – Вашингтоне. Это Национальный музей естественной истории. В нем собрана одна из крупнейших в мире коллекций раковин моллюсков.

В своем детском саду мы любим играть в игру « Американский треугольник».

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, дети, держась за руки, раздвигают руки как можно шире. Один – оставшийся вне круга – водящий . Его задача - запятнать одного из трех в кругу, стоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача детей в кругу – не допустить этого. Если водящий запятнал, то происходить смена водящего или игрока напротив .

Молодцы! За это мы вам для вашего мини-музея пришлем в подарок одну из раковин из нашего музея. Это Венус. Она самая древняя ракушка на Земле, занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Спасибо вам, наши американские друзья.

Теперь в эфире Австралия город Мельбурн.

Педагог показывает Австралию на карте, дети рассматривают ее (на что похожа, какого цвета). Педагог рассказывает стихотворение А. Усачева:

Заброшена Австралия почти на край Земли,

Поэтому Австралию не так давно нашли.

А чтоб не потеряли их на век или на сутки,

Все жители Австралии с собою носят сумки.

Большие или маленькие, авоськи или сетки,

Ведь важно, чтобы маленькие не потерялись детки.

Проводится подвижная игра “Кенгуру”.

За то, что вы играете в наши австралийские игры и знаете об особенностях материка Австралии, мы для вашего музея дарим вам видеофильм «Большой Барьерный риф».

Жители Австралии гордятся редкой раковиной - неуловимой " золотистой " ципреей . Эти раковины до сих пор используют как деньги на островах Океании. Улитка конус живет на Большом Коралловом рифе, который тянется вдоль восточного побережья Австралии. Она прячет во рту ядовитый гарпун, которым можно мгновенно убить жертву. Об этом знают ныряльщики за конусами и стараются быть осторожными.

Вот эти раковины мы и получаем в дар нашему мини-музею.

На связь с нами выходят жители Китая город Далянь.

Музей раковин находится неподалеку от Ущелья бабочек. Музей расположен под землей, поэтому спуск в него несколько напоминает погружение в морские глубины, прекрасные и таинственные. Это один из самых больших музеев морских раковин в КНР. Здесь в четырех залах, посвященных четырем океанам, представлено более ста видов уникальных морских моллюсков. А вам, ребята, группы «Незабудка» мы дарим маленькую раковину тридакны.

В Даляньском музее представлена изумительная тридакна, огромная раковина с двумя волнообразными створками. Ее длина – четыре метра. Она по праву считается самой огромной ракушкой в мире. Вес живых тридакн может достигать 400 килограмм. Тридакна – это не просто житель темных глубин, это герой множества легенд и преданий, уходящих корнями в средние века. Тогда рыбаки и мореплаватели верили, что живет на дне моря ракушка, питающаяся живыми людьми. Что своим зловещими створками способна схватить она ныряльщика за руку или за ногу и увлечь вниз, съесть и переварить. Кстати, и тридакну тогда знали лишь под именем «Ловушка смерти». Этот предрассудок существовал очень долгое время. На самом же деле тридакны питаются водорослями и даже эту легкую траву очень долго и медленно переваривают своими мягкими тканями в силу общей недоразвитости кишечника. Увидеть тридакну можно в тропических морях на глубине более ста метров.

Предлагаем вам научиться играть в китайскую подвижную игру «Поймай дракона за хвост».

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают дракона . Первый в колонне - это голова дракона, последний - хвост . По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача головы - поймать хвост . А задача хвоста - убежать от головы . Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста можно выбрать новую голову и новый хвост .

Спасибо, наши китайские друзья.

На связь выходит Африка.

Африка предлагает принять участие в конкурсе «Самый лучший африканский танец».


Вам потребуются бубны, маракасы, африканские соломенные юбки и много-много позитивных эмоций.

Сейчас мы возьмем атрибуты в виде африканских музыкальных инструментов. Все участники должны разуться и надеть африканские костюмы. Задача участников, наигрывая африканский мотив на маракасах, танцуя, ощутить себя африканцами, гуляющими по пляжам города Джеффрис Бей. Этот город Южной Африки известен своими богатыми залежами ракушек, большим разнообразием морепродуктов, в том числе кальмаров. На территории городского Музея ракушек хранится более 600 видов морских раковин, собранных со всего мира, отчего данная коллекция признана одной из самых больших в Южной Африке. Таким образом, город Джеффрис Бей привлекает любителей ракушек со всего земного шара.

В сентябре в городе проводится «Фестиваль ракушек». Этот фестиваль организовывается здесь уже более 20 лет, и стал уже традицией. Многие местные путешественники и семьи со всех концов страны приезжают в этот маленький город, чтобы полюбоваться таким природным явлением, как ракушки всевозможных форм, размеров и способов их применения людьми. Приезжайте к нам на фестиваль.

Большое спасибо за интересный рассказ и приглашение на фестиваль.

В следующий раз мы познакомимся интересными Музеями морской ракушки на острове Пхукет в Таиланде.

Макарска музей в Хорватии.

Музей раковин Литва

Сегодня мы с вами узнали, что на разных материках Земного шара живут разные люди: в Америке – американцы; в Китае – китайцы, в Австралии – австралийцы, в Африке – африканцы. Все говорят на разных языках, но это не мешает дружить. Всех нас объединяет интерес к чудесам природы – ракушкам. Люди разных стран создают Музеи морских раковин, коллекционируют раковины и дают возможность увидеть все это другим людям. Что мы сегодня и сделали.

А сейчас предлагаю вам выразить свое отношение к нашему путешествию: если вам понравилось, отпустите «крабика» в теплое море, а если не понравилось – оставьте «крабика» на берегу.

В каждой стране, где побывали, мы играли в любимые игры детей тех стран. Предлагаю поиграть в одну из любимых народных игр русских детей «Ручеек». (Под музыку дети выходят из зала).

Заключение.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 68%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…” или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена классификация видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности..

Список литературы

  • Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  • Буруковский Р. О чем поют ракушки – М., 1998.
  • Кочеткова Н.И. , Парамонова И.М. Они должны жить. – С-П., 1998.
  • Харченко В. Слезы моллюска. Журнал “Химия и жизнь”, № 11, 1979.
  • Рыжова Н.А. , Логинова Л.В., Данюкова А.И . Мини- музей в детском саду. –М. Линка- Пресс, 2008.
  • Рыжова Н.А. “Как стать коллекционером” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.)
  • Интернет- ресурсы.

Елена Заяц
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования

Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить еще одно направление, особенно интересное для нас : исследования, направленные на прослеживание взаимосвязей между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей . Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование .

Занимаясь проблемой познавательного развития старших дошкольников я изучила статью академика И. П. Павлова «Рефлекс цели» , в своей статье он отметил : «Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно всё , пустяки, как и всё важное и великое в жизни». Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Познание » , проведя наблюдения за детьми и диагностику с помощью подобранных мною методик, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в :

1. систематизации и обобщении предметов и явлений;

2. анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

3. многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

4. видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей . Оно расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность . В , далее получаемая информация систематизируется и формируется коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Именно это помогло мне определить тему моей работы : «Развитие познавательных способностей через коллекционирование ».

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами :

1. Принцип доступности. Учитываю особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста .

2. Принцип систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственной деятельности с детьми, перспективный план тематических выставок.

3. Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными методиками и разработками, преподношу детям научно обоснованные данные.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

5. Принцип творческой активности. Использую приемы активизации творческой, познавательной , исследовательской активности в непосредственной деятельности с детьми.

6. Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный .

7. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми . В непосредственной деятельности с детьми использую разнообразные формы работы .

Цель моей работы : развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование .

Для достижения поставленной цели выделила ряд задач :

1. Изучить научно-методическую литературу, разработать содержание детских коллекций ;

2. Разработать перспективные планы по работе с детьми, перспективные планы тематических выставок;

3. Подобрать методики по определению уровня ;

4. Разработать диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование ;

5. Активизировать познавательный интерес детей в процессе коллекционирования ;

6. Заинтересовать детей и родителей собиранием коллекций ;

7. Закреплять полученные навыки в других видах деятельности.

Актуальность, выбранной мной темы в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников . В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Новизна : Коллекционирование расширяет кругозор детей , развивает их познавательную активность . В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний , далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Ожидаемый результат : системная работа по данному направлению позволит :

Развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;

Развить творческие способности детей ;

Развить избирательную направленность детей , их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

Развить стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

Развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру ;

Раскрыть интересы и увлечения детей ;

Развить коммуникативные навыки, умение логически обосновывать свои мысли;

Развить интегративные качества личности .

Условия :

1. Создала предметно-развивающую среду, (собраны коллекции по темам : «Камни» , «Солдатики, военная техника» , «Киндер-игрушки» , «Открытки» , «Календарики» , «Домашние животные» , «Дикие животные» , «Природный материал» , «Бросовый материал» , положено начало коллекций «Брелоки» , «Куклы» , «Пуговицы» , «Картинки с животными» , «Картинки с птицами» , «Картинки с насекомыми» . Используются экспонаты коллекций в дидактических , сюжетно-ролевых играх, коллекции находятся в свободном доступе для детей ;

2. Разработала содержание детских коллекций (личных и совместных) ;

3. Оформила в группе уголок хранения коллекций ;

4. Разработала перспективный план тематических выставок;

Направления в работе :

1. Работа с детьми.

Работа с детьми ведется с младшего дошкольного возраста , этот период является подготовительным этапом в работе, идет выявление и накопление знаний, умений и навыков детей по теме , подбор материала. Целесообразно привлекать детей к коллекционированию со старшего дошкольного возраста (5-6 лет, так как старший возраст является наиболее сенситивным (продуктивным) периодом в развитии детей . Для системной и планомерной работы с детьми старшего возраста разработала перспективный план совместной деятельности с использованием коллекций , разработала диагностическую карту по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование , определила критерии оценки по определению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование . Непосредственно совместная деятельность проходит 1-2 раза в месяц в форме НОД , художественно-творческой деятельности, индивидуальной работы, самостоятельный деятельности детей . В целях профилактики мышечного и эмоционального напряжения во время деятельности использую здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики. Используемые средства : книги, коллекции , иллюстрации, дидактические игры, презентации.

2. Работа с родителями.

В целях определения отношения родителей к коллекционированию и уровня их осведомленности о коллекционировании разработала анкету , результаты анкетирования выявили, что больше половины родителей (62%) хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение, многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций , 26% родителей хотели бы узнать больше информации о собирании и оформлении коллекций , 16% родителей считают коллекционирование бесполезным увлечение, они считают что дети не могут осознанно заниматься коллекционированием . Для удовлетворения запроса родителей, учитывая их интересы разработала и подобрала консультации : «Коллекции вокруг нас » , «Как хранить детские коллекции , «Детские занятия-что люди коллекционируют » , и другие. Специально для родителей оформляются выставки коллекций , фотоотчеты. Средствами работы являются : книги, коллекции , иллюстрации, материалы консультаций, выставки, фотоотчеты.

3. Работа с педагогами.

Работа с педагогами ведется в информационно -просветительном направлении – консультации : «Виды коллекционирования в детском саду » , «Что такое коллекционирование ; мастер-класс «Что можно коллекционировать с детьми , доклад на педсовете «Приемы активизации познавательного интереса детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности». Средствами работы с педагогами являются : книги, коллекции , иллюстрации, материалы консультаций, мастер - класс выставки.

Коллекционирование – одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников , позволяет углублять познавательные интересы детей . Занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, ведь коллекционировать можно все что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собирание чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Работая по данной теме, заметила, что при этом создается та атмосфера, которая оказывает влияние на формирование личности ребенка . Ребенок начинает осознавать свои возможности, чувствует, что может проявить себя, привыкает к мысли, что любое проявления творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Поэтому я и определила перспективу на будущее :

1. Продолжать использовать элементарное коллекционирование в личностно – ориентированном взаимодействии с детьми для развития познавательных способностей .

2. Добиваться творческой активности не только у детей , но и у родителей, через совместные мероприятия.

Проанализировав свой опыт работы, я пришла к следующему выводу о том, что развитие способностей через коллекционирование , действительно является доступным, интересным , результативным направлением развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста .

Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит составление коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов, как правило, однородных или объединённых общностью темы. Актуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру открытий. Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция в какой-то степени является отражением внутреннего мира ребенка. Данный вид деятельности помогает решать проблему детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует сплочению детского коллектива, а также родителей и детей. В процессе коллекционирования сначала происходит накопление знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Во время деятельности развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления). Также формируются умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Ребенок овладевает умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние). В процессе коллекционирования развивается речь детей, их речевая культура, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками, обогащается словарный запас. Коллекционирование влияет также на развитие математических способностей дошкольников. Во-первых, развивается самостоятельность и инициативность в поиске вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации ряда объектов. Во-вторых, у детей формируется умение находить связи и зависимости между объектами, в том числе и скрытые от непосредственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования). В-третьих, развивается навык обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить, проверить путём подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение и т.д.). В социально-личностном развитии у детей формируются основы культуры общения, знания об окружающей действительности и жизни в социуме через решение игровых задач с предметами коллекции. Коллекционирование помогает обогащать эстетические чувства и впечатления детей, развивать интерес к искусству, музыке, истории родной страны. Также дети знакомятся с традициями семей своих сверстников и способами использования предметов коллекции (например, ложка – это музыкальный инструмент, сувенир, столовый прибор, элемент декора и т.д.). В нашей группе самая большая коллекция – это коллекция ложек. Она представлена на мобильном трехсекционном стенде, который может использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Коллекция является украшением нашей группы, а также используется в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что коллекционирование, как современное средство развития познавательного интереса у дошкольников, имеет огромные возможности для формирования интеллектуальной культуры и развития самостоятельности дошкольников.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...