Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Методическая разработка на тему: Сценарий родительского собрания в форме деловой игры "Защитим наших детей". Деловая игра для родителей «Гармония общения

Родительское собрание в ДОУ

Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры «Счастливый случай» на тему «Роль этикета в воспитании детей».

Бикбаева Эльмира Ханафиевна, воспитатель МБДОУ ДС "Золотой петушок", г. Оса, Пермский край
Задачи : показать родителям, что этическое воспитание одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности, способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Ход собрания:
- Добрый вечер уважаемые дети и родители! Нашу встречу хотелось бы начать со слов Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема сегодняшней встречи «Роль этикета в воспитании детей».
- Что же такое этикет? (ответы родителей)
- Этикет – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе».
- Обсуждение этого вопроса будет проходить во время игры «Счастливый случай». У нас две команды «Метеорчики» и «Дельфинчики». Команды проходите занимайте свои места.
- Оценивать нас будут жюри, в состав которых входят…
- Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.

- Итак, гейм первый «Разминка» .
Каждая команда отвечает на 10 вопросов за две минуты. За каждый правильный ответ 1 балл. Чтобы определить, какая команда начинает детям нужно отгадать загадку.
1) 4 сестрицы под одной фамилией.
2) Ножек 4, шляпок 1, нужен, коль станет обедать семья.
- первой отвечает команда…
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из корзины?
2. Чем едят макароны?
3. Чем размельчают овощи?
4. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
5. Какие фрукты едят руками?
6. Когда приборы кладут параллельно друг другу?
7. В какой руке держат нож?

8. Как нужно наклонять тарелку с супом?
9. Что нужно делать, если вилка упала?
10. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. Как приборы кладутся, прервав есть?
7. В какой руке держать вилку?
8. Как нужно вести ложку с супом?
9. Куда класть использованную бумажную салфетку?
10. Что едят десертной ложкой?

- Гейм второй «Заморочки из бочки»
Нужно разыграть ситуацию, описанную на экране. Чтобы определить номер ситуации, нужно достать бочонок из бочки. Жюри оценивает по 5-ти бальной системе.
Ситуация 1:
Ребёнок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась.
Ситуация 2:
Девочка хочет узнать у незнакомого человека время.
Ситуация 3:
На остановке в автобус входит старенькая бабушка.
Ситуация 4:
Девочке хочется купить шоколадку. Как нужно говорить с продавцом.
- А сейчас жюри посчитают итоги двух конкурсов, а мы поиграем.
Музыкальная игра «Если дети утром умываются»
- Слово жюри.

- Гейм третий «Ты - мне, я – тебе»
- Одна команда читает начало предложения, а вторая должна его продолжить. Жюри оценивает правильность, за каждый верный ответ – 1 балл.
1. Выбирая фрукты, лежащие в вазе, берите…
2. Не следует пить вино, когда…
3. Птицу едят…
4. Второе блюдо с гарниром и без нужно есть…
5. Арбуз едят…
6. Чашку с ручкой берут…

- 4 гейм «Тёмная лошадка»
- команда выбирает лошадку, вторая достаётся второй команде. Каждая лошадка предлагает вам задания: 1.Сервировка праздничного стола 2. Сервировка обеденного стола.
- Этот конкур жюри оценивает в 5 баллов.
- пока жюри подводит итоги, игра с телезрителями «Это я, это я, это все мои друзья».

- 5 гейм «Гонка за лидером»
Перед вами телефон доверия. Нужно прослушать вопрос и ответить на него.
Оценивается 5 баллов.
- пока жюри подводить итоги - Музыкальная пауза.
- слово жюри.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28

Г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Сценарий родительского собрания

в первой младшей группе.

Деловая игра для родителей «Я сам!»:

воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Воспитатель:

Кондратьева Т.Н.

Цель:
вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;
заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать

План проведения деловой игры:


Атрибуты игры:
- эмблема команды;
- значки капитанов;
- колокольчик;
- песочные часы;
- аудиокассета с записью легкой музыки;
- воздушные шары с листами-вопросами внутри;
- табло для демонстрации результатов;
- бланки-протоколы у жюри

Участники игры: воспитатели, родители.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня, у нас с вами необычная встреча. Наше собрание пройдет в виде деловой игры. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Наши детки сейчас находятся в периоде интенсивного развития психики и физиологии.

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно у детей до 3 лет. Психологи считают, что ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает до 70% информации об окружающем мире.

Какие они наши дети? Слишком эмоциональны, слишком впечатлительны, слишком внушаемы.

Кроха из первой младшей группы - уникальная личность, и наша задача - ценить, поддерживать и развивать ее.

Важно наблюдать за развитием и поведением ребенка, и не только наблюдать, но и направлять, помогать, учить, т.е. воспитывать.

Итак, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» - воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности».

Жеребьёвка:
Участники игры (родители) вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды). Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
- уметь слушать других;
- вырабатывать общее решение вопроса;
- принимать активное участие в игре;
- не оспаривать оценку жюри;
- соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.

Уважаемые участники, представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри: Батырова Татьяна Михайловна – старший воспитатель МБДОУ №28.
Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
0 баллов – участники не справились с заданием;
1 балл – участники дали не полный ответ;
2 балла – можно дополнить ответ;
3 балла – полный ответ

Итак, начинаем нашу игру.

1 этап: «Разминка». Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 5 минут. (Звучит легкая музыка).

2 этап: «Список дел». Время 3 минуты. 10 мин на обсуждение.
Составьте список дел и действий, с которыми ребенок может справиться без Вашей помощи.
(Звучит легкая музыка).
Список дел обсуждается.

Комментарии воспитателей:

Мы составили перечень действий, доступных для выполнения детям младшей группы:

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

Правильно пользоваться ложкой.

Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

Выполнять небольшие поручение взрослых.

Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!


Динамическая пауза: «Найдите собратьев». Каждый участник команды вытягивает листок со словами «кошка», «собака», «лягушка», «петух», «курица». Издавая характерный каждому животному звук, с закрытыми глазами, участники должны сгруппироваться в 5 групп. Задание не оценивается. Вопросы: Легко ли вам было найти друг друга? Какие трудности вы испытывали? Игра вызывает у участников положительные эмоции.

3 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушных шаров. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.

1 шар: Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Комментарии воспитателя:

В принципе воспитание самостоятельности - это приучение ребенка к той мысли, что для него - как и для всех в доме - существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.

Стремление делать все самому - это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека. Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, - самостоятельность в еде. Как только вы - спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, - покажете, как держать ложку правильно, у ребенка со временем начнет получаться доносить ее до рта полной. Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу - и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.

Понятно, что в два с половиной года ваша дочь или сын еще не могут снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках, сандаликах (одетых при этом на "правильные" ноги!) способны вполне - равно как и замотать шею шарфом. Вот и не делайте этого за них, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а ваш ребенок, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Потом пусть дети сами надевают джинсы, учатся застегивать молнию на куртке и так далее.

Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него - игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках - это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.

Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Например:

Игра: «Добрые ручки». Эта игра очень полезна детям – «хулиганам».

В эту игру можно поиграть дома. Положите «нашкодившие» ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д. Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.

4 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.
Разбор ситуаций.
Для первой команды. «Кирилл (2,5 лет) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Примерные вопросы:
- Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
- Как вы думаете, почему она так поступила?
- Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
(Воспитатель: В детском «Я сам!» проявляется стремление к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» - это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.)

Для второй команды. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы
- Чем обусловлена беспомощность Алеши?
- Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
- Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Комментарии воспитателя:

Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае - беспомощным, упрямым.

Воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" (сам "наделся") - имеет полное право на прогулке кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".

Динамическая пауза: «Соберите пирамидку». Команды встают в две колонны. Кто быстрее соберет пирамидку без стержня. Задание оценивается.

6 этап: «Список прилагательных». Время 7 минут.
Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок еще не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех.

Предлагается каждой команде назвать прилагательные или определения самостоятельности. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка, обладающего навыками самостоятельности?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (целеустремленным, уверенным, чистым, аккуратным, ухоженным и т.д).

Воспитатель: в нашем детском саду для воспитания у детей самостоятельности мы используем такие педагогические приемы и методы, как:

  • Игровая мотивация.
  • Эмоциональный настрой.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Многократное повторение действий.

Показ родителям режимных моментов в детском саду на видеопроекторе.

Итоги анкетирования

Воспитатель: Предлагаем Вам проявить себя в творчестве.

7 этап: Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).

Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.

Ведущий: Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых - развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Итак, слово предоставляется жюри.

Жюри подводит итоги. Родителям раздаются памятки

  • по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста;
  • по ПДД;
  • по противопожарной безопасности в быту.

И напоследок: игра, направленная на сплочение родителей и воспитателей «Воздушные шары».

Воспитатель: (обращает внимание на большое количество воздушных шаров).

  • Какие воздушные шары? (Разноцветные, круглые, легкие и т.д.)
  • Как вы думаете, сможет ли один родитель или один воспитатель удержать все эти шары в руках без помощи ниточек? (Нет).
  • Да, не сможет, не смотря на то, что они легкие. А давайте попробуем все вместе удержать шары в руках!

Родители и воспитатели берутся за руки и, не разъединяя рук, вытягивают их в центр получившегося круга. Затем в этот «круг из рук» сверху на руки кладутся воздушные шары (по количеству человек).

Воспитатель: Совместными усилиями, собравшись в единое целое, мы смогли удержать шары на руках. Только сообща, поддерживая и понимая друг друга мы сможем вырастить из наших малышей всесторонне развитую самостоятельную личность. Так пусть же наши с вами отношения будут всегда такими же положительно яркими и легкими, как эти воздушные шары! И давайте каждый возьмет себе по шарику, как символ нашей с вами большой дружной семьи!

Спасибо за игру!

Литература

1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.


Ольга Артемьева
Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Под защитой закона»

Цель : внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на партнёрстве ДОУ с родителями и повышение уровня правовой культуры родителей .

Предварительная работа : Анкетирование родителей «Что вы знаете о правах ребёнка?» .

Деловая игра «Под защитой закона » .

Папка-передвижка : «Права и обязанности ребёнка» , «Правовое воспитание дошкольника» .

Папка-передвижка для детей : «Дети нуждаются в защите » , «Дети имеют право» .

Фото-коллаж : «Если ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно» , «Каждый ребёнок имеет право» .

Выставка детского творчества : «Тарелка для брата» , «Коврик для бабушки» , «Моя семья» , «Игрушка для друга» .

Наглядно-информационный стенд «Пять основных принципов влияния родителей на ребёнка » .

План проведения.

1. Вступительная беседа о Декларации прав ребёнка, о Конвенции о правах ребёнка.

2. Игра «Сундучок» .

3. Блиц-турнир по содержанию Конвенции о правах ребёнка.

5. Заключительное слово педагога и родителей . Стихотворение «Как хорошо, что есть права» .

Ход мероприятия.

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы собрались , чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему – это права и обязанности ребёнка. В современном мире каждый цивилизованный и образованный человек, а особенно, педагоги, воспитатели, родители обязаны знать свои собственные права и обязанности и права, и обязанности своих детей. Уметь отстаивать, защищать их и уважать права других людей.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919году Комитета детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности международный союз спасения детей.

В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребёнка, где впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДОЛЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ.

Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948года приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой также провозглашались социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребёнка.

К концу 70 годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей. К тому же со временем принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребёнка и методов их защиты . Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предыдущий опыт.

Таким документом стала Конвенция о правах ребёнка принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Конвенция, состоит из преамбулы и 54 статей, охватывающих как гражданство – политические, так и культурные права детей от их рождения до достижения совершеннолетия.

А сейчас, я хочу у Вас спросить : «Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?» (ответы родителей ) .

Как Вы считаете, нужно ли знание прав и обязанностей нашим детям в дошкольном возрасте? Почему? (ответы родителей ) .

А кто из Вас, знаком с содержанием Конвенции о правах ребёнка? (ответы родителей ) .

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав и обязанностей ребёнка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребёнок.

2. Игра «Сундучок» .

А поможет нам в этом игра «Сундучок» (родители по очереди вытаскивают из сундучка различные предметы и объясняют, к какому праву оно относится – градусник, свидетельство о рождении, книга, сердечко, домик, конверт, букварь, игрушка мама с детёнышем и т. д.)

3. Блиц – турнир.

Вот сейчас мы с вами поиграли, как наши дети, а теперь прошу Вас обратить внимание, на столах лежат карточки, на которых написаны вопросы и даны предполагаемые ответы. Вам из 4 вариантов нужно выбрать на Ваш взгляд 1 правильный ответ и объяснить свой выбор.

Карточка 1

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?

Задание. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции?

1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3) право на жизнь, право на свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;

4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка 2

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

1) Органы управления Российской Федерации;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие лица , воспитывающие ребёнка.

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

1) Родители или другие лица , несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту ;

2) ребёнок и родители или другие лица , замещающие родителей ;

3) родители или другие лица , замещающие родителей , и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Задание 3. Имеет ли ребёнок право на доходы, полученные им?

1) Да, если они получены с согласия родителей ;

2) да, если они получены не в результате правонарушения;

3) нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители ;

4) нет, ребёнок не должен работать.

Карточка 3

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ «Об образовании» ?

Задание1. Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в образовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

3) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Задание 2. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

3) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Задание 3. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свобода воспитанников и дело дойдёт до судебного разбирательства?

1) Заведующая как представитель образовательного учреждения;

2) заведующая как должностное лицо этого учреждения;

3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

4) учредитель образовательного учреждения.

Задание 4. Даёт ли право закон РФ «Об образовании» участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям ) обучающихся?

1) Да, только через родительские комитеты ;

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия ;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;

4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Карточка 4

Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребёнком. Какие действия Вам следует совершить?

1) Побеседовать с родителями ребёнка и указать на неправомерность их действий;

2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребёнок;

3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушают права ребёнка.

Карточка 5

Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему сыну. Имеет ли право представлять интересы ребёнка только кто-нибудь из родителей ?

1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей ;

2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребёнком;

3) нет, органы опеки обязаны назначить ребёнку представителя для защиты его прав ;

4) нет, ребёнок имеет право на собственное мнение.

Карточка 6

Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми :

Какие признаки поведения ребёнка или его родителей Вас тогда насторожили?

Как Вы себя вели, что чувствовали?

Что Вы предприняли?

Как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?

(Ответы прилагаются) .

4. Решение педагогических ситуаций.

А теперь давайте переключимся на реальную действительность, на нашу повседневную жизнь. Я предлагаю вашему вниманию обсудить ситуации из жизни. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребёнка (ситуации читают родители ) .

1) Отец жестоко заставляет убирать игрушки на место. (Какое право ребёнка нарушил родитель здесь )

2) Ребёнок отказывается убирать игрушки, бабушка : «Иди, внучек спать, я сама всё уберу» . (Что можете сказать по этому поводу) .

3) Мать говорит ребёнку : «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!» (Какие права ребёнка нарушает мать? Какими обязанностями пренебрегает ребёнок)

4) «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин : «Он вкусный, полезный, в нём много витаминов, съешь апельсинчик!» . – «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу» . (У Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них) .

5) «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки мыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!». (Оцените стиль общения с четырёхлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребёнок в детский сад).

6) На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет. (Как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад)

7) Родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребёнку» . Мама настаивала на тёплой воде для умывания, т. к. по её мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребёнка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты. (Кто из родителей прав ? Почему отец не проявил свои знания раньше)

8) Ваша дочка утром хочет надеть своё любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть тёплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у неё будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт. (Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию)

Сейчас мы с вами разобрали ситуации, которые происходят в наших семьях. Поэтому я ещё раз, хочу подчеркнуть, что семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности . Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Не зря народная мудрость гласит «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» .

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей , чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Давайте мы с вами вместе подведём итог нашей встрече прочитав стихотворение «Как хорошо, что есть права» .

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает .

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Только ты на свет родился ,

Право первое твоё:

Получи, чтоб им гордиться

Имя первое своё.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь всегда, ребята.

Папа, мама, ты и я –

Называемся «семья» .

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

Есть ещё такое право

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно,

Есть у нас такой закон .

Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры ,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке .

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь -

Пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным – все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано!

Помните, уважаемые родители :

Если ребёнка лишь критиковать,

Он научится всё отрицать!

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

Если всё время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребёнок Ваш будет!

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть ,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

Одной из важнейшей задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “учитель-родители”.

Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.

Предлагаю вниманию читателей консультацию для учителей начальных классов, которая проводится в форме деловой игры “Учитель-Родитель”.

Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников игры:

  1. Ведущий игры.
  2. Руководители малых групп.
  3. Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

  1. Организационный этап (3 мин).
  2. Подготовительный этап (10-15 мин.).
  3. Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).
  4. Рефлексивный этап (7 мин.).

Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка “Матрёшка”.

Структура деловой игры

1. Организационный этап

1.1. Разминка. Приветствие.

Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или школа?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.

Инструментарий: загорская игрушка “Матрёшка”.

1.2. Введение в игру

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания

Роль семьи в воспитании ребенка

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.

Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.

Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с 2-х месячного возраста все запоминает и понимает.

Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, “солим огурцы – каким рассолом зальем, так и засолятся”.

А как велика сила привычки!

Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали… хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!

Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык – и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.

Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.

Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессиливших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. “Для чего ты принес лубок обратно в дом?” – спросил отец. “А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору”. Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!

Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.

Так и за своих детей – отвечать нам!

Воспитание детей – это долг, требуемый самой природой.

Посмотрим на птиц, животных.

Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.

По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.

В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.

Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, т.к. старшие дети – пример для младших. У одного отца, многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.

Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.

Спасибо за внимание!

Инструментарий: бейджики для участников.

2. Подготовительный этап

2.1. Построение “пирамиды взаимодействия учителя и родителей”

Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия учителя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”

Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”

Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.

Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.

Инструментарий: экран, проектор, презентация “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”.

3. Основной этап

3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.

Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

3.2. Защита проектов

Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.

Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4. Рефлексивный этап

4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”

Назначение: самоанализ участников игры.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк “Личный опыт”.

Инструментарий: бланки, ручки.

4.2. Подведение итогов

Назначение: получение обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Бланк “Личный опыт”

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

2. Что хочется изменить в своей работе?

_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План родительского собрания (подготовительный период).

  1. Приглашение.
  2. Оформление классного кабинета.
  3. Мизансцена.

Ход собрания:

  1. Погружение в тему собрания.
  2. Сообщение классного руководителя.
  3. Творческая заставка-презентация.
  4. Игра-знакомство, игра-сплочение.
  5. Выступление приглашённых.
  6. Обратная связь.
  7. Подведение итогов.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П.
  2. Педагог и семья. М., 2002.
  3. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
  4. Саляхова Л.И.
  5. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. - М., 2007.
  6. Степанова Е.Н.
  7. Калейдоскоп родительских собраний. - М., 2002.
  8. Стрижев А.Н.
  9. Школа православного воспитания. – М., 1999.
  10. Сурова Л.В.
  11. Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин., 2002.
  12. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л.
  13. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие. – М., 2004.
Главная > Документ

3.5. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха. Мне нравится. Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: "Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)" Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру. Круг общения. Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека. На прогулке. Все присутствующие встают в круг. Учитель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: "Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой. И т. д." Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре. Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут. Поезд. Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним. После 5-7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами. Троллейбус (трамвай, автобус, метро). На счет 10 участники должны поставить стулья в два ряда напротив друг друга, сесть и запомнить, где кто сидит. На счет 7 нужно поменяться местами с кем-нибудь из участников, сидящих напротив. На счет 3 нужно вернуться на свое место. Переходы делаются без спешки. Сороконожка. Все участники выстраиваются в шеренгу и пытаются передвигаться с одной ноги (с правой или левой), повторяя все движения за ведущим. Затем проводится анализ ощущений каждого участника. Строим квадраты. Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить. Строим пирамиду (башню). Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела. Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями. Мимика и жесты. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов. Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д. Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая кого-либо из присутствующих, побитая собака, пчела на цветке, поросенок на кактусе, невеста на свадьбе и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы лучше в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах. Походите по комнате так, как : если бы вы были стеклянным, резиновым, надутым, как воздушный шарик, песочным, плюшевым, деревянным и др. Хлопки. В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д. Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д. Определи цвет. Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками. Пишущая машинка. Всем участникам раздаются буквы. По команде учителя участники становятся по алфавиту. Задается пословица, поговорка или строчка из стихотворения, и участники "печатают" ее, отхлопывая каждый свою букву, знаки препинания. Все вместе отхлопывают паузы. Арифмометр. Вариант пишущей машинки, только с цифрами. Выполняются простые арифметические действия. Озвучивание. Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна по увиденному создать сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершении игры идет обмен сценариями. Гомеостат (групповая совместимость). Участники становятся в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего "выбрасывает" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники "выбросили" одно и то же количество пальцев. Предварительно договариваться об этом нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не справится со своим заданием. Игра выявляет взаимоотношения в группе.

3.6. Приемы завершения родительских собраний

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии. Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос. Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом. Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации. Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме. Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий. Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания. Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта. Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д. Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания. Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника. Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник. Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?" Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя. Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний. Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видиокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения. Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует. Работа в круге. Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др. Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.

ГЛАВА 4 Беседы для родителей

Беседа 1. Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети). Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...