Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

Методическая разработка по физкультуре на тему: теоретические основы формирования здорового образа жизни по средствам физического воспитания. Физическое самовоспитание и самосовершенствование - необходимое условие здорового образа жизни

Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

Листраткина Ируте Владо, учитель физкультуры

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей

“Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”. Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23- 30 тысяч шагов, а дошкольник- 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.

Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.

Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания. При выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников. При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возраста, кончая периодом окончания ими учебного заведения.

Физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

  1. продолжительность упражнения;
  2. интенсивность;
  3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
  4. характер отдыха;
  5. число повторений упражнения.

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.

Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся следует, как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста.

При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.

В разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание. Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем. У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.

Основной задачей физической культуры детей 5-9 классов является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, запрыгивания на скамейку, козла и др.). В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например, в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств.

Оптимальный объем физических упражнений благоприятно воздействует на развитие костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его возрасту физическую нагрузку, то может происходить преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей организма. Мышечно-связочный аппарат у детей и подростков обладает хорошей эластичностью. У них наибольшая гибкость в сравнении с взрослыми и более старшими учащимися. В этих возрастных группах скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению размеров тела, а мышечная масса опережает развитие силы. Отставание в развитии силы, при этом, обусловлено не физиологическим ее поперечником, а способностью включения меньшего числа функциональных двигательных единиц в работу. Поэтому школьники младшего и среднего возраста не могут выполнять значительную мышечную силовую нагрузку. Развитие силовых возможностей человека заканчивается лишь к 20-25 годам. Однако максимальная сила кистей рук у школьников-спортсменов может быть достаточно высокой и по своим показателям приближаться к уровню взрослых.

Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее, нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке, показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в подростковом возрасте.

В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможения у детей обладают небольшой силой, но достаточной уравновешенностью. Сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток с возрастом повышаются. У младших школьников процессы возбуждения обычно, как правило, преобладают над процессами торможения, поэтому в начале обучения их, например, элемента техники, происходит достаточно широкая иррадиация возбуждения. Способность к развитию торможения в центральной нервной системе с возрастом повышается. Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков четче выражается в предстартовом состоянии. Школьники способны быстро усваивать новые движения, чему в известной мере способствует высокая пластичность центральной нервной системы, созданием предпосылок к формированию условно-рефлекторных связей. Следовательно, обучение спортивной технике следует начинать уже в младшем школьном возрасте.

У школьников, в сравнении с взрослыми, отмечается более высокий обмен веществ и энергии, что является одной из главных особенностей бурно растущего организма. Основной обмен (расход энергии в состоянии покоя) идет тем интенсивнее, чем моложе организм ребенка. Нормальное физическое развитие школьника предполагается тогда, когда процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Поэтому питание его должно быть достаточным по калорийности и полноценным по содержанию необходимых питательных веществ, которые содержат компоненты белковой пищи, т.к. белки являются основным пластическим материалом, строящим ткани организма ребенка.

Процесс управления физическими движениями школьника обусловлен сложной деятельностью отделов головного мозга. При этом созревание нервных клеток, которые участвуют в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. С этого возраста движения у школьников могут быть такими же хорошо координированными, как и у взрослых

Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим обязательным условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал “тихие игры”, и дети - само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами…

Сегодня двигательная активность детей - проблема! В большом городе не хватает стадионов и бассейнов. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет. Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена. Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?

Сегодня нормальный день старшеклассника - шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы - периферическое сердце, - которые при необходимости приходят на помощь организму. Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно.

Вполне естественно, что учащиеся утомляются во время учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того чтобы этого не происходило педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам должны прививать основные концепции здорового образа жизни. Учащимся объяснялось, что выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).


Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям.

ФИЗ-Е ВОС-Е – пед. процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма человека, развитие физических качеств, способностей, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры к спорта.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

Цель физического воспитания - охрана и укрепление здоровья детей.

I. Оздоровление: 1. Сохранять и укреплять здоровье детей. 2. Развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность. 3. Формировать умение сохранять правильную осанку. 4. Удовлетворять потребность детей в движении. 5. Способствовать развитию всех морфофункциональных систем детского организма, правильному функционированию внутренних органов. В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естественно-биологическая основа детского организма.

II. Образовательные задачи: 1. Формировать представления о своем организме, о здоровье. 2, Знакомить детей с различными способами выполнения основных движений.3. Формировать представления о режиме, об актуальности отдыха. 4. Создавать условия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических качеств. Образовательные задачи предусматривают активную позицию педагога по реализации содержания физического развития детей.

III. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности. 2. Развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность). 3. Воспитывать субъектную позицию ребенка в разных играх и упражнениях. 4. Воспитывать культурно-гигиенические качества. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей, формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.



Основными средства физ. воспитания дошкольников являются:

I) гигиенические факторы (режим дня, гигиена одежды, обуви, гигиеническая обстановка, культурно-гигиенические навыки). Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм ребенка, а также содействуют нормальной работе всех внутренних органов и систем.

2) Естественные силы природы (солнце, вода, воздух) усиливают положительное воздействие физических упражнений на организм и повышают работоспособность ребенка, используются для его закаливания.

3) Физические упражнения - основное средство физического воспитания. Они используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, содействуют осуществлению умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

Современный подход к организации физического развития предполагает учет естественно-научных, психологических, педагогических основ.

Естественно-научные основы базируются на учении И.М. Сеченова, И.П. Павлова и их учеников. Это положение о трояком единстве организма: единство физического (телесного) и психического; единство всех систем организма; единство организма с окружающей средой. Это учение о рефлексах головного мозга, о важности развития коры головного мозга, центральной нервной системе. Учение о взаимосвязи двух сигнальных систем (что находит отражение в сочетании показа действий и словесных инструкций). Учение о динамическом стереотипе поведения, когда создаются условные образования устойчивых рефлексов на время и его содержание. Отсюда, режим ДОУ. группы строится по этому принципу.



Современные физиологи (П.К. Анохин, Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, М.И. Кольцова, М.В. Антропова и др.) вводят понятие «физиологическая не дозрел ость», которая выражается в неготовности естественно-биологической основы организма выполнять те или иные физические нагрузки.

Психологические основы современного физического образования раскрывают значимость развития у детей интереса к физическому «Я»; формирование потребностно-мотивационной сферы (линии осознанности, сознательности, устойчивости мотивов, склонностей и т.п.); формирование у ребенка представлений о себе как о субъекте двигательной деятельности; развитие физических способностей; учет теории установки Д.Н. Узнадзе, как специально мотивированного «пускового» механизма (Л.Н. БожовичН.Г. Морозова. Л.С. Славина. А.Л. Венгер, А.Н.Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Н.

Узнадзе и др.).

Педагогические основы включают цель и задачи, факторы и принципы, средства, содержание, условия.

Таким образом, современные подходы к физическому развитию детей строятся на научно-теоретических основах, признании важности сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, целостность и гармоничность физического развития определяет специфику содержания задач, технологий целенаправленной педагогической деятельности. Наличие комплексных и парциальных (авторских) программ создает программно-методическое обеспечение реализации задач физического развития детей.

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в пределах общества, формирует человека как личность. Воспитание, имеющее направленность физического типа, а также спортивные занятия, считаются средствами здорового образа жизни. Они осуществляют развитие всесторонних и гармоничных качественных характеристик личности.

Воспитание физической направленности является педагогическим процессом, который нацелен на формирование общества, обладающего крепким здоровьем, совершенными физическими данными, а также социальной активностью.

Изучение физической культуры необходимо всем людям, так как нынешние условия жизнедеятельности стремительно ведут к снижению уровня человеческой двигательной активности. Такой дефицит влечет за собой падение уровня человеческой трудоспособности к умственной и физической деятельности, уменьшает способность организма к борьбе с заболеваниями.

Взаимосвязь, основу которой составляют ЗОЖ и физическое воспитание создают возможности для всестороннего развития личности в перечисленных ниже областях. Стоит учесть, что развитие личности этими средствами является специфичным процессом, который невозможно заменить иными методами.

  1. Моральное воспитание. Во время спортивных тренировок человек испытывает повышенные физические нагрузки. Они играют огромную роль в обеспечении получения человеком таких характеристик, как сила воли, дисциплинированность, решительность, выдержка, самообладание, смелость, уверенность. Соревнования в спортивной среде раскрывают многие моральные качества, например, уважение, честность;
  2. Умственное. Регулярные занятия спортом повышают умственную работоспособность. В период активной умственной работы необходимо проведение регулярных спортивных занятий. Однако подбирать систему упражнений требуется в соответствии с индивидуальными особенностями человека и его уровнем здоровья;
  3. Эстетическое. Средствами физических упражнений тело человека гармонично развивается не только с визуальной стороны, но и с внутренней, заключающейся в приобретении утонченных выразительных движений, энергичной активности. После тренировки человек испытывает эстетическое удовольствие, созданное собственными силами. Этот факт повышает значимость здорового образа жизни, заставляя человека соблюдать все его элементы с целью достижения максимального результата;
  4. Трудовое. Физическое воспитание наделяет человека качествами, которые подготавливают его организм к выполнению полезного обществу труда или работы. Этот тип развивает целенаправленность, трудолюбие, сознательную ответственность за свой труд.

Принципы физической культуры

Базу культуры физического типа составляют следующие основные принципы:

  • всестороннего и гармоничного личностного развития;
  • взаимосвязи физического воспитания и практической жизни;
  • оздоровительного действия.

Ведение здорового образа жизни и изучение культуры физического типа вместе представляют собой средство, занимающее первое место в обеспечении развития человека как личности. Эти факторы способны не только произвести положительные изменения биологического характера, но и выработать нравственные убеждения, привычки, развить внутренний духовный мир человека. Именно поэтому каждый человек обязан знать о здоровом образе жизни и соблюдать его основные элементы, регулярно давать своему организму физические нагрузки.

О здоровом образе жизни

Укрепление уровня собственного здоровья является долгом всех людей, населяющих нашу планету. ЗОЖ представляет собой активную трудовую, семейную, бытовую, а также деятельность человека, направленную на обеспечение досуга и общественные нужды.

Базовые элементы

Здоровый образ жизни образуют некоторые элементы, среди которых требуется выделить:

  • развитие тяги к здоровым привычкам и навыкам с детства;
  • поддержание благоприятной среды обитания, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о воздействии окружающих предметов и явлений на человеческое здоровье;
  • исключение вредных привычек;
  • формирование и регулярное выполнение принципов правильного питания;
  • ведение физически активной жизнедеятельности, выполняя упражнения, характерные возрастным особенностям, а также учитывающие индивидуальную физиологию;
  • соблюдение гигиенических процедур, а также знание техники оказания первой помощи;
  • регулярное закаливание;
  • в отдельный пункт помимо базовых элементов принято выделять самочувствие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.

Питание

Существует два закона правильного питания, которые должны соблюдаться каждым человеком.

  1. Получаемая и расходуемая энергия должна быть уравновешена. При получении излишка энергии (пищи) человек начинает полнеть. Доказано, что этой проблеме в настоящий момент подвержено более 33% людей в нашей стране. Полнота провоцирует развитие атеросклероза, сахарного диабета, появление сердечных болезней, гипертонии, а также других заболеваний.
  2. Рацион человека должен представлять собой разнообразное меню, которое может реализовать потребности организма в необходимых пищевых волокнах, белках, жирах, углеводах, минералах, а также в витаминах. Большинство поступающих с пищей веществ самостоятельно не вырабатываются внутренними органами организма, а их отсутствие грозит развитием опасных болезней, а в некоторых случаях и летальным исходом.

Каждому нужно знать основные правила рационального питания, которые помогут в обеспечении здорового образа жизни:

  • получение организмом пищи должно осуществляться исключительно при ощущении голода;
  • человеку следует отказываться от еды при наличии болей, лихорадки, повышения температуры, а также во время умственного или физического недомогания;
  • перед сном необходимо воздерживаться от пищи;
  • не стоит есть до и после трудной работы, физической и умственной активности.

Полезный режим питания имеет 4 ступени:

  1. первый завтрак составляет 25% рациона;
  2. второй завтрак составляет 15%;
  3. обед образует 40%;
  4. ужин – 20%.

Человеку необходимо ужинать не позднее, чем за полтора часа до сна. Все приемы пищи рекомендуется осуществлять в одно и то же время, чтобы организм выработал условный рефлекс. Ни в коем случае после еды нельзя выполнять физические упражнения, необходимо оставлять время для переваривания еды. Питание, организованное по всем перечисленным принципам, обеспечивает правильное формирование организма, сохраняет здоровье человека, повышает работоспособность и продлевает жизнь.

Процедуры закаливания являются мощнейшим оздоровительным средством, которое помогает избежать развития многих заболеваний, улучшить кровообращение, нормализовать обмен веществ, повысить работоспособность человека, а также продлить ему жизнь.

Существует огромное разнообразие видов закаливания, каждый из которых несет пользу человеческому организму. Наибольшую эффективность от закаливания можно получить во время проведения специальных процедур, основанных на температурном воздействии. Во время закаливания, требуется соблюдать принципы процедуры, чтобы извлечь из нее максимальную пользу:

  • закаливание должно иметь систематический и последовательный характер;
  • при выборе процедур требуется учитывать индивидуальные особенности человека, его уровень здоровья и общее состояние эмоционального фона.

Одной из эффективных процедур закаливания считается контрастный душ, принятый по окончанию физической нагрузки. Такой вид закаливания укрепляет нервную систему, сосуды эпителия и подкожной клетчатки, развивает способность к терморегуляции, стимулирует нервные механизмы. Контрастный душ благотворно влияет не только на взрослых, но и на детей.

Тренировки

Важнейшим условием ЗОЖ является активный двигательный режим, который основан на регулярных тренировках. Занятие спортом позволяет укрепить и сохранить здоровье, развить физические качества человека, сыграть огромную роль в обеспечении профилактики изменений возрастного характера.

Физическое развитие характеризуется следующими качествами:

  • увеличение уровня силового критерия;
  • развитие выносливости и быстроты;
  • работа над улучшением ловкости;
  • работа над гибкостью человеческого тела.

Работа над каждым из них укрепляет здоровье. Однако не каждое качество будет повышать уровень здоровья в том же объеме, как и другие. Чтобы произошло формирование устойчивости к болезням, требуется развивать выносливость, являющееся самым ценным качеством. Желательно, чтобы выносливость развивалась в тесной взаимосвязи с закаливанием и другими элементами здорового образа жизни.

О физической нагрузке

Постоянные физические упражнения, входящие в основу жизнедеятельности человека, являются главным способом его стремления к гармонии. Стоит учесть, что многая двигательная активность, совершаемая в результате какой-либо работы, не являет собой физические упражнения. Ими можно считать исключительно индивидуально подобранную систему движений, имеющую целенаправленное действие на органы и системы, и отвечающую за формирование качеств физического плана, а также за коррекцию дефектов телосложения.

Физическое воспитание требуется прививать человеку с детства, так как оно позволяет укрепить сердечно-сосудистую систему, развить костный и мышечный скелет.

Физические нагрузки дадут положительный результат при соблюдении трех важных правил:

  • требуется тщательно подбирать систему упражнений в зависимости от уровня здоровья человека;
  • нельзя заниматься спортом во время болезни или в первые дни после излечения;
  • не следует выполнять упражнения за час до или в течение 2 часов после приема пищи.

Во время спортивных занятий человеческий организм отвечает на него встречной реакцией, активизируя все внутренние органы и системы. Из-за этого происходит расход энергии и улучшение костного и мышечного скелета спортсмена, а также растет подвижность нервных процессов.

Именно благодаря регулярным спортивным тренировкам достигается эффективный рост уровня физической подготовленности человека. С целью достижения максимального оздоровления и улучшения телосложения многие люди придерживаются принципов здорового образа жизни. Это способствует повышению тяги к соблюдению режима занятий спортом, а также ускоряет появление желаемого результата.

Гигиена спорта

Здоровый образ жизни подразумевает под собой обеспечение безопасной среды, которая окружает человека. На спортивных тренировках также следует проявлять активность в обеспечении оптимальных условий для занятий. В гигиену спорта входит создание мероприятий гигиенического характера, которые будут способствовать укреплению иммунитета, росту работоспособности, выносливости, а также скорейшему достижению результатов.

Так как выполненные упражнения способствуют не только росту мышечной массы, но и создают воздействие на все органы и системы организма, следует обращать особое внимание на гигиену окружающей среды.

  1. В условиях тренировки на природе происходит повышение общего оздоровления, так как наряду с упражнениями проводится закаливание и обогащение организма кислородом. Также происходит увеличение емкости легких.
  2. В условиях пониженных температур:
    • наблюдается усовершенствование функции организма, отвечающей за теплорегуляцию;
    • происходит понижение чувствительности к низким температурам;
    • проводится профилактика простудных заболеваний.

Стоит отметить и получение повышенного эффекта от тренировки, что обусловлено увеличением интенсивности и плотности занятия.

Гимнастика

Основным элементом физического воспитания выделяют гимнастику. Гимнастика являет собой систему, которую образуют специально разработанные физические упражнения, осуществляемые посредством методических приемов. Ее функцией считается общее физическое развитие, а также усовершенствование двигательных навыков и оздоровление.

Существует несколько разновидностей гимнастики:

  • утренняя зарядка – это система физических упражнений, выполняемая после пробуждения на протяжении четверти часа. Зарядка необходима для быстрого перевода человека из пассивного состояния в активное, а также она заряжает бодростью;
  • производственная гимнастика выполняется на протяжении 10 минут средствами простейших упражнений, которые способны настроить человеческий организм на рабочий лад. Во время рабочего процесса такую зарядку следует делать несколько раз, чтобы снять усталость, и повысить работоспособность. Этот вид гимнастики подбирается специально для каждой профессии;
  • профессиональная гимнастика, имеющая прикладной характер, подразумевает под собой регулярное выполнение упражнений, которые развивают только необходимые группы мышц. Обычно этот вид занятий используется для того, чтобы помочь человеку в максимальной мере овладеть трудовым мастерством профессии;
  • основная гимнастика обучает человека прикладным двигательным навыкам (например, бег, ходьба, метания и другие), упражнениям гимнастического и акробатического характера;
  • вспомогательная спортивная гимнастика необходима для развития определенных физических качеств, характерных для разных видов спорта;
  • прикладная военная гимнастика обеспечивает формирование физических навыков к быстрым действиям, учитывая специфику военных специальностей;
  • атлетический тип гимнастической тренировки состоит из системы упражнений с использованием отягощений и без них. Необходима для обретения стройной фигуры и рельефной мускулатуры;
  • лечебную гимнастику используют для восстановления подвижности при повреждении каких-либо частей тела, а также для устранения недостатков телосложения при ранениях, травмах, болезнях.

Базовые упражнения

Физическое воспитание достигается необязательно спортивными тренировками, оно может основываться и на регулярном выполнении любого типа зарядки. Для достижения большей эффективности от здорового образа жизни необходимо хотя бы по утрам выполнять зарядку, основой которой являются некоторые упражнения.

Ходьба в течение минуты

Во время выполнения дыхание должно иметь ровный характер, спина должна быть выпрямлена.

Разминание мышц шеи

Для этого необходимо поставить ноги на ширину плеч, а руки расположить на поясе. Головой следует выполнять круговые движения сначала в правую сторону, а потом в левую (по 5). Такие упражнения следует выполнять плавно и медленно.

Разминание рук

Для этого требуется поднимать руки, соблюдая последовательность:

  • вверх;
  • за область головы;
  • одна рука направлена вверх, вторая в сторону и наоборот.

Повторять цикл действий нужно с первого пункта 6 раз.

Разминание предплечья

Необходимо встать так, чтобы ноги были на ширине плеч. Кисти должны быть сжаты в кулак. Предплечьями следует осуществлять круговые движения по 5 раз в каждую сторону.

Базовое положение: верхние конечности согнуты в области локтей, а сами локти разведены в стороны на уровне грудной клетки. Выполняются движения в стороны, распрямляя руки, а назад – обратно сгибая их в локтях. На разведении рук следует сделать вдох, на сведении – выдох. Необходимо осуществить 6 повторов. Руки должны быть на одном уровне на протяжении всего упражнения.

Исходное положение: одна рука направлена вверх, другая – вниз. Энергично, но плавно следует менять положения рук 6 раз. При выполнении требуется следить за ритмичностью дыхания.

Расположив ноги на ширине плеч, нужно направить руки вперед и выполнять туловищем наклоны в направлениях:

  • к левой нижней конечности;
  • вперед;
  • к правой нижней конечности.

Выполнить необходимо 6 циклов наклонов, при этом следует стремиться достать пальцами до пола.

Упражнение на пресс

Из положения «лежа» необходимо перевести тело в положение «сидя». Руки должны быть убраны за голову. При выполнении следует следить за дыханием: лежа – вдох, сидя – выдох. Повторить задание нужно 20 раз.

Приседания

Ноги на ширине плеч, руки расположить на талии. Во время приседания руки вытягиваются вперед, стопы не отрываются от пола. Делать задание нужно 20 раз.

Следует присесть и расставить ноги как можно шире. Руки сжать в замок и начать переносить вес то на левую ногу, то на правую, выполняя присест. Сделать нужно по 10 раз на каждую ногу.

Необходимо выпрямить спину и ровно встать. Осуществлять следует простой перекат с пятки на носок 15 раз. Делать это упражнение необходимо в медленном темпе.

Прыжки

Осуществлять прыжки необходимо 15 раз, меняя положение рук и ног: при выдвигании левой ноги вперед, руки необходимо поднять, а при правой вперед – опустить.

Прыжки: ноги в стороны, рука одна вперед, другая назад; ноги вместе – обратное положение рук.

Отжимания

Необходимо принять упор «лежа», расставив широко руки. Следует согнуть руки в области локтей, чтобы опустилось туловище, а затем вернуться в исходное положение.

Восстановление сердечного ритма и расслабление мышц: ходьба с замедлением в течение двух минут.

Итог

Физическая культура представляет собой элемент общей человеческой культуры, а также неотъемлемую часть здорового образа жизни. ЗОЖ помогает не только в обеспечении укрепления здоровья, но и способен избавить от врожденных и приобретенных болезней. Ведение здорового образа жизни и занятия спортом необходимы для активизации умственного и физического труда. Особенно в таком физическом воспитании нуждаются дети, чтобы образовался фундамент для их физического развития и здоровья.

Введение

Здоровье студенчества во многом определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студента можно охарактеризовать как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно-значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Культура личности формируется при условии образования ее целостности, то есть объединения, гармоничного соотношения в человеке биологического и духовного начала, а также интеграции мотивационной, познавательной и двигательной сфер.

Физическая культура, являясь наукой, затрагивающей физическую активность человека, накопила значительный опыт решения различных проблем, таких как формирование физической культуры личности и здорового стиля жизни, восстановление, сохранение и укрепление состояния здоровья, социализация человека средствами физической культуры и спорта и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально-активную полезную деятельность. Физическое развитие может идти как стихийным путем (естественное физическое развитие человека), так и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания и спортивной тренировки.

1. Физическая культура как часть культуры общества и специфическая сфера человеческой деятельности

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического и духовного совершенствования личности.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

К физической культуре относится достаточно широкий круг явлений, в частности:

    тело человека с его характеристиками (уровень физического развития, функциональной и физической подготовленности);

    процесс физического развития и физического воспитания (изменение форм и функций организма в процессе возрастного развития, средства, формы и методы физического воспитания);

    знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения и институты (физическое образование, мотивы занятий физической культурой и спортом, специфические отношения между объектом и субъектом физкультурной деятельности, социализация индивидуумов).

Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для ее относительно полной характеристики необходимо иметь в виду три аспекта:

    деятельностный (физическая культура как процесс или способ рационально организованной преобразовательной деятельности);

    предметно-ценностный (физическая культура как совокупность «предметов», представляющих определенную ценность для удовлетворения общественных и личностных потребностей. К таким ценностям можно отнести занятия в области физической культуры, различные методики занятий и обучения физическими упражнениями, материально-техническую базу);

    персонифицированно-результативный (физическая культура как результат деятельности, воплощенный в самом человеке. Эти результаты могут представлять собой уровень физического развития, физической подготовленности, степень освоения двигательных умений и навыков, эстетика форм тела и др.).

Физическая культура как род деятельности имеет в качестве отличительной особенности то, что ее специфическую основу составляет двигательная активность человека, направленная на развитие и сохранение его деятельных сил. Другими словами, ее специфические компоненты представлены рациональными способами двигательной активности. Важно учесть, что к таким способам относятся лишь те, которые позволяют наилучшим образом сформировать необходимые в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, улучшить состояние здоровья.

Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена комплексом материальных и духовных благ, созданных в обществе для и в результате физкультурной деятельности. Они представляют ценностное содержание физической культуры и являются предметом освоения, использования и дальнейшего развития. К ценностям физической культуры относят различные виды гимнастики, спорта, подвижные игры, комплексы физических упражнений, а также научные знания, принципы, правила и методы использования физических упражнений, программно-нормативные основы и спортивные достижения.

Физическая культура как персонифицированный результат деятельности характеризуется совокупностью ее полезных результатов, воплощенных в самом человеке. К ним относятся: преобразование природной основы человека и его физическое образование.

Таким образом, физическая культура является сложным, многогранным объектом. Ее необходимо рассматривать и как особый род культурной деятельности, и как результат этой деятельности.

2. Формы и функции физической культуры

Под функциями физической культуры понимаются объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать потребности общества и личности. При этом подразумевается, что физическая культура реализуется в полной мере не сама собой, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.

Различают специфические и общекультурные функции физической культуры, которые свойственны ей постольку, поскольку она выступает как органическая часть культуры общества в целом. Общекультурные функции физической культуры основываются на функциональных связях, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями.

К специфическим функциям относят те, которые позволяют удовлетворять естественные потребности людей в рациональной двигательной активности, оптимизировать на этой основе их физическое состояние и развитие организма. Ими являются:

специфические образовательные функции, целесообразно выражающиеся при использовании физической культуры в общей системе образования и воспитания для систематического формирования жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний;

специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой и иной деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

специфические «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта и соревновательной деятельности;

специфические рекреативные функции и оздоровительно-реабилитационные, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в процессе досуга или в системе специальных восстановительных средств.

К общекультурным функциям относятся:

эстетические функции, позволяющие удовлетворять потребности людей в гармоничном физическом развитии;

нормативные функции, состоящие в регламентации и закреплении определенных норм физической подготовленности, показателей спортивных достижений, правил нормирования физических нагрузок. Такого рода нормы являются эталонами для оценки достигнутого уровня физической дееспособности, эффективности усилий, затраченных на физическое развитие. Данные нормы существенно влияют на отношение людей к физической культуре, стимулируют и упорядочивают ее использование в интересах личности и общества;

информационные функции, заключающиеся в накоплении, распространении и передаче информации от поколения к поколению о сущности физической культуры, ее ценностях, путях и средствах физического совершенствования человека;

функции физической культуры в сфере непосредственных межчеловеческих контактов;

экономические функции, выраженные в сфере коммерческой деятельности по производству спортивных товаров и услуг.

Наряду с этим физическая культура выполняет еще одну, специфически личностную функцию – компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенствованию как социально осознаваемой потребности.

Функции физической культуры практически неотделимы от ее форм, на основе которых они осуществляются.

Термин «формы» означает то, что структурно отличает виды и разновидности физической культуры. Для предметного разграничения видами называют более крупные сочетания элементов физической культуры, а разновидностями – менее крупные формы. Те и другие, взятые в совокупности, в их закономерном соотношении друг с другом характеризуют общую структуру физической культуры как целостное социальное явление.

Исходя из того, что структура физической культуры как многокомпонентное общественное явление социально обусловлена общей структурой образа жизни людей, аналитическое выделение самых крупных ее разделов будет логично вести применительно к тем сферам жизнедеятельности, в которых представлены ее основные компоненты.

Соответственно этому в научной литературе выделяют следующие разделы и виды физической культуры.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная ее часть, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве основного физического образования и обеспечения базового уровня физической подготовленности. Базовой она называется по следующим причинам:

во-первых, характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем разностороннего развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей;

во-вторых, является фундаментальной предпосылкой (базой) для специализации в той или иной деятельности.

Основной вид базовой физической культуры составляет «школьная» физическая культура. Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся учебным предметом в общеобразовательных школах, формирующую широкий комплекс жизненно необходимых условий, навыков, связанных с ними знаний, обеспечивает разностороннее развитие физических качеств и оптимизацию состояния здоровья.

Однако базовая физическая культура не ограничивается лишь ее школьной формой. Конкретная направленность, содержание и способы ее использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни человека. В связи с этим различают так называемые пролонгирующие разновидности базовой физической культуры. Такие компоненты представлены в системе групповых и самостоятельных занятий по общей физической и общекондиционной тренировке различных контингентов населения. Эти занятия как бы пролонгируют (продлевают) влияние базовой физической культуры. В состав базовой физической культуры входит и спорт, если спортивные занятия ориентированы преимущественно на достижение базовой подготовленности и оптимизируют общую физическую дееспособность.

Спорт. По сравнению с другими компонентами физической культуры, он представляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей, необходимых в качестве предмета спортивной специализации. В связи с этим ряд общих функций физической культуры получает в спорте свое специфическое выражение.

Профессионально-прикладная физическая культура. Она подразделяется на собственно профессионально-прикладную и военно-прикладную физическую культуру. Особенности этих разновидностей определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, которая становится основной для него.

Профессионально-прикладная физическая культура направлена на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека. Важно отметить, что данный вид физической культуры тесно связан с базовым ее компонентом. Их органическая связь заключается в том, что профессионально-прикладная физическая культура строится на основе предпосылок, создаваемых в сфере общей физической подготовки.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств профилактики различных заболеваний и восстановления утраченных функций организма. Применение отдельных форм двигательных действий с этой целью определено преимущественно в виде лечебной физической культуры. В сфере спорта и спортивной тренировки применяется спортивно-реабилитационная физическая культура, специфика которой ориентирована на профилактику исключения последствий спортивного травматизма.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим термином объединены гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта, и рекреативные формы физической культуры. При этом имеются в виду те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего функционального состояния организма и нормализации его функций на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной деятельности.

3. Основы организации здорового образа жизни

3.1. Понятие «здоровье», его содержание

Жизнь человека во многом зависит от состояния его здоровья. Практически все стороны деятельности личности – трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, определяющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохранение, медицинская активность составляет 8–10 %; внешняя среда, природно-климатические условия – 17–20 %, генетика, биология человека – 18–22 %, образ жизни – 49–53 %.

Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека.

Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.

Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности.

По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный – здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия общественной жизни (социальное и природное), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровый образ жизни создает для личности такую социальную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Состояние здоровья студентов во многом зависит от образа жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию здорового образа жизни студентов.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

соблюдение режима труда и отдыха;

соблюдение режима питания и сна;

соблюдение гигиенических требований;

организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

отказ от вредных привычек;

культура межличностного общения;

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, выполняет закаливающие процедуры.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей.

3.2. Взаимосвязь физической культуры и продолжительности жизни

Основу специфического содержания физической культуры составляет целесообразная физическая активность человека, направленная на совершенствование его природных качеств и способностей, а также на продолжительность жизни индивида, благодаря чему в общем комплексе явлений культуры физическая культура является специфическим социальным фактором направленного физического развития человека.

Продолжительность жизни индивида определяется не только биологическими, но и психологическими факторами.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость, поэтому необходимо вести правильно организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями.

При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов, что в итоге влияет на продолжительность жизни индивида. К основным факторам, влияющим на продолжительность жизни, относят не только генетические задатки индивида, но и, режим труда и отдыха, режим питания, оптимальную двигательную активность, профилактику вредных привычек.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов, тем самым увеличивая продолжительность активного образа жизни.

Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение и увеличивая продолжительность активной жизнедеятельности.

В процессе систематических занятий физическими упражнениями в организме человека происходят изменения (морфологические, физиологические, биохимические, функциональные). При правильном и рациональном сочетании работы и отдыха функциональное состояние организма совершенствуется, что способствует повышению работоспособности и продолжительности жизни.

3.3. Оптимальная двигательная активность

На протяжении всей жизни человек учится выполнять множество движений. Обучение и совершенствование любого движения представляет собой процесс овладения двигательным действием.

Двигательное действие – это весьма сложная совокупность процессов, затрагивающих опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, психическую сферу человека и др.

В зависимости от решаемых задач освоение конкретного действия может быть доведено до различной степени совершенства. Выделяют такие степени освоения действий, как двигательные умения и двигательные навыки.

Двигательное умение – это такой уровень освоения движения, когда оно выполняется под контролем сознания, опираясь на знания. Осваивая новое двигательное действие, обучающийся думает о том, какое движение, когда и как следует выполнять.

Мыслительный процесс протекает на основе знаний о двигательном действии и об особенностях его выполнения. Используется приобретенный ранее двигательный опыт, учитывается текущее состояние физических возможностей. В таких условиях обучающийся вначале не может осуществить действие легко и слитно. При каждом повторении вносятся изменения и уточнения, что дает возможность формировать эффективную систему движений и зафиксировать ее в памяти. Однако различные неблагоприятные факторы (утомление, эмоциональные сдвиги, перерывы в обучении и др.) могут разрушить освоенную систему движений, что характерно для рассматриваемой степени освоения двигательного действия.

Нередко обучение движениям заканчивается двигательными умениями без последующего перехода их в навыки (освоение различных упражнений вспомогательного характера; упражнений, используемых для воспитания координационных способностей и др.). В тех случаях, когда необходимо достичь совершенной степени овладения двигательным действием, умения являются переходными стадиями двигательного навыка.

Двигательный навык – это привычные движения, элементы которых выполняются автоматически. В результате многократного повторения двигательного действия отдельные движения воспроизводятся без изменений. Они становятся привычными, не требуют концентрации внимания, т.е., выполняются автоматически. В дальнейшем количество таких движений увеличивается, они достигают необходимой точности, повторяются без изменений части осваиваемого действия, и, наконец, вся система движений может выполняться автоматически. Так двигательное умение переходит в двигательный навык. С выработкой навыка появляется возможность переключать внимание на другие объекты деятельности. Однако такая автоматичность выполнения движений не означает, что двигательное действие выполняется без участия сознания. Человек в любой момент имеет возможность корректировать движения или прекратить двигательное действие.

При доведении двигательного действия до навыка оно становится устойчивым к неблагоприятным факторам, т.е., вырабатываются механизмы, позволяющие выполнять движения эффективно.

Не все двигательные действия могут быть названы физическими упражнениями. Физические упражнения – это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и спортивной тренировки и подчинены ее закономерностям.

В процессе освоения двигательного действия следует обратить внимание на технику упражнения. Под техникой упражнения следует понимать систему движений человека, позволяющую ему решать двигательную задачу. Технику упражнения, благодаря которой задача решается наиболее эффективно, принято называть эффективной техникой. Понятие «двигательный навык» не означает владение только совершенной техникой. Может быть выработан навык владения неэффективной техникой. Разрушить образованный навык очень сложно, поэтому в процессе обучения, начиная с начального разучивания, необходимо формировать правильную, т.е., эффективную технику упражнения.

При освоении двигательного действия решается ряд последовательных задач. В начале – ознакомление с новым упражнением. Оно включает теоретическое понимание (рассказ, показ, описание, объяснение) и получение двигательных ощущений при попытках выполнения упражнения. В результате ознакомления создается двигательное представление.

Следующая задача – освоение разучиваемого упражнения или его деталей. Оно может идти аналитическим (осваиваются части упражнения и затем складываются в единое целое) или синтетическим путем (сначала в общем виде создается целое, а затем совершенствуются его детали). Процесс заканчивается, если человек сможет правильно выполнить движения.

Третья задача – повышение эффективности упражнения (достижение более высокого результата) и надежности его исполнения (при заданном результате).

Говоря об освоении двигательного действия, подразумевают единый процесс овладения основами техники упражнения и развития физических качеств. Систематическая двигательная активность, соответствующая полу, возрасту и состоянию здоровья – один из обязательных факторов здорового образа жизни.

У большинства людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность значительно ограничена. Это присуще и студентам. Негативными последствиями этого являются гиподинамия и гипокинезия, которые являются причиной многих болезней.

При этом оптимальные границы определяют тот уровень физической активности, при котором достигаются наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень учебной и другой деятельности. Максимальные границы должны предостерегать от чрезмерно высокого уровня физических нагрузок, которые могут привести к переутомлению, перетренировке, что снижает эффективность учебной деятельности. Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности. Зимой она, как правило, снижается на 10–15 %.

В различных двигательных действиях находят свое выражение отдельные качественные характеристики двигательных возможностей человека. Их называют двигательными, или физическими качествами.

Выделяют следующие основные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. В труде, быту, спорте они проявляются не изолированно, а в органических связях между собой. В то же время в каждом двигательном действии или в виде мышечной деятельности одно или несколько качеств проявляются в наибольшей степени (например, в упражнениях с отягощениями – это сила, а в ряде таких продолжительных упражнений аэробного характера, как езда на велосипеде, бег, плавание и др. – выносливость).

В процессе проявления двигательных качеств отдельные органы и функциональные системы организма задействованы в наибольшей степени. Их функциональное состояние определяет степень развития того или иного качества. Под влиянием физических упражнений происходит приспособление (адаптация) к мышечной деятельности, что выражается в функциональной перестройке многих систем организма. Более значительно адаптируются те системы организма, которые были задействованы в конкретной мышечной деятельности в большей степени.

Так, работа на выносливость развивает в основном органы кровообращения и дыхания; упражнения силового характера приводят к изменению химического состава и утолщению мышечных волокон.

В процессе систематических занятий физическими упражнениями развиваются все двигательные качества. В процессе совершенствования одного из качеств в какой-то мере совершенствуются и другие, т.к. физическим качествам присуща общность некоторых механизмов их развития. Это явление носит название положительного переноса двигательных качеств.

В начале регулярных тренировочных занятий оно проявляется в наибольшей степени. Наиболее благоприятное влияние на все двигательные качества оказывают физические упражнения на выносливость, в связи, с чем она рассматривается как основа для развития всех других качеств.

Двигательные качества при прекращении систематических занятий перестают развиваться, затем уровень развития силы скорости, выносливости снижается до исходного. Раньше других качеств утрачивается быстрота, затем – сила, и еще позже – выносливость.

3.4. Воспитание потребности в физическом совершенствовании – необходимое условие улучшения здоровья

Цель физического воспитания является тем исходным положением, которое в полном объеме определяет его направленность и содержание, и должна исходить из объективных потребностей личности и общества.

В высшем учебном заведении процесс физического воспитания должен строиться так, чтобы студент как субъект социальных отношений являлся его центральной фигурой. Исходя из этого положения, содержание занятий должно отвечать интересам, мотивам и потребностям молодых людей, их представлениям об идеале физически современной личности. Идеал становится действенным мотивом, когда его достижение является одной из жизненно важных целей личности. На основе идеала под влиянием педагогических воздействий, учебных требований, других социальных отношений формируется установка индивида на физкультурно-спортивную деятельность по его достижению.

В свою очередь, успешность физкультурно-спортивной деятельности определяется уровнем физической культуры личности, который в совокупности характеризуется уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленности, сформированностью интересов, мотивов, потребностей и ценностных ориентаций.

Исходя из вышеизложенного, цель физического воспитания в вузе можно определить как процесс формирования физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.

Ограничение двигательной активности современного человека создает особые условия его жизнедеятельности, которые обозначают термином «гипокинезия» (недостаток движений). Она отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма, на двигательный аппарат. При малой физической нагрузке мышцы теряют скоростно-силовые качества и выносливость. Под влиянием же физических упражнений костная ткань утолщается, на костях образуются шероховатости, увеличиваются поперечные размеры костей, что способствует увеличению механической прочности костей; увеличиваются сила мышц, скорость их сокращения и расслабления.

Вредное воздействие оказывает гипокинезия на сердечнососудистую систему. В мире увеличивается число людей с сердечнососудистыми заболеваниями. При систематических занятиях физическими упражнениями циклического характера (бег, ходьба, плавание и др.) наблюдается увеличение размеров сердца, одновременно увеличивается объем его полостей, в результате чего снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя (брадикардия), наблюдается ее увеличение при выполнении интенсивной работы. Под влиянием физических нагрузок снижается также уровень кровяного давления, наблюдаются другие положительные для здоровья изменения.

Заключение

Таким образом, значимость физической культуры во всестороннем развитии индивида может быть осмыслена ее ценностями, это:

    специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления - все то, что создано человеком для достижения физического совершенства, оздоровления, организации здорового образа жизни, увеличения продолжительности периода активной жизнедеятельности;

    личностные ценности, которые определяются знаниями человека в области физического совершенства, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью;

    мобилизационные ценности, позволяющие человеку выжить в экстремальных ситуациях (болезни, травмы, экологические кризисы, аварии и др.);

    Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. физ. культуры /Под ред. А.А.Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с., ил.

    Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И. Ильина. – М.: Гардарики, 2001. – 448 с.

“Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”. Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23- 30 тысяч шагов, а дошкольник- 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.

Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни. Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств профилактики и укрепления здоровья растущего организма детей, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, в том числе рекреационной, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.

Интегральный подход к физической подготовленности учащихся позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкамих физического воспитания. При выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической культуре и спорту необходимо учитывать физиологические особенности и педагогические аспекты возрастных групп школьников. При этом необходим учет их физической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма, начиная с младшего школьного возраста, кончая периодом окончания ими учебного заведения.

Физическое развитие носит гармоничный характер и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

  • продолжительность упражнения;
  • интенсивность;
  • продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
  • характер отдыха;
  • число повторений упражнения.

Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений.

Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных о том, что физические качества учащихся следует, как можно полнее развивать уже в первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного возраста.

При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно-обоснованных норм двигательной активности.

В разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание. Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок. В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим им рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием. С 9-10 лет можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, волейболом, баскетболом и другими видами спорта. В 12-13 лет можно начать заниматься легкой атлетикой, бегом на коньках и лыжах, футболом, хоккеем. У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам.

Основной задачей физической культуры детей 5-9 классов является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, запрыгивания на скамейку, козла и др.). В старших классах общеобразовательной школы (10-11 классы) базовыми видами продолжают оставаться - легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные единоборства, плавание, прикладные и зимние виды спорта. При этом продолжается работа по совершенствованию техники. Например, в легкой атлетике - длительного и спринтерского бега, прыжков в длину и высоту с разбега, легкоатлетических метаний и др. В спортивных играх идет углубление изучения одной из игр (по выбору учащегося), где закрепляются и совершенствуются изученные ранее элементы техники и навыки (перемещений, поворотов, остановок), ловля, передача, падения, броски, а также защитные действия. При этом одновременно усложняется набор технико-тактических взаимодействий в падении и защите, а также процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов и воспитания нравственных и волевых качеств.

Оптимальный объем физических упражнений благоприятно воздействует на развитие костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его возрасту физическую нагрузку, то может происходить преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей организма. Мышечно-связочный аппарат у детей и подростков обладает хорошей эластичностью. У них наибольшая гибкость в сравнении с взрослыми и более старшими учащимися. В этих возрастных группах скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению размеров тела, а мышечная масса опережает развитие силы. Отставание в развитии силы, при этом, обусловлено не физиологическим ее поперечником, а способностью включения меньшего числа функциональных двигательных единиц в работу. Поэтому школьники младшего и среднего возраста не могут выполнять значительную мышечную силовую нагрузку. Развитие силовых возможностей человека заканчивается лишь к 20-25 годам. Однако максимальная сила кистей рук у школьников-спортсменов может быть достаточно высокой и по своим показателям приближаться к уровню взрослых.

Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее, нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке, показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в подростковом возрасте.

В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможения у детей обладают небольшой силой, но достаточной уравновешенностью. Сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток с возрастом повышаются. У младших школьников процессы возбуждения обычно, как правило, преобладают над процессами торможения, поэтому в начале обучения их, например, элемента техники, происходит достаточно широкая иррадиация возбуждения. Способность к развитию торможения в центральной нервной системе с возрастом повышается. Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков четче выражается в предстартовом состоянии. Школьники способны быстро усваивать новые движения, чему в известной мере способствует высокая пластичность центральной нервной системы, созданием предпосылок к формированию условно-рефлекторных связей. Следовательно, обучение спортивной технике следует начинать уже в младшем школьном возрасте.

У школьников, в сравнении с взрослыми, отмечается более высокий обмен веществ и энергии, что является одной из главных особенностей бурно растущего организма. Основной обмен (расход энергии в состоянии покоя) идет тем интенсивнее, чем моложе организм ребенка. Нормальное физическое развитие школьника предполагается тогда, когда процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Поэтому питание его должно быть достаточным по калорийности и полноценным по содержанию необходимых питательных веществ, которые содержат компоненты белковой пищи, т.к. белки являются основным пластическим материалом, строящим ткани организма ребенка.

Процесс управления физическими движениями школьника обусловлен сложной деятельностью отделов головного мозга. При этом созревание нервных клеток, которые участвуют в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. С этого возраста движения у школьников могут быть такими же хорошо координированными, как и у взрослых

Объективная оценка уровней подготовленности и состояния школьников разного возраста является не только первоочередным, но и важнейшим обязательным условием в работе с учащимися общеобразовательных учреждений по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию.

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал “тихие игры”, и дети - само послушание! Играют в разные головоломки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрослых тем, что и им можно заняться своими делами…

Сегодня двигательная активность детей - проблема! В большом городе не хватает стадионов и бассейнов. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет. Двигательная активность - биологическая потребность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вчера, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена. Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов. Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное проявление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо больше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?

Сегодня нормальный день старшеклассника - шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподготовку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы - периферическое сердце, - которые при необходимости приходят на помощь организму. Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно.

Вполне естественно, что учащиеся утомляютсявовремя учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того чтобы этого не происходило педагоги должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Кроме этого школьникам должны прививать основные концепции здорового образа жизни. Учащимся объяснялось, что выполнение физических упражнений позволит укрепить здоровье, улучшить физическое развитие и подготовленность, только если они будут соблюдать некоторые важные методические правила (системность, постепенность, индивидуальность).

Вам также будет интересно:

Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...