Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Методическая разработка на тему: Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье. Родительское собрание. «Поощрение и наказание в воспитании ребенка

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

  • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
  • Снежинки тех же цветов (для каждого участника).
  • Карточки с практическими заданиями.
  • Карточки с описанием проблемных ситуаций.
  • Музыкальное сопровождение

Подготовительная работа к собранию:

  • Анкетирование детей.

Организация пространства:

  • В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает новогоднюю снежинку какого-либо цвета, заходит в класс и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

1. Мотивация деятельности

Что изображено на картинке?

– Губка (родители ).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители ).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители ).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители ).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители ).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово “воспитание”?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, “впитает” в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

2. Постановка цели и задач собрания

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, а тему нам подскажет восточная притча “Все оставляет свой след” видео

Обсуждение с постановкой цели

Вывод: от собственного примера зависит воспитание детей и их поведение, значит и мы, как родители, должны мудро поступать, когда детей наказываем или поощряем

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности.

3. Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания (Приложение 1 ).

(Участники представляют свои результаты работы в группах)

Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

Анализ анкетирования детей (диаграмма)

Всего обследовано: 19 человек

1. Меня наказывают, если...

  • Учёба, плохие оценки – 68%
  • Не выполнил или плохо выполнил д/з– 15,8%
  • Плохое поведение – 15,8%
  • Не помогаю – 5,3%

2. Меня хвалят, если...

  • Учёба, хорошие оценки – 68%
  • Хорошее поведение – 10,5%
  • Помогают по дому- 52,6%

3. Родители наказывают меня...

а) кричат на меня – 58%
б) называют обидными словами – 15,8%
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 42,1%
г) запрещают гулять – 36,8%
– 5,3%
е) на наказывают – 10,5%%

4. Родители поощряют меня...

а) хвалят меня – 79%
б) дарят подарки – 21%
в) покупают вещи – 10,5%
г) что-то разрешают – 42%
д) дают деньги – 5,3%
е) свой вариант – 10,5%

(поездка в развлекательный центр)

Вывод: Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Подведем итог: (раздать советы по группам, чтобы родители зачитали вслух) Желтые листы с советами

Как поощрять ребенка в семье

  1. Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".
  2. Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
  3. Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
  4. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.

Предлагаю собрать правила по поощрению и наказанию детей (разрезанные правила в конверте)

7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание . Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Для закрепления наших знаний, поработаем с ситуациями по группам

Проблемные ситуации для групп

1 группа (белый цвет)

2 группа (голубой цвет)

3 группа (синий цвет)

  • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “ Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

4 группа (розовый)

Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье” (музыкальное сопровождение)

Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей !

Выходят дети, говорят слова:

  1. Дорогие родители!
    Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение
  2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место
  3. Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  4. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  6. Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка
  7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  8. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернется вам сторицей.
  9. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я- ваш ребенок!!!

“Ласковые ладошки” подарить родителям

(Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)

Приложение 1

  • Приемлемые поощрения для детей (1 группа) – красный цвет
  • Неприемлемые поощрения для детей (2 группа) – голубой цвет
  • Приемлемые наказания для детей (3 группа) – синий цвет
  • Неприемлемые наказания для детей (4 группа) розовый цвет

Приложение 2

1. Меня наказывают, если...

2. Меня хвалят, если...

а) кричат на меня

б) называют обидными словами

г) запрещают гулять

д) ставят в угол, наказывают ремнём

е)свой вариант____________________

а) хвалят меня

б) дарят подарки

в) покупают вещи

г) что-то разрешают

д) дают деньги

е) свой вариант____________________

Анкета для детей “Поощрение и наказание”

1. Меня наказывают, если...

2. Меня хвалят, если...

3. Родители наказывают меня... (подчеркни как)

а) кричат на меня

б) называют обидными словами

в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере

г) запрещают гулять

д) ставят в угол, наказывают ремнём

е)свой вариант_______________________

4. Родители поощряют меня....(подчеркни как)

а) хвалят меня

б) дарят подарки

в) покупают вещи

г) что-то разрешают

д) дают деньги

е) свой вариант_______________________

Приложение 4

Проблемные ситуации для групп

1 группа (белый цвет)

  • В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
  • В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: “Я не собираюсь с ним сидеть!” Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.

2 группа (голубой цвет)

  • В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

3 группа (синий цвет)

  • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
  • Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
  • Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

4 группа (розовый цвет)

  • Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
  • Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

Подготовка к собранию.

Анкеты родителей;

Анкеты учащихся;

Памятки родителям;

Ход собрания:

1). Классный руководитель.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

Знакомая ситуация многим.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

^ 2) Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить листок на 2 части и написать в одной слова, которыми вы поощряете, хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете(Родители выполняют предложенное задание в течение 3 минут). Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

3). Анализ анкет.

Анкета для родителей:

1. Наказываете ли вы своих детей?

2. Как наказываете?

З. За что наказываете?

4. За что поощряете?

5. Как поощряете?

б. Ваше отношение к физическим наказаниям.

Анкета для детей:

1. Наказывают ли вас?

2. Если да то, как наказывают?

З. За что наказывают?

4. Целуют ли вас родители?

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены.

Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Однако не следует и затягивать его. Нужно дождаться отца с работы, дать ему перевести дух и только тогда, рассказав о, проступке в присутствии ребенка, сообщить ему, как он будет наказан. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации.

Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Сын - естественно: ведь наказал отец, а дочь потому, что мать наказала, мать и простила. Наказали, поплакал, прочувствовал - теперь можно и утешить.

Ребенка наказали и утешили свои, родные люди. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Наказывая ребенка, помните: наказания раскрывают систему ценностей родителей. Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо. Он и так все поймет и примет как достойное лишь молчаливое одобрение, а лучше - родительскую гордость за него.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Одобряется преодоление робким страха, неуверенным - робости и нерешительности.

Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.

Наиболее тонкая и действенная похвала для всех - признание заслуг и успеха ребенка. Признание порождает доверие. Свидетельство признания успехов - заслуженное уважение. Ребенок тонко чувствует отношение к себе. Уважение ободряет его, порождает уверенность в себе, решительность. Оно усиливает чувство самоценности и достоинства, укрепляет отношения между родителями и детьми, чувство ответственности и самостоятельность ребенка.

^ 4). Заключительный этап родительского собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (через 5 минут каждая группа знакомит своими советами всех родителей).

Если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С.Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

^ Памятки родителям.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

Цели:

  • Показать родителям значение методов поощрения и наказания;
  • Способствовать сотрудничеству детей и родителей;
  • Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями.

Повестка:

  1. Что такое поощрение и наказание. Обсуждение. Родительский опыт.
  2. Сотрудничество детей и родителей.
  3. Решение собрания.

Настроение . С каким настроением вы пришли?

Игра “Молекула-хаос”.

Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь здороваются и знакомятся друг с другом. По команде: “Молекула по 2,по 3 игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т.д. человек. Как только звучит команда “Хаос”, участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом игра продолжается.

ХОД СОБРАНИЯ

Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.

Итак, переходим к основной теме нашего собрания.

1.ЧТО ТАКОЕ ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Давайте поговорим

  1. Какие меры наказания и поощрения используются в вашей семье?
  2. За что вы наказываете и поощряете?
  3. Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?

Заполните, пожалуйста, таблицу.

Методы наказания Как вас наказывали ваши родители Как вы наказываете ваших детей Отметьте из них действенные
1 Ставили в угол
2 Прекращали общаться на длит.вр
3 Применяли телесные наказания
4 Ограничивали свободу
5 Лишали любимого занятия
6 Читали бесконечные нотации
7 Стыдили при посторонних
8 Оскорбляли и ругались
9 Лишали любимых лакомств
10 Ограничивали в покупках
11 Выгоняли из дому

Как вы думаете, что такое поощрение, наказание? (Обсуждение)

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. “Я очень довольна твоими успехами”, - говорит мама дочке. “ Мне нравиться твоя сила воли”, - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно “ вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок...

Поощрение ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – “Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т.д.”

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям .

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: “ Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их”.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания.

Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность.

Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться.
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Прости меня, сынок!

Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал.Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!”Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме - нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!”“Это наркоманы!” - прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире - сидеть просто так не было сил.Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы...“Разбил... Разбил!” - вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, - спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла - нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки.Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?” она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку - и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” - услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь.

Что же ты, сыночек?

Я разбил вазу.

Я знаю, сынок, - ответила она. - Ничего. Всё когда-нибудь бьётся.

Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала:

“Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу!”.Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не “смотри у меня...”, а поцеловала в щёку и сказала:“Ну, до вечера!” Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин - пожарил картошку.С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему?Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник - там не было никаких двоек.Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына.

Педагогические ситуации по теме собрания:

Ситуация 1:

Сын пришел домой в испачканной одежде, пуговицы на рубашке были вырваны вместе с тканью.

Как должны действовать в этом случае родители?

Ситуация 2: В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Правильно ли поступали родители, наказывая ребенка физическим трудом?

Была ли подобная ситуация в вашей семье?

Ситуация 3: Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
  • Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

Ситуация 4: Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

Игра “Одеяло”

2. СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Как вы считаете, в чём заключается сотрудничество детей и родителей?

  • Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
  • Имея свой жизненный опыт, родители формируют у своих детей представления о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”.
  • Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
  • Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям.

Родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом:

  • обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;
  • старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;
  • обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;
  • не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;
  • не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.

В заключение собрания мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов “ как поощрять ребёнка в семье”:

  • Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого-либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.
  • Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.

4. РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ.

Игра “Я желаю тебе завтра”

Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

Рефлексия

Так ли это происходит в вашей семье, как мы сейчас говорили?

Любите своих детей. Считается, что ежедневные объятия необходимы:

  • 5 объятий – для выживания,
  • 10 – для поддержки,
  • 15 – для роста и развития ребёнка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Ерновская основная общеобразовательная школа»

Зарайского района Московской области

Родительское собрание

Поощрение и наказание

детей в семье

подготовила

учитель начальных классов

Зайцева Варвара Ивановна

Зарайск 2012

Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала - педагогический домкрат.

В. Кротов

Задачи собрания:

Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре бенка в семье.

Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Родители долго думали, что подарить дочери-первокласснице к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу.

Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я дума ла, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители вело сипед купили!»

Ситуация 2.

Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьем, и наказы ваем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».

Ситуация 3.

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4.

В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок - уче ник третьего класса резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.

В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, третьеклассник ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители бы ли страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5.

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей хо рошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Ес ли родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать пол ную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти все гда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

2. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме со брания.

Анкета для родителей.

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
  2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказа ния?
  3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
  4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?
  5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
  6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье счи таете наказанием?
  7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказа ния своего ребенка или делаете в одиночку?
  8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?
  9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

3. Сочинение учащихся по теме собрания :

«Если бы я был вол шебником, я запретил бы наказывать детей...»

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех на казаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сего дняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами пе риодически страдают:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети пла чут. Мне их жалко».

«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей час то ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».

«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плака ла, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по ли цу».

4.Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.

Меня хвалят, если...

Мне дарят подарки, если...

Мне дарят деньги, если...

Мне разрешают..., если...

5. Оформление памятки для родителей.

Ход собрания.

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родитель ского собрания логически продолжает тему предыдущего собрания. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неурав новешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо ис пользуют по отношению к своему ребенку методы наказания и по ощрения.

Прежде, чем мы перейдем к активному анализу данной пробле мы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняш ним эпиграфом нашего собрания.

(Родители высказывают свое мнение по высказываниям, написан ным на доске).

А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по дан ной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.

Прежде, чем вы увидите результаты статистики, мне, как клас сному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родите ли неумело пользуются в воспитании ребенка наказанием и поощ рением, уровень тревожности его гораздо выше, а результаты учеб ной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод

воспитания, не всегда играет свою положительную роль в форми ровании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.

Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети...

Знакомство родителей со статистикой мнений учащихся по проблеме родительского собрания.

Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнения ми родителей по предложенным ситуациям. В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это - метод вос питания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться.

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная лич ность не может сформироваться в семейном рабстве.

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, в их си ле их слабость: убедить своего ребенка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться ро дителям.

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение.

Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой.

Это приводит к тому, что он перестает быть живым и жизнерадост ным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка №1.

Как поощрять ребенка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку:
и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет
со своими игрушками.

Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготов ления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким ус пехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его при нимать подарки.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ре бенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сен тября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки
внимания, проявленные к нему, независимо от суммы де нег, затраченных на подарок.

Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его же ланий, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только
подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликви ей в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного
изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учил ся и ми распоряжаться разумно.

Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, ка ким образом он распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком ивами.

Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализи руйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

IV. Рефлексия собрания .

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Литература по подготовке к собранию:

Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.

Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. Мн., 1995.

Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и реше ния./Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивано вой, Е. И. Соколовой. М., 1999.

Овчинникова И. Г. Отцовство. М.: Знание, 1981.




Родительское собрание

ПООЩРЕНИЕ

И НАКАЗАНИЕ

как методы семейного воспитания


  • Нужно ли наказывать детей?
  • Когда и как это делать?
  • Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  • За что можно хвалить ребёнка?

  • Воспитание ребенка младшего школьного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений , таких как:
  • одобрение,
  • похвала,
  • поощрение …

но и отрицательных:

  • порицание,
  • запрет,
  • наказание.

Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.


Разные взгляды на использование

поощрений и наказаний

в воспитании детей:

  • Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять;
  • Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка;
  • Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем;
  • А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

За что мы поощряем ребенка?

За учебу;

За домашнюю работу;

За хорошие поступки;

За выполнение поручений;

За то, что похвалил учитель.


Как можно поощрить ребенка?

Добрым словом;

Подарком;

Деньгами;

Разрешением запретного для этого возраста.


Из высказываний детей:

«Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения».

«Мне дарят подарки, если я сделал доброе дело».

«Мне дарят деньги, если я получил пятерку».

«Мне разрешают долго играть в компьютер, много гулять, если я сделал уроки».


А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

Не следует хвалить за то, что дано от природы;

за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

больше двух раз за одно и то же;

из жалости;

из-за желания понравиться.


Как правильно хвалить ребенка?

Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!


« Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это! »

Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.

психиатр и психотерапевт В. Леви.


Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей младшего школьного возраста»

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети младшего школьного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
  • Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушкам.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка младшего школьного возраста»

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  • Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Несколько советов о поощрениях:

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.

Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят .


  • Вывод: надежный способ поощрения – одобрение, похвала.

К сожалению, бывает так:

Если ребенок ведет себя хорошо,

то родители не обращают

на него внимания,

а если плохо – то наказывают.


За что наказываем ребенка?

За плохую учебу;

За невыполненную

За проступки.


Как можно наказать ребенка?

Строго поговорить;

Ударить;

Что-то запретить (мультфильмы, сладкое, гулять, ..);

Поставить в угол (чтобы подумал над своим поведением).



Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.


Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей младшего школьного возраста»

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребенку младшего школьного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям этого возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка . Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным.

С этой целью, оно должно:

  • Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
  • Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
  • Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

Правила наказания детей.

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

Наказание должно быть соразмерно проступку.

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.

При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Не наказания должен бояться ребенок, не гнева,

а Вашего огорчения.

Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку, желание исправить её.


Родители, помните!

Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.

После наказания проступок должен быть «предан забвению».

Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.


  • Вывод: надежный способ наказания–поговорить и убедить, что он не прав.

Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель –

благо ребенка .

И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.


Самый надежный способ воспитания – это убеждение.


Для этого

разговаривайте со своим ребенком, ищите примеры подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его в неправоте. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.


ПОМНИТЕ!!!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!


Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.


Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....