Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Льготная пенсия. Отсудить льготную пенсию Отсудить льготную пенсию

Российское законодательство позволяет учителям и другим работникам образовательной сферы выйти на пенсию раньше основного срока, только лишь на основании 25-летнего стажа педагогической работы.

По сути, это такая же трудовая , только получить ее имеет право тот работник, рабочая деятельность которого попадает под определенные условия.

Законодательная база и последние изменения

Работники сферы образования имеют возможность уйти на законный отдых по старости намного раньше других категорий граждан.

Данное право обозначено действующим российским законодательством. Для тех кто оформлял пенсию до 2001 года, основанием были :

Общий педагогический стаж работника – 25 лет и возраст к этому не имеет отношения.

Первые изменения нормативно-правовые документы, касающиеся труда и пенсионного обеспечения педагогов, были приняты в 2001 году. Тогда впервые были упразднены начисления за выслугу лет – их сменили льготные пенсионные выплаты по возрасту . Право учителя выйти раньше на заслуженный отдых государство сохранило.

В 2015 году изменения вновь коснулись сотрудников образования. Заработная плата, которая начислялась педагогу, не учитывается при расчете всего пенсионного содержания. Как и у других категорий населения страны, на пенсию учителя могут влиять только фонды пенсионных отчислений – чем их больше, тем выше выплаты по возрасту.

В феврале 2016 года в ранее действующее законодательство внесены дополнения, согласно которым в 25 лет стажа войдут только те годы, которые учитель потратил на свое образование, то есть период его учебы в высших учебных заведениях России. При этом педагогическая работа должна проводиться как перед началом учебы, так и по факту ее окончания.

Если пособие по выслуге лет уже выплачивается, лицо, претендующее на льготы, обязано прекратить трудовую деятельность, а в дальнейшем его право на образовательный труд теряется. Непосредственно принцип начисления пенсий не изменился.

Категории педагогических работников

Как ни странно, не все категории работников педагогической сферы могут обладать правом на льготную пенсию. Перечень профессий прописан в Законе за № 173.

В него входят следующие категории работников :

Помимо перечня профессий, законом предусмотрен и список учебных заведений :

  • школы и лицеи;
  • гимназии с углубленным изучением предметов;
  • кадетский корпус;
  • военно-морские училища (Суворовское и Нахимовское);
  • детские дома;
  • интернаты для детей, не достигших совершеннолетия;
  • школы санаторного типа;
  • детские сады и ясли;
  • музыкальные и балетные школы;
  • учреждения дополнительного образования.

Таким образом, перед тем, как начать оформлять льготную пенсию, следует обратить внимание и на место работы. По профессии можно подойти под категорию льготников, а по названию учреждения – нет. Оградить от такой ситуации может только тщательная проверка записей в трудовой книжке и их сопоставление с законодательным перечнем.

Практически ежегодно, в действующий на постоянной основе Закон, вносятся поправки и изменения. Наименования учреждений и должностей меняются и дополняются, например:

  • к льготной категории воспитателей относятся все разновидности этой должности: школьный воспитатель, воспитатель продленки, детского сада, яслей, интерната и тому подобное;
  • должность музыкального работника может носить современное название преподаватель музыки или руководитель музыкального класса;
  • к названию гимназия причислены и такие названия, как школа-лицей и школа-гимназия;
  • с 2007 года есть второе имя и у интерната для умственно-отсталых детей – Детский психоневрологический дом-интернат.

С 2001 года в категорию льготников зачислены не только учителя, но и педагогические работники дополнительного образования , имеющие одновременно наличие следующих условий:

  • рабочий стаж на 01.01.01 должен быть не меньше 16 лет и 8 месяцев. Причем, все годы работы должны были проходить в соответствующей должности и учреждении, прописанных законодательством;
  • факт работы в дополнительной сфере образования должен иметь подтверждение в период с 01.11.99 по 31.12.2000.

Условия выхода

Оформить льготную пенсию педагогический работник сможет только в том случае, если во время его трудовой деятельности были выполнены обговоренные законом условия:

  1. Во-первых, стаж работы в сфере образования не должен быть менее 25 лет.
  2. Во-вторых, все эти годы, человек должен был работать полный рабочий день, а работодатель – платить страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Выплата страховых взносов касается и , и периодов временной трудоспособности.
  3. В-третьих, у женщин не входит в стаж свыше полутора лет. Но если педагогическая практика была начата до сентября 2000 года, все это войдет в стаж.

Нормы отработанного времени

До 01.09.2000 при оформлении льготной пенсии не учитывалась выработка положенного нормой рабочего времени.

Учет учебной нагрузки пошел после этой даты. Согласно трудовому законодательству, работник, претендующий на льготную пенсию по старости, должен был отработать за неделю 6 часов, в год – 240.

Те, преподаватели, которые работают в средних профессиональных учреждениях, должны в год отработать 360 часов. Однако, на учителей начального звена и тех, кто работает в , такой объем нагрузки не распространяется и ни коим образом не влияет на начисление пенсии.

Периоды времени, учитывающиеся при выходе на досрочную пенсию

Одним из условий выхода на льготную пенсию является общий стаж педагогической работы. Он должен быть не менее 25 лет.

По действующему законодательству в стаж входят следующие периоды работы:

  • время деятельности, приравниваемое к полному трудовому дню и подтвержденное страховыми отчислениями;
  • временной нетрудоустроенный промежуток;
  • время, отведенное на ежегодный отдых;
  • время обучения в учебных заведениях, если педагог до момента обучения и после него работал сфере образования, и его должность прописана в Законе РФ.

Порядок расчета

Расчет льготной пенсии педагога происходит на основании поданной справки, где отражена заработная плата человека.

В последние годы расчет проводится на основании размера накопительной части и страховой части. Связано это с переходом на новую пенсионную систему.

В каждом конкретном случае пенсия рассчитывается индивидуально, однако выплаты не могут составлять меньше 40 % от среднего заработка педагога.

Порядок получения и список необходимых документов

Для того, чтоб начать процедуру оформления льготной пенсии, педагогическому работнику необходимо посетить региональное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации либо там, где он прописан, либо там, где живет действительно, и подать соответствующие в данном случае документы. Причем, сделать это возможно, как обратившись в фонд лично, так и отправив туда представителя, статус которого подтвердит юридически заверенная доверенность. Последнее время можно и совсем не посещать организацию, а воспользоваться государственными услугами через интернет на одноименном портале.

Чтоб вопрос о предоставлении пенсии на льготных условиях стал решаться, будущий пенсионер обязан предоставить в Пенсионный фонд следующий пакет документов :

  • российский паспорт, подтверждающий личность;
  • трудовую книжку педагогического работника, в которой отражены записи в соответствии с действующим в стране законодательством;
  • военный билет (для мужчин, оформляющих пенсию, документ обязательный);
  • свидетельство о регистрации рождения ребенка;
  • заявление на досрочные льготы в виде пенсионных выплат.

Данный пакет стандартен для всех территориальных округов России. Однако надо быть готовым к тому, что работники Фонда могут попросить донести документы и справки, уточняющие характер трудовой деятельности.

Поданное заявление и приложенный пакет документов, на основании действующего законодательства, рассматривается в течение 10 дней.

Итак, каждый педагог или работник дополнительного образования имеет возможность выйти на пенсию гораздо раньше, если он соответствует прописанным в законе условиям. Для большинства данное государством право важно. Чаще всего, учителя уходят на льготную пенсию в возрасте 40-45 лет, однако не все они готовы бросить любимую работу.

Часто задаваемые вопросы

Женщин-педагогов очень часто волнует вопрос, входит ли отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в педагогический стаж , который необходим для определения периода педагогической деятельности.

На этот случай существует пункт 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. (ред.) № 29, в соответствии с которыми в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, если этот отпуск состоялся до 06 октября 1992 года , т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Период нахождения женщины в таком отпуске после 06.10.1992 г. уже не включается в педагогический стаж.

Кроме того, согласно Разъяснению Пленума Верховного Суда РФ от 20.15.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости установлено, что если указанный период имел место до 06.10.1992, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Второй волнующий граждан вопрос, это входит ли в стаж педагогической деятельности период обучения в учебных заведениях высшего и среднего образования . В этом вопросе тоже все не так однозначно.

Существует Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Согласно п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах включается в специальный трудовой стаж , дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное постановление не применяется на территории РФ с 01 октября 1993 г. в связи с принятием 25.09.1992 г. того же Закона РФ № 3543-1, в последствии такой порядок исчисления стажа был отменен. С 01.10.1993 г. период учебы в педагогический стаж не включается.

Мужчин-педагогов волнует вопрос о том, войдет ли служба в армии в льготный стаж , и тут ответ в следующем. До 1991 года действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Данное правило не применяется с начала 1991 года.

Какой порядок в 2019 году?

В связи с проведением в стране масштабной пенсионной реформы, начиная с 2019 года требования к стажу педагогических работников меняться не будут , но после завершения переходного периода (2019-2023) стать пенсионером педагог сможет только через 5 лет после выработки стажа 25 лет.

Вводиться новое условие будет постепенно. Если педагогический работник выработал стаж 25 лет в 2019 году, то право выхода на льготную пенсию откладывается на 6 месяцев с даты, когда стаж стал ровно 25 лет. В 2020 году право на пенсию будет отложено уже на 18 месяцев, в 2021 году на 3 года , в 2022 — на 4 года и начиная с 2023 года откладывается на 5 лет .

Например, у школьного учителя 20 мая 2019 года исполняется ровно 25 лет как началась его педагогическая деятельность, право на пенсию возникает только 20 ноября 2019 года (+6 месяцев).

Другой пример, воспитатель детского сада вырабатывает педагогический стаж 25 лет — 10-го января 2020 года, в связи с этим право на льготную пенсию возникает 10 июля 2021 года (+18 месяцев).

О некоторых особенностях начисления льготной пенсии для педагогов рассказано в следующем видеосюжете:

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсиях) право на досрочную трудовую пенсию имеют более 20 категорий граждан. Условно их можно объединить в следующие основные группы:
проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
некоторые другие лица.
Нередко исключение некоторых периодов из специального стажа бывает неправомерным. Отказ органов Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) в назначении досрочной трудовой пенсии не является окончательным и может быть обжалован в суде. Рассмотрим судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.

Основаниями для отказа органами ПФР в назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, являются следующие:

1. Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности.
2. Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
3. Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
Прежде чем подробно рассмотреть каждое из обстоятельств, обратимся к п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) от 20.12.2005 N 25, в котором указано: «По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов».
Изложенная правовая позиция ВС РФ обоснована длящимся характером трудовых отношений и значительно расширяет нормативно-правовую базу в правоприменительной практике судов.

Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности

1. Повышение квалификации

Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Учреждения ПФ РФ в своих возражениях на исковые требования граждан зачастую ссылаются на то, что деятельность граждан в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии. Однако по смыслу ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (далее – ТК РФ) работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорится в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009; далее – Правила ИПР), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Однако специальные законодательные нормы в отношении включения (невключения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы отсутствуют.
Согласно п. 5 Правил ИПР периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж, но периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы в Правилах ИПР не упоминаются.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность. В связи с этим в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года указано: «С учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 N 148 период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике. В данном случае суды должны основываться на положениях Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

2. Отпуск по уходу за ребенком

Во времена СССР в общий и специальный трудовой стаж включался период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. С принятием Правил ИПР ситуация изменилась.
Пункт 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск по уходу за ребенком в Правилах ИПР не указан, что породило правовую неопределенность в разрешении данного вопроса при рассмотрении заявлений граждан о назначении досрочной трудовой пенсии.
Несмотря на то, что ВС РФ многократно (определения ВС РФ от 21.01.2011 N 41-В10–22, от 10.12.2010 N 39-В10–9, от 26.12.2005 N 46-В05–48, от 27.05.2005 N 45-В05-5) разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543–1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»), по-прежнему наблюдаются случаи отказа в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан. И даже письмо Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 N МЗ-637, говорящее об исчислении стажа, в том числе и специального, по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату), не исправило ситуацию.
А между тем ст. 167 Кодекс законов о труде РСФСР в редакции, действовавшей до 01.10.1992, предусматривал включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п. 2 Постановления Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей»).
Согласно разъяснениям Госкомтруда от 29.11.1989 N 23/24–11 при исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено. В связи с данным обстоятельством время такого отпуска полностью должно учитываться в стаже для назначения пенсии, в том числе льготной.
Обращает на себя внимание правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 10.06.2011 N 46-В11–12. Суд в стаж работы по специальности включил весь период отпуска по уходу за ребенком, в том числе имевший место после 06.10.1992.
М. обратилась в суд с требованием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 10.06.1995 и назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на существенные нарушения норм материального права и постановила: «Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался со 02.04.1992, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 10.06.1995 подлежит включению в специальный стаж работы М.».
По аналогичному делу ранее ВС РФ также принял решение в пользу истицы (см. определение ВС РФ от 14.05.2009 N 19-В09-3).

3. Служба в армии

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее в период службы законодательство не запрещало включать его в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Подпункт «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) предусматривал, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом было необходимо, чтобы не менее ⅔ стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам право на получение пенсии за выслугу лет (п. 4).
Как видим, отказ органов ПФ РФ в назначении гражданам досрочной трудовой пенсии нередко признается судами неправомерным.

Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии

1. Ошибка в трудовой книжке

Наиболее распространенное основание для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, – несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
В списках N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991); применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537), наряду с профессиями указаны условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т.д. В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы.
Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012): на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца – обязанность доказать наличие права на льготную пенсию.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии документов о работе не по вине работника трудовой стаж нужно подтвердить показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за подтверждаемое время.
До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным благодаря позиции ВС РФ, которая исходила из того, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2004 г.).
К сожалению, ситуация кардинальным образом изменилась с 01.01.2010 , когда вступил в силу п. 3 ст. 13 п. 3 ст. 13 Закона о пенсиях, определивший, что «допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».
Данная правовая норма ограничила средства доказывания при определении характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). В силу ст. 60 ГПК РФ после 01.01.2010 такие показания признаются судами недопустимым доказательством.

2. Отсутствие наименований работ, профессий, должностей в списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Нередко основанием отказа в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие указанным спискам наименования образовательного учреждения, содержащего имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ). Признавая необоснованными мотивы отказа территориальных органов ПФ РФ в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж, суды руководствуются следующим.
Согласно действующему пенсионному законодательству для назначения пенсии по старости необходимо осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренном списками, подтверждены образовательная, воспитательная деятельность, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, законодатель не исключает возможность дополнения наименований образовательных учреждений указанием на территориальную (ведомственную) принадлежность, а также нумерацией или оригинальным названием.
Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению судов, клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Требование о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, было введено Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29. Согласно ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.
Поэтому считаем, что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными в судебном порядке.

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав – важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. ===== Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.

Евгений Матвеев

Российская пенсия далека от представлений о действительно заслуженном отдыхе и достойной старости. Мы регулярно публикуем материалы о нелегкой жизни российских пенсионеров, о мизерном размере пенсий в стране, о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. А недавно французские экономисты и вообще отнесли нашу страну . И ладно бы дело было только в низком размере пенсий, ужасном положении системы здравоохранения и низких социальных гарантиях. Вместе с этими бедами, старикам нередко приходиться бороться за собственные пенсии, обращаясь к правоохранителям и в судебные инстанции.

Если остальные проблемы еще находят хоть какое-то объяснение, то как оправдать необходимость унижаться в борьбе за заслуженные десятками лет труда выплаты, хороший вопрос. Как бы там ни было, но факт остается фактом – база судебных актов ежедневно пополняется решениями в отношении пенсионеров, судящихся с Пенсионным фондом. Старикам приходится оспаривать низкий размер страховых выплат или вообще отказ в их назначении, что однозначно выглядит как вопиющее нарушение законодательства. Хотя представителей ПФР понять можно – они лишь «винтики системы», выполняющие установки при наличии формальных признаков.

Всему виной отделы кадров и ПФР

Причин для такого унижения у стариков хватает: у кого-то допустили ошибки в документах, за кого-то не внесли дополнительные страховые платежи, а другим не удается доказать наличие нескольких лет стажа, дающих право на пенсию и повышенные выплаты. Показательным является пример Марины Кузнецовой из Свердловской области, о котором рассказали «Аргументы и факты». Женщине, всю жизнь проработавшей на официальной работе, не засчитали около 10 лет стажа, что стало причиной кратного снижения положенной ей пенсии. В Пенсионном фонде такое решение аргументировали нарушениями при заполнении трудовой книжки: неразборчивые записи, отсутствие некоторых печатей и подписей и вуаля – 10 лет официальной работы «коту под хвост». Женщина потратила около полугода дабы доказать в судах свою правоту, ссылаясь на вину кадровиков, но в итоге своего добилась. Но решительности хватает далеко не всем.

Как утверждают представители профсоюзов, среди всех отказов в назначении пенсии наиболее часто фигурирует досрочный выход на заслуженный отдых . На него претендуют многие категории трудящихся: врачи и педагоги, военные и пилоты гражданской авиации, многодетные матери, шахтеры, металлурги и представители других профессий, связанных с тяжелым и вредным трудом. Но если те, кто работали на государство, без проблем доказывают право на льготу, то представители вредных профессий часто испытывают проблемы. Бывает даже так, что предприятие давно ликвидировано, архивы утеряны, а в ПФР отказываются учитывать льготный стаж. Как итог, могут «срезать» несколько тысяч рублей пенсии или вообще отказать в ее досрочном назначении, как было с некоторыми работниками Таганрогского металлургического завода. Вот тут уж точно без судов никак не обойтись.

Часто причиной подобных отказов со стороны ПФР становится игнорирование работодателем обязанности по уплате страховых взносов . А когда речь заходит о вредных условиях труда, работодатель обязан делать дополнительные отчисления, что на практике игнорируется. Отсутствие таковых нередко становится причиной для отказа в назначении страховой пенсии при достижении 55 лет. Но по закону это не является основанием для отказа в назначении досрочной пенсии – это не вина работника, что подтверждается постановлением КС РФ № 9-П от 10.07.07г.

Похожая ситуация и с курсами повышения квалификации в отношении врачей и учителей – их Пенсионный фонд отказывается включать в трудовой стаж. В спорных ситуациях это также может лишить пенсионеров заслуженного досрочного отдыха, что и произошло с одним из педагогов Белорецка. И таких примеров множество. Но независимо от причин, отстаивать свои права приходится в судах.

Право на пенсию

Правда, пойти на защиту своих прав в состоянии далеко не каждый. И дело даже не в решительности, а в банальном отсутствии средств на защиту собственных интересов – услуги юристов обходятся слишком дорого, особенно когда старики остаются одинокими и помощи ждать неоткуда. Хотя, российское правосудие далеко не всегда стоит на защите пенсионеров. Наиболее ярким примером можно считать случай полусотни пенсионеров из поселка Божонка Новгородской области, которые больше 4 лет пытаются получить заслуженную пенсию. Отработав на местной птицефабрике полноценный трудовой стаж в 30-40 лет, многие из них с удивлением узнали, что архив их предприятия сгорел и, как бы, стажа у них больше нет … В силу отсутствия доказательств работы, ПФР взял, да и назначил всем социальные пенсии, которые часто даже до 8 тыс. рублей недотягивают. Местные даже до Кремля добирались, но толку пока никакого нет, хотя на дело уже обратила внимание областная прокуратура. Правда, вмешательство правоохранителей – сигнал весьма положительный.

Так, та же прокуратура уже неоднократно помогала пенсионерам. Например, одному из тверских врачей, достигших пенсионного возраста и имеющих страховой стаж, отказали в пенсии по причине недостаточности страхового стажа, в который не были включены курсы повышения квалификации. За 30 лет непрерывной работы обязательные курсы составили целых 2 года. Эта «отписка» не понравилась прокуратуре, и после прокурорской проверки чиновники Фонда изменили свою позицию, назначив хоть и скромную, но пенсию. Помогла прокуратура и одному из якутских пенсионеров, которому на протяжении 2-лет также отказывали в назначении пенсии. Проведя проверку, прокуроры не только доказали наличие обстоятельств для досрочной пенсии, но и настояли на выплате задолженности за прошедшие периоды в размере 230 тыс. рублей.

В отдельную категорию прокурорских проверок следует вывести дела по восстановлению прав россиян, осуществляющих трудовую деятельность во времена ВОВ. Их, напомним, по законодательству приравнивают к ветеранам ВОВ. На основании этого, как сообщала Генпрокуратура, правоохранителям удалось добиться пересчета пенсий для сотен пенсионеров в Москве, Калуге, Брянске и других крупных городах. Однако в каждом из случаев ключевую роль играет все же сам пенсионер, готовый бороться за свои права – без их обращения прокуратура бессильна.

Как себя защитить

Современная реальность такова, что наличие трудового стажа приходится доказывать часто даже тем, кто всю жизнь проработал на одном предприятии. Как же быть тем, кому в силу профессии приходилось часто менять работу? Уверенность в том, что все доходы и стаж будут учтены, может быть обусловлена лишь официальной информацией, получить которую сегодня не так уж и сложно. Если раньше для получения таких данных обязательно нужно было посетить районное отделение ПФР, выстоять очередь, написать заявление и дождаться ответа, то сегодня для этого достаточно иметь выход в интернет . Через портал предоставления государственных услуг можно зайти в свой «личный кабинет», в котором в электронном виде хранится вся информация относительно собранных за всю жизнь пенсионных баллов (во всяком случае, тех, о которых ПФР имеет информацию), об уплаченных страховых платежах, о местах трудоустройства и т.д. Всю эту информацию система генерирует на основании данных, полученных от работодателей, поэтому при наличии нестыковок не стоит ждать наступления пенсии ­– начните «искать концы» уже сегодня.

Обратитесь к тому работодателю, информация о котором отсутствует в системе. В течение трех дней с момента обращения, если вы, конечно, работали там официально, вам обязаны предоставить всю информацию о вашей рабочей деятельности, в том числе о полученной зарплате, размерах отчислений, приказах, стаже и т.д. Если такая информация отсутствует, подойдут свидетельские показания, копии трудовых договоров, выписки из трудовой книжки и т.д. К слову, всё, что может доказать вашу трудовую деятельность . С этими доказательствами следует обратиться в ПФР для пересмотра данных, а при отказе выполнять его – в прокуратуру. Тем, чья пенсия еще впереди, нужно позаботиться о защите своих пенсионных прав заранее, поэтому:

  • всегда храните трудовые контракты до подтверждения того, что сведения о конкретной работе имеются в Пенсионном фонде;
  • никогда не выбрасывайте расчетные листы и иные документы, подтверждающие размер вашей зарплаты;
  • добивайтесь получения справок, подтверждающих работу в сложных, вредных или опасных условиях, если такая работа имела место;
  • проверяйте достоверность записей трудовых книжек после увольнения – кадровики обязаны вносить все периоды работы на производстве;
  • сохраняйте контакты коллег на случай, если потребуется подтвердить стаж.

И последнее – старайтесь не соглашаться на работу без оформления, поскольку вы позволяете своему работодателю не только экономить на вас – вы лишаете себя будущей пенсии.

Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги - работай, не хочешь - до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров - военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС - уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас - ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина - несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 - «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части - должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(!!!). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности - Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример - положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание - отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности - при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано - ни советом, ни документами, словом - никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит - никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь - советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...