Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Конспект занятия Природный материал песок,глина, камни (старшая группа)

Следы этого потока, а также его последствия наблюдаются практически по всей территории нашей страны, от Северных ее рубежей, до Южных. от Западных до Восточных.
Более того, следы и последствия есть по всей планете, но сейчас хочу акцентировать внимание на нашей стране.
Обычно мы их наблюдаем в местах обитания, - в городах, и селах.... Связанно это с тем, что мы ведем свою деятельность именно в местах обитания, а так же с тем, что в городах имеется очень много "маркеров" докатастрофного периода, в основном это здания и сооружения, а также инфрастуктурные сооружения. И сравнивая их "ДО" и "ПОСЛЕ", получаем информацию, что что-то "не так".

Это Европа:

Это Москва:

Фотографии и картины современников которые отразили состояние посткатастрофных городов...

Однако наши ученые, и историки, и геологи и другие специалисты, говорят что наносы в несколько метров - это исключительно результат культурной деятельности жителей - культурный слой.

И т.к. говорят они, вне населенных пунктов, доказательств нет, якобы, то и говорить о каком то катаклизме и не приходится.

Так ли это? И можно ли блуждая по полям и лесам найти доказательства потопа, и насколько они убедительные.

Отсутствие информации, о данном событии в официальных исторических документах, сбивает с толку, а наш мозг, который получает информацию о том, что последствия потопа, в виде слоев песка, камней, глины и чернозема, толщиной от нескольких сантиметров до нескольких метров, есть практически в любом месте, не позволяют нам сделать правильный вывод и поверить в этот невероятный факт. Ну или в лучшем случае, для защиты нашего разума, отодвигает это в прошлое, от тысяч до миллионов лет.

По роду деятельности, мне очень часто приходится бывать на карьерах добывающих строительные материалы - песок и щебень. И если по гранитным карьерам, на которых производят щебень из изверженных пород, имеющих вулканическое происхождение (граниты, диориты, базальты, порфириты и прочие), все более-менее понятно, хотя и тут есть интересные факты, к которым я когда-то вернусь.
То вот по остальным вопросов очень много.

Всем известно, что песок и глина находятся практически везде. Вопрос в их однородности, концентрации, и объеме в одном месте.

Песчаные карьеры, имеют одну особенность - за миллионы лет, которые ученые приписывают времени их образования, сверху не образовался слой, плодородный или какой другой, но любому ясно, за миллионы лет, он должен быть десятки метров. Тем не менее этого нет.

НО! Наибольший интерес представляют карьеры в которых добывается..... КАМЕНЬ. Обычный природный камень.
Точнее, в чистом виде как вот тут:


найти можно только в местах выхода на поверхность монолитных месторождений - гранита, песчаника, доломита, известняка и т.д. Речь не об этих месторождениях.
Поговорим о месторождениях, в которых Природный камень встречается в виде смеси - песка, камня и примесей глины. Причем желательно чтобы глины не было вообще, или было как можно меньше.
Такие смеси называются ПЕСЧАНО ГРАВИЙНАЯ СМЕСЬ. (ПГС), и отличается между собой размером камней и %% содержанием камня и песка. Чем больший % камня, тем лучше месторождение:

Это наиболее ценный карьер, с точки зрения прибыли, но для нас главное с точки зрения получения ИНФОРМАЦИИ.

Если песчаные карьеры можно найти в России практически везде, то проблема каменных (таких как на фото выше), их локальность.
Сейчас я перечислю места, в которых в Европейской части России есть такие месторождения:
Псковская, Новгородская, Тверская, Московская, Ярославская, Костромская, Вологодская, Смоленская области . Немного меньше Ивановская, Калужская, Рязанская.
Причем размер валунов и их %%, в ПГС тоже странным образом имеет географическую ориентацию - Тверская, Псковская, Новгородская - валуны самые большие, %% их выше - местами до 80%!!!, (поверьте это очень много). А вот южнее идет снижение и размера и содержания. В Московской, Владимирской, Смоленской, Ярославской областях - 20-35%. Причем в Смоленской Полосами вдоль рек - Днепра, и в районе Вязьма-Гагарин (где рек размером с Днепр не наблюдается, но есть много более мелких рек).
А вот в Калужской области и на юге Московской, %% редко доходит выше 20%.
КСТАТИ: Такая же особенность и у месторождений песка, - РАЗМЕР ЗЕРНА ПЕСКА, чем южнее - тем меньше... Крупный песок есть только в Московской, Смоленской, Ярославской областях (это самые южные месторождения), южнее песок мелкий.
ОДНАКО ЕСТЬ НО!
В Воронежской области КРУПНЫЙ песок находится на глубине более 8-10 метров!!! Выше - его нет.
Запомним этот факт.
Южнее этих районов, в Тульской области, Рязанской, Орловской, Брянской, Липецкой, Воронежской, и южнее - таких месторождений ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ!

Теперь немного справочной информации:
Что из себя представляют такие месторождения:
Песчано-гравийная смесь является нерудным строительным материалом, который получается при обработке песчано-гравийной массы. Обычно ее добывают со дна различных водоемов. Это могут быть и реки, и озера, и различные водохранилища…..
Обычно…, а как правило, её добывают из месторождения ПГС, которое к водоемам ну никак не относится, по крайней мере на момент его разработки.
Песчано-гравийные смеси (ПГС) разделяются на природные ППГС и обогащенные ПГС (ОПГС) - получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения, либо путем смешивания фракционного щебня и песка. ППГС используют для устройства дорожных покрытий, верхнего слоя оснований под покрытия, для дренирующих слоев и в других целях в дорожном строительстве в соответствии с требованиями норм и правил на строительство автомобильных дорог; обогащенные (получаемые из природных песчано-гравийных смесей путем обогащения, т.е. путем дополнительного внесения в смесь гравия) - в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды строительных работ. Стандарт не распространяется на природные песчано-гравийные смеси (ПГС), используемые в качестве полуфабриката для последующей переработки потребителями…

Месторождение ПГС под разработку карьера.
Детальное описание бизнеса:
Продается месторождение - песчано - гравийного материала.
Местоположение: Ярославская обл., Ростовский р - н, напротив д. Любилки.
Расстояние до Москвы (до МКАД) — 170 км по трассе (М - 8 Москва - Холмогоры), непосредственно у трассы.
Площадь участка — 100 Га.
Подсчитанные запасы:
Песчано - гравийный материал - 7,3 млн. м3
Категория подсчета запасов — С-1.
Средняя мощность вскрыши — 0,5 м.
Средняя полезная толща — от 4, 5 до 9, 3 м.
Среднее содержание гравия и валунов — 30%.

Лицензия на добычу до 2029 г.

Что нам говорят эти цифры:
Что глубина залегания, (средняя мощность вскрыши) - 0,5 метров .
Сколько миллионов лет нужно, для формирования слоя 0,5 метра, сверху месторождения? Думаю сотня-две, правда, не мильенов, а просто лет. И далее всего 4-9 метров толщина полезного слоя. И все. Ниже - как правило глиняная подложка.
Второй особенностью таких залеганий является близость реки. Причем ныне, она может быть на удалении до нескольких километров от месторождения.
А может просто быть рядом огромный овраг, который очень похож по своему строению на русло равнинной реки, но кроме весенних паводковых вод, ныне ничем не наполнен. К тому же сам карьер (месторождение) - представляет из себя такое русло - заполненное ПГС.

Следующий факт - природный камень из которого состоят месторождения - очень разнообразен. Там присутствуют валуны - гранитов (разного цвета и происхождения), песчаников, доломитов, кварцитов, известняков. Иногда на глубине находятся камни имеющие явные следы механической обработки и воздействия человеческих рук и инструментов.
Месторождения гранитов которые выходят на поверхность есть в Ленинградской, Архангельской областях и Коми и Карелии. Где месторождений ПГС - почему-то нет. Зато южнее - сразу на поверхности, и в залежах концентрированных ПГС и на поверхности, в лесах, на полях и огородах. Суммарно - разбросанно по самой поверхности - миллиарды тонн.
http://yuri-shap2015.livejournal.com/1710.html в части касающейся завалуненности северных районов России.
Т.е. волна смыла камни, песок и глину (а с ними и все что на них находилось - растительность, строения, людей и животных), и понесла это на юг...

Вот какая плотность населенных пунктов была на Северных рубежах:

Теперь немного физики:
Кинетическая энергия движущейся воды, способна привести в движение любой предмет на своем пути. Масса двигающегося предмета прямо пропорциональна скорости воды.
(Именно на этом основана гидроабразивная резка металла и других материалов, где ВОДА С ПЕСКОМ, под большим давлением режут даже металлы).
Значит, судя по многотонным валунам, пришедшим в движение, первичная кинетическая энергия была просто огромной. Поэтому размер (масса), валунов больше со стороны начала движения воды - т.е. с севера.
И в низинах и руслах рек, местах куда вода стекала с равнин.
Кинетическая энергия воды безусловно затихала, а на равнинах после остановки - вообще движение отсутствовало.Суспензия из органики и глины - оседала на поверхность, образовывались глиняные месторождения и пятна ЧЕРНОЗЕМОВ!!!. (т.к. органика самая легкая и осаживается только на поверхности).
ТОЛЬКО ДВИЖУЩАЯСЯ вода, могла создавать однородные залежи песка и камня. Поэтому по ходу движения воды (полосами до несколько километров), существуют залежи песка. Чем ниже скорость воды, тем меньше масса частиц. Поэтому на юг донесло более мелкий песок. Более крупный - осел севернее.
Чернозем Краснодарского края - это образование причерноморского финиша двигающейся воды, в Черное море, и вся эта территория несколько лет была затоплена. И осевший ил на дне этого гигантского водоема - образовал черноземы Краснодарского края.
(Поэтому переселение Запорожцев не могло быть ранее середины 19-го века).

Ну что ж, не буду больше утомлять читателя такой справочной информацией, пора подвести некоторые итоги:

Суммируя все вышесказанное, получается следующая картина:
Совсем недавно, несколько сотен лет тому, именно с СЕВЕРА нашей страны, ЗА ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ, (т.к месторождения очень однородны, и не разделены другими слоями), пришел огромный объем воды, ширина волны, обрушившейся на северное побережье - по всей длине побережья. Глубина волны - тысячи км. Иначе на равнине кинетической энергии было бы не достаточно, и вода просто остановилась бы через сотню другую км. Тем не менее что-то двигало волну даже на удалении тысяч км от берега. При цунами - такое просто невозможно.
Время воздействия - несколько лет.
Возможно что большой объем воды просто замерз, и таяние проходило в течение нескольких лет, волнами... При достаточно коротком лете (т.к. много тепла уходило на таяние льда и снега).
(Как в Якутии или районах с вечной мерзлотой).

Ещё одним доказательством прохождения волны (воды). по всей территории является наличие очень широких, промытых недавно русел рек - всех без исключения, а также большого количества оврагов, по строению полностью схожих с руслом равнинных рек.
Но это предмет для другой статьи.
Удачи и разума всем.

Ирина Щеглова
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по окружающему миру «Природные материалы: камень, глина, песок»

Тема : " Природные материалы : камень , глина , песок ".

Задачи :

Образовательные : Расширять знания детей об окружающем мире , знакомить с особенностями не живой природы . Уточнить представление детей о свойствах песка, глины , камней и упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать выводы. Формировать коммуникативные навыки при совместной работе.

Развивающие : Развивать у детей познавательно - исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать творческое воображение при лепке дорожки из глины и песка . Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в коллективе, формировать эстетическое отношение к почве родной природы , воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Материалы и оборудование :

Природный материал : песок , глина , камни. Эмблемы команд, фишки, три поросенка, банка с водой, слайды с изображением каменных поделок , цветные камушки.

На каждого ребенка : доска для лепки, простой карандаш, лист бумаги, по три тарелки, прозрачные пластиковые стаканчики, палочки-мешалки, влажные салфетки, фартуки, чепчики.

Ход занятия.

Приветствие :

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друг с другом и поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты - мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, они громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет, если построить дорогу из глины , а третий сказал, что самая прочная дорога будет из песка. Я решила пригласить их к нам в группу , чтобы мы могли им найти правильное решение. Ребята, мы ведь поможем поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, чтобы помочь нам нашим поросятам, мы должны провести несколько опытов. А кто мне скажет, где проводятся опыты?

Дети : В лаборатории.

Воспитатель : Совершенно верно. Лаборатория - это то место, где проводится много опытов и научных исследований. А сейчас, я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию (дети садятся за столы) . Ребята, чтобы помочь поросятам нам надо разделиться на две команды : «Любознайки» и «Почемучки» .

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам сравнить материалы , которые лежат у вас на столе : песок и глина , камни и глина , песок и камни . Ребята, если внимательно посмотреть на сухой песок и глину . Что вы можете сказать про эти материалы ?

Дети : Сухой песок рыхлый , сыпучий, из него ничего нельзя построить. Глина влажная , мягкая, пластичная, в ней можно сделать ямки и из неё можно лепить.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте сравним камни и глину . Возьмите, в одну руку глину , а в другую- камень . Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камнем, что с глиной . Почему?

Дети : Камень твердый , крепкий, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на два куска. Глина мягкая , пластичная, принимает любую форму.

Воспитатель : Верно ребята, камень твердый крепкий материал , а глина- мягкая , пластичная. Теперь предлагаю вам сравнить песок и камни . Что вы можете сказать, какую структуру имеет песок ? Кто готов ответить на вопрос?

Дети : Песок рыхлый , сыпучий, состоит из мелких песчинок, камень твердый , жесткий, если присмотреться, можно увидеть маленькие кристаллики, трещины и даже узоры.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камень . Песок .

Воспитатель : Кажется, я знаю, что нам надо сделать, чтобы узнать, что тяжелее, песок или камни . Нужно провести опыт : в банку с водой, насыпим камни и песок , все перемешать палочкой, а теперь посмотрим, как происходит оседание на дно материалов .

(Опыт проводиться 2-3 раза, после дети делают вывод) .

Воспитатель : Дети, теперь вы можете сказать, что тяжелее песок или камни ?

Дети : Камни тяжелее, потому что они упали на дно стакана раньше, а песок оседает позже .

(За каждый правильный ответ воспитатель раздает фишки) .

Воспитатель : У каждого из нас на столах лежит лист бумаги и карандаш. Пожалуйста, зарисуйте этот опыт.

Воспитатель : Молодцы, ребята! А теперь посчитаем общее количество фишек, заработанные - каждой командой. (После подсчета команда- победителей встает, другая аплодирует) .

Физкультминутка.

Во дворе растет подсолнух

Утром тянется он к солнцу!

Рядом с ним второй похожий,

К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом на оборот.

Отдохнули мы чудесно

И пора нам сесть на место!

Воспитатель : Скажите, ребята, так все же какой материал прочнее : песок , глина или камень ?

Дети : Камень прочнее , поросятам нужно строить дорогу из камня.

Воспитатель : Верно, ребята, из всех материалов , что у нас сегодня имеется, камень является самым прочным материалом .

Воспитатель : Природный камень - это твердая горная порода природного происхождения . Многие люди делают из камня настоящее произведения искусства. Ребята,посмотрите, на наш экран. Посмотрите, вот такие дома строили раньше из камня. Они отличались от всех домов своей прочностью. Многие люди украшают свой дом, клумбами, которые сделаны из маленьких камней. А на этом, слайде мы видим, поделку из грибочков, тоже сделанную из камней.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, а это сказочные цветные камешки . Давайте, нашим поросятам слепим сказочную, прочную дорожку.

(Ребята, лепят дорожку) .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете помогли мы сегодня поросятам?

Дети : Да!

Воспитатель : Да, мы сегодня им построили прочную сказочную дорогу из цветных камушек. Они очень довольны. Ребята, скажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось на занятии? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, наши поросята очень довольны и им пора возвращаться обратно в сказку . Давайте попрощаемся с поросятами и с нашими гостями.

Подведение итога.

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами» Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Посадим витамины сами». Зеликова Валентина.

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста «Природные заповедники» Тема: «Природные заповедники» Цель: знакомство с понятием «заповедник», его основным назначением. Программные задачи: 1. Формировать представления.

Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру на тему: “Моя страна” Прокуратова Г. А. Задачи. Познакомить с картой России, с российской.

Тема: «Ткани». Цель: дать возможность детям ознакомиться с разными видами ткани, их назначением, свойствами. Образовательные: дать детям.

Конспект ООД по экспериментированию в старшей группе «Песок и глина-наш помощники». Цель:углубить знания детей о неживой природе; -самостоятельно проводить исследования, добиваясь результатов; -размышлять, отстаивать своё.

Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе «Витамины» Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в младшей группе №7: «Витамины». Цель: формировать у детей младшего.

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности «Песок и глина» (подготовительная группа) Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины. Задачи: - обучающая: формировать познавательную мотивацию к свойствам природных компонентов.

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности «Природный материал - песок, глина, камни» Технологическая карта конспекта образовательной деятельности. Возрастная группа: дети 5-6лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:

· Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

· Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

· Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

· Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

· Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

· Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

· Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

· Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

· Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

· Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, уход за комнатными растениями)?

· Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики : Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в уголке природы, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок у, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

Результаты диагностики (начало и конец учебного года)


Календарно-тематический план

Дата № п/п Тема занятия Материал Форма организации Примечание
Сентябрь 1. «Что такое природа» Объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Игра с мячом «Природа – «неприрода». Игра с ящиком ощущений. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.140
2. «Живая и неживая природа» Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, репродукции картин (пейзажей). Беседа. Игра с мячом «живое – неживое». Рассматривание репродукций пейзажей. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.146
3. Вода вокруг нас (вода в природе, водоемы, осадки). Пластиковые бутылки для воды. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
4. Волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода). Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра. « Какой вода бывает?»
Октябрь 5. Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе). Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Стихотворение Г. Люшнина «Капелька» См. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» стр.25
6. Водные растения и животные. Загрязнение водоемов. Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.
7. Воздух и его свойства. Надувные резиновые шарики, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка. Вопросы воспитателя. Введение сказочных персонажей. Опыты. Наблюдение на прогулке (обратить внимание на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев). Игры с мячами. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.8 Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» стр.61
8. Воздух вокруг нас. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. Беседа с детьми в ходе экспериментирования. Изготовление бумажных самолетиков. Игра «Почему летает». Чтение художественной литературы (сказки, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане…», «Соловей – Разбойник» и т.д.). Взаимодействие с родителями (предложить ребенку во время купания надувную игрушку, погружая в воду, наблюдать, как из нее выходит воздух, зарисовать). Н.Е. Веракса «Поисково – исследовательская деятельность с дошкольниками»
Ноябрь 9. «Вот труба – над нею дым» Пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка». Введение сказочного персонажа. Наводящие вопросы воспитателя. Предположения детей. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.97.
10. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) Беседа в уголке природы и практические занятия в уголке экспериментирования
11. Солнце источник света и тепла. Сезонные изменения в природе. Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка. Беседа в уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.
12. Легенды и сказки о солнце. Художественные произведения: легенды и сказки о солнце. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
Декабрь 13. Что у нас под ногами. Песок, глина. Песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки. Банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделия из глины (игрушки, посуда, поделки), салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки. Опытно – исследовательская деятельность, беседа, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами».
14. Удивительные камни. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы, ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 77.
15. Магнит и его свойства. Металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы – ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 112
16. Почва – живая земля. Таблицы, схемы, указатели. Карандаши. Толковый словарь. Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, стаканы с водой. Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение). Решение проблемных ситуаций, исследование. Рассматривание предметов исследования, схем, моделей; Выполнение опытов, составление схем-моделей.
Январь 17. Жители подземного царства. Мешочек с землей. Ключ. Совочек, презентация. Для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы. Иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи. Вопросы. Указания. Художественное слово. Показ презентации. Игры, пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Проведение опытов. Чтение стихов. Гимнастика для глаз.
18. Загрязнение почвы, ее влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва. Комочки влажной и рыхлой земли. Большая банка. 2 банки с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт обруч-4 шт. Рассказ воспитателя, опыт «Как происходит загрязнение почвы», работа с иллюстрированным материалом, практическая деятельность детей совместно с воспитателем.
19. Разнообразие видов растений в природе. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото». Сюрпризный момент (посылка от лесных зверей), Обобщающая беседа. Дидактическая игра лото. Моделирование.
20. Как узнать растения (части растений). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий
Февраль 21. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром. Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Занятие на тему: « Крылатые семена» Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.51
22. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Экспериментирование. Беседа «Растения теневыносливые и светолюбивые». Наблюдение.
23. Растения – пища для животных и человека. Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков. Дидактическая игра. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром. Беседа по вопросам и иллюстрациям. Дидактическая игра «Кто что ест?»
24. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. Кукла Айболит. Игра – путешествие в страну « Полезных и вредных растений» «Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» стр. 90
Март 25. Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные». Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.
26. Рыбы (аквариумные, пресноводные – прудовые, речные, морские, океанические). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках». Рассматривание иллюстраций с видами рыб и мест их обитания, наблюдение за рыбами в аквариуме, рисование рыб цветными карандашами, беседа по содержанию.
27. Земноводные. Демонстрационный материал «Земноводные». Рассматривание иллюстраций с видами земноводных и мест их обитания, беседа по содержанию.
28. Пресмыкающиеся. Демонстрационный материал «Пресмыкающиеся» Рассматривание иллюстраций с видами пресмыкающихся и мест их обитания, беседа по содержанию.
Апрель 29. Насекомые. Демонстрационный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки - садки для насекомых. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание картинок с изображением насекомых, беседа по содержанию.
30. Птицы. Наглядный материал «Птицы». «Какая птица, где живет» дидактическая игра. Рассматривание иллюстраций с видами птиц и мест их обитания. Беседа по содержанию.
31. Звери. Наглядный материал «Звери». «Звери, какие они?» Рассматривание иллюстраций. Группировка по общим признакам.
32. Животные разных континентов. Красная книга Природы. Наглядный материал по теме. Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.
Май 33. Лес - как пример сообщества. Иллюстрации с видами леса, его обитателями. Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. Н.А. Рыжова «Кто в доме природе живёт» материалы блока « Лес». Хрестоматия для детского сада. (Стихи о природе. Стр.97.
34. Лес и человек. Охрана леса. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения в природе. Вопросы. Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
35. Десять заповедей друзей природы. Наглядный материал. Карандаши, бумага. Дидактическая игра «Угадай правило». Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
36. Нужны все на свете (Обобщение знаний) Костюмы по содержанию. Экологический вечер развлечений: « Земля наш общий дом»

Литература

1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2005.

2. Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

4. Рыжова Н.А., Экологический проект «Мое дерево». – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

5. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

9. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014


Автор: Кондратенко Наталья Васильевна, воспитатель второй категории, МБДОУ ЦРР Д/С "Крепыш", ЯНАО, г. Ноябрьск
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Песок, камни, глина»
Цель:
В игровой форме закрепить знания детей о неживой природе, о свойствах песка, глины, камней.
Развивать внимание, память, мышление и тактильные ощущения.
Игры на тему: «Песок, камни, глина»
Тема: «Вспомним сказку»
Цель: развивать внимание, память, мышление.
Материал: карточки с красным кружком, карточки с отрывками из произведений.
Ход игры:
Воспитатель, называет или читает отрывки из известные сказок («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка»). Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.
Тема: «Камень, ножницы, бумага»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.
Тема: «Что исчезло?»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Материал: камни разных цветов и размеров.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.
Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
Тема: «Найди свой камешек»
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Материал: коллекция камней.
Ход игры:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
Тема: «Я положил в свой рюкзак»
Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.
Материал: рюкзак, разные камешки,
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.
Моделирование на тему: «Что такое горы»
Цель: дать представления о равнинах и горах и их образованиях с помощью моделирования; развивать любознательность интерес.
Материал: кусок ткани, раскрашенный в зеленые и коричневые цвета, камни, пластилин разного цвета, торт.
Ход игры:
1 способ
Разложить ткань на плоском месте, например на столе. Представим, что это участок земли. Можно назвать такое место ровным? Оно так и называется - равнина. Теперь предложите детям положить под ткань предметы разной высоты, например камни (их можно класть только под участки коричневого цвета). Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? На нем появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными участками.
2 способ
Несколько человек держат ткань за концы – она растягивается. Затем другие дети снизу поднимают руками ткань на тех участках, которые обозначаются коричневым цветом (можно создать разные по высоте горы).
3 способ
Каждый ребенок держит на ладошке кусочек ткани. По команде воспитателя он шевелит рукой, поднимает пальцы, сжимает ладошку в кулак – получаются «горы»
Тема: «Что у гор внутри?»
Цель: закрепить знания об образовании гор, развивать моделирование.
Материал: пластилин, торт.
Ход игры:
Возьмите пластилин коричневого, серого, черного и других цветов, пирожное или кусочек торта с хорошо различимыми слоями. Обратите внимание детей на то, что пирожное состоит из нескольких слоев. Так же и внутри земли можно обнаружить похожие слои. Иногда они выходят на поверхность, и появляются горы. Пусть дети слепят из пластилина длинную полоску, состоящую из нескольких слоев разного цвета. Затем нарежьте в нескольких местах поверхность получившегося «пирожного» и предложите сделать из него складку, волну, осторожно двигая пластилин с концов в середине. Получатся гора, внутри которой слои разных камней. Это своеобразная каменная книга, читая которую ученые узнают о прошлом нашей планеты.
Тема: «Гора и камешки»
Цель: дать представление о том, что вода и ветер камень точат; развивать эмпатию, воображение.
Ход игры:
Дети - камешки стоят вместе, тесно прижавшись, друг к другу, - это гора. Звучит музыка. Взрослый говорит: «Жила – была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит музыка имитирующая капли дождя) и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности (звучит музыка, имитирующая ветер). Вот покатился с горы камешек (один ребенок отходит то остальных), потом другой, третий (еще часть детей по очереди отходят от центра). Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной, (все дети расходятся) так ветер и вода трудились день за днем – победили большую гору».
Тема: «Создаем музыкальные инструменты»
Цель: дать представление о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов; развивать музыкальный слух.
Материал: металлические банки из-под кофе, пластмассовые упаковки с плотно закрывающимися крышками, камни разного размера (не очень крупные).
Ход игры:
Примечание.
Игру лучше проводить на улице, так как придуманные детьми музыкальные инструменты обычно издают очень громкие звуки.
Создаем свой музыкальный инструмент. Положим камни в металлическую банку из-под кофе или пластмассовую посуду, плотно ее закроем. Можно менять камешки (увеличит или уменьшить их количество, помещать камешки разного размера, веса). При этом меняется звук. Как гремит один камешек? Два? Много? По такому принципу сделаны погремушки и некоторые другие инструменты, например маракас.
Тема: «Подбери камешек»
Цель: закрепить названия природных и искусственных камней; дать представление об использовании их человеком.
Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат, и т. п.).Ход игры:
Педагог говорит: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень).
Тема: «Что для чего»
Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.
Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).
Тема: «Сочиняем рассказы и сказки»
Цель: развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.
Материал: разные камешки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку выбрать камешек и рассказать о нем сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. Или дети встают возле большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста.
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; учить доказывать свою правоту; воспитывать внимание; память.
Материал: песок, глина, камни, комнатные растения, ракушки, сухие осенние листья и т. п.Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает задание: разделить все предметы на две группы. Что относится к живой, а что относится к неживой природе? Обосновать свой выбор.
Тема: «Песок и глина»
Цель: закрепить у детей представление о свойствах песка и глины; соблюдать правила игры.
Ход игры:
Педагог «превращает» детей в песчинки, как песчинки себя ведут? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другу). Подул сильный ветер: что происходит с песчинками? (участники игры разбегаются).
Педагог «превращает» детей в глину. Как вы будете себя вести? (группами, взявшись за руки). Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются, (дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).
Педагог делит детей на две команды. Одна из них – песчинки, вторая - комочки глины. Подул сильный ветер, (команды ведут себя по - разному).
Тема: «Если бы я был…»
Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь, мышление.
Материал: фотографии пустыни, песочные часы.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии с изображением обитателей песчаной пустыни. Пусть каждый из них выберет животное, которое ему больше всего по душе. По «волшебному сигналу» взрослого (например, переверните песочные часы) участники игры превращаются в понравившихся зверей, птиц, рептилий и рассказывают о себе: «Если бы я был ящерицей и жил в пустыне, я бы…» (как прятался, как питался, как бегал, рыл норы и т. п.).
Тема: «Ящик ощущений»
Цель: развивать тактильную память, внимание.
Материал: ящик ощущений, разные камни.
Ход игры:
1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.
3- й вариант. Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....