Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Культура и быт калмыков "калмыцкие головные уборы". Программа тематического дня "традиционный калмыцкий костюм"

Калмыки среднего роста, коренастого сложения; относительно большая, широкая голова с плоским, скуластым лицом; черные прямые волосы; жидкая, поздно вырастающая бородка; узковатые «калмыцкие» глаза; приплюснутый при корне нос; смуглый желто-красноватый цвет кожи (у мужчин).

Одежда калмыков - холщовая рубаха (кийлик), по форме своей походящая на женскую кофту; штаны, укрепляемые на гашнике; на ногах сапоги и портянки. Поверх этого надевается прямой халат, который, однако, встречается теперь только у стариков, да и то весьма редко.

Большая часть калмыков со времени пребывания их на Кавказе носит однобортные бешметы кавказских горцев, с широко вырезанной грудью. Бешмет стягивается у талии ременным поясом, у богатых - с серебряными насечками на железных пластинах, поясу придается такая важность, что быть без него считается неприличием.

На головах калмыки в старину носили круглые шапки с четырехугольной тульей из желтого сукна и с красною кистью, в 19 в. – русские форменные картузы, всегда с красным или зеленым суконным околышем. Зимою штаны носятся овчинные, а поверх бешмета надевается овчинная или лисья шуба.

Лет до 14 девочке стригут волосы в длинную скобку, а с этой поры заплетают в одну косу. В уши продевают серьги, близко подходящие к форме старинных русских серег. Праздничная женская шапка разнится от мужской тем, что шьется не из сукна, а из золотого глазета. Простая женская шапка шьется из желтого сукна; она ниже мужской и на тулье у нее не бывает простежек. На ногах женщины носят сапоги из красного сафьяна.

Внешность, одежда калмыков википедия
Поиск по сайту:

If you like this presentation – show it…

Калмыцкая национальная одежда

Подношение хадака (шарфа)

Калмыцкий мужской костюм бешмет, ормг и шапка — тоорцг

Национальная одежда Девичий костюм Женский костюм

Семья в национальной одежде

Экспонаты Национального музея им.

Н.Н.Пальмова

Мужской костюм Бешмет Шапка мужская Кожаный ремень

Ууч — шуба Хорьковая шуба

Калмыцкий костюм замужней женщины терлг,цевдг Шапка — халмаг и шиверлики Токуг

Платье женское (терлг) синего цвета Праздничный женский костюм

Головные уборы Головные уборы: 1-4 — торцог; 5, 6, 10 — мужские хаджилга; 7, 9 — тамша; 11 — халмаг; 12 — устя халмаг

Тоорцг — женская шапка Калмыцкая вышивка.

Камчатка – девичья шапка Пояс для платья

Калмыцкая вышивка «оборот солнца»

Нуудрма (манжета женского платья),вышивка «зеег»

Национальная одежда калмыков в наши дни

На празднике Джангариады

Ээжя в национальном костюме

Смелый наездник

Детские костюмы

Зимняя одежда

Калмыки — потомки воинственных ойратов

Калмыки — кавалеристы

Древнее оружие воина

Знамя — ойратов

Джамба Тундутов

Праздник Зул

Окон Тенгри Находясь за пределами Сансары, Ты проявляешься в форме мирской,Являешь гневный образ для покорения свирепых существ;Ты являешь образ спокойный для мирных существ,Восхваляю тебя, о, божественная мать, спасающая вселенную!

Возжигание лампадки

Калмыцкий чай и борцки

Празднование Цаган Сар

Манджушри Манджушри – Бодхисаттва Мудрости и Учения

В детском саду

Ансамбль песни и танца «Тюльпан»

Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. — 3-е изд., перераб. и доп. — Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985. — 282 с., ил.

Семейный и общественный быт

Семейные отношения

Семья и общественный быт, пожалуй, наименее изученный раздел калмыцкой этнографии. Семья является одной из самых важных сторон общественной жизни народов.

Она составляет низовую социальную ячейку, «молекулу общества», своеобразно отражающую процесс исторического развития человечества. В настоящем разделе автор пытается дать более или менее полное описание семейной и общественной жизни калмыков в конце XIX-начале XX вв. Основным источником при его написании послужили полевые материалы, собранные автором во время работы этнографического отряда Института этнографии Академии наук СССР и командировок в районы Калмыцкой АССР, а также некоторые литературные данные.

В конце XIX - начале XX вв.

господствующей формой семьи у калмыков была малая моногамная семья, состоявшая из родителей и несовершеннолетних детей. Барон Ф. Бюлер пишет, что «многоженство дозволяется; но примеров его нет». П. Небольсин указывает на то, что степные калмыки ни в чем не изменили своей старине, родным обычаям и предписаниям религии, повелевающим им только единоженство. По сообщению Я. П. Дубровы, калмыки почти все без исключения строго придерживаются моногамии.

Многоженство не бытовало в калмыцком обществе.

Калмыцкая национальная одежда. Подношение хадака (шарфа) — презентация

Встречались отдельные факты двоеженства в богатых и знатных семьях, в случае отсутствия детей от первой жены (аваль) и с ее согласия.

И. А. Житецкий сообщает, что в икицатановом «роду» зайсанг взял вторую жену с разрешения первой, так как дети от нее умерли, и старая жена продолжала жить с ними в силу привязанности. Нам известно двоеженство, имевшее место в Абганеровском аймаке Малодербетовского улуса в начале XX в. Состоятельный человек Дорджи Бадмаев женился вторично ввиду бездетности первой жены.
Очень долго, вплоть до Октябрьской революции, сохранялись пережиточные формы неразделенной семьи.

Никаких сведений о численном составе такой семьи ни в архивных документах, ни в литературных источниках не имеется. Согласно данным, собранным нами, такая «большая семья» состояла максимально из представителей трех поколений: родителей (отца и матери), детей (семей их сыновей) и внуков.

Во главе такой семьи обычно стоял отец — старик, очень редко -мать.

Если он (она) потерял трудоспособность, стал дряхлым, то всем хозяйством и общественной жизнью руководил старший сын. Все остальные члены семьи должны были подчиняться ему как главе семьи и беспрекословно выполнять все его распоряжения.

Однако он не обладал всей полнотой власти. Он регулировал семейные дела, распределял работу между членами своей неразделенной семьи. Все важные вопросы решались сообща.

Домашним хозяйством руководила мать, затем жена старшего брата. П. Небольсин свидетельствует о том, что «жены занимаются работами в большой же кибитке, и старуха-мать освобождается от всех трудов по хозяйству, которое переходит в главное заведывание старшей снохи».

Старуха-мать помогала снохам в уходе за детьми, в обработке сырья (кожи, шерсти) и шитье одежды и т. д., а девочки-подростки и девушки помогали во всем родителям и женам братьев, работали под наблюдением старших.

Женщины выполняли всю домашнюю работу: варили пищу, доили коров, носили воду, шили одежду, обрабатывали шкуры и шерсть, летом занимались заготовкой кизяка, переработкой молочных продуктов.

Особенно тяжелым было положение младшей снохи. Она должна была вставать раньше всех, выполнять самую тяжелую работу, вынуждена была соблюдать самые унизительные в патриархальной семье обычаи и обязанности. Она последней уходила из большой кибитки домой на ночной отдых.

Тяжелое положение младших снох часто служило поводом для раздела общего хозяйства. Братья, желая отделиться, указывали на ссоры снох, не желавших уживаться в большой семье.

Смерть родителей, которые цементировали патриархальную семью, также часто служила поводом ее дробления. Нередко бывали случаи отделения женатых сыновей и при жизни родителей-стариков. Последние оставались вместе с семьей одного из сыновей, с женой которого они жили в ладу. Выделившиеся семейные пары продолжали жить в том же хотоне, где жили родители и родственники главы семьи.

Встречались отдельные факты, когда они укочевывали в хотоны родных жены или уходили в батраки в соседние хотоны или русские села.

Муж и жена в старинной одежде

Порядок раздела семейного хозяйства был основан на нормах обычного калмыцкого права, какой-либо сложностью он не отличался.

Дележу подлежали скот, основные орудия производства, утварь и прочее домашнее имущество, все, что считалось общим достоянием большой отцовской семьи. Личная собственность: одежда, обувь, головные уборы, предметы украшения и мелкое домашнее имущество, приобретенное при вступлении в брак,- не делилась.

Каждая семейная пара имела свою кибитку, которая также не подвергалась дележу. Большая кибитка отходила к родителям или к тому сыну, с которым будут жить старики-родители.

К отцу отходили постоянное жилое помещение (саманная изба, деревянный дом), а также надворные хозяйственные постройки, поставленные на зимних стоянках.

Несмотря на то, что калмычка находилась в полном подчинении у мужчины и под его контролем, она пользовалась известной свободой и самостоятельностью в домашнем хозяйстве и быту.

П. Небольсин пишет: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщина имеет человеческое, а не рабское значение. У многих мухаммедан, хотя и не у всех и не в одинаковой степени, она исключена из общения с мужским полом не только в забавах, но даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том и в другом случае с правами мужчины». И далее: «…Мужчина, хотя бы это был сам владелец (улуса - У.Э.), заметив, что встретившаяся ему женщина хочет сойти со своего коня, должен сам спешиться и помочь ей соскочить с седла.

Женщина, жена или дочь, сама угощает почетных гостей». Это соображение подтверждается другим наблюдателем: калмыки «…в домашней своей жизни, равно и в отношениях к жене, далеко не деспотичны и в дела жен не любят вмешиваться. Если и бывают драки между мужем и женой, то случается это только лишь в состоянии опьянения мужа или жены…

Напротив, по моим наблюдениям, калмыки всячески избегают ссор с женам и «заводить их с женщиной», хотя бы и женой, считают ниже своего достоинства. К тому же мужчины (не говорю уже о женщинах) совершенно чужды сквернословия: всякую ругань считают «кислым словом» и презирают любителей «словесной кислятины». Положение той или иной калмычки в семье и обществе определялось не только возрастом, но и ее социальным происхождением. Женщина, происходившая из богатой и влиятельной семьи, вела себя сравнительно свободно, пользуясь поддержкой своих родных.

В калмыцкой семье бытовало строгое соблюдение патрилинейности, счет родства велся по отцу, наследниками которого считались только жены и сыновья. П. Небольсин писал: «Сестры при братьях — не наследницы». То же самое писал Я. П. Дуброва.

После распада «большой семьи» патриархальные обычаи и традиции в значительной мере сохранялись для женщин.

По-прежнему невестка не могла называть по имени всех старших родных мужа - его отца, мать, дядьев с любой стороны, а также жен старших по положению, ей нельзя было показываться старшим родным мужа с босыми ногами и без головного убора. Если имя старшего совпадало с именем младшего, то она заменяла имя последнего другим. Жена не называла своего мужа по имени.

Ей приходилось пользоваться словами: натка кюн (другой человек), одака кюн (тот человек), герин эзн (хозяин дома), манна кюн (наш человек). Она могла называть своего мужа только на «вы», в ее словаре не: существовало в обращении к мужу слова «ты», чем подчеркивалось неравноправие женщины с мужчиной. Женщина не имела права перешагнуть через нагайку, укрюк (шест с петлей для ловли лошадей), охотничье ружье или задеть их подолом своей одежды; ей запрещалось «перерезать» мужчине дорогу, высыпать мусор, когда идет представитель мужского пола.

Молодым снохам нельзя было находиться в той части жилища, где расположены кровати, имущество и бурханы (иконы) хозяев - старших по отношению к их мужьям. Их место было там, где размещается домашняя утварь.

Женщина фактически была отстранена от участия в основных процессах главных, отраслей калмыцкого хозяйства, с каждым годом усиливалась ее экономическая зависимость от мужчины.

Мужчины были пастухами, табунщиками и чабанами. Они же занимались, земледелием и заготовкой кормов для скота, рыли колодцы, строили пруды и плотины, теплые и холодные помещения для сельскохозяйственных животных. Мужчины были и основными строителями жилых зданий.

Развитие капиталистических отношений в Калмыкии укрепляло неравноправие мужчин и женщин. П. Небольсин писал: «Калмыки-рыболовы круглый год в тяжелой работе… жены их одни исправляют все домашние работы и, по бедности в стадах, более занимаются изысканием способов продержать свои семьи не в крайности, в ожидании того вожделенного дня, когда калмыки, мужья их, воротятся с ватаг, с заработками».

В ловле рыбы, на солеломнях и в других отходнических работах женщина почти не участвовала. Энгельс писал: «…ограничение ее (женщины - У. Э.) труда домашней работой,- эта же самая причина теперь делала неизбежным господство мужчины в доме; домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины; его труд был всем, ее работа - незначительным придатком.

Уже здесь обнаруживается, что освобождение женщины, ее уравнениё в правах с мужчиной, невозможно ни сейчас, ни в будущем, пока женщина отстранена от общественного производительного труда и вынуждена ограничиваться домашним частным трудом.

Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям и старшим. Обычаи обязывал как мужчину, так и женщину оказывать искреннее почтение и внимание старшим по возрасту и положению, держать себя при старших, корректно, не вмешиваться в их разговоры.

Строго осуждалась развязность при обращении к старшим. Ни один молодой человек не осмеливался попросить у старших прикурить, тем более выпить, не садился до тех пор, пока старшин не скажет: садись. Я. П. Дуброва отмечал, что «в отношениях между собой старики пользуются большим почетом и уважением - молодежь безгласна пред ними.

«Стар человек» - лицо, застрахованное от оскорбления». Утверждение, что перед стариками молодежь безгласна, вряд ли точно. Поведение молодежи (особенно юношей) не было регламентировано такими строгими правилами, какие существуют у некоторых других народов.

Молодые люди могли находиться в общественных местах, свободно появляться там, где считали нужным, сидеть и слушать разговор старших, участвовать в сходках, высказывать свое мнение, если это необходимо.

Эрдниев В.Е. Калмыки: исторические и этнографические эссе. — 3-е изд., Перераб. и дополнительно. Элиста: Калм. книга. издательство. 1985. — 282 с., Ил.

Человеческая одежда и украшения

Конец XIX — начало XX вв. все виды легкой одежды калмыков были сделаны из российских тканей. Для верхней теплой (зимней) одежды и одежды, в основном различной кожи, шерсти, войлока и т. Д.

Национальный мужской костюм был одинаковым для всего населения Калмыкии, никаких особых различий не наблюдалось.
Нижнее белье состояло из рубашки и брюк.

Обычно их сшивали из тонкой ткани белого и серого цвета. Брюки бедных состояли из темного материала, в основном из ножа, богатого и сочившегося — из черной шерсти или ткани.

По словам И. А. Житецкого, конец XIX века. Брюки такого рода в благородных лицах были украшены языками (тасамбет шалвур) из дюбеля.

В рубашках калмыков они носили губку, которая, согласно картине, опубликованной П.

С. Паллас, уже существовавший в восемнадцатом веке. Зимой он носил в отпуске — когда он путешествовал по другим хоттонам.
Второй тип верхней одежды взрослого человека — вращающийся ермег — слой верблюда, толстый серый холст (обычно темно-серый) в цвете, вышитый в поясе с многочисленными оборками в талии, с прорезью спереди.

Обычной зимней одеждой калмыков всех мотыльков была овчина, которая достигла талии с овечьим воротником из овчины. Порез был тем же самым бушмюдом.

Периферия и край рукавов были отделаны цветом ткани или меха (из ягненка, из богатого и благородного — из выдры, бобры, соболя, щетки).

Очень ценный жеребец (Доха), который вырезается из кожи кожи или павших жеребят, с волосами на улице.

Ошейник был сделан из черного ягненка. Доха была доступна только богатым, у которых были стада лошадей.

Мужские значки

В суровые морозы, которые происходили в дальнем путешествии, богатые калмыки носили овечье овечье пальто.

Только имя калмыцкой овчины показывает, что они были заимствованы российскими соседями.

Зимние платья также распространялись на овечьи шкуры, которые приходили с шерстью внутрь, которые были усилены с помощью чипов на талии.

Знания калмыков (богатые зимой) и богатые люди носят дорогой шуб — ЮЧИ, сделанный из белого и черного Лэмба (хурш ЮЧИ), а также из кожи соболя, бобра, ласки, хорька, белки.

Они накрыли себя темной дорогой тряпкой. Пол и края рукавов были выложены меховым мечом, барабанщиками, чаще всего с кожей молодых ягнят (ягнят). Такие шубы были высоко оценены и были гордостью богатых людей и желающих.

Мальчики были одеты в нижнее белье, бушмюд, шляпу, туфли, шубы, которые использовали мужчины. В богатых и благородных семьях они носили кавказский стиль кустарника. П. Небольсин видел, что калмыки были украшены кустарником с галлонами и пузырьками — пятнами для вставок.

Так одет в фотографию, с 1905 года, сына принца Тундута. Бушмюд и шубы были вытащены из верхнего пояса с верхнего пояса.

На левой стороне калмыка обычно носили ножом с серебряной или кожаной подкладкой и когтем, прикрепленным к талии.

На пальце слева люди из богатой семьи носили кольцо, а в левом ухе были серьги из серебра, золота.

Обычной головой была меховая шапка (hursha mahla).

Старые калмыки носили шляпу, пояс которой был сделан из черного ягненка (хаджилга). Верхний край края ягненка обязательно оторачивал выдры, а тип (OPA) был сделан из любой яркой, но не желтой ткани, центр праздновал круг, который был зашит кистью красного шелка, поэтому сами калмыки называют себя «Уланцы Залата Халмг», т.е. «Калмыки с красным резонансом». (Очевидно, «зал зала» означает солнце, которое уважали калмыки, а шелковые нити — его лучи).

Начиная с середины XIX века импортная городская одежда начала проникать в Калмыцкую милю.

По словам П. Небольсина Хошутова, калмыки иногда носят шапки с блестящими вершинами и красными перьями, заимствованными у христиан Астрахани летом.

Презентация «Калмыцкие национальные костюмы».

В 80-е годы. XIX век, по свидетельству И. А. Житецкого, летом Зансанг носил обычные серые шапки с зеленой лентой и красными краями. V XX. Century. Шапки для городского производства стали широко распространены среди всех калмыков от мальчиков до старейшин.

Киляг, женская рубашка, надетая на голову, была полностью аналогична разрезанию мужской рубашки.

У пожилых она имела прямые разрезы спереди и была прикреплена к белым пуговицам фабричной части или металлическим крючкам.

Калмыцкие рубашки были одеты в длинные рукава (хутцаны) в качестве рабочей одежды.

Грудь грудь на груди на груди сверху донизу, часть крыльев была широкая. Обе стороны груди были украшены золотыми и серебряными цветами, часто с узкими трюками.

Для случайной одежды она носила рубашку с короткими рукавами (зегдег) из темных тканей. Женщины носили ее летом.

В качестве теплой одежды калмыки использовали стеганые одеяла для ваты (hawasto) из черных тканей с длинными рукавами и сшитых воротниками.

Для торжественной женской одежды существуют элегантные терьеры и цегдег, которые существовали до тридцатых годов XX века.

Они всегда доходят до пояса, длина до лодыжек, от лучших сортов шелка, бархата, тонкой парчи светлых цветов, за исключением белых, желтых и черных цветов. Края спины, сундука, руки, рукава на рукавах были украшены вышивкой, в которой были скомбированы чесночные нити разных цветов, а затем пришли к хитрости.

Зимняя одежда для калмыков была необработанной шубой того же разреза, что и мужчина, но женщина была менее просторной и всегда была зашита в талии.

Края рабов, полов и рукавов были среди богатых, хотя и редких, покрытых ягненком, с выдрами, барабанщиком и покрытыми цветным цветным материалом.

В дополнение к пальто овец богатые и благородные женщины носили ючи — шубу на светлом меху, покрытую дорогой тканью.

Женатые женщины и вдова, в отличие от мужчин и девочек, никогда не заканчивались. Их волосы разделены на две половины и заплетены в пряди, которые были помещены в бархат или одеяло шерсти (бамперы) — shiverligi, опущенные на сундук, прошивают петли на стороне платья, на высоте талии.

В конце каждой потрясающе замужней калмыкской серебряной подвески (токуг), предназначенной для вождения бесовских отважных, шалмусов, калмыковских представлений к длинным женским волосам. Женщины носили шляпы. Они думали, что это просто думать.

Самые распространенные ежедневные обложки калмыков — это маленькая круглая кепка, которую теперь ставят пожилые женщины.

Второй тип женского головного убора — так называемая тамша — круглый плюшевый колпачок с закругленным кончиком.

Старая одежда замужней молодой и средневековой женщины — халмаг, округлой формы и довольно тяжелая в виде шляпы. Его кошмовая база была покрыта черной тканью из шелка (часто парча) и украшена вышивкой золотых или серебряных нитей.

Была еще одна прическа, известная как Калмики под названием «Устиа халмаг» — женская меховая шапка, сделанная из драгоценного меха (соболя, бобра, выдры).

Пожилая и пожилая женщина, одетая в шляпу хаджилга, довольно высока и объемна, ее пояс был черным на Агнце, иногда на коже аборигенов (каракульча).

Одежда девочек и девочек была немного специфичной.

По обычаю калмыцкой девочки, они обязательно переносят нижнее белье из сшитого вещества, большая часть полотна желтиги — жилета, представляет собой только оригинальный корсет (пара) без рукавов.

Девочки Жалатига выставили специальный бушмюд (его часто называли «бисы») из шерсти, шелка и ситца более элегантных цветов.

Теплым зимним платьем для девочек была овчина, которая ничем не отличалась от женского пальто, а в богатых семьях — меховой мех.

Между мужскими и женскими туфлями не было большой разницы.

Повседневная обувь для мужчин и женщин была обувью. Для мужчин тюлени были в основном сделаны из марокканского (болгарского) черного цвета, для женщин — красного цвета.

Конец XIX. Century.

Мужская обувь часто использовалась в заводских сапогах. В течение лета мужчины носили обувь по-русски. Во время Первой мировой войны часто использовались лапы из сыромятной кожи. Носите сапоги зимой. Обувь носила чувственные носки, шерстяные носки, обертки из шерсти — онити.

Среди украшений — серьги и кольца, которые в основном производятся мастерами Калмыка.

Женатые женщины несли серьги в обоих ушах. Девушки — только в правом ухе. Кольца были сделаны для богатых покупателей из серебра, редко — из золота и бедных — из некачественного, так называемого «польского» серебра, а также из меди.

Среди женских украшений принадлежали вышеупомянутые тужи.

Браслеты не были широко распространены в повседневной жизни калмыков.

У мужчин был пояс, металлическая часть которого была серебра, «серебро» или сплав (фраза), часто покрытый черным.

50 оттенков «здравствуйте»

Познакомиться с женщиной из Элисты и Калмыкия

Новые анкеты девушек и женщин из Калмыкия и Элисты

Количество женщин из Калмыкия на сайте:

На сайте GdePapa.Ru из Калмыкия и Элисты 21 женщины, ищущая знакомство для отношений и не против мужчины с ребенком.

Калмыцкий праздничный костюм

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм - номер выходит 19 апреля 2012.

Кукла здесь - в тёмном костюме, если не ошибаюсь - лицо необычное, с узкими глазами, как было в 3 номере (Карачаевский костюм).

Калмыцкий костюм

Женский национальный костюм цегдег с терлегом.

Данные об одежде калмыков в XVII-XVIII вв. очень скудны. В источниках перечисляются шубы, безрукавные камзолы (цегдег), одежда с воротником, рубашка, чулки, доха, шелковый кафтан, полотняный халат.

Зимой калмыки носили овчинные шубы и штаны из овечьих шкур или шерстяных тканей. Богачи шили себе шубы (учи) из мерлушек, дорогих мехов пушных зверей (лисы, хорька, соболя, бобров, выдры и т. д.).

В ненастную погоду мужчины пользовались армяком, игравшим роль плаща.

Пожилые калмыки носили летом торцог - меховую шапку круглой формы, зимой - бюшлячи; молодежь и взрослые носили шапки типа ушанки.

В XIX в. стали распространяться фуражки с глянцевыми козырьками, в XX в. мужчины всех возрастов носили уже только фуражки.

О женской одежде калмыков XVII в. сведений не сохранилось.

Первые сообщения о ней находим у П.С. Палласа. По его данным, калмычки носили легкое длинное платье до сапогов, сшитое из лучшей, чем у мужчин, ткани; знатные и богатые женщины надевали сверх платья длинный камзол без рукавов (цегдег). Нижняя одежда калмычек состояла из распашной рубахи с открытым воротом.

Женское национальное платье хутцан.


Калмычка в национальном головном уборе камчатка.

В XIX-XX вв. женская одежда калмыков в основном продолжала сохранять старые, традиционные черты. Нательное белье составляли рубахи и штаны из белого хлопчатобумажного материала. Поверх нательного белья калмычки в качестве повседневной одежды носили длинный до пят хутцан, имевший вшивные прямые рукава и небольшой воротник с отворотом на груди. Летом хутцан заменялся молодыми женщинами безрукавкой, сшитой из простых тканей. В прохладную погоду женщины носили сверх хутцан берзи - простеганный кафтан из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, калмычки, особенно молодые женщины, имели выходные праздничные платья - терлиг и цегдег, сшитые из шелка, кумача, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, украшенные вышивками, гарусными нитками, позументами и т. д.

Девушки обязательно носили поверх нижнего белья жилитиг - туго стянутый жилет из холста, вредный для здоровья, мешавший развитию грудной клетки. Поверх жилитига они надевали платье - бииз из шерсти, шелка или ситца нарядной расцветки.

Зимой калмычки носили некрытую шубу (дэвел) с небольшим стоячим воротником из барашка. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины имели крытую шубу (учи) на легком меху: лисьем, хорьковом, беличьем, черной и белой мерлушки. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно проникновение к калмычкам тканей русских фабрик: шерстяных, шелковых и особенно хлопчатобумажных. Теплая зимняя одежда шилась из обработанных домашним способом овчин, изготовлением которых занимались калмычки.

Девушка в национальном платье бииз и головном уборе камчатка.

О головных уборах калмычек XVIII в. П.С. Паллас писал: Бабьи и девичьи шапки почти одинаковы, но простые бабы носят шапки только тогда, когда они в порядочном наряде или хотят куда-нибудь идти. Женская шапка состоит из круглой, овчиной опушенной, небольшой плоской верхушки, которая прикрывает только самую верхнюю часть головы. У знатных есть богатые из шелковой материи, притом несколько выше простых, шапки с широким напереди и назади разрезными заворотом, который обложен черным бархатом.

Женщина в калмыцкой национальной одежде.

Головные уборы калмычек XIX-XX вв. были значительно разнообразнее. Женщины носили тегриг махла - круглую шапку из черной материи или мерлушки. У калмычек среднего возраста бытовала так называемая тамша - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом, последний вышивался золотыми и серебряными нитками.

Старинным головным убором была халмаг - круглая по форме шапка, тяжелая по весу, украшенная позументами, парчой и вышивками. Пожилые калмычки и старухи носили шапку хаджилга, сшитую из черной мерлушки. Ее верх имел четырехугольную форму.

Девичьим головным убором служили высоко ценившиеся Камчатки и джатак, обильно украшенные вышивкой. Кроме того, молодые калмычки и девушки носили покупные, нарядные платки.

Замужние женщины и вдовы расчесывали волосы на две половины, заплетали в косы, которые укладывали в бархатные или шерстяные шиверлиги - чехлы.

Куклы в народных костюмах, выпуск 7

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Анонс куклы - фото оборотной стороны журнала предыдущего 6-го номера.


Калмычки в национальных костюмах и головных уборах.

Головные уборы: 1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг.

Номер в упаковке.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла сбоку.

Со спинки.

Головной убор очень интересный.


Верхняя часть шапки.


Красные сапожки.


Верхняя чёрная находка закреплена на нижней малиновой - не только сверху, но и снизу.


Двухслойный костюм - малиновой платье и чёрное сверху.


Лица у кукол совсем разные - две восточные красавицы. :-)

Две фарфоровые куклы - восточные красавицы от ДеАгостини - 7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. И Карачаевка.

Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.


Куклы в народных костюмах - первые 7 кукол.


7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла и обложка журнала.


Некоторые развороты номера. Калмыкия.


Домбра, священный хурул, домашние работы калмыцких женщин.


Одежда калмыков.


Тоорцг. Женский калмыцкий головной убор.


Шапочка-камчатка.


Халмаг и шиверлыки.


Токуги.

Костюм принцессы Сувсы.


Разбор костюма: кукла и калмыцкий костюм.


Шапка-бюслячи шили из меха соболя или норки. Верх обтягивали парчой, к ней пришивали красный гребешок из шёлковых нитей.


Терлег - праздничное платье калмычки - из дорогих сортов шёлка, парчи, бархата. Цегдег - без рукавов, с длинными полами. По краям - вышивка гарусными лентами или позумент.

Во что здесь играли.

Культура места. Домбо (кувшин) и бортха (кожаный сосуд).


Для перекуса - джомба - калмыцкий крепкий чай.


Калмыцкий календарь.

Семья калмыков, калмыцкая кибитка, исполнение танца и ритуала Цам в главном буддийском храме Калмыкии.

АНОНС 8 номера - кукла в летнем костюме Минской губернии.

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником. Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками .
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет , которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами , иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.
В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили.
Наряд незамужней девушки летом состоял из нижнего белья, желятига - приталенного камзола без рукавов, поверх которого надевали приталенное платье - бииз, доходившее до пят. Его шили из разноцветного ситца, шелка яркой окраски или шерсти. На талии и по бокам бииз собирался во множество складок, красиво ниспадавших на бедрах и эффектно подчеркивавших девичью фигуру. Длинные рукава такой одежды по нижнему краю рукава украшались кружевом и имели разрез до локтя. Вырез на груди закрывала манишка с узорами из золотых и серебряных нитей и позументом.
Бииз всегда перехватывался на талии широким поясом, расшитым бисером.

Прически и головные уборы калмыков

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые, большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.
Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.
Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.
Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов. Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.
Завершали наряд калмыцкой женщины два шиверлыка - специальные бархатные чехольчики черного цвета для кос. Их появление в костюме связано не только с многочисленными поверьями. В юности девушки заплетали волосы в несколько косичек, свободно ниспадавших на грудь и спину. Но в день свадьбы, со сменой семейного положения, девушке заплетали волосы в две тугие косы около висков. Считалось, что с этого момента женщина становилась хранительницей жизненной силы. В правой косе заключалась ее жизнь, в левой - сила ее мужа. Поэтому никто из посторонних не мог видеть калмычку простоволосой. А чтобы полностью скрыть волосы от чужих глаз, она прятала косы в шиверлыки. Чехольчики на концах завершались токугами - подвесками из серебра, по форме напоминавшими стрелы. Чтобы при выполнении домашних работ волосы, убранные в шиврелыки и утяжеленные токугами, не мешали, конструкцию продевали в специальные нагрудные клапаны, пришитые к платью.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви. Шили ее из сафьяна (выделанная из козьих шкур кожа, окрашенная в яркие цвета) - черного для мужчин и красного для женщин. Сапоги обязательно имели каблук. В носке это было неудобно, а наездников каблук выручал, помогая лучше цепляться за стремена. В холодное время сапоги надевали на валяные кошемные чулки.

Калмыцкий женский праздничный костюм

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать.
Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.

Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.
Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

калмыцкий женский праздничный костюм на фарфоровой кукле

Цвета наряда всегда были очень яркими - алыми, бордовыми, зелеными или синими.
Цегдег присутствовал в женской праздничной одежде вплоть до 30-х годов XX столетия. Он был без рукавов, с длинными полами. По краям подола и горловины шла вышивка гарусными нитями и позумент.
Узор с изображением копыт жеребенка - символа мужской силы - вышивали на одежде молодых женщин всегда с левой стороны, поскольку, по народному верованию, мужская сила, передаваемая девушке после замужества от супруга, находилась с левой стороны. Этот орнамент играл функцию оберега от злого глаза, а также означал чистоту и верность женщины своему мужу. Кроме того, калмыки верили, что, нося «копытца» на своей одежде, их жены могут родить им наследников.

Источник - журнал "Куклы в народных костюмах"

В ношении традиционной одежды бытовали строгие правила, связанные с добуддийскими представлениями калмыков о жизненной силе человека, заключенной в одежде. Согласно калмыцким поверьям, присутствие души в одежде человека запрещало шить и дарить одежду заранее во избежание вселения в нее злых духов. Одежде калмыки придавали большое значение.

Одинаковый покрой мужской и женской одежды создавал характерный запоминающийся грациозный силуэт с ярко выраженной линией плеча и тонкой талией, что соответствовало представлениям калмыков о красоте.

Так, парадный женский ансамбль составляли верхняя безрукавка цегдг с крылообразной проймой и нижнее платье терлг с длинными буфообразными рукавами и фигурной манжетой нудрма в виде копытца тотемного животного. Платья шили из дорогих, подобранных по контрасту в тоне и цвету тканей, кроме культового желтого. Национальная радужная вышивка зег по краям и подолу безрукавки гармонировала с орнаментированной полочкой нижнего платья терлг , позументом и навесными серебряными и вызолоченными с камнем пуговицами отрезной по линии талии, с пышной юбкой цегдег завязывали на поясе декоративным шнуром бючи с разноцветными кистями цацыг , оставляя открытыми богатую нагрудную вышивку нижнего платья и отложной воротничок рубашки. К платью в области пояса пришивали петли бель для носовых платков, кисета, кошелька, и продевания кос.

В повседневном быту женщины носили простое, без вышивки и декора распашное платье с центральным V-образным запахом слева направо, из-под которого виднелась белая нательная рубашка киилиг с отложным воротником. Халат лавшг свободного кроя с широким длинными рукавами дополнял женский ансамбль.

Цветовая гамма мужской одежды варьировалась от черного, серого, белого до ярких голубого, зеленого, даже пестрого с цветами, богатых праздничных одеяний. Сдержанный синий цвет преобладал в одежде простонародья. В знатных семьях мужчины носили бешмет , имеющий вместо галунов и чехлов для патронов нашивные карманы, и жилет камзал на манер кавказского платья.

Знак социального статуса и кругообразный символ жизненного пути – пояс бюс – гордость, украшение и одновременно защита храброго воина-кочевника и юной владелицы. Звон серебряных монет, подвешенных к поясу девушки, и расшитая цветным бисером, тесьмой и мелкими морскими ракушками подвеска к косе ювон были призваны оберегать от сглаза и отгонять злых духов. Потеря пояса была равнозначна потери чести и достоинства для мужчины. Покрытые растительным узором серебряные черненые пояса князей с выпуклыми сферическими пластинами – образцы высокого ювелирного мастерства калмыцких умельцев. На поясе слева кочевник подвешивал нож в серебряных или кожаных ножнах, пороховницу из воловьего рога, костяной мерный стаканчик для пороха, кожаный мешочек для дроби, ящичек кете для огнива и трута, трубку и кисет носил в кармане или за голенищем сапога. Особенность сафьяновых сапог калмыка-наездника состояла в креплении каблука: подошва нашивалась на него, предохраняя тем самым всадника от сцепления со стременем во время падения. Носок сапог загибали вверх во избежание «ковыряния» земли, запрещаемого добуддийскими верованиями калмыков. На безымянном пальце левой руки мужчина носил кольца, в левом ухе – серебряную или жемчужную серьгу.

Сережка в правом ухе с полудрагоценным камнем эллипсоидной формы, оправленная в серебро, и гагачьим пушком и кольца на мизинцах украшали и оберегали юную калмычку. Оперение крыла птицы напоминал белый кружевной разрез тесерке пышного рукава платья девушки. Примерно с 14 лет голову покрывали круглыми невысокими шапочками джатаг и торцг с круглым красным помпоном наверху. Отточенные формы национального костюма подчеркивала калмыцкая шапочка камчатка в форме бархатной пилотки с обязательной алой кисточкой, расшитой золотой и серебряной гладью. Такие головные уборы носили и замужние женщины до рождения первенца, переходя затем на высокие презентабельные шапки халмаг , символизирующие их состоятельность в продолжении рода.
Проста по форме однотонная повседневная мужская круглая шапка торцг с кусочком пунцового сукна или красной бусинкой наверху. Пожилые калмычки надевали цилиндрическую в основании шапку хаджилга с четырехугольным верхом и кистью зала из красных шелковых нитей в центре. По периметру квадратная верхушка отделывалась серебряным или золотым шнуром. Разнообразные по форме калмыцкие головные уборы гордо несут единый солярный знак этноса – непременный красный верх улан-зала – символ благотворящей силы солнца в зените.

Всегда здороваетесь со знакомыми? Калмыки – "правнуки" ойратских племён, перекочевавших на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии в конце шестнадцатого столетия, - пошли значительно дальше. В их языке существуют варианты приветствий на все случаи жизни!

При встрече калмыки говорят менд , что дословно переводится как "здоровье". Интересно, что в зависимости от контекста и статуса визави слово это применяется в различных вариациях. Просто менд – аналог русского "привет" - так здороваются с ровесниками или младшими. Старших, особо уважаемых или же нескольких человек сразу приветствуют словом мендвт, что трактуется как пожелание здоровья. Ещё несколько веков назад все личные письма калмыков начинались со слов мендин бичг , что дословно переводится "письмо здоровья". Менд суртн – вежливое уточнение о том, как поживают и здоровы ли родственники собеседника из других мест. Передавая привет знакомым произносят менд килюлтн . Людям, отправляющимся в путь, в качестве пожелания попутного ветра и доброй дороги говорят менд амулнг иртн .

Считается, что пожелание здоровья, сделанное от всей души, охраняет от болезней не только того, кому оно предназначается, но и "дарителя".

Поэтому в старые времена калмыки могли зайти в гости к соседу только для того, чтобы поздороваться. В наше время традиция претерпела некоторые изменения, но сохранилась: современные калмыки ограничиваются регулярными телефонными звонками знакомым, соседям и друзьям.

Жилища и быт калмыков

Самоназвание представителей этого народа на калмыцком языке - хальмг или хальмгуд, на монгольском - халимаг. В настоящий момент, если верить Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории России проживает 183 372 калмыка, есть небольшие группы калмыков и за границей. Большинство исповедуют буддизм (тибетская школа Гелуг).

До начала позапрошлого столетия в селениях калмыков хотонах жили в основном семьями. Дома в хотонах ставили в круг и в любой момент могли перенести. По центру пасли скот, там же проходили общие сборы жителей селения. В девятнадцатом веке калмыки "осели": появились постоянные, не поддающиеся перевозке дома, планировка хотона стала линейной.

Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад. Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл. Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами.

Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные.

Традиционная одежда

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку. На праздничных головных уборах зачастую была красная шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их "краснокисточные". Традиционная мужская обувь - красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки.

Женщины также предпочитали синие штаны и белые рубахи, но другого фасона: длинные, с открытыми воротами и разрезами до талии спереди. Начиная с подросткового возраста, девушки надевали поверх рубахи и штанов камзол, плотно стягивающий фигуру, который не снимали даже ночью, во время сна. Также носили похожий на длинное платье ситцевый или шерстяной бииз, стянутый на талии поясом с накладными металлическими бляхами. Ещё одним вариантом костюма был бирз – широкое платье без пояса. Головным убором женщин была маленькая шапочка, похожая на берет, с твёрдым обручем внизу. Когда женщина выходила замуж, она заплетала волосы в две косы и пропускала их через специальные накосники . Как и мужчины, калмычки носили кожаные сапоги.

И мужчины, и женщины любили украшения. У калмычек, естественно, они были более разнообразны: серьги, заколки, шпильки из всех возможных материалов от золота до кости, с драгоценными камнями или без. Мужская часть населения обходилась серьгой в левом ухе, кольцом и браслетом-амулетом.

5 интересных фактов о Калмыкии и калмыках

  • Калмыкия – самый безлесный регион России.
  • Покровитель сайгаков – буддийское божество плодородия и долголетия Белый Старец. Поэтому на сайгаков запрещено охотиться в те моменты, когда они собираются в стаи: считается, что Белый Старец их доит.
  • Для изучения известного калмыцкого эпоса "Джангар" существует отдельная научная дисциплина "джангароведение".
  • В Элисте проходит посвященный вышеупомянутому произведению праздник "Джангариада".
  • Калмыки упоминаются в стихотворениях А.С. Пушкина "Памятник" и "Калмычка", а также в романе "Капитанская дочка" (сцена с калмыцкой сказкой).

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...