Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Консультация по развитию речи на тему: Художественно - речевое развитие дошкольников. Развитие творческих художественно-речевых способностей дошкольников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

«Развитие художественно-речевой деятельности у детей

средствами творческой игры»

Слушатель группы:

(код курсов)

3.2.5.

(тема, проблема курсов)

«Целевые ориентиры формирования позновательно -речевой активности

детей дошкольного возраста в соответствии с ГОСДО»

(ФИО)

ВенгловскаяА.В.

воспитатель

______________________________________

должность

Руководитель выпускной работы:

___________________________________________

(ФИО, должность, науч.степень, ученое звание)

Донецк 2017

Аннотация

Цель: исследовать и выявить наиболее эффективные приёмы и педагогические условия развития художественно- речевой деятельности детей дошкольного возраста средствами творческой игры.

Задачи:

Раскрыть особенности развития художественно-речевой деятельности, словесного творчества дошкольников посредством творческих игр.

Ожидаемый результат: я предполагаю, что использование творческих игр способствует развитию словесного творчества и художественно-речевой деятельности дошкольников.

    Родной язык – первооснова художественно- речевого развития

    Художественно-речевая деятельность в дошкольном возрасте как предмет исследования

    Художественно-речевая деятельность как первоначальная ступень

    творчества дошкольников

    Художественная литература в развитии речевой выразительности

    Творческие игры детей

Введение

Современное общество направлено на воспитание поколения, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. В связи с этим в государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества.

Художественная речь открывают ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений.(К.И.Чуковский)

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот

период создаются благоприятные условия для развития устной речи ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. Из этого мы видим - проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической (О.С.Ушакова). .

Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Задачами художественно-речевой деятельности являются:

    воспитание любви и интереса к художественному слову;

    развитие «чувства языка»;

    формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

    воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

    формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

    развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

    развитие умения пользоваться образными выражениями и разговорной речью;

    воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

    формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Фольклор оказывает большое влияние на развитие словесного творчества детей. Нельзя полноценно развивать ребенка, взаимодействуя с ним только на занятиях в детском саду. Любовь к художественному слову – один из величайших даров, который могут дать своему ребенку родители.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль и многое другое. Всему этому ребенок учиться с помощью взрослого в дошкольные годы. Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

В настоящее время появились публикации психологов, педагогов и искусствоведов, в которых убедительно доказывается, что дети для гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, выраженном в форме благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их речь и творческий потенциал.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок.

По мнению С. М. Чемортан, художественно-речевая деятельность рассматривалась и рассматривается в дошкольной педагогике как средство формирования выразительности и образности речи. Однако на современном этапе средствами художественно–речевой деятельности решается также более широкий спектр задач. Данный вид деятельности выступает одним из средств развития творческих способностей ребенка.

М.Б. Мамедова считает, что понятие художественно-речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

Л.Б. Фесюкова с целью развития творческих способностей дошкольников

посредством словесного творчества считает необходимым использовать прием,

составления сказки с опорой на содержание текста (загадки, стихотворения, пословицы, считалки).

Она указывает на то, что одна из важных задач в развитии речи детей - формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

В своих работах Я.Л. Коломинский отмечал, что художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-игровой, в процессе которой дети драматизируют небольшие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Творчество – как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Пути формирования художественного творчества своеобразны – одним из них является формирование художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста, развитие словесного и литературного творчества.

Посредством художественно-речевой деятельности ребенок выявляет свое отношение к окружающему, понимает его и это помогает раскрыть интересы и способности ребенка.

Изучив литературу по художественно-речевой деятельности детей, обратив внимание на мнение известных психологов и педагогов я нашла связь между художественно-речевой деятельностью и творчеством. В связи с этим стала более расширенно изучать творческую игру.

Творческая игра – это игра, которая создаётся самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребёнка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план.

В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой. А. М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные

воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
5

Особое место занимают творческие или сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и

деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует лично сть

ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Здесь, все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых,

понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры,

декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Сюжетно - ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, - говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги. Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей функций речи. Новые

потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим

строем, в результате чего речь становится более связной (Д. Б. Эльконин).

Но не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец

лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх. Важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Я нашла еще одну интересную творческую игру – игра - драмматизация или как ее еще можно назвать – театрализованная.

В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности. Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. По словам М.А. Васильевой, словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития креативной личности. Это продуктивная деятельность по переводу наглядно-образных представлений, которые возникают под влиянием произведений искусства и впечатлений об окружающем, на язык словесных знаков, и развивающаяся в процессе сотрудничества взрослого и ребенка. В этой связи огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать

многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т.д

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

К разновидностям художественной деятельности можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-прикладной практикой, художественно-словесным творчеством.

Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях. Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию, образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку.

Ребенок всегда стремится к проявлению своих интересов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу.

При ознакомлении со сказкой я стремлюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка. Я с выражением рассказываю сказку, интонацией передаю разнообразие описанных в ней ситуаций. Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество; восприятие произведений художественной

литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними; выразительное стихотворное чтение, участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора; воспроизведение авторского текста по-своему (интерпретация), с использованием средств художественной выразительности (пересказ прочитанных произведений, воспроизведение авторского текста по иллюстрациям и т.п.); создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.). Все это способствует развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественно- речевой деятельности с элементами творчества.

Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими

лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, a значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в

театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить

на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою

активность, индивидуальность, творчество, обогатить художественную речь.

Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности.

В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры. В последних дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ

инсценировок знакомых им стихотворений («Машенька» А. Барто, «Про Маринку

» Н. Забилы и др.). Воспитатель вовлекает детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

Следует уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного

воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.

Свою работу по внедрению творческой игры в игры детей я начала с наблюдения за их самостоятельной игрой. В своих играх дети с удовольствием перевоплащались в животных, но развивать сюжет не могли. Поэтому мне важно было научить их действовать по образцу. Затем я стала проводить игры – упражнения. Двум детям я предлагала выбрать по игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его. Развивая этот сюжет мы использовали игрушки и строительный материал.

Формируя интерес к играм драматизациям я читала и рассказывала детям произведения художественной литературы по программе, показывала иллюстрации к произведениям. Я была активной участницей детских игр, показывала какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, движения и со временим

дети приобрели необходимые навыки. Затем я стала учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. Это давалось им не легко, поэтому я старалась помочь детям вводя различные упражнения(представить себя кем – нибудь и рассказать о себе). С группой наиболее активных детей мы драматизировали сказку «Репка» и показали ее малышам. В развитии художественно-речевой деятельности хорошо показали себя упражнения по составлению сказки. Каждый ребенок по очереди придумывал по предложению, дополняя друг друга. Предметом сказки были разные предметы(игрушка, цветок и т.д.) Очень понравилось детям придумывать и загадывать загадки- показать своего героя в движении сначала без слов, а затем со славами. Все должны отгадать кто это был.

Выводы:

Изучив материал и проведя соответствующую работу с детьми я пришла к выводу что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Драматизируя сказки и художественные произведения у детей развивается правильная, грамотная художественная речь, обогащается словарный запас. А основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

Введите в мир театра малыша,

Узнает он, как сказка хороша

Проникнется теплом и добротой,

И сказку унесет с собой.

Приложение

Методика для выявления уровня развития творческих способностей.

Для определения уровня развития творческих способностей можно использовать методику Г.Я. Кудриной «Легкость ассоциирования». Эта методика широко используется в психолого-педагогической практике.
Для исследования творческих способностей детям предлагается 10 слов(например, сухой; старый; бодрый; счастливый; аккуратный; теплый; чистый; сладкий; храбрый; победа) , к каждому из которых нужно подобрать слова противоположные по смыслу. Фиксируется время, затраченное на ответ и разнообразие вариантов ответов

Анализ

результатов:

В ходе выполнения заданий ребенку присваивается высокий уровень развития творческих способностей, если он:

    Называет за наиболее короткий промежуток времени не одно, а несколько слов противоположных по значению данному, при этом не прибегает к помощи воспитателя, не задает вопросов в ходе выполнения задания;

Средний уровень развития творческих способностей, если ребенок:

    Называет лишь одно слово противоположное по значению данному, задает вопросы в ходе выполнения задания;

Низкий уровень развития творческих способностей:

    ребенок затрудняется в выполнении задания;

Выполнение детьми диагностических заданий оценивается по 3-бальной системе. За выполнение задания в соответствии с критериями:

    высокого уровня развития творческих способностей ребенок получает 3 балла;

    среднего уровня – 2 балла;

    низкого уровня – 1 балл;

    если ребенок отказывается выполнять задание – 0 баллов.

Таким образом, ребенок с высоким уровнем развития творческих

способностей должен получить 20 – 30 баллов, со средним – 10 – 19 баллов, а с низким – 0 – 9 баллов.

Стержень игры – роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике.

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется развитию художественно-речевой деятельности дошкольников.

Для успешного решения задач художественно-речевой деятельности педагогу необходимо помнить, что она всегда связана с художественной литературой и проявляется при ознакомлении детей с художественными произведениями, их анализом в рассказывании, выразительном чтении, инсценировании, придумывания детьми сказок, загадок, коротких стихотворений, рифмовок,творческих игр.

С целью оптимизации и повышения эффективности работы, направленной на развитие художественно-речевой деятельности дошкольников я считаю целесообразным предложить программу изложенную далее.

Программа работы по развитию художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста средствами творческой игры

Цели:

Расширение активного словаря дошкольников

Развитие воображения, эмоциональной сферы ребенка;

Приобщение к произведениям художественной литературы;

Задачи:

1. Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире с помощью произведений художественной литературы;

2. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с

произведениями художественной литературы

3. Формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной устной речи;

4. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка

5. Развитие внимания, воображения и памяти при заучивании стихов, пересказе и сочинении сказок и рассказов и т.д.

Драматизация сказки «Репка

Цель : Овладение детьми художественной речью, средствами общения и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Развитие разговорной речи с использованием литературных текстов.

Развитие индивидуальных способностей детей (театральных, речевых, невербального общения), через драматизацию сказки «Репка».

Словарная работа: объяснение слов: «Театр», «Зрители», «Артисты», «Представление», «Сказке конец».

Предшествующая работа : чтение сказки «Репка», показ пальчикового, настольного театра. Беседа.

Атрибуты : Маски героев: репка, дом, лавка.

Герои :

Дети: Дед, Баба, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка

Воспитатель : Сказочница

Воспитатель вместе с детьми заходят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте ребята. А вы знаете, куда вы сегодня пришли? (Ответы детей) Сегодня наш музыкальный зал превратился в театр. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь на стульчики. (Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом театре бывают зрители и артисты? Артисты, это те люди, которые показывают концерт или представление. А зрители это те люди, которые смотрят это представление.

Вот и у нас сегодня часть детей будет зрителями, часть детей, артистами. Наши ребята-артисты подготовили для вас зрителей, показ интересной сказки. Отгадайте, пожалуйста, название сказки по загадке:

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой.

Ответ: Репка

Воспитатель: Правильно, ребята. Артисты покажут вам сказку «Репка»

Воспитатель : Артисты присядут на лавочку. Мы начнем представление, мои юные зрители. В зале должна быть тишина. Внимательно смотрим и слушаем.

Воспитатель : Посадил дед репку.

(Выходит дед)

Воспитатель : Ухаживал, за ней, поливал её. Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет - потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку.

Дед: Бабка, иди репку тянуть.

(Выходит бабка)

Воспитатель : Бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку.

Бабка: Внучка, иди репку тянуть.

(Выходит внучка)

Воспитатель : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Внучка: Жучка, иди репку тянуть.

(Выходит Жучка)

Воспитатель : Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку.

Жучка: Кошка, иди репку тянуть.

(Выходит кошка)

Воспитатель : Кошка за Жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку.

Кошка: Мышка, иди репку тянуть.

Воспитатель : Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, и вытянули репку.

Воспитатель: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. Давайте поаплодируем нашим юным артистам. А вам мои юные зрители понравилось наше представление? Какую сказку показывали нам артисты? А кто из артистов вам больше всего понравился? Все артисты сегодня хорошо играли свои роли. А сейчас, я предлагаю всем зрителям выйти в центр театра и поводить хоровод вокруг нашей репки.

(Дети водят хоровод)



18

Литература

1.ГОСДО на 2015-17г

2.Лаврентьева,Г.П. Культура общения дошкольников:

Рад.шк./ Г.П.Лаврентьева;-К.:1988.-128с.ил.-

3.Ветлугина,Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей./Н.А.Ветлугина;Ин-т.-2-еизд.,перераб.-М.:Просвещение,

1985.-297с.:ил.-

4.Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:учеб.пособ./М.М.Алексеева, Яшина Б.И.;Ин-т -3-е изд.,-М.:издательский центр «Академия»,2000,-400 с. Ил.-

5.[электрон.ресурсы] // www . rsportal . ru

6.[электрон.ресурсы] // www . detskiysad . ru

7.Менджерицкая,Д.В. Воспитателю о детской игре:пособие для воспитателя дет.сада:Д.В.Менджерицкая;-М.:Просвещение,1082.-128с.:ил.

8.Антипина,Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду./Е.А.Антипина;творческий центр.-М.:-2009,-128с.:ил.-

9.Акулова,О.В.Театрализованная игпа/О.В.Акулова//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-с.24







Рассмотрено решением Совета отдела

Протокол №__ от «__»_______ 20__ г.

«Театр - волшебный край, в котором ребёнок

радуется играя, а в игре - познается мир.»

С.И. Мерзлякова

Театр - искусство синтетическое, которое воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. Дети от природы наделены яркими способностями и нужно, как можно раньше, создать максимально благоприятные условия для их развития. Участвуя в театральных представлениях, они знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театр развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, зазнайства, равнодушия, заботливое отношение друг к другу и т.д.).

Театр доставляет детям большую радость. Психологи отмечают, что ребёнок, погружённый в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Большое влияние театра на личность ребёнка позволяет использовать его как сильное, ненавязчивое педагогическое средство. Вот почему на протяжении двух лет я занимаюсь решением проблемы развития творческой активности ребёнка, его эмоций, чувств через создание максимально комфортной ситуации общения детей и педагога в процессе организации театрализованной деятельности.

Основой системы моей работы с детьми стали:

Ø Во-первых, идеи развивающего обучения, разработанные Л.С. Выготским - обучение развивает, если оно забегает впереди развития, а не плетётся в хвосте; принципы, разработанные В.В. Давыдовым и Д.Б Элькониным;

Ø Во-вторых, идеи гуманного воспитания, основанного на уважении к каждому ребёнку и вооружение детей сильными знаниями об окружающем мире и художественно-речевой деятельности, отношение к литературе и, на этой основе, широкое развитие художественных способностей детей;

Ø В-третьих, идеи современных учёных (Л.М. Гурович, О.И. Сомковой и др.), занимающихся вопросами развития художественно-речевых способностей дошкольников.

Целью моей работы является - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-речевых, творческих способностей детей, развитие артистических способностей, через театральную деятельность.

1. Выявить уровень художественных творческих способностей детей в освоении художественно-речевой деятельности;

2. Определить методы и приёмы развивающего взаимодействия с детьми в процессе художественно-речевой деятельности;

3. Разработать содержание процесса речевой деятельности детей, обеспечивающего развитие художественно-речевых способностей;

4. Совершенствовать артистические навыки детей посредством переживания и воплощения в образы;

5. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить отличать характерные черты сказочных персонажей;

6. Обучать детей художественно-образным способам выражения (интонация, мимика, пантомима и т.п.);

7. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалектическую речь;

8. Формировать опыт социальных навыков, создавать условия для развития творческой активности детей;

9. Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, пальчиковый, театр зверей, театр теней и др.).

Ожидаемый результат:

Ø В процессе театрализованной игры - расширяются и углубляются знания об окружающем мире;

Ø Развиваются психологические процессы: внимание, память, восприятие, воображение и т.д.;

Ø Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

Ø Совершенствуется моторика, координация, плавность и целенаправленность движений;

Ø Развивается эмоционально-волевая сфера;

Ø Происходит коррекция поведения;

Ø Развиваются коллективные чувства, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Ø Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Ø Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес и увлекают их.

Моя работа строилась в трёх направлениях:

1. Организация комплекса занятий по развитию речи;

2. Создание материально-дидактических условий речевого взаимодействия с детьми с опорой на индивидуально-дифференцированный подход;

3. Разработка системы работы по освоению ребёнком способов художественно-речевой деятельности человека.

При установлении уровней художественно-речевой деятельности я опиралась, во-первых, на диагностику О.И. Сомковой. Речевое развитие, в этом случае, я рассматривала, как умение понимать и пользоваться речью, развитие связной и грамматически правильной речи, фонематического слуха, активного словаря; во-вторых, на результаты наблюдений за самостоятельной деятельностью детей (театрализованные игры, игры-драматизации), анализы рассказов детей, свидетельствующие об интересе к творчеству в различных видах художественной деятельности; о наличии специальных художественных способностей (словотворчество, образное видение).

Результаты диагностики развития художественно-речевых творческих способностей позволили сделать вывод о том, что необходимо продумать систему работы с детьми, обеспечивающую поэтапное продвижение в развитии каждого ребёнка и создать материально-дидактические условия, где педагог выступает в роли режиссёра, а дети становятся талантливыми исполнителями его замыслов, присваивая способы художественно-речевой деятельности.

Работу с детьми по формированию художественно-речевых умений я осуществляла поэтапно:

1-ый этап: подготовительный (младший возраст);

2-ой этап: основной (средний возраст).

Оба этапа включают в себя различные виды деятельности:

Ø Телесно-ориентированные игры;

Ø Игротерапия;

Ø Сказкотерапия;

Ø Игры-драматизации, импровизации;

Ø Артикуляционная гимнастика;

Ø Упражнения на развитие дыхания, мимики, эмоций, силы голоса и др.;

Ø Кукловождение;

Ø Действия по ролям, т.е. театрализованные постановки;

Ø Элементы логоритмики;

Ø Пальчиковая гимнастика;

Ø Работа над выразительностью речи.

Основной принцип работы - игровая форма проведения занятий.

Подготовительный этап включает в себя различные формы работы с детьми по накоплению речевого опыта, формированию речевых эталонов. Здесь основное внимание я уделяла составлению описательных рассказов по игрушкам, по картинкам. В младшей группе широко использовала народный фольклор: потешки, прибаутки - «Кто у нас хороший?», «Наша Оля маленька». Детям очень нравятся эти минуты любования. Просят: «Я тоже хороший и про меня скажи!».

В младшей группе на поэтические минутки приходит Мишка, и дети помогают ему выразительно прочитать стихи, потешки. При заучивании использовала приём воссоздания ритмических движений (хлопки, притопы и т.п.), что очень помогает закрепить ритмический рисунок стихотворения, способствует скорейшему запоминанию, а также использовала картинки по стихам А. Барто, иногда подбирала предметы и заучивание стихотворений проводила в виде игры.

В средней группе эффективным приёмом оказалась работа с зеркалом. Дети внимательно рассматривают строение тела, цвет волос и глаз и т.д. При этом происходит расширение и активизация словаря - «голубоглазый», «светловолосый» и др. Часто использовала игру «Слова - братья», типа: «Где обедал воробей? В зоопарке у …».

В младшей и средней группах я в основном использовала объяснительно-иллюстративные методы работы с детьми, находясь на позиции опекающего взрослого и в позиции рядом с ребёнком. Это игры и игровые упражнения типа: «Расскажи потешку», «Споём Маше колыбельную» и.т.п.

Основной этап формирования художественно-речевых творческих способностей приходится на старший возраст, и работу с детьми я направляю на формирование способа самостоятельных действий. На этом этапе я уже нахожусь в позиции «ученика» или наблюдающего взрослого. В этот период огромное значение я придаю созданию обстановки, организации предметной среды и развитию творчества в различных видах детской деятельности. Чтобы прийти от чтения потешки к творческому рассказу, к игре-драматизации, я работаю над интеграцией развития речи в различных видах деятельности - трудовой, изобразительной, игровой и т.д.

Развивая художественно-речевые творческие способности детей, я использую различные виды театров, заучивание стихов, пересказ, рассказывание, игры - драматизации, режиссёрские, дидактические и др.

Наибольшей результативностью отличаются нетрадиционные формы работы с детьми: конкурсы на лучшее сравнение «Кто об этом скажет по-другому», вечер вопросов и ответов «Кто задаст самый необычный вопрос», «Придумай загадку», «Сочиняем сказку для театра», «Создание и выпуск газет» (как в группе, так и дома с родителями) и т.д.

На протяжении всего основного этапа особое место я отвожу работе по обогащению литературного опыта детей и систематизации знаний о законах сказочного жанра. Я знакомлю детей с происхождением сказки, с образами народный сказателей, провожу беседу по содержанию сказки:

ü Сколько историй в сказке;

ü Определи начало и конец каждой истории;

ü Как бы Вы назвали каждую часть?;

ü Попробуйте составить алгоритм сказки;

ü Подберите сказку по предложенному алгоритму.

В работе по литературным произведениям, на этапе закрепления и подготовки к игре-драматизации, большое значение придаю работе с книгой:

ü Пересказ от лица героя;

ü Словесная режиссёрская игра;

ü Словесное рисование;

ü Заучивание стихотворения способом моделирования.

Подобная работа даёт возможность пережить те чувства, которые сам ребёнок в жизни не может испытать, но уже понимает их, обогащается новыми эмоциями.

Контрольные срезы свидетельствуют о большом значении для развития творческих художественно-речевых способностей «Театральной гостиной», которую мы начинаем посещать с младшей группы, воссоздавая несложные этюды, на знакомые детям бытовые темы типа: «на кухне», «в саду»; сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Дети превращаются в «Театральной гостиной» в «деревья старые и молодые», разыгрывают этюды «сильный дождь» - «ласковый дождик», «злой ветер» - «ветерок шалун» и т.п. Умение ставить такие этюды позволило к старшему возрасту расширить количество актёров при постановке той или иной сказки, включать всех желающих - дети изображают не только животных и людей, но и воспроизводят лес, избушку и даже предметы домашнего обихода. «Театральная гостиная» преобразуется то в репетиционный зал, то в театральную сцену.

В обстановке «Театральной гостиной» интереснее получаются сказки, веселее были путешествия «Там, на неведомых дорожках». Здесь же проходят ежедневные «Пять минут поэзии». В среднем возрасте я провожу заучивание стихов с движениями, например: «Станцуй стихотворение», «Расскажи руками стихотворение об осени» и т.п. Для создания психоэмоционального комфорта я использую музыку, приёмы релаксации М.И. Чистяковой.

Таким образом, занятия и упражнения в «Театральной гостиной» позволяют всем детям найти роли, адекватные своим способностям, положительно сказываются на умении придумывать новые сказки (ведь ласковый дождик движется и говорит совсем по-другому, чем сильный дождь), способствуют развитию творческого воображения, способности вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации.

Для создания материально-дидактических условий большое внимание уделяю оборудованию центров речевой, музыкально-театрализованной и изобразительной деятельности, сюжетно-ролевой игры «Театр». Детям очень нравится организовывать все театральные службы: кассы, осветители, костюмерные, гримёрную, буфет и т.д. Создание подобной среды сохраняет и подпитывает интерес к театру. К оборудованию центров и подготовке спектаклей я стараюсь активно подключать родителей. Они помогают в оформлении декораций, афиш, изготовлению костюмов; участвуют в спектаклях на второстепенных ролях (в младшей и средней группах). В этом году мы уже представили игры-драматизации по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок».

Данные диагностики в старшей группе после проведённой работы свидетельствуют о положительной динамике в развитии уровня художественно-творческих умений: количество детей с высоким уровнем увеличилось до 20 %. Эти дети самостоятельно организовывали театральные спектакли, находили предметы-заменители, использовали все виды театров, имеющихся в группе: пальчиковый, театр игрушек; чаще всего претендовали на роль сказочника, создавая свои сказки.

Каким стал воспитанник к концу средней группы:

ü Ощущают душевное удовлетворении, удовольствие, радость от встречи с новым предметом, объектом, явлением, произведением искусства и продукцией народных промыслов;

ü Испытывает возросшую потребность в новизне впечатлений и переживаний от встреч с вещами, их создателями, а также от педагога, создающего для него «театр» восхищения, любования красотой;

ü Узнают некоторые жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворные формы поэтического фольклора);

ü Прослеживают развитие сюжета, эмоционально реагируют на литературный текст, сопереживают героям полюбившихся произведений, отдают предпочтение определённым жанрам, стихам, сказкам;

ü Проявляют интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций, имеют опыт бережного отношения к ним;

ü Знают некоторые разновидности детского театра, испытывают удовольствие во время просмотра спектаклей, которые показывают взрослые или старшие дети, эмоционально реагируют на воспринятое;

ü Используют образы литературных художественных произведений в других специфических детских видах деятельности (театр, лепка, рисование и т.д.);

ü Испытывают чувство удовлетворённости, гордости за свои успехи в области художественно-речевой деятельности (знание сказок, стихов, их выразительного чтения и др.).

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входят: ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучения пересказу, развитие начальных форм словесного творчества. Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в д/с, является театрализованная игра. Дети должны знать текст литературного произведения; импровизацию словам и интонаций, действием, жестом, мимикой. Предшественниками театрализированных игр являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественная – речевая деятельность детей дошкольного возраста»

Художественно – речевая деятельность.

В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входят: ознакомление детей с произведениями художественной литературы, обучения пересказу, развитие начальных форм словесного творчества. Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в д/с, является театрализованная игра. Дети должны знать текст литературного произведения; импровизацию словам и интонаций, действием, жестом, мимикой. Предшественниками театрализированных игр являются инсценировки литературных текстов и игры – драматизации.

Инсценировка – это чтение детьми текста по ролям. Можно разнообразить инсценировку действиями с фигурками настольного и пальчикового театра.

В игре – драматизации проговаривания текста сопровождается игровыми действиями.

Театрализованные игры сложны по содержанию, подготовке и организации. В этих играх бывают заняты все дети. Одни, как участники, другие, как участники массовых сцен.

Театрализованные игры проводятся только со старшими детьми. Но, начиная с первой младшей группы, мы начинаем готовить детей имитировать жесты людей, движения животных. Для этого в программе много потешек, сказок, песен. Во второй младшей группе мы учим изображать описанную в художественном тексте ситуацию. Например, воспитатель декламируют русскую народную песенку. «Тили-бом», «Совушка-сова», «Жили у бабуси». Дети показывают, что делают персонажи. В этой группе можно проводить инсценировки эпизодов из сказки «Три медведя», «Рукавичка», «Маша и медведь».

В средней группе художественно – речевая деятельность становиться совершеннее. Дети изображают зайчика, который прилип к быку, трех поросят и др. так мы упражняем детей в приобретенных навыках и умениях. Сначала задания выполняют 5-6 детей, затем задание дается всей группе одновременно. Можно подготовить импровизацию заранее, а затем показать ее детям. Детям 3-4 лет в течении года нужно показывать театрализованные спектакли, подготовленные старшими детьми, например: «Тили-бом», русская народная песенка «У солнышка в гостях», «Муха-цокотуха» и т.д.

Театрализованные представления требуют длительной, тщательной подготовки. Нужно отобрать исполнителей, проводить репетиции, изготовляются маски, детали к костюмам, элементы декорации, продумывается музыкальное сопровождение. Время проведения спектакля 25-30 минут, количество зрителей 2-3 группы и гости – взрослые. Нужно, чтобы на протяжении всего спектакля были заняты все дети. Например, сыграв одну роль, ребенок присоединяется к товарищам, которые изображают другие роли. Зрители тоже принимают участия в спектакле: или хлопают, или поют, или повторяют какие-то слова, например, заклинание. Зал оформляется заранее. В оформлении принимают участия дети: что-то рисуют, склеивают, дополняют декорации. Готовятся пригласительные билеты. (« Приходите! Не забудьте! Не пожалеете!»)

По окончании спектакля целесообразно представить зрителям всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении, рассказать, что конкретно было сделано каждым ребенком.

Детей старшего возраста учим придумывать сказки. С лучшими сказками авторы выступают на вечерах развлечении, на праздновании дней рождений.

Дети готовят подарки сотрудникам д/с к праздникам. Воспитатель учит детей, как вручить эти подарки, какие слова можно говорить.

Приобретенные знания закрепляются самостоятельных играх детей. Дети старшего возраста могут загадывать друг другу загадки. Эта речевая деятельность может проходить в виде игры. Полезны игры, позволяющие ребенку упражняться в произношении скороговорок и считалок. Подбираются две картинки, содержание которых показывают ребенку, что ему следует рассказать. На вечерах развлечений, праздничных утренниках, в дни рождений детей мы должны чаще использовать программные стихотворения и песни, драматизацию отрывок из сказок. На прогулках можно имитировать на самые различные темы. Можно организовать выставки в д/с: детских рисунков, поделок из природного материала. Старшие дети могут стать экскурсоводами. Все эти перечисленные мероприятия являются эффективными средствами развития художественно-речевой деятельности дошкольников, если дети принимают деятельное участие в их организации и проведении.


«Речевая агрессия» - Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Понятие речевой агрессии. Сферы бытования речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Заключение. Отношение общества к речевой агрессии. Оглавление. Ситуация речевой агрессии.

«Английский речевой этикет» - Методы исследования: You look awesome! Misha’s new pen. I had a great time. Актуальность разрабатываемого вопроса. Wow, your mother’s really beautiful, and so young looking. She’s so hot! You’re very kind. Good morning dear teacher I’m glad to see you! Your house is lovely! Речевая ролевая тренировка.

«Речевое развитие ребёнка» - Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». И упали два козла в речку вверх ногами. Знает ли стихи и сказки? 20. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в два ряда. Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе? И т. д. Или называть всё определённого цвета (формы). Ребёнок должен поднять соответствующий символ.

«Человеческая деятельность» - Отражение реальности в научной художественной форме, религиозных учениях, в мифах. Ценностно-ориентировочная деятельность. Мотивы деятельности. Духовная деятельность (связана с преобразованием сознания людей). Деятельность. Результат. Результат не соответствует поставленной цели. Вставьте пропущенное слово.

«Музыкальные занятия при речевых нарушениях» - Единая коррекционно- развивающая среда. Музыкально-ритмические движения. Московской области. Слушайте, пойте и будьте здоровы. Логоритмические занятия. Рассмотрим каждое из направлений. Цели и задачи. И воспитателями логопедических групп. Педагог- психолог. Чулково. Рекомендации. Структура логоритмических занятий.

«Профессиональная деятельность школы» - Профессиональная ориентация. Тесты на интеллект. Качества личности: Востребованность (Надо). Таможенник. Справочник по средне-специальному и средне-техническому образованию. Дать общие понятия по данному направлению. Получить достаточное количество аргументов для выбора будущей специальности. Задуматься о перспективе развития, обустройстве, международном авторитете своей Отчизны – России.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»

Выполнила:

С.В. Потапенко.,

старший воспитатель

2013г

Художественная речь открывают ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. К.И.Чуковский

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс мы построили на основе алгоритма коррекционно-развивающей деятельности, который включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей художественно-речевое развитие ребенка.

Задачи художественно-речевой деятельности подчинены общей цели всестороннего воспитания личности ребенка, они выдвигаются в соответствии с возрастными особенностями детей, а также своеобразием литературных произведений.
Программа основана на преемственности в художественно-речевом развитии ребенка среднего и младшего дошкольного возраста, в ней ставятся задачи: учить воспринимать художественные произведения в единстве содержания и формы, развивать художественно-речевые исполнительские и творческие способности, формировать первоначальные представления о художественной литературе.
При ознакомлении со сказкой воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно- художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка. Воспитатель выразительно рассказывает сказку, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя сказку, обращает внимание на ее смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины). Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения сказки (или устного ее пересказа). Выдержите небольшую паузу, дайте детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем спросите, понравилась ли сказка и чем именно, почему у нее такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название сказки с ее содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили? Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? В старшей группе, по сравнению с предыдущей, количество подобных вопросов увеличивается. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте.

Развитие речи, обучение языку, формирование культуры речевого общения - важные направления работы с детьми дошкольного возраста. Решение задач речевого развития детей осуществляется в рамках программного раздела «Художественно–речевая деятельность». Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция) и элементарное словесное творчество.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Под художественно-речевой мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:


восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;


воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);


создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.).

Исследования психологов, литературоведов и педагогов показали, что художественно-речевая деятельность детей в дошкольном возрасте является активным и действенным средством эстетического освоения детьми окружающей действительности.

По мнению большинства исследователей, художественное восприятие тесно связано с воображением, поскольку именно в восприятии проявляется способность человека «воображать», придавая образ предмету, явлению (О. М. Дьяченко, В. Т. Кудрявцева и другие). При этом важнейшим механизмом творческого восприятия является акцентирование, то есть выделение из бесчисленного многообразия впечатлений нескольких наиболее характерных черт (Р. Арнхейм, М. Арнаудов, З. Н. Новлян-ская). В процессе восприятия художественного произведения читатель (или слушатель – в дошкольном возрасте) по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

По мнению исследователя, отличительной чертой художественной эмоции является «задержка во внешнем проявлении аффектов» у человека на произведение искусства, которые могут отличаться необычайной силой. Таким образом, в основе процесса восприятия лежит не интеллектуальный процесс постижения содержания художественного образа, а эмоциональное переживание, когда после прослушанного текста ребенок всецело находится под его влиянием художественного произведения. Именно поэтому, закладывая в дошкольном возрасте у ребенка основы читательской деятельности как фундамента его литературного образования, необходимо развивать его умения, связанные, в первую очередь, с переживаниями, воображением, образным мышлением, то есть с эмоционально-образной деятельностью: воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки), созданные авторским словом; сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир чувств и настроений. Учитывая закономерности процесса восприятии и понимания художественного или фольклорного произведения детьми, а также то, что объектом деятельности ребенка как при восприятии литературного или фольклорного текста, так и при его воспроизведении и создании на его основе собственного речевого продукта становится текст, выступающий в единстве трех его сторон, – содержания, структуры и языкового оформления, – считаем, что для полноценного литературного развития ребенка необходимо также формировать и другие виды умений:

Умения, направленные на осмысление и воспроизведение содержания произведения (понимать тему произведения и основную его мысль; входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении; понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию);


умения, способствующие осознанию формы произведения (понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение) или отраже-ние переживаний лирического героя (лирическое произведение); выделять жанровые особенности произведения – сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.);
умения, необходимые для осознания языковых особенностей произведения (улавливать образный строй художественной речи; понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл; выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка – сравнение, метафору, эпитет и др.).

Все перечисленные умения при ознакомлении с произведением должны формироваться во взаимосвязи путем аналитической работы ребенка над текстом под руководством воспитателя. Безусловно, часть данных умений предполагает знакомство ребенка (практическое) с некоторыми литературоведческими понятиями (тема произведения, жанры, композиционные особенности произведений отдельных жанров, средства выразительности и т.д.) в соответствии с возрастными возможностями детей.
Развитие умений по восприятию литературных или фольклорных произведений должно происходить в системе, на основе постепенного расширения опыта эмоционально-образной и познавательной деятельности. Способствовать овладению данными умениями, помимо аналитической беседы, направленной на выявление эмоционального состояния ребенка, осознание им особенностей содержания и формы произведений, могут следующие приемы:


для первой группы выделенных нами умений: словесное рисование, создание собственных рисунков к произведениям, анализ иллюстраций художников, представление себя на месте персонажа;


для второй группы умений: выделение опорных слов в произведении, анализ заглавия произведения; деление текста на части, составление плана текста, создание серии собственных рисунков, отражающих последовательность действия, а также выявление мотивов поступков героев, описание их внешнего вида;

Для третьей группы умений: выявление типичных особенностей произведений разных жанров (например, наличие фантастики, волшебства, столкновение с волшебной силой, многоэпизодность – в волшебной сказке или антропоморфизм, глагольность, малоэпизодность – в сказке о животных);

Для четвертой группы умений: нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте (для осознания авторского выбора), придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов (для овладения способом выражения в слове определенного художественного содержания).

В целом, творческий характер процесса восприятия произведений художественной литературы и фольклора старшими дошкольниками обусловлен активностью их взаимодействия с авторским или фольклорным текстом.
Следующий компонент художественно-речевой деятельности дошкольника – воспроизведение авторского текста – может осуществляться разными способами: без изменения – в процессе выразительного чтения произведения (чаще всего стихотворного), или с изменением – при инсценировании, участии в игре-драматизации по произведениям художественной литературы и фольклора и т.п., при пересказе прочитанных произведений, воспроизведении авторского текста по иллюстрациям и т.п. По мнению С.М. Чемортан, творчество в данных видах художественно-речевой деятельности будет проявляться в выборе выразительных средств исполнения .
Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Поскольку игру-драматизацию характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям, ее рассматривают как разновидность художественной деятельности (О. В. Акулова).

анализ особенностей воспитательно-образовательного процесса в ДОУ показывает, что одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.

Художественно-речевая деятельность дает нам большие возможности для развития творческих способностей дошкольников.

Так, для обучения детей составлению рассказов – фантазий с преобразованием объектов во времени педагоги эффективно используют прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его временное настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.

Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. В работе с детьми педагоги используют творческие задания: «Пришел волшебник «Я нюхаю» (и другие)», «Назови объекты, которые могут издавать звук…», «Я ощущаю лицом и руками…»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба». Для определения деталей одного объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения.

Обучение детей составлению загадок педагоги начинают с полуактивного этапа (составление с детьми общей загадки), затем переходят к активному, где побуждают ребенка самого выбирать объект и модель загадки.

Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой воспитателями целесообразно используется прием эмпатии. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера, подробно описывает его состояния, отношения с окружающим миром и возникшие проблемы.

По результатам фантазирования педагоги совместно с детьми инсценируют придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов-фантазий, которые включают метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми группы; загадки, самостоятельно составленные детьми; а также творческие рассказы детей,

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствовует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

Конспект занятия по развитию речи

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

(составление сказки конфликтного типа с использованием «метода каталога») для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

· Учить самостоятельно определять героев сказки и цель их деятельности;

· Учить осваивать последовательность вопросов, на основе которых можно создать сказку конфликтного типа;

· Побуждать детей отвечать полным содержательным ответом;

· Формировать навыки составления логически связанного текста, в котором добро побеждает зло;

· Закреплять умение выводить жизненные правила и придумывать название сказки;

· Развивать творческое воображение, мышление, связную речь;

· Создавать условия для воспитания доброты, отзывчивости.

Материал:

· Книга «В мире сказок»;

· Пособие «Кольца Луллия» с набором карточек по сказкам;

· Мольберты (2 шт.)

· Листы бумаги формата А-3;

· Аудиозапись сказки «Золушка» («волшебная музыка»);

· Магнитофон;

Ход занятия:

Под сказочную музыку дети входят в группу. Везде развешаны картинки с изображением персонажей из разных сказок.

Игра «Теремок»

Дети идут с воспитателем по кругу.

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

А живут в теремке сказочные герои.

Я – Снежная королева… А ты кто?

Дети по очереди называют сказочных героев. Кто назвал, садится на стул.

Ребята, посмотрите вокруг. Как красиво, как волшебно! Куда мы с вами попали? (в сказочную страну, в страну сказок).

Как вы догадались? (Много сказочных персонажей).

Что такое сказка? (1. Это выдуманный рассказ. 2. Это волшебство. 3. Где звери разговаривают. 4. Где есть превращения. 5 Сказка начинается «Жили-были…, «В некотором царстве, в некотором государстве…». 6. В сказке повторяются действия)

Каких сказочных персонажей вы знаете?

Каждый сказочный герой,

Может с виду и простой,

Чудным даром наделен, -

Потому, волшебник он.

Невидимкой может стать,

И по небу полетать!

Превратиться в лебедь-птицу,

А потом – в красу-девицу!

Нужен нам такой герой!

Ребята, а вы любите сказки?

Какие ваши любимые сказки?

«Кольца Луллия»

(на одном кольце – сказочные персонажи: Колобок, Царевна-лягушка, курочка Ряба, Дюймовочка, Лисичка, Баба Яга и т.д. На втором кольце располагаются карточки с изображением места: избушка на курьих ножках, болото, дворец и т.д. На третьем кольце – волшебный предмет: стрела, яйцо, ступа, шапка-невидимка и т.д.)

Детям предлагается раскрутить 1 кольцо и выбрать сказочного героя. Соединить место, которое выпало на 2 кольце, и придумать, что могло бы произойти с персонажем, если бы он оказался в этом месте. Затем детям предлагается самостоятельно выбрать предмет на 3 кольце, который помог бы герою, если бы он оказался в этом месте.

Игра «Да-нет» (классификация)

Дети при помощи сужения поля поиска отгадывают задуманный воспитателем объект (книга).

Вы знаете много сказок. Давайте придумаем свою добрую, умную сказку. А поможет нам эта волшебная «Книга сказок».

Как начинается сказка? (Жили-были…)

А кто жил-был, мы сейчас выберем по волшебной книге. Надо закрыть глаза, сказать волшебные слова «Тили-мили-трям» и показать на какого-нибудь сказочного героя. (выбор героя по «методу каталога)

Это будет положительный герой.

Воспитатель зарисовывает схематично на «Волшебном треугольнике».

Какие поступки может совершать положительный герой?

Мы знаем, что в сказках всегда что-то происходит, герои куда-то отправляются, а им кто-то или что-то мешает.

Давайте в нашу сказку пригласим отрицательного героя, что бы потом с помощью волшебства он стал добрым. Закрываем глаза, говорим волшебные слова и выбираем отрицательного героя (зарисовывает на «Волшебном треугольнике»)

Ребята, а какой у нас будет отрицательный герой? Где он живет? Что плохого делает?

Физкультурная пауза

Дети под музыку изображают различных сказочных героев.

Мы придумываем волшебную сказку. А чтобы случилось волшебство, что нам нужно? (волшебный предмет).

А что может быть волшебным предметом? (цветок, платок, листок, фрукт…)

Выбираем при помощи Книги предмет и зарисовываем его на «Волшебном треугольнике».

Все герои выбраны, теперь можно начинать рассказывать сказку.

Последовательность сказки зарисовывается в таблице.

Интересная сказка получилась? Какие жизненные правила можно вывести из нашей сказки? Чему она учит? (быть добрым, смелым, помогать другим. Нужно знать, куда и когда ходить).

Давайте придумаем название нашей сказке. И вы обязательно расскажете сказку дома своим бабушкам и дедушкам, родителям. А что бы ничего не забыть, давайте вспомним правила, которые помогли сочинить сказку. С чего начиналось сочинительство?

1 шаг: Выбирали героев сказки – положительного и отрицательного.

2 шаг: Мы определили, какой наш герой по характеру, какие могут быть у него поступки.

3 шаг: Выбирали волшебный предмет, с помощью которого отрицательный герой стал добрым.

4 шаг: Мы описывали действие, которое происходило в сказке.

5 шаг: Делали вывод жизненных правил.

6 шаг: Давали название нашей сказке.

Ничего не забыли, молодцы! А что бы сказку было интереснее слушать, давайте нарисуем иллюстрации к ней.

Кому какой сюжет из сказки понравился больше всего, тот такой и нарисует. И получится у нас своя «Волшебная книга сказок». И первая сказка в ней будет….


Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...