Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Конспект занятий по развитию связной речи. Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) Занятие по формированию связной речи конспект

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Тема: пересказ текста описательного характера с опорой на графические схемы.

Цель: сформировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы - части изображения предмета.

Задачи:

Развивать активный и пассивный словарь;

Совершенствовать навыки фонематического анализа;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради на каждого ребенка, контурное изображение березы, ее цветные части.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

У каждого дома

Вдоль нашей деревни

Раскинулись ветви.

Большие деревья.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите деревья, изображенные на них. Выделите в слове последний звук, определите гласный он или согласный.

2. Введение в тему. Работа с однокоренными словами.

- Отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

О каком дереве сегодня будем говорить? (о березе). Запишите тему занятия в тетрадь.

Отгадайте «заколдованные слова», вставьте в слово - корень «БЕРЕЗ», прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.

Онька (маленькая береза)

Овый (лист, прут)

Няк (лес, где растут только березы)

под ________ овик (гриб, который растет под березой)

3.Работа с текстом «Береза».

Логопед выставляет контурное изображение березы на доску и просит одного из детей прочитать текст.

Возле нашего дома растет береза.
Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая. С черными пятнами.
Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз.
Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие.
Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

Объясните, ребята, что значит:

ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - … (ветки, которые хорошо гнутся);

КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки, как будто намазаны клеем)

Что сначала описывается в тексте? (ствол)

Прикрепите цветное изображение ствола дерева к контурному.

Какой у березки ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)

Что затем описывается у березки? (веточки). Прикрепите цветное изображение веток дерева к контурному.

Какие у березки ветки? (тонкие, гибкие, опущены вниз).

Что описывается затем? (листочки). Прикрепите цветное изображение листьев дерева к контурному.

Какие у березы листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие).

Что описывается затем? (общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица).

Логопед, показывая на части березы, предлагает детям вспомнить имена прилагательные.

Дети записывают в тетрадь части березы и имена прилагательные.

4. Физпауза на общую моторику. «Деревья».

Дети повторяют движения за логопедом.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки.

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки на месте лежат.

5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения).

Дети пересказывают текст у доски, показывая последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.

6. Итог. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня на занятии о березке?

Какое задание было самым интересным?

Если занятие было полезным и вам все понятно – прикрепите на березку зеленый листок.

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – красный листок.

7. Домашнее задание. Выучить стихотворение о березе.

Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»

Конспект занятия по развитию связной речи

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;

Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.

I. Организационный момент

Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!

Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: — Весна.

Логопед : — Какое время года было до весны?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какое время года будет после весны?

Дети: — Лето.

Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).

Весной небо высокое (чистое, голубое).

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной на крышах появляются сосульки.

Весной земля мягкая (рыхлая).

Весной облака пушистые.

Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Проходите на свои места.

II. Основная часть

Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).

Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать ? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед: — Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

— Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

— Кто прилетел на шум?

— Что защебетал Жаворонок?

— Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

— Как птицы встречали весну?

Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило. (присесть)

Теплую погоду (встать)

Принесла весна. (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться, (потянуться)

Весною любоваться. (похлопать в ладоши)

Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа.

Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пересказы детей

Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети: — Посылка (бандероль).

Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.

III. Итог

Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»

Картинный материал

Цель:

    учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;

    учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;

    активизировать и расширять словарь детей по теме;

    развивать навыки планирования развёрнутых высказываний;

    закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;

    Развивать мелкую моторику;

    развивать координацию движений со словами стихотворения;

    развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии

    развивать графические навыки детей,

    Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома» поссобие О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры, мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы».

Предшествующая работа : чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом

Логопед : Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете, о чём мы хотим вам рассказать»

Логопед выставляет ребус

Какая цифра – 7

Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ.

Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?»

    Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка

    Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка

    Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители

    Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

    Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица.,

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка, вот сестрёнка,

Он Антон, она Алёнка,

Всех назвал вам я –

Вот моя семья.

2. Логопед : Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии.

3 Логопед : «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится»

    Мальчик для папы и мамы кто? – Сын

    Девочка для мамы и папы кто? – Дочка

    Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын

    Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь

    Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук

    Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка

    Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику?

    Кто в семье самый старший, самый младший?

    Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая.

4. Логопед : «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?

Дети садятся за столы.

5. Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк).

Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.

6. Рассматривание картины с последующим обсуждением.

Логопед : Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.

Кого вы видите на картине?

Ребёнок : На картине вижу маму, девочку и мальчика.

Какие игрушки вы видите на картине?

Ребёнок : Я вижу мишку и машинки.

Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?

Ребёнок : С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова.

Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?

Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали.

Когда это могло случиться?

Ребёнок : Пока мамы не было дома.

Как вы думаете, куда ходила мама?

Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке.

Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме?

Чем занималась Катя?

Дети : Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку.

Дети : Катал машинку, ремонтировал машинку.

Чьи бусы рассыпались на полу?

Дети : Мамины.

А кто их взял?

Почему бусы оказались разорванными?

Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

Что сделал Вова?

Какая стояла Катя?

Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание.

Логопед : А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям.

1. Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме.

2. Что делала Катя, Вова.

3. Кто увидел бусы, что случилось.

4. Как дети вели себя, когда вернулась мама?

Составление рассказа 2-3 детьми

7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова:

Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая.

Как вы относитесь к маме?

Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю,

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Ни словечка, ни скажу.

Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке.

8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.

Одно дело сказать, другое делать.

Слово дал – держи.

От доброго не бегай, а дурного не делай.

Всякой вещи своё место.

Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо.

Шила в мешке не утаишь.

9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы.

Дети выполняют графическую работу « Собери бусы»

10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЁК»

Муниципального образования город Новый Уренгой

Ямало-ненецкого автономного округа

Конспекты занятий

по развитию связной речи

у детей дошкольного возраста 6-7 лет

с ОНР (3-й уровень) второго года обучения

с использованием метода интервьюирования.

Подготовила:

Кротова Ирина Владимировна

учитель-логопед

МДОУ ДС КВ «Ручеёк»

Г. Новый Уренгой ЯНАО

Новый Уренгой

2010

Тема: Интервью детей на зимней городской площади.


Цель:

Задачи:

    Уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствование грамматического строя речи: подбор слов-признаков и синонимов к словам, употребление существительных в косвенных падежах, глаголов движения с приставками.

    Развитие умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности, опыта. Развитие просодической стороны речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развитие коммуникативных способностей.

    Воспитание умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитание чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывание и закрепление диафрагмального типа дыхания. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи. Устранение аграмматичного использования слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, снежные комки, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Зимние развлечения». Чтение сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы».

Ход занятия:

    Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Почтальон передает письмо.

Ребята посмотрите, какой красивый конвертик, со снежинками. А почему снежинки, а не листочки зеленые? (Потому что сейчас на улице, в природе зима)

Хорошо. Сейчас посмотрим, что там внутри: в конверте лежат картинки, где нарисованы дети в зимнем смешанном лесу; картинки зимних месяцев; картинки-эмоции.

Ребята, взгляните, эта картинка нам уже знакома. Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Вспомните, в прошлый раз мы отправлялись в зимний смешанный лес. А во что мы были одеты? (Мы были одеты в зимних теплых шапках, в шубах, в валенках, в варежках и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции, а вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к этому времени года.

Зима – это хорошо, почему? (Потому что можно кататься на лыжах, коньках и т.д.)

Зима – это плохо, почему? (Потому что дует сильный ветер, мороз, холодно, метет метель, животным и птицам холодно и голодно)

Молодцы. Но это еще не все, здесь еще лежит письмо. Сейчас я зачитаю:

«Здравствуйте мальчики и девочки. Пишут вам ваши друзья подготовительной группы детского сада «Ручеек». У нас здесь так весело, интересно, даже не хочется возвращаться в детский сад. Вы еще не догадались, о чем мы пишем вам и где мы находимся? Тогда мы вам отправляем загадки, и по ответам вы поймете, куда мы вас приглашаем. В этих загадках есть отгадка ».

    Два коня у меня, два коня, 3. Все лето стояли,

По воде они возят меня. Зимы ожидали

А вода-то тверда, Дождались поры-

Словно каменная. Помчались с горы.

(Коньки) (Санки)

2. По снегу покатите-

4. На городской площади на снегокате Я подрасту,

Ваня к горке (подъехал) На костре согреете-

на горку (въехал) Я пропаду.

С горки (съехал) (снежный ком)

За горку (заехал)

Вокруг горки (объехал)

Из городской площади (уехал).

Молодцы, отгадали загадки . Кто догадался, куда приглашают нас ребята?

(На городскую площадь)

- Сегодня мы с вами отправимся на городскую площадь. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью у детей, которые отдыхают на городской площади. Водитель, который нас повезет должен быть внимательным на дороге, и его глаза должны хорошо видеть. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Наши глазки отдохнули, сняли напряжение. Все ли мы подготовили, чтобы поехать к ребятам на площадь и начать брать интервью? Мы должны подготовить наш план работы и дальнейшие наши действия.

Корреспонденту в построении диалога, помогут условные знаки. Посмотрите на первый условный знак. Что изображено? (Нарисованы волнистые линии, волны.)

Вы правильно сказали. Попробуйте сказать, что это будет обозначать?(…….)

Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено на следующем условном знаке? (Нарисовано пожатие рук.)

С чего начинают корреспонденты свой диалог, т.е. что нужно сказать, когда подходишь к незнакомому человеку и хочешь чем-то поинтересоваться?

(Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! О чем нам подскажет следующий условный знак? Что нарисовано? (Лицо ребенка.)

Эта схема будет обозначать «Позвольте представиться». Нужно ли представиться? И как вы это скажите? (Меня зовут Катя, Сабина..)

Микрофон будет обозначать «Объявление темы диалога». Как корреспондент объявит тему диалога? (Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Зимних развлечениях детей на городской площади».)

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Изображены зимние развлечения на улице )

Правильно. Так мы и назовем следующий план «Зимние развлечения». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы знаете, предпочитаете зимние развлечения? - Нам нравиться кататься на коньках, на лыжах, на санках, лепим снежную бабу, играем в хоккей, играть в снежки…)

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено?

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы принимаете участие в зимних развлечениях? - Я выбираю радость, потому что мне весело скатываться с горки и т.д.)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает?

Этот знак обозначает безопасность . Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время зимних развлечений?)

О чем нам подскажет следующий условный знак. Что изображено, и что обозначает? (На седьмой схеме нарисована дверь.)

Этот условный знак обозначает «выход из диалога». Что говорит корреспондент, когда заканчивает интервью?

Смотрим на седьмую схему. Что нарисовано? (На восьмой схеме нарисовано сердце)

Эта схема будет обозначать «Благодарность». Как скажет корреспондент, выражая благодарность за полученное интервью? (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Вы знаете дети, которые ждут нас на площади, лепят снеговиков, катаются на лыжах и т.д. Нам тоже с вами нравиться играть в зимние развлечения, поиграем?

4. Динамическая пауза.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Зимнее интервью детей на городской площади .

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться на городскую площадь (проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали на елку, вокруг много детей. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми. Фотограф фотографирует, видеооператор - снимает. (Дети не используют условные знаки).

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о зимних развлечениях. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Ребята решили вам преподнести медали - снежные комки: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, - зимняя площадь с новогодней елкой. Вместе с Ольгой Николаевной, воспитателем по изобразительной деятельности, нарисуйте вокруг елки зимние развлечения, о которых мы сегодня с вами беседовали, и вы давали интервью. Пока-пока.

Схема составления связного высказывания по лексической теме

«Зимние развлечения»

Тема: Экскурсия детей к водителям автотранспортного предприятия.

Цель: Развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность.

Задачи:

    Уточнять и расширять словарь детей по теме «Транспорт» за счет формирования диалогической формы речи ребенок-ребенок. Совершенствовать умения построения диалога с использованием схем составления связного высказывания. Вырабатывать навыки понимания скрытого смысла слов и выражений. Совершенствовать грамматический строй речи: подбор родственных слов, употребление существительных в косвенных падежах, активизация словаря по теме «профессия».

    Развивать умения и навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельно проявлять творчество, креативность, опыт. Развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, пауза, интонация, ударение). Развивать коммуникативные способности.

    Воспитывать умения выслушать собеседника, не перебивать, выдерживать паузу. Повышать заинтересованность детей в построении диалога. Воспитывать чувства эмпатии к родной природе.

    Вырабатывать и закреплять диафрагмальный тип дыхания устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время речи. Устранять грамматичное использование слов в структуре связной речи.

Оборудование: условные знаки, микрофон, фотоаппарат, кепка водителя, видеокамера, игрушки машин, письмо, посылка, карточки с буквами, сюжетные картинки, опорные картинки, картинки настроения, мячик, указка.

Предварительная работа:

Проводится воспитателями в группе, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, тематические беседы, направленные на уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт».

Ход занятия:

1. Организационный момент и объявление темы занятия.

Стук в дверь. Принесли посылку.

Ребята, посмотрите, какая посылка: большая, красивая. Прислали ее вам водители с автотранспортного предприятия. Не хотите посмотреть, что там внутри? Мне тоже так интересно посмотреть, что они вам прислали.

Обращение водителей к ребятам:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам водители автотранспортного предприятия. Мы посылаем посылку с сюрпризами: чтобы отгадать, что внутри посылки, написали вам слова, по которым вы должны составить в кроссворде слово по первым буквам этих слов. Слова эти необычные, связанные одним из времен года, которое сейчас у нас за окном ».

(Логопед достает слова из посылки)

- Т еплая (карточка……………………………………………….)

- Р учьи (карточка …………………………………………………..)

- А прель (карточка …………………………………………………..)

- Н енастье (карточка …………………………………………………..)

- С осульки (карточка …………………………………………………..)

- П одснежник (карточка …………………………………………………..)

- О ттепель (карточка …………………………………………………..)

- Р анняя (карточка …………………………………………………..)

- Т рещит (карточка …………………………………………………..)

Молодцы. Какое слово получилось? (Транспорт ).

Итак, в посылке лежит транспорт. А какой транспорт, вы должны отгадать по загадкам, которые прислали водители:

Он в безбрежном океане Что за чудо – синий дом! Паровоз без колес!

Туч касается крылом. Ребятишек много в нем. Вот так чудо паровоз!

Развернется над лугами, Носит обувь из резины Не с ума ли он сошел-

Отливает серебром. И питается бензином. Прямо по морю пошел.

(Самолет)воздушный (Автобус)наземный (Пароход)водный

Молодцы. Назовите родственные слова к слову Транспорт.

(Транспортное депо, трансагенство, транспортировка, транспортник, транспортер, транспортный, транспортировать и т.д.)

Здесь еще есть картинки – эмоции. Вы с помощью этих картинок опишите свое отношение к слову транспорт.

Транспорт – это хорошо, почему? (Потому что можно ……………..)

Транспорт – это плохо, почему? (Потому что если ездить неаккуратно, не соблюдать правила дорожного движения, то можно попасть в аварию и т.д.)

Молодцы. Водители не просто так прислали посылку вам, они вас приглашают в гости туда, откуда они начинают свой путь, работу. Хотите к ним съездить, ребята? (Да.)

Сегодня мы с вами отправимся в автотранспортное предприятие, где работают водители на различных машинах. Мы будем играть роль корреспондентов, и брать интервью по теме «Транспорт» у водителей, которые там работают. Водитель, который повезет нас, должен хорошо видеть и знать правила дорожного движения. Поэтому попробуем представить, что мы водители и выполним упражнение для глаз.

2. Зрительная гимнастика

Дети смотрят на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см., и на счет «1-4» приближаем его к кончику носа, затем переводят взор вдаль на счет «1-6». Повторить 4-5 раз.

Молодцы ребята. Глазки отдохнули. А что водители и пешеходы встречают на дороге? (На дороге водители и пешеходы могут увидеть светофор). Правильно. А сейчас я проверю, как вы знаете цвета светофора.

«Светофор» Динамическая пауза

Три цвета есть у светофора. Логопед показывает 3 круга

Они понятны для шофера:

Красный цвет – проезда нет. (Если я покажу красный – вы стоите на месте)

Желтый – будь готов к пути, (показав желтый цвет – нужно приготовиться)

а зеленый свет – кати, (показав зеленый – дети имитируют движения).

Дети садятся на свои места.

Молодцы, теперь я вижу, что вы готовы отправиться дальше в путь. А в этом нам помогут наши условные знаки.

3. Предварительная беседа по схеме ведения диалога в форме интервью.

Вам эти условные знаки уже знакомы. Поэтому мы только рассмотрим основную часть беседы по теме «транспорт».

Посмотрите на первый условный знак. Это обозначает ваше волнение перед корреспондентом, и самого корреспондента, ваше поведение при общении. Во время диалога мы не перебиваем собеседника, не перекрикиваем. Вы говорите спокойно, не торопясь, выдерживая паузы. При этом дышим и говорим на равномерном выдохе.

Взгляните, что изображено и что должен говорить корреспондент, увидев следующий условный знак? (Нарисовано пожатие рук.)

Корреспондент говорит (Здравствуйте. Добрый день…)

Молодцы! Следующий условный знак нам подскажет о чем говорить: «Позвольте представиться». (Позвольте представиться. Меня зовут Катя, Сабина..)

Молодцы! А что изображено дальше? Какой следующий вопрос будет задавать корреспондент? (Объявление темы диалога. Разрешите нам задать вопросы о…, или мы хотим побеседовать о «Транспорте» )

Взгляните на пятый условный знак. Что нарисовано? (Транспорт )

Какие виды транспорта вам известны? (наземный, воздушный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, водный)

Какие автомобили ездят в Новом Уренгое? (Легковые, грузовые, специальные)

На каком виде транспорта вы сегодня приехали в садик?

Как называется транспорт, который перевозит людей?

Как называется транспорт, который перевозит грузы?

На каком виде транспорта, вы предпочитаете передвигаться?

О чем подскажет следующий условный знак. Что изображено? (На пятой схеме нарисованы эмоции, настроения.)

Этот знак обозначает «Настроение». Какой вопрос может задать корреспондент? (Какие вы испытываете чувства, когда вы возите людей на автобусах, на самолетах, на корабле)

Посмотрите на следующий условный знак. Что изображено и что обозначает? (Изображена скорая помощь. Здоровье человека….)

Этот знак обозначает безопасность. Как спросит корреспондент, когда увидит этот условный знак? (Какие меры предосторожности вы используете во время передвижения на транспорте?)

Следующий условный знак обозначает выход из диалога.

(Вы очень интересно рассказывали…)

Седьмая схема обозначает «Благодарность». (Спасибо вам за рассказ.)

Молодцы! Водители, которые ждут нас в автотранспортном предприятии, знают, кто, чем управляет. А вы знаете? Я тоже хочу проверить, справитесь ли вы с этим заданием. А в этом нам поможет озорной мячик.

    Динамическая пауза.

Игра с мячом «Кто чем управляет?»

Нужно продолжить предложение.

Автобусом управляет ….водитель,

Грузовиком управляет ……шофер,

Поездом управляет …..машинист,

Вертолетом управляет …. Вертолетчик,

Самолетом управляет …….Летчик,

Мотоциклом управляет …мотоциклист,

Велосипедом управляет …велосипедист

5. Распределение ролей.

Дети остаются в кругу и тянут жребий или бумажку. Одного наряжаем водителем, корреспонденту даем микрофон, фотографу - фотоаппарат, видеооператору - камеру.

6. Экскурсия детей в автотранспортное предприятие.

Роли мы с вами распределили, теперь нужно одеться потеплее и отправиться в автотранспортное предприятие. (Проводится упражнение на общую моторику).

Мы приехали в автотранспортное предприятие, фотограф не забывает фотографировать разнообразные машины. Наш корреспондент начинает вести интервью с детьми, видеооператор - снимает.

7. Итог занятия.

Вот мы с вами побывали в роли корреспондента, фотографа, видеооператора. Чем понравилось вам брать и давать интервью, что нового узнали о транспорте. Вы все молодцы, но это не все. Я забыла сказать, что в конверте есть еще кое-что для вас. Водители решили вам преподнести веселые машинки с надписями: лучшему видеооператору, корреспонденту, водителю, собеседнику, фотографу, собеседнику, самому эрудированному, общительному, и т.д. А я вам хочу подарить вот такой плакат, где нарисовано, по центру, земля, вода, воздух. Все это говориться одним словыом – транспорт. Вместе с Ольгой Николаевной нарисуйте вокруг АТП разные виды транспорта, о которых мы сегодня с вами беседовали, и брали интервью. Пока-пока.


Схема составления связного высказывания

по лексической теме «Транспорт»


Список литературы.

    Ванюхина Г.А. Секреты-советы связной речи. Сборник – 3. Новоуральск, 2005 – 68 с.

    Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 256 с. – (Логопед в

    Покутнева С.А. Развитие связной речи у дошкольников с нарушением зрения. Киев, 1988.

    Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. М., 2003.

    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ,2002. – 144 с.

    Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.

Список интернет-ресурсов:


Неганова Светлана Фаритовна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: р.п. Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Структура занятия по развитию связной речи"
Дата публикации: 22.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 "Алёнушка" р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СООБЩЕНИЕ

на тему:

Структура занятия по развитию связной речи.

Выполнила:

учитель - логопед

Неганова С.Ф.

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности.

"Развитие

связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка" (Л.С.

Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)

Овладение связной устной речью –

важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Основной формой логопедических занятий по развитию связной речи являются

фронтальные, которые проводятся один раз в неделю. Фронтальное занятие по

развитию связной речи является своеобразным итогом проведенной совместно с

воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме.

Логопед проводит фронтальное занятие в конце недели, оценивает речевую активность

детей, проверяет их ориентацию в лексическом материале и отмечает успехи и

трудности. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный

материал: сюжетные картины и серии сюжетных картин, предметные картинки,

опорные картинные и рисуночные планы, схематичные рисунки.

Виды занятий по развитию речи

1 – составление пересказа текста

2 – составление рассказа по сюжетной картине или картине известного

художника

составление рассказа по серии сюжетных картин

4 - составление описательного рассказа

5 – составление пересказа с элементами драматизации

6 – составление творческого рассказа

Основной задачей этих занятий является обучение детей самостоятельному

высказыванию.

Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных

или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах

деятельности.

Процесс планирования занятий начинается с определения цели и задач, которые

должны быть четко сформулированы.

Так же следует:

отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели

занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к

речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается

ненормативное фонетическое оформление части речевого материала);

Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и

взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;

Подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательного

закрепления нового материала;

Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические

упражнения;

Предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном

подходе к детям вовлечение их в активную речевую и познавательную

деятельность;

Включить регулярное повторение усвоенного речевого материала.

Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием

речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой

Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В.

Структура фронтальных занятий включает три базовые части.

I. Оргмомент

Эта часть фронтального занятия помогает логопеду настроить детей на работу,

активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно

предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях

речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных

упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:

Ритуальные приветствия.

Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение

коллектива.

Эмоциональный настрой.

Речевые игры с мячом.

Психогимнастика.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно

выделить следующие:

Введение в тему.

Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность

при помощи проблемной или игровой ситуации. Учитель-логопед подводит детей к

цели занятия: Например, дети находят письмо и узнают, что осень приглашает к себе

в гости. В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок

о персонажах. А также включить упражнения Например: При пересказа детьми

рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост?, чья голова?".

Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же

Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин.

Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию

текста . Моделирование связного рассказа.

Эта подчасть является самой информативной. Логопед знакомит детей с

небольшими текстами литературных произведений (различных русских

народных сказок или сказок и рассказов детских писателей), предлагает детям

рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем -

просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста

или картины. Логопед должен постепенно приучать детей давать полные

ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса.

На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета с

помощью условно-наглядной схемы.

Глухов В.П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки-

квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа.

Ткаченко Т.А. в своей методике использует опорные сигналы, это

схематические картинки.

Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать

мнемотаблицы и мнемодорожки.

Словарная работа.

Учитель-логопед обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте,

объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования

слова. (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого,

Физкультурная минутка.

Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под

влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных

психических процессов - памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с

удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в

соответствии с текстом, который зачитывает педагог.

Актуализация знаний

Логопед читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное

составление наглядной схемы; Обращает внимание детей на последовательность

рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных

рассказов.

Составление устного связного монологического высказывания детьми.

Логопед предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии

картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой.

Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ

по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием

различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому

ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему

выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением логопед

слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и

отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему

воспитаннику. И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагога

могут парализовать выступление самого способного ребенка.

III. Подведение итогов занятия

После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе

с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота,

последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту,

картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное

использование средств образной выразительности, проявление элементов

творчества.

В заключении дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности,

которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы:

интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» Также

необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....