Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Транспорт

группе на тему

«ТРАНСПОРТ»

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической

группе на тему «ТРАНСПОРТ»

Цель занятия:

1. Развивать связную речь детей.

2. Тренировать в составлении описательных рассказов с опорой на предмет.

3. Практическое усвоение предлога «на»; слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действия. Активизация словаря по теме «Транспорт».

4. Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.

5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

6. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.

7. Закреплять и обобщать знаний детей о транспорте.

8. Развивать действия контроля.

Оборудование:

Магнитофон, игра «Компьютер» (у каждого ребенка), Незнайка; сюжетные картинки, загадки, картинки-отгадки, светофор, игрушечный транспорт (у каждого ребенка), «Веселый паровозик», таблички на определение места звука в слове.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент П. Постановка цели занятия

Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Незнайка).

Сегодня он пришел к нам со своим сундучком. Интересно, что у него там? Но сначала посмотрим, что еще принес нам Незнайка: какую-то чудесную вещь. Что это такое, вы сможете узнать, если отгадаете загадку:

Друг от друга тянут сами

Правильно, это наш старый знакомый - магнитофон. Он сегодня будет помогать нам на занятии.

А теперь посмотрим, что же в сундучке? (Логопед вынимает из сундучка и расставляет на полке игрушки - транспорт). Назовем эти игрушки.

А как сказать одним словом, что это? (Транспорт).

Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

III . Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения

Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.)

Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.)

А на чем можно ездить по железной дороге?

Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.)

А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Не-знайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки логопед прикрепляет на рисунки.)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Что за птица: песен не поет,
Гнездо не вьет,

Людей и груз везет. (Самолет)

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.

По руке к бокам приладил

И поплыл по водной глади. (Лодка)

Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса,
Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (Велосипед)

Плывет белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

Чудо-птица,
Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Что за чудо:
Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

Давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске).

А теперь поиграем в компьютер.

Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку.

Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится.

Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (На метро.)

Какой это вид транспорта? (Подземный.)

Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт ! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах - электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)

Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.

IV . Дифференциация видов транспорта в зависимости от выполняемой работы

Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)

Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Вспомните, кого мы видели на перекрестке? Кому подчиняются все машины? (Регулировщику.)

А как постовой-регулировщик был одет? (Форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл.)

А почему регулировщик так одет? (Чтобы водители сразу заметили его.)

А для чего ему нужен жезл? (Жезл - как волшебная палочка в руках регулировщика; им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться.)

А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.)

Где стоит светофор? (На перекрестке.)

Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)

Что приказывает красный свет? (Стой!)

Желтый? (Приготовься!)

Зеленый? (Иди или можно ехать.)

V . Физминутка

Давайте поиграем в шоферов. Будьте внимательны. На красный свет тормозите. Не создавайте на дороге аварийную ситуацию.

VI. Специальные машины

А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.)

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)

А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.

Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

VII . Игра на внимание

Посмотрите, какие картинные загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.

1)Посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный?

2)Посмотрите на 2-й вагончик. Не трамвай и не синий.

3)Посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопасти на винте, а синие.

VIII . Составление описательных рассказов (с опорой на предмет)

Давайте мы сейчас поиграем в летчиков, космонавтов, машинистов, капитанов, водителей.

Посмотрите, какой у меня самолет. Я - летчик. Я летаю на пассажирском самолете. А теперь помогите мне рассказать о моем самолете самое интересное.

Коллективное составление рассказа (с использованием слов: крылья, хвост, шасси, двигатель, аэродром, аэропорт, взлетная полоса, рация, взлетает, садится, летит, идет на посадку).

Посмотрите, что у вас в коробках сегодня (в ней 2 игрушки - транспорт).

Рассмотрите свои машины. Расскажите о своем транспорте все, что помните. Не забудьте сказать, кто водитель, летчик, машинист, капитан... (несколько детей).

IX . Угадайте, кто это? (Работа с магнитофоном.)

Каждый из вас знает стихи о транспорте. Сейчас мы включим магнитофон и прослушаем, как рассказали стихи те дети, которые лучше всех следили за своей речью. Угадайте, кто был самым старательным? (Стихотворение «Умные машины».)

X . Как вести себя на улице

Вы обратили внимание на последнюю строчку стихотворения? Да, с машинами надо дружить и, чтобы машины не причинили вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказывал инспектор ГАИ на экскурсии. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет).

Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!

XI . Итог занятия

Стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты».

Программное содержание: уточнять представления детей о разнообразии транспортных средств, профессий на общественном транспорте;

активизировать в речи названия транспортных средств и их деталей; знакомить детей с правилами речевого поведения во время посадки-высадки и поездки в общественном пассажирском транспорте; формировать навыки вежливого разговора; в процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ; развивать слуховое внимание, память; обогащать словарь вежливыми выражениями, относительно ситуации и возраста говорящего; стимулировать применение правил поведения в пассажирском общественном транспорте.

В. Помогите сказочному персонажу добраться до нашего детского сада по лабиринту.

Вот они, наконец! (Показывает портреты сказочных героев.) Что же вас так задержало в дороге? Давайте послушаем историю Незнайки.

Незнайка. Я очень спешил к вам. Бежал, бежал… Увидел нужный мне автобус и поспешил к нему. А автобус около меня не остановился…

В. Ребята, где Незнайка должен был ждать автобус, чтобы сесть в него? (На автобусной остановке.) А где совершают посадку в самолёт? (В аэропорту.) Где мы можем сесть на поезд? (На перроне вокзала.) На корабль? (На причале морского порта.) И т.д.

Емеля. А меня с моей печи прогнал злой дядя в форме с полосатой палочкой. Он кричал, что моя печь не тормозит на перекрёстке, что я не смотрю на какие-то све-то-форы. А я смотрел! Во все стороны смотрел, но я же не знаю этих «форов»!

В. Ой, Емеля! Так ездить очень опасно. Сейчас ребята расскажут тебе про светофор. (Ответы детей.)
А теперь мы поиграем в игру «Необычный светофор».

Все дети - пешеходы (или автомобили) - выстраиваются в ряд. Взрослый обозначает движением рук их дорогу в другую часть комнаты, а сам становится на середине пути, он - светофор.
«Светофор» называет предмет (качество, категорию), при наличии которой дети могут спокойно перейти (переехать) дорогу.

Например: «Дорога открыта для тех, у кого в одежде есть жёлтый цвет». Дети проходят спокойно мимо светофора, показывая и называя этот предмет жёлтого цвета: «У меня жёлтый бант. А у меня жёлтая пуговица и т.д.» Остальные дети пытаются пробежать мимо «Светофора», а он их ловит. Кого поймает - штраф: назвать предмет этого цвета.

  • в названии какого транспортного средства есть звук «а»;
  • кто назовёт деталь автомобиля;
  • кто скажет вежливое слово и т.д.

В. Давайте послушаем рассказ почтальона Печкина.

Печкин. Я очень люблю свой велосипед. Но ехать к вам так далеко да и холодно ещё на велосипеде-то. Вот я и решил пересесть в автобус. На остановке его ждал, как надо. Но меня с велосипедом в автобус не пустили.

В. Ребята, вам знакома такая ситуация? Почему Печкина не пустили в автобус? (Много пассажиров, в автобусе тесно, велосипед большой и т.д.) Что мы ему посоветуем в такой ситуации? Как люди перевозят свои маленькие транспортные средства - велосипеды, байдарки, скутеры и т.д.? (На багажнике автомобиля…)

Рассеянный. А я правильно нашёл остановку, правильно сел в автобус, но там было много других людей, они не выходили на той остановке, где ваш садик. Вот я и проехал мимо - не смог выйти из этого автобуса.

В. Как надо было Рассеянному поступить в такой ситуации? (Спросить, кто выходит на следующей остановке, и попросить пропустить к выходу.) Как, например, это скажешь ты, Ваня? А ты, Танечка? Конечно же, одно из правил поведения в транспорте - заранее готовиться к выходу. Об этом часто предупреждают водители и кондукторы.

Рассеянный. Я хотел привезти для вас интересную игру «Разные машинки», но все их детали я перепутал, а сложить сам уже не могу. Вы мне поможете?

В. Наши ребята помогут тебе сложить из деталей все машинки. (Раздаёт разрезные картинки машин каждому ребёнку.) А знаете ли вы названия этих деталей? Расскажи, из каких деталей состоит твоя машина, Коля?

Буратино. А я знаю, что нужно спросить у кондуктора или водителя, когда надо выходить. Только я спрашивал, спрашивал, а они мне не могли ответить.

В. Как же ты спрашивал?

Буратино. На какой остановке мне выйти к ребятам в детский сад? А они начали рассказывать, что у вас здесь в городе много детских садов, много ребят… Спрашивали все какой-то ад-рес. У меня такого нет.

В. Ребята, почему пассажиры не смогли помочь Буратино? Что такое адрес? Знаете ли вы адрес своего дома, нашего сада? Как надо было спрашивать?

Винни Пух. А я вот опять застрял в узких проходах автобуса, как у Кролика в норе. Меня никто не хотел пропускать. Я и так лапами ворочал и этак… А пассажиры ещё ругать меня начали: «Не толкайся, не рычи.»! А как мне выйти, если вижу свою остановку?

В. Ребята, объясните Винни Пуху, как надо приготовиться к выходу? (Будьте любезны, пропустите меня к выходу, пожалуйста.) Конечно, Винни, ты совсем забыл вежливые слова!

Золушка. Уважаемый Винни Пух! Вы ехали со мной в одном автобусе и так громко пыхтели, толкались, что я нечаянно наступила своей хрустальной туфелькой на маленького Гнома. Мне было очень неловко. Я даже забыла, как перед ним извиниться.

В. Не печалься, Золушка. Мы поможем подобрать тебе нужные в этой ситуации выражения. (Выслушивает несколько вариантов ответов детей.)

Гном. Хоть и хрустальная туфелька, а не очень-то приятно, когда на тебя наступают. Но я тебя, Золушка, давно уже простил. Мне тоже трудно было ехать в этом автобусе. Я увидел Чебурашку и хотел его позвать, рассказать ему смешную историю. А он ничего не слышал, своими большими ушами хлопал всем пассажирам по лицу. Я так и упал от смеха.

Чебурашка. Да, тебе смешно было! Ты вот упал от смеха, а я упал от того, что этот автобус всё время дёргался то вперёд, то назад. И я тоже падал на пассажиров то вперёд, то назад… Хотел пробраться к тебе, чтобы поговорить, но так много людей стояло в проходе, что мне пришлось кричать тебе в ответ.

В. По-моему, ваше поведение в автобусе не понравилось пассажирам? Ребята, почему окружающие Гнома и Чебурашку пассажиры были недовольны? (В общественном транспорте нельзя шуметь, а во время движения надо держаться за поручни.)

Буратино. Около меня все сиденья были заняты, а я хотел смотреть на дорогу. Мне же интересно! Вот я и полез быстрее на сиденье, когда оно освободилось. А тут эта старуха Шапокляк меня оттолкнула и сама уселась. Я так и не увидел свою остановку.

Шапокляк. А ты разве не знаешь, глупый деревянный мальчишка, что старушкам надо уступать место в транспорте?!

Буратино. Ну мне же не видно дороги!

В. Успокойтесь, пожалуйста, милые гости! Не ругайтесь. Сейчас мы с ребятами обсудим эту сложную, но очень часто встречающуюся ситуацию. Ребята, как вы думаете, кто из них прав? (Оба правы и оба виноваты.)

Кто в таких ситуациях кому уступает место для сидения?

Давайте поиграем в «Автобус». (Дети садятся на стульчики, расставленные в форме автобуса.) Кто будет водителем? Что ты будешь делать? Кто кондуктор? Ты помогай пассажирам занять места, приобрести и прокомпостировать билетик, найти нужную остановку.

В. Наши сказочные герои отправляются назад в свои сказки. Что вам больше всего запомнилось от встречи с ними? Давайте вежливо с ними попрощаемся.

Лексическая тема: «Транспорт»

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;
- развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных);
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических умений и навыков.

Оборудование: презентация (скачать) , компьютерная программа «Игры для Тигры».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

2. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте.

3. Уточнение и расширение словаря по теме: «Транспорт».

Ребята, посмотрите на экран (слайд №2). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?

Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный.

4. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза (смена слайда на слайд №3).

Угадайте, чего не стало?

5. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

Проводится игра «Город» из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся правильно говорить». Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух.

6. Развитие грамматического строя речи.

Ребята, мы с вами прошлись по улицам города и увидели разнообразный транспорт. Давайте вспомним, а кто управляет транспортом (слайд №4). Составьте предложения по образцу: «Паровозом управляет машинист» и т.д.

Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт? Исправьте ошибки (слайд №4). Дети с помощью мыши передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т.п.

7. Образование относительных прилагательных.

Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете от какого транспорта все эти части?

Упражнение «Из чего - какой» (слайд №5).

Дверца из металла (какая?) - металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) - ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)- ….
Колесо из резины (какое?) - ….

8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор (слайд №6).

9. Физкультминутка (слайд №7).

Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
(руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели,
(присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)

10. Составление предложений по опорным картинкам.

Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам (слайд №8).

Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах.

11. Графический диктант.

Дети выполняют графический диктант. В конце демонстрируется слайд №11.

12. Итог занятия.

Денисенко Екатерина Викторовна,
учитель-логопед

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель-логопед ДОУ № 287 г. Донецка
Описание: Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Занятие направлено на развитие познавательных, речевых способностей у детей. Данное занятие можно использовать как итоговое по теме «Транспорт»
Цель: Закрепление представлений о транспорте специального назначения.
Задачи:
1.Расширять знания о транспорте специального назначения, характерных признаках машин, профессиях людей, работающих в сфере транспорта, телефонах экстренных служб, уточнять и расширять словарь по теме.
2.Развивать зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, логическое мышление, общую моторику, внимание, память.
3.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
Материал: демонстрационный материал «Машины специального назначения», серия сюжетных картин, атрибуты для игры «Срочный вызов», компьютер, запись звуков сирен специального транспорта.
Предварительная работа: беседы о транспорте, рассматривание картин всех видов транспорта, чтение стихов, загадок, наблюдение за транспортом во время прогулок.

Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня я шла на работу и услышала очень громкий звук на дороге (звучит звук сирены машины скорой помощи). Вам знаком этот сигнал? Какая машина мчалась, обгоняя другие машины?
Дети: Это машина скорой помощи.
Логопед: Почему у машины скорой помощи такой громкий и необычный сигнал?
Дети: Потому что скорая помощь спешит к больному человеку.
Логопед: Правильно, поэтому её пропускают другие машины. Предлагаю вам поговорить о машинах специального назначения. Рассмотрим такие машины на картинках. Какой транспорт специального назначения вам знаком? (ответы детей) Специальные машины нужны для ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: роет котлован, поднимает грузы на высоту, перевозит продукты, ремонтирует оборванные провода, тушит пожар…

Логопед: Зимой на наших улицах появились необычные машины:
Чудо-дворник перед нами,
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
Дети: Машина для уборки снега.
Логопед: Правильно, это снегоуборочная машина. Когда эти машины появляются на улицах города?
Дети: Зимой, когда выпадает много снега. После снегопада на дорогах появляются снежные заносы. Эти машины чистят дороги от снега.
Логопед: Чей труд заменяют снегоуборочные машины?
Дети: Труд дворников.
Логопед:
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
Дети: Это поливальная машина.
Логопед: Зачем поливальные машины поливают улицы?
Дети: Чтобы улицы были чистыми, а в жару после полива становится свежее.
Логопед: Какую работу ещё может выполнять поливальная машина?
Дети: Может поливать цветы, деревья, газоны.
Логопед:
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную,
Спешит тушить пожар!
Дети: Это пожарная машина. Она едет, обгоняя всех и никто её не задерживает. Пожарным надо быстро добраться до места пожара и скорее потушить огонь.
Логопед: Правильно. Как вы думаете, почему пожарные машины красного цвета?
Дети: Чтобы все видели эти машины издалека.
Логопед: Как пожарная машина может сообщить всем, что спешит на пожар и ей нужно освободить дорогу?
Дети: Пожарная машина включает сирену, она очень громко воет, а вверху, на крыше кабины, горит мигалка.

Логопед: Верно. И пешеходы, и машины, услышав сигнал, должны освободить проезжую часть и пропустить машину, спешащую на пожар. Чем оборудована пожарная машина для тушения пожара?
Дети: У машины есть длинные шланги, раздвижная лестница, чтобы можно было добраться до верхних этажей, большой бак с водой.
Логопед: Как называется профессия людей, работающих на пожарных машинах?
Дети: Пожарные.
Логопед: В какую специальную одежду одеты пожарные?
Дети: На голове – каски, костюмы специальные, которые защищают от огня.
Логопед: Как вы думаете, какими качествами должны обладать пожарные?
Дети: Они должны быть смелыми, сильными.
Логопед: В случае пожара срочно вызывают пожарную машину по специальному номеру телефона. Запомните его и вы – 101.
Логопед:
Эта машина поможет всегда
Сменить обгоревшие провода,
Развесить на праздник фонарики,
Достать улетевшие шарики.
Дети: Это аварийная машина, она ремонтирует порванные провода.
Логопед: Правильно. Эта машина называется электротехническая. Вы наблюдали на улице за работой этой машины? Как она работает?
Дети: Вверх поднимается вышка, в ней находится мастер, который чинит провода.
Логопед: Как вы думаете, в каких случаях на машине включают проблесковый маячок?
Дети: Если случилась авария, остановились троллейбусы и надо быстро добраться до места аварии.
Логопед: Как вы думаете, в каких ещё случаях может помочь электротехническая машина?
Дети: Может помочь повесить украшения к празднику, заменить сгоревшие лампы в фонарях, украсить высокую новогоднюю ёлочку.

Игра «Мы шофёры»

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Мы шофёры». Вы будете шофёрами, думаю, что вы хорошо знаете свои машины и сможете назвать части машины.
(дети называют части машины и повторяют за логопедом движения, изображая детали)
Капот (руки вытянуты вперёд), двери (руки согнуть в локтях, ладони «смотрят» друг на друга; развести ладони в стороны - двери открываются), багажник (руки отвести назад), мотор (ладони сжать в кулак, вращать по кругу, длительно произносить звук Р), кабина («крыша» из ладоней над головой), фары (сжимать и разжимать кулаки), руль (крутить воображаемый руль перед собой), кресло (присесть, руки на колени), педаль (поднимать и опускать правую стопу, пятка на полу), колёса («рисовать» указательными пальцами круги, длительно произносить звук Ш).

Игра « Вызываем специальный транспорт»

Логопед: Ребята, поиграем в игру «Вызываем специальный транспорт». Посмотрите на картинки, на них изображены разные ситуации. Какой специальный транспорт нужно вызвать в каждом случае? Покажите эту машину на картинке.
Демонстрируется первая картинка.
Дети: Эта машина сломалась, она не может ехать сама. Надо вызывать эвакуатор. Эвакуатор отвезёт машину на станцию техобслуживания.
Демонстрируется вторая картинка.
Логопед: Посмотрите на эту картинку. Скажите, какая машина нам поможет?
Дети: Нам нужен мусоровоз. Эта машина собирает мусор, вывозит его из города. Город становится чистым.
Демонстрируется третья картинка.
Логопед: Как вы думаете, какая машина должна приехать в этом случае?
Дети: Если случилась драка, кто-то нарушает порядок, нужно вызывать полицейскую машину. Полицейские заберут хулиганов в полицию.
Логопед: В чём заключается работа полицейских?
Дети: Полицейские следят за порядком, за соблюдением закона.
Логопед: Чем похожи профессии пожарных и полицейских?
Дети: Пожарные и полицейские спасают жизни людей, иногда рискуют своими жизнями.
Логопед: Нам надо запомнить телефонный номер, по которому вызывают полицию – 102.
Демонстрируется четвёртая картинка.
Логопед: Какая машина поможет людям на хлебном поле собрать пшеницу?
Дети: Пшеницу косит комбайн.
Логопед: Как вы думаете, зачем комбайну нужен проблесковый маячок, ведь эта машина не спешит на срочный вызов.
Дети: Комбайн – очень большая машина, когда комбайн едет по дороге, он занимает очень много места на дороге. Поэтому водители других машин должны быть очень внимательными.
Демонстрируется пятая картинка.
Логопед: Какую машину нужно срочно вызывать в этом случае?
Дети: Если кто-то заболел, надо срочно вызывать скорую помощь. Приедет доктор и назначит лечение. А если человеку очень плохо, скорая помощь отвезёт больного в больницу.
Логопед: Правильно, иногда для спасения чьей-то жизни может срочно потребоваться помощь. Тогда вызывают специальную машину скорой помощи. Врачи оказывают человеку первую помощь и, если это нужно, могут быстро отвезти тяжелобольного в больницу. Как мы узнаём машину скорой помощи?
Дети: Машина скорой помощи белого цвета с красным крестом.
Логопед: Чем оборудована машина скорой помощи?
Дети: Специальным оборудованием для лечения и спасения жизни людей.
Логопед: Запомним телефонный номер, по которому вызывают машину скорой помощи – 103

Игра «Срочный вызов»

Предлагаю организовать игру, в которой машины специальных служб будут спешить на помощь людям, попавшим в беду. Разделимся на три бригады: бригада скорой помощи, пожарная бригада, полицейский наряд. Тревожные вызовы будет принимать диспетчер Полина. Алёна будет вызывать аварийные службы.
Алёна: Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 102. На улице Зимней, дом 1 дерутся хулиганы. Пришлите полицию.


Полина: Здравствуйте. Вы позвонили в полицию. Ваш адрес улица Зимняя, дом 1? Высылаем наряд полиции.
Дети из «полицейского наряда»:
Если к дому вор крадётся,
Заприметите едва,
Вам 102 набрать придётся!
Номер помните? 102!
Завязалась если драка,-
Не помогут тут слова!
Знает каждый человек -
Вызывать пора 102!
(под звук полицейской сирены «выезжает» наряд полиции)


Алёна : Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 103. У ребёнка высокая температура. Пришлите срочно скорую помощь по адресу улица Летняя, дом 2.
Полина: Здравствуйте. Вы позвонили диспетчеру скорой помощи. У вас заболел ребёнок? Ваш адрес улица Летняя дом 2? Высылаем бригаду скорой помощи.
Дети из «бригады скорой помощи»:
Поднялась температура?
В горле боль? Болит живот?
Может быть нужна микстура,
Но какая подойдёт?
Погоди, малыш, не плачь!
Если болен, нужен врач!
Номер «скорой» набери,
Поскорей звони 103!
(под звук сирены «выезжает» бригада скорой помощи)


Алёна: Алло! Здравствуйте! Я звоню по номеру 101. У соседей пожар! Адрес улица Весенняя, дом 3. Срочно пришлите пожарную машину!
Полина: Здравствуйте. Пожарная приняла вызов. Ваш адрес улица Весенняя дом, 3? Пожарная машина уже выехала.
Дети из «пожарной бригады»:
В переулке за прудом
Загорелся чей-то дом!
Медлить некогда! Беда!
Эй, пожарные, сюда!
«101», скорей, спешите,
Дом горящий потушите!
При пожаре, всем известно,
101 набрать уместно.
(под звук сирены «выезжает» пожарная бригада)

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...