Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Методы воспитания школьников

2. Общая характеристика методов воспитания

Воспитание обеспечивается совокупностью применения всех методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения.

Метод убеждения - основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников - формирования их мировоззрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении.

Метод убеждения апеллирует куму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от степени заинтересованности в этом ученика, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов - своему жизненному опыту, и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объективную информацию,разъяснение и гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании нашего общества.

Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании школьников не оставалось никаких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усилиями устанавливают истину.

Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно поданной учителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приводить и произвольно, но на основе этого обычно делаются совершенно неправильные, необъективные выводы.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой, "проповедь действием" особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить школьников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.

Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа, или посредством организации совместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Упражнение в воспитании - это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических

задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе. А.С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно "создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек".

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отрегулированного поведения детей в типичных ситуациях, соответствующего их привычному нравственному сознанию, действиям и поступкам. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положительные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскрывает степень их воспитанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учебной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят занятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельности, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поэтапное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример - понятие конкретно историческое. Позитивный пример в нашем понимании - это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, приемы и способы достижения целей деятельности, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном отношении особенно ценны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития качеств личности (коллектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вызывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьников к "примеру" выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомнительными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

  • примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);
  • примеры опосредованного влияния (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего государства, трудового героизма, примеры из литературы и искусства).

Поощрение в воспитании - это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы воспитуемых, их позитивную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых людей, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере нравственного созревания учащихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности. От воспитателя во многом зависит действенность поощрения школьников. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего класса, одобрение, похвала, призыв следовать примеру лучших - все это различные приемы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требуют от воспитателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Одобрение - простейший вид поощрения. Воспитатель выражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня - благодарность, награждение и т.д. - вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях - это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснованно, т.е. объявляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в учебе, если оно направлено на повышение качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных детей к деятельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к школьникам, постановкой перед ними более сложных задач.

Принуждение в педагогике - это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, надо убедить, а потом принудить. Категорические требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последними, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить

за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений преподаватель обязан разобраться.

Отрицательно воспринимают ученики необоснованные угрозы применить репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок исполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других школьников, организовать осуждение провинившегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старание учеников, стремление реабилитировать себя.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества. Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию.

Реакция на наказание обнаруживает черты характера воспитуемого, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с людьми.

Воспитание, как уже говорилось, должно осуществляться и в ходе обучения, и в непосредственной взаимосвязи с ним. Поэтому последнее должно носить воспитывающий характер. В связи

с этим всегда нужно говорить о реализации воспитательных задач в процессе обучения, т.е. о воспитывающем обучении, когда в его ходе достигается органическая связь между приобретенными учащимися знаниями, навыками, умениями, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

И.Ф. Гербарт, основатель теории "воспитывающего обучения", подчеркивал, что обучение является главным и основным средством воспитания.

"1. На начальном этапе образования необходимо создавать у детей такие представления, которые помогут им усвоить последний учебный материал, - писал он. - 2. Перед объяснением нового следует вызвать в умах учеников те представления, которые важны для усвоения этого материала. 3. В преподавании следует широко пользоваться наглядностью. 4. Обучение не должно быть слишком трудным, но и излишняя легкость только вредит делу".

Дидактический аспект воспитывающего обучения достигается общностью целей развития ребенка и реализацией взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций педагогического процесса. Развивающий аспект воспитывающего обучения предполагает расширение объема усваиваемого воспитанниками содержания учебного материала. Организационный аспект обучения обеспечивает увеличение числа и усложнение характера связей, устанавливаемых в сознании учащегося между элементами содержания учебного материала. А воспитывающий аспект обучения ориентирует целенаправленное формирование личностного отношения ученика к содержанию преподносимого ему материала и к действительности в целом.

  • том, что каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании мировоззрения учащегося;
  • соединении учебной и других видов деятельности учащихся;
  • активизации познавательной и практической деятельности учащихся, усилении роли практических работ, способствующих сознательному усвоению знаний и создающих условия для их творческого применения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные цели воспитания.
  2. В чем заключаются функции воспитания?
  3. Покажите роль и значение принципов воспитания.
  4. Какие существуют виды воспитания?
  5. Назовите и охарактеризуйте методы воспитания.
  6. В чем состоят особенности взаимосвязи воспитания и обучения?
Обратно в раздел

В своей педагогической практике многие педагоги очень часто сталкиваются с одной проблемой – неуважением, а зачастую и с игнорированием внушений и нравоучений педагога. Это связано со снижением авторитета педагога. Как же повысить свой авторитет и внушить ученикам, что личность педагога достойна их уважения? Давайте задумаемся, отчего вообще возникают подобные проблемы. Педагогический коллектив обладает своей инфраструктурой, в которой на первый взгляд все просто – есть руководитель учебного заведения – директор, есть ответственные за обучение, за воспитание, есть кураторы в каждом классе – классные руководители. На самом деле эта система имеет более сложную структуру и основана она на взаимоотношениях всех членов школьного сообщества, включая учеников. Ведь школьники тоже являются полноправными членами этого сообщества, они также имеют право высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения и должны подчиняться принятым в школе нормам и правилам.

Заставить их делать что-то против их воли невозможно, но воздействовать другим способом вполне реально. Бить на жалость бессмысленно, современная молодежь беспредельно цинична и хладнокровна. Уговаривать и внушать, приводя веские аргументы в духе библейских сказаний тоже малоэффективно. Поможет только личный пример. Работа в школе сейчас перестала быть такой престижной, какой она была хотя бы двадцать лет назад, педагоги получают мало, а требования к их работе возросли в несколько раз. Очень сложно порой бывает держать себя в форме и чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ученики очень хорошо чувствуют эту неуверенность, и стоит только учителю дать слабину, как они тут же перехватывают инициативу в свои руки.

Особенно хотелось бы сказать об этике общения педагогов, как между собой, так и с учениками. Директору школы ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не следует делать замечание преподавателю. Тем не менее, многие руководители этим грешат, поднимая при этом свой авторитет и снижая авторитет педагога. Учителя при общении в присутствии своих подопечных должны называть себя официально, по имени-отчеству, избегая фамильярности, которая приводит к насмешкам со стороны учеников и также снижает их авторитет. Педагог ни в коем случае не должен вступать с учениками в словесную перепалку с оскорблениями и взаимными упреками, ибо это тоже снижает авторитет, причем безвозвратно.

Переходим к главному вопросу – о личном примере. Знаете, за что дети больше всего ненавидят взрослых? За лицемерие. Они могут простить беспочвенные упреки, непонимание, придирки, да все, что угодно, списывая это на возрастной барьер во взглядах на жизнь. Но лицемерия они простить не могут, ни за что. Если вы говорите ученикам, что надо уважать старость, а сами грубите бабушке своего ученика – это лицемерие. Если вы говорите, что нельзя обижать малышей, а сами бьете своего ребенка – это тоже лицемерие. Если вы говорите, что надо стремиться к знаниям, что в них сила, а сами боитесь подойти к компьютеру – и это тоже, как ни странно, лицемерие. Избежать лицемерия можно простым способом – надо просто всегда говорить правду. Если вы не верите в это, то лучше не лгать, обман раскроется рано или поздно.

Личный пример на самом деле творит чудеса. Когда ученик на уроке физического воспитания не может взобраться на канат, а учитель и сам не может этого сделать по причине своей тучности или хилости, то никакие уговоры и наказания не помогут. Только когда ученик увидит, что от него не требуют невозможного, что даже взрослый учитель может это сделать легко и непринужденно, только тогда он тоже захочет это сделать. И не просто захочет, он будет стремиться превзойти своего учителя. Разве не это главная цель педагогики? Это касается не только физической силы, но и умственных способностей, внешности, манеры поведения, уверенности в себе и прочего. Возможностей оказать впечатление и заслужить признание и доверие учеников предостаточно, для этого надо писать отдельную книгу.

Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, пользуются непререкаемым авторитетом. С них берут пример, на них равняются, их цитируют, о них говорят и даже нападки директора школы, о которых говорилось выше, не могут повлиять на их авторитет. Напротив, в такой ситуации, как правило, ученики оказываются на стороне своего авторитетного учителя и всячески осуждают любого, кто осмелится усомниться в его непогрешимости. Педагог должен отвечать за свои слова, поступки, но главное – он должен быть авторитетом для своих учеников. Не у всех педагогов это получается, бывают разные сложные ситуации, когда ситуация просто выходит из-под контроля, но стремиться к этому надо.

Личный пример педагога как метод воспитания

Метод воспитания на личном примере педагога наиболее естественный и эффективный из используемых методов в воспитательной практике.

Нравится ли нам, когда нас начинают «воспитывать»? Уверена, что большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. В современном обществе процесс воспитания всё чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека. Более того – с появлением ювенальной юстиции воспитывать стало и вовсе небезопасно. От учителей часто приходится слышать, что все усилия, прилагаемые для формирования личности того или иного «трудного» воспитанника не только не дают никаких положительных результатов, а порою и вовсе приводят к противоположному эффекту.

Антон Семёнович Макаренко считал, что «воспитывает всё: люди, вещи, явления». И я с ним полностью согласна. Воспитание человека непрерывно и продолжается с момента его рождения до смерти. Вот только, чем старше мы становимся, тем менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно уделить особое внимание формированию личностных качеств человека, пока он ещё не успел окончательно стать безнадёжно взрослым, своим примером. К сожалению, для нас - педагогов - основные моральные убеждения и характер ребёнка формируется ещё в дошкольном возрасте, и в общеобразовательное учреждение приходят маленькие люди с уже сложившимися ценностями. Но это совсем не значит, что нам остаётся только наблюдать и констатировать факт, что ученик жаден, неряшлив или безволен. Если родители не смогли должным образом вырастить своё дитя, то тем более возрастает воспитательная роль учителя. Хотя сейчас существуют даже противники воспитания, которые утверждают, что это не только «насилие над личностью», а вообще исключительно «субъективный процесс». Более того – «никто достоверно не знает, к чему в нём надо стремиться». Надеюсь, что это не так: чтобы совершить насилие над личностью, для начала надо эту личность хоть мало-мальски взрастить. А то, что это субъективный процесс, так что же в этом плохого? Все мы такие разные, и невозможно смотреть на мир по строгому стандарту.

Воспитание - целенаправленное формирование личности. Направлено оно в первую очередь на подготовку этой личности к последующей жизни в согласии с общепринятыми нормами поведения.

Обычно процесс воспитания состоит из следующих общеизвестных методов (по Макренко):

метод наказания (так называемый "кнут"),

метод поощрения (или "пряник"),

воспитание на личном примере.

Если мы хотим добиться от ребёнка определённого поведения, то наиболее быстрый эффект достигается путём введения системы табу и наказаний за нарушение этих запретов. Однако остаточный эффект такого способа, после прекращения его воздействия так же легко пропадает. С другой стороны, необоснованное вскармливание одними только «пряниками» делает из воспитателя заложника воспитуемого – прекращение «кормёжки» грозит бунтом. Кроме того, современная действительность практически свела на нет возможность какого-либо наказания детей в рамках общеобразовательной школы, а поощрение без возможности соразмерного наказания только развращает человека.

Поэтому в сложившихся условиях на первый план выходит самый незаметный, трудоёмкий и медленный в достижении ожидаемого результата личный пример педагога . На мой взгляд, это наиболее действенный способ, так как именно он заложен в основе самой природы воспитания.

Дети очень любят подражать. Но подражают они не всем, а только тем, кто вызывает у них уважение, любовь и доверие. К какой модели поведения будет стремиться этот малыш? Сможет ли школьный учитель или воспитатель личным примером привить навык модели, зародить интерес ребёнка к ценностям? Что доступно педагогам в такой непростой ситуации? Стать тем объектом уважения, любви и доверия, которому дети будут готовы подражать.

Как? И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. Возможно, на определённом этапе жизни мы опрометчиво решили, что уже достигли своих вершин, и дальнейший рост больше не является для нас жизненно важной необходимостью. Достаточно закрепиться на достигнутом и не сдавать позиций. Но это только лишь заблуждение, которым мы успокаиваем себя. Жизнь – это непрерывное движение. Или вверх и вперёд или вниз и назад. Когда мы думаем, что стоим на месте – на самом деле мы медленно деградируем. Изменить другого человека прямым воздействием на его волю – это задача не для педагога. Реально мы можем изменить только одного человека – самого себя. И стать примером для подражания.

Как показали исследования, многочисленные опросы подростков показали, что больше всего негатива у них вызывает лицемерие взрослых по отношению к ним. Да, и другие отрицательные характеристики так же занимали высокие позиции в этом рейтинге, но первое место уверенно закрепилось именно за этим человеческим качеством. Кроме того, дети не только не принимают лицемерия, они никогда не прощают взрослым их ложь. Солгав однажды ребенку, мы рискуем навсегда потерять его доверие. Если мы говорим ребенку, что трудолюбие - это одно из важнейших качеств личности, а сами брезгуем взять в руки совок с веником – это мгновенно расценивается как лицемерие. Если на классном часе мы рассказываем о героях Великой Отечественной войны, а на общешкольной встрече с этими героями позволяем себе не слушать выступление ветерана – это тоже лицемерие. Если мы твердим, что не надо бояться совершить ошибку при поиске решения поставленной задачи, а сами избегаем признаваться перед классом в своих ошибках – и это тоже лицемерие.

Отсутствие обмана в отношениях с учениками является необходимым условием для того, чтобы мог сработать «третий кит» воспитания – личный пример. Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, могут заслужить доверие своих учеников, стать для них авторитетом. Им будут верить, на них станут равняться, за ними охотно пойдут дети. Бессмысленно вспоминать о ветеранах раз в году, накануне дня Победы – о них, как и о теряющих свою весомость страницах истории нашей страны, следует говорить как можно чаще, выражая своё личное отношение в простых, понятных каждому словах и главное – поступках. Если кто –то считает, что современный коллективный выход школы на мероприятие больше не формирует эстетическую культуру или нравственность – то к сожалению, они ошибаются – формирует.

Вот тут как раз и надо обратить свое внимание на Кодекс Учителя, о котором говорят и который вступит в деятельность с 2017 года.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций.

Педагог может выступать в качестве:

Информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д. (например, надо быть честным);

Друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

Диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

Советчика, если использует осторожное уговаривание;

Просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, „как надо“, опускаясь порой до самоунижения, лести;

Вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т. п.

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика педагога может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

К. Д. Ушинский писал: „Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы“.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: „Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка“.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если „хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния“. Эту мысль развивал и В. А. Сухомлинский. Он считал, что „мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда“».

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

В статье рассматривается метод воспитания на личном примере педагога как наиболее естественный и эффективный из используемых в воспитательной практике.

Нравится ли нам, когда нас начинают «воспитывать»? Уверен, что большинство людей ответят на этот вопрос отрицательно. В современном обществе процесс воспитания всё чаще воспринимается как насилие над «личностью», нарушение «прав» и «свобод» человека. Более того - с появлением ювенальной юстиции воспитывать стало и вовсе небезопасно. От моих коллег учителей мне часто приходится слышать, что все усилия, прилагаемые для формирования личности того или иного «трудного» школьника не только не дают никаких положительных результатов, а порою и вовсе приводят к противоположному эффекту.

А часто ли люди замечают, что их воспитывают? Когда последний раз мы ощущали на себе это воздействие? Скорее всего, в далёком детстве, ну или в ранней юности. Как только мы стали взрослыми, то из объекта воспитания переросли, как нам кажется, исключительно в субъект, осуществляющий этот процесс. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Смотрите ли вы новости по телевизору? Кинофильмы? Ходите ли по улицам своего города? Оказывает ли какое-нибудь воздействие ли вас то, что вы видите, слышите или обо что спотыкаетесь? Антон Семёнович Макаренко считал, что «воспитывает всё: люди, вещи, явления». И я с ним полностью согласен - формируют личность и фильмы Тарковского и ямы на асфальте.
Думаю, что воспитание человека непрерывно и продолжается с момента его рождения до смерти. Вот только, чем старше мы становимся, тем менее восприимчивы к этому процессу. Поэтому очень важно уделить особое внимание формированию личностных качеств человека, пока он ещё не успел окончательно стать безнадёжно взрослым.

К сожалению, для нас - учителей средней школы - основные моральные убеждения и характер ребёнка формируется ещё в дошкольном возрасте, и в общеобразовательное учреждение приходят маленькие люди с уже сложившимися ценностями. Но это совсем не значит, что нам остаётся только наблюдать и констатировать факт, что ученик жаден, неряшлив или безволен. Если родители не смогли должным образом вырастить своё дитя, то тем более возрастает воспитательная роль учителя.

У самого термина «воспитания» за историю человечества было достаточно много определений. Да и сейчас, вооружившись Интернетом, можно насчитать несколько десятков различных истолкований этого понятия объёмом от одного предложения до целого абзаца. На мой взгляд, это говорит только о том, что дать точное определение не так просто. Не мне вам рассказывать, сколько за долгую историю человечества было написано фолиантов по этому вопросу. Наверное, целая библиотека. Стало ли человечество за всё это время добрее, нравственнее, культурнее? Неужели патриотическое и духовное воспитание во времена Куликовской битвы было хуже организовано, чем сейчас? Вряд ли. И всё это без томов методической литературы с описаниями хитроумных методик и форм воздействия на подрастающее поколение.

Сейчас существуют даже противники воспитания, которые утверждают, что это не только «насилие над личностью», а вообще исключительно «субъективный процесс». Более того - «никто достоверно не знает, к чему в нём надо стремиться». Надеюсь, что это не так: чтобы совершить насилие над личностью, для начала надо эту личность хоть мало-мальски взрастить. А то, что это субъективный процесс, так что же в этом плохого? Все мы такие разные, и невозможно смотреть на мир по строгому стандарту.

И всё-таки, что такое воспитание? Я остановился на следующем коротком определении — целенаправленное формирование личности. Направлено оно в первую очередь на подготовку этой личности к последующей жизни в согласии с общепринятыми нормами поведения.
Оказывается, что этот процесс характерен не только для человеческого сообщества. У животных так же присутствует воспитание своего потомства, выраженное, как минимум, в передаче навыков с помощью условного рефлекса подражания. И целью этой передачи является всё то же формирование шаблонов «правильного» поведения. Зачатки такого примитивного воспитания можно наблюдать уже у моллюсков. Процесс воспитания у так называемых высших животных естественно усложняется. Ведь кроме передачи этих самых навыков приспособления к выживанию в окружающем мире им надо наделить свое потомство ещё и навыками взаимодействия в зверином коллективе.

Одной из самых главных составляющих воспитания у животных является групповая игра, в которой принимают участие дети и родители. У примитивных животных - и игры попроще, а вот у большинства хищников эти игры становятся гораздо сложнее, и содержат уже то, что можно назвать тренировкой, отработкой навыков, которые так необходимы для удачной коллективной охоты, где все роли строго распределены между участниками.
Отсутствие адекватного воспитания, так называемая «невоспитанность» в естественной среде обитания влекут к трагическим результатам, включая и крайнюю степень - полное исчезновение вида.

Однако ни одно из животных не тратит столько ресурсов на воспитание своего потомства, сколько это делает человек на формирование личности своего ребёнка. Особый статус у воспитания появляется только в обществе человека разумного, которое сформировало особые наследственные конструкции, имеющие негенетический характер — общемировую культуру и национальную народную традицию. Отличие нашей популяции от остального животного мира таится в принципиально иных методах совместной переработки информационных потоков и высокоскоростной обработки поступающей из окружающего мира информации отдельным человеком, который гармонично существует в социуме. В сущности, организм человека по своей структуре очень похож на организмы других высших животных, но наличие традиции и культуры дало весомое преимущество в выживании за счёт осознанной трансформации среды своего обитания.

Обычно процесс воспитания состоит из следующих общеизвестных методов:
. метод наказания (так называемый "кнут"),
. метод поощрения (или "пряник"),
. воспитание на личном примере.

Если мы хотим добиться от ребёнка определённого поведения, то наиболее быстрый эффект достигается путём введения системы табу и наказаний за нарушение этих запретов. Однако остаточный эффект такого способа, после прекращения его воздействия так же легко пропадает. С другой стороны, необоснованное вскармливание одними только «пряниками» делает из воспитателя заложника воспитуемого - прекращение «кормёжки» грозит бунтом. Кроме того, современная действительность практически свела на нет возможность какого-либо наказания детей в рамках общеобразовательной школы, а поощрение без возможности соразмерного наказания только развращает человека.

Поэтому в сложившихся условиях на первый план выходит самый незаметный, трудоёмкий и медленный в достижении ожидаемого результата личный пример воспитателя. На мой взгляд, это наиболее действенный способ, так как именно он, как было показано выше, заложен в основе самой природы воспитания, что хорошо отслеживается уже на царстве животных.

Дети очень любят подражать. Но подражают они не всем, а только тем, кто вызывает у них уважение, любовь и доверие. Конечно, в первую очередь это родители. Дико видеть, когда в парке играют малыши в компании своих пап и мам, распивающих с друзьями спиртные напитки, курящих и общающихся матом. Но это - родители, и для ребёнка до определённого возраста они остаются богами. К какой модели поведения будет стремиться этот малыш? Сможет ли школьный учитель личным примером привить навык другой модели, зародить интерес ребёнка к иным ценностям? Вопрос глобальный и не может быть решён средствами одной только школы. Мне кажется, нет смысла проводить реформы образования в школе, без коренного изменения всего нашего общества по всем направлениям государственной политики. Но это решаем уже точно не мы. Что доступно школьным учителям в такой непростой ситуации? Стать тем объектом уважения, любви и доверия, которому дети будут готовы подражать.

Как? И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. Возможно, на определённом этапе жизни мы опрометчиво решили, что уже достигли своих вершин, и дальнейший рост больше не является для нас жизненно важной необходимостью. Достаточно закрепиться на достигнутом и не сдавать позиций. Но это только лишь заблуждение, которым мы успокаиваем себя. Жизнь - это непрерывное движение. Или вверх и вперёд или вниз и назад. Когда мы думаем, что стоим на месте - на самом деле мы медленно деградируем. Изменить другого человека прямым воздействием на его волю - это задача не для педагога. Реально мы можем изменить только одного человека - самого себя. И стать примером для подражания.

С чего начать? Многочисленные опросы подростков показали, что больше всего негатива у них вызывает лицемерие взрослых по отношению к ним. Да, и другие отрицательные характеристики так же занимали высокие позиции в этом рейтинге, но первое место уверенно закрепилось именно за этим человеческим качеством. Кроме того, дети не только не принимают лицемерия, они никогда не прощают взрослым их ложь. Солгав однажды ребенку, мы рискуем навсегда потерять его доверие. Если мы говорим ребенку, что трудолюбие - это одно из важнейших качеств личности, а сами брезгуем взять в руки совок с веником - это мгновенно расценивается как лицемерие. Если на классном часе мы рассказываем о героях Великой Отечественной войны, а на общешкольной встрече с этими героями позволяем себе не слушать выступление ветерана - это тоже лицемерие. Если мы твердим, что не надо бояться совершить ошибку при поиске решения поставленной задачи, а сами избегаем признаваться перед классом в своих ошибках - и это тоже лицемерие.

Отсутствие обмана в отношениях с учениками является необходимым условием для того, чтобы мог сработать «третий кит» воспитания - личный пример.

Преподаватели, которые своим личным примером подтверждают собственные взгляды и убеждения, могут заслужить доверие своих учеников, стать для них авторитетом. Им будут верить, на них станут равняться, за ними охотно пойдут дети. И пора прекратить навязчиво твердить о здоровом образе жизни - достаточно (хотя и очень сложно) жить согласно этому убеждению. Бессмысленно вспоминать о ветеранах раз в году, накануне дня Победы - о них, как и о теряющих свою весомость страницах истории нашей страны, следует говорить как можно чаще, выражая своё личное отношение в простых, понятных каждому словах и главное - поступках. Мои коллеги считают, что современный коллективный выход школ в театр больше не формирует эстетическую культуру или нравственность. К сожалению, они ошибаются - формирует. Вот только какими будут эти эстетика и нравственность? Хотите привить любовь учащихся к театру - полюбите его в первую очередь сами, вне рамок коллективных плановых посещений.

И вот как-то сама по себе вырисовывается проблема учительского самовоспитания и саморазвития. Не должно быть так, чтобы «сам сапожник оказывался бы без сапог».

Процесс воспитания, на мой взгляд, обладает интересным свойством - мы воспитываем детей независимо от того хотим мы этого или нет, осознаём мы это или нет. Он непрерывен, происходит каждую секунду нашего общения с детьми. Вопрос только в том, контролируем ли мы его. Вот об этом и надо педагогу помнить всегда.

Литература:

  1. Макаренко А.С. Книга для родителей // А. С. Макаренко - Москва: издательство ИТРК, 2014.
  2. Педагогический словарь // Под редакцией Кождаспировой Г. М. - Москва: Академия, 2005.
  3. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б. М. Бим-Бад . - Москва: Большая Российская энциклопедия , 2003.
  4. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. // Под редакцией В. С. Стёпина - Москва: Мысль, 2001.
  5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) // В.С. Безруков - Екатеринбург: УГППУ, 2000.
  6. Сигнальная наследственность. Исследования по генетике // Под ред. М. Е. Лобашева - Ленинград: издательство ЛГУ, 1961.

Обеспечивается совокупностью применения различных методов, таких как убеждение, упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Определение

Метод убеждения - главный метод воспитательного процесса, который представляет собой воздействие педагога на разумную сферу сознания воспитанников. Он гарантирует решение ключевой задачи воспитания детей - формирования их отношения к миру, мировоззрения, высоких нравственных и гражданских качеств, осознанной уверенности в своих силах.

Особое значение убеждение получает в критерии преобразования всех сфер общественной жизни. Цель убеждения - в первую очередь, заключается в создании, укреплении или изменении взглядов, понятий, оценок объекта действия, то есть учащегося, для того, чтобы тот принял точку зрения убеждающего и следовал этим принципам в собственном поведении и общественной деятельности.

Убеждение как метод апеллирует к уму, опыту, логике, и эмоциям человека, обеспечивает добровольное принятие им идей, самостоятельное понимание и перевоплощение их в мотивы поведения. Поэтому он наиболее часто используется в психолого-педагогическом направлении. Очень важно, чтобы в результате убеждения у детей создавались твердая убежденность в истинности усвоенных ими взглядов, способность охранять свои убеждения, деятельно претворять их в жизнь, бороться с ложными, сомнительными идеями.

Интересной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего действия в значительной мере зависит от степени интереса в этом воспитанника, на которого собственно и ориентировано данное действие. То есть, убедить человека в чем-нибудь можно лишь в том случае, если он сам желает понять и осмыслить адресованную ему информацию, взвесить и оценить соотношение аргументов к выводам, а выводов - к собственному жизненному опыту, и при достаточном их согласовании договориться с ними.

Метод упражнения

Определение

Метод упражнения в воспитании традиционно понимается как такая система организации повседневной жизни, деятельности, процесса обучения, которая позволяет учащимся приобретать опыт верного поведения, самостоятельности в решении задач, совершенствовать их личные свойства, ощущения и волю, формировать позитивные привычки, гарантировать целостность между познаниями, убеждениями и поведением, словом и занятием.

Воспитательное упражнение - это не просто «механическая тренировка». Оно осуществляется в процессе намеренного преодоления проблем при решении жизненно необходимых дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами, изучаемыми в школе.

Упражнение как метод воспитания гарантирует втягивание детей в систематическую, специально организованную общественно-полезную активность, способствующую выработке привычек, навыков культурного поведения, общения в коллективе, усидчивости в учебе и труде.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное изучение абстрактного материала учащимися и кропотливый инструктаж учителя. Это позволяет учащимся исполнять систематическое поэтапное воссоздание действий, необходимых для развития конкретных свойств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, прибавлением элемента персонально личного творчества.

Характеристика метода примера

Определение

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное действие на сознание и поведение детей системой позитивных образцов, призванных служить им прототипом для воспроизведения, основой для формирования совершенства социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Воспитательный смысл примера определяется его общественной ценностью. В примере заключён социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это означает, что позитивный пример - мнение непосредственно историческое. Позитивный пример в нашем понимании - это такие образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и методы достижения поставленных целей деятельности, которые подходят нашему эталону. В воспитательном отношении наиболее ценны те позитивные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития свойств личности или коллектива и могут служить благородным прототипом для воспроизведения.

Пример перерастает в самовоздействие в итоге усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного совершенства, эталона. Детям характерно идентифицировать себя с известной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

По типу действия на сознание учеников примеры можно поделить на две большие группы:

  • примеры конкретного воздействия (свой пример воспитателей, пример друзей, позитивный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);
  • примеры опосредованного воздействия (примеры жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории собственного страны, трудового героизма, примеры из литературы и искусства).

Поощрение как метод воспитания

Определение

Поощрение как метод воспитания - это способ наружного функционального стимулирования, побуждения ученика к позитивной, инициативной творческой деятельности. Оно исполняется с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

При использовании в различных видах деятельности учащихся: учебной, игровой, трудовой, общественной или бытовой поощрения, педагог достигает повышения эффективности и свойств их труда, содействует самоутверждению школьников.

Поощрение вызывает положительные эмоции, и тем самым рождает убежденность, создаёт оптимистическое настроение и здоровый социально-психологический климат, увеличивает ответственность, помогает развитию внутренних творческих сил воспитуемых, их положительную жизненную позицию. Поощрение, тем более незаслуженное, особенно подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых людей, их стремление добиться успеха только ради награды, независимо от способов его достижения.

Система поощрения, по мере того, как происходит нравственное созревание школьников, развивается от преимущественно материальных стимулов до преимущественно нравственных. Отношение детей к поощрению может дать педагогу сведения относительно самолюбия и честолюбия детей, их отношения к занятиям, к награждениям, и также об истинных мотивах деятельности и направленности личности. От учителя зачастую зависит эффективность поощрения школьников. Он расценивает итоги их учебы и поведения, одобряет или осуждает их действия, поступки.

Учитель может использовать самые разнообразные приёмы поощрения - выражение удовлетворения от работы отдельных детей или же всего класса, похвала, одобрение, призыв последовать примеру лучших. Всё это требует от педагога умения владеть методикой поощрения и деятельно использовать ее в своей собственной деятельности.

Метод принуждения в воспитании

Ещё одним из методов воспитания является принуждение.

Определение

Принуждение характеризуют как использование таких мер к ученикам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки своему нежеланию осознать вину и исправить свое поведение.

Принуждение используется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо уместно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, нужно убедить, а позже заставить. Категорические требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последних, обязаны быть непременно разъяснены и аргументированы. Он должен проследить за их исполнением и принять меры к тем обучаемым, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений педагог должен ориентироваться.

Отрицательно воспринимают воспитанники необоснованные опасности использовать репрессивные меры, а также частые жалобы руководству школы по поводу их недостаточного усердия в учебе. Учитель до этого только сам обязан отыскать средства собственного действия на тех, кто проявляет недобросовестность: увеличить контроль над обучением, определить срок выполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии остальных школьников, осуществить порицание провинившегося в коллективе.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....