Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Методики девиантного поведения младших школьников. Причины и особенности отклоняющегося поведения младших школьников. Адекватный тип поведения представляет социально- нормативную реакцию на ситуацию

Исследование проводилось на базе средней школы МОУ "Гимназия № 42"

В исследовании приняли участие 10 учащихся первого класса 7 лет. Данная выборка обследуемых не подразумевала выявления гендерных особенностей проводимого исследования, а также зависимость исследования от социальных статусов детей (троечник, хорошист, отличник), поэтому дети были выбраны произвольным образом.

Для диагностики склонности ребенка к девиантному поведению использовался стимульный материал к Тесту Розенцвейга (адаптированный детский вариант)

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

На картинках изображены сюжеты, вызывающие ситуацию фрустрации у ребенка.

Обследование проводится индивидуально. Используется вариант метода, соответствующий возрасту. Исследователь инструктирует опрашиваемого перед проведением исследования.

Инструкция для ребенка.

На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал.

В результате исследования заполняется таблица, в которой учитывается все адекватные ответы ребенка.

Оценка полученных результатов:

% адекватных ответов ниже 60 говорит о том, что у ребенка есть склонность к отклоняющемуся поведению.

Чем ниже процент адекватных ответов, тем данное свойство усиливается.

Исследование проводилось в течение периода с 1.04.2013 - 14.04.2013 гг.

Таблица 2

Результаты обследования детей младшего школьного возраста с помощью стимульного материала теста Розенцвейга

Имя ребенка

№ сюжета

% адекватных ответов

Данные таблицы 2 показывают, что 4 ребенка имеют склонность к отклоняющемуся поведению (< 60 %), причем, у одного ребенка это свойство ярко выражено (20%).

Дальнейшее обследование проводилось только 4 детей, имеющих низкий процент адекватных ответов. Исследование проводилось методом наблюдения.

Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.

В последнее время о школьниках девиантного поведения пишется и говорится не мало. Как правила так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, не секрет, что правонарушения и преступления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения. Причиной же такого поведения может стать дезадаптация ребенка, так как поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Ни все дети могут быстро и безболезненно адаптируются, не каждый ребенок может преодолеть этот этап в своей жизни, в результате возникает ситуация, которая в дальнейшем приводит к отклонениям в поведении (девиации). Также одной из причин девиации детей можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе.

Поэтому преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их обучения в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы. Этапы, которой будут планироваться в следующей последовательности: диагностическая, коррекционная - профилактическая работа педагогов с детьми.

На первом этапе работы в этом направлении можно использовать следующие методы диагностики:

  1. Метод наблюдения.

Основными признаками школьной дезадаптации младших школьников являются:

Стойкая неуспеваемость в обучении.

Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых).

Хроническое снижение настроения.

Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.

Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никомуненужности».

  1. «Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».
  2. «Социометрия».
  3. Методика «Наши отношения».
  4. Методика изучения школьного коллектива «Все мы чем-то похожи» .

(Смотрите приложение 1)

На втором этапе работы в этом направлении необходимо создать все условия для социально-коррекционной и профилактической работы:

  1. Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания должны быть направлены на утверждение самооценки личности.
  2. Создание условий для включения в успешную деятельность каждого обучающегося.
  3. Повышение внутренней мотивации обучающегося и потребности к творческому познанию.
  4. Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.
  5. В центре внимания личность ребенка.
  6. Весь процесс воспитания наполнен нравственным содержанием.
  7. Активное включение в школьную жизнь, в проведение и организацию мероприятий, коллективных творческих дел.
  8. Выбирается вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь опреде ленные успехи; про гнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрос лыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.

(Смотрите приложение 2)

Эффективность работы будет достигнута только при условии создания системы коррекционно-профилактической работы, и только система предполагает достижения следующих результатов:

Уменьшение числа подростков с отклонениями в поведении;

Уменьшение числа правонарушений среди подростков;

Формирование активной жизненной позиции обучающихся.

Приложение 1

« Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».

Методика включает 4 критерия адаптированности и 7 шкал для их оценки.

В качестве критериев выступают следующие параметры:

Эффективность учебной деятельности;

Усвоение школьных форм поведения;

Успешность социальных контактов;

Эмоциональное благополучие.

Схема изучения социальной адаптации учеников к школе заполняется социальным педагогом или классным руководителем.

Каждое утверждение имеет свой балл. Суммирование полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптивности к школе, которые затем сравнивают с нормами.

22 - 35 баллов – зона адаптации;

15 – 21 балл – зона неполной адаптации;

0 – 14 баллов – зона дезадаптации.

1-й критерий: «Эффективность учебной деятельности»

1- я шкала. Учебная активность.

5. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4. На уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2. Учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1. Ученик пассивен на уроке, дает не четкие, неверные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое решение с доски.

0 .Учебная активность у ученика отсутствует (совершенно не включается в учебный процесс).

2-я шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

(средний балл 5-4,8).

4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5- 4).

3. Редкие ошибки (средний балл 3,9-3,6).

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).

1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок (средний балл 3,5ниже)

  1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам: большое количество грубых ошибок.

2-й критерий: «Усвоение школьных норм поведения»

3-я шкала. Поведение на уроке.

5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4. Выполняет требования учителя, но иногда,на короткое время отвлекается от урока.

3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками.

2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

  1. Выполняет требования учителя частично, отклоняется на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
  1. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами.

4-я шкала. Поведение на перемене.

5. Высокая игровая активность, ученик охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

4. Активность ученика выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем- либо из ребят.

3. Активность ученика ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группировки к другой.

1. Ученик пассивный, движения скованные, избегает других.

0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим общаться, играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).

3-й критерий: «Успешность социальных контактов»

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками.

5.Ученик общительный, легко контактирует с одноклассниками.

4.Ученик малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие ученики.

3.Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми учениками.

2. Предпочитает находиться рядом с учениками, но не вступает с ними в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие ученики равнодушны к нему).

  1. Ученик проявляет негативизм по отношению к другим ученикам, постоянно ссорится и обижает их (одноклассники не любят его).

6-я шкала. Отношение к учителям.

5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителям, стремиться понравиться, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремиться выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается одноклассникам.

2.Выполняет требования учителей формально, ученик не заинтересован в общении с ними, старается быть незаметным.

1.Избегает контакта с учителями, при общении с ними легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.

  1. Общение с учителями приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.

4.- й критерий: «Эмоциональное благополучие»

7-я шкала. Эмоции

5.Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4. Спокойное эмоциональное состояние.

3.Эпизодически проявляется ухудшение настроения.

2. Отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1.Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин, агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.

  1. Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышка гнева, злости) проявляется в отношениях с одноклассниками (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителями грубит.

Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот конфликтности может быть предложена серия утверждений:

  1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень не дружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1.В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В тоже время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Методика изучения школьного коллектива «Все мы чем-то похожи»

В ходе этой игры очень красиво проявляются как своеобразие каждого ребенка, так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.

Материалы : бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция : «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каж дая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра или брат...»; «У каждого из нас есть мягкая игрушка...»; «Любимый цвет каждого из нас - синий...»; «У каждого из нас мама ходит на работу...»; «Мы все очень любим макароны...»; «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает...»; «В каникулы мы все любим ездить на море...» и так далее. У вас есть 15 минут. По бедит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

Анализ упражнения:

  1. Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
  2. Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
  3. Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
  4. Как вы работали в своей команде?
  5. Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем не похожими?

Приложение 2

Занятие 1 «Я учусь владеть собой».

Цель: помощь детям в адаптации к школе.

Задачи:

  1. Овладеть средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.
  2. Формировать эмоциональную стабильность и положительную самооценку у детей.

Это занятие подразумевает, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе.

На занятии педагог должен развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

При проведении данного занятия можно воспользоваться игрой - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить как девочкам, так и мальчикам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

Занятие 2 «Этикет»

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей, управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:

  1. двух людей, которые о чём – то спорят;
  2. людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);
  3. Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым, «грязнулей».

Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору К. Чуковского и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.

Занятие 3 Культура общения (беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

В ходе этого занятия нужно рассказать о правилах ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно, например, об актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его обидеть.

2. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Сплетничать не красиво.

3. Не обсуждай вопросы, которые интересны только тебе. Каждому собеседнику - свою тему.

4. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные». Скорее всего, они подумают: «Какая невоспитанность!»

5. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

6. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.

7. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

8. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна, всем троим.

9. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

10. Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Если ты воспользуешься этими правилами, ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

Библиографический список.

  1. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков/ Т.А.

Шишковец. – М.:5 за знания, 2006. – 192 с.

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред., Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.–128 с.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ


студента II курса гуманитарного факультета


Предмет: «Педагогическая психология»

Тема: «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ

ШКОЛЬНИКОВ В ПОВЕДЕНИИ»


Одесса-2008г.


Введение

3. Психокоррекция поведения школьников.

Заключение

Использованная литература

Введение

Задачи психологической службы в системе образования состоят в содействии полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, в создании условий для формирования у них мотивации самовоспитанию и саморазвитию, в обеспечении индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения, профилактике и коррекции отклонений в развитии ребенка. Выполняя эти задачи, практический психолог школы осуществляет психологическое сопровождение развития учащихся, что и является основным содержанием превентивной работы по преодолению проблем девиантного поведения школьников.

Профилактику правонарушений среди школьников практический психолог школы начинает с приспособления первоклассников к школьной жизни и выявления детей «группы риска» в начальной школе. Школьный психолог должен предупредить дезадаптацию учеников во время перехода их из начальной школы в среднюю школу, конфликтов с учителями и ученическими коллективами, он работает с ребятами «группы риска», ориентирует детей на здоровый образ жизни в разных возрастных группах. Свою работу школьный психолог ведет в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями и общественными организациями. Рассмотрим содержание понятия «отклонение поведения», направления диагностики и коррекции отклонений в поведении школьников разных возрастных групп.


1. Девиантное поведение: основные подходы к понятию

Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям, девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклонения в поведении сказывается на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или деликвентности.

В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению девиантности. В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от моральных норм, а деликвентность считает поведением преступным. Хевит и Дженкинс трудновоспитуемых подростков разделяют на две категории: 1) дети с социализированными формами антиобщественного поведения; 2) дети с социализированным агрессивным поведением.

Н, Максимова выделяет типы трудновоспитуемых в зависимости от детерминант социальной дезадаптации подростков, которые оказывают сопротивление педагогическому влиянию: 1) несформированность личностных структур, низкий уровень моральных представлений и социально принятых навыков поведения (педагогически запущенные); 2) особенности развития высшей нервной деятельности (акцентуации характера, эмоциональная нестойкость, импульсивность); 3) неумелое воспитательное влияние(ошибочная или ситуативная трудновоспитуемость); 4) функциональное новообразование личности (собственно трудновоспитуемость).

И. Фурманов связывает формирование негативных форм поведения у детей со стилями семейного воспитания: эмоциональное отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция» (ребенок принадлежит сам себе), доминирующая гипперпротекция (слишком большое внимание родителей к детям и лишение их всякой самостоятельности).

В. Воробьев и Н. Коновалова выделяют три формы, и одновременно, и три причины школьной дезадаптации: 1) «депривационная» - невозможность личности увидеть в реальной ситуации собственную психологическую проблему; 2) невротическая природа школьной дезадаптации; 3) «психопатическая» - психологические проблемы ребенок решает неправильно, и из-за этого появляются новые проблемы.

Существует много других способов классификации правонарушений и трудновоспитуемости. Все эти знания необходимы практическом психологу для понимания механизмов появления отклонений в поведении школьников, условий и причин девиантности. Они являются своеобразным указателем для психолога в выборе методов и приемов в работе с детьми: наблюдение, анализ продуктов деятельности (материальных, интеллектуальных, духовных), анкетирование, тестирование, социометрические измерения и вербальные методики, беседы и прочие.

2. Изучение причин девиантного поведения школьников

Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над однолетками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний, а практическому психологу важно проследить их генезис и лишь тогда решать вопросы профилактики, диагностики, консультирования и коррекции, при этом необходимо помнить, что причины нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.

Семья – основной институт воспитания детей. Образцы поведения дети перенимают у своих родителей, поскольку именно родители определяют нормы оценки поведения. Дети часто играют роли своих родителей, поэтому очень важно предупредить закрепление дезадаптивных форм поведения ребенка путем психокоррекционной и консультативной работы не только с детьми, но и с родителями.

Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Целесообразным в практике исследования причин девиантного поведения является использование метода «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным) для разных возрастных категорий. Обработка результатов дает информацию об отношении ученика к родителям, друзьям, одноклассникам, учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях, страхах, проблемах личностного развития. На основе этого можно сделать психологический анализ доминирующих стереотипов сознания и деятельности.

Информационной для психолога является диагностика помех личностного развития – опросник для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов. Анкетирование дает психологу возможность определить уровень тревожности, импульсивности, агрессивности, склонность к нечестному поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность, и эстетическую нечувствительность. При этом, важное значение имеет сама организация анкетирования, поскольку честность ответов прямо зависит от того доверительного контакта, который психолог сумеет установить с детьми. Валидность данной диагностики подтверждается многолетним опытом.

Для изучения типа темперамента можно использовать опросник Г.Айзенка, либо тейпинг-тест, для изучения типа реагирования в конфликтной ситуации – тест фрустации С. Розенцвейга.

Подростки, которых считают трудновоспитуемыми, очень отличаются направлениями стереотипной реакции на конфликтную ситуацию. Так, одни из них проявляют экстернальность, а другие – интернальность, а некоторые – равнодушие или занимают компромиссную позицию.

Для работы с трудновоспитуемыми детьми психологи с успехом используют патохарактерологический опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет 11 типов акцентуаций характера. Для диагностики акцентуаций личности можно использовать опросник Х.Шмишека, в основу которого положена концепция «акцентуаций личности» К. Леонгарда и другие.

Действенным методом влияния среды на ребенка, и наоборот, отношения ребенка к близким людям, является методика изучения социальной близости.

В результате анализа ответов на поставленные вопросы, психолог получает информацию о том, кто из близкого окружения ребенка является для него наиболее авторитетным, с кем чаще всего он советуется, от кого ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет быть похожим и т.д.

Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам.

Диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное») являются достаточно информативным, однако, требуют хорошей теоретической и практической подготовки психологов.

Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. 1.3 Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из...

Навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях, обучение стратегиям самоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности. 4.3 Роль педагогов в коррекции гиперактивности детей В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать...

В работе с детьми младшего школьного возраста наибольшего результата можно добиться комбинированным использованием элементов различных методов психологического воздействия - арттерапии, сказкотерапии, классических дидактических методов и приемов, таких как беседа, дидактические игры и т.п., а также метода групповой дискуссии и ролевых игр, адаптированных для нужд данной профилактической работы. Наиболее адекватными для детей младшего школьного возраста методами психологического воздействия являются сказкотерапия и арттерапия.

Сказкотерапия. Название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе с детьми в рамках профилактики приобщения к психоактивным веществам, а также в половом воспитании детей обусловлено следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, сказочные истории, легенды и мифы, наиболее доступна для восприятия ребенка. И в то же время воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных антинаркотических барьеров, наличие которых признается главным защитным фактором от возможной наркотизации, а так же понимания ценности здорового образа жизни. Эффективным может быть сочетание сказкотерапевтических техник с элементами арттерапии.

Арттерапия - метод, использующий в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусство. Основная цель арттерапии - установление гармоничных связей с окружающим миром и самим собой через искусство. Терапия искусства укрепляет личность ребенка, помогает структурировать его мировоззрение. Творя, дети познают мир, ищут язык, связывающий их с большим, внешним миром и наиболее точно выражающий их собственный внутренний мир. Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, повышают самооценку и адаптационные способности ребенка и таким образом усиливают факторы, защищающие от ВИЧ-инфекции. Поскольку в детском - «конкретном» - подходе к миру существенную роль играет активная манипуляция с объектами, особое значение в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приобретает использование игровых методов, в частности ролевых и дидактических игр. Ролевая игра - это метод обучения через практические действия. Ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить ребенка необходимым жизненным навыкам (в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения в наркотизацию или с опасностью насильственного сексуального контакта).

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении материала в разных видах деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку необходимое количество повторений определенных действий и информационных материалов при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям. В рамках информирования о ВИЧ/СПИДе детей младшей возрастной группы может использоваться комбинация сказкотерапевтических, игровых и арттерапевтических методов. Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Ребенку будет легче понять объяснения, если они будут даваться, например, по ходу сказки- игры «Волшебный замок», где организм человека - это замок, в котором живут сказочные жители (клеточки), есть свои защитники и захватчики замка - вирусы. Таким образом, использование элементов арттерапии, сказкотерапии, ролевых и дидактических игр способствует усилению защитных факторов и позволяет давать адекватную возрасту информацию о ВИЧ. Информирование детей по проблеме ВИЧ-инфекции может проводиться и с использованием традиционных дидактических методов, в частности, рассказа и беседы. Рассказ-объяснение помогает педагогу, психологу донести до детей новый материал. Беседа - предполагает диалог взрослого и детей, дает детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое отношение к полученной информации. С помощью словесных методов дети осваивают новые термины, которые постепенно входят в их активный словарь. Как рассказ, так и беседа должны по возможности сочетаться с наглядными и практическими занятиями. Это значительно повышает эффективность усвоения материала, делает его более понятным и доступным.

Наиболее действенными практическими методами обучения являются мозговой штурм и групповая дискуссия. Мозговой штурм используется для стимуляции эмоционального и когнитивного выражения детей по определенным вопросам. Педагог или психолог предлагает им высказать идеи и мнения без какой-либо их оценки или обсуждения и фиксирует все высказывания детей на доске до тех пор, пока не истощится запас идей или не кончится отведенное для этого время. Затем следует обсуждение высказанных идей в группах. Например, с помощью метода групповой дискуссии. Групповая дискуссия - совместная деятельность учащихся и педагога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обсуждения. Использование этого метода в профилактической работе позволяет развить способность ребенка увидеть проблему с разных сторон, уточнить собственную позицию по разным вопросам, сформировать навыки конструктивного сотрудничества и принятия группового решения, удовлетворить потребность в признании и уважении со стороны сверстников и педагога. Организация групповых дискуссий предполагает: - объединение участников в небольшие группы так, чтобы дети сидели лицом к лицу (в первых классах более эффективно деление на пары и тройки, в третьем-четвертом классах можно организовывать группы из 4-5 человек); - общее задание или тему обсуждения; - обмен информацией в группе, воспитание умения слушать (важно заранее формировать у детей навыки эффективного слушания и правил общения в группе); - общую оценку работы группы; - определенную организацию опроса: спрашивать одного из участников малой группы в случайном порядке или заранее распределить роли каждого участника группы (например, пресс-секретарь, хранитель времени и т.п.); - рефлексию участников (анализ событий, происходящих в группе).

Детям младшего школьного возраста присущи такие признаки девиантного поведения как:

· Нарушение правил поведения в школе (срывы занятий, прогулы, отказ от выполнения заданий)

· Побеги из дома

· Грубость и сквернословие

· Курение

· Хулиганство

· Воровство

· Критика взрослых

· Отрицательное отношение к занятиям

· Драки, нанесение телесных повреждений.

Таблица 1. Основные факторы, приводящие к возникновению и проявлению признаков девиантного поведения детей:

Факторы девиантного поведения

Характеристика

Семейное неблагополучие

одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями).

социальное неравенство

Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработицы, инфляция, коррупция и т. д.

морально-этический

фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, без духовности, психологии вещизма и отчуждении личности.

окружающая среда

которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Биологические факторы

выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека

Психологические факторы

в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастения, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждается в помощи психиатров.

Социально-педагогические факторы

выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, - изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

Таблица 2. Аннотированный список исследований по теме «Девиантное поведение. Пути профилактики и коррекции»:

Название книги, статьи

Краткая аннотация

Менделевич В.Д.

Психология девиантного поведения

Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций

Шнейдер Л.Б.

Девиантное поведение детей и подростков

указаны причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей и подростков; раскрываются возрастные особенности взаимосвязей между уровнями развития смысловой сферы, самоорганизации времени жизни и факторами девиантного поведения, а также определяются и намечаются условия и особенности формирования социально ориентированного поведения детей и подростков.

Г. И. Макартычева

Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей

описана работа психолога с подростками, склонными к девиантному поведению, и их родителями. Программа включает в себя следующие разделы: тренинг личностного самопознания, тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний, тренинг самоопределения и достижения жизненных целей, тренинг "Я - хороший родитель". Также приводятся диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями.

М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова

Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация

рассматривается проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Особо акцентируется внимание на организации комплексной работы с названной категорией детей, взаимосвязанными основными компонентами которой, по мнению авторов, являются профилактическая, коррекционная и реабилитационная деятельность.

девиантный поведение школьник

Девиантное поведен может быть обусловлено факторами:

*особенность индивидуальных свойств ребенкп-нестабильностью психич пр-сов;

*неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующая гиперпр, потворствующая гиперпр);

*особ восприятия и ин-терпретации ребенком тех или иных действий родителя;

*неадекватным (защитным) реагир-нием реб на те или иные затруднения шк жизни или на не удовлетворяющий реб сти-ль взаимоотн со взрослыми и сверстниками;

*педагогическими ошибками учителей;

*стрессовыми ситуациями в семейном соци-уме, среди котор: развод родит и их занятость своими личными переживаниями (девиантное поведение как реакция на эмоц. невнимание родителей); смерть близкого ч-ка (девиация как реакция на потерю значимого лица); рождение в семье нового реб. и переключение внимания родит на малы-ша (девиация как ревность); различные формы насилия, при-меняемые к реб в семье, - унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям (девиация как компенса-торный мех-зм, как ответ на насилие).

В мл шк возр (7-11) нарушенное поведение проявл в формах:

Мелкое хулиган-ство,

Нарушение шк правил и дисциплины,

Прогулы уроков,-

Побеги из дому,

Лживость и воровство.

Формы отклонений:

Непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, прос-тупках; -детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности.

Виды отклоняющегося поведения в 3 гр:

*антисо-циальное (делинквентн);

*асоциальное (аморальное);

*ауто-деструктивное (саморазрушительное).

Типичными наруше-ния поведения детей Вайнер:

*гиперактивное поведение (повышенная потребн в движении, обусловленная преиму-щественно нейродинамическими особен реб);

*демонстративное поведен (намеренное и осознанное нарушен принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);

*протестное поведен (негативизм, строптивость, упрямство);

*агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);

*инфантильное поведен (сохранен в поведении реб. черт, присущих более раннему возрасту);

*конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям -требованиям др людей);

*симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны реб, напр. у реб. закономерно поднимается температура в день проведения контр работы, диктанта).


Вопрос № 25.

Диагностические критерии развития девиаций в подростковом возрасте. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность-лишь сп-бы, кот. ребенок создает новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления будет зависеть качество изменений, происходящих с реб. Одним из наиболее прочно связанных с расстройством поведения симптомов является серьезное отставание в усвоении шк. знаний. Сам факт неуспеха шк. обучения приводит детей к разочарованию и обиде, которые могут превратиться в протест, агрессию и направленное против общества поведение.

Дети с нарушенным поведением часто происходят из семей, где применяются неадекватные ср-ва воспитан, часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения. Среди таких детей наиболее часты случаи прогулов школы, а воровство обычно совершается совместно с др детьми. Нарушения поведения почти всегда х-зуются плохими отн. с др детьми, которые проявляются в драках и ссорах. Они могут включать антиобщественные поступки: воровство, прогулы школы и поджоги.

Синдром нарушен-ного поведения гораздо чаще встречается среди мальчиков. Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17) явл. более осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» д/данного возраста нарушениями, такими как кражи и хулиганство-у мальчиков, кражи и проституция-у девочек, приобретают широкое распространение новые их формы - торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

Переходный возраст рассматривается не только как психологич. трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения реб. в соц. жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

В подростковом возрасте наряду с адаптацией осуществляется активная индивидуализация и интеграция подростка в гр. сверстников. Инд-зация подростка может проявляться в форме самоутверждения, кот. имеет положительное влияние на процесс и рез-ты общ-ной и учебной деятельностити. В то же время, самоутверждение подростков может иметь и социально-полярные основания – от подвига до правонарушения. Выделяется ведущий мотив подростка: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться», «запечат-леться в др мире». Стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка могут считаться "нормальными ситуациями", отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Т.о, нарушения поведения м/б следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности.

На отклонения в поведен оказывают влияние следующие особенности взаимоотношений :

Положение изгоя в классе,

Отвержение со стороны учителей,

Ярлык девианта в школе.

Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности, раздражительности по отношению к подростку со стороны педагогов, равнодушия учителей. Подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, других неформальных гр. Исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.

Причинами отклонений в поведении являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.


Вопрос 26

Подростковые реакции эмансипации.

Подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подавляют и контролируют подростка, тем больше он хочет избавиться от внимания взрослых.

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно». Реакцией эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».


Вопрос 27

Подростковые реакции группирования со сверстниками.

Реакция группирования со сверстникамипроявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение ролей, в основе которого чаще всего лежат индивидуальные особенности личности подростков.


Похожая информация.


Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....