Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в доо. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении

светлана власова
Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в подготовительной к школе группе

к школе группе

1. Аннотация. 3

2. Пояснительная записка …. 4

4. Заключение ….8

5. Литература …. 9

1. Аннотация

Данная методическая разработка посвящена организации предметно – игровой среды в подготовительной к школе группе в ДОУ . Правильно

организованная игровая среда будет оказывать влияние на развитие

гармоничной личности.

Следовательно, игровая среда должна быть организована таким образом , чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Через предметно-игровую среду , возможно, воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру .

Для этого нужно разместить оборудования по принципу нежесткого

Центрирования, что позволит детям объединиться в подгруппы по интересам в центре конструирования, искусства, игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной, природы и экспериментирования; грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) и т. д.

2. Пояснительная записка.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Необходимо учитывать следующие образовательные образы :

Социально-коммуникативное;

Познавательное;

Речевое;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирование познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач :

Создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

-предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

Ввести стиль взаимоотношений,обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

Активно искать пути, способы и средства максимального полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

Ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы :

Принцип открытости;

Гибкого зонирования;

Стабильности - динамичности развивающей среды ;

Полифункциональности;

Принцип открытости реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я»

Историческая справка

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орловой, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде , существенными показателями которой выступают следующие характеристики :

Каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

Обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы и реализуются во взаимосвязи с другими видами деятельности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда » понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности : витальные, социальные, духовные.

Организация предметно-игровой среды в дошкольных учреждениях . Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ , которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум граням :

1) Оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающему в его безопасности и стабильности;

2) Иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития.

Предметно-игровая среда в современном ДОУ должна отвечать следующим требованиям :

Включать элементы новизны;

Являться многофункциональной;

У дошкольников подготовительной к школе группе появляется потребность «выпасть» из поля зрения взрослых и совершать действия вне контроля и влияния. Кроме того, у ребенка возникает «территориальное поведение» , заключающее в освоении, использовании и защите собственного пространства, которое, с одной стороны, удовлетворяет любопытство и реализует желания, а с другой – служит необходимым условием для возникновения чувства детской общности.

Существуют «мальчишеские» и «девчоночьи» места.

Мальчика для овладения требуется в два раза больше пространства, и они более склонны к его исследованию и реорганизации .

Девочки менее экспансивно влияют на пространство, но они более чувствуют среду , обживают ее.

Помимо этого должны быть места для игр : глухие стены для игр с мячиками, загроможденные места для пряток, свободное пространство для догонялок.

Совершенно необходимо для ребенка место уединения. В нем ребенок может не только,например, успокоиться,но и побыть наедине с собой. Это могут быть и качели, и палатка, и диванчик, угол отдыха, место для «валяния» .

Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров :

Модульная мебель для дидактических,развивающих и настольно-печатных игр;

Игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр ;

Игровые макеты для режиссерских игр и игр – макетирований;

Уголки ряженья для организации игр по созданию образов;

Неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;

Исследовательский, для организации игр – экспериментирований;

Сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр;

Уголок для конструктивно-строительных игр (большие и малые конструкторы, конструктор Лего) .

Такой подбор игрового материала побуждает детей к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не к действиям по шаблону, диктуемому стандартным предметным содержанием .

4. Заключение

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Планета детства имеет свой стиль, свои представления , свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, дошкольник формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов : ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников .

Литература :

1. Власова С. С. Как в семье заложить первые ростки для развития гармоничной личности ребенка (Текст) / С. С. Власова // Педагогика : традиции и инновации :материалы V международной научной конференции. (г. Челябинск, июнь 2014г.) .-Челябинск : Два комсомольца, 2014 - С. 169-171.

2. Новоселова С. Л. Родителям о детских играх и игрушках : Советы психолога. М. ,1992-16 с.

3. Новоселова С. Л. Система «Модуль – игра» Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. -М.:ООФ «Социальное развитие России» ,2004.-40с.

Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым, театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.), разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника). Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.

Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

На основе проведенного исследования нами был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

  • 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)
  • 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
  • 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Методическая разработка воспитателя ДОУ

ТЕМА: «Организация предметно игровой среды в дошкольном учреждении»

Содержание.
1. Введение.
2. Психолого-педагогические обоснования необходимости создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в ДОУ.
4. Организация предметно - игровой среды и её влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Вывод.
6. Список используемой литературы.

1. Введение.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. Однако предметно-игровая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но обстановка, подход к организации среды остается тем же.
На современном этапе в педагогическом процессе, игре уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребёнка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать.
Особое требование предъявляется предметно-игровой среде (что она отображает), поскольку среда является основным средством развития личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта. От этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Содействовать развитию дошкольника может предметно-игровая среда, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребёнка к положительным действиям. А также может отображать орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующее агрессию, разрушительное поведение, травмирующую психику дошкольника. Даже может формировать у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Е.В. Зворыкина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.Т. Стрелкова и др.). Все вышесказанное доказывает актуальность темы данной работы.
Цель: Изучить теоретические основы построения предметно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие предметно-игровой среды.
2. Определить условия построения предметно-игровой среды.

2. Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды.

Образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребёнком и окружающим его миром. Ребёнок находит совою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребёнок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребёнка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого самоанализа личности (А.Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это - и условия жизнедеятельности ребёнка (В.С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л.П. Буева, Н.В. Гусева); это - и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Формирование «образа среды» является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.
Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д.Б. Эльконин, - это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через этическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.
Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребёнка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.
В дошкольном возрасте поведение ребёнка, указывает А.Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребёнка к предметам и другим людям. Ребёнок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребёнком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребёнка, служит основой всех новообразований личности ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, формирование произвольных действий и поступков - процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредуемым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно усваиваются образцы поведения взрослых и формируются механизмы личностного поведения.
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Это действенное средства обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребёнка (А.В. Запорожец, С.Н. Новоселова).
Предметный мир, осознаваемый ребёнком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребёнка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребёнок, а также и другие окружающие его предметы.
Для ребёнка на этой стадии его психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребёнок, осваивающий окружающий его мир, - это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребёнок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Д.Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребёнка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребёнку весь процесс осуществления действия, и он начинается выполняться самостоятельно.
Всякое предметное действие, производимое ребёнком, особенно в ходе его формирования, не только направлено на получение определенного материального результата, но, что не менее важно, опосредовано теми отношениями взрослого к ребёнку, которые могут возникнуть в ходе или в конце выполнения действия.
В ходе выполнения предметных действий ребёнок прежде всего усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общим назначением, и лишь зачем происходит прилаживание отдельных операций к физической форме предмета и условия осуществления действий с ним.
А.П. Усова считает, что деятельность ребёнка в игре развивается в направлении изображения различных действий («плавает», «стирает», «варит» и т.д.). Изображается само действие. Деятельность детей принимает характер строительный - возникают строительно-конструктивные игры (в них нет ролей). Наконец, выделяются игры ролевые, где ребёнок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребёнок управляет игрушкой (действует через неё), и игры, где роль выполняется лично самим ребёнком («мама», «продавец» и т.д.).
Усова также отмечает, что процесс освоения предметных действий наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-, четырёхлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Старшие дошкольники охотнее играют в игрушки.
Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. По мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Вместе с тем предметно-пространственная среда должны ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребёнка предметно-пространственная среда соответственно обновляется (Г.Ю. Максимова).
Е.А. Лазарь определяет следующие типы взаимодействия со средой, влияющие на характер самоопределения личности. Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни. Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде.
Предметно-пространственная среда - это условие рассмотрения возможностей ребёнка в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития, заданного самим ходом культурно-исторического процесса. Одна из задач педагогики развития - выработка у ребёнка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой исторически очерченных сфер человеческой культуры.
Предметно-пространственная среда - это одно из условий разворачивания психического развития ребёнка изначально как процесса саморазвития.
Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребёнок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н.Н. Поддъяков, В. Кудрявцев).
Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина); другие - что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребёнка (В. Кудрявцев).
Авторы программы «Истоки» характеризуют среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.
Изучая вопрос организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.
Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития (типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т.д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т.е. представляют «ключ» к освоению действительности, законов ее организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы - это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств.
Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребёнка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребёнка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребёнка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его потребности, стремления и способности.
Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребёнка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) - мелки, краски, кисти, сангины, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань - позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.
Для правильно организованной развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрельникова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают концепцию построения развивающей среды в ДОУ. Авторы концепции убедительно доказывают, что окружающая ребёнка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должны обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействий между людьми.
Мощным обогащающим фактором детского развития, утверждает С.Л. Новоселова, является социокультурное окружение и его предметные среды. В концепции развивающей предметной среды С.Л. Новоселова определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика. Обогащающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. В концепции определены требования к развивающей предметной среде ДОУ:
1. система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других её видов);
2. соответствие предметной среды возможностям ребёнка, т.е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С. Выготский);
3. соответствие среды структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддъяков);
4. предметная среда, в которой действует ребёнок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Таким образом, психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых ХХ столетия: Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой, Д.Б. Эльконина и др.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребёнка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды ДОУ.

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.
Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребёнка, утверждал Л.С. Выготский.
Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребёнка.
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно-игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных способностей.
Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиями.
Разработанные В.А. Петровским и его коллегами принципы построения развивающей среды в полной мере можно отнести и к организации предметно-игровой среды, но при этом дополнить их и на некоторых остановиться более подробно.
Рассматриваемая данный вопрос, С.Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребёнка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а времени на игру сокращается. Свобода достижения ребёнком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.
Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
Принцип систематичности предполагает сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. Самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребёнка.
В последнее время во многих ДОУ компонентами предметно-игровой среды стали игротеки, театральные студии, творческие мастерские и т.д., где собирается игровой материал по видам. Он достаточно разнообразен, эстетичен, имеется в необходимом количестве. И эти функциональные помещения, безусловно, радуют детей, но при этом предметно-игровая среды в групповой комнате обедняется и не может служить целям развития ребёнка-дошкольника. Специально выделенные помещения дети посещают по расписанию, что ограничивает их свободу выбора в реализации своих игровых замыслов. При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноценность оснащения функциональных и групповых помещений, и потребность в ней необходимо максимально удовлетворять.
В действующих программных материалах большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. В программе «Истоки» развивающая предметная среда определяется как «система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и ее личности»; авторами программы «Детство» развивающая предметная среда представлена как «развивающая материальная среда», организация которой заключается в подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы и т.д.; в программе «Радуга» «предметно-развивающая среда» рассматривается как «серьезная поддержка слову педагога в виде различных средств наглядности для формирования у ребёнка правильных, неискаженных представлений о мире» и т.п. Проведенный анализ программных и методических материалов по дошкольному образованию позволил установить, что хотя в них в той или иной степени рассматривается развивающая предметная среда, однако вопросу ее организации уделяется недостаточно внимания.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.
В настоящее время рынок игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребёнка на агрессивное действие;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
дидактические свойства (возможность обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребёнка к миру искусства и народному творчеству.
Многие теоретики считают, что игра для ребёнка - это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель придумывает их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т.к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.
Таким образом, предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы (полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность).
Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности.
В психологии и педагогике доминируют идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.

4. Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.
При проектировании предметно-игровой среды в старших группах мы, прежде всего необходимо ориентироваться на цели развития и воспитания детей, исходить из сущности требований современной педагогики, активной роли ребёнка и взрослого в этом процессе.
Предметно-игровую среду в старшей группе организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.
При организации предметно-игровой среды учитывать проявление интересов у детей к проблемам, выходящим за рамки из личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносить оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовывать так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр; сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду, нужно будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы можно разработать примерную тематику сюжетно-ролевых игр например: бытовые («Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Агентство по продаже недвижимости», «Супермаркет», «ГИБДД», «Редакция газеты», «Дизайнерская студия», «Автосалон» и т.д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия («По родному краю», «В теплые страны», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие на север» и др.), игры по сказкам.
Для каждой темы игры определить цели и содержание. Например, цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержание этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн, постройки и сдача объекта. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития.
Больше внимания уделялять организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты)», «Корпорация «Билайн», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Банк». Можно спланировать пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности должно быть более детализирована. Например, для игры «Экологи» можно предлагать детям планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лаборатория», паспорта на различных животных и растений и т.д., а для «Дизайнерской студии» - альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.
Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовать по коробкам, сделать надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, дети будут иметь возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовать для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволит детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделять функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал должен соответствовать эстетическим требованиям.
При этом по ходу реализации примерного плана после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке провести анализ характера их игрового взаимодействия: выявить свои минусы и плюсы, обсуждать проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимать их правильные решения.
После проявления самостоятельности детей в играх: знаний правил; умения организовывать обстановку для игры; умения распределять роли и выполнять их; умения подчиняться установленным правилам; умения разрешать конфликтные ситуации; умения согласовывать свои действия друг с другом.
Дети будут принимать активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере использования предметно-игровой среды.

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
целенаправленной организацией предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности - динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости - открытости учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребёнка;
реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка;
обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;
организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
представлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребёнка;
ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
учитывать закономерности развития игровой деятельности,
соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов;
носить развивающий характер,
соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

6. Список использованной литературы.

1. Епончинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ / автореф. дис. конд. пед. наук. Белгород: БГУ, 2001. 23 с.
2. Зайцев С.В. Школа оценки дошкольной среды / разработана в соответствии с программой «Сообщество». М., 2000. 12 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник. 6-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 416 с.
4. Коменик Н.П. Самовоспитание детей старшего в творческой сюжетно-ролевой игре / автореф. дис. на соиск. учен. степ. конд. психол. наук. М.: МПГУ, 2000. 18 с.
5. Максимова Г.Ю., Русова Л.Г. Предметно-пространственная игра в контексте отечественной педагогики развития (в дошкольном проекте программы «Сообщество»). Актуальные проблемы педагогики: сб. научных трудов. Вып. 4. Владимир: ВГПУ, 2000. С. 35-40.
6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.Уголок театральной деятельности у детей первой младшей группы

для детей раннего возраста»

Воспитатель:

Ашуркова Елена Ивановна

АННОТАЦИЯ

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широко эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Раннее детство – особый период становления малыша. И главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того насколько они могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В этот период маленький человек активно познаёт окружающий мир, осваивает орудийные способы действий в быту, игре, на занятиях. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-игровая среда. Под предметно-игровой средой следует понимать естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Предметно-ригровая среда – зона непосредственной активности малыша, его ближайшего развития и действия. Правильно организованная она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопрос организации развивающей предметно - игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача - сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным.

Активность ребёнка в условиях предметно-игровой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребёнок действует исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению. В таком подходе уже заложен механизм развития ответственности за результат. Предметно-игровая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе проявления разносторонних способностей ребёнка специальным образом организованная, она способна оказать позитивное влияние на развитие способности ребёнка к самообучению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития детей. Отсюда вытекает, что всестороннее развитие детей невозможно без создания современной пространственной предметно-игровой среды, т.к. каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....