Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Как определить пол ребенка?

Масленица в белоруссии. Традиции беларуси

Озорной и разгульный праздник Масленицу горячо почитают не только в России, но и в такой стране, как Беларусь. В этой стране каждый год с нетерпением ждут наступления масленичной недели. Она не только отмечается с размахом, но и соответственно всем древним традициям. Здесь можно наблюдать горожан в красочных нарядах и национальных костюмах. Кроме того, на белорусской Масленице можно услышать старинные песни и принять участие в древних ритуалах! Стоит отметить, что Масленица в Беларуси отмечается, как правило, в восточных районах страны. Период ее проведения зависит от даты Пасхи, как и проведение традиционной русской Масленицы. Белорусский вариант праздника также завершается воскресными гуляниями. Чем отличается масленица в Белоруссии и что особенного несет этот праздник далее в статье. Появление праздника Стоит отметить, что этот праздник на русских землях появился задолго до прихода христианства на Руси. В те древние времена это был один их самых главных праздников язычников, его называли «проводами зимы». Так же как и сейчас, праздновался он на протяжении нескольких дней. Премного позже Масленица была включена в список религиозных праздников православной церкви. Можно только представить себе, как сильно на русских землях любили этот праздник! Обряды на масленицу Древняя Масленица представляла собой череду обрядов, которые до сих пор успешно празднуются в современной Белоруссии. Одним из обрядов называется «Цягаць калоду». В нем принимали участие все девушки. Проводился этот обряд следующим образом. Ночью девушки ходили по деревне с большой колодой, заводили песни и пляски. Если же на их пути встречался мужчина (особенно холостой), то они упрашивали его тягать эту колоду на своей спине! Чтобы ему было еще более тяжело, девушки садились на колоду. Конечно, мужчина мог и избавиться от такого рода мучений, если отдаст девушкам выкуп. Еще одно развлечение, которое сможет пролить свет на то, как встречают Масленицу в Белоруссии - походы по избам. В нем участвовали наряженные барышни, которые стучались ночью в дом и требовали выкуп от постояльцев. Своими песнями и прибаутками они завлекали и взрослых, и детей. Что касается людей постарше, то они, как правило, отправлялись на масленичную неделю в гости. Дети же, что очень характерно, катались на санках и спускались с горок. Масленичные угощения Где бы ни проводилась Масленица ее невозможно представить без горячих и сытных блинов. Стоит отметить, что выпекание блинов в непомерном количестве - такой же древний обычай, которым является и сама Масленица. У славян яркая, золотистая лепешка символизировала солнце, набирающее силы с каждым днем приближения весны. Блины нужно было обязательно печь на протяжении всей недели, так как, если в доме не останется ни одного блина – этому дому несдобровать. В самый главный день Масленицы вся семья должна была собраться в родительском доме на совместный ужин, который считался проводами зимы и прощанием с Масленицей.

Масленица

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей, и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум - главные его приметы. А называется он - Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называют по-другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время - когда праздновалась Масленица - на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица - один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за восемь недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашним животным. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр - вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение - их старались есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста - каждый заворачивал в блины все, что его душеньке угодно. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название - мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по-разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости.

Среда - «Лакомка» - призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое - «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашних животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия.

В некоторых районах четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне.

Пятница - или «тещины вечера» - была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще - это была большая обида, которая могла стать причиной раздора двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках.

Воскресенье - последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы - оно олицетворяло собой все темное и негативное, что было в жизни людей. Воскресенье проходило очень шумно, с песнями и плясками, с обильными кушаньями. Считалось, что надо было семь раз сесть за стол, так как впереди был семинедельный пост.

Второе название последнего дня Масленицы - Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощения у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения - у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!»

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной неделе можно, но вот вечера - только для развлечений. В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна - с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощением. В других районах парни, которых заставили примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощение. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома - разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей, и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум – главные его приметы. А называется он – Масленица.

Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называют по-другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время – когда праздновалась Масленица – на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица – один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за восемь недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашним животным. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр – вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов?

На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение – их старались есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста – каждый заворачивал в блины все, что его душеньке угодно. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название – мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по-разному:

кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости.

Среда – «Лакомка» — призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое – «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашних животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия.

В некоторых районах четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне.

Пятница – или «тещины вечера» — была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще – это была большая обида, которая могла стать причиной раздора двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках.

Воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы – оно олицетворяло собой все темное и негативное, что было в жизни людей. Воскресенье проходило очень шумно, с песнями и плясками, с обильными кушаньями. Считалось, что надо было семь раз сесть за стол, так как впереди был семинедельный пост.

Второе название последнего дня Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощения у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения – у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!»

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной неделе можно, но вот вечера – только для развлечений. В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна – с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощением. В других районах парни, которых заставили примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощение. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома – разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.

Масленица изначально была древнеславянским языческим праздником «проводов зимы». В давние времена этот праздник заключался в разного рода обрядовых действиях, которые затем постепенно перешли в народные традиции. Одним из них в Беларуси можно назвать обряд «Цягаць калоду». В этом действии разрешалось принимать участие замужним женщинам всей деревни. Примечательно то, что гулянье проводилось ночью. Женщины проходили по деревне с обрубком дерева (колодой) с песнями, криками, ауканьем. Беда тому мужчине, которого они встречали на своем пути, особенно неженатому. Женщины привязывали к нему веревку и заставляли тянуть колоду. Сами же цеплялись за эту колоду, чтобы утяжелить ее. Если мужчина хотел побыстрее избавиться от этой участи, то ему приходилось платить женщинам выкуп. Участницы этого шествия одевались в карнавальные костюмы цыган, старцев, мужчин. Обычно с ними ходил и музыкант (мужчина). Когда они входили в какой-нибудь дом, то шумели и буянили до той поры, пока не получали выкуп от хозяев. Обойдя, таким образом, всю деревню, ряженые шли в чью-нибудь просторную избу и продолжали там веселиться до утра, петь и танцевать.

Пожилые родственники, кумовья, сваты отправлялись на этой неделе в гости друг к другу на разукрашенных повозках. Молодежь собиралась с приходом вечера на улице: пела, плясала. В последнее воскресенье зять приходил к теще «на блины», а с понедельника уже наступал Великий пост. Во время празднования масленицы обычно палили соломенное чучело, а пепел разбрасывали по полю для большей урожайности.

Сегодня праздники прощания с зимой в Беларуси включают в себя шествия сказочных персонажей, спортивные игры, аттракционы, катание на конях, угощение блинами. Проводятся театральные представления на улице, дети катаются с горки. Привязывают колоду и сейчас холостым парням, которые долго задерживаются с браком. Подобным образом поступают и с девушками, которые еще не вышли замуж. Происходит это следующим образом: собирается группка весёлых и смешливых парней. Они берут палку, с двух концов к ней привязывают верёвку. Кто-то из парней запрягается в эту «упряжку» и они идут так по улице. Подойдя к воротам незамужней девушки с песнями и шутками, компания шумела, улюлюкала и требовала выкуп. Девушка приглашала парней в дом и угощала их. Таким образом они обходили всё село. Не остановиться с колодкой перед домом взрослой незамужней девушки значило, словно бы обидеть девушку.

Масленица в Беларуси – это еще и праздник для всех молодоженов. До сегодняшних дней распространен обряд «разуванне маладой», активное участие в котором принимают замужние женщины. Они собираются большой компанией и обходят подворья тех хозяев, которые недавно отгуляли свадьбы, выдав дочку замуж. Женщины пели песни «молодухе» с пожеланиями того, чтобы она родила сына или дочку. После этого «молодая» выходила во двор, благодарила женщин за песню, и за то, что они как бы приняли её в свои ряды. На следующий день эта же компания возила молодую в магазин, где ее супруг угощал всех водкой и едой.

На масленичной неделе не принято было есть мясо. Этот продукт заменяли большим количеством блинов кругленьких, румяных, с корочкой да с маслицем. И это не случайно, ведь блины считаются символом солнца и приближающейся весны.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА» …………………………………………………………6

1.1Сущность и содержание празднично- обрядовой технологии…….6

1.2Специфика разработки календарно- обрядового праздника «Масленица» для молодежи……………………………………………18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАЛЕНИЦА» …25

2.1.Сценарий календарно-обрядового праздника «Масленица»………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………..44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы связана с необходимостью возрождения и сохранения белорусских обрядовых мифологических и фольклорных традиций, которые несут в себе память многих поколений народа. Масленичные обряды всегда являлись составной частью культуры и народного быта, переплетаясь с другими ритуалами, обычаями и обрядами.

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны - в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, - последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», - говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

В настоящее время интерес общества и, в частности, молодого поколения к истории Масленицы угасает. Дети не знают и не понимают истории и значения этого праздника, а взрослое поколение воспринимает его как один из поводов погулять и повеселиться. Поэтому особенно актуален вопрос развития и сохранения богатых традиций белорусской народной культуры во времена, когда все средства массовой коммуникации, социальные сети и общество в целом пропагандируют и поддерживают западный образ жизни, чуждые нам ценности и культурные стереотипы. Все это и не только не позволяет развивать в подрастающем поколении нравственно-эстетические чувства и гордость за свою страну и ее обычаи, но и формирует у него не нужные и чуждые нашей стране традиции и менталитету обычаи и нормы.

Театрализованное представление является одним из наиболее эффективных способов рассказать и напомнить обществу о белорусских обрядах и обычаях. Театрализованные представления отличаются образностью, красочностью, музыкальностью, необычными световыми, пластическими решениями, и потому их содержание способно надолго сохраняться в памяти аудитории. Кроме того, аудитория часто бывает вовлечена в процесс, что также положительно сказывается на эмоциях, чувствах и настроении публики.

Особенность народных гуляний состоит в том, что главным действующим лицом становятся сами люди, нет разделения на артистов и зрителей, каждый может принять участие в мероприятиях, проявить активность, инициативу и найти себе занятие по интересам. Народное гуляние – сложная форма работы, она требует большой организаторской и творческой деятельности.

Цель исследования диплома:

1. Разработать сценарий театрализованного представления (на примере «Масленицы»).

2. Определить основные направления совершенствования современного празднования «Масленицы».

3. Познакомить и привлечь зрителя к обрядовым и игровым действиям праздника «Масленица», среди жителей и гостей санаториев Нарочанского края.

Данная цель предполагает решение следующих задач :

1. Изучить историю праздника «Масленица» в Беларуси;

2. Обосновать режиссерский замысел;

3. Демонстрация региональных особенностей традиционной «Масленицы» в песенном творчестве народных коллективов Мядельского района;

4. Реконструкция обряда «Масленица»;

5. Привлечение молодежи и детей к традициям и культуре;

6. Раскрыть семантику, символику и функциональность обрядовых событий «Масленицы»;

7. Составить смету расходов, план подготовки театрализованного представления, график репетиций.

Объект исследования: процесс организации досуга детей и молодежи, жителей к.п. Нарочь, отдыхающих в санаториях Нарочанского края.

Предмет исследования: технология разработки сценария «Масленицы»

Место и время проведения праздника: к.п. Нарочь, Мядельского района, Минской области.

Структура дипломной работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»

Сущность и содержание празднично- обрядовой технологии.

История празднования «Масленицы» в Беларуси.

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».

Белорусская земля славится сваей богатейшей древне-бытовой, народно-музыкальной культурой. Народ, который не знает и не хочет знать своего прошлого, никогда не будет иметь будущего.

Известный белорусский первопечатник, асветник и гуманист Франциск Скорина писал: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведают гнезда своя, рыбы, плавающие по морю и в реках, чуютъ виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають»

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум - главные его приметы. А называется он – Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называет по - другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время - когда праздновалась Масленица - на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица - один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за 8 недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он, целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашних животных. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр - вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение - их старались, есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста – каждый заворачивал в блины все, что угодно его душе. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название – мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по- разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости. Среда – «Лакомка» - призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое – «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашним животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия. В некоторых районах четверг был бабушек- повитух. Дети, которые с их помощью появлялись на свет, приходили к ним в гости с угощениями, а потом катали на санках по деревне. Пятница – или «тещины вечера» - была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще – это была большая обида, которая могла стать причиной развода двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили, друг к другу в гости, катались на лошадях и санках. Воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощение у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения – у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!».

На Масленицу существовала большое количество разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной недели можно, но вот вечера – только для развлечений, нельзя было шить, прясть.

Вот одна из легенд записанная на Гродненщине:

Одна девушка, была на столько охоча к работе, что перестала соблюдать святые вечера. И вот пряла она однажды чуть не до полуночи. Вдруг слышит, кто-то в окно стучит, она спрашивает:

Я принес тебе девушка работу. Смотри, что б за сегодняшнюю ночь напряла двенадцати веретен.

Испугалась девушка, волосы дыбом встали - ужас!

Поспешай, садись и пряди, если не будет готово нынешней ночью, то на другую ночь приготовь себе гроб.

Все стихло. Девушка, ни жива, ни мертва, перекрестилась три раза и осторожно вышла на крыльцо - никого нет. Лишь лежит ворох льна. Взяла она, принесла в хату и думает:

«Что же я теперь, бедная, делать буду? Воля божья, нужно прясть»

Решила она схитрить: обмотала куделю льняными отрепками, а сверху напряла ниток в два ряда и таким способом все двенадцать веретен готовы. А тем временем рассвело и домашние проснулись.

Матушка спрашивает:

А откуда куделя взялась? Ты что, целую ночь пряла?

Молчит девушка, никому ничего не говорит, да и что сказать не знает. Вынесла она пряжу в кладовую, вынесла и лен, что остался - если его в дело пустить, то прясть надо будет двенадцать дней и вечеров, не меньше. И легла спать. Встала поздно вечером, помолилось Богу и пошла в камору посмотреть на свою работу, а там ничего нет. Вернулась в хату.

Ну, твое что работу сделала, не то пришла бы тебе погибель за то, что щедрых вечеров не соблюдаешь. А если еще будешь прясть, я тебе в три раза больше принесу льна. Испугалась девушка, но все же решилась взглянуть в окно. Ночь была лунной, и увидела она как старик с длинной бородой понес на плечах двенадцать веретен. Упала девушка на пол без чувств, и две недели болела, бредила. Еле-еле выходили.

В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельники еще и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно качели (гойданки) и качаясь распевали песни:

Да у нас сегодня масленица!

Да вылетела ластавица!

«Да что ж ты нам вынесла?»

Из коробов жито вытрясла,

Все жито-пшеницу,

На всякую пашницу!

В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна – с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощениями. В других районах парни, которых заставляли примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощения. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена праздновалось на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости. Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане, одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома – разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встречного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но, все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.

Вам также будет интересно:

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...