Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Конспект занятия придумывание конца к сказке айога. Тема. Рассказывание нанайской сказки «Айога». Мозговой штурм «Кто больше знает сказок»

Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Конспект занятия по чтению художественной литературы.

Сказка «Айога»

Воспитатель: Исаева Ф.В.

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством других народов. Расширять знания о жизни народов севера. Познакомить с бытом народа севера. Воспитывать любовь и уважение к матери. Учить анализировать художественный текст с точки зрения нравственных проблем. Работать над развитием навыка диалогического выразительного чтения.

Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказках.

Оказавшись в сказке, вдруг, повернемся мы вокруг.
Поворот на раз и два дружно сделаем друзья.
Удивительно кругом: тут Кощей и Кошкин дом.
По дорожке мы пойдем. Дуб волшебный мы найдем.
Мы посмотрим вверх и вниз, чудо дуб вознесся ввысь.
В темном небе звезды блещут, в синем море волны плещут.
Но пора и возвращаться, чтобы в сказке не остаться.
Ждут нас в садике дела, возвращаться нам пора.
А сейчас, ребята, пройдите к стульчикам, присаживайтесь. (Воспитатель предлагает взять каждому ребенку зеркало). По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!

Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают!)

Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся. Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.

Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.

Рассказывание сказки с выставлением иллюстраций.

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? - О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.) Вспомнить, как это было помогут нам 3 девочки. Инсценирование сказки.

Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая…)

Кто помог матери? (Соседская девочка.)

Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

- Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Ребята, я просила вас дома подобрать пословицы о труде, доброте, помощи, давайте их сейчас послушаем.

(Ответы детей)

"Жизнь дана на добрые дел", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.” ; "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.”; "Не с лица воду пить”; "Всякий человек в деле познаётся.”; "Без труда нет добра”; "Маленькое дело лучше большого безделья”; "Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; "Труд кормит, а лень портит” …

По добру - добро, а по худу - худо.
Не гляди высоко: запорошишь око.
Лениться да гулять - добра не видать.
Не по виду суди, а по делам гляди.


Молодцы! Очень порадовали меня, надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Продолжите фразу:
- Я похвалю своего друга за то, что…
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и на стол быстрей кладем.
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем делать гусочку путем складывания бумаги. Как это можно назвать по-другому? (оригами). (Или сделать волшебство: положить мятые бумаги в коробку и оттуда достать готовых гусей, сделанных оригами и предложить их украсить)

Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.


Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

Цель: Знакомить со сказками других народов. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.

Задачи: Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. Воспитание интереса к художественной литературе. Поощрение желания помочь, сопереживать. Активизация и обогащение словаря детей.

Оборудование и материалы: презентация сказки, компьютер и проектор, игрушка солнышко, запись музыки.

Методы и приемы: показ презентации, чтение стихотворения, дидактическая игра, чтение сказки, объяснение.

Работа по закреплению пройденного материала: чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов; беседа о хороших поступках; игра «Назови лишнее», чтение поговорок о доброте.

Рекомендации для родителей: повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».

Индивидуальная работа: закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

Ход:

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

Доброе утро! – птицы запели.

Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Вовочка!»

Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.

Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)

Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Я тоже очень люблю сказки. Мы с вами читали много разных сказок. Какие сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и т.д.

Воспитатель: Молодцы, дети, много сказок знаете! И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой. Это нанайская сказка «Айога».

Воспитатель показывает слайд 1.

Воспитатель: На этом слайде изображена кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. Но прежде чем приступить к просмотру сказки, мы с вами отдохнем и сделаем массаж лица. Возьмите себе каждый зеркало.

Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!

Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?

Дети: мы!

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?

Дети: хорошо.

Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?

Дети: Айога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?

Дети: Айога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной.

Воспитатель: А в наше время встречаются люди, которые любуются только собой и не замечают никого вокруг?

Дети: Да.

Воспитатель: В этой сказке девочка Айога превратилась в гуся. А что может случится с таким человеком в реальной жизни?

Дети: Такого человека ждет одиночество.

Воспитатель: Дети, придумайте каждый из вас продолжение сказки, только со счастливым концом.

Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Назови лишнее слово». Я вам буду называть ряд слов, а вы определите, какое слово в этом ряду лишнее. Почему оно не подходит к остальным словам и объясните почему.

Игра «Назови лишнее»:

    Радость, грусть, веселье, счастье.

    Внимательность, забота, злость, доброта.

    Жадный, добрый, заботливый, щедрый.

    Лживый, справедливый, воспитанный, честный.

    Аккуратный, смелый, трудолюбивый, ленивый.

Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?

Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.

Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки Айоги. Ну а сейчас давайте попрощаемся друг с другом. Я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.

Дети с воспитателем встают вкруг, и берется за руки.

Воспитатель читает стихотворение:

Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно светло!

Список используемой литературы:

    В.В. Гербова, «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» Планы занятий.

    Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: пособие для педагогов дошк.учреждений.- Мн. Нар. Асвета, 1999.

    «Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста», сост. Л.Е.Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.

МАОУ «Лицей№38»

Урок

литературного чтения

Тема: Нанайская сказка

«Айога»

Класс: 2

Система: Л.В.Занкова

Учитель: Калашникова Н.И.

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новой сказкой,

обеспечить осмысление новых слов и понятий

«нанайцы», «очаг», «покоробятся», «мялка»,

организовать деятельность учащихся по восприятию

и осмыслению нового произведения;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших

школьников: бегло, сознательно и правильно читать,

пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, с отрывом взгляда от текста, создать условия

для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдения пауз и логических

ударений;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства доброты, сопереживания, способствовать

сплочению классного коллектива.

Оборудование:

учебник, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, шаблон солнышка, разрезанные пословицы на партах, массажные мячики, индивидуальные массажные

коврики для проведения физминуток.

1. Организационный момент (слайд2)

Урок любимый, чтение- наступил,

Много гостей он к себе пригласил.

Будем думать, рассуждать,

Пословицы к поступкам будем подбирать,

Ну, а физминутки нам будут помогать-

Ни минуты зря не будем мы терять!

2.Артикуляционная зарядка

- Для работы настроим наш речевой аппарат

(Работа со скороговоркой) (слайд 3)

Мама Милу с мылом мыла.

В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Не сердись, дочурка Мила!

Не сержусь,- сказала Мила,

Будто дочь послушная и ласковая;

Будто дочь капризная и грубая;

пальчиков(массажный мячик передавать друг другу)

Вы заметили, как мама обращается к дочери?

(С любовью, нежностью, добротой…)

Придумайте антонимы к этим словам:

трусливый-смелый; нежность-грубость; добро-зло…

Вам приходилось встречаться с этими понятиями одновременно? Когда? (Ежедневно в каждом из нас живёт несколько персонажей, так же как и в

сказке «Крошка Енот».)

3.Проверка домашнего задания

Дома вы читали эту сказку с отрывом взгляда от текста,

как диктор на телевидение.(читают несколько учеников)

Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях.(Приветливость, ласка, справедливость, отзывчивость, доброжелательность…)

Надеюсь, что рядом с вами будут всегда только такие люди.

4. «Мозговая гимнастика»+творческие

задания, подводящие к раскрытию темы урока)

(выполняется с целью улучшения мозговой деятельности и профилактики зрения)

а)-Представьте, что на кончике вашего носика находится карандаш, напечатайте буквы одну за

С, К, А, З, К, А

б) «Зашифрованное слово»

Первая буква следующего слова начинает алфавит;(А)

Вторая- обозначается согласным звуком, который всегда мягкий, находится между буквами

Третья - внешне похожа на цифру, которая в математике не относится к натуральному ряду;(О)

Четвёртая- парный звонкий звук для глухого«к»(Г)

Пятая - такая же, как и первая.(А)

Ударение падает на 3 слог.

Какое слово получилось?

Какое было первое слово?

Это тема нашего урока:

Нанайская сказка «Айога».

5.Подготовка к восприятию.

А знаете ли вы, что это за народ и где он живёт?

(дополнительный материал рассказывает подготовленный ученик)

Это горный и смелый народ, немногословный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таежном краю, охотятся на белку, соболя, в тайгу ходят на широких и коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряженных в нарты. Живут в чумах близ могучей реки Амур. У нанайцев есть много народных песен, словно наполненных запахом кедровой живицы и горьковатого дыма костров.

Вам встретятся незнакомые слова: очаг(слайд№5);

мялка(слайд№6);руки покоробятся-станут неровными, искривятся.

– У этой сказки, как и у любой другой, есть своя тайна. Давайте попробуем раскрыть её.

6.Изучение нового материала

а)П е р в и ч н о е ч т е н и е (аудиозапись сказки)

– Внимательно вслушайтесь в содержание сказки, проследите, как развиваются события, и найдите ключик к тайне. Прочитайте на странице 76 высказывание Шерлока Холмса. Почему стоит многоточие?

б) П о в т о р н о е ч т е н и е и р а б о т а по содержанию (чтение учащимися по цепочке).

Имя девочки сказочник читает грубо, с насмешкой.

Но ведь она же красивая. Неужели нельзя ее за это похвалить? (Ответы детей.)

– Прочитайте начало сказки, первый абзац. Как произносится имя? (Ласково, с восхищением.)

– Почему же не хочется ею восхищаться? (Поведение девочки и ее отношение к окружающим возмущают.)

– Дочитайте сказку самостоятельно и подчеркните слова, характеризующие поведение Айоги. (Загордилась – понравилась сама себе – глядит – не наглядится – совсем ленивая стала – любуется собой.)

– Что заметили? (Девочка меняется не в лучшую сторону, превращается в эгоистическую гордячку.)

– Как относятся к этому изменению окружающие? Зачитайте. (По разговору Айоги с матерью ясно, что она чувствует перемену, происшедшую с дочерью. Мать с горечью говорит: «Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить?»)

– Как теперь звучит имя Айога? (С осуждением.)

С каким словом должно сочетаться слово «красота»?

(Со словом «доброта»)

Давайте отдохнём, тем более наш любимый танец называется «Доброта»

7. Физминутка (танец «Доброта» на массажных ковриках)

8.Вторичное чтение

– Прочитайте эпизод, в котором описывается превращение Айоги в гуся.

– На глазах соседской девочки происходит превращение, как она – добрый, душевный человек – реагирует на это? Порассуждайте. (Испуг, удивление, жалость, невозможность помочь.)

– Отразилось ли на Айоге происшедшее? Прочитайте. (Никакого вывода Айога для себя не сделала. По-прежнему считает себя очень красивой и довольна собой. Она слишком возлюбила себя, а о других забыла. Так не должно быть. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает свое имя.)

– Кто виноват в том, что случилось? (Ответы детей.)

Как вы думаете, гордость-это хорошее качество характера?(Да, так как это чувство собственного достоинства.)

А кто знаком со словом «гордыня»? (Это самовлюблённость и эгоизм)

Вспомните диалог в скороговорке в начале нашего урока.

Я обращала ваше внимание на то, как мама обращалась к дочери. Похожи ли отношения мам в сказке и в скороговорке? (Всегда, при любых обстоятельствах мама старается быть ласковой, сдержанной…)

А как относилась дочь к маме в сказке? Как вы относитесь к своей маме? Бывает ли у вас такое же отношение, как и у девочки в сказке? Какие праздники, связанные с женщиной вы знаете?

Какое самое большое испытание не выдержала Айога? (Испытание красотой)

Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим.

Как была наказана девочка за свою гордыню? (Превратилась в гуся)

9.Итог урока

- Чему учит сказка? Что ценят все люди разных народов?

Кто теперь сможет продолжить высказывание Шерлока Холмса? (В каждом живом существе: в тебе, во мне- живёт много персонажей, и далеко не все из них симпатичные…

Бывают эгоистичные и самовлюблённые, как наша героиня.)

10.Рефлексия

Техника «Пословица- зеркало настроения»

Когда я готовилась к уроку, переживала, то поняла, что я без вас, учеников, что солнышко без лучиков.

(На доске появляется улыбчивое солнышко без лучей. На партах лежат вырезанные лучики, на них напечатаны пословицы.)

Выбери ту пословицу, которая больше всего подходит к уроку.

Тема: Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется» (по произведениям Н. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказке «Айога»).

Цель: учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать. высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми:

— Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умы­ваешься. завязываешь бант и т. д.)

— А почему плохо? (Мож но много времени проводить у зеркала, лю­боваться собой, кривляться, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

— Ребята, возьмите в руки зеркало и рассмотрите себя. Расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказываю!.)

— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обра­щаться осторожно. Если мною собой любоваться, то произойдет беда. По­слушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.

В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Кра­сивая девочка. Все ее очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в ипом, ни в каком другом стойбище никого нет.

Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде. Со­всем стала Айога ленивая. Все любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

— Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись. — говорит ей мать.

— Куст оборвется! отвечает Айога.

-А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

…Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге ис­пекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

-Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.

— Я рукавицы надену. — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые.

— Я их на солнце высушу.

— Покоробятся они. — отвечает мать.

Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить. Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке. Расселилась Айо­га. Пошла за дверь на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседс­кая девочка жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка А йоге:

— Возьми лепешку. Мне не жалко.

Совсем разоглилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы рас­топырила. побелела вся от злости — так замахала, что руки у нее в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах. какая я красивая!

Плавала-плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.

Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее. красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.

— Ребята, посмогри ге внимательно и скажите, какая из них Айога. Как вы догадались? Айога — ленивая, а соседская девочка какая? (Трудолюби­вая.) Айога — злая, а другая девочка … (добрая). Айога — жадная, а другая девочка … (щедрая).

— О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)

— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашила много при­чин, чтобы не идти.)

— Какая Айога? (Горделивая, ленивая, хитрая, дерзкая, пая, грубая, невоспитанная, невнимательная к людям.)

— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справед­ливая…)

— Кто помог матери? (Соседская девочка.)

— Какая она? (Трудолюбивая, добрая, щедрая, бескорыстная, покор­ная, послушная, вежливая, внимательная, независтливая…)

— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).

— Мать поступила по справедливости. В народе есть мудрая послови­ца: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

— А в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине» мы узнаем совсем про другую девочку и увидим, как она относится к своей маме и как можно объяснить в этом случае пословицу «Как аукнется, так и откликнется».

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу.

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит — и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

«Ничего, — шепнул он будто,

Посидим и в тишине!»

(Е. Благинина)

— Ребята, вам понравилась девочка в этом стихотворении? (Ответы детей).

— Какими словами ее можно охарактеризовать? (Добрая, вниматель­ная. послушная, тихая, умная, милосердная и т. д.)

— Как вы думаете, когда мама проснется и попросит дочку что-ни­будь сделать, как поступит девочка? (Ответы детей).

— Как отнесется мать к послушной дочери? (Ответы детей).

Правильно, любая мама любит своих детей, какими бы они ни были. И если мама наказывает своих дочерей и сыновей, то это по мудрости и по справедливости.

— Всегда старайтесь слушаться своих мам. И всегда помогать во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорится, что «Маленькое дело лучше большого безделья».

— Правда, иногда получается, что помощь бывает не всегда удачной, как, например, в стихотворении Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» мальчик помогал маме.

Лемеле хозяйничает Мама уходит,

Спешит в магазин.

Лемеле, ты Остаешься один.

Мама сказала:

Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи.

Дрова наколоть Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова…

У Лемеле только Одна голова!

Схватил он сестренку И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

«Ты здесь поиграй!»

Дрова он усердно Помыл кипятком,

Четыре тарелки Разбил молотком.

Но долго пришлось С петухом воевать — Ему не хотелось Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

— Ребята, вот какой у мамы растет помощник! Что мы ему пожела­ем? (Чтобы он лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой и, конечно, оста­вался таким же трудолюбивым помощником и любящим сыном.)

- Ребята, сегодня мы с вами расскажем сказку. Но сначала, вспомните сказки, которые вам уже знакомы?

- Сейчас я вас познакомлю с пословицей, а вы попробуете объяснить ее значение. Послушайте! «Ленивому и лениться лень». Про кого так говорят?

- Повторите, пожалуйста, эту пословицу, чтобы запомнить ее, и постарайтесь не быть похожими на таких людей!

- Послушайте, что я вам сейчас прочту.

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций

Беседа по содержанию:

Понравилась вам эта история?

История об Айоге – это сказка или рассказ?

Почему вы так думаете?

Эту сказку можно назвать волшебной?

Какое волшебство в ней происходит?

О ком эта сказка?

Чем Айога занималась все время?

Почему она стала ленивой?

Вам понравилась соседская девочка?

Чем вам понравилась соседская девочка?

Айога какая она? Опишите ее.

Ответы детей: Ленивая, завистливая, злая, черствая.

- Сейчас я еще раз прочитаю вам сказку, а вы постараетесь ее запомнить, чтобы потом пересказать.

Дети: пересказывают.

- Чему учит эта сказка?

Было это на Амуре. Жил хороший охотник. Была у него дочь - красавица, звали ее Айога. Всем нравилась Айога, и она была со всеми приветлива. Но вот кто - то сказал ей, что нет на всем берегу Амура девочки краше, чем она. Очень понравились ей эти слова, и стала она собой любоваться. С той поры, куда ни пойдет - все тянет ее к берегу, к воде. Подойдет, сядет у самой кромки и смотрит в воду, как в зеркало. "Ах, какая я красавица! Какая красавица! И правда, нет меня краше на всем Амуре!"

Чем больше смотрела на себя девочка, тем больше она себе нравилась. Смотрит в воду - оторваться не может. Домашнюю работу делать перестала, матери не помогает. Мать просит ее:

Принеси мне ведро воды.

А Айога смотрит в начищенный медный таз, любуется своей красотой и говорит:

Боюсь с тяжелым ведром я в воду упаду.

А ты левой рукой за куст крепко держись.

Боюсь, куст оборвется, - говорит Айога.

Ты держись за крепкий куст.

Руку поцарапаю, - говорит Айога.

Ты кожаные рукавицы надень.

Рукавицы изорвутся, - говорит Айога. А сама все в медный таз смотрится и думает: " Ах, какая я красавица! Нет никого на всем белом свете краше меня!"

Рукавицы зашьешь иголкой с ниткой, - говорит мать.

Иголка сломается, - говорит Айога.

Возьмешь иголку толстую, - говорит отец - охотник.

Боюсь палец уколю, - говорит Айога.

Надень наперсток из крепкой кожи, - говорит отец.

Наперсток порвется, - говорит Айога. И стоит на месте, шагу сделать не хочет.

Соседская девочка все это слышит и говорит:

Давайте я схожу за водой.

Взяла она ведро, сходила к реке, принесла воды. Мать Айоги приготовила тесто из череховой муки, сделала из него лепешки, лепешки испекла. Хорошо они пахнут, вкусные, наверное. Айога смотрит на них, руку протягивает:

Дай, мама, лепешку!

Они очень горячие, руки обожжешь, - отвечает мать.

Я надену рукавицы.

Рукавицы мокрые.

Я их высушу на солнышке.

Они покоробятся.

Я их кожемякой разомну.

У тебя руки заболят, покраснеют, - говорит мать, - зачем тебе красоту терять? Я лепешку дам той девочке, которая работает, рук не жалеет.

И дала лепешку соседской девочке.

Айога рассердилась на мать. Побежала к реке, села, смотрит в воду, смотрит на свое красивое лицо. А та девочка сидит невдалеке, лепешку жует. Айога на ту девочку оглянулась, еще оглянулась, еще... И вот шея у нее вытянулась, стала длинной.

Та девочка протянула свою лепешку Айоге и говорит ей:

На, возьми, ешь, вкусная.

Рассердилась Айога: как это будет она, такая красавица, есть обкусанную лепешку?! Остатки!

Побелела она, замахала на девочку руками, да так замахала, что руки у нее в крылья превратились! И закричала она:

Не надо мне от вас ничего - го - го - го!

Еще раз взмахнула руками и упала в воду. И вдруг стала гусыней! Плавает в воде и кричит:

Я такая красивая - ого - го - го -го! Я красивая - ого - го!

Так она плавала и кричала, плавала и кричала и человеческий язык забыла. Все человеческие слова забыла. Только имя свое помнит. И всем людям хочет его напомнить - вот я, Айога, самая красивая! Как завидит издали человека, так кричит:

Айога - га -га - га! Айога - га -га - га!

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....