Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Построение чертежа основы детского платья (р

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Конспект занятия по лепке (средняя группа). Методика обучения лепке в средней группе

Занятие в средней группе. Лепка «Уточка»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
Задачи:
1. Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать тесто между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитывать умение работать в коллективе вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы и оборудование : соленое тесто; доски; салфетки; на каждого ребенка) ; озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; игрушки – домашние птицы; музыкальное сопровождение; для поощрения детей мармелад «Червячки».

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
(Звучат голоса домашних птиц) .
Воспитатель : Я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А вы мне поможете?
Дети : Да

Загадки
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Дети: Курица
Воспитатель: молодцы, угадайте ещё загадку:
Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки!
Дети : гусь!
Воспитатель: и эту загадку вы угадали! Ну сейчас точно не отгадаете:
Под дождем она гуляет,
Щепать травку обожает!
«Кря! » кричит,

Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети : Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем.
Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка) .
Воспитатель : Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать. «Кря-кря-кря! », а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята?
Дети : … слепить можно…
Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями) .
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей) .
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево) .
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками,
Шарик тоже зарычал –
Ррррр (руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой) .
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш (поднять руки вверх и потянуться,
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели) .
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме - уточке.
Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети : Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше. Голова круглая, а туловище овальное.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это?
Дети: Клюв, хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить тесто на две части. Один кусочек теста, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек.
Воспитатель : посмотрите, у вас в тарелке есть крупа (какая крупа) – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу.
(Звучит музыка, дети приступают к занятию) .
Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят!
(Оказание индивидуальной помощи детям)
(Дети закончили работу) .
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро.
Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем все ли они вернулись к маме!
Дети считают: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10.
Какие вы ребята молодцы, отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже!
Воспитатель: Чтобы у наших гостей тоже было хорошее настроение, давайте станцуем для них вместе с нашей уточкой и утятами танец. Встаньте все, пожалуйста, вокруг озера, а я надену вам шапочки-маски утят. Теперь слушайте музыку и повторяйте все движения за мной.
(Звучит музыка. Дети танцуют танец маленьких утят)
Воспитатель : Какие вы молодцы! Я и уточка благодарим вас за прекрасный танец. А уточка еще и за то, что вы вернули ей деток, хочет отблагодарить вас! Она передала вам угощение. А теперь не будем беспокоить нашу уточку с утятами, пойдемте играть.

Анастасия Мирсаидова
Перспективный план по лепке в средней группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЛЕПКЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

Д. Н. Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет”

СЕНТЯБРЬ

1 Лепка предметная “Ушастые пирамидки” Учить лепить пирамидки из дисков разной величины с верхушкой животного. Показать планирование работы Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа” ,с. 28

2 Лепка из пластилина “Корзина с ягодой” Учить лепить полый предмет с ручкой. Продолжать учить скатывать маленькие шарики между ладонями Колдина “Лепка с детьми 4-5 лет” , с. 13

3 Лепка “Огурец свекла” Познакомить с приемами лепки овальной формы . Учить передавать особенности каждого предмета Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе” , с. 30

4 Лепка из пластилина “Пирог” Продолжать лепить округлые предметы, сплющивая шарик между ладонями, украшать изделия Колдина, с. 19

1 Лепка “Большие и маленькие морковки” Учить лепить предметы удлиненной формы. закреплять лепить большие и маленькие предметы Комарова, с. 28

2 Лепка “Грибы” Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя знакомые приемы для уточнения формы Комарова, с. 36

3 Лепка “Сливы и лимоны” Закреплять умение лепить предметы овальной формы Комарова, с. 43

4 Пластилинография “Листья по ветру летят” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон

1 Лепка из пластилина “Улитка” Продолжать раскатывать из шарика столбик и сворачивать его спиралькой, оттягивать и закруглять концы Колдина, с. 42

2 Лепка –сюжетная “Вот ёжик – ни головы ни ножек….” Учить лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами при создании колючей “шубки” Лыкова, с. 52

3 Лепка по дымковской игрушке “Уточка” Познакомить с игрушками, обратить на обтекаемую форму, роспись Комарова, с. 47

4 Лепка по мотивам венгерской сказки “Два жадных медвежонка” Учить лепить медвежат конструктивным способом (в парах) Лыкова, с. 84

1 По замыслу Закреплять ранее усвоенные приемы в лепке знакомых предметов

2 Лепка “Рыбка” Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передачи характерных особенностях рыбки, учить обозначать стекой чешуйки Комарова, с. 40

3 Лепка “Девочка в шубке” Учить выделять части человеческой фигуры в одежде, передавать их с соблюдением пропорций Комарова, с. 51

4 Лепка из пластилина “Ёлочка зеленая” Учить передавать строения елки, соединяя между собой столбики разной длины в определенной последовательности Колдина, с. 25

1 Каникулы

2 Лепка сюжетная “Снегурочка танцует” Учить лепить Снегурочку в длинной шубке рациональным способом – из конуса., располагать вертикально, придавая устойчивость. Показать приемы передачи движения Лыкова, .с 68

3 Лепка “Чашка и блюдце” Продолжать лепить шар вдавливая в него большой палец, выравнивать края пальцами. Раскатывать столбик и прикреплять. Закреплять умение скатывать шар и сплющивать Колдина, с. 18

4 Лепка из пластилина “Пирамида” Закреплять умение скатывать шары разных размеров и расплющивать их между ладонями, располагать полученные круги в определенном порядке Колдина, с. 41

1 Знакомство с скульптурой малых форм Познакомить с новым видом изобразительного искусства –скульптурой малых форм. Учить понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства . Дать представления о том, что скульптура изготавливается из различного материала Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа” , с. 76

2 Лепка из пластилина “Самолеты” Продолжать раскатывать столбики на картоне движениями вперед – назад и соединять их. Упражнять в работе со стекой Колдина, с. 32

3 Лепка (коллективная) “Птички на кормушке” Учить передавать простую позу. Учить объединять свою работу с товарищами. Комарова, с. 65

4 Лепка с дополнител . материалом “Кораблик” Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Учить дополнять образ деталями Колдина, с. 22

1 Лепка из пластилина “Семья матрешек” Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для устойчивости. Продолжать знакомить с приемом сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом Колдина, с. 33

2 Лепка (коллективная) “Утка с утятами” Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить лепить фигурки на подставке, передавая разницу в величине Комарова, с. 52

3 Пластилинография “Цветик - семицветик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон Колдина, с 35

4 Лепка “Козленочек” Учить лепить четвероногое животное. Закрепить приемы лепки Комарова , с. 73

1 Лепка “Хоровод” Учить изображать фигуру человека, правильно передовая соотношение частей с величиной Комарова, с. 63

2 Лепка “Птичка клюет зернышки на блюдечке” Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами Комарова, с. 82

3 Лепка “Мисочка” Учить лепить знакомыми приемами и новые – вдавливание и оттягивания, уравнивая их пальцами Комарова, с. 70

4 Лепка “Барашек” Познакомить с филимоновскими игрушками. Вызвать желание слепить игрушку Комарова, с. 78

1 Пластилинография “Весенний дождик” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон дополняя рисунок

2 Налеп из пластилина “Теремок” Учить делить столби5ки и выкладывать их них нужное изображение в виде барельефа. Закреплять умение работать стекой Колдина, с. 30

3 Лепка из пластилина с использованием природного материала “Лебедь на озере” Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении деталей Колдина, с. 43

4 Пластилинография “Букет цветов” Закреплять умение наносить пластилин тонким слоем на картон


Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы

Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи.
Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.

Задачи обучения

Воспитатель продолжает воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук. Учит лепить всей кистью руки и пальцами. Уточняет представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учит передавать эти представления в лепке. Например, что голова у человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению с туловищем.
В большей мере, чем в предыдущей группе, развивается эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.
Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.

Прохождение программы

I квартал
На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки и более точного выполнения требований педагога. Для этого детей учат не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму моркови. Процесс этот трудный. Он требует понимания формы предмета, умения отчетливо представить себе образ, зрительного контроля за действиями пальцев. Таким образом, в начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки.
II квартал
Во II квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей. Они лепят куклу, девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Все эти предметы состоят из частей, созданием которых дети овладели, но передача пропорций, строения предметов, способы соединения частей вызывают затруднение.
Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если начать с лепки снеговика. Во второй младшей группе дети лепили снеговика из двух шаров. В средней они будут лепить его из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу большой шар, в середине поменьше, а верхний шар самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. После этого можно лепить куклу а платье или девочку в длинной шубке. Обе фигурки создаются из отдельных плотно соединенных частей.
Постепенно задачи усложняются: дети переходят к изображению животных. Например, изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы и хвоста; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не бывает видно).
Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.
III квартал
В этом квартале решаются новые задачи: научить детей оттягивать глину при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.
Оттягивать глину от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы, одновременно они учатся правильной передаче формы этих предметов, сравнению частей между собой по форме и величине. Например, при лепке рыбы из целого куска сначала создается основа туловища овальной формы, а затем, немного вытягивая и закругляя одну из сторон, лепят голову, более сильно вытягивают противоположную сторону для лепки хвоста, делая его плоским по сравнению с головой. Плавники изображаются путем защипывания глины, затем по желанию дети изображают чешую, делая ее палочкой (стекой) или путем налепа (накладывание на поверхность изделия более мелких деталей).
Нужно научить детей делить глину на необходимое количество частей. Например: чтобы вылепить птичку, ком глины величиной с детский кулак нужно разделить пополам. Из одной половины делается туловище, а из другой - голова и подставка.
В III квартале дети учатся лепить посуду. Для этого им показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом - примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика.
Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, стремлению сделать свою работу красивой и законченной.
IV квартал
В летний период создаются возможности для закрепления приобретенных детьми умений. Как правило, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года, кроме того, воспитатель предлагает другие предметы, изображение которых соответствует умениям детей, например мышку, ежика, свинью, блюдо с ягодами, корзину с грибами, посуду.
В каждом квартале все занятия носят предметный характер. Часть из них проводится по заданию воспитателя, а часть по собственному замыслу детей. В процессе занятий по замыслу ребята чаще всего повторяют то, чему научились. Основная задача этих занятий - научить детей придумывать тему для лепки, доводить работу до конца, проявлять самостоятельность в создании четкой формы предмета в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Методы и приемы обучения

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используются приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления детей об окружающем. В группе и во время прогулок организуется рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как клюет корм воробей, как плавают в аквариуме рыбки, как пьет молоко или свернулся в комок колючий ежик. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, при рассматривании птицы внимание детей обращается на ее овальное туловище, на круглую голову, плоский хвост, на то, что голова находится сверху туловища, ближе к краю, а хвост - с другой стороны. Особо отмечается, что клюв очень маленький по сравнению с головой.
Положение в пространстве воспитатель связывает с тем, что делает животное: если птица клюет зерна, она наклоняет голову, а если пьет, то сначала она наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, а затем запрокидывает ее, чтобы проглотить воду. Ежик свернулся в комок - он испугался. Подобные объяснения воспитателя способствуют образованию у детей связи между образом животного и положением, которое оно принимает в зависимости от производимого действия.
С целью более тщательного знакомства проводится обследование, в которое включается движение рук. Сначала взрослый сам рукой охватывает туловище, голову и словами определяет форму частей, затем обращает взгляд детей на более мелкие части, проводит по ним пальцами и предлагает повторить эти действия. В результате такого обследования у детей должно сложиться представление о предмете (животном) в целом, о форме его частей и о пропорциональных соотношениях между ними. Эти предварительные обследования должны помочь во время лепки, направить детей на осознанное изображение формы. Но ограничиться лишь предварительным рассматриванием и анализом предметов в средней группе нельзя, нужно в начале занятия опять обратиться к анализу, но уже к зрительному. Воспитатель рукой обводит основные части предмета, подчеркивая и называя их форму, величину и относительные пропорции. На первых этапах обучения, чтобы детям был понятен способ лепки, при анализе формы частей можно прибегать к сравнениям с теми предметами, форму которых дети хорошо знают. Например, при лепке куклы можно сказать, что руки у нее как столбики, а туловище напоминает толстую морковку, значит, и лепить руки нужно так же, как столбики, а туловище - как морковку.
Умения детей 4 лет еще невелики, многое им еще не удается. Вначале не всегда хорошо получается у них овальная форма, плохо умеют дети соединять между собой части путем примазывания. В связи с этим воспитатель прибегает к объяснению с полным или частичным показом. В основном же детям показывают лишь незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно усвоены. Например, при изображении ежа, поросенка может понадобиться показ лепки овального туловища. Воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня будет изображать ежа. Форма его тела напоминает яичко. Посмотрите, как его нужно лепить: «Кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда - обратно, вот так, проверяю, что получилось, - шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа».
Бывает так, что не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях для активизации внимания и памяти воспитатель может предложить тем, кто усвоил данный способ, показать его всем детям.
В средней группе нужно научить детей пользоваться некоторыми выразительными средствами: изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассмотрении предметов следует направлять внимание детей на такие особенности, как углубление у яблока, вытянутый черенок у кабачка и т. п. Чтобы повысить у ребят интерес к результату лепки, можно приготовить для морковок черенки из картона, а для яблока листочки. Однако к подобному приему рекомендуется прибегать лишь в самом начале, пока дети не накопили соответствующих умений для передачи этих особенностей способами ленки. Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем и листочки из глины.
Чтобы подвести ребят к созданию более яркого образа, кроме наблюдений за живыми объектами, можно организовать рассматривание с детьми игрушек, скульптуры малой формы или фигурок, выполненных воспитателем. Для рассматривания отбираются две однородные фигурки, но в различном положении. Например, дети могут лепить на тему «Птички клюют корм». Одна из птиц изображается в покое - ее туловище горизонтально к плоскости стола, а вторая в наклонном положении - она клюет - ее туловище расположено под углом. При выполнении другой темы - «Кролики грызут морковку» - один кролик лепится с поджатыми под себя лапками, и около него находится морковка, а другой сидит на задних лапах и в передних держит морковку.
Подобное преподнесение темы интересно детям и побуждает их думать о возможном разнообразии в изображении. Однако следует помнить, что детям трудно за одно занятие вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое ребенка больше привлекло.
Другим не менее действенным приемом обучения может быть обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Эту кормушку лучше всего вылепить заранее из глины, так, чтобы дети видели, как ее делает воспитатель (можно использовать для этой цели также доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия детям предлагают вылепить угощение для кукол, а в конце вылепленные изделия помещают на стол, вокруг которого сидят куклы. Если же дети изображали животных, то зайчат они могут разместить около картонных елок или зайчихи, которую слепил педагог, а поросят - около свиньи или корытца для корма.
Чтобы научить детей правильно передавать пропорции, нужно показать прием сравнения. Например, при изображении рук у куклы педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, сравнивая получившиеся части, устанавливает их длину. Учить детей сравнивать длину деталей можно и в процессе лепки корзиночки из колец. Детям предлагают вылепить дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех столбиков делается сама корзинка, а четвертый используется для ручки. Уточнение длины частей проходит путем сравнения столбиков: дети прикладывают один из столбиков ко дну, и если он получился длиннее его окружности, то его укорачивают; каждый последующий столбик прикладывается к предыдущему, выравнивается по длине и плотно к нему прижимается.
Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы о характере формы, деталей, пропорциях, способах лепки, стимулирующие их умственную активность. Например, спрашивает, как можно вылепить пятачок у свинки или как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки.
Чтобы вызвать у детей интерес и положительное отношение к занятию, а также яркие образные представления, можно за день до лепки или в начале занятия прочитать короткие сказки, стихи и загадки. Важно, чтобы содержание этих произведений помогло раскрытию темы предстоящей лепки (формы, строения, размера). Например, перед лепкой свинки можно загадать загадку: «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?»
Для создания более выразительных образов можно предлагать стеку-палочку. Детям нужно показать, как резать ею глину на части, снимать лишнюю глину, а также наносить мелкие детали, узоры на некоторые предметы. Например, чтобы изобразить глаза кролику, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой рукой, в которой находится стека, намечают глаза.
Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель обучает ребят выбору темы и для этого просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После того как дети определили тему и приступили к работе, взрослый вопросами и советами направляет их внимание на выразительность создаваемых образов: особенности ушей у зайца, свиньи, кошки, мишки, их расположение, действия персонажа. «Что делает твой зайка? - спрашивает воспитатель у ребенка. - Сделай так, чтобы всем было ясно, что он сидит». Или, заметив, что положение вылепленной ребенком птички неярко выражено, говорит: «Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались, что она пьет воду». Подобные вопросы активизируют мыслительную деятельность во время лепки, учат детей работать над образом.
Расширяя представление детей о форме, пропорциях предмета и способах лепки, важно во время анализа результата проводить небольшие беседы по поводу того, что получилось. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы, обращая внимание на то, как получалась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части, но всегда следует активизировать детей, задавая им вопросы, которые будут их побуждать думать над тем, что у них вышло.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Конспект открытого занятия по лепке в средней группе.

Тема: «Уточка»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвост).

Задачи:

Образовательные: Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать пластилин между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания.

Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, речь, используя сложноподчиненные предложения.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат. Воспитывать в детях чувство сострадания, желание помочь окружающим в трудную минуту.

Материалы и оборудование : пластилин, доски, салфетки на каждого ребенка, картинки с изображением домашних птиц, озеро, игрушка - утка и утенок. костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры). Рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят; игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия.

(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме).

Воспитатель:

Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Уже утро, и я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А каких, вы узнаете, если мне поможете.

На небе солнышко взошло.

На птичий двор глядит оно.

Приглашает всех гостей,

Посетить наш двор скорей!

Вот вышла курочка гулять,

А за ней, ребятки - желтые …(цыплятки).

Возле дома, во дворе,

Петушок гуляет.

И любимую свою,

Песню распевает

Рано-рано по утру

Нам споет: … («Ку-ка-ре-ку!»)

Гусь кричит нам: … («Га-га, га-га»)

Покажите мне врага!

Красноногий, длинношеий,

Важный, злой, шипеть умеет.

Щиплет всех подряд за пятки.

Убегайте без оглядки!

Воспитатель: А есть еще у меня мои самые любимые питомцы. Угадайте кто это.

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает!

«Кря!» кричит,

Все это шутка,

Ну, конечно, это…

Дети: Утка!

Воспитатель:

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Дети: Утенок!

Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Пойдемте, их поищем на озеро.

(Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: кочки. Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка).

Воспитатель: Посмотрите, дети, на озере плавает уточка

Дети:

Дети (варианты ответов): … слепить можно…

Воспитатель: Конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.

Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) -

Кря-Кря-Кря!

Пролетел веселый жук -

Жжжжжжж! (машем руками - крыльями).

Гуси шеи выгибают -

Га-Га-Га (круговые вращение шеей).

Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево).

Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками),

Шарик тоже зарычал -

Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой).

Зашептал в воде камыш -

Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться),

И опять настала тишь -

Шшшшшшш… (присели).

Воспитатель: Молодцы! дети, мы должны помочь утенку. Давайте рассмотрим уточку с утятами и скажем, какие они.

(Рассматривание картинки утка с утятами).

Воспитатель: Какая уточка, и какие утята?

Дети: Утка большая, а утята маленькие.

Воспитатель: А какого цвета утка? Какого цвета утята?

Дети: Утка белая, а утята желтые.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит тело утят?

Дети: Головы и туловища.

Воспитатель: А что есть на голове утят?

Дети: Глаза и клюв.

Воспитатель: А на туловище сзади, что у утят?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Какой формы голова?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Как мы слепим круглую голову, покажите. (Воспитатель вместе с детьми выполняет круговые движения).

Воспитатель: Какой формы туловище?

Дети: Овальной.

Воспитатель: А как мы можем слепить овал? (ответы детей).

Воспитатель: Надо сначала также скатать шарик круглой формы, а затем движениями вперед-назад раскатать его в овал. (Воспитатель вместе с детьми выполняет сначала круговые движения, затем движения вперед-назад).

Воспитатель: Какая часть больше, туловище или голова?

Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше.

Воспитатель: Правильно, туловище больше, чем голова, поэтому пластилина на туловище нужно больше.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте сядем за рабочие места для выполнения работы. (Дети садятся на места).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой цветной пластилин лежит у нас на тарелочках. Потрогайте, какой он?..

Дети: Твердый, разноцветный.

Воспитатель: Какой цвет мы возьмем для утят?

Дети: Желтый.

Воспитатель: Покажите все желтый цвет.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтоб пластилин стал мягким?

Дети: Погреть его в руках.

Воспитатель: Правильно, погреть.

Воспитатель: (Показ воспитателя). Чтобы слепить уточку сначала нужно разделить пластилин на две части. Один кусочек, который побольше, будет туловищем. А кусочек поменьше - голова. Чтобы нам вылепить голову утенка. надо взять кусочек пластилина поменьше, и скатать его в ладошках в шарик. Из большего кусочка лепим также туловище, только затем немного раскатать в овал. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая, их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клюв и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвост, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.

Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?

Дети: Крылышек!..

Воспитатель: Посмотрите, у вас в тарелке есть крупа - гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! А крылышки можно прорисовать стекой по пластилину.

Воспитатель: Давайте с вами разомнем наши пальчики, и можно приступать к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Пальчики у нас согрелись можно приступать к занятию.

Самостоятельная работа детей.

(Звучит музыка, дети приступают к задании. После окончания работы воспитатель обращается к детям).

Воспитатель: Наш утенок в озере очень ждет своих друзей - утят! Давайте, дети, пойдем и посадим всех утят на озеро.

Воспитатель: Посмотрите, как обрадовался утенок! И уточка тоже рада. Ведь мы сделали доброе дело. Правда?

Дети: Да!!

Воспитатель: Какие вы молодцы! У всех такие красивые утята получились. (Небольшой анализ работ детей).

Воспитатель: А еще я и уточка и утята благодарят вас

(Воспитатель угощает детей).

Воспитатель: Давайте попрощаемся с уточкой, утятами и с гостями. Пора прощаться, ведь надо еще много добрых дел сделать и вам, и мне, и гостям.

Татьяна Родионова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Пирожное » .

Воспитатель : Родионова Т. А.

Цель : Продолжать учить детей лепить знакомые предметы, передавать форму, величину. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить мелкие шарики. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других.

Материал : игрушка-пирожное из атрибутов к игре «Магазин» , пластилин, дощечка, салфетка (по количеству детей, игрушечные тарелочки, кукла, кукольный стол с чайным набором.

Предварительная работа : игра «Ждем гостей» , беседа о том, как дома мама угощает гостей.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша.

Давайте с вами вспомним, как принято встречать гостей? (Ответы детей)

Конечно, когда в дом приходят гости, надо пригласить их за стол, предложить чай и разные угощения.

Как вы думаете, какие угощения подают к чаю? (Ответы детей)

Сегодня на занятии мы с вами будем лепить пирожное . Посмотрите, какое пирожное получилось у меня . (Воспитатель демонстрирует образец работы)

Как же слепить? Сейчас я вам расскажу. Перед вами лежит необходимый для работы пластилин.


Сначала берем пластилин коричного цвета, разминаем его, потом раскатываем его в шарик, и немного прижимаем сверху.


Берем белый пластилин. Раскатываем его в шарик, сплющиваем его в блинчик, это у нас будет помадка для пирожного .


Прилепляем белый пластилин сверху коричного, покрывая его полностью.


Затем начинаем украшать его, для этого раскатываем из маленьких кусочков пластилина разных цветов маленькие шарики.


Украшаем наше пирожное . Для этого прилепляем сверху маленькие разноцветные шарики.


Пирожное готово .

Перед тем как приступить к работе, давайте мы с вами разомнём пальцы : (пальчиковая гимнастика)

Мы спросили нашу печь :

Что сегодня нам испечь?

(«печем» пироги )

Печку мы спросили,

(поднять кверху указательный палец)

тесто замесили.

(сжимаем и разжимаем кулаки)

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали - не устали.

(трем ладони)

Начинили творогом

(«печем» пироги )

И назвали пирогом !

(поднять кверху указательный палец)

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

(Вытянуть руки ладонями вверх)

Дети садятся на свои места и выполняют работу. Воспитатель следит за их работой. Во время выполнения задания необходимо помогать детям, напоминая или частично объясняя им приемы лепки . Воспитывать и поощрять самостоятельность, контролировать последовательность выполнения работы.


По окончании лепки все работы дети кладут пирожное на свою тарелочку .

Ребята, какие у вас получились красивые пирожные . Я думаю, что кукле Маше они очень понравились.

Давайте посадим Машу за стол и угостим ее чаем и нашими пирожными .


Вот ребята и закончилось наше занятие . Что мы делали на занятии ? (лепили угощение для куклы) . Вам понравилось наше занятие ? (Ответы детей) . Дети, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. У всех получились красивые пирожные !


Вам также будет интересно:

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология
Через пять минут общения с этой женщиной я понял: ее проблема не в том, что она...
Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...