Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Мальчик страдает из за отсутствия друзей. У подростка нет друзей: советы психолога. Плейдейт, как способ найти новых друзей

Подростковый возраст — самый сложный жизненный этап, во время которого проявляются проблемы современных подростков, поскольку именно в это время ребенок превращается во взрослого человека и сталкивается с незнакомыми ему чувствами. Подростки сильнее всего подвержены одиночеству. По каким причинам взрослеющий ребенок может испытывать одиночество? Как помочь подростку, у которого нет друзей? Что делать, если ребенок потерял старых приятелей из-за переезда в другой район или город? Как помочь подростку, который поссорился с лучшим другом или пережил несчастливую первую любовь? Полезные советы для родителей.

Подростковый возраст – самый сложный в психологическом плане период жизни ребенка. Он постепенно превращается во взрослого человека, и порой сталкивается с такими трудностями, которые ему очень трудно решить самостоятельно.

Одна из наиболее частных проблем, с которой сталкиваются подростки – одиночество.

Причины одиночества у подростков

Причинами, по которым подросток начинает чувствовать себя одиноким, обычно являются:

  1. трудности в общении со сверстниками;
  2. потеря старых друзей из-за смены места жительства или перехода в другую школу;
  3. ссора с лучшим другом или друзьями;
  4. неудавшаяся первая любовь.

Все названные выше причины являются очень серьезными, и требуют особого внимания со стороны родителей, поскольку отсутствие поддержки и помощи в столько трудный для ребенка момент может привести к психологическим расстройствам и тяжелой депрессии.

Всегда помните о том, что подростки намного острее, чем взрослые воспринимают одиночество в силу своего возраста, а значит родители должны сделать все возможное для того, чтобы помочь ребенку справиться с тем, что его беспокоит.

Признаки подросткового одиночества

Распознать одиночество среди сверстников, которое испытывают школьники постарше и подростки и проблемы современных подростков обычно трудно, поскольку лишь немногие из них привыкли делиться с родителями своими внутренними переживаниями и подробно рассказывать, как прошел их день.

Изменения в поведении, на которые стоит обратить внимание в этом случае – это нежелание ребенка выходить из дома, участвовать в школьных мероприятиях, его замкнутость.

Если к подростку никогда не приходят в гости друзья, никто не звонит ему по телефону, и вместо того, чтобы гулять на каникулах, он предпочитает сидеть дома, уткнувшись в книгу или компьютер – все это может свидетельствовать о проблемах, имеющихся у ребенка.

Если у подростка нет друзей


В подростковом возрасте проблемы современных подростков заключаются в общении со сверстниками и чаще всего возникают из-за несоответствия интересов.

Период взросления характеризуется сменой вкусов и увлечений, и порой ребенку просто не удается найти общий язык со своими ровесниками из-за того, что ему не нравится то, что предпочитает большинство его знакомых.

Речь может идти обо всем, чем угодно: о музыкальных пристрастиях, вкусе в одежде, любимых , способах времяпрепровождения и т.д.

Наблюдайте за своим ребенком

Если у вашего ребенка проблемы в общении именно из-за несоответствия интересов, для начала следует поговорить с ним, чтобы понять, действительно ли он страдает из-за невозможности найти друзей, понимающих его.

Некоторые дети подросткового возраста используют период своего одиночества как возможность для саморазвития: они посвящают много времени своему хобби, охотно осваивают новые умения, активно занимаются спортом или рисованием.

Если ваш ребенок одинок, но не страдает от этого, а его настроение и поведение не вызывают у вас беспокойства, скорее всего со временем у него сам собой поменяется круг общения, и он найдет новых друзей по интересам.

Если же подросток выглядит подавленным из-за невозможности завести друзей, стоит попытаться помочь ему найти в периоде одиночества возможность для саморазвития. Поговорите с ним о том, чем ему нравится заниматься.

Быть может, ваш ребенок уже давно мечтает научиться играть на гитаре, танцевать или выучить иностранный язык, просто никогда не упоминал вам об этом.

Самое время записать его на соответствующие курсы или в кружок, ведь тогда ему не только будет чем заняться в свободное время, но у него появится и возможность познакомиться с новыми людьми, среди которых, вероятно, найдутся ровесники, разделяющие его интересы.

Если подросток не заинтересован в получении новых знаний, попробуйте помочь ему спланировать досуг: съездите с ним в поход, покатайтесь на лошадях, устройте развлекательную поездку в другой город или сходите вместе на интересную выставку или концерт.

Если у вас есть возможность, устройте с подростком шоппинг, купите ему новую одежду, планшетный ПК или фотоаппарат. Отдых и развлечения подарят новые впечатления и хотя бы на время отвлекут ребенка от состояния подавленности.

Смена места жительства и потеря старых друзей


Смена места жительства или школы, из-за которой подросток теряет старых друзей, также может стать настоящей трагедией для него, поскольку в переходном возрасте детям намного труднее заводить новые знакомства, чем в раннем детстве.

  1. Если вам пришлось переехать, поговорите со своим ребенком, объясните ему, что поддерживать дружбу можно и на расстоянии, благодаря тому, что сейчас есть интернет. Почаще кладите денег на мобильный телефон ребенка, чтобы он мог звонить старым друзьям и не ругайтесь на него, если он много времени проводит в социальных сетях, общаясь с ребятами, с которыми его теперь разделяет расстояние. Если вы всего лишь сменили район проживания, разрешите подростку в выходные съездить на встречу со старыми приятелями.
  2. Если ребенок поймет, что старая дружба не исчезнет из-за вашего переезда, и встречи все равно будут возможны, пусть и не так часто, как раньше, переживать период одиночества ему будет намного легче.

Ссора с другом и несчастливая первая любовь


Все вышеперечисленные способы помогут подростку справиться с одиночеством, если он поссорился с лучшим другом или друзьями, пережил несчастливую первую любовь.

Но нужно помнить, что в таких ситуациях ему будет необходима более сильная моральная поддержка. Проблемы современных подростков нельзя игнорировать, так как современные дети очень чувствительны стали, реагируют даже на мелкие проблемы очень остро.

Нужно откровенно поговорить со своим ребенком, выяснить причины его переживаний. Если это ссора с другом или безответная любовь, ни в коем случае нельзя говорить о том, что все пройдет и со всеми это случается.

Проанализируйте сложившуюся ситуацию вместе с подростком, помогите ему понять причины, по которым лучший друг вдруг перестал быть таковым, а понравившаяся девушка или парень не ответили взаимным чувством.

Приведите ему примеры из своей собственной жизни, расскажите о том, почему у людей иногда перестают совпадать интересы и меняются приоритеты. Помогите ребенку понять и осознать свои ошибки, если таковые были, и подскажите ему, как вести себя дальше, чтобы подобные ситуации больше не повторялись.

С юных лет ребенок стремится к общению с такими же детьми, как он. Связь детей в игре, общении, а в подростковом возрасте — выстраивание крепких дружеских связей, дает возможность подростку справиться с непростыми задачами: научиться общаться, познать себя и все, что он может, заработать авторитет у сверстников. В школе, когда мальчик или девочка приступает к выстраиванию самопредставления, ответ ровесников, их реакция является тем, что в первую очередь влияет на его формирующуюся самооценку. Подросток начинает нуждаться в поддержке, единении с кем-либо и взаимопонимании с себе подобными. Очень часто у многих подростков бывают случаи, когда они ощущают себя изгоями, и становятся раненными либо агрессивным, либо равнодушным отношением к себе со стороны других детей.

Среди детей, как правило, найдутся ребята, которые производят впечатление замкнутых, закомплексованных. Они превращаются в объект для усмешек в компании. Обычно, это детки, которые плохо одеваются, неприятно пахнут или, может быть, выглядят не так как другие. Это могут быть девочки и мальчики, страдающие проблемами с лишним весом, носящие очки, хромающие и т.д.

Оскорбленный таким поведением ребенок ощущает себя подавленным. Если он с детства закомплексованный, издевки и усмешки делают его еще более ранимым. Ребенок стесняется заводить разговор с другими подростками, с одноклассниками и педагогами, не умеет выступать на занятиях, от чего начинает плохо учиться. У такого подростка очень часто страдает самооценка, он перестает любить себя, а потом и остальных людей.

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Когда родители выявили дефицит друзей у сына или дочери или отсутствие таковых вовсе, нужно открыто обсудить это с подростком, но, не спрашивая у него ничего напрямую в по этому поводу. Родителям не надо заранее бить тревогу и показывать подростку тревогу относительно этой проблемы. Ребенок может также начать волноваться и не пойти на беседу. Отцу или матери необходимо непринужденно выстроить со своим ребёнком диалог, сделать так, чтобы сыну или дочке хотелось самим рассказать о своих тревогах, поведать все, что его беспокоит.

Для того чтобы подросток сумел подружиться со своими ровесниками, нужно ему доходчиво разъяснить, что он решительно может быть активным в общении, но не должен навязывать свое общество другим людям. При этом необходимо быть подготовленным к позитивным эмоциям и к зарождению новой дружбы. Не нужно строить подсознательных барьеров, закрывающих его от окружающего мира.

Именно родители придают сыну или дочери некоторую степень умственного развития и развивают у них коммуникативные навыки. Разумеется, родители не могут непосредственно влиять на обстановку, образовавшуюся в окружении ребенка. Но очень часто они раньше педагогов обнаруживают, что подростку неудобно в школе, что у него плохие отношения с ровесниками. Тогда нужно безотлагательно что-то предпринять - лучшим решением будет пойти и обсудить беспокоящие признаки с учителем своего ребенка, чтобы развеять подозрения, чем дать проблеме усугубиться. В таком случае разумнее попросить помощи у специалиста, например, у школьного психолога.

Вопрос отверженных в кругу сверстников детей - это весьма спорная дилемма. Никто из родителей не желал бы, чтобы ребенок стал изгоем, испытывал жестокость в обращении со стороны сверстников. Одновременно с этим навряд ли кто-либо пожелает, чтобы сын или дочь были инициатором травли другого мальчика или девочки. Нужно научить подростка учитывать мнение окружающих, искать компромиссные пути решения проблемы.

Плюсы и минусы друзей — видео

15 10 346 0

Человеческая природа такова, что для выживания ей нужна социальная среда. Таким образом, с рождения мы принадлежим к той или иной социальной группе и автоматически вступаем в социальные отношения. Сначала это отношения с родителями и близким кругом родственников, затем круг общения расширяется: детский сад, учебные заведения, работа, общение с друзьями и т.д. На протяжении всей жизни мы вступаем в контакты с людьми миллионы раз. Это является нормой для социально адаптированной личности.

Одна из важнейших задач близкого круга общения в период раннего и позднего детства, подросткового возраста – адаптировать ребенка в социальную среду, и то культурное пространство, в котором ребенок растет и развивается.

Таким образом, родители передают знания и социальные навыки, которые со временем ребенок усвоит и будет использовать самостоятельно, формируя качественные взаимоотношения с другими.

Если период раннего детства характеризуется обучением вступать в отношения с другими детьми и взрослыми, то период подросткового возраста, например, это время, когда ребенок активно использует в практической жизни свои коммуникативные навыки.

Подростковый возраст – это один из самых значимых периодов в жизни человека, потому что в это время формируется модель поведения в социуме (а не только в кругу близких), которая станет базовой во взрослой жизни.

От того, насколько успешно подросток сможет влиться в коллектив и обретать друзей, поддерживать с ними связь во многом зависит его дальнейшая социальная жизнь и ее качество.

Общение подростков и качество этого общения влияет на самооценку ребенка, его уверенность в себе, желание быть социально активным. Социальная среда выполняет роль индикатора для подростка «Я вообще нормален? Я такой как все?».

Подростковый период характеризуется огромным стремлением ребенка влиться в какую-то группу. Таким образом, ребенок удовлетворяет одну из своих базовых потребностей – потребность в принадлежности . Абсолютно естественное стремление, хотя часто родители активно препятствуют этому: не отпускают в гости к друзьям, сами выбирают с кем подростку дружить, а с кем нет, высмеивают интересы группы и т.д.

Непринятие круга общения подростка больно его ранит и ребенок оказывается перед дилеммой: либо родители, либо друзья. Взглянув на это глубже, ребенок выбирает между соответствием ожиданиям родителей и обучением быть собой, и удовлетворять естественные потребности в общении. На самом деле, катастрофический выбор.

Вступая в ту или иную социальную группу или завязывая дружбу с каким-то человеком, мы таким образом пытаемся удовлетворить свои потребности. На социальном уровне это потребности в уважении, статусе, значимости, принятии и т.д. Если ограничить ребенка от удовлетворения этих естественных потребностей, возникнет фрустрация. – это состояние, когда потребность существует, а удовлетворить ее никак нельзя. Естественной реакцией подростка на фрустрацию может быть замкнутость или агрессия. При чем, реакция направлена на тех, кто, по мнению подростка, мешает получить желаемое – на родителей. Отсюда конфликты подростков и родителей, запреты, убегания из дома, демонстративное поведение. Не потому, что ваш подросток таким плохим уродился, а потому что у него нет возможности удовлетворить свои потребности естественным способом – завести друзей или вступить в компанию.

Вопрос о качестве этих друзей и компании лежит в плоскости общих ценностей семьи, в которой ребенок сформировался:

  • Если семья ригидна (все по правилам, шаг влево или вправо – расстрел), тогда подросток может вести себя вопиюще демонстративно, унижая все ценностные ориентиры семьи.
  • Если семейный уклад и ценности демократичны, то подростки вступают в безобидные группы и заводят более-менее адекватных друзей.

В любом случае, друзья подростку важны и нужны. Чаще всего подростки заводят друзей самостоятельно и без какой-либо помощи. У них это происходит автоматически: в школе, на улице, в кружке и т.д. Но иногда у ребенка могут возникнуть проблемы, и он испытывает трудности в общении и приобретении друзей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал полноценным членом общества, был социально активен, следующие советы помогут поправить ситуацию и ваш ребенок при вашем участии найдет новых друзей и расширит круг своего общения.

Поговорите с подростком

Откровенный разговор со своим ребенком является крайне важным шагом к устранению проблем в общении.

Очень мягко и без давления, постарайтесь выяснить у подростка причину, по которой у него нет друзей.

Очень важно, чтобы вы услышали его взгляд на проблему и поняли, а считает ли сам подросток это проблемой. Ведь если родители чрезвычайно общительны и ведут себя экстравертивно в обществе, а у подростка в наличии один лучший друг, то ему этого в силу своих психологических особенностей вполне может быть достаточно.

Дело не в количестве друзей, а в качестве общения с ними.

Если один друг полностью удовлетворяет потребность ребенка в общении, тогда и проблемы нет. А взгляды родителей на обязательное количество друзей к делу не имеют никакого отношения.

Повышайте самооценку ребенка

Часто отсутствие друзей у подростка связано с его застенчивостью и низкой самооценкой, ощущением собственной ущербности на фоне других.

Подросткам свойственно сравнивать себя с другими сверстниками. Ведь если он будет похож на других, тогда его несомненно примут в коллектив и подружатся с ним. В случае низкой самооценки, подросток просто не обладает мужеством, чтобы даже заговорить с другими детьми, а не то Поэтому родителям следует обратить внимание и всячески поддерживать своего ребенка, демонстрировать восхищение его достижениями, пусть незначительными.

Именно в кругу семьи формируется уровень самооценки ребенка, на основании которой он взаимодействует с другими.

Повышать уровень самооценки можно за счет привлечения ребенка к какой-то интересной ему деятельности, например, занятия в спортивной секции или хобби собирать значки.

Таким образом, подросток чувствует свою уникальность и значимость, ведь он может/умеет то-то и то. А если умеет и обладает интересными знаниями, тогда ему есть что рассказать другим, заинтересовать их и привлечь внимание к своей персоне.

Подростки большие хвастуны! Как только на горизонте появится сверстник, перед которым можно похвалиться, ваш ребенок эту возможность не упустит. А это может служить началом дружбы.

Вежливость города берет

Еще одной причиной, по которой подростку трудно дружить, может быть отсутствие элементарных правил этикета и вежливости.

Дружба – это сложный процесс, который включает не только общность интересов и симпатию, но и уважение к другому, умение держать слово и не сплетничать, интересоваться делами, взаимопомощь и т.д. Обладает ли ваш ребенок такими качествами? Вежлив ли он со сверстниками и с вами? Помогает ли?

В жизни есть масса ситуаций, когда ребенку может понадобиться найти новых друзей. Или узнать больше . Вы переехали на новое место. Ваш малыш пошел в первый класс. Или перешел в другую школу.

Если ребенок — общительный экстраверт, ему ничего не стоит завести друзей везде, где бы он ни очутился. Но скромным интровертам приходится сложнее. Помогите ему освоить науку, как находить друзей.

Как найти друзей в школе

Школа — самое простое, что можно придумать. Именно там ребенок проводит большую часть времени. Вскоре после прихода в новый класс у него должны появиться если не друзья, то хотя бы приятели. Если этого не произошло, поговорите с ребенком. Внимательно выслушайте его мнение, но не пытайтесь что-то сходу советовать.

Возможно, одноклассники не интересны ему, а может он и не против бы общаться, но его почему-то не принимают.

Расспросите учителя об атмосфере в классе, и как прижился там ребенок. Посоветуйтесь, что можно сделать, чтобы отношения сложились.

Если вместо того чтобы приобрести друзей, ребенок столкнулся в новом коллективе с насмешками и конфликтами, не игнорируйте это. Важно вовремя привлечь внимание классного руководителя и психолога, чтобы предотвратить школьный буллинг.

Также с учителем можно посоветоваться кого из одноклассников стоило бы выбрать в друзья. Возможно, с кем-то у вашего ребенка есть общие интересы, сходство темпераментов и тд. Познакомьтесь с родителями этого ребенка, пригласите их на семейный пикник, или просто прогуляться в парке. Если дети занимаются в одной секции, может вам удобно будет по очереди забирать их, и тд.

Кружки и секции — еще один способ подружиться

Общие интересы сближают гораздо лучше, чем учеба в одном классе. Лучше всего помогают приобрести друзей командные виды спорта, творчество. Индивидуальные занятия и виды спорта, где детей нацеливают на конкуренцию, и победитель возможен только один, не помогают детям подружиться. А скромного неуверенного в себе ребенка и вовсе могут травмировать.

Отличное место — кружки изобретателей. Там дети придумывают и обсуждают новые проекты, и темы для разговоров возникают сами по себе. Причем, в центре может оказаться даже самый тихий, но креативный ребенок.

Плейдейт, как способ найти новых друзей

Суть плейдейта в следующем. Родители договариваются, что какой-то конкретный день дети проводят дома у одного из компании. Организатор плейдейта придумывает занятия и развлечения, следит, чтобы детям было весело, они не перессорились и не проголодались. Остальные родители свозят своих детей и угощения, и едут по своим делам.

Дети отлично проводят время, играют и общаются, а у родителей есть возможность немного отдохнуть.

Чтобы помочь ребенку найти друзей. Устройте плейдейт с наиболее симпатичными ему одноклассниками, или с соседями по дому. Либо пригласите детей ваших друзей и коллег, которые подходят по возрасту.

Если вы не слишком хорошо знакомы с родителями (в случае с новыми соседями или одноклассниками), их может остановить предложение оставить у вас ребенка без присмотра. В этом случае лучше предложить им остаться и пообщаться в другой комнате. Вам ведь тоже не помешает с ними ближе познакомиться.

Найдите друзей себе — и они найдутся у ребенка

Хотя бы потому, что он берет пример, как заводить новых друзей, именно с вас. Это подсознательный сигнал для него: «Люди не страшные, общаться с новыми людьми — приятно. «Находить новых друзей — не сложно».

Вы переехали на новое место? Поищите новый круг общения на местных форумах, или среди местных активистов. Практически везде есть группы небезразличных людей, которые устраивают субботники в парке, садят цветы на придомовых клумбах, устраивают детские праздники, и тд. Присоединяйтесь к ним, это будет полезно во всех отношениях.

Идеальный вариант — найти новых друзей с детьми-ровесниками вашего ребенка. Это можно сделать на мамских форумах. Практически везде есть разделы, где мамы собираются по городам и по районам города.

Пообщавшись, можно выбрать человека, который близок по духу вам, и имеет ребенка нужного возраста. Предложите встретиться семьями, познакомиться. Возможно, именно так вы найдете новых друзей и себе, и ребенку.

Детские площадки — новые друзья для малышей

Детские площадки — такой же «естественный» источник новых друзей, как школа или секция. Правда, это вариант максимум до 7-8 лет.

Если ребенок коммуникабельный, достаточно просто регулярно приходить играть в одно и то же место. Дети быстро привыкают к новым лицам и зовут в игру.

Если ребенок закрыт и неохотно идет на контакты, придется подключиться вам. Знакомьтесь с мамами на площадке, общайтесь. Договаривайтесь вместе приходить на площадку или уходить домой.

Ребенок, которому сложно сразу влиться в коллектив, гораздо легче решится на общение, если в компании будет только один ровесник. По пути домой или на площадку им будет о чем поговорить, и в следующий раз ваш ребенок с большей охотой вступит в игру.

Вероятно, после продолжительного дня в школе либо оживленных выходных им хочется просто расслабиться в одиночестве, почитать книгу или поиграть в компьютерные игры.
Такое поведение ребенка можно считать нормальным, но если у ребенка совсем нет друзей, может возникнуть причина для беспокойства, в особенности если ребенок чувствует себя одиноким или не соответствующим требованиям сверстников. Ребенок может не получать приглашения на праздники, часто в одиночестве сидеть во время школьного обеда, его не будут принимать в команду во время игры, ему будут редко звонить друзья, если вообще когда-либо будут звонить.
Большинство детей испытывает желание нравиться окружающим сверстникам, но некоторые из них не до конца понимают, как заводить друзей. Другие дети могут жаждать дружеских отношений, но быть исключенными из той или иной группы, возможно, из-за их одежды, недостаточного соблюдения правил личной гигиены, полноты либо речевой задержки. Подростки зачастую оказываются отвергнутыми сверстниками, если у них отмечается агрессивное поведение. Тем не менее другие дети могут колебаться на грани одной или другой группировки, но так и не быть замеченными. Такие дети, не получающие должного внимания, проводят большую часть своего времени в одиночестве.
В некоторых случаях дети не имеют возможности завести друзей, поскольку на это требуются время и дополнительная энергия. У них слишком плотный график дополнительных занятий, они живут далеко от школы, в местах, где нет детских учреждений или дополнительных занятий для детей, либо же они слишком привязаны к своей семье.
Для родителей ребенок, у которого нет друзей, является сложной и мучительной проблемой. Такое явление не редкость: около 10% детей школьного возраста заявляют, что у них нет лучшего друга. Такие дети могут испытывать чувство одиночества и изоляции от общества, в результате чего у них появятся эмоциональные проблемы и трудности с адаптацией либо же они не смогут овладеть социальными навыками, которые так необходимы для успешных отношений со сверстниками или взрослыми.
Для того чтобы помочь своему ребенку разрешить эту социальную проблемы, вам понадобятся умение и чуткость. Если ребенок почувствует, что вы страстно боретесь с проблемами его социальной жизни Либо же слишком назидательны, он может стать чрезмерно скрытным или занять оборонительную позицию, вероятно, даже испытывая при этом чувство, что он сильно расстроил вас тем, что не смог завести друзей. В ответ на ваши попытки вмешательства ребенок может отказываться или отрицать существование какой-либо проблемы. Даже если он говорит: «Все хорошо, мама», он по-прежнему может нуждаться в дружеских отношениях.

Как разобраться в проблемах вашего ребенка

Вы как родитель должны постараться выяснить, почему ваш ребенок несчастен либо почему его отвергают сверстники. С точки зрения взрослого мир ребенка может показаться вам совсем простым, но на самом деле этот мир Сложный и предъявляющий высокие требования. К примеру, на игровой площадке вашему ребенку приходится справляться со многими различными задачами: вступление в группу, ведение диалога, правильное ведение игры; ему придется столкнуться с тем, что его будут дразнить, и другими формами провокаций, а также он должен уметь разрешать конфликтные ситуации с другими детьми. Это достаточно много задач, которые ему предстоит разрешить, и если ребенок не знает, как вести себя в той или иной ситуации у него могут возникнуть трудности с установлением или сохранением дружеских отношений.
Существует множество причин и в самом ребенке, из-за которых у него может не быть друзей, в том числе неприятие или невнимание со стороны окружающих либо же природная застенчивость ребенка. Отвергнутые подростки открыто нелюбимы их сверстниками и часто чувствуют себя нежеланными. Они часто ведут себя агрессивно или у них проявляется беспокойное поведение, и они очень бурно реагируют, когда их дразнят. Они могут вести себя как задиры и нарушители порядка либо могут быть настолько не уверены в себе, что это начнет вызывать неприятие со стороны окружающих. Также они могут быть не приняты из-за их импульсивного или беспокойного поведения. У некоторых из них может наблюдаться недостаток внимания или гиперактивность.
В других случаях дети, обделенные вниманием, не являются явно отвергнутыми, их не дразнят, но зачастую просто игнорируют, забывают, не приглашают на праздники и в числе последних принимают в команду для игры. Таких подростков можно определить как одиночек, но они также могут быть пассивны и с ненавистью относиться к своей изолированности. Другим же детям, напротив, нравится проводить время в одиночестве. Такие дети могут испытывать уважение и восхищение со стороны окружающих, но просто чувствовать себя более комфортно в одиночестве либо в окружении родителей, братьев и сестер, других взрослых или даже домашних животных. Им может не хватать социальных навыков и уверенности в себе, необходимых для участия в общественной жизни, зачастую ввиду ограниченности социального опыта. Или они могут просто быть более застенчивыми, тихими и замкнутыми, чем их сверстники.

Застенчивость

Хотя детская застенчивость встречается довольно часто, она вызывает беспокойство со стороны многих родителей, в особенности тех, для которых общительность является значимой ценностью. Некоторые дети становятся застенчивыми из-за неприятного жизненного опыта, но большинство детей просто такими появляются на свет. Для некоторых детей среднего подросткового возраста социальные ситуации и взаимодействия могут оказаться настоящим кошмаром. Когда они вступают в контакт с новыми ребятами, они крайне редко чувствуют себя непринужденно. Обычно они не хотят или не могут сделать первый шаг, предпочитая отказаться от возможной дружбы, нежели обратиться к кому-то незнакомому. Некоторые робкие дети могут испытывать эмоциональный дистресс, но таких детей меньшинство. На самом деле некоторые дети замкнуты по своей природе и проявляют замедленную реакцию в новых для них ситуациях.
В некоторых случаях застенчивость может лишать ребенка определенных возможностей. Чрезмерно застенчивые дети зачастую не так легко адаптируются к обстановке в классе или на игровой площадке, как их сверстники. Чем дольше сохраняется эта особенность характера ребенка, тем сложнее ему измениться. Застенчивость может привести к умышленному избеганию социальной среды и отказу от участия в общественных мероприятиях, что в конечном счете приводит к неспособности эффективно функционировать в роли взрослого, живущего в обществе. Если застенчивость вашего ребенка является причиной нарушения здоровья, она может быть вызвана тревожным расстройством или типом темперамента - в таком случае полезно пройти обследование у специалиста, занимающегося проблемами психического здоровья.
Но несмотря на это большинство застенчивых детей обретают умение заводить друзей и хорошо чувствуют себя в социальных условиях, как только заканчивается первоначальный период приспособления к ситуации. Дети, у которых наблюдаются сложности с установлением и сохранением дружеских отношений, даже после переломного периода требуют большего участия и внимания со стороны взрослых. В конечном счете многие (а возможно, и большинство) застенчивые дети обретают умение бороться со своей застенчивостью. Они действуют таким образом, чтобы не было заметно их робости или скрытности, хотя внутри могут чувствовать себя очень застенчивыми. Родители должны аккуратно направить детей на участие в общественной жизни, где они смогут научиться успешно взаимодействовать с окружающими.

Влияние особенностей воспитания ребенка на его характер

Темперамент родителей, их социальные навыки и стиль воспитания могут повлиять на социальные возможности ребенка и принятие его сверстниками. Если вы слишком критически или неодобрительно относитесь к ребенку, не принимаете его таким, какой он есть, либо же проявляете агрессию по отношению к нему, ваш ребенок будет стараться подражать вашему стилю и вести себя враждебно и агрессивно по отношению к сверстникам. И напротив, если вы относитесь к нему спокойно и терпеливо, принимаете его таким, какой он есть, ваш ребенок, вероятно, будет подражать тем же качествам и проще заводить друзей.
Некоторые специалисты подразделяют стили воспитания родителей на три типа.

Авторитарные родители склонны чрезмерно контролировать своих детей, выдвигая им ряд правил и стандартов. Поскольку большое значение уделяется ими строжайшему контролю, они могут забыть о теплоте и доверии. Такие родители склонны проявлять свою власть при помощи ограничения свободы ребенка и даже прекращения проявления своей любви или одобрения. Этот родительский стиль может вызывать у ребенка ощущение неприятия и изолированности. У него могут развиться только те социальные навыки, которых требуют от него родители, и долго будет сохраняться зависимость от матери и отца.

Всепозволяющие родители впадают в другую крайность. Они проявляют много тепла и любви и обычно принимают ребенка таким, какой он есть; осуществляют низкий уровень контроля над детьми и мдло чего от них требуют. Их дети становятся умеренно независимыми и достигают умеренного социального успеха.

Авторитетные родители попадают в категорию, находящуюся между приведенными выше двумя крайними проявлениями. Осуществляя необходимый контроль, они также дарят детям свою теплоту и любовь и возлагают реальные надежды на своих детей. По мере того как ребенок переживает период среднего подросткового возраста, родители осознают возрастающую зрелость своего ребенка, способствуют поддержанию соответствующего уровня ответственности и прибегают к рассуждениям и обсуждениям вопросов личностных различий. Их дети склонны к проявлению независимости и, как правило, социально успешны.
Ваше отношение к ребенку может быть также обусловлено особенностями самого ребенка. К примеру, если у вашего ребенка сложный характер, вы можете быть более беспокойны, агрессивны, негативно настроены, проявлять больший контроль по отношению к ребенку и начать уделять меньше внимания воспитанию и реже положительно реагировать на поступки ребенка. В результате ребенок может вырасти с ощущением незащищенности и недостаточным количеством необходимых социальных навыков, у него могут наблюдаться сложности во взаимоотношениях со сверстниками.

Влияние социума

Хотя в некоторых случаях дети чувствуют, что единственная причина того, что у них нет друзей, кроется в них самих, на самом деле это не является истиной. Дружба - обоюдный динамичный процесс, зависящий от того, как дети воспринимают друг друга. В среднем подростковом возрасте дети склонны к тому, чтобы воспринимать друг друга в общем, зачастую не оценивая более тонких индивидуальных различий или уникальных особенностей, что является причиной неприятия кого-либо или невнимания по отношению к кому-либо.
Зачастую у нелюбимого ребенка развивается негативное представление о самом себе и складывается такая репутация среди сверстников, которую очень сложно изменить. Даже если ребенок сможет улучшить свои социальные навыки, навешанные на него ярлыки и сложившееся восприятие его сверстниками изменить очень сложно. Ребенок может решить придерживаться своих убеждений - таким образом, даже если нелюбимый подросток в конечном счете станет членом какой-либо группировки, его могут не до конца либо не слишком дружелюбно принять. И хотя формально ребенок уже не будет являться посторонним наблюдателем, он по-прежнему может испытывать чувство одиночества, изолированности и заниженной самооценки.
Хотя некоторые нелюбимые дети все же могут изменить свое поведение, другие этого сделать не могут и продолжают вести себя так, что это мешает их способности заводить друзей. У некоторых подростков наблюдаются сложности с приобретением новых социальных навыков, которые им необходимы, другие же даже не осознают, что у них имеются проблемы с взаимоотношениями. Тем не менее для определенной части подростков ожидание неприятия становится частью их жизни, и это запрограммированное ожидание не позволяет им вести себя так, чтобы завести друзей. В некоторых случаях одновременно действуют сразу несколько таких влияний, и одно усиливает другое.
Если семьи живут в изолированных сельских областях далеко от школы, у детей может быть ограничена возможность вести социальную жизнь после школы или по выходным. В некоторых обществах нет дополнительных программ, в которых подростки могли бы принимать совместное участие. Нехватка финансовых средств в семье или частая смена работы и жилья родителями тоже добавляют сложностей в заведении друзей.

Что могут сделать родители

Если вам кажется, что у вашего ребенка недостаточное количество друзей и это его беспокоит, вам необходимо как можно раньше вмешаться. Первое, что вам необходимо сделать, чтобы помочь ребенку преодолеть одиночество и изолированность, - это признать вместе с ребенком, что проблема действительно существует. Поговорите с ним в доверительной манере. Хотя отрицание, уныние, смущение или логическое обоснование являются нормальной реакцией ребенка, вам обоим необходимо стать выше их.

Постарайтесь наладить открытое доверительное общение дома. Способствуйте тому, чтобы ваш ребенок открыто говорил о своем беспокойстве и трудностях, касающихся вопросов дружбы. Он знает гораздо больше о своих социальных навыках, чем вы, поэтому вам нужно просто быть хорошим слушателем. В то же время это слишком щепетильная тема, и проблемы могут оказаться сложными для полного осознания их подростком. Его собственные представления и понимание мотивов поведения членов коллектива могут быть неполными.
Избегайте преуменьшения значения социальных проблем вашего ребенка со сверстниками. Если ваш подросток страдает, а вы можете дать ему лишь скромное утешение, сообщите ему о том, что вы либо не понимаете, либо вас это не беспокоит. К примеру, если сверстники называют ребенка занудой или тупицей, не давайте ему совета просто игнорировать их. Это подобно тому, как взрослому человеку советуют не беспокоиться, когда он теряет работу. Относитесь ко всему с пониманием, не осуждайте его и будьте отзывчивы.

Установите баланс между чувствами сопереживания и ответственности. Во многих случаях ваш ребенок сможет справиться с социальными проблемами без вашего прямого вмешательства. К примеру, если его не принимают в баскетбольные игры на игровой площадке в субботние вечера, не может быть ничего хуже для авторитета ребенка среди сверстников, чем ваше вмешательство и настаивание на том, чтобы вашему ребенку разрешили принять участие в игре. («Этот маменькин сынок без мамочки никуда!») Кроме того, если вы постоянно приходите ему на помощь, у ребенка может развиться чрезмерная зависимость от вас либо он может выражать недовольство вашим вмешательством, которое вы совершаете из лучших побуждений: в этом случае он не станет самостоятельно искать решения проблемы.

Задайте несколько основных вопросов. Родители могут задать несколько прямых вопросов ребенку, но помните, что граница между заинтересованностью, назойливостью и допрашиванием весьма тонкая. Постарайтесь аккуратно выяснить, как ребенок видит ситуацию, в которой оказался. Это могут быть следующие вопросы.

  • Пользуешься ли ты популярностью?
  • Кто является популярным? Почему они популярны? Это обусловлено тем, что они нравятся другим ребятам, или потому, что.они хотят быть похожими на них?
  • Есть ли ребята, с которыми ты всегда можешь поговорить и довериться им?
  • Ребята, которых ты знаешь, обзывают друг друга? Как они обзывают друг друга? А тебя обзывают?
  • Есть ли группа, членом которой тебе хотелось бы стать? Или, может быть, есть кто-то, с кем тебе хотелось бы дружить?
  • Тебя волнует мнение о тебе других ребят?

Наблюдайте за своим ребенком. Если ситуация позволяет и вы не смущаете этим своего ребенка, понаблюдайте за ним, когда он проводит время со сверстниками: это может происходить в пиццерии, во время спортивного матча или в кинотеатре. Обратите внимание, какое впечатление он производит, какое у него настроение и какие действия могут вызвать конфликтную ситуацию или привести к его изоляции.
Позже обсудите произошедшее вместе с ребенком и постарайтесь найти другие способы взаимодействия с друзьями. Сфокусируйте внимание на конкретных формах поведения, используйте примеры из реальной жизни. К примеру: «В пиццерии я заметила, что ты отпил немного газировки из стакана Эмили. Как, ты думаешь, она к этому отнеслась? Что бы ты мог сделать иначе? Ты чувствовал себя свободно со своими друзьями или старался вести себя по-другому, потому что они там были?»

Чтобы помочь своему ребенку, когда у него возникают сложности в отношениях с друзьями, вам необходимо понимать характер проблем, с которыми ему приходится сталкиваться. Помимо наблюдения за его взаимоотношениями со сверстниками в различных ситуациях вы можете тактично попытаться собрать информацию у его братьев и сестер либо ровесников. Поинтересуйтесь группировками и коллективами, в которых состоит ваш ребенок. Помимо этого узнайте как можно больше о том, что происходит в определенных местах, где дети находятся без присмотра взрослых, таких как автобусные остановки, столовые и туалеты. Вы даже можете снять на видео поведение вашего ребенка - на празднике по случаю дня рождения, например, чтобы потом его тщательно изучить.

Получите необходимую информацию в школе. Спросите учителя- вашего ребенка или сотрудника школы, наблюдающего за детьми на детской площадке, как ваш ребенок ведет себя с другими детьми. Узнайте о его социальных взаимоотношениях не только в классе, но и в тех местах, где дети находятся без присмотра. Водитель автобуса может предоставить вам полезную информацию о взаимоотношениях в автобусе.
Учитель может рассказать о своих впечатлениях относительно того, чувствует себя ребенок уверенно либо замкнуто. Вы можете заметить, что у ребенка проявляются некоторые эксцентричные привычки, которые служат поводом для шуток над ним или психологического давления со стороны сверстников. Учитель может дать вам некоторые советы относительно того, что следует делать ребенку для установления дружеских отношений или выявления других детей с подобными интересами. Помимо этого группе подростков с одинаковыми потребностями может быть необходимо посетить несколько занятий квалифицированного специалиста.

Создайте план. С обладанием этой информацией у вас появится возможность концентрировать внимание на характерных проблемах и направлять ребенка в нужную область, разработав стратегию, при помощи которой он сможет стать участником групповой деятельности, попрактиковавшись в том, как начать и продолжить разговор, и эффективно справляться с незначительными и более значимыми конфликтными ситуациями.
Поговорите с ребенком о мнении о нем других детей - что они думают о ребенке и какие качества они считают важными. Если вам удастся поговорить с ним о его трудностях, связанных с дружбой, вы сможете сориентировать ребенка и научить его, что следует делать. Если вы при этом будете сохранять и поддерживать и другие способы вознаграждения за успех, то поможете своему ребенку стать неунывающим и настойчивым в стремлении достичь успеха в социальной сфере.

Направляйте своего ребенка. Ребенку в таком положении требуется помощь в направлении, как найти социальные мероприятия или начать действовать. Постарайтесь направить его в такие ситуации, где ему скорее всего придется столкнуться с другими подростками и выстроить отношения. Предложите ребенку пригласить своего одноклассника остаться у вас ночевать либо вместе с вами поехать на пляж.
Чтобы увеличить вероятность успеха вашего ребенка, предложите ему провести время со сверстниками, типы темперамента и интересы которых соответствуют его собственному. К примеру, у более активных девочек чаще хорошо складываются дружеские отношения с активными детьми. Постарайтесь уговорить вашего ребенка стать членом группы, основываясь на том, что таким образом он сможет завести одного или нескольких друзей. Выберите друга, который, по вашему мнению, ближе всех вашему ребенку и темперамент которого похож на темперамент вашего ребенка, и предоставьте йм возможность проводить вместе время. Сначала это могут быть непродолжительные, тщательно подготовленные мероприятия, а позже постепенно создавайте все менее структурированные условия. Обычно самым простым началом служат непродолжительные походы в гости и организованные мероприятия.
Для начала пригласите друга вашего ребенка поиграть в боулинг или сходить на спортивный матч, в кино либо на игровую площадку - туда, где им не придется много общаться один на один, но они смогут вместе что-то делать бок о бок. Позвольте им постепенно подготавливать себя, занимаясь каким-либо занятием, имеющим определенный результат, а не просто провести день на пляже или совершить совместный вечерний выход. Как правило, если само занятие доставляет детям удовольствие, а время, отведенное на него, имеет ограничения, вероятность успеха сильно возрастает. После этого, если начальные встречи прошли успешно, детям можно предложить приступить к занятиям, которые могут проходить как в определенном месте - парке или на игровой площадке, так и дома без конкретного задания, которое необходимо выполнить. В этом случае может потребоваться ваше осторожное наблюдение за процессом, чтобы избежать возникновения каких-либо проблем.

По мере того как у ребенка устанавливаются новые дружеские отношения, узнайте лучше его друзей. Предложите ему пригласить их к вам домой, где они смогут вместе поиграть. Хорошо бы познакомиться с их родителями. Постарайтесь наладить связь с членами их семей.

Выявляйте сильные стороны или интересы вашего ребенка. Постарайтесь убедить ребенка использовать свои сильные стороны при установлении дружеских отношений. К примеру, если у него хорошее чувство юмора, он может воспользоваться им во время игры в классе или иной ситуации, в которой его скорее всего оценят сверстники. Если ребенок любит животных, он может познакомиться с другими детьми, разделяющими его интересы, сходить с ними в зоопарк, посмотреть вместе передачи о природе/дикой природе и животных либо организовать какой-нибудь проект.

Развивайте навыки ребенка. Если у вашего ребенка имеются некоторые навыки, но они недостаточны для того, чтобы удовлетворять его нужды или чтобы его принимали в группу дети с более развитыми навыками, ему могут потребоваться индивидуальные занятия. В зависимости от характера навыков кто-то из родственников, репетитор, учитель или кто-нибудь из старших учеников может помочь ребенку развить его навыки до уровня, удовлетворяющего его самооценку, благодаря чему повысится его популярность среди сверстников. Это могут быть навыки в спортивных мероприятиях, музыкальные или навыки письма. Опять же специализированный детский лагерь или занятия по выходным дням могут помочь в этой ситуации.

Обращайтесь за помощью к специалистам . Если у вашего ребенка серьезные проблемы с установлением дружеских отношений, а ваши старания помочь ему не имеют успеха, обратитесь за помощью к педиатру, детскому психологу или другому специалисту, который занимается проблемами воспитания. Специалисты могут посоветовать программы, которые помогут вашему ребенку развить социальные навыки. Консультация детского специалиста или семейная терапия может помочь вам направить подростка, чтобы он смог выстраивать дружеские отношения. Частью такой терапии может стать обучение родителей, которое поможет вам замечать, укреплять и вознаграждать положительные изменения в поведении вашего ребенка.
Другие проблемы (такие как невнимательность, необучаемость или эмоциональные трудности) могут также привести к социальным затруднениям. Таким детям может потребоваться помощь специалистов.
Помните о том, что способность вашего ребенка заводить друзей и сохранять дружбу тесно связана с его успехом и самооценкой. Если ребенок страдает от одиночества и изолированности, вы должны помочь ему обрести уверенность в себе и овладеть социальными навыками, необходимыми для общения со сверстниками и наслаждения приятными моментами дружеских отношений.

Навыки взаимоотношений са сверстниками
Успешные взаимоотношения со сверстниками требуют ряда навыков и особых способов взаимодействия. Родители должны попытаться обнаружить наличие этих навыков у своего ребенка и помочь ему развить и смоделировать их. Это умения:

  • справляться с неудачами и разочарованиями;
  • справляться с успехом;
  • приспосабливаться к изменениям в жизни;
  • справляться с неприятием и ситуациями, когда тебя дразнят;
  • обуздывать гнев;
  • проявлять чувство юмора;
  • прощать;
  • просить прощения;
  • отказываться от принятия вызова;
  • придумывать забавные занятия;
  • выражать свою привязанность и любовь;
  • избегать опасных ситуаций;
  • защитить себя;
  • утешать кого-либо;
  • делиться;
  • просить;
  • раскрывать себя;
  • говорить комплименты;
  • выражать положительную оценку;
  • справляться с потерей;
  • поддержать друга;
  • оказывать услуги;
  • обращаться за помощью;
  • оказывать помощь другим;
  • хранить секреты.

Почему у некоторых детей нет друзей

у детей могут возникать социальные Проблемы по ряду причин, которые неподвластны ни их, ни вашему контролю. Ниже приведены некоторые из них, способствующие сложностям вашего ребенка при заведении друзей либо сохранении дружбы.

Сложности, связанные с самим ребенком

  • Темперамент (сложный, застенчивый)
  • Проблемы с внимательностью/гиперактивностью
  • Необучаемость
  • Проблемы с социальными навыками
  • Проблемы с навыками общения
  • Задержка физического, эмоционального или интеллектуального развития
  • Физические недостатки
  • Хроническое заболевание, частые госпитализации, пропуски в школе
  • Слабые двигательные навыки, ограничивающие участие ребенка в групповых мероприятиях
  • Эмоциональные трудности (подавленное состояние, беспокойство, низкая самооценка)
  • Недостаточное соблюдение правил личной гигиены
  • Непривлекательный внешний вид
  • Ребенок предпочитает проводить время в одиночестве
  • Ребенок получает социальное удовлетворение и дружбу в основном со стороны членов семьи
  • Культурные ценности не соответствуют ценностям сверстников

Сложности, связанные с родителями

  • Стиль воспитания родителей (слишком авторитарный или практикующий вседозволенность) неблагоприятно влияет на социальное развитие ребенка. Родители слишком сильно загружают ребенка дополнительными занятиями, работой по дому или другой работой, отнимающей время, энергию или возможности для установления дружеских отношений
  • Родители слишком критически или негативно относятся к выбору ребенком друзей
  • Родители сами обладают слабыми социальными навыками, и у ребенка нет достойного примера для подражания в ролевых играх
  • У родителя депрессивное состояние или психическое заболевание
  • У родителя проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем или наркотиками
  • Стиль воспитания родителей является отражением семейных раздоров или использует применение насилия
  • Родители испытывают кризис супружеских отношений, применяют давление, оскорбления
  • Родители слишком сильно опекают ребенка или чрезмерно ограничивают его свободу
  • Родителям сложно приспособиться к индивидуальности ребенка или его особым нуждам

Сложности, связанные с социальным окружением

  • Семья живет в отдаленной сельской местности
  • Место жительства семьи находится далеко от школы
  • По соседству живет всего несколько детей
  • Семья уезжает на все лето
  • Семья переживает финансовые трудности и ей приходится часто переезжать с места на место
  • В семье присутствуют культурные или языковые отличия
  • Общество предлагает ограниченное количество возможностей или программ для детей, где они могут вместе проводить время и готовиться к жизни в обществе
  • Опасность подвергнуться насилию в обычных местах для игр не дает детям возможности вместе проводить время
  • Группа сверстников ребенка устанавливает различия в одежде, ценностях и поведении.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...