Интегрированное занятие «Чудо – дерево» в средней группе.
Программное содержание: Демонстрация уровня освоения программного материала (содержания) среднего возраста.
а) Закрепить умение интонировать первый звук в слове, называть его, делить слова на части.
б) Нахождение предмете с помощью различных фиксирующих значков (цвет, форма, размер).
в) Уточнять представления детей о животном и растительном мире.
г) Закрепить представления детей о строительных деталях. Упражнять в «чтении» чертежей деталей.
Используемый материал:
-Демонстрационный: интерактивная доска, дерево, 4 мешочка, чертежи строительных деталей, «чудесный мешочек», строительные детали (куб, призма, конус, цилиндр, кирпич, пластина, арка, полу-куб).
-Раздаточный: карточки с заданием, разнообразные мелкие предметы,
В – Ребята, посмотрите, что это у нас?
Д – Это дерево.
В – А у наших у ворот, чудо-дерево растёт.
Чудо-чудо расчудесное!
Ни цветочки на нём,
А листочки на нём,
И мешочки, на нём, словно яблоки.
А мешочки не простые, а с заданиями. За каждое выполненное задание, вы получите – частичку от картинки. Собрав картинку, вы сможете попасть в волшебный мир. А помогать нам будет, этот замечательный экран. И он уже готов к этому.
Сели.
В – Ну что ж, давайте сорвём первый мешочек. Алёна, тебе какой больше нравится? П осмотрим, какое задание в нём…..
«Назови слово, и скажи первый звук в этом слове»
В – Молодцы ребята. Давайте посмотрим, где-то должна появиться первая часть от картинки. Все частички, мы будем выкладывать на этом столе.
В. – Как хорошо, Алина, отвечала, пойди, сорви второй мешочек. Ой, какое задание тут интересное. Выбирайте себе карточку. Подберите, к своей карточке, нужный предмет. А предметы лежат вот на этом столе.
(Во время выполнения задания, если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт вопросы: «А почему, ты берёшь этот предмет?»)
Справились? Положите карточку и предмет, который вы подобрали на этот стол. Посмотрите, всё ли правильно, нет ли ошибок? Молодцы! Раз всё правильно, где-то должна появиться вторая частичка от картинки.
В – Сорвём ещё мешочек? Игра: «Четвёртый лишний».
Деревья – цветок,
птицы – рыба, (почему лишний?)
все насекомые, (ловушка).
Что общего у всех насекомых?
Ну, всё вы знаете. Значит, пошли искать третью часть от картинки.
Ребята, кто это? Давайте превратимся в паучков и потанцуем.
Физ. минутка.
Музыка качаем головой.
Паучок ходил по ветке, вращаем руками.
А за ним ходили детки перебирая пальцами, вытягиваем руки
Дождик с неба вдруг полил. «брызги» пальцами.
Паучка на землю смыл, Хлопки по коленям.
Солнце стало пригревать. Руки вверх, покрутились.
Паучок ползёт опять. Топаем, руки на пояс.
А за ним, ползут все детки, Вращаем руками.
Что бы погулять на ветке. Топаем.
Музыка. Качаем головой.
В. — Остался последний мешочек. Майя, ты так красиво танцевала, иди, сорви. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется (дети – «чудесный мешочек»)
— обследование детали
— название
— показать деталь детям
— предложить другому ребёнку, найти чертёж этой детали.
В. – Ребята, давайте назовём детали, которые остались лежать в мешочке.
Всё, детали закончились, значит где-то появилась четвёртая часть. Давайте её найдём.
В. – А теперь пора собирать.
Сбор картинки.
В. – Что же, у нас получилось?
Д – радуга.
Да, радуга показала нам путь в волшебный мир. А хотите узнать, что там интересного происходит? Давайте посмотрим.
Мультфильм.
Ребята, мы хотим вас поздравить, с тем, что вы переходите из средней группы «Росточки», в старшую группу, и вручить медали.
Вручение.
Мы желаем вам оставаться такими же дружными, весёлыми и хорошими ребятами.
Номинация: интересные занятия для детей 4-5 лет.
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: АНО ДО «Планета Детства «Лада», д/с №63
Месторасположение: Самарская обл., г.о. Тольятти
Задачи:
— Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.
— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.
— Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.
— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.
— Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.
Оборудование:
Картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу», саженцы (берёзки, ели, кедра ), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.
Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной литературы, коммуникация.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.
Воспитатель: Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?
Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?
Дети: Посадить разные деревья.
Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?
Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».
Воспитател ь: Что же даёт человеку лес?
Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.
Воспитатель: Ребята, Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.
Воспитатель : Перед тем как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно расти в наших условиях. Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?
Дети: Нет. Эти деревья растут в жарких странах, при тёплом климате.
Воспитатель: Правильно, значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?
Дети: Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели.
Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?
Д ети: Лиственный.
Воспитате ль: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»
Игра «Создай лес»
дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдём на участок, и посмотрим, какие деревья растут у нас на участке.
Дети: Одна маленькая ёлочка.
Воспитатель: Ей, наверное, скучно. Что делать? (высказывания детей )
У меня есть знакомый лесовичок, давайте его попросим принести нам маленькие деревца. Давайте свяжемся с лесовичком по сотовому телефону. Кто хочет с ним поговорить?
Разговор по сотовому телефону. Приходит лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, в какой детский сад я пришёл? А где он находится? (ответы детей )
Лесовичок: Я выполнил вашу просьбу и принёс маленькие деревца. Посмотрите на них и скажите как они называются?
Дети: Берёзка, сосна, кедр.
Лесовичок: А какие деревья вы ещё знаете?
Дети: Тополь, осину, ель, дуб.
Лесовичок: Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.
— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. (берёзка )
— Что же это за девица не швея не мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель )
— Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина )
У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна ) Лесовичок: Молодцы. А сейчас я предлагаю рассмотреть деревья, которые я принёс.
Игра: «Что есть у дерева?» (строение дерева )
–Есть у дерева крепкие корни, –Есть ствол, а на стволе кора,
Глубоко схоронились в земле, если жара укроет она,
чтобы дерево крепко стояло, ну а если сильный мороз,
чтобы ветки и листья питало. ствол защитит, чтобы он не замерз. Лесовичок: Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?
Дети: Весной или осенью.
Лесовичок: Для чего вы решили посадить деревья?
Дети: Чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.
Лесовичок: Пришло время посадить деревья.
Девочки придерживают саженцы и поливают, а мальчики, засыпают корни землёй.
Лесовичок: Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить, чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?
Воспитатель: Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.
Дети описывают знаки Лесовичок: Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Лесовичок: Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.
Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?
Фото отчет:
Ольга Тыртышникова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Деревья и Кустарники на нашем участке»
Конспект НОД по познавательному развитию
в средней группе
ТЕМА : «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ »
Цель : Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках нашей местности .
Задачи : познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев деревьев и кустарников , закрепить названия частей дерева , образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал :
Картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ель,каштан, их листьями и плодами, картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья) , плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки) .
Раздаточный материал : натуральные листья и плоды деревьев , собранные детьми во время прогулки.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент :
Игра : «Повтори, не ошибись»
Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.
Основная часть :
Беседа :
Что вы называли? (Деревья )
Где растут деревья ? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)
Почему люди сажают деревья ? (Они приносят пользу людям)
Какие бывают деревья ? (Высокие, низкие)
Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)
Где растут деревья и не живут люди ? (в лесу)
Воспитатель :
Рассказ о частях, из которых состоит дерево .
(Выставление на стенд картин с изображением деревьев ) .
Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, каштан,рябина) .
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты .
Вы назвали много разных деревьев . Назовите, из каких частей состоит дерево ? (корень; ствол, ветки и листья - крона) .
Да, правильно дети. Дерево , как и любой живой организм, состоит из отдельных органов : корня, ствола, веток и листьев.
Какую пользу приносят корни дереву ?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить . Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
Ребята, а что вы знаете о стволе дерева ?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
СТВОЛ – это основа дерева . По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.
(Рассматривание двух картин с изображением березок) .
Маша, покажи ствол у этих деревьев . На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)
А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?
2. Чтение стихотворения наизусть.
Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора , которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых) .
Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.
(Определение возраста дерева по годичным кольцам )
Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева . Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву .
(Ответы детей) .
Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев .
Дети, какую форму имеют кроны деревьев ?
(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)
КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы : круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы : дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.
Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада , мы с вами рассматривали листья разных деревьев . Вспомните, какой формы бывают листья?
Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)
ЛИСТ – источник жизни на планете.
Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки как ветки,
А мы как деревья ,
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим,
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки,
И плавно помашем,
Так листья летят с высоты.
И как они лягут,
Мы тоже покажем-
Руки сложить мы должны.
Игра «Узнай лист» .
В «Чудесном мешке» листья разных деревьев , вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит , и крепят его на магнитную доску.
Отгадайте, о каком дереве загадка :
Зимой и летом одним цветом (ель)
Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)
У какого дерева все детки в беретиках, когда с дерева упадут , своих беретиков не найдут. (Дуб)
У какого дерева листья резные , летом зеленые, осенью красные. (Клен)
Воспитатель выставляет на доску картинки- отгадки.
Воспитатель : а теперь послушайте последнюю загадку : Ягода красна, летом горька, а зимой сладка (Рябина)
Воспитатель : (выставляет картинку) Чем рябина отличается от других деревьев ?
Дидактическая игра «Собери дерево »
У кадого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды) . Дети составляют на доске дерево .
Воспитатель : Чем это дерево отличается от всех других?
Дети : У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов.
Воспитатель : Правильно. Это рябина (выставляет картинку) . Рябина- это кустарник . У кустарника нет главного ствола . От корня отходит много стволов.
Дидактическая игра «Один- много»
Один лист- много листьев
Один ствол- много стволов
Один плод- много плодов
Одна ягода- много ягод
Одна шишка- много шишек
Одна ветка- много веток
Игра «Да - нет» .
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают «да» или «нет» .
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
В коробочках лежат листья и плоды деревьев . Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево , называя (лист с березы- березовый) .
Составление рассказов- описаний по плану
Дети по очереди берут по одной картинке и составляют рассказы по образцу :
Образец :
Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Листья у березы летом зеленые, осенью желтые.
Плоды- сережки.
Итог занятия.
Беседа о пользе деревьев .
Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья ? (Ответы детей)
Деревья приносят большую пользу :
Их свежая зелень украшает города и селения;
От деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
Они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
деревья дают древесину ;
Они служат топливом;
Из дерева делают мебель , бумагу;
Плодами деревьев питаются люди , животные, птицы;
деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях )
А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев ? (Ответы детей)
Не вырубать, не ломать деревья ;
Не разжигать в лесу костры;
Не бросать в лесу мусор : банки, бутылки, пустые пакеты;
Поливать плодовые деревья , обкапывать их;
Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья .
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья ? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев ? Что нового вы узнали о деревьях , растущих на участке нашего детского сада ?
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы», «Социализация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная.
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист ) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3.Учить схематично изображать дерево, куст.
4. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).
5.Воспитывать интерес к миру растений.
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.
Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина ), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки - оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.
Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево(куст)».
1.Организационный момент.
В: - Дети сегодня к нам на занятие пришел Буратино.
Только посмотрите, какой он грустный.
Что случилось Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делая вид,
что Буратино что-то шепчет).
В: - Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.
Дети соглашаются помочь Буратино.
2.Чтение схем.
Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению
Подходит первая схема?
Дети: Это схема подходит дереву.
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Воспитатель: - Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
Д: Это схема подходит кустарнику.
Воспитатель: - Почему?
Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева
И кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Данил, как ты думаешь,
чем похожи деревья и кустарники?
Данил : У деревьев и кустарников есть корни и листья.
Воспитатель: - Саша, как ты думаешь,
Чем отличаются деревья и кустарники?
Саша: У дерева один ствол, а у кустарника много.
Воспитатель: - Вот Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
3.Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся.
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать.
Нужно на носочки встать.
Дети выполняют движения за воспитателем.
Воспитатель: - А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4.Отгадывание загадок.
Деление предложенных объектов на группы,
опираясь на схемы.
Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
1.Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он,
Кто скажите это? (Клен)
Клен-это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что у клена один ствол.
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?
Дети: Под схему дерево.
2.На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается. (Сирень)
Сирень-это дерево или кустарник?
Дети: Кустарник.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что у сирени много тонких стволов.
3.У меня иголки Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
ветки только на макушке. (Сосна)
4. Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды.
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
5.Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней.
Май сережки дарит ей. (Береза)
6.Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет.
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)
Воспитатель: - Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
5.Рисование.
Воспитатель: - А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы он не забыл все, чему его научили сегодня.
Посмотрите, как это сделаю я.
(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника) .
6.Рефлексия .
В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке - дерево или кустарник.
Лилия крохалева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей средней группы на тему «Деревья»
Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей средней группы на тему «ДЕРЕВЬЯ »
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ :
Активизация словаря.
Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу, замечать красоту живой природы.
Развитие мелкой моторики .
Развивать общие речевые навыки : голоса, дыхания, темпа речи .
Координировать речь с движением, развитие чувства ритма .
Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
Закрепление знаний о временах года.
Развитие любознательности .
МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ :
Интерактивная доска (для просмотра презентации)
Картинки с изображением деревьев и листочков .
Карточки для дидактической игры «найди дерево по листочку »
Альбомные листы (на каждого ребенка)
Краски гуашь,карандаши, восковые мелки и т. д. (по выбору детей ,на каждого ребенка)
Стаканчики с водой
Кисти (на каждого ребенка, если рисуют красками)
Салфетки (на каждого ребенка, если рисуют красками)
Таз с водой, деревянные бруски .
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «найди дерево по листочку »
(Игра для детей 4 – 5 лет )
Дидактическая задача : найти дерево соответствующее листочку.
Раздаточный материал : карточки с изображением разных видов деревьев и листиков .
Ход игры : дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются карточки с изображением дерева или листочка , по сигналу воспитателя дети должны найти себе пару (листик – дерево (береза - березовый листочек, дуб - дубовый листочек и т. д.)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Рассматривание картинок (деревья своей местности : плодовые, хвойные, лиственные)
Рассказы о свойствах и значении дерева
Изучение времен года, их особенности.
Прогулка - наблюдение за деревьями (листопад и т. д.)
Заучивание стихотворения И. Семеновой «Березка»
Ход образовательной деятельности :
В : Ребята, к нам обратился за помощью наш дворник. Ему дали задание посадить в определенные места деревья , но саженцы перепутались, так как листики опали и не понятно теперь куда какие сажать. Как нам ему помочь?
Д :надо посмотреть под деревья на листики .
В : отлично!
В : Обратите внимание на дерево за окошком А кто знает как называется это дерево ?
Д : это береза!
В : А как вы узнали что это берёза?
Д : По опавшим под ним листикам.
В : а почему они опали?
Д : Потому, что осень наступила.
В : какие вы молодцы!
В : а вы помните стихотворение про березку?
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И. Семеновой «Березка»
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет;
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
В : а что с березкой произошло?
Д :листопад.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»
ЛИСТОПАД
Только листья разметешь
Только станет чисто
Вновь летят как желтый дождь
Листья, листья, листья.
В : а скажите из чего состоит дерево ?
Д : у него есть веточки, ствол, листики, корни, есть кора
В : А ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПОИГРАЕМ?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «найди дерево по листочку »
В :а какие еще бывают деревья , какие вы знаете?
Д : елка,сосна,ива,клен,яблоня, груша, слива,вишня,дуб, тополь.
В : какие вы умнички, так много знаете названий деревьев !
В : А знаете ли вы что бывают карликовые (береза, ива) и деревья - гиганты (баобаб, эвкалипт и т. д.) они растут в тундре (там холодно) и на американском континенте, в Австралии.
ПОКАЗ СЛАЙДОВ ПРО ДЕРЕВЬЯ РЕКОРДСМЕНОВ РАСТУЩИХ В ДРУГИХ УСЛОВИЯХ
В : а хотите вырастим свой лес?
В : давайте нарисуем каждый свое дерево или дерево которое больше всего нравиться,мы их соберем все вместе и у нас получится наш собственный лес. (раздаются листы бумаги по количеству детей А средства рисования дети выбирают сами)
Рисование
В : какие замечательные и необычные у вас получились деревья !
Физкультминутка
ветер дует нам в лицо
закачалось деревцо
ветерок все тише, тише
деревцо всё выше , выше.
В : а для чего нам нужны деревья ?
Д : тень в жаркую погоду,тепло дают, питание для птиц, животных, людей; дома строят, игрушки делают, удобрение для растений, дом для насекомых,птиц; красота. Но осенью опадают листики и их надо убирать с площадки чтобы было чисто. При сильном ветре обламываются веточки и могут упасть на человека поэтому надо обрезать сухие. делают скворечники. ещё из дерева делают мебель , бумагу, листики дают нам кислород которым мы дышим. А ещё из дерева строят корабли
В : как вы много знаете!
В : а почему именно из дерева делают корабли ?
Д : потому что оно не тонет.
В : Да вы что? А давайте с вами посмотрим свойства дерева ?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Приступим?
У детей на столах деревянные брусочки , емкости с водой, металлические предметы, лупа, кисть и краски, перочинный нож для воспитателя
1. Непрозрачное. (Попытка посмотреть сквозь кубик. Рассматривание через лупу) .
2. Какая поверхность у деревянного бруска ? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая)
3. Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче , чем металл.
4. Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах) . (Работа с лупой) .
5. Плавает в воде. (Работа с емкостями воды. Для сравнения металлическая скрепка. Хорошо поддается обработке : его можно пилить, что-то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом)
6. Хорошо окрашивается. (Кисть и краски)
7. Поглощает влагу и от этого меняются в размере. .
8. Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит, он какой? (прочный) . Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая) .
Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку металлическую ложку и деревянную . Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло.
В : Итак, дети, какие свойства дерева (то, что отличает его от других материалов, мы узнали?
Д : Дерево тверже резины и ткани, но мягче металла. Дерево не тонет в воде , но впитывает ее, увеличиваясь в размере. После высыхания коробится и становится неровным. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить , оно имеет рисунки на спилах, деревья очень важны для нас , они используются в нашей жизни почти везде.
В : Вам сегодня было интересно?
Д : Да!
В : А как мы поможем нашему дворнику?
Д : пойдем на улицу и поможем определить виды деревьев и он посадит их куда надо, а еще уберем с площадки листики, перенесем их в клумбу и получится отличный перегной для наших весенних цветочков.
В : Какие вы молодцы! А еще, папа Антона сделал из деревянных дощечек скворечник и мы с вами поможем закрепить его на нашу березу.
Публикации по теме:
Конспект НОД «Ознакомление с окружающим и развитие речи» на тему: «Деревья и кустарники» подготовительная группа Цель: закреплять знания.
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Спешим на помощь» Задачи: 1) Закрепить знания детей о домашних животных. 2) Совершенствовать грамматический строй речи (образование форм существительных родительного.
Тип занятия: повторение Цель: развивать речь детей. Задачи: Обучающие: 1. Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание.
Конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной группы «Насекомые» Цель: закрепление знаний детей о насекомых в осеннее время года. З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как.
Конспект проведения интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе «Обучение старших дошкольников рассказам – рассуждениям в процессе проведения опытов». Программное содержание. Помочь детям понять, что.
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе с применением ЦОР «Веселое путешествие» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе с применением ЦОР на тему: «Веселое путешествие». Цель:.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Под листочек загляни-ка» Программное содержание: 1. Познание: Познакомить детей с лекарственными растениями – ягодами и их применением; развивать познавательную.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе «Рассматривание обуви» Занятие Рассматривание обуви. Тема: Путешествие по сказкам. Программное содержание: 1. Познание: Продолжать закреплять знания детей о весенней.
Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные. Кошка и.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей группы ЗПР «Домашние животные» Задачи: Образовательные 1. Уточнять, расширять, закреплять словарь детей по теме «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» 2. Закреплять знания детей о внешнем.
Библиотека изображений: