Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Методы и формы закаливания детей в доу. Есть ли польза от закаливания детей в детском саду? Методика проведения общих обливаний водой

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широка аэрация помещений, правильно ор-ганизованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зави-симости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом под-готовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительнос-ти в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо-вых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5. л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических меропри-ятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний пери-од в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на откpытом воздухе, соответствующая возрасту продол-жительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах де-ятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточ-ной двигательной активности, а во время прогулок за террито-рию ДОУ - 35 -40%.

Для достижения достаточного объема двигательной ак-тивности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включе-нием подвижных игр, спортивных упражнений с элементами со-ревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Повышение устойчивости человека к различным небла-гоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины, в этом именно и заключается ее про-филактическая направленность. Высокий уровень неспецифи-ческой профилактики немыслим без правильного режима дня, физического воспитания, рационального вскармливания ребен-ка, выполнения требований санитарно-гигиенического режима, правильной воспитательной работы.

Закаливание организма - это формирование и совершенс-твование функциональных систем, направленных на повыше-ние резистентности организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и сущест-венное экономическое значение. Особенно актуальной остается проблема повышения уровня здоровья детей, проживающих на Севере и приравненных к нему местностей.

Основные принципы адаптирующих закаливающих ме-роприятий.

  1. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  2. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали-вающих мероприятий.
  3. Занятия должны осуществляться систематически.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга-низма ребенка и его возраст.
  5. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за-каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  6. Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  7. Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  8. Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз-личным участкам тела.
  9. Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис-пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  10. При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.

При проведении закаливающих мероприятий целесообразно вы-делять 3 группы детей:

1 - здоровые, ранее закаливаемые дети;

2 - здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из «группы риска»);

3 - ослабленные дети (часто болеющие, с хр. очагами ин-фекции, реконвалесценты заболеваний).

При назначении закаливающих процедур детям 2 и 3 групп начальная и конечная температура воздействующих факторов должны быть на 2-4 о С выше, чем для детей 1 группы, а темп ее снижения более медленным.

Выделяют 3 режима закаливания:

Начальный - тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательна закаливаю-щие теплом);

Оптимальный - стандартная методика;

Специальный - интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям 2 группы закаливание проводят с начального peжима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям 3 группы длительное (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закалива-ния нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длитель-ности воздействующих факторов с учетом состояния здоровья.

Временными противопоказаниями являются: острый пери-од заболевания, обширные поражение кажи, тяжелые травмы.

После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется на 2-3 о с па сравнению с температурой последних процедур. При прекраще-нии закаливания на 10 дней и более рекомендуется возвращаться к начальной методике закаливания.

Температурный режим помещения

Для детей старше года температурный режим закрытого помещения составляет, как и для взрослых, от + 17° до + 19°С.

В осенне-зимнее время проветривание помещения необходима проводить 4-5 раз не менее, чем па 10 - 15 минут. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При откры-вании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; да-лее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит из помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. При этом воздухообмен осуществля-ется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая снижается на 2 - 3° С. В теплое время года окно или форточку можно держать открытыми на протяжении всего дня, на ночь необходимо закрывать окна, поскольку ночью тем-пературу в комнате проконтролировать труднее.

Прогулки на свежем воздухе

Прогулки, сон на свежем воздухе могут быть назначены детям в летний период, спустя 2 недели после выписки ребенка из родильного дома. Начинать гулять с ребенком необходимо в сухой и теплый, недождливый день; в холодное время года - при температуре воздуха не ниже 5°С.

Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день па. 2,5 - 3 часа. В холодное время гада прогулки при температуре не ниже - 15 - 16°С. В условиях Крайнего Се-вера, для детей в возрасте 1 года прогулки осуществляются при температуре воздуха не ниже - 15°С, для детей 3-4 лет - не ниже 30 0 С при силе ветра, не превышающем 5 м/с. При возрастании силы ветра до 10 м/с допустимая температура воздуха - 25° С. Дети 5 - 7 лет могут гулять и при температуре - 35°С (при силе ветра 5 м/с). Продолжительность прогулок составляет 15 - 30 минут.

Зимняя прогулка составляет 1,5 - 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 - 20 минут, далее - подвижные игры 25 - 30 минут, сменяющиеся спокойными играми. В конце дети играют 20 - 25 мин. спокойно.

Неспецифические водные процедуры

Гигиенические ванны для детей раннего возраста стали применяться с середины XIX века. Применение гигиенических ванн мажет быть использована и как закаливающая процедура. Температура помещения, где проводится гигиеническая ванна, должна быть в пределах 20 - 21 О С. Температура воды в ванне для детей первых 3-х мес. жизни составляет 36,5 - 36°С, для детей второго полугодия жизни температура воды поднимается до 34 - 330 О С. Продолжительность гигиенической ванны 4-5 минут. В конце процедуры ребенка обливают водой, температура которой на 1-2°С меньше, чем вода в ванне. Для этого ребенка вынимают из ванны, поворачивают лицам вниз и сверху поливают на него воду из кувшина. Начинают обливать ребенка водой более низкой температуры с 4 мес.

В первые месяцы жизни лица ребенка умывают теплой во-дой, температура которой 32 - 33 о С. Затем постепенно снижают температуру воды. Начиная со второго полугодия жизни, моют не только лицо и руки, но и шею, и верхнюю часть груди. Сразу после умывания ребенка обтирают насухо полотенцем до неболь-шого покраснения кожи. Начиная с 2-3 лет, детей умывают водой комнатной температуры, постепенно снижая ее до 18 - 190°С.

Важно приучать детей ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Сначала можно ходить в легкой обуви, открытой сверху, затем в носках (сначала толстых, потом тонких) и далее босиком (желательно в летнее время).

Рациональная одежда

Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает пере-охлаждение и, что не менее важно, перегревание детей.

При температуре воздуха + 21 + 22°С ребенка первых меся-цев жизни во время бодрствования необходимо одевать в легкую распашонку и байковую кофточку.

При температуре воздуха в комнате + 21 + 22°С ситцевую или байковую шапочку носят только до 2-х-недельното возраста.

Детям 4-6 лет в помещении необходимо надевать одежду в 3 слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову - панамку, на ноги - сандалии без носков.

Ниже приведена схема одевания детей раннего возраста при различной температуре воздуха в безветренную погоду.

Рациональная одежда детей в зависимости от температуры помещения

Температура помещения

Одежда

2ЗС и выше

1-2-слойная одежда: тонкое хлопчатобумажное белье, легкое х/б платье (рубашка) с короткими рукавами, носки, босоножки

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфлн

2-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, колготки или гольфы, тyфли

З - слойная одежда: хлопчатобумажное белье, хлопчатобумажное или полушерстяное платье (рубашка) с длинными рукавами, трикотажная кофта, колготки, тyфли или теплые тапочки

Рациональная одежда детей во время прогулки: в зависимос-ти от температуры воздуха

Рациональная одежда детей при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года

После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми.

Если ноги становятся холодными необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время: поверх ватного одеяла пок-рывают еще одним одеялом.

Таким образом, рациональное проведение неспецифи-ческих закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению дальнейших - уже специаль-ных закаливающих мероприятий.

Специальные закаливающие воздействия

Специальные закаливающие процедуры требуют не только полного здоровья, но и, в. отличие от неспецифических закали-вающих процедур, большей исходной устойчивости, резистент-ности организма к средовым факторам. В этой связи специаль-ные закаливающие процедуры не проводятся с недоношенными детьми в первые 2 мес. жизни.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Они начинаются с 2-х мес. возраста. Через 1-2 недели после проведения воздушных ванн начинаются мероприятия закаливания водой. Влажные об-тирания начинают не ранее, чем в 2-3 мес., обливания - с 3-4 мес. Гимнастику и массаж детям вводят с 1,5 мес. возраста.

Воздушные ванны

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая проце-дура - воздушная ванна. Фактически она начинается еще в ро-дильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

Помимо сугубо температурного воздействия на организм, воздух диффундирует через кожу, и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показа-тели деятельности нервной системы, улучшаются сон, аппетит.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воз-действия на организм по сравнению с водными процедурами - обливанием, обтиранием, плаванием. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз меньше, а теплоемкость его - в 4 раза меньше, чем воды.

Начинают про ведение воздушных ванн при температуре помещения 20 - 22°С, в дальнейшем температура может быть снижена постепенным уменьшением до 19°С для детей в воз-расте 1-2 лет. Длительность первых процедур - 1 минута. Через каждые 5 дней длительность воздушных ванн увеличивают на 2 минуты. Дети до полугодовалого возраста могут принимать воз-душные ванны до 15 минут, после полугодовалого возраста - до 30 минут 2 -3 раза в день.

Проведение воздушных ванн, как и прочих специальных закаливающих процедур; целесообразно осуществлять утром, либо в вечернее время (в 17 - 18 час.), спустя 30 - 40 мин. после кормления, когда у ребенка определяются высокий исходные энергетические траты, высокий уровень метаболизма и способ-ность мобилизовать энергетические и пластические ресурсы для осуществления адаптивных реакций.

Дети старше 1,5 лет обычно принимают воздушные ванны во время утренней гимнастики. При этом температура воздуха может быть понижена после предварительной адаптации до 16°С. Следует отметить, что длительность проведения" воздуш-ных ванн для детей дошкольного возраста необходимо увеличи-вать постепенно, начиная с обычной комнатной температуры.

Детям, плохо переносящим снижение температуры среды, плохо адаптирующимся к закаливающим мероприятиям, необ-ходимо постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепенно обнажать тело. При этом в начале обнажают руки, затем ноги, далее обнажают тело до пояса, и лишь затем ребенка можно оставить в трусах.

Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних - 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со-ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Закаливание и адаптация к водной среде

Использование воды для увеличения адаптационных. воз-можностей развивающегося организма весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста.

Основными факторами воздействия воды на организм яв-ляются температура, гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества (соленые, хвойные и др. ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих проце-дур, поскольку можно легко дозировать и равномерно распределять температурное воздействие на тело ребенка.

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание, плавание.

Обтирание и обливание могут быть местными и общими.

Методика проведения водных процедур (обтирание и обливание)

Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом- воздушные ванны и обтирание ребенка сухой рукавицей, сухим полотенцем.

Основной методический принцип обтирания сводится к тому, что вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные. Далее переходят к обтиранию туловища. Обтирание сухой рукавицей следует проводить до появления на коже легкой красноты. С месячного возраста можно перейти к водным процедурам для закаливания ребенка.

Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью рукавицей, куском чистой фланели. Сначала обтирают верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от стопы к бедру, далее грудь, живот, и в последнюю очередь, спину. Важ-но помнить, что каждую часть тела после обтирания необходимо вытереть насухо до легкого покраснения - точно так же, как и при сухом обтирании. Длительность сухой процедуры 1 - 2 минуты.

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет +32 о С, для детей 5-6 лет +30°С, для детей 6-7 лет + 28 о C. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 о С и доводят до +22 о С летом и до + 25 о С зимой для детей 3 -4 лет, до +20 о С и +24 о С - для детей 5-6 лет до +18°С и 22 0 С - для детей 6 -7 лет.

По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет. После перерыва водных процедур их возобновляют так же, как и начинали: вначале проводят сухие обтирания и лишь затем влаж-ные. Температура воды при влажных обтираниях после возоб-новления процедур соответствует начальной, и затем ее снижают более быстро, чем при начальном воздействии воды. В случае, если начало водных процедур приходиться на возраст 1-3 года, температура воды составляет 33 о С - 34 о С. Снижение темпера-туры должно осуществляться через неделю на 1 о С и доводится до +25 - 26 о С. Спустя 2 недели от начала влажных обтираниий можно назначать местные ножные ванны.

Методика проведения ножных ванн

Обливание ступней и голеней начинают с температуры воды + 28 о С далее охлаждают ее из расчета 1 о С в неделю. Ниж-ние пределы температуры воды +20 о С. для детей 3 лет ее снижа-ют до +18°С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 15 - 20 минут.

Обливания осуществляют следующим образом: на дно ванны кладут решетку из дерева или пластмассы; время процедуры 20-30 сек; подбирают температуру воды путем ее смешивания; по окончании обливания ноги ребенка насухо обтирают, а растирают до легкого покраснения кожи. При отсутствии ванны обливание можно осуществлять в тазу, ведре, любом резервуаре. Воду набирают и смешивают в кувшине.

Закаливающие процедуры бывают местные и общие. К общим закаливающим процедурам относят общие обливания, плавание.

После адаптации ребенка к процедуре обливания ног необходимо перейти к общему обливанию.

Методика проведения общих обливаний водой

Общие обливания - процедура, требующая от ребенка достаточной устойчивости к снижению температуры среды. В методике обливаний важно знать, что во время процедуры голову не обливают. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее - грудь и живот, в последнюю очередь - левое и правое плечо. После процедуры ребенка вытирают насyxo. Температура воды при первых сеансах обливания для детей до 1 года равна + 36 о С. Каждую неделю снижение температуры на 1 о С и доводят до 28 о С.

Детям от 1 до 3 лет обливания проводят водой с температурой 34 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 28 о С зимой и 24 - 25 о С летом. Для детей дошкольного возраста начальные температуры воды при обливании 33 о С, постепенно снижают ее на 1 о С в неделю и доводят до 22 - 24 о С. В холодное время года температура воды должна быть не ниже 24 о С, длительность обливания 30 с - 15 мин.

Если ребенок ранее не закаливался, то более эффективные процедуры, в частности водные, следует принимать с температуры воды более высокой, нежели указано выше.

В любом возрасте необходимо пройти весь путь закаливания, начиная, от неспецифических закаливающих мероприятий и переходя к специальным: воздушным ваннам местным обливаниям, общим обливаниям, душу, плаванию.



Возраст 1 - 3 года:

  1. Сон на воздухе при температуре от - 15 до + 30 о С.
  2. Воздушная ванна при смене белья после ночного и дневного сна, во время утренней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30°С.
  4. Умывание при температуре воды в начале закаливания +20 о С с дальнейшим снижением до +16 -18 о С. Детям старше 2 лет моют лицо, верхнюю часть груди и руки до локтя.
  5. Общее обливание после прогулки с начальной температурой воды 34-35 о С и дальнейшим снижением до +18 о С.
  6. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 36 о С, продолжительностью 5-6 минут, с пос-ледующим обливанием водой 34 о С.
  7. Летом 2-3 раза в день пребывание под лучами солнца, начиная с 5 -6 минут, доводя до 8 -10 минут.

Дошкольный возраст:

  1. Температура воздуха в помещении 19 - 17 о С.
  2. Воздушная ванна. продолжительностью 10 - 15 минут при смене белья после ночного и дневного сна, во время утрен-ней гигиенической гимнастики, умывания.
  3. Прогулка 2 раза в день при температуре воздуха от - 15 до + 30 О С.
  4. Дневной сон на открытом воздухе на веранде при открытых окнах круглый год.
  5. Умывание водой при температуре +14 -16 о С. Моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Дети старшего возраста обтираются до пояса.
  6. Общее обливание или душ после прогулки с начальной температурой воды 34-35 0 С и дальнейшим снижением до + 24 0 С.
  7. Обмывание ног водой перед дневным сном с начальной температурой воды +28 о С и постепенным ее снижением до 16°С.
  8. Общая ванна (2 раза в неделю перед ночным сном) при температуре воды 35 0 С.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности, которое обуславливает необходимость систематического проведения закаливания в ДОУ - комплекса мероприятий, направленных на тренировку организма дошкольников с целью обеспечения способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Реализация комплекса закаливания в детском саду:

  • гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
  • обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие - снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
  • повышение общих показателей здоровья - интенсивности роста, готовности к физической и умственной активности;
  • улучшение эмоционального состояния за счет нормализации обмена веществ и снижения уровня тревожности.

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

Снижение уровня восприимчивости организма к отдельным факторам окружающей среды, воздействие которых может провоцировать возникновение воспалительных процессов, обеспечивается за счет их многократного повторения с постепенным наращиванием интенсивности.

Ввиду вышесказанного обеспечение масштабного оздоровительного эффекта можно достигнуть только при условии реализации целостной системы закаливающих мероприятий в ДОУ , которые важно реализовать с соблюдением ряда важных принципов. К их числу следует отнести:

  1. Постепенность наращивания интенсивности воздействия. Чтобы активизировать защитные силы детского организма с сохранением актуальных показателей здоровья, следует сделать первые закаливающие процедуры щадящими, а впоследствии - постепенно увеличивать раздражители с учетом возрастного и индивидуального фактора. В связи с сезонными особенностями закаливание в группах детского сада лучше начинать в летнее время, когда среднесуточная температура воздуха максимально высокая, а резкие изменения других погодных показателей практически не наблюдается - это позволит предупредить обратный эффект оздоровления, вызванный реакцией организма на внешние раздражители.
  2. Последовательность. Главные факторы оздоровления - солнце, воздух и вода. Наиболее щадящее воздействие оказывают воздушные процедуры (проветривание помещений, дыхательная гимнастика), поэтому переходит к обтиранию влажным полотенцем, обтиранию можно только после привыканию малышей к воздушным ваннам.
  3. Систематичность. Прерывание или резкое изменение порядка проведения закаливающих процедур без серьезных оснований является недопустимым ввиду утраты достигнутого прогресса и нивелирования адаптационных процессов, как следствие - возникает необходимость возврата к щадящей программе закаливания.
  4. Комплексность. Оздоровительные мероприятия важно сочетать с образом жизни ребенка, чтобы обеспечить последовательное укрепление организма. Например, подвижные игры, экскурсионные прогулки, утреннюю гимнастику и другие виды физической активности, провоцирующие стимуляцию работы дыхательной системы, целесообразно сочетать с воздушными ваннами.
  5. Учет личностных особенностей. При организации комплексного закаливания в группе важно учитывать данные медицинских обследований и текущее психоэмоциональное состояние детей, а также принимать во внимание сведения, полученные от родителей.
  6. Положительное отношение дошкольников к закаливанию.

Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс.

Схема закаливающих процедур в ДОУ

При проведении закаливающих процедур в группах детского сада не рекомендовано привлекать к сеансам детей в следующих случаях:

  1. Если не прошло пяти дней с момента прививки, выполненной в рамках профилактических мероприятий, или выздоровления после болезни.
  2. Не минуло двух недель с момента обострение хронического заболевания.
  3. Вечером предыдущего дня ребенок жаловался на плохое самочувствие, у него поднялась температура тела.
  4. У дошкольника развился панический страх перед сеансами закаливания.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Виды закаливающих мероприятий в детском саду

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья дошкольников преимущественно проводятся с использованием природных факторов - воздуха, солнца и воды. Виды закаливания в ДОУ применяются с учетом возраста воспитанников, индивидуальной группы здоровья и сезонности, что обуславливает необходимость периодического корректирования графика процедур и систематического контроля самочувствия дошколят.

Все виды закаливающих процедур в ДОУ

Закаливание воздухом

Воздействие на организм воздушных потоков различной температуры является наиболее естественным и безопасным способом оздоровления. Воздушные ванны способствуют активизации обменных процессов в организме, улучшению аппетита, нормализации сна.

  • теплых (при температуре воздуха от + 20 градусов и выше) - они подходят всем детям без исключения;
  • прохладных (рекомендуемые температурные показатели - +16-19 градусов);
  • холодных (при температуре воздуха +15 градусов и ниже).

Оздоровление путем принятия прохладных и холодных воздушных ванн допускается только в режиме повышенной физической активности (во время ходьбы, выполнения простых физических упражнений).

Закаливающие процедуры на воздухе также выполняются в теплое время года (с мая по сентябрь): в ходе ежедневного приема дошкольников в группы, выполнения зарядки. В холодную пору закаливание воздухом осуществляется в спортивном зале, при выполнении планового комплекса физической активности.

Закаливание солнцем

Это наиболее эффективный вид оздоровления детского организма в летнее время, при дозированном проведении способствующий активизации обмена веществ и выработке серотонина - гормона радости. Ввиду высокого уровня загазованности воздуха в городах солнечные ванны с целью обеспечения максимальной пользы проводят в утренние часы, когда количество ультрафиолетовых лучей в спектре солнечного света превалирует над количеством инфракрасных.

Закаливание солнцем проводится на групповом участке. Длительность пребывания на солнце в начале курса оздоровления должна составлять не более 5-6 минут в день, постепенно длительность процедур увеличивают, доводя до 30-40 минут. Чтобы избежать недомоганий дошкольников, важно обеспечить соблюдение питьевого режима и строго следить за ношением детьми защитных головных уборов.

Закаливание водой

Водные процедуры показаны детям для укрепления защитных сил организма, перезапуска иммунных процессов, который происходит за счет активизации кровообращения и обмена веществ. Традиционно проводятся в утренние часы и после дневного сна.

Распространенные водные комплексы закаливания в детском саду :

  1. Обширное умывание - наиболее простой вид оздоровления, предусматривающий постепенное снижение температуры используемой воды (от +30 градусов до +16 градусов).
  2. Обтирание - способ физиотерапевтического воздействия, реализуемый с использованием мокрых полотенец или полотняных салфеток.
  3. Ножные ванны - обливание ступней прохладной водой с целью снижения уровня чувствительности к температурным показателям и профилактики простудных заболеваний. Проведение особо актуально в летнее время, на завершающем этапе дневной прогулки.
  4. Полоскание горла кипяченой водой - эффективный способ закаливания носоглотки, который можно реализовать в игровой форме. Для выполнения упражнения «Кукушечка» детям дают по 0,3-0,5 стакана воды (начальная температура - +28 градусов, постепенно снижают до комнатной). Полоскание выполняется в группах, часто с музыкальным сопровождением.

Дополнительно в детских садах с целью повышения эффективности типовых оздоровительных мероприятий и снижения показателей заболеваемости воспитанников в осенне-зимний период проводят особые процедуры, объем и содержание которых должны соответствовать актуальным санитарно-гигиеническим требованиям и контролироваться ответственным медработникам. К числу популярных методик закаливания в ДОУ относят:

  1. Солевое закаливание. Предусматривает кратковременное (до 2 минут) хождение дошкольников по коврикам, смоченным в едва теплом десятипроцентном растворе поваренной соды, после разогрева стоп на массажных поверхностях. Совмещение механического и химического воздействия на хеморецепторы, сосредоточенные в области стоп, способствует прогреванию конечностей, активизации защитных сил организма и является частью программы профилактики плоскостопия. К преимуществам метода следует отнести доступность, простоту включения в режим дня (солевое закаливание проводится после дневного сна), безопасность и эффективность.
  2. Хождение босиком. Это нетрадиционный оздоровительный метод, направленный на активизацию иммунных процессов, укрепление сводов стопы, при условии обеспечения приятных тактильных ощущений - нейтрализацию повышенной нервной возбудимости. Хождение босиком начинают у групповом помещении в теплое время года (первые 4-5 сеансов допускается только хождение в носках или по ковру), длительность занятий стартует от 4-5 минут и постепенно увеличивается до 15-20. Такой вид оздоровления можно совмещать с утренней зарядкой или физкультминутками. Через некоторое время, при отсутствии медицинских противопоказаний и наличии достаточной материальной базы, допускается организация хождения босиком на участке по мягкой траве, теплому песку, которые должны предварительно тщательно проверяться на наличие колюще-режущих предметов.

Группы закаливания в детском саду

Системная профилактика респираторных и простудных заболеваний среди детей дошкольного возраста предусматривает обязательный учет текущего состояния здоровья детей и индивидуальных особенностей развития - в противном случае усилия педагогов и родителей, направленные во благо, могут причинить серьезный вред и ухудшить самочувствие ребенка. В свете этого воспитанников на основании данных медицинских обследований разделяют на группы закаливания в детском саду :

  1. Первая - полностью здоровые дети и дошкольники, имеющие минимальные отклонения показателей здоровья.
  2. Вторая - малыши, ввиду наследственного или индивидуального фактора предрасположенные к частым простудным заболеваниям, ангинам, воспалениям.
  3. Третья - дети, которым из-за наличия в анамнезе острых или хронических патологий противопоказано выполнение стандартных оздоровительных процедур.

В связи с разделением детей на группы система закаливающих мероприятий в детском саду корректируется следующим образом:

  1. Закаливание дошкольников первой группы проводится согласно плану: воздействие начинается с минимальных раздражителей, интенсивность которых постепенно увеличивается.
  2. Для детей второй группы во избежание осложнений следует снижать температурные показатели факторов воздействия медленно, с постоянным контролем состояния (важно обеспечивать рабочую температуру закаливания на 2-4 градуса выше, чем для малышей первой группы здоровья). Воспитанникам с низкими показателями иммунной сопротивляемости целесообразно обрабатывать в ходе водного закаливания наименее чувствительные к холоду участки тела (кисти рук), постепенно расширяя границы воздействия. При этом водным процедурам обязательно должны предшествовать воздушные ванны, а обливанию - обтирание влажным полотенцем.
  3. Закаливание дошкольников, страдающих от хронических заболеваний, проводится по индивидуальной схеме, утвержденной с лечащим врачом, и только с согласия родителей.

График проведения закаливающих процедур в детском саду

Эксперты в области возрастного развития, ссылаясь на данные медицинских исследований, указывают, что устойчивость детского организма к длительному воздействию холода и других раздражающих факторов возможна только при условии последовательной и систематической реализации комплекса оздоровления. В свете этого целесообразно составление графика закаливающих процедур в детском саду - таблицы , в которой отражена последовательность и длительность организации такого типа досуговой активности детей.

Воспитателям важно понимать, что угасание иммунных рефлексов, для запуска которых потребовалось 2-3 месяца тренировки, происходит через 2-3 недели после отказа от активного оздоровления у взрослых, а у дошкольников - уже на 5-7 день. В свете этого нарушение графика закаливания не рекомендуется даже в случае выявления легких заболеваний - в таких случаях целесообразнее снижать интенсивность или характер нагрузки.

Примерный график проведения закаливающих процедур в детском саду

Закаливающие процедуры Возрастные группы
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Повседневное закаливание
Поддержание оптимального воздушно-температурного режима в групповых помещениях. От +22 до 18 градусов От +21 до 18 градусов
Сквозное проветривание. Выполняется исключительно в отсутствие дошкольников каждые 1,5 часа. Длительность проветривания - не более 10 минут.
Прием детей на улице. Осуществляется исключительно в теплый период года (с мая по сентябрь).
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия. В холодное время года организуются в групповых помещениях или физкультурном зале при температуре воздуха + 18 градусов. Летом целесообразно проведение занятий на свежем воздухе при условии отсутствия температурных экстремумов.
Воздушные ванны. Проводят на улице в утренние часы, когда фиксируются наименьшие показатели загазованности атмосферы.
Прогулка (в скобках указаны минимально допустимые показатели температуры воздуха). До -15 градусов До -20 градусов
Нормализация температурного режима в группе перед возвращением воспитанников с дневной прогулки. До +19 градусов До +18 градусов
Дневной сон. В осенние, зимние и весенние месяцы - после предварительного проветривания, длительность которого регулируется в соответствии с погодными условиями. Летом - без маек при открытых окнах (воспитатель контролирует отсутствие сквозняка).
Гигиенические процедуры. В течение дня.
Целевые упражнения (развитие дыхательной системы, профилактика сутулости, плоскостопия, переутомления). В рамках выполнения комплекса гимнастических упражнений, физкультминуток. В летние месяцы рекомендовано выполнение на свежем воздухе.
Специальные закаливающие мероприятия
Полоскание горла. Теплой водой Водой комнатной температуры Холодной водой
Ходьба босиком. По ковру, дорожке здоровья, солевым дорожкам, теплому песку.
Обширное умывание. Умывание лица, мытье рук до локтя после дневного сна с помощью воспитателя. Умывание лица, мытье шеи, груди, рук до локтя после дневного сна. Умывание, мытье шеи, груди, рук до локтя после сна и занятий физической культурой.
Ножные ванны, обтирания влажным полотенцем. В теплое время года после прогулки.
Солнечные ванны. Дозированно, в утренние или вечерние часы (до 9.00 или после 16.00).

Следует отметить, что график закаливающих мероприятий для старшей или подготовительной группы может быть значительно изменен и дополнен при условии достижения значительного прогресса в сфере систематического оздоровления и повышения показателей здоровья воспитанников. Так, целесообразно обеспечить разнообразие средств закаливания за счет чередования процедур, в том числе местного и общего действия, чтобы гарантировать высокий уровень устойчивости детских организмов к холоду и инфекционным поражениям в будущем.

Закаливающие мероприятия в ДОУ в летний период

Ввиду того, что оздоровительный эффект закаливания во многом зависит именно от характера воздействия комплекса внешних факторов, сезонный фактор при организации укрепления иммунитета воспитанников может быть использован максимально полно. В летний период проведение закаливающих процедур в ДОУ становится особенно актуальным ввиду простоты организации сеансов, их максимальной безопасности, возможности приобщить к участию в мероприятиях оздоравливающего характера как можно больше воспитанников.

Летом закаливание может стать одним из неотъемлемых элементов режимного процесса, способствующим реализации комплекса важных задач. Вот лишь некоторые из них:

  1. Внедрять эффективные профилактические меры, снижающие вероятность развития эпидемий в группах в осенне-зимний период.
  2. Приучать воспитанников чувствовать себя максимально комфортно в различных условиях, не боятся холодной воды и воздуха.
    Воспитывать целеустремленность, уверенность в собственных силах.
  3. Приобщать к здоровому образу жизни и непрерывной физической активности.

Летом правильная организация закаливающих процедур в ДОУ предусматривает ежедневное осуществление солнечных воздушных ванн в утренние часы, когда фиксируется наименьшая активность небесного светила и минимальные показатели загазованности воздуха. Дневную прогулку можно легко дополнить обтиранием, обливанием, хождением босиком и другими видами оздоровительной активности, которые помогут разнообразить детский досуг и сделать его более полезным. Вследствие реализации комплекса мер за летние месяцы в детском саду удается адаптировать организм воспитанников к температурным перепадам, что позволяет продолжить закаливание в группах и гарантировать низкие показатели заболеваемости.

Контроль закаливания в ДОУ

Проведение закаливающих мероприятий в детском саду регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13, предусматривающем дифференцирование использование природных факторов с обязательным контролем со стороны уполномоченных сотрудников. Ввиду того, что процесс оздоровления является комплексным и многоэтапным, целесообразно реализовать контроль закаливания в ДОУ на разных уровнях, что отражено в таблице.

Должностные лица, ответственные за организацию и анализ проведения закаливающих процедур в ДОУ Полномочия и обязанности
Администрация детского сада
  1. Осуществление координации деятельности педагогов, медицинского работника и других сотрудников по вопросам организации закаливания дошкольников.
  2. Контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и указаний представителей вышестоящих медицинских органов касательно порядка оздоровления детей.
  3. Обеспечение непрерывного обучения работников ДОУ методике проведения закаливающих процедур с учетом возрастных и личностных факторов детского контингента.
  4. Реализация мер, направленных на согласование единых мер закаливания детей с родителями, в рамках налаживания взаимодействия с семьями.
Медицинский работник
  1. Разработка графика закаливания дошкольников по сезонам, которая осуществляется после изучения медицинских документов каждого воспитанника, оценки его психофизического состояния.
  2. Сотрудничество с воспитателями в сфере организации закаливания в группах.
  3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам проведения сеансов оздоровления, в том числе в ходе групповых организованных бесед.
  4. Выполняет анализ закаливающих мероприятия в ДОУ , оценивания их эффективность и показатели прогресса на основании данных о заболеваемости дошколят.
  5. При необходимости - корректирует графики закаливания, ведет поиск новых способов сохранения здоровья малышей, не противоречащих санитарно-гигиеническим нормам.
Инструктор по физической культуре
  1. Определяет вид специальной методики закаливания для каждой группы, принимая во внимание актуальное физическое состояние детей.
  2. Сотрудничает с педагогами в сфере организации сеансов оздоровления в ходе режимных моментов.
  3. Ведет просветительскую работу, разъясняя на родительских собраниях важность систематического укрепления здоровья малышей и популяризации здорового образа жизни.
Воспитатели
  1. Выполняют комплекс оздоровительных процедур в группе согласно графику, руководствуясь врачебными рекомендациями и основываясь на актуальном самочувствии воспитанников.
  2. Способствуют формированию положительного отношения детей к закаливанию, создавая благоприятный эмоциональный фон при проведении сеансов.
  3. Контролируют соответствие одежды дошкольников температурным условиям в групповых помещениях, на улице.
  4. Отслеживают интенсивность факторов воздействия на каждого из детей, фиксируя в табеле уровень вовлеченности в процесс закаливания.

Таким образом, наблюдение за проведением закаливающих процедур в ДОУ выполняет практически весь персонал, гарантируя механизмы взаимоконтроля и активного взаимодействия. Основным показателем эффективности системы закаливания, реализуемой в детском саду, является снижение показателей заболеваемости, возрастание интереса воспитанников к различным видам физической активности и здоровому образу жизни.

Больше информации

Многие родители с волнением относятся к моменту, когда их малыш впервые пойдет в детский сад. Понимая, что без дошкольного коллектива ребенок не сможет полноценно адаптироваться к жизни в обществе и в будущем успешно осваивать школьную программу, они беспокоятся о том, чтобы малыш как можно меньше болел. Забота родителей прежде надежно защищала его дома от многих неблагоприятных факторов. Теперь ему придется привыкать к обществу ровесников, а также к новой обстановке, режиму дня, к изменениям в питании.

Для предупреждения частых недугов у детей, организовывают специальное закаливание в детском саду, позволяющее заметно сократить заболеваемость простудными и вирусными болезнями в группах. Оздоровительная программа является одним из важнейших разделов всей образовательной системы дошкольного учреждения потому, что в этом возрасте формируется иммунитет человека.

Здоровье дошкольника зависит от многих факторов: наследственности, условий и образа жизни, соблюдения режима дня и питания, иммунитета. Действия по оздоровлению ребенка и созданию у него невосприимчивости к бактериям и вирусам являются важным направлением работы, осуществляемым совместно родителями и сотрудниками дошкольных учреждений. Еще в древности закаливание считалось важнейшим условием сохранения здоровья. Оно необходимо в любом возрасте. Закаленный малыш не только легче справляется с неблагоприятными условиями, но и у него нормализуется нервная система, он становится более спокойным и выдержанным, эмоционально устойчивым.

Закалка представляет собой специальный тренинг, воздействующий на человека с помощью различных природных условий: воздухом, водой, солнцем, изменением температурного режима с целью повысить ресурсы здоровья и стойкость к негативному влиянию этих условий. Обычно закаливание рассматривается как способ приближения образа жизни человека к природному, возрождение врожденных охранных возможностей организма.

Детский сад комплексно подходит к оздоровлению дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности. Элементы программы оздоровления детей входят в ежедневный распорядок садика. Кроме того, закалка воспитывает малышей, вырабатывает у них характер и волю. Выносливые ребята гораздо реже хворают.

Формы закаливания и его задачи

Компоненты закалки включаются в дошкольном учреждении в воспитательные занятия и быт. Повседневно проводятся различные закаливающие процедуры. На протяжении длительного времени создано много вариантов оздоровления, начиная с облегченных и незатейливых до трудоемких и усиленных. Однако и в наше время считают самыми оптимальными средствами те, которые предоставляет природа. Закаливанием стоит заниматься на протяжении всей жизни, начиная с младенчества. Оно является важным элементом для любого человека, стремящегося сохранить здоровье. Но особенно значима его ценность для дошкольников, которые подвержены резким изменениям внешней среды, чувствительны к перегреванию или переохлаждению.

Выбор форм и приемов закалки обусловлены возрастом детей. Упражнения, подходящие и полезные малышу 5 лет, становятся непосильными и даже опасными для 2-х летнего крохи. С самого рождения закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях обязаны проводить родители.

В детском учреждении воспитатели руководствуются конкретными задачами:

  • повышение иммунитета ребенка, его противостояния простудным болезням;
  • умение детей комфортно ощущать себя при перемене обстановки;
  • воспитание необходимости дышать свежим воздухом и не опасаться прохладной воды;
  • формирование умения справляться с трудностями.

Важнейшие принципы закалки

Система закаливания детей дошкольного возраста имеет свои правила, отступать от них не стоит. Оздоровление реализуется согласно определенному порядку. Если его не выполнять, то оздоровление будет носить нерегулярный характер и не принесет пользы здоровью. Желательно начинать закалку в теплое время года, когда нет резкого перепада температур и дополнительного риска простуды. Ребенок должен быть полностью здоров. Продолжительность и усиление нагрузки оздоровительных процедур следует наращивать постепенно, чтобы они были посильны ребенку, чтобы малыш не переутомлялся и не потерял желание их выполнять. Процесс закаливания должен носить систематический, а не эпизодический характер.

К основным принципам закаливания относятся:

  • постепенность;
  • последовательность процедур;
  • систематичность;
  • комплексность проводимых мероприятий;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • положительные эмоции ребенка в ответ на процедуры.

Выполнение первого принципа очень важно для дошкольников. Нагрузка должна увеличиваться поэтапно, начиная с минимальной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, без перегрузок. Сильные раздражители в отсутствии предшествующей подготовки приводят к негативному итогу. Положительные результаты приносят правильное распределение и поэтапное усиление нагрузки. Процедуры необходимо проводить последовательно: вначале рекомендуется прием воздушных ванн, а затем водные процедуры.

Методичность предполагает не только регулярные мероприятия. Привычка против раздражителя вырабатывается только тогда, когда он работает неизменно на протяжении длительного отрезка времени. Перерывы в осуществлении сеансов не позволят закрепить результат.

Закалка не будет сбалансированной, если занятия проводятся, а другие условия нарушены, например, ограничиваются прогулки детей или их кутают не по сезону. Соблюдение комплексности мероприятий позволяет всесторонне закаливать детей. Необходимо поддерживать закаливающие мероприятия режимом дня, прогулками на свежем воздухе, физкультурными упражнениями, активными движениями.

Очень важно также учитывать индивидуальное своеобразие каждого малыша. К впечатлительным и чувствительным детям применяют более щадящие и бережные приемы, используя их осторожно и благоразумно, подбирая их с учетом всех нюансов. Совершенно игнорировать оздоровление даже для таких детей не стоит. Схема закаливания детей дошкольного возраста позволяет найти для них специфические варианты.

Сами дошкольники должны активно участвовать в занятиях по закаливанию, знать их последовательность и приемы. Кроме того, очень важны их интерес и увлеченность. Процедуры должны нравиться, доставлять им удовольствие. Эффект будет негативным, если малыш расстроен или переутомлен. Следует организовать плодотворную атмосферу, сформировать игровой настрой, подкрепить это можно музыкальным сопровождением, отрегулировать мотивацию на получение удовольствия, бодрости и замечательного самочувствия. Значительную роль играет персональный образец взрослого наставника. Если родитель или воспитатель не любит прогуливаться на свежем воздухе или опасается прохлады, едва ли у него получится воспитать закаленного ребенка.

Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду выполняется упорядоченно. Этим в них воспитывается организованность и умение жить в социуме, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Да и просто им нравится групповое выполнение процедур: им интересно и весело.

В особенности продуктивна методика закаливания детей дошкольного возраста, применяющая солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Закаливание воздухом

Началом методики воздушного закаливания является вентиляция помещения, после которого, помимо поступления свежего воздуха, происходит снижение температуры на 1°С или больше. Проветривают комнаты в теплое время непрерывно, а в прохладное не меньше 3 раз в день.

Самая щадящая операция – воздушные ванны, их рекомендуют начинать, частично обнажая малышу руки и ноги в момент зарядки. Постепенно снимают все больше одежды и увеличивают длительность ванн, доводя до 5-8 минут. Температуру воздуха следует поэтапно снижать на 1°С каждые 2 или 3 дня, и в результате общее снижение достигает 5°С. Следует внимательно наблюдать за симптомами охлаждения, чтобы чувствительные дети не ощущали дискомфорта.

Дневной сон без маек и заправка кроватей в трусиках тоже помогают закалке детей. Одним из видов закалки считается хождение босиком. Это механический и тепловой массаж ступней, который начинается в теплое время по тщательно расчищенному участку, поэтапно увеличивая длительность до 10 минут при температуре 22°С. После этого разрешается переходить к хождению босыми ножками в группе, сначала в носочках. Перед дневным сном разрешается дойти до своей кроватки по полу, затем время увеличивается до длительности игрового физкультурного часа.

Водяное закаливание

Чтобы малыш не испытал шока и сумел приспособиться, закалка водой тоже начинается с едва ощутимого воздействия, заменяемого в скором времени более серьезным. Самым щадящим считается обтирание влажным полотенцем, по окончании которого, ребенка растирают насухо, начиная с рук и ног. Локальной процедурой является обливание водой ножек. Проводится оно при температуре не ниже 20°С.

К локальным мероприятиям относят ручные и ножные ванночки. Первые можно организовывать в игровые моменты. Ванночки для ножек оказывают не только местное, но и общеукрепляющее действие на всего малыша. Их рекомендуют осуществлять с полутора лет. Теплоту воды понемножку снижают на один градус каждые 5 дней, доводя до 20°С. Длительность такой процедуры колеблется от 1 до 3 минут. Ножки детей должны оставаться теплыми.

Наиболее мощным инструментом закалки считается душ. На кожу ребенка действуют крепкие струйки воды, текущие под давлением и возбуждающие малыша. Преимущественно такой душ идет на пользу вялым и заторможенным детям, которых следует взбодрить. Такая процедура целебно влияет на нервную систему, помогает спокойному сну, повышает аппетит.

Солнечное закаливание

Солнечные ванны представляют собой сильное средство закалки. Они действуют общеукрепляюще, ускоряют обменные процессы, улучшают настроение, нормализуют кожный тепловой обмен. Однако солнечные ванны нужно использовать с осторожностью, не забывая об индивидуальности ребенка. Процедуры проводятся во время двигательной активности, но игры подбираются сдержанные, увеличивают их продолжительность постепенно, не доводя до перегрева. Детям необходимо иметь светлые головные уборы.

Закалять малышей следует с самого младенчества, закладывая невосприимчивость к различным простудным заболеваниям, предотвращая последствия всяческих недугов. Да и с самими заболеваниями быстрее справляются закаленные дети. Осуществляемая в детском садике закалка, использующая все методы природы, помогает ребятам поступить в школу, имея крепкое здоровье, что позволит им не пропускать занятия из-за болезней. А общее оздоровление сделает маленького человечка динамичным и энергичным участником общества.

1) Закаливание воздухом.

Воздух - наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха, закаливание совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период - еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, гимнастикой, подвижными играми. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Хождение босиком - хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 - 3 мин до 10 - 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 - 22°С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 - 7 лет рекомендуется проводить ут­реннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

Так же оздоровляющее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна и прогулок.

2) Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 нм, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны более 760 нм) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 нм). Биологическое влияние на живой организм оказывают главным образом ультрафиолетовые лучи.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина D вырабатывается активный витамин D. Изменяется общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и сопротивляемость к различного рода заболеваниям.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог I степени, при более длительном его воздействии могут образоваться пузыри (ожог II степени) и даже омертвение кожи (ожог III степени). Солнечные ожоги кожи даже I степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ван­нам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 - 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40-50 мин.

В осеннее и зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно-кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре-декабре и в марте-апреле (15 - 20 процедур), обязательно без перерывов. При облучении необходимо обеспечить правильную дозировку ультрафиолетовых лучей, защитить глаза детей и персонала темными очка­ми, а также строго наблюдать за реакцией каждого ребенка. Эти процедуры, которые проводит медицинский персонал, являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями.

3) Вода как фактор оздоровления и закаливания.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса), и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 - 36°С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето. Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании, на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн - еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж, способствует её лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 - 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20°С, от 2 до 3 лет - до 16 «С, для детей 3 лет и старше - до 14 «С.

Детям 2 - 3 лет моют лицо, кисти рук, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20°С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см). На каждое обливание расходуется 2 - 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 - 20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30°С, а затем ее снижают через каждые 1 - 2 дня на 2°С. В дошкольных группах пользуются водой началь­ной температуры также 30°С, снижая ее через каждые 1 - 2 дня на 2 «С и постепенно доводя до 18 - 16°С.

Обливание ног с использованием воды контрастных темпера­тур можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возрастает. На контрастное обливание переходят и в период неблагоприятной эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при температуре воздуха в групповых помещениях ниже 20°С.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35 - 36°С), а затем сразу прохладной (24 - 25°С), после чего вновь теплой водой (35 - 36°С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40°С, а прохладной снижают до 18°С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24 - 25°С) и переходя к воде температуры 35 - 36°С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания - сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30 - 40 мин после приема пищи.

Обтирание можно начинать с раннего возраста, но грудным детям и ослабленным воспитанникам старшего дошкольного возраста перед обтиранием водой в течение 1 - 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения ее. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек обтирают отдельно. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

С 5 - 7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Так же используются такие виды закаливания как полоскание рта, носа и горла холодной водой.

Примерная температура воды для обтирания

4) Хождение по массажной дорожке

В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела.

Всем известно, что очень полезно для детского организма. Эти процедуры способны повысить защитные силы организма, увеличить стойкость к инфекциям и перепадам температур. А поскольку большую часть времени малыши проводят в коллективе, то закаливание детей в детском саду является обязательной мерой.

Основной целью закаливания малышей в детском саду является оздоровление и профилактика простудных и инфекционных заболеваний.

Виды и системы закаливания в детском саду

Организация закаливания в детском саду предполагает следующие основные правила - постепенность и регулярность.

В отечественных детских образовательных учреждениях (в доу) самые популярные виды закаливания - это водные и воздушные процедуры. Остановимся на них подробнее.

Процедуры воздушного закаливания в детском саду предполагают:

  • поддерживание постоянной температуры воздуха в помещении (игровая комната и спальня) в пределах 18-22°С;
  • относительную влажность воздуха 40-60%;
  • ежедневные прогулки при безветренной погоде до -5°С;
  • сквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке;
  • физические упражнения при открытом окне (контрастное воздушное закаливание).

Водное закаливание - еще один эффективный метод. Он включает в себя следующее:

  • растирание влажным полотенцем;
  • полоскание горла прохладной водой;
  • ванночки для ног с постепенным снижением температуры воды и увеличением времени.

Из методов нетрадиционного закаливания в детском саду можно отметить солевое закаливание. Оно состоит в следующем. Ребенок в течение нескольких минут ходит по «дорожке здоровья» , накрытому смоченной 10%-ным солевым раствором салфеткой, потом столько же времени ходит по сухой поверхности, затем процедура повторяется. Такое чередование придаст необходимый контраст, а участие соли и массажных элементов способствует закаливанию кожи стоп и профилактике плоскостопия.

Следует отметить, что все описанные выше процедуры по закаливанию в детском саду следует начинать летом. Стартуют постепенно, медленно снижая температуру и увеличивая длительность каждой процедуры. Комплексы закаливания в детском саду всегда находятся под контролем медицинского работника. За три летних месяца детский организм привыкает к прохладе и контрасту, и к осени сопротивляемость детей вирусным инфекциям становится значительно выше.

По этой причине закаливание целесообразно проводить не только в будние дни, но и дома в выходные. Для этого достаточно соблюдать как минимум соответствующий режим дня и температурный режим помещения, также желательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Кроме собственно закаливающих процедур, огромную роль в оздоровлении детей играет режим дня. Это приемы пищи, прогулки и сон ежедневно в одно и то же время и в одних и тех же условиях. В каждом детсаду существуют медицинские требования в отношении микроклимата в помещениях группы (они одинаковы для всех и обязательны к соблюдению). А поскольку закаливание - это целый комплекс мер, то в идеале оно должно носить индивидуальный характер, учитывая состояние здоровья каждого ребенка. Как вариант - это разделение детей на две группы (абсолютно здоровых и тех, кто недавно переболел или только начинает закаливаться).

Родители относятся к закаливанию по-разному: кто-то за, кто-то против. Но если вы отдаете своего ребенка в сад, будьте заранее готовы к тому, что ваш малыш будет находиться в коллективе и, соответственно, соблюдать все требования. В этом нет ничего страшного или плохого, а вот польза закаливания очевидна.

Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...