Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Личностно ориентированная ситуация в доу. Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико-интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики. Необходимо предпринять решительные действия по преобразованию преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Не случайно педагогическим коллективом нашего детского дошкольного учреждения №32 “Рябинка” г. Серпухова в 2004 г. был взят курс на моделирование и построение комплексно-целевой программы “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”. Основой учебно-воспитательного процесса в таком дошкольном учреждении является личностно-ориентированный подход. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

1. Принцип вариативности. Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми - организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.

В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психологи и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.

Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

В своей работе мы применяем вышеперечисленные методы, с помощью которых и была разработана комплексно-целевая программа “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”, выступающая в качестве модели личностно-ориентированной системы обучения и воспитания.

Как показывает опыт работы МДОУ №32 г. Серпухова, введение проектной деятельности в обучение и воспитание дошкольников во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения: ребенок сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в объединенную систему - сложные длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного “я” в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса. Такая форма организации обучения в нашем дошкольном учреждении № 32 г. Серпухова позволила повысить эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимающих участие в разработке проектов. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе его проектирования.

Таким образом, проведенное нами микроисследование дает основание заключить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения организованная в детском дошкольном учреждении.

Организация: МБДОУ детский сад № 55

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.

ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».

В связи с введением перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.

В настоящее время нет четкого определения «технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста». Степанов Е.Н. дает такое определение «Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»

Характерными чертами личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении являются:

    Замысел личностно-ориентированного взаимодействия – создание педагогом условий для максимального влияния воспитательно-образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, а именно оказание помощи детям в поиске своего индивидуального стиля и темпа деятельности, в развитии познавательных психических процессов и интересов, развитии творческих способностей, в формировании положительной Я-концепции.

    Организация взаимодействия – проектирования взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; использование разнообразных форм общения, особенно диалога, использование интерактивных методов в воспитательно-образовательном процессе, использование педагогической поддержки; оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как делал, какие эмоции испытывал).

Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность. Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:

    совместно-индивидуальная деятельность, которая предполагает решение каждым участником части общей задачи независимо друг от друга;

    совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;

    совместно-совместная деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Самыми оптимальными в условиях совместной деятельности являются малые группы детей (по пять-шесть человек).

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

В самом общем виде структура совместной деятельности детей и педагога может быть определена следующим образом:

    постановка воспитателем (возможно и детьми в старшем дошкольном возрасте) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками;

    процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение;

    результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность ребенку реализовать себя как личность.

С точки зрения данного подхода личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей воспитательно-образовательной системы. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что собственно и будет способствовать развитию личности, личностному росту ребенка.

Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода: " Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...» К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классического личностно-ориентированного подхода «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования перед педагогами стоят ровно такие же задачи.

Литература:

    Абасов, З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников [Текст] / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2002. -№5.-С. 56-61

    Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 123 с.

    Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.Г. Хабарова.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.

Название работы: Личностно-ориентированный подход в управлении ДОУ

Содержание.
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления дошкольном образовательном учреждением. 4
1.1. Характеристика процесса управления дошкольным образовательным учреждением. 4
1.2. Профессиональной деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях модернизации образования. 11
1.3. Личностно-ориентированный подход в управлении, как основное направление деятельности руководителя учреждения образования. 18
Выводы 1 главы. 22
Глава 2. Исследование условий эффективного управления педагогическим процессом в ДОУ. 24
2.1. Методика и содержание экспериментальной работы. 24
2.2. Концепция эффективного управления ДОУ, основанная на личностно-ориентированном подходе. 31
Заключение. 37
Список литературы. 39
Приложение 43

Введение: Введение.
Один из древнейших видов человеческой деятельности - воспитание детей - претерпел за многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических исследований.
Начальной ступенью образования является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения со взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает элементарные навыки учебной деятельности.
Организация педагогического процесса это сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются цели, задачи, средства, формы и методы, субъект, объект управления, принципы и функции, определяющие его деятельность.
Задача формирования личности ребенка - дошкольника наиболее успешно реализуется тогда, когда управленческие действия руководителя ДОУ сочетаются со стремлением педагогов оказать ребенку педагогическую поддержку в его развитии и становлении, совершенствовать методы работы, претворять в жизнь собственную управленческую концепцию образовательного учреждения.
На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением является акцентирование внимания на управлении целостным педагогическим процессом на научной основе, понимание всей его сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия, которое способствует выполнению основной задачи образования - развитие личности.
Именно поэтому повышение эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении выступает одной из основных задач системы дошкольного образования.
Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения стала предметом исследований В.Г. Алямовской, К.Ю. Белой, Н.И.Карповой, Н.Е. Корниенко, Н.Д. Маханевой и других. В работах А.К.Бондаренко, Е.Ю. Демуровой, М.И. Журавлевой, Т.С.Комаровой, ЛАОстровской, Л.В. Поздняк, М.Р. Рахимовой, Л.Г.Семушиной, К.Д.Сергеевой, Р.Я. Спружа, О.И. Соловьевой, А.Н.Троян и других определены сущность и способы управления дошкольным учреждением.
Поиски эффективной организации управления и работы дошкольных образовательных учреждений ведутся в разных направлениях: рассматриваются проблемы организации работы дошкольного учреждения; условия создания нормативно-правовой и финансово-хозяйственной деятельности; качество методического обеспечения воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении (К.Ю. Белая, Л.М. Денякина, О.Л. Князева, М.Д.Маханева, Р.Б.Стеркина и другие).
Изменение основных направлений в области образования осуществляет переход к личностной парадигме, что не могло не сказаться и на управленческом аспекте деятельности руководителя образовательного учреждения. Организация работы ДОУ на личностно-ориентированной основе состоит в создании условий для профессионального и личностного развития и саморазвития, мотивации всех участников образовательного процесса на эффективную деятельность и ее конечный результат.
Таким образом, цель исследования: выявление условий реализации личностно-ориентированного подхода в управлении ДОУ.
Объект исследования: система управления ДОУ.
Предмет исследования: личностно-ориентированный подход в организации работы ДОУ.
Гипотеза исследования: педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если управление этим процессом базируется на реализации принципа личностно-ориентированной направленности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении.
2. Определить организационные условия эффективного управления педагогическим процессом в ДОУ.
3. Исследовать систему управления ДОУ.
Теоретическая основа исследования: работы ведущих специалистов по управлению дошкольным образовательным учреждением и определению содержания деятельности руководителя образовательного учреждения (К.Ю. Белая, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков, Ю.А. Конаржевский, М.Н. Скаткин, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова); - педагогического менеджмента и управления педагогическими системами (Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, В.С.Пикельная, М.М.Поташник, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.)
В работе использованы методы: изучение нормативных документов для дошкольных образовательных учреждений; теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Исследование проводилось в период с сентября 2009 по март 2010 года, в ДОУ № 58, г. ........ В исследовании принял участие педагогический коллектив ДОУ в количестве 30 человек.

Использованная литература: Список литературы.
1. Администратор образования: управленческая компетентность в современных условиях [Текст]: Сб. мат-лов науч.- практ. конф. НИРО /под ред. В.М. Соколова.// - Н.Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 2000.- 241 с.
2. Анрющенко, Д.В., Логинова, И.А. Психологическая компетентность руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] /Д.В.Андрющенко, И.А.Логинова //Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С.7-28.
3. Афанасьев, В.В., Пидкасистый, П.И. Управленческая проблема как объект педагогических исследований [Текст] /В.В.Афанасьев, П.И.Пидкасистый. //Педагогика. - 2001.- № 5. - С. 12-17.
4. Белая, К.Ю. Система управления дошкольными образовательными учреждениями. [Текст] Дис... к.пед.н. /13.00.01. /К.Ю.Белая.//- М., 1998.- 148 с.
5. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. - М.: Просвещение, 2003.
6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. Методическое пособие. - М.: Просвещение,2004.
7. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика профессиональных способностей и личностных качеств руководителя/ Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. СПб.: Питер, 2001.-С. 179-188.
8. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике:
теоретические основы и пути реализации [Текст] /М.А.Викулина; Нижегор.
гос. лингвист, ун-т.//- Н.Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004. - 296 с.
9. Викулина, М.А., Сутягина, Л.Г. Личностно-ориентированная
управленческая деятельность - требование времени [Текст]/М.А.Викулина,
Л.Г.Сутягина /Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования:
межвуз. сб. науч. тр. /под ред. В.В.Рыжова.// - СПб.: Мирт, 2004,- Вып.4.-
С.51-55.
10. Горбушин, А.Е., Сауров, Ю.А. Вопросы методологии
управленческой деятельности [Текст]/А.Е.Горбушин, Ю.А.Сауров.// - М.
Киров, 2003. - 272 с.
11. Данилова, З.Г. Организационный механизм управления профессиональным колледжем. [Текст] Автореф. дис... к.пед.н. /13.00.01. /З.Г.Данилова.// - М., 2001.- 20 с.
12. Зеер Э.Ф. психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во УрГППУ, 2000. - 258 с.
13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Основы личностно ориентированного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 2001. -51 с.
14. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М.: Просвещение, 2005.
15. Михайлов, Г. Личность руководителя и условия успешного
управления [Текст]/Г.Михайлов //Нар. образование. - 2002.- № 1.- С. 105-115.
16. Печенюк, СП. Профессиональная подготовка руководителей системы образования к ценностно-личностному взаимодействию субъектов в процессе управления [Текст]. Автореф. дис... д-ра пед.н. /13.00.01. /СП.Печенюк.// - Хабаровск, 2001.- 31 с.
17. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: моногр. [Текст]/А.А.Плигин.// - М.: "КСП+", 2003.- 432 с.
18. Поздняк, Л.В., Лащенко, Н.Н. Управление дошкольным образованием [Текст]: учеб. пособ. /Л.В.Поздняк, Н.Н.Лащенко.// - М.: Академия, 1999.-431 с.
19. Поташник, М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления [Текст]/М.М.Поташник.// -М.: Новая школа, 1996.- 320 с.
20. Психологические основы управленческой деятельности руководителя детского сада [Текст]/сост. Е.А.Панько и др.// - Мн.: Изд-во БГУ, 1988.-28 с.
21. Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004.
22. Сутягина, Л.Г. Личностно-ориентированная система повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: метод, рекомендации /Л.Г.Сутягина; Нижегор. гос. лингвист. ун-т.- Н.Новгород: НГЛУ, 2002.- 34 с.
23. Сутягина, Л.Г. Профессиональная самостоятельность как условие успешности деятельности руководителя [Текст]/Л.Г.Сутягина //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. /под ред. М.А.Викулиной; Нижегор. гос. лингвист, ун-т.//- Н.Новгород: НГЛУ.- Вып. 2.- 2004.- С.323-326.
24. Сутягина, Л.Г. Современный руководитель образовательного учреждения [Текст]/Л.Г.Сутягина //Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. /под ред. М.А.Викулиной; Нижегор. гос. лингвист, ун-т.// - Н.Новгород: НГЛУ.- Вып. 2.- 2004.- С. 294-323
25. Третьяков, П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление образованием по результатам [Текст]/П.И.Третьяков, К.Ю.Белая.// - М.: Новая школа, 2001.- 296 с.
26. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей. -М: АРКТИ, 2004. - 262 с.
27. Черникова, Т.В. Организационно-управленческое консультирование руководителей образовательных учреждений [Текст] /Т.В.Черникова //Педагогика. - 2002.- № 9.- С.60-66.
28. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. уч. завед. /под ред. Т.И.Шамовой.// - М.: ВЛАДОС, 2002.-318 с.
29. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив [Текст] /Р.Х.Шакуров.// - М.: Просвещение, 1990.- 206 с.
30. Шепель, В.М. Человековедческая сущность управления (идеология управленческой деятельности) [Текст]/В.М.Шепель //Нар. образование. - 2000.- № 9.- С.41-49.
31. Шипунов, В.Г., Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии [Текст]/В.Г.Шипунов, Е.Н.Кишкель.// - М.: Высш. шк., 2000.- 303 с.

Год: 2012.

Занятие - практикум для педагогов "Личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании дошкольников”

"Менять педагогические ориентиры -

это самое трудное и самое необходимое,

что приходиться делать сегодня".

В.А.Караковский

Цель занятия: знакомство с особенностями личностно-ориентированного подхода в образовании, повышение профессионального уровня и педагогической грамотности педагогов.

Форма проведения: образовательный семинар с элементами групповой и индивидуальной работы.

План занятия:

  1. Практическое задание "Салфетка".
  2. Мини-лекция ««Педагогическое взаимодействие, его особенности» с проигрыванием моделей педагогического взаимодействия с детьми.
  3. Мини-лекция «Функции педагога в личностно-ориентированном взаимодействии».
  4. Упражнение «Подкрепление»
  5. Упражнение «Самопознание»
  6. Упражнение «Композиция»
  7. Упражнение «Звезда».
  8. Формулировка заповедей личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
  9. Рефлексия.

Ход занятия:

Практическое задание "Салфетка".

Всем участникам семинара раздаются листы бумаги - "салфетки". Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто - то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто - то - по диагонали; кто - то будет отрывать правый нижний угол, а кто - то - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать ее всем участникам. (Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности).

Несмотря на то, что всем были розданы одинаковые листы бумаги, в группе не получилось абсолютно одинаковой салфетки. Данное упражнение наглядно показало нам, что нет одинаковых личностей. Каждый из Вас выполняет задание исходя из своего жизненного опыта, своих знаний и умений, своих установок.

Так и дети, с которыми мы взаимодействуем при обучении и воспитании, являются личностями со своей уникальной индивидуальностью.

Актуальность:

Д.А.Медведев. Из послания президента Федеральному Собранию:

«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновлённое содержание образования».

Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовательной среде. Введение ФГОС диктует, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе.

Именно поэтому современная школа должна создавать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условия, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я».

Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к учению, и не дающих результатов.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание - это такое обучение и воспитание, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самоценность, самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Ученик признаётся главной действующей фигурой.

Целью обучения и воспитания является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности ребёнка. В процессе обучения и воспитания отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Мини - лекция «Педагогическое взаимодействие, его особенности».

Цель: формирование представлений о стилях и моделях педагогического общения.

Формирование личности ребёнка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе взаимодействия с людьми, прежде всего со взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей. От того, на каких основах построено это взаимодействие зависит процесс воспитания и обучения в целом.

Педагогическое взаимодействие - взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.

Существует три стиля руководства деятельностью детей:

  1. Авторитарный стиль.
  2. Демократический стиль.
  3. Либеральный стиль.

Для демократической формы взаимодействия с детьми характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснения правил, содержательные ответы на вопросы, личностный подход, стремление учесть их индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.

Авторитарный стиль руководства характеризуется функциональным и ситуативным подходом, выраженными установками, избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, часто используются запреты, ограничения, характерна тенденция педагога работать «один на один» с ребёнком.

Для либерального (разрешительного) стиля характерно невмешательством в жизнь ребенка. Детям дают практически полную свободу и почти не подвергают их контролю. Разрешительный стиль воспитания не предусматривает строгих правил поведения для детей, но даже если такие правила и существуют, то все они очень нестрогие и даже приблизительно не похожи на ограничения. Дети должны постигать все самостоятельно, исключительно за счет личного опыта.

Следует отметить, что чаще всего на практике встречаются педагоги со смешанными стилями.

Но, согласитесь, прежде чем воспитывать и обучать ребенка, надо установить с ним контакт. В противном случае процесс воспитания и обучения неосуществим.

Рассмотрим модели взаимодействия с детьми на практических примерах.

Задание: проиграть ситуацию взаимодействия учителя и ученика при выполнении задания - наклеивание аппликации. При этом учитель использует модель невмешательства в деятельность ученика.

Проигрывание ситуации.

Рефлексия участников.

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.

Характерные черты.

Цель общения: взрослого с детьми может быть выражена словами: «я хочу, чтобы меня оставили в покое».

Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Ничего, сам справится!..»,

Способы общения : реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие.

Тактика общения : «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».

Личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности, не брать на себя то, за что могут спросить.

Взгляд на ребенка: обуза, помеха в решении собственных проблем.

К результатам такого подхода относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем к людям.

Поскольку в нашей стране не принята идея «свободного воспитания», мы встречаемся с проявлениями такого типа общения в случаях некомпетентности или низкой заинтересованности педагогов, их стремления к комфортности даже при возможном ущербе ребенку.

«Невмешательство» чаще встречается в семьях, чем в образовательных учреждениях. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми; такая позиция складывается как вынужденная.

Попрошу выйти двух добровольцев.

Задание: проиграть ситуацию взаимодействия учителя и ученика при выполнении задания - наклеивание аппликации. При этом учитель использует учебно-дисциплинарную модель воздействия на деятельность ученика.

Проигрывание ситуации.

Расскажите, пожалуйста, нам как Вы чувствовали себя в роли педагога и ученика при взаимодействии друг с другом?

Рефлексия участников.

Учебно-дисциплинарная модель общения .

Эта модель складывалась в течение длительного периода времени. Она несет на себе отпечаток командно-административной системы, существовавшей в нашей стране многие десятилетия.

Ее характерные черты:

Цель общения: вооружить ребенка ЗУНами (знания, умения, навыки).

Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Делай, как я!».

Способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание; нотация, окрик.

Тактика общения: диктат или опека.

Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.

И вновь прошу выйти двух добровольцев.

Задание: проиграть ситуацию взаимодействия учителя и ученика при выполнении задания - наклеивание аппликации. При этом учитель использует личностно-ориентированную модель взаимодействия с учеником.

Проигрывание ситуации.

Расскажите, пожалуйста, нам как Вы чувствовали себя в роли педагога и ученика при взаимодействии друг с другом?

Рефлексия участников.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком .

Ее характерные черты.

Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существо-вания; формировать начала личности; развивать его индивидуальность. Учитель не подгоняет развитие детей к канонам, а предупреждает возникновение тупиков их личностного развития; координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, с задачей создать максимально благоприятные условия, для того чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ребёнка — разрешатся все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности; не реализация заданного замысла, а динамическое проектирование, подобно перестройке движения сюжета в романе по мере выявления собственной логики характера действующих в нем лиц; формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к учёту точки зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Упражнение "Моя первая учительница"

Цель упражнения : развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий.
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.

Психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.

Продолжение лекции «Функции педагога в личностно-ориентированном взаимодействии».

Цель: ознакомить педагогов с функциями, который выполняет воспитатель при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми, формами работы для эффективного процесса обучения и воспитания детей.

Психолог: Педагог в личностно-ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:

  1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

  1. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах: первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии; второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях; третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор. Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

  1. Эксперт -(экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно - ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков.

Для этого предлагаются следующие формы работы:

Проведение занятий по подгруппах;

Проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

Проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

Построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

Работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Правило «Трёх П», сформулированное психологом Артуром Владимировичем Петровским, может быть положено в основу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Правило «Трёх П» гласит: понять, принять и признать ребенка.

  1. «Понять» - увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
  2. «Признать» - позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
  3. «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Упражнение «Подкрепление»

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.

Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность заключается в двух моментах.

Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется, а ответы - уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.

Во-вторых, группе участников определяется задание:

Первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией);

Второму - положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.)

Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения:

  • Как Вы чувствуете себя в этой роли?
  • Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
  • Как Вы чувствуете себя сейчас?
  • Какие выводы Вы можете сделать из этого упражнения?
  • Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка - это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок справился, т.к. понимал, что это - игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в образовательном учреждении. Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
  • Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

Упражнение «Самопознание»

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».

Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:

Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы? Далее группа строит все возможные слова из букв людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения

Все ли участвовали в составлении слов?

Как было организовано составление слов?

Были ли «выпадающие»?

Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?

В какой форме проходило составление слов (затаскивание, перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?

Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые из них будут повторяться.

Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.

Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно - спокойного, пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Упражнение «Композиция»

Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур - двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения - на усмотрение команды).

Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

Вопросы для обсуждения

С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?

Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?

Чем отличаются рисунки?

Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?

Идеи, выносимые на обсуждение

Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый. Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем. Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.

Если ребенок не понял - это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить. Косноязычие педагогов.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Упражнение «Звезда».

Цель: осознания неадекватных требований по отношению к детям и способов реагирования детей и самоанализ своего поведения.

Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.

Психолог: Это изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5*5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. (Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребёнка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей).

Вопросы для обсуждения:

  • Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
  • Ваши мысли по этому поводу?

Идеи, выносимые на обсуждение:

От ребёнка нельзя требовать того, чего он сделать не в состоянии.

Во время выполнения этого упражнения у вас, взрослых, вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание.

От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идёт вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.

В завершении нашей встречи предлагаю нам вместе разработать значимые для педагогов «профессиональные заповеди» личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Формулируются и на доске записываются предложения участников группы.

Участникам выдаются заранее приготовленные Заповеди личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

III. Рефлексия.

Участники семинара на листе бумаги обводят свою левую руку. Каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение.

  1. Большой - для меня было важным и интересным…
    2. Указательный - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию………
    3. Средний - мне было трудно …..
    4. Безымянный - моя оценка психологической атмосферы…….
    5. Мизинец - мне было недостаточно…….

Литература:

  1. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 1996.
  2. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Панько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Зорны верасень, 2006.
  3. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М.: Аcadema, 2000.
  4. Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2.
  5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000
  7. http://litterus.ru - Практикум для педагогов по формированию личностно-ориентированной модели общения - Черногузова Елена Анатольевна

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...