Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Вкусные идеи меню для романтического ужина с любимым

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по фгос в старшей группе Ознакомление с окружающим миром в старшей темы

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Старшая группа

Воспитатель: Гривастова Ольга Васильевна

Занятие 1.

Домашние животные

Лексическая тема. «Домашние животные».

Предварительная работа.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о домаш­них животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; расширять словарь детей по теме занятия.

Демонстрационный материал . Картинки с домашними жи­вотными (корова, кошка, собака, лошадь, коза, овца, свинья) и их детенышами.

Раздаточный материал . Картинка с контурным изображе­нием домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

Ход занятия

Организационный момент Игра «Узнай по описанию»

Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; дает молоко. (Корова.)

Домашнее животное, у которого четыре лапы, когти, мор­дочка с усами; ловит мышей. (Кошка.)

Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост ко­лечком, морда; охраняет дом. (Собака.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами;
перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытца­ми; дает шерсть и мясо. (Овца.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытца­ми, хвост крючком, на морде - пятачок. (Свинья.)

Основная часть

На доску выставляются картинки с домашними животными.

Кошка. (Мяукает.)

Собака. (Лает.)

Лошадь. (Ржет.)

Коза и овца. (Блеют.)

Свинья. (Хрюкает.)
Беседа

Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги);есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком.) Как назы­ваются? (Домашние животные.)

Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят челове­ку пользу.)

Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, шерсть, молоко. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу.)

Физкультминутка

Игра «Кто как передвигается?» Лошадь, корова, коза, овца, свинья ходят; кошка крадется; собака бегает. Дети имитируют движения животных.

Игра с мячом «Кто у кого?»

У коровы - теленок (телята). У собаки - щенок (щенки). У кошки - котенок (котята). У лошади - жеребенок (жеребя­та). У козы - козленок (козлята). У овцы - ягненок (ягнята). У свиньи - поросенок (поросята).

Игра «Четвертый лишний»

3 взрослых и 1 детеныш. 3 детеныша и 1 взрослый. 3 живот­ных с ногами и 1 с лапами. 3 картинки с животными и 1 с го­ловой животного.

Игра «Сложи картинку»

У каждого ребенка картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

Составление рассказа-описания

Составление рассказа о внешнем виде домашнего животного:

«Кошка - домашнее животное. У кошки четыре лапы с когтя­ми, голова, туловище, хвост, уши, глаза, усы, пасть, зубы, язык.Тело кошки покрыто шерстью. Шерсть может быть длинная и короткая; разных цветов. Про кошку есть загадка: часто умывает­ся, а с водой не знается».

Итог занятия

Занятие 2.

Дикие животные

Лексическая тема. «Дикие животные».

Цель . Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, пища, жилище); умение узнавать и называть животных и их детенышей.

Демонстрационный материал . Картинки с дикими животны¬ми (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень), их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст), детенышами; предметные картинки (морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед, тра¬ва; куры, зайцы).

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Отгадайте загадки и докажите отгадку словами загадки.

Зимой беленький, Он в берлоге спит зимой

А летом серенький. Под большущею сосной,

Никого не обижает, А когда придет весна,

А всех сам боится. Просыпается от сна.

(Заяц) (Медведь)

Кто зимой холодной Рыжая птичница

Бродит злой, голодный? В курятник пришла,

(Вол к) Всех кур перечла

Кто по елкам ловко скачет С собой унесла.

И взлетает на дубы? (Лиса)

Кто в дупле орехи прячет, Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Основная часть

Педагог выставляет на доску картинки с дикими животными.

Беседа

Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)

Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (но¬ги); туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (В лесу.)

Как называются? (Дикие животные.)

Почему? (Сами себе добывают пищу.)

Как они называются по-другому? (Звери.)

Игра «Кто где живет?»

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, логово, берлога, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинкой с соответствующим животным. Заучивание слов - названий жилищ.

Игра «Кто у кого?»

У лисы - лисенок, лисята. (У медведицы, у волчицы, у зайчихи, у бельчихи, у оленихи.)

На доску выставляются картинки с изображением детенышей диких животных.

Физкультминутка

Игра «Кто как передвигается?» Заяц и белка прыгают; лиса крадется; волк рыщет; медведь ходит неуклюже, олень быстро бегает. Дети имитируют движения животных.

Игра «Кто что любит?»

На столе педагога картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мед; трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему животному и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту».

Игра «Узнай зверя по описанию»

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

Серый, злой, голодный. (Волк.)

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

Игра «Четвертый лишний»

По разным признакам. (3 взрослых и 1 детеныш. 3 детеныша и 1 взрослый. 3 животных, передвигающихся по земле, и белка. Медведь, лиса, волк и олень (хищники и травоядные). 3 картинки с животными и 1 картинка с головой животного.)

Составление рассказа-описания

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного:

«Белка - дикое животное. У нее есть голова, туловище, четыре лапы, хвост, уши, нос, глаза. Она живет в дупле. Белка запасает на зиму грибы, орехи, ягоды. У нее бельчата».

Итог занятия

Занятие 3.

Геометрические фигуры

Лексическая тема. «Домашние животные».

Цель. Закреплять знания о геометрических фигурах (треуголь­ник, квадрат, круг); познакомить с понятиями «спереди» - «сзади»; учить детей пользоваться соответствующей лексикой для обозначения геометрических фигур и при ориентировании в окружающем.

Демонстрационный материал . Предметные картинки (круглые предметы: солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы; квад­ратные: печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина; треу­гольные: часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).

Раздаточный материал . Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг); в мешочке 2 треугольника, 3 квадрата, 4 круга; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), разре­занные на 2 части по разным параметрам.

Ход занятия

Организационный момент

У детей геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дефектолог. Угадайте фигуру по описанию и покажите ее.

У этой фигуры три угла.

У этой фигуры нет углов.

У этой фигуры четыре угла.

Основная часть

Игра «Найди знакомые формы»

На доске демонстрационные картинки: круглые предметы (солнце, тарелка, яблоко, зеркало, торт, часы); квадратные (печенье, шкафчик, телевизор, ковер, картина); треугольные (часы, столик, печенье, дорожный знак, пирамидка).

У каждого ребенка геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Ребенок должен положить свои геометрические фигу­ры под картинками соответствующей формы и сказать: «Свой треугольник я кладу под часы. Часы имеют форму треугольника».

Игра «Назови предметы»

Дети должны найти в групповой комнате предметы треуголь­ной, квадратной, круглой формы и назвать их.

Физкультминутка

Дети должны найти в игровой комнате предметы круглой, треугольной, квадратной формы. К предметам круглой фор­мы они должны подойти на пятках; к предметам квадратной формы - подбежать на носочках; к предметам треугольной фор­мы - подбежать на наружных сторонах стоп.

Игра «Чудесный мешочек»

У каждого ребенка мешочек, в котором лежат 2 треугольни­ка, 3 квадрата, 4 круга. Ребенок на ощупь находит все геомет­рические фигуры определенной формы, выкладывает их перед собой в ряд и проговаривает: «У меня три квадрата и т. д.».

Игра «Сложи фигуру»

У каждого ребенка геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), разрезанные на 2 части по разным параметрам. Ребенок должен сложить фигуры и назвать их.

Игра «Кто за кем?»

Дети строятся в колонну.

Воспитатель. Кто стоит перед Ваней? (Саша.)

Как можно сказать по-другому? (Саша стоит спереди от Вани.)

Где по отношению к Саше стоит Ваня? (Ваня стоит сзади Саши.)

Как можно сказать по-другому? (Ваня стоит за Сашей.)
(Аналогичная работа с каждым ребенком.)

Педагог предлагает детям повернуться на 180 градусов. Ана­логичная работа. Затем дети поворачиваются на 90 градусов.

Ребята, посмотрите и скажите, какие предметы находятсяспереди от вас?

А какие предметы находятся сзади, за вами?

Итог занятия

Занятие 4.

Домашние и дикие животные

Лексическая тема. «Домашние и дикие животные».

Предварительная работа. Выучить с детьми загадки о диких и домашних животных.

Цель. Закреплять умение детей называть и различать диких и домаш­них животных; составлять рассказ-сравнение по опорным картинкам; воспитывать бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал . Картинки с животными (медведь, лиса, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья; картинки (дом, лес).

Раздаточный материал . Две картинки с контурными изображе­ниями дикого и домашнего животного, разрезанные на 3-4 части.

Ход занятия

Организационный момент

Дети загадывают друг другу загадки о диких и домашних жи­вотных. Педагог выставляет картинки с животными на доску. Основная часть Беседа

Кто изображен на этих картинках?

Как их можно назвать одним словом? (Животные.)

Почему? (Тело покрыто шерстью, у них есть морда, хвост, четыре ноги (лапы).)

На какие две группы можно разделить эти картинки? (На диких и домашних животных.)

Какие это животные и почему? (Показ.) (Домашние, так как живут рядом с человеком.)

Для чего нужны домашние животные? (Они приносят пользу.)

Какие это животные и почему? (Показ.) (Дикие, так как
живут в лесу и сами добывают себе пишу.)

Игра «Кто где живет?»

Корова - коровник. Собака - конура, будка. Свинья - сви­нарник. Коза, овца - хлев. Кошка - дома. Белка - дупло. Лиса - нора. Волк - логово. Медведь - берлога. Заяц - под кустом.

Физкультминутка

На доске картинки с изображением дома и леса, в сундучке на столе педагога лежат картинки с животными (медведь, ли­са, волк, заяц, белка, олень; корова, лошадь, кошка, собака, коза, овца, свинья). Ребенок достает из сундучка картинку, на­зывает животное, говорит, где оно живет, и, изображая, как животное передвигается, ставит картинку под соответствую­щую картинку с жилищем.

Игра «Кто что любит?»

Корова - трава, сено. Собака - кость. Свинья - пищевые отходы. Коза, овца - сено, трава. Кошка - рыба, молоко. Белка - орехи, ягоды, грибы. Лиса - куры. Волк - зайцы. Медведь - мед, рыба, малина. Заяц - морковка, капуста.

Игра «Четвертый лишний»

3 диких животных и 1 домашнее животное. 3 домашних и 1 ди­кое. 3 хищника и 1 травоядное животное. 3 травоядных живот­ных и 1 хищник. 3 детеныша и 1 взрослое животное. 3 взрослых животных и 1 детеныш.

Игра «Сложи картинки»

У каждого ребенка две картинки с контурными изображени­ями дикого и домашнего животного, разрезанные на 3-4 части. Дети собирают картинки.

Игра «Найди сходство и различия»

Дети сравнивают собаку и волка (по демонстрационным картинкам):

«Это собака и волк. Собака - домашнее животное, волк - дикое. У них есть голова, туловище, лапы с когтями, хвост, глаза, нос. Волк крупнее собаки, у собаки хвост крючком под­нят вверх, у волка - опущен вниз. Собака питается костями, волк ловит зайцев. Собака живет в конуре, волк - в логове. У собаки щенки, у волчицы - волчата».

Составление рассказа-сравнения

Дети составляют рассказ-сравнение дикого и домашнего животного по собранным картинкам.

Итог занятия

Занятие 5.

Цвет предметов

Лексическая тема. «Домашние и дикие животные».

Цель. Упражнять детей в различении и назывании цветов (фиолетовый, синий, красный); закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между» и умение обозначать словами эти понятия.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка (2 корзины: в одной корзине 3 котенка, 2 котенка между корзинами; все котята разных цветов).

Раздаточный материал . 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная); красное и синее платья для Лисы и Кошки (сказочные персонажи) и красные, синие, фиолетовые кармашки к ним.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Назовите предметы синего (красного) цвета». Основная часть Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка на столе 3 полоски-образца (фиолетовая, синяя, красная). Группировка по цвету.

Покажите полоски красного цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос.) (Уменя красная полоска.)

Покажите полоску синего цвета. Какого цвета у тебя полоска? (Выборочный опрос.) (У меня полоска синего цвета.)

Покажите полоску, которая осталась. Эта полоска фиолетового цвета.

Заучивание слова «фиолетовый».

Игра «Подбери кармашек»

Дети подбирают кармашки к платьям Лисы и Кошки по цвету.

Физкультминутка

На полу мелом нарисованы два круга. По сигналу воспитателя: «Внутрь!» дети должны вбежать внутрь круга, на сигнал: «Между!» - присесть между кругами; на сигнал «Снаружи!» - выбежать за пределы кругов.

Игра «Снаружи, внутри, около, между»

На доске сюжетная картинка: 2 корзины, в одной корзине 3 котенка, 2 котенка между корзинами; все котята разных цветов. Дети должны рассказать, где какой котенок находится, используя слова: «снаружи», «внутри», «около», «между».

Беседа о диких и домашних животных

Какие животные могут жить около человека?

Какое животное живет внутри хлева (конюшни, свинарника, будки)?

Какое животное может сидеть около конуры?

Какое животное может пастись на лугу между лесом и речкой?

Какое дикое животное может забраться внутрь курятника и воровать кур?

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 6.

Зимние забавы детей

Лексическая тема. «Новый год».

Предварительная работа . Провести на прогулке зимние игры (катание на санках, игра в снежки, лепка снеж­ной бабы), по возможности рассмотреть с детьми каток и катание на коньках.

Цель. Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе; расширять представления о зимних видах спорта; за­креплять понятие «спортивная одежда»; Расширять активный и пассивный словарь детей.

Демонстрационный материал . Предметные картинки (санки, лыжи, коньки, снеговик).

Раздаточный материал . Конверт с частями снеговика (3 боль­ших кома разной величины (на одном коме глаза, нос, рот); 2 ма­леньких одинаковых комка; ведро; метла).

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог. Отгадайте загадки и докажите отгадки сло­вами загадки.

Все лето стояли, Живу я посреди двора,

Зимы ожидали, Меня лепит детвора,

Дождались поры, Нос - морковка, глаза - угольки.

Помчались с горы Кто я?

(Санки) (Снеговик)

Льется речка - мы лежим. Два березовых коня

Лед на речке - мы бежим. По горам несут меня

(Коньки) Кони эти рыжи, А зовут их... (Лыжи)

На доску выставляются картинки-отгадки.

Основная часть

Беседа

Какое сейчас время года? (Зима.)

Какой месяц? (Декабрь.)

Какой праздник скоро наступит? (Новый год.)

В какие игры можно играть только зимой? (Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика.)

Чем зима отличается от других времен года?

Почему только зимой можно кататься на санках, лы­жах, играть в снежки, лепить снеговика? (Земля покрыта снегом.)

Почему только зимой можно кататься на коньках? (Реки покрыты льдом.)

Назовите зимние виды спорта. (Катание на лыжах и коньках.)

В какой одежде нужно кататься на лыжах, на коньках?
(В спортивной одежде.)

Какую одежду мы называем спортивной? (Ту, в которой ходим на физкультурные занятия, посещаем бассейн, танцы, делаем зарядку.)

Какую одежду мы называем зимней спортивной?

Физкультминутка

Имитация движений: ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки.

Работа с раздаточным материалом

Педагог снимает предметные картинки с доски и раздает их детям. Каждый ребенок говорит предложение о том, как мож­но использовать данные предметы, например: «Дети катаются на санках. Ребята идут кататься на коньках. Малыши играют в снежки».

Игра «Составь снеговика и расскажи о нем»

Перед каждым ребенком на столе конверт с частями снего­вика (3 больших кома разной величины (на одном коме глаза, нос, рот); 2 маленьких одинаковых комка; ведро; метла).

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 7.

Водный транспорт

Лексическая тема.

Цель . Познакомить детей с водным транспортом, с профес­сиями людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, радист, кок); обогащать словарь детей, учить правильно им пользоваться.

Демонстрационный материал . Картинки (корабль, лодка, ях­та, пароход, катер; капитан, матрос, радист, кок; бинокль); карточки с числами от 1 до 5.

Раздаточный материал . Две картинки с контурными изобра­жениями водного транспорта, разрезанные на 3-4 части.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Что это?» Дети по очереди берут по одной демонстра­ционной картинке с изображением водного транспорта со сто­ла педагога, называют транспорт и ставят картинку на доску.

Основная часть

Беседа

Как передвигается этот транспорт? (По воде.)

Как называется этот вид транспорта? (Водный.)

Этот корабль перевозит грузы. (Показывает картинку.)
Он какой? (Грузовой.)

А этот корабль перевозит пассажиров. (Показывает кар­тинку.)

Он какой? (Пассажирский.)
Игра «Подумай и отгадай»
Дефектолог.

Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляя кораблем.

А бинокль всегда при нем. (Капитан)

На доску выставляются картинки: капитан и бинокль.

Дефектолог. Как можно назвать корабль по-другому? (Судно.) (Заучивание слова «судно».)

Как назвать капитана корабля по-другому? (Командир судна.)

Кто помогает капитану? (Матросы.) (Выставляется кар­тинка.)

Корабль плывет по морю далеко от земли. Людям, кото­рые служат на корабле, нужно поддерживать связь с землей.
Эта связь осуществляется по радио. Человек, который поддер­живает связь с землей, называется «радист». (Картинка, заучи­вание слова.)

Как называется повар на корабле? (Кок.) (Картинка, за­учивание слова.)

Игра «Назови судно»

Картинки (корабль, лодка, яхта, пароход, катер) стоят на дос­ке «спинкой» к детям. Воспитатель называет номер картинки (от 1 до 5), а ребенок говорит, какое судно изображено на картинке.

Физкультминутка

Педагог. Мы плывем на корабле. Мы плывем на лод­ке. Мы купаемся в реке.

Дети выполняют соответствующие движения (2-3 раза).

Игра «Назови профессию»

Картинки (капитан, матрос, радист, кок) стоят на доске «спинкой» к детям. Дефектолог называет номер картинки (от 1 до 5), а ребенок говорит, представитель какой профессии изображен на этой картинке.

Игра «1 - 3 -

Воспитатель демонстрирует картинки (корабль, лодка, яхта, пароход, катер, капитан, матрос, радист, кок) и показывает карточки с числами 1, 3, 5 (вразброс). Дети отвечают: «Три па­рохода. Один пароход. Пять пароходов. И так далее».

Игра «Какой, какая?»

Корабль (большой, красивый, быстрый, белый, грузовой). (Лодка, яхта, пароход, катер, капитан, матрос, радист, кок.)

Игра «Сложи картинки»

У каждого ребенка две картинки с контурными изображени­ями водного транспорта, разрезанные на 3-4 части.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия

Занятие 8.

Воздушный транспорт

Лексическая тема. «Водный и воздушный транспорт».

Цель. Познакомить детей с воздушным транспортом; с про­фессиями людей, работающих на воздушном транспорте (пи­лот, стюардесса, бортмеханик); обогащать словарь детей по теме; учить активному использованию новых слов.

Демонстрационный материал. Картинки (самолет, вертолет, ракета; пилот, стюардесса, бортмеханик).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Что это?» Дети по очереди берут демонстрационные картинки с изображением воздушного транспорта со стола пе­дагога, называют транспорт и ставят картинку на доску.

Основная часть

Беседа

Как можно назвать все эти картинки одним словом?
(Транспорт.)

Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы.)

Как передвигается такой транспорт? (По воздуху.)

Как называется этот транспорт? (Это воздушный транс­порт.)

Игра «Назови профессию»

Кто управляет самолетом? (Летчик.)

Кто обслуживает пассажиров самолета? (Стюардесса.)
(Выставляется картинка. Заучивание слова «стюардесса».)

Кто помогает летчику - командиру воздушного судна - управлять самолетом? (Бортмеханик.)

Вы знаете, почему эта профессия так называется? Само­лет по-другому называется «борт»; бортмеханик - человек,
который следит за показаниями приборов самолета. (Картин­ка, заучивание слова.)

Кто управляет космической ракетой? (Космонавт.) (Кар­тинка, заучивание слова.)

Кто управляет вертолетом? (Вертолетчик.) (Картинка, заучивание слова.)

Как называется воздушный транспорт, который перево­зит пассажиров? (Воздушный пассажирский транспорт.)

Как называется воздушный транспорт, который перево­зит грузы? (Воздушный грузовой транспорт.)

Физкультминутка

Воспитатель: Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко.

Дети имитируют соответствующие движения.

Игра «1 - 3 -

Воспитатель демонстрирует картинки (самолет, ракета, вер­толет) и показывает карточки с числами 1, 3, 5 (вразброс).

Дети отвечают: «Один грузовой самолет. Один пассажир­ский самолет. Одна космическая ракета. И так далее».

Игра «Что без чего?»

Самолет без крыла. Вертолет без винта. Самолет без хвоста.

Игра «Какой? Что делает?»

Самолет - какой? (Большой, быстрый, серебристый.)

Самолет - что делает? (Летит, взлетает, приземляется.)

Самолет какой? Что делает? (Серебристый самолет взле­тает.)

Летчик - какой? (Смелый, отважный, решительный, храбрый.)

Летчик - что делает? (Управляет, командует.)

Летчик какой?

Что делает? (Смелый летчик управляет самолетом.)

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 9.

Наземный транспорт

Лексическая тема. «Наземный транспорт».

Предварительная работа . На прогулке понаблюдать с детьми за работой светофора и обсудить правила перехода улицы по сигналам светофора.

Цель. Познакомить детей с наземным транспортом; с про­фессиями людей, работающих на наземном транспорте; за­креплять понятие «наземный транспорт», правила перехода улицы; закрепить в активном и пассивном словаре новые слова.

Демонстрационный материал . Картинки (автомобиль, грузо­вик, автобус, поезд (пассажирский и грузовой), троллейбус, трамвай).

Раздаточный материал . Картинка с изображением одного вида наземного транспорта, разрезанная на 5-6 частей.

Ход занятия

Организационный момент

Дети по очереди берут демонстрационные картинки с изоб­ражением наземного транспорта со стола педагога, называют транспорт и ставят картинку на доску.

Основная часть

Беседа

Как можно назвать эти картинки одним словом? (Транс­порт.)

Для чего нужен транспорт? (Перевозить людей и грузы.)

Как называется транспорт, который передвигается по зем­ле? (Наземный транспорт.) (Заучивание словосочетания «на­земный транспорт».)

Как по-другому можно назвать людей, которые едут в транспорте? (Пассажиры.)

Отберите картинки с изображением пассажирского транс­порта. Как называется транспорт, который перевозит пассажи­ров? (Пассажирский.)

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)

Какие грузы может перевозить грузовой транспорт? (Кам­ни, песок.)

Отберите картинки с изображением грузового транспорта.

Игра «Назови профессию»

Заучивание названий профессий.

Водит автомобиль (легковую машину), - водитель.

Водит автобус (троллейбус), - водитель.

Водит поезд, - машинист.

Водит трамвай, - вагоновожатый.

Водит грузовик, - шофер.

Продает билеты в автобусе, троллейбусе, трамвае, - кон­дуктор.

Проверяет билеты в автобусе, троллейбусе, трамвае, - кондуктор.

Обслуживает пассажиров в поезде, - проводник.
Игра «Назови вид наземного транспорта по профессии»
Водитель - автобус.

(Машинист, вагоновожатый, шофер, кондуктор, контролер, проводник.)

Физкультминутка

Игра «Светофор». Дети должны повторить правила перехода улицы по сигналам светофора.

Игра «Четвертый лишний»

3 картинки с наземным транспортом и 1 - транспортная про­фессия. 3 картинки с наземным транспортом и 1 с воздушным. 3 картинки с водным транспортом и 1 с наземным. 3 легковые машины и 1 грузовая. 3 транспортные профессии и поезд.

Игра «Сложи картинку»

У каждого ребенка картинка с изображением одного вида наземного транспорта, разрезанная на 5-6 частей.

Составление рассказа

Каждый ребенок составляет по сложенной картинке рассказ в произвольной форме из 2-4 предложений.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Номинация: конспект занятия по теме инструменты.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: Формирование понятия «Инструменты»

Цели:
1)
Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;

2) Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;

3) Воспитывать интерес к тому, зачем нужны инструменты.

Оборудование: набор инструментов, Незнайка.

Предварительная работа : рассматривание инструментов.

Ход занятия:

Вводная часть:

(На столе лежат инструменты: скалка, линейка, щётка, молоток, клещи, отвёртка)

Незнайка: (Сидит около модели деятельности в форме предметной лесенки). У меня мало места на второй ступеньке. Я хотел с этого стола всё положить на вторую ступеньку, а места не хватило. (На второй ступеньке Материалы лежат, а это – Инструменты). Что вы меня путаете…?! Линейка деревянная, молоток и металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная…(Они сделаны из материалов, ими нужно работать).

Воспитатель: Да, Незнайка, тебе дети верно объясняют. У этих предметов другое общее слово. Скажите, ему!

Дети: Инструменты!

Воспитатель: Инструменты. А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов?

Незнайка: Я догадался: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент, а линейку уберите… Вот мамину сумку сюда можно положить, она ведь с ручками… Ещё ручка есть на двери (смотрите на неё). Только сюда никак не положить…

Дети: Смеются!

Воспитатель: (Смеётся вместе с детьми). Да…Всё перепутал! Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами?!

Основная часть:

Воспитатель: Незнайка, ты какой решаешь вопрос?

Незнайка: Почему это вы говорите «инструменты», когда они такие разные?

Воспитатель: Надо доказать Незнайке, чем похожи лопата, лейка и грабли?

— Катя, скажи!

Дети: Я считаю, что лопата, лейка и грабли похожи тем, что ими работают).

Воспитатель: Правильно! Инструментом называют тот предмет, которым производят какую – то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?

Дети: Инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.

Незнайка: Я не смогу их запомнить, их же много…

Воспитатель: Незнайка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе вопрос.

— Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно ли предмет назвать инструментом?

Дети: Можно ли им работать?

— Что им можно делать?

Воспитатель: Правильно!

Незнайка: У меня есть такой предмет, но я не знаю, что это такое?

Воспитатель: (Показывает инструмент, который дети не видели или знают, — штангенциркуль. В словаре определяется так: «измерительный инструмент (раздвижной калибр), состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух щек – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины отверстия»).

Воспитатель: Задавайте вопросы, чтобы решить, инструмент это или нет?

Дети: Как называется? (Штангенциркуль).

— Зачем он нужен? (Он нужен для того, чтобы измерять)

Воспитатель: Молодцы! Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно измерить.

— Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют толщину предмета или ширину отверстия?

Дети: Инструмент.

Воспитатель: Называют его?

Дети: Штангенциркуль.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.

Пальчиковая гимнастика

Танечка, бери иголку,

Сошьём рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье,

И оденем куклу Катю. Показывают указательный палец правой руки – иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот это? (показывает бинокль)

Незнайка: Это я понял. А вот это уж, конечно, не инструмент, он не похож на штангенциркуль.

Воспитатель: Задавайте себе вопросы.

— Какой первый вопрос?

Дети: Как его зовут?

Воспитатель: Раз не похож, значит и имя другое.

— Отвечайте!

Дети: Бинокль.

Воспитатель: Какой второй вопрос надо задать?

Дети: Зачем он нужен? или

— Можно ли им выполнять работу?

Воспитатель: А вы когда – нибудь в него смотрели?

Дети: Да!

Воспитатель: Что же увидели?

Дети: С одной стороны всё маленькое, а с другой – большое.

Воспитатель: С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что близко, станет далеко и станет маленьким.

— Кому нужен бинокль, как вы думаете?

Дети: Когда в театр ходишь.

Воспитатель: А в работе?

Дети: Капитану!

Воспитатель: А что же капитан корабля им делает?

Дети: Уточняет дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей, чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю.

Воспитатель: Так, можно ли бинокль назвать инструментом?

Дети: Да.

Воспитатель: А ещё есть в группе инструменты?

Дети: Называют.

Воспитатель: Давайте поможем Незнайке отобрать инструменты среди разных предметов!

— Как вы будете определять?

Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?

Воспитатель: Вот песочные часы!

— Это инструмент?

Дети: Да! Ими можно измерить время.

Воспитатель: Подставка под книги?

Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать книгу.

Воспитатель: Ведро?

Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.

Итог занятия:

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?

Незнайка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо работу.

Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это инструмент?

Дети: Как его зовут?

— Что им можно делать?

— Для чего он нужен?

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!

— Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы не видели!

Номинация: конспект открытого занятия в старшей группе.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Тема: Наша школа

Цель: объяснить детям, что школа – это воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста; познакомить с работниками школы, рассказать об их обязанностях. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Уточнить знания по лексической теме. Закрепить умения отвечать полным предложением. Воспитывать активность, усидчивость. Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская . Учить детей беречь природу, узнавать и различать растения, растущие во дворе школы. Помочь детям адаптироваться в стенах школы. Найти себе друзей .

Методические приемы: вопрос – ответ, игры, загадки, рассматривание иллюстраций, беседа.

Оборудование: иллюстрации на тему «Школа», цветные карандаши, школьные принадлежности, рефлексия «Школа»

Билингвальный компонент: ұғ алім –учитель, линейка-сыз ғ ыш, ластик- ө шіргіш, тетрадь-д ә птер

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Мотивационно-побудительный

Организационно-поисковый

Рефлексивно-корригирующий

Отгадайте загадку:

* Стоит веселый светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают, Рисуют и читают
… ( Школа- мектеп )

Беседа:

Что такое школа?

А ты думаешь, школы были всегда? Нет. Было такое время, когда школ вообще не существовало. Как же учились дети? Ведь это очень важно, чтобы дети учились, чтобы взрослые им рассказывали всё, что знают сами.

В далёкие древние времена школ не было, и каждого ребёнка учила его мама и то племя, в котором рос ребёнок. Детей учили ухаживать за животными и растениями, заботиться о малышах, готовить пищу и даже иногда охотиться.

Со временем заметили, что есть люди, которые умеют обучать детей лучше других, знают больше, чем другие. Появилась профессия УЧИТЕЛЯ.

Учитель учил не только своих собственных детей, но и всех других. Появились школы - места, куда приходили учиться. В жарких странах школы были прямо под открытым небом, а в холодных - в домах. Детей обучали только грамоте и счёту.

А вот в современных школах дети учатся очень многому - чтению, письму, математике, работе на компьютере. Дети узнают много интересного и важного о природе, о жизни людей, о технике, путешествиях. Да и сами школы стали совсем другими - светлыми, просторными, большими.

Как вы думаете, чему научитесь вы, когда пойдете в школу?

( Воспитатель помещает на стенд картину «В школу»)

Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

Что находится у школьников в портфелях?

Как можно назвать все эти предметы одним словом? В какое время года дети идут учиться?

Назовите профессии людей, работающих в школе.
– Как вы думаете, что происходит? (Он опоздал в школу, учитель ругает) .
– Почему учительница ругает Ваню?
–Послушайте рассказ «Почему Ваня опоздал в школу». Я вам расскажу начало рассказа, а дальше вы продолжите.

Вечером папа принес Ване новую компьютерную игру. И сказал: «Поиграешь завтра, потому что сегодня уже поздно». Сейчас должен собрать портфель и лечь спать, а когда родители уснули... Ваня потихоньку включил компьютер и решил немного поиграть, но он так увлекся, засиделся, и не заметил. Как наступила поздняя ночь.Когда Ваня ложился спать, он даже не вспомнил, что нужно ему собрать портфель. Утром зазвенел будильник, Ваня проснулся и увидел, что вечером он не собрал портфель. Ваня долго собирал свои школьные вещи, когда пришел в школу, уже шел урок. А когда учительница ругала Ваню, он подумал…

Ребята о чем он подумал? (Что вовремя надо собирать портфель, слушать родителей.)

Билингвальный компонент: мектеп- школа, балалар – дети, м ұғ алім –учитель, линейка-сыз ғ ыш, ластик- ө шіргіш, тетрадь-д ә птер

Физминутка:

Молодцы, ребята. А теперь все встали, проверю, как вы знаете буквы и какие внимательные, если покажу вот эту букву – нужно тихо стоять (А), если вот эту – нужно приседать (О), а если эту – хлопать в ладоши (И). Отдохнули, успокоились сели.

Стихотворение «Чудо-школа»
Как мы дружно, весело живем, Учим ноты, песенки поем.
Школа, школа - наш родимый дом, И без школы мы не проживем.
Наша школа - это чудо, В ней так весело всем людям,
В ней так здорово всем людям, Пусть так будет!
Знает точно каждый ученик, Что без школы мир тускнеет вмиг.
Любит школу наша детвора. Школа, школа - лучшая пора!

Чем отличается школа от детского сада? Как вы думаете в школе дети дружат между собой? Вы тоже здесь найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь. А зачем друзья нужны в школе?

д/и «Скажи, какой? »
-Фломастер из пластмассы, какой?
Пластмассовый Линейка из дерева какая? Деревянная Звонок из металла – звонок, какой? Металлический
– Тетрадь из бумаги, – какая?
Бумажная А пенал, какой? Пластмассовый Ластик из резины – ластик, какой? Резиновый Портфель из кожи, – какой портфель? Кожаный

Послушайте и исправьте предложение «Нелепицы»

    Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой )

    Учебник учиться по Васе. (Вася учиться по учебнику )

    Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель )

    Ручка написала письмо Тане. (Таня ручкой написала письмо )

    Азбука читает Олю. (Оля читает азбуку)

Билингвальный компонент: мектеп- школа, балалар – дети, м ұғ алім –учитель, линейка-сыз ғ ыш, ластик- ө шіргіш, тетрадь-д ә птер

Итог: Что нового и интересного вы узнали о школе? Что надо делать, чтобы сохранить чистоту двора школы и внутри школы?

Рефлексия «Школа»

Кто считает, что готов идти в школу, в первый класс –возьмите веселого человечка; Кто чувствует, что еще не совсем готов к школе – возьмите грустного человечка. Спасибо, ребята, за работу!

Воспроизводят: называют работников школы, слушают педагога, отвечают на вопросы, называют слова на казахском языке.

Понимают: зачем дети ходят в школу, для чего она необходима, правила поведения в школе и на улице.

Применяют: любят школу, уважают труд людей разных профессий, работающих в школе.

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:

Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у папы,

Улыбка солнечная – мамы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка

У меня есть семья -

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (Имитация движений.)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема: «Четыре стихии природы».

Цели и задачи:

образовательные:

1 [ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,

Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,

воде, земле, огне.

Способствовать расширению и углублению представлений детей о

природе, формировать у детей экологическое мировоззрение.

Продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли,

правильно строить свою речь, обогащать словарный запас, делать

умозаключения.

Учить видеть необычное в реальном и наоборот.

развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия,

долговременной памяти, разговорной речи, активизация

мыслительной деятельности, любознательности.

Развитие предпосылок наблюдательно исследовательской

деятельности детей, их умение анализировать, сравнивать,

обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и

делать выводы.

Развитие познавательной активности и интересов детей,

побуждение к самостоятельному поиску ответов па возникающие

воспитательные:

проявлять заботу о нашем доме-планете Земля.

Воспитывать привычку бережно относиться и любить

окружающую среду, природу, желание интересоваться явлениями

окружающей среды.

Воспитывать усидчивость, проявлять терпение и дослушивать

ответы товарищей до конца.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: стихия, газ, гороскоп, зодиак,

астролог.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах па

вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке

Предварительная работа:

Проведение серий занятий о земле, воде, воздухе, огне, проведение

элементарных опытов с целью знакомства со свойствами земли,

огня, воды и воздуха. Проведение прогулок-наблюдений. Чтение и

заучивание стихов, загадок. Изучение энциклопедий и

рассматривание иллюстраций.

Развивающая среда:

Виды почвы: песок, глина, чернозем; соль, сахар, мелкие камешки,

стеклянные сосуды для опытов, салфеточки на каждого ребенка,

слайд-шоу, вентилятор, глобус, кластеры, спички, презентационное

оборудование: экран, проектор, ноутбук, фонограмма.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий,

наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм,

загадок; Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация;

сюрпризный момент; использование инновационных технологий,

использование игровых технологий.

Ход занятия:

Организационный момент:

Доброе утро! я вам говорю.

Доброе утро, я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться.

Сегодня у пас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить.
Давайте подарим им паши улыбки, чтобы создать хорошее
настроение. Л чтобы много узнать надо быть внимательными, не
кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки.
Договорились? Вот и замечательно.

2.Основная часть:

Четыре клада, четыре стихии есть у природы: Земля и воздух, огонь и вода - вот ее основа. Вода и воздух, огонь и земля 11а пашей планете всем людям друзья (показ слайда).

Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о природных стихиях. Слово «стихия» в переводе
означает начало, основа. Стихиями называют неживые силы
природы: земля, вода, огонь, воздух, т. с. природные явления.

Паша земля - это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим, а что еще вызнаете и можете рассказать о земле? Как вы ее себе представляете? (вид Земли из космоса)

Верно, паша земля похожа на огромный шар, она круглая. Л что вы можете сказать о предмете, который у меня в руках? (глобус)

Ребята, сегодня мы с вами говорим о земле как о планете, но вспомните занятие, когда мы говорили о земле как о почве, и какая бывает почва?

Вы помните, как мы сажали семена во все три вида почвы и сейчас мы сравним, как взошли семена в трех разных почвах? Что мы видим? Лучше всего семя проросло в черноземе, а хуже в глине и песке потому, что в песке нет никаких питательных веществ, глина- очень твердая. Значит, какой мы можем сделать вывод? Что не во всякой почве могут расти семена, самая благоприятная почва для растений чернозем, потому что она более мягкая, рыхлая и в ней содержится больше питательных веществ, которые способствуют лучшему росту растений. -А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух) -Правильно, это воздух, но мы называем его по другому - ветер. -Воздух это очень важный и нужный ветер, что вы знаете о нем? (показ слайда)

Правильно, без воздуха мы не сможем долго прожить. Давайте попробуем провести маленький эксперимент закроем поиск двумя пальчиками, а ротик иа «замочек» и посмотрим что произойдет. По только, ребята, как только вы устанете - разожмите пальчики. Вот видите, кто - то из вас раньше, а кто - то позже не выдержал и разжал пальчики. Это и подтверждает, что человек не может жить без воздуха.

Л как вы думаете, воздух можно увидеть? Нет, воздух мы увидеть не можем, но можем его почувствовать (включаю вентилятор). Физминутка игра «Четыре стихии». Воздух руки вверх, Вода - плавают,

Огонь - «метелка руками», Земля - садятся па корточки. Релаксация игра с песком

Представьте себе, что вы наклоняетесь, берете в руки песок, крепко сожмем его в кулачках, сделаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, а теперь разожмите медленно кулачки, высыпьте песок, сделайте выдох, стряхните руки. Звучит фонограмма журчания воды. -Что вам напоминает этот звук?

Давайте вспомним все, что мы знаем о воде, в чем се сила и красота? (показ слайда)

Еще одно свойство, о котором я хочу вам сказан, вода легко растворяет в себе многие вещества соль, сахар (опыт), но есть вещества, которые вода растворить не может, например: мелкие камни, попробуйте проверить. Значит, мы можем добавить еще одно условное обозначение, которое указывает, что многие вещества в воде растворяются (добавить кластер). -Ребята, а как вы думаете па земле много воды? Давайте вернемся к глобусу. Скажите, каким цветом обозначена вода? Гак много или мало воды? -Л кому нужна вода?

Да, без воды все живое па земле погибнет, вода это жизнь и се пало беречь.

Л как вы думаете, вода может приносить вред? -11епасытсп, беспощаден,

все сметает па пути:

и строения, и деревья,-

с этим братом не шути. -О чем эти слова? (показ слайда) -Л что вы знаете об огне? Для чего он нужен?

Да, верно, это огонь, который служит на благо человеку, а есть еще другой огонь: посмотрите, я зажгла спичку, она горит. Скажите быстро или долго она горела? -Можно детям играть со спичками?

I lei, вы правы. Это опасно для здоровья и даже для жизни человека. Вы не успеете заметить как маленькая искорка от спички может перекинутся на другой предмет и может возникнуть страшный пожар, который разрушит все. Такой огонь беспощадный

и с ним лучше не шутить. И есть специальная служба 01, которая

борется с пожарами.

Ребята, давайте теперь мы посмотрим па доску и скажем кому

какая стихия нужна? (кластеры)

Ребята, если вы помните, мы писали телеграмму астрологу и

приглашали его к нам в гости. Л помните кто такой астролог? (

появляется астролог)

Здравствуйте! Я астролог. Я слышал, что вы сегодня говорите о

стихиях. Л вы знаете, что астрологи тоже изучают стихии. Каждый

из вас родился в определенном месяце, а каждый месяц имеет свою

стихию, а значит и у вас есть своя стихия. Я приготовил для вас

карму стихий, и каждому из вас я подарю па память о сегодняшней

встрече такую карту (показ слайда)

3.Заключительная часть.

Есть па Земле огромный дом под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

1 природою родной земли зовется этот дом.

Так будем же беречь, любить и охранять свой дом!

Да, ребята, паша природа очень богата и красива, и мы должны ее

беречь, охранять и делать все, чтобы она становилась только

красивее.

4. Подведение итога занятия.

Что больше всего вам поправилось па сегодняшнем занятии?

Что было для вас полезным?

Какая стихия вам больше по душе и почему?

Какое пожелание вы хотели бы сказать?

Будьте здоровыми, будьте счастливыми,

Будьте как ясное солнце красивыми!

Будьте веселыми как ручеек!

Теплыми, яркими, как огонек! -Спасибо за пожелание. Па этом занятие закончилось. Спасибо вам за активную работу.

Вам также будет интересно:

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения
Туберкулез – опасное инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией Mycobacterium...
Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...