Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Конспект занятия "экологическая тропа в детском саду весной". Конспект занятия на экологической тропе «В гости к другу

«Путешествие по экологической тропе».

(подготовительная группа)

Задача:

    Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях.

    Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам.

    Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять ловкость. Формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка.

Начинается река

А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.

Называюсь лесовик. Я лес сторожу

За порядком слежу.

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.

Молодцы, ребята, что ж я вижу вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. А ну-ка назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).

Воспитатель: Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).

Зеленый патруль : Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).

Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать в грядки.

Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

По пути нашего следования мы видим растут в клумбах цветы. Когда они расцветут будет очень красиво. Ребята, а что было с растениями ранней весной? (ответы детей) И что стало поздней весной? (ответы детей). А окружают нас высокие тополя. Сейчас мы пойдем по объекту наблюдения. Тополь.

Ребята, давайте поздороваемся с тополем. Ой, а это что такое? Письмо. (читаю и дети выполняют задание. Дарят птицу, листочки. Чтение стихотворений).

1. По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он посадит ряд.

Посадили мы деревья

Встали спозаранку

Принесли воду и вот

Наше деревце растет.

2. Травка зеленеет

Солнышко блестит и т.д.

3.Ходит солнышко высоко

Тяжелей летит пчела

Налилась малина соком

падать в травы нагала

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Вторым наблюдаемым объектом у нас фитоогород. Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)

Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?

    Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок

Белые реснички. (ромашка)

2. Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава как огонь. (крапива)

3. Насмешил всех одуванчик

Влез в пушистый сарафанчик

Как юла он завертелся

Сарафанчик разлетелся.

Продолжаем наш путь. Что мы видим слева от нас (фруктовые деревья: вишни, сливы, абрикосы). А справа? (тополиная аллея и кустарники смородины).

Ребята, чтобы попасть на следующий объект, нам надо пробежать змейкой между колесами.

На нашем пути раскидистое чудо-дерево. Ива.

Стихотворение:

У ограды, у аллеи

Плачет ива, плачет ива

Может, ей, кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву

Может, ива хочет пить

Может, нам пойти спросить?

Так, а это, что такое? Да это письмо ивушки. (чтение письма, выполнение задания. Получили подарки). Игра: «Хорошо-плохо».

Продолжаем свое путешествие, мы должны пройти по «мостику». (Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Что Лесовичок осматриваешь свои владения?

Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)

Игра: «Можно-нельзя».

    Ходить в лесу по тропкам. (Можно)

Ходить где попало по траве. (Нельзя)

    Собирать в лесу грибы. (Можно)

Вырывать их с корнями. (Нельзя)

    Слушать пение птиц. (Можно)

    Наблюдать за муравьями. (Можно)

Разорять муравейники. (Нельзя)

Молодцы, ребята. Все то вы знаете!

Лесовик: Ребята, я хочу пригласить вас к своему любимому дереву в гости. Но, вы должны угадать, что это за дерево. Впереди у нас препятствие, вы должны перепрыгнуть или перелезть через колеса. Что это за дерево? (ответы).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, вот коробка на дереве. Это, наверно, ты Лесовичок сюрприз нам приготовил? (Открываю коробку). Письмо. Чтение стихотворения «Вишня».

Выполнение заданий: «Давайте напоим вишеньку!».

Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки -руки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире- это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а наши ребята любят и уважают природу, знают пословицы.

    Много леса- не губи

Мало леса- береги

Нету леса – посади.

    Что летом родится,

Зимой пригодится.

    Враг природы тот,

Кто леса не бережет.

    Худую траву с поля вон.

Лесовик: Молодцы! Пословиц вы много знаете. А загадки, вы умеете отгадывать? (ответы детей)

    Много рук, а нога одна. (Дерево)

    Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Шли плотнички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравейник)

    Спереди шильце. Сзади вильце.

Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)

Лесовик: Ребята, а как вы думаете бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия.

Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?

Игра: «Живое-неживое».

Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).

Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята, вы обратили внимание, что весь наш участок окружают высокие и могучие тополя и кустарники смородины? А это что такое?

Маша Д.: Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.

Стихотворение:

В углу под забором

Из серых досок

Весеннего неба

Светлеет кусок

Откуда там небо?

Ну и дела! А это

Сирень расцвела!

Распустился ландыш в мае

Самый праздник в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень

Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.

Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.

А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)

Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается. Сейчас мы пойдем на участок и мелом на асфальте будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).

«Прогулка по экологической тропе с детьми 3-4 лет»

Цель : продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать) . Учить делать простейшие умозаключения. Продолжать учить детей различать и называть деревья (лиственные, хвойные, фруктовые) на территории участка, лекарственные растения, декоративные цветы. Учить работать с картой.

Закреплять знания о жизни насекомых в осенний период.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать навыки поведения в природе.

Задачи :

1. Ознакомить детей с объектам экоточки ;

2. Конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных;

3. Показать взаимосвязь в экосистемах экотропы ;

4. Выявить зависимости роста и развития объектов от места их обитания;

5. Воспитывать культуру общения с природой.

Оборудование : картосхема экотропы , значки- названия станций, знаки правила поведения в природе, письмо от мухомора, фишки, пакетики для семян по количеству детей, корзинка с яблоками.

Предварительная работа : занятия на тропе в различные времена года, игры о деревьях и цветах, наблюдения и опыты.

Объекты тропы , задействованные в занятии :

1. «Айболит» ;

2. «Фруктовый сад» ;

3. «Муравейник» ;

4. «Отдыхай –ка!» ;

5. «Цветочная поляна» .

Маршрутный лист

1. Предстартовая подготовка.

Дорогие ребята, приглашаю вас на прогулку за знаниями, Но перед тем как начать наше занятие на прогулке давайте посмотрим мультфильм (ссылка).

· Кто из героев мультфильма может жить в лесу?

2. Посещение эко точки.

Ребята! Мы пришли с вами на природу. Оглянитесь, как красиво вокруг!

1 группа

· Скажите, какое сейчас время года;

· По каким признакам вы смогли понять, что наступила осень;

· Деревья на нашем участке оделись в яркую одежду, они готовы к зиме?

В : Посмотрите на гриб- мухомор, у него что-то для нас есть!

Д : Это письмо.

В письме картосхема экологической тропы и задания для детей .

Читаю письмо : «Ребята, я приветствую вас на экологической тропе . Предлагаю вам прогуляться по ней и выполнить мои задания, за каждый правильный ответ получите фишку! Желаю приятно провести время, ваш гриб-мухомор».

Ну и задал нам задачу мухомор, давайте сначала вспомним правила поведения в природе.

Д : нельзя шуметь, сорить, разрушать гнезда и муравейники, ломать ветки и рвать цветы.

В : Молодцы, все правила помните! А теперь посмотрим на карту, куда же нам идти.

На карте нарисован маршрут, обозначенный стрелочками.

2 часть. Итак, ребята, нам нужно сделать 8 шагов от грибка-мухомора прямо, там будет первая остановка. Пошли.

Наша первая остановка называется Станция «Айболит» , посмотрим на задание.

«Назовите лекарственные растения, которые вы знаете. Расскажите о них» .

Д : подорожник, ромашка, мята. Эти растения помогают при болезнях.

Подорожник

порезник, ранник, трипутник, семижильный попутчик, семижильник, чирьевая трава, придорожник

Однолетнее и многолетнее травянистое растение. Широко применяется в народной и традиционной медицине. Ценится бронхолитическими, отхаркивающими, противовоспалительными, обволакивающими, ранозаживляющими и кровоостанавливающими свойствами. В качестве растительного сырья используют листья и семена.

Ромашка лекарственная

ромашка аптечная, девичий цветок, романов цвет, романова трава, роман, романник

Однолетнее травянистое растение, которое содержит полезные биологически активные вещества и оказывает спазмолитическое, антисептическое, противовоспалительное, желчегонное, ветрогонное действие.

В : да, ребята вы справились с заданием. Смотрим в карту, сделайте 10 шагов влево от станции.

Шагаем и считаем, пришли.

А это Станция «Фруктовый сад» , что же ждет нас здесь?

«Назовите деревья, которые растут на станции, на территории д/с. Чем похожи, чем отличаются. Есть ли на участке хвойные деревья?

Д : на станции растут яблоня, груша, слива, абрикос. На участке растут хвойных деревьев.

На территории России произрастает в основном Сосна, Ель, Пихта, Лиственница и Кедр, поэтому их и можно поближе рассмотреть:

Сосна обыкновенная, это довольно таки часто встречаемое практически на всей территории страны хвойное дерево.

Иголки (это ведь те же листья, только видоизмененные) у сосны имеют темно-зеленый цвет, в длину достигают 0т 4-х до 7-ми сам. Произрастают иголки попарно.

Шишки сосны обыкновенной по величине сравнимы с крупным грецким орехом. Старые сосновые шишки на ощупь деревянистые, коричневого цвета с растопыренными и торчащими в разные стороны чешуйками.

Вторым по распространенности хвойным деревом в России является Ель. Ель у нас чаще растет Обыкновенная, но и Голубая не редкость.

Ель обыкновенная имеет цвет хвои зеленый или темно-зеленый. Длина иголок 1.5-2 см. Ветви ели при росте изгибаются вниз и само дерево напоминает «канделябр» с опущенными «подвесками».

Голубая ель имеет цвет хвои сизо-голубой. Длина иголок больше чем у ели обыкновенной и достигает 2-3 сантиметра. По жесткости хвоя Голубой ели так же превосходит хвою Ели Обыкновенной- она колючая.

Шишки Ели, продолговато-цилиндрические и заостренные. Они не рассыпаются и опадают в первый год после созревания в них семян, т. е. старых шишек на ели не бывает.

В : И с этим заданием справились! Смотрим, куда дальше. Отсчитайте 10 шагов влево от «Фруктового сада» и увидите «Муравейник» .

Пошли. А вот и «Муравейник» .

Ученые считают, что муравьи способствуют повышению плодородия почвы. Они ее перемешивают и рыхлят на глуби­ну 50-70 см, обогащают органическим веществом, азотом, фосфором, магнием и калием. Почва вокруг муравьиных гнезд обладает повышенной микробиологической активностью и по­этому разложение растительных остатков ускоряется в не­сколько раз. В садах, где земля периодически перекапывает­ся, у муравьев нет возможности проявить все свои способности улучшателей почвы, но в лесах их деятельность вносит существенный вклад в почвообразовательный процесс.

Рыжие лесные муравьи строят большие высокие мура­вейники из веточек и хвои, достигающие в диаметре и высо­ту более 1 м.

«Расскажите о жизни насекомых. Как изменилась их жизнь с приходом осени?».

Д : когда становится холодно, насекомые прячутся под кору, под листья, забиваются в щели. Муравьи закрывают все ходы в муравейнике до весны.

В : Молодцы, правильно ответили. Посмотрим, что еще нам приготовил гриб-мухомор?

Д : да.

В : Теперь сделайте 3 шага прямо от «Муравейника» И можете присесть отдохнуть.

Шагаем на отдых в беседку Федора.

Перед вами Станция «Отдыхай –ка!» . Ребят, мы не просто посидим в беседке, а здесь нас ждет задание.

«Ребята, спойте мне песню «Золотая песенка» и расскажите стихи об осени».

В : Споем?

Д : да.

«Золотая песенка» .

1. Щедрая и яркая

Золотая осень

Каждый год подарки нам

В октябре приносит.

Значит, наша песенка

Вовсе не простая,

Значит, наша песенка

Будет золотая.

2. Яблоки янтарные,

Соком налитые,

Дыни ярко –желтые,

Словно золотые.

Значит, наша песенка

Вовсе не простая,

Значит, наша песенка

Будет золотая.

3. Солнышко любуется,

Как дубы и клены

Засыпают улицу

Золотом червонным.

Листья опускаются

Золотою стаей.

Вот и получается

Песня золотая.

1. Дождь на улице идет

Мокрая дорога

Много капель на стекле,

А тепла немного

Как осенние грибы

Зонтики мы носим,

Потому что, на дворе

Наступила осень.

2. Наступила осень

Пожелтел наш сад

Листья на березе золотом горят

Не слыхать веселых песен соловья

Улетели птицы в теплые края.

3. Дождик долго моросит

Моет наши стекла

Грустный у березы вид

Вся она намокла.

В : дети, давайте посмотрим в карту, осталось последнее задание.

Сделайте круг вокруг сказочного дворца, там вас ждут цветы.

Давайте возьмемся за руки и пойдем по тропинке на станцию «Цветочная поляна» . Вот мы и пришли.

«Назовите цветы, какие знаете. Соберите пожалуйста семена цветов, посушите их в группе, а на следующую весну посадите здесь же на «Цветочной поляне» .

Д : мак, рябчик, ландыши, ромашки.

Мак - травянистое растение семейства маковых. Бывает многолетним, однолетним или двухлетним, имеет множество различных подвидов. Это лекарственное растение с развитыми стеблями, перистыми листьями и красивыми цветами, как правило ярко-красного или оранжевого цвета. Плод мака представляет собой коробочку с мелкими темными семенами, которые при созревании выбрасываются на большое расстояние и разносятся ветром. Полезные свойства мака довольно разносторонни.

Ландыши относятся к многолетним травянистым растениям, которые имеют горизонтальную, хорошо развитую и разветвленную корневую систему с многочисленными, неглубоко залегающими, тонкими корешками. Корневая система ландыша мочковатая, с удлиненными междоузлиями. В узлах корневища расположены чешуевидные листья, из пазушных почек которых развиваются новые корни.

Из вертикального корневища ландыша растут 3-5 низовых чешуевидных листьев небольшого размера с замкнутыми трубчатыми влагалищами. Обычно они имеют коричневый, темно-фиолетовый или светло-зеленый цвет. По большей части низовые листья скрыты в земле. Также из вершины корневища растут 2 (иногда 3) прикорневых листа, имеющих овально-ланцетовидную или продолговато-эллиптическую форму. Листья ландыша крупные, гладкие, сочно-зеленого цвета, слегка заостренные на верхушках, имеют дугонервное жилкование. Между листьями в верхушке корневища прячется одна большая почка, из которой вырастает единичный стебель ландыша высотой от 15 до 30 сантиметров (хотя садовые ландыши могут иметь высоту до 50 см). Цветонос не имеет листьев, хотя встречаются некоторые экземпляры, у которых под соцветиями имеются нитевидные листочки.

Вертикальные корневища ландыша образуют листья каждый год, а цветут ландыши раз в 2-3 года. Первый раз ландыши зацветают в 7 лет. В 10-12 лет растения утрачивают способность к образованию цветоноса. С годами горизонтальные корневища перегнивают, и их система распадается на отдельные особи.

Раздаю всем пакетики для сбора семян, показываю, какие семена нужно собирать.

3 часть. В : Ребята, вы справились со всеми заданиями грибка- мухомора, молодцы!

А теперь давайте вспомним, где мы гуляли, что делали, что видели, что понравилось? Я предлагаю поиграть в игру «К такому дереву беги» . Я буду называть дерево, а вы должны найти это дерево и прибежать к нему. Играем?

Д : да.

В : молодцы, ребята, вы порадовали грибка- мухомора и за это он вам оставил угощение со Станции «Фруктовый сад» .

Давайте скажем ему спасибо, и попрощаемся с ним.

Д : Спасибо, грибок-мухомор, до свиданья!

Конспект внеклассного занятия для 4 класса

Тема: «Экологическая тропинка».

Цель: формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

Расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии;

Расширить опыт общения с природой через практическое выполнение заданий, формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;

Способствовать межличностному взаимодействию, воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические знаки, карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж).

Форма: игра – соревнование.

Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры, а именно, готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия, а также повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу.

УУД, формирующиеся в ходе занятия:

Личностные УУД:

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися свя зи между целью деятельности и её мотивом;

Умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временн ы ´х характеристик);

Самоконтроль, взаимоконтроль;

Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);

Оценка

(выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оцен ка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения ; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации.

Группа общеучебных универсальных действий - знаково­символические действия :

Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая));

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);

Синтез (составление целого из частей);

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно­следственных связей ;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и со трудничество со сверстниками и взрослыми;

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер стниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче скими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует обучающихся, организует на работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на хорошую работу.

Мотивационный этап

Сегодня у нас не совсем обычный классный час.

Внимание! Внимание! В нашу школу пришло SMS – сообщение. Послушайте его внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы (чтение сопровождается показом иллюстративного ряда).

Подготовленные обучающиеся читают стихотворение:

1 ребенок:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2 ребенок:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Сообщение темы

О чем это говорится? О каком таком храме?

Молодцы! Храм природы… Какие красивые слова. Чтобы жить в этом храме, быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять правила. А вам знакомы некоторые из них?

Тогда я приглашаю вас совершить прогулку по лесным тропинкам и проверить, а может, и расширить свои знания. А какой будет эта прогулка, зависит от вас, вашего настроения и готовности помочь друг другу.

Принимаете приглашение?

Ребята отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ: о природе.

Предполагаемый ответ: да.

Предполагаемый ответ: да.

Формирование новых знаний

На прогулку мы отправимся группами. Разбиться на группы поможет нам игра «Атомы и молекулы»

Прежде чем отправиться по экологической тропинке, вспомните правила взаимодействия в группах.

- «Кузовок дружбы и понимания» полон, можно отправляться в путь.

Первое, что мы с вами сделаем – это вспомним правила поведения на природе. Каждая группа получает для обсуждения экологические знаки.

Даю вам 2 минуты на обсуждение, после чего вы выбираете человека, который будет отвечать, вы сможете дополнить его ответ, после того как он закончит. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Молодцы!

Отправляясь в поход, хорошо было бы вспомнить и народные приметы. Предлагаю провести викторину «Прогноз погоды по приметам». Прошу подойти по одному представителю от группы и вытянуть карточку с приметами (приложение 2), затем вы обсудите данную примету, примите общее решение и представьте нам свой ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Итак, в путь! И вот мы с Вами попадаем на поляну загадок.

Послушайте загадку скажите, о чем в ней говорится?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

Правильно, лес. А знаете ли вы, что человеку лес - самый щедрый друг. Что дает нам лес?

Правильно. Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей. Ученые подсчитали, что одному человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Итак, начнём?

Каждая группа получает вопросы:

1. Из какого дерева делают спички? (из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

3. Какое дерево «поет», из него изготавливают пианино? (из ели)

4. Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)

5. Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку? (Ответ на этот вопрос можно найти в книге Н.Верзилина "По следам Робинзона": постель можно сделать из веток сосны и ели; подушку - пух семян иван-чая или пух соцветий рогоза, или пух пушницы.)

6. О каком дереве сказано: «Стоит дерево кудряво. В этом дереве пять угодьев: первое угодье – хворому здоровье, другое угодье – разбитому крепость, третье угодье – людям колодец, четвертое угодье – малому угроза, пятое угодье – ночной свет»?

Предполагаемый ответ: о березе. Хворому здоровье – банный веник, разбитому крепость – береста для связывания горшка, людям колодец – сок березовый, посуда из бересты, малому угроза – в старину прут для наказания, ночной свет – лучина.

7. Доскажите словечко и найдите пару (лист – дерево):

Клейкие раскрылись почки,

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? Это... (тополь)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

- Предлагаю отправляться дальше.

Следующая полянка, на которой мы остановимся, имеет романтическое название «Ах, этот мир!»

Собрать разрезанный рисунок с пейзажем.

Только на нашей планете можно встретить такие красивые места. А вокруг нас столько предметов, которые не нужно спешить выбрасывать.

Задание:

Придумать несколько способов использования пустой консервной банки; лампочки, одноразового стаканчика (на выбор). За каждую идею вы получаете 1 балл.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Подсказка». Я называю слова, а вы должны отгадать, о чём идёт речь.

Вода, рыба, течёт, берега. (Река)

Кислород, деревья, птицы, грибы. (Лес)

Дождь, молния, ветер, гром. (Гроза)

Горы, пепел, землетрясение, лава. (Вулкан)

Северный, холодный, бриз, облака. (Ветер)

Вода, впадины, течения, киты. (Океан)

Костёр, рюкзак, карта, котелок. (Поход)

А вы любите ходить в поход?

Я предлагаю вам ребята обсудить «Экологические ситуации в туристическом походе» (приложение 1). Выбирайте карточку, прочитайте текст, дайте ответ: «Правильно ли поступили ребята и почему?».

Вот мы с Вами оказались на берегу красивейшего озера. Посмотрите, к нам плывет кораблик. Он доставил телеграмму, которая адресована Вам, ребята.

Расшифруйте послание и поясните, что это значит.

Молодцы!

Обучающиеся играя, разбиваются на группы:

Все беспорядочно двигаются (в этот момент все являются атомами). Атомы могу превращаться в молекулу. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов (в зависимости от количества необходимых групп). По команде ведущего играющие создают молекулы (несколько игроков хватаются за руки). Если ведущий говорит, что молекула состоит из трех атомов, то это значит, что три игрока берутся за руки. Самым последним называется число – количество игроков в группе.

Разбившись на группы, обучающиеся занимают места за столами.

Заполнение «Кузовка дружбы и понимания» - называют по одному правилу, выходят к интерактивной доске и перетягивают «ладошку» в кузовок.

В течение двух минут обучающиеся рассматривают рисунки и обсуждают их, после чего выбирают человека, который будет отвечать. После того как отвечающий закончит, члены группы дополняют его ответ.

Предполагаемый ответ: Не трогай, не убивай зверей. Не трогай гнезда птиц.

Не кричи в лесу. Ходи в лесу по тропинкам. Правильно собирай грибы, не пинай ногами несъедобные грибы. Не разводи костров в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не разрушай муравейники и жилища зверей.

Обучающиеся дослушивают загадку до конца и высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: лес.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: древесину, топливо, пищу, лекарственные растения, меха, кислород и т.д.

Работа в группах: читают вопрос, высказывают мнения, принимают решение о правильном ответе, записывают ответ. По окончании группы обмениваются работами, фронтально проводится обсуждение ответов и взаимопроверка, затем представитель ото каждой группы сообщает результат.

Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист».

Работа в группах: складывают из частей пейзаж и представляют продукт деятельности.

Работа в группах: выдвигают идеи и представляют их.

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Работа в группах: Каждая группа получает часть послания, в которой буквы нужно расположить в соответствии с порядковым номером. Затем из частей нужно составить текст, прочитать его и объяснить.

Предполагаемый ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее.

Рефлексия. Подведение итогов

Настало время подвести итог путешествия по экологической тропинке. Я думаю, что путешествие было полезно для вас. Помните, что природа – это наш дом. От вас зависит, каким он будет. Ваша обязанность сделать так, чтобы вашим детям не пришлось сидеть на синтетической траве и любоваться искусственными птицами. Уважайте, оберегайте и сохраняйте природу всегда и везде. Помните, что в природе нет ничего случайного, помните о важности сохранения экологического равновесия в природе.

А сейчас давайте подсчитаем количество баллов, которые набрали группы, путешествуя по лесным тропинкам.

Громкие аплодисменты всем участникам сегодняшней игры.

Понравился ли вам классный час? Если «да» - хлопаем, «нет» - топаем (на раз, два, три).

А что же нового узнали вы сегодня? Закончите одну из предложенных фраз.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Спасибо всем! Помогайте друг другу в трудную минуту, будьте добры и внимательны друг к другу, любите друг друга и окружающий мир.

Хором подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, дарятся всем участникам игры громкие аплодисменты.

На раз, два, три обучающиеся «да» - хлопают или «нет» - топают.

Ответы детей.

Приложение 1

Экологические ситуации

Ситуация 1 . Ребята пошли в поход. Вечером они решили разбить лагерь в молодом сосняке. Мы знали, что рубить деревья нельзя, поэтому растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле.

Предполагаемый ответ: дети сделали правильно.

Ситуация 2 . Перекладины, для приготовления еды мы не нашли, поэтому подвесили котелок на ветку сосны, которая низко свисала, а потом развели костёр.

Предполагаемый ответ: разжигать костёр можно на открытой местности, далеко от деревьев.

Ситуация 3 . По дороге мы насобирали полное ведро грибов.

«Кто знает, что это за грибы?» - спросила Таня.

«Я знаю – ответил Витя - у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное - сыроежка».

«Если это сыроежка, наверно его можно есть сырым» - сказал Коля, слегка поджарил гриб на костре и съел.

Предполагаемый ответ: никакие грибы есть сырыми нельзя, и точно знать, что это за гриб.

Ситуация 4 . Утром мы собрали вещи, тщательно убрали место ночёвки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю.

Предполагаемый ответ: Дети сделали неправильно. Ведь пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет. Нужно было сжечь их или забрать с собой.

Приложение 2

Карточка 1

Если вечером на растениях роса, то погода утром …(ясная).

Если лес шумит без ветра, то будет …(дождь).

Цветки кувшинки не поднимаются из воды, то будет …(холодно, ливень).

Карточка 2

Если всю ночь поют соловьи, то утро будет …(ясным, тёплым).

Чайка ходит по берегу и кричит, то скоро будет…(буря, шторм, дождь).

Поздно вечером громко поют сверчки и цикады, день будет…(солнечным).

Карточка 3

Воробьи купаются в пыли и песке, то будет…(дождь).

На прудах и реках раскрытые белые лилии и желтые кубышки, то погода будет…(хорошая).

Если кошки долго умывается, погода…(ухудшится).

Карточка 4

Ласточки и стрижи низко летают, то будет…(дождь).

Раки и жабы выходят на берег перед …(непогодой, дождём).

Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают вход перед…(дождём).

Карточка 5

Усиливается запахи цветов и трав, то будет…(дождь).

Если закат красный, то день будет …(ветреным).

Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро будет ….(тихим, солнечным).

«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу…»

К.Д. Ушинский

В работе нашего детского сада на протяжении нескольких лет успешно используется методика проведения интегрированных занятий-прогулок по экологической тропе здоровья, разработанная сотрудниками Уральской государственной академии физической культуры города Челябинска, кандидатами педагогических наук С.Б. Шармановой и А.И. Федоровым.

Данная методика направлена: на компенсацию негативного влияния повышенных интеллектуальных нагрузок на ребенка-дошкольника и их сокращение; на сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний о природе, воспитанием основ экологической культуры, здорового образа жизни, с развитием игровой и творческой деятельности детей во время прогулок (рекомендации по проведению прилагаются).

Представленное интегрированное занятие-прогулка «Осеннее путешествие» проводилось в первую неделю октября. Занятие проводилось по экологической тропе детского сада. Маршрут экологической тропы остается неизменным в течение всего месяца, чтобы дети могли отмечать происходящие изменения в живой и неживой природе. Занятие проводилось в первой половине дня во время прогулки детей, совместно с воспитателем группы. На занятии присутствовали дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 20 человек. Наблюдения проводились воспитателем группы, физкультурно-оздоровительные игры и упражнения – инструктором по ФК. Занятие длилось 40 минут, что вполне допускается данной методикой, так как оно само по себе составляет основную часть прогулки в целом, поскольку налицо сочетание различных видов деятельности, то такая длительность не вызывает переутомления детей.

Занятие проводилось в игровой форме, дети по приглашению Осени, по карте-схеме отправляются на поиски самой хозяйки письма, делая остановки у указанных в письме экологических объектов. В течение всего занятия дети были заинтересованы происходящим, так как использовались игровые методы и приемы, художественное слово, загадки, дыхательные упражнения, пальчиковая и зрительная гимнастики, игры соревновательного характера. На маршруте дети использовали зрительные ориентиры в природе, действовали по словесному указанию. Природные условия нашего образовательного учреждения, разнообразие флоры, экологическая обстановка микрорайона, отсутствие предприятий, загрязняющих атмосферу способствуют оздоровлению организма детей, более качественному выполнению ими упражнений. Сама природа помогает использовать наиболее эффективно климатические условия нашего района. Большую часть года при благоприятных погодных условиях мы имеем возможность проводить УГГ и непосредственно образовательную деятельность на свежем воздухе, тем самым запуская адаптационные механизмы организма ребенка, сохраняя и укрепляя его здоровье.

Содержание подобных занятий включает в себя физические упражнения, подобранные в соответствии с уровнем физической подготовленности детей, сезонные спортивные игры, игры-соревнования («Сбор овощей», «Наряди чучело» – если это осень, «Разноцветные дождики», «Ручеек» – весной и пр.). В «Осеннем путешествии» я использовала разновидности физических упражнений с экологическими названиями: комплекс общеразвивающих упражнений «Листопад» с осенними листьями, подвижные игры по теме занятия«Ветер и осенние листья», «Здравствуй осень». Сюрпризным моментом для детей стали витаминные яблоки, подаренные самой Осенью.

Задачи:

  • совершенствовать навыки продолжительной ходьбы и бега (до 1 минуты), вырабатывая общую выносливость;
  • закреплять навыки бросания и ловли мяча, прыжки на двух ногах с продвижением вперед;
  • упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленными предметами;
  • формировать представление о природном явлении листопаде;
  • способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительная часть

Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный осенними листьями конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:

Воспитатель:

Кто придет без красок и без кисти,
Кто перекрасит разом листья?
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит?
У нее тихонько спросим,
И ответит тихо… (Осень) »

И.Ф.К. Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самой осени. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?

«Птичья столовая»

Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.

Воспитатель:

Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

Дети наблюдают за птичьей столовой, рассказывают о произошедших осенью изменениях. Упоминают перелетных и зимующих птиц.

2 остановка – «Пенек»

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Воспитатель:

На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми осенью.

И.Ф.К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

3 объект «Сирень». Бег «змейкой»

Воспитатель:

Как пламя, заря угасает, бросая лиловые тени.
Лиловый закат обнимает лиловые грозди сирени.
В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Напомнит ребятам о доме.

И.Ф.К. Бег «змейкой»

4 объект – «Липа»

Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Воспитатель:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом идля пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.

И.Ф.К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).

Дыхательная гимнастика

Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

5 объект – «Березки»

Ходьба врассыпную между деревьев.

Воспитатель:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)

– А что же у нас случилось с березками? А на каких еще деревьях листья изменили окраску и облетают?

Разыгрался ветер на лесной поляне –
Закружил осину в красном сарафане.
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над колючей елкой. (Е. Трутнева)

Ходит Осень, бродит Осень.
Ветер с клена листья сбросил,
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый, кленовый. (Е. Авдеенко)

И.Ф.К. Ребята, возьмите себе по 2 красивых кленовых листочка. Давайте встанем вокруг дерева.

  1. Поднимите руки с листочками вверх потянитесь повыше. Пусть дерево посмотрит: какая красота с него слетела. И пусть погрустит. Опустите руки с листочками вниз, голову тоже вниз опустить. (6-8 раз)
  2. Поднимите руки с листочками в стороны. Наклоны в стороны. Пусть дерево пошепчется со своими листочками. Давайте послушаем, о чем они договариваются. Я уже слышу: «Не грусти, дерево, мы хоть и красивые, но старые листья. Мы будем согревать тебя и землю зимой, а весной от нашего тепла появятся молодые листочки, и так бесконечно, как сама жизнь». (6-8 раз)
  3. Наступает листопад, листья кружатся, летят. Дети с листьями в руках, руки в стороны, кружатся на месте и по сигналу «падают листья» – приседают, опуская руки с листьями вниз.

И.Ф.К. Подвижная игра с листьями «Осенний ветерок»

Дети с листьями в руках по сигналу «Ветер» бегают врассыпную по площадке. По сигналу «В кучу» подбегают к педагогу, поднимая руки с листьями в верх, образуя кучу листьев. (Педагог перемещается по площадке).

И.Ф.К. Дыхательное упражнение «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

На спортивной площадке:

И.Ф.К. Игровые упражнения с мячами.

«Мяч водящему»

Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.

«У кого меньше мячей»

Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).

– Ребята, пока мы играли, мы совсем не заметили, как к нам пришла сама красавица Осень.

Появляется Осень с корзиной яблок. Осень здоровается с детьми, и играют в хороводную игру «Здравствуй, Осень!»
Дети стоят в кругу, Осень в центре круга, дети идут по кругу, приговаривая:

– Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
– Принесла я вам муки!
Значит, будут пироги!
Принесла вам гречки!
Каша будет в печке!
Ну а яблоки, что мед,
На варенье, на компот!
Принесла вам меду!
Полную колоду!
Принесла вам овощей!
И для супа и для щей!

Дети:

«Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок припасла?»

Осень: «Дождику вы рады?»

Дети: «Не хотим, не надо!», – и разбегаются врассыпную, а Осень догоняет и «мочит детей дождиком».

Осень: Я очень рада встрече с вами, но хотела бы проверить, как вы знаете деревья в красивом осеннем уборе, не перепутаете ли вы их.

И.Ф.К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»

– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к елке, к иве).

И.Ф.К. Пальчиковая гимнастика «Мы – листики осенние»

Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим (соединяют поочередно с большим пальцем все пальцы)
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистями рук с приседанием вниз) .
Ветер снова набежал
И листочки вновь поднял (встают с волнообразными движениями кистей рук)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (круговые движения кистей рук, присед).

Осень:

Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый дуб,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом –
Вся земля желта кругом! (И.В. Цветкова)

Осень прощается с детьми, рассказывает, что у нее еще много своих осенних дел и угощает их осенними гостинцами яблоками.

Литература :

  1. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  2. Подольская Е.И. Необычные физкультурные занятий для дошкольников / авт.сост. Е.И.Подольская. – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Мищенко Н.Ю. "Портрет осени". Интегрированные занятия-прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста : Учеб.-метод. пос. / Под ред. С.Б.Шармановой. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 180 с.

Цель: дать первоначальные представления о почве как о компоненте природы, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений;

познакомить с лекарственными растениями (подорожник, мята, малина, земляника);

ввести в активный словарь понятие «лекарственные травы»;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание и умение помогать ей;

формировать навыки поведения в природе.

Материал: мешочек с землей, вода, песочные часы, чашки, чай.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Дорогие дети, уточка Флора прислала нам очень ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки. Она просила сказать вам, что эта земля называется почвой и что она очень нужна всем растениям. Что мы можем с нею делать в группе? (Ответы детей.)

В. Правильно, мы положим эту землю в горшки с комнатными цветами, чтобы они лучше росли. А еще уточка Флора снова приглашает всех нас к себе в гости на экологическую тропу, где нас ждут сюрпризы.

Дети выходят на улицу, где их встречает уточка Флора. она ведет детей к точке экологической тропинки «Огород».

Флора. Дорогие дети, вы получили мой подарок с волшебной землей? Что вы с нею сделали? (Ответы детей.)

Вы поступили правильно, что подарили ее комнатным растениям. А почему земля волшебная, знаете? (Ответы детей.)

Это не просто земля — это почва. Она кормит и поит растения. А росли бы деревья, кусты, цветы, если бы не бы-ло земли, той волшебной земельки, куда мы все это садим? (Ответы детей.)

Да, ребята, все это невозможно без земли. А вы наблюдали, как взрослые ухаживают за огородом? Что они делают с почвой? Что будет с растениями, если почву не возделывать? Что нужно делать, чтобы избавиться от вредителей, сорняков? (Ответы детей.)

Правильно, ребята. Все это нужно знать и правильно выполнять. Ведь раньше землю называли «матушкой», «кормилицей», и без дела в огороде люди не топтались, они берегли почву, ее плодородие.

Почва, ребята, бывает разной плотности. И сейчас мы это проверим на опыте. (Опыт: находим впадинки в земле, в разных местах заполня-ем их водой, засекаем время просачивания ее в почву различной плотности.)

И еще я вам покажу уголок с растениями, которые не только украшают огород, но и приносят большую пользу людям — лечат их (обращаясь к воспитателю). А наши ребята помнят правила поведения на территории детского сада? Давайте повторим их.

Дети:

  • ходить только по дорожкам, чтобы не топтать растения и травы;
  • найденный на территории детского сада мусор нужно убирать;
  • нельзя рвать цветы, ломать ветки;
  • если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, чтобы не топтать то, что растет.

Флора. Молодцы, ребята! Идем к нашему уголку — уголку лекарственных трав. Вот, например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, и тогда она быстрее заживет.

А это растение называется мята . Мяту используют при заваривании чая, а также в качестве приправы к салатам, супам, овощным, мясным, рыбным блюдам. Свежие листья прикладывают ко лбу при головной боли, также мята входит в состав зубных паст.

Земляника. Вы все знаете это растение. Для лечения применяют плоды и листья. Свежие ягоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение, утоляют жажду. Листья обладают обезболивающим свойством.

А вот этот кустарник называется малина . Для лечения используют цветки, листья, корни. Свежие плоды малины повышают аппетит и улучшают деятельность желудка, а также обладают обезболивающим, жаропонижающим свойствами. В малине, как и в землянике и других ягодах, много витаминов.

В. В определенное время идет сбор лекарственных трав, сушка плодов. Подорожник, мята, земляника, малина — это лекарственные травы. А теперь — сюрприз! Уточка Флора приглашает всех в уголок отдыха, где угостит вас чаем с мятой, малиной, земляникой.

Дети и воспитатели пьют чай. Чаепитие совмещается с церемонией благодарения природе.

Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...