Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Международный студенческий научный вестник. Перспективы гендерной толерантности в россии


тренинга гендерной идентичности лежит программа психологического «сопровождения» взросления подростков или психокоррекционная работа с уже взрослыми людьми. Гендерная идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если самосознание дисгармонично и несогласованно, человек может страдать от эмоциональных реакций отвержения или
  • Тема: Гиперчувствительность замедленного типа. Гиперчувствительность немедленного типа. Иммунологическая толерантность
    толерантности. Способы индукции толерантности (доза, свойства и путь введения антигена - толерогена; возрастной фактор, длительность пребывания в организме). Значение лимфоцитов, механизмы толерантности. Специфичность иммунологической толерантности. Отмена естественной иммунологической толерантности. Проявление толерантности и ее практическое использование в
  • Приложение 5 к главе 2
    гендерных различий распределения аффективной составляющей полоролевой идентичности» {foto64} {foto65} Бэмп> Бкр для строк. Следовательно, гендерные различия
  • Практическое значение исследования
    гендерного воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, результаты исследования могут быть использованы в СМИ и рекламе для формирования положительных гендерных образов. Разработанные методики могут быть использованы как для практических, так и исследовательских целей. Использование неосознаваемой информации позволяет получать более достоверную информацию об уровне гендерного
  • И. Г. Малкина-Пых. Гендерная терапия. Справочник практического психолога, 2003
  • Занятие 2. Исследование гендерных представлений участников тренинга
    тренинга к нетрадиционному представлению проблемы отношений полов в обществе, снятие барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин. Задачи: ? осознание индивидуальных гендерных представлений участников; ? исследование представлений о гендерной асимметрии и гендерной дискриминации в обществе; ? вскрытие феномена
  • Методика и технологические элементы акмеологического тренинга
    тренинга собственно и является самим акмеологическим тренингом, в рамках которого реализуются различные антропотехнические процедуры (обучающие, собственно тренинговые и игровые), проводится сложная и имеющая большое методическое значение экзаменационная процедура, применяется комплекс служебных методик, направленных на повышение эффективности тренинга. В начале тренинга участники разделяются
  • Занятие 3. Толерантное общение.
    тренинга.
  • Показатели и факторы эффективности акмеологического тренинга
    тренинга программно-целевой направленности, наиболее существенные для демонстрации уровня его продуктивности и его специфики среди современных близких ему антропотехнических средств повышения профессионального мастерства. Показатели, являясь характеристиками критериев как измерений эффективности тренинга, разделяются на три основных группы, соответствующие трем основным критериям эффективности
  • Частные вопросы гендерной терапии
    гендерной
  • Общие вопросы гендерной терапии
    гендерной
  • Субъективные показатели
    тренинга, для своей повседневной профессиональной деятельности, а также эффективности тренинга. Проведенное по окончании тренинга формализованное интервью показало удовлетворенность участников результатами обучения, выявило желание продолжить подобное обучение. На основании результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что у значительной части участников изменилась ориентация по
  • Гипотезы исследования
    гендерных особенностей развития полоролевой идентичности личности. На основе анализа теорий идентичности и идентичности, связанной с полом, определить психологическое содержание понятия аффективной составляющей полоролевой идентичности. 2) Обоснование выбора инструментария для определения полоролевой идентичности и ее аффективной составляющей. 3) Анализ нормативных задач развития с точки
  • Возрастно-психологические и гендерные особенности аффективных компонентов образов Мужчины и Женщины
    гендерные особенности аффективных компонентов образов Мужчины и
  • Критерии и показатели эффективности акмеологического тренинга
    тренинга необходимо первоначально определить основные понятия. Критерий есть группа условий, задающая размерность рассмотрения хода и результатов реализации акмеологического тренинга как особого вида антропотехники. Основным - интегральным - критерием тренинга является его эффективность, понимаемая как совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства его участников в
  • Приложение № 2
    тренинга, обучение методам саморегулящии? 2. Были ли для тебя занятия в тренинговой группе полезными, интересными? 3. В чем, конкретно, ты чувствуешь улучшение? 4. Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов? Что бы ты хотел
  • Методы исследования
    гендерных ролей и его реализация в виде поведения осуществлялось по методикам О.А.Гаврилица (1998), качественное соотношение маскулинности - фемининности - по методике «маскулинность-фемининность» (МиФ) (Т.Л.Бессонова, 1994, Н.В.Дворянчиков, 1998), количественное соотношение маскулинности-фемининности - по методике «Психологический пол» (О.А.Гаврилица, 1998, Т.Л.Бессонова, 1994). Для решения
  • Список использованной и рекомендуемой литературы
  • Контрольные вопросы к зачету
  • Глава 3. Политическая толерантность
  • 3.1.Классические концепции политической толерантности.
  • 3.2.Современные концепции политической толерантности.
  • 3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.
  • 3.4.Роль посредничества в переходе на позиции политической толерантности.
  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне

    На уровне отдельной личности гендерная интолерантность проявляется в наличии жестких гендерных стереотипов, предрассудков и предубеждений, а также в склонности прибегать к дискриминационным гендерным практикам.

    Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» (Воронина О.А., Клименкова Т.А., 1992). Другими словами, гендерный стереотип – это организованная совокупность представлений о том, что значит быть мужчиной или женщиной (Colombok S., Fivush R., 1994).

    Выделяют несколько групп гендерных стереотипов (Клецина И.С., 1998). К первой группе гендерных стереотипов относятся стереотипы маскулинности – фемининности . В стереотипном представлении маскулинности приписывается «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность наоборот рассматривается, как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные. Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Наконец, третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда . В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности.

    Есть все основания предполагать, что существующая система гендерных стереотипов, с одной стороны, отражает, а с другой – подпитывает отношения власти и подчинения, в наибольшей степени характеризующие гендерные отношения, существующие в патриархатном обществе. Именно характеристики силы-слабости, доминантности-подчинения формируют центральную часть стереотипов маскулинности-фемининности.

    Это положение подтверждается и данными экспериментальных исследований. Например, в работе Smoreda Z . (1995) показано существование сильной взаимосвязи между представлениями наблюдателя о разделении власти в гетеросексуальной паре и приписывании личностных особенностей членам этой пары. Приписывание инструментальных черт возрастало (а экспрессивных уменьшалось) в соответствии со степенью власти, которая, по мнению участника эксперимента, принадлежала воспринимаемому человеку любого пола.

    Существуют данные, говорящие о том, что в современном обществе гендерные стереотипы оказывают негативное влияние на функционирование как общества в целом, так и отдельных его членов. Так Воронина О.А. и Клименкова Т.А. (1992) считают, что негативные последствия традиционной системы гендерных ролей можно проследить на трёх уровнях: индивидуальном, межличностном и социетальном.

    На индивидуальном уровне следование жёсткой гендерной роли может отражаться на здоровье. Агрессивность и стремление достичь цели, которые общество требует от мужчин, сокращает их жизнь по сравнению с женщинами, ведут к большей преступности и к большему числу убийств и самоубийств среди мужчин.

    В исследовании J.L. Rosen, G. L. Bibring (1968) доказывается наличие связи между представлениями мужчин о маскулинных ценностях и степенью выраженности у них негативной реакции на перенесённый инфаркт миокарда, естественно, что эта реакция существенно влияет на протекание процесса лечения и реабилитации больных.

    У женщин требование пассивности и жертвенности приводит к большему, по сравнению с мужчинами, числу депрессий, тревожности, расстройств аппетита (Воронина О.А., Клименкова Т.А., 1992).

    Гендерные стереотипы негативно коррелируют с самореализацией у мужчин и женщин, выступают барьером в развитии индивидуальности. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами долженствования. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора. (Клецина И.С., 1998).

    На уровне межличностных отношений мужчины имеют гораздо менее близкие связи и контакты с друзьями, родителями, детьми - действует традиционное табу на мужскую эмоциональность.

    Следование стереотипным представлениям об особенностях поведения и чертах характера мужчин и женщин приводит к замещению тонких механизмов построения межличностных отношений «готовыми рецептами» манипулятивных приемов и техник.

    На уровне общества традиционная система гендерных ролей мешает активному участию женщин в политической и экономической жизни страны, что особенно негативно сказывается в ситуации того социально-экономического кризиса, в котором наше государство перманентно пребывает (Успенская В., 1996).

    Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, таким образом они закрепляют доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин. (Джейс Ф.Л., 2001).

    Говоря о гендерных стереотипах как о форме проявления гендерной интолерантности, необходимо отметить, что они, как и другие виды социальных стереотипов, все же выполняют необходимую роль, позволяя человеку быстро ориентироваться в социальной обстановке, «экономя» мышление. Гендерные предубеждения (или предрассудки) являются более выраженной формой гендерной интолерантности, и для них уже гораздо сложнее найти и описать какие-то «полезные» функции, скорее, их роль однозначно можно описать как негативную.

    Гендерные предубеждения (или гендерные предрассудки )– это социальная установка с негативным и искаженным содержанием, это предвзятое мнение по отношению к представителям другого пола. От гендерного стереотипа гендерное предубеждение отличается именно ярко выраженным эмоиональным компонентом, это не просто знание, но и в значительной степени выраженная негативная эмоциональная оценка объекта предубеждения (Клецина И.С., 2007).

    Существующие в сознании гендерные предрассудки проявляются, в том числе, в особенностях восприятия предполагаемого вклада мужчин и женщин в совместную деятельность. Например, исследователи Натали Портер, Флоренс Гейс и Джойс Дженнингс Уолстедт показывали студентам фотографии группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом в одной команде, а затем просили ответить на вопрос о том, кто из этой команды, по их мнению, мог внести наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла только из мужчин, студенты преимущественно выбирали того, кто занимал место во главе стола. Когда группа была разнородной по полу, опять же выбирали мужчину, сидевшего во главе стола. Если же во главе стола сидела женщина, ее обычно просто игнорировали. В целом результаты исследования показали, что каждый из мужчин выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины вместе взятые (Майерс Д., 2004).

    Такого рода предубеждения вызывают и более негативное эмоциональное отношение к женщинам-лидерам, которое проявляется в двух аспектах: во-первых, восприятие женщин как субъектов, менее достойных занимать лидерскую позицию, по сравнению с мужчинами; во-вторых, оценивании предписываемого ролью лидера поведения более негативно, когда оно демонстрируется женщиной (Eagly A.H., Karau S.J., 2002).

    Интересно, что в последние годы зарубежные исследователи обнаруживают одну интересную тенденцию: гендерные предубеждения становятся менее выраженными в отношении женщин, и более – в отношении мужчин.

    Например, в довольно современном исследовании Hosoda M., Stone D.L. (2000) участвовали 173 студента, которым предложили 300 личностных характеристик и попросили разделить их на «мужские» и «женские». Затем другая группа испытуемых (в количестве 57 человек) оценивала предпочтительность этих характеристик. Как показали результаты, хотя содержание качеств, приписываемых мужчинам и женщинам, не изменилось за последние годы, изменилась их эмоционально-оценочная составляющая: большее количество негативных личностных характеристик приписывается мужчинам, чем женщинам, формируя тем самым более негативный стереотип маскулинности. Подобные результаты были получены и в исследованиях Fiebert M.S, Meyer M.W. (1997), Nesbitt M.N., Penn N.E. (2000), Feingold A. (1998). Эти данные интересны тем более, что они приходят в противоречие с результатами, полученными на российском материале: отечественные исследования по-прежнему показывают, что мужчинам приписывается больше положительно оцениваемых характеристик, чем женщинам (Клецина И.С., 2004). Возможно, эти различия – результат усилий, которые во многих западных странах прилагаются для достижения гендерного равенства и гендерной толерантности.

    Гендерные стереотипы и предубеждения не всегда являются осознаваемыми, некоторые исследователи говорят даже об эксплицитных (явных, высказываемых и осознаваемых) и имплицитных (скрытых, не всегда проговариваемых) гендерных стереотипах (см., например, Kiefer A.K., Sekaquaptewa D., 2007).

    Вместе с тем, даже не осознаваемые гендерные стереотипы оказывают существенное влияние на поведение человека в различных областях жизни. Как, например, показывают исследования особенностей взаимодействия взрослых с маленькими детьми в зависимости от сообщаемого пола младенца («гендерного ярлыка», который может совпадать или не совпадать с реальным полом ребенка), при опросах люди высказывали предположения о наличии небольшого количества различий между мальчиками и девочками. Однако при реальном взаимодействии с детьми эти же испытуемые вели себя совершенно по-разному с детьми в зависимости от заданного «гендерного ярлыка»: с «девочками» старались больше разговаривать, побуждать к общению, играть более осторожно; с «мальчиками» же испытуемые вели себя более активно, побуждая их двигаться; также «гендерный ярлык» оказывал свое влияние и на выбор игрушек при общении с детьми (Colombok S., Fivush R., 1994).

    Чуракова Г.Б. (2007) выделяет следующие уровни гендерной толерантности (интолерантности) как социально-психологической характеристики личности: 1 уровень – ярко выраженная гендерная интолерантность; 2 уровень – осознанная гендерная интолерантность; 3 уровень – скрытая гендерная интолерантность; 4 уровень – пассивная гендерная толерантность; 5 уровень – осознанная гендерная толерантность; 6 уровень – активная гендерная толерантность.

    Важнейшей характеристикой гендерно толерантной личности является гендерная компетентность – социально-психологическая характеристика человека, позволяющая ему быть эффективным в системе межполового взаимодействия. Гендерная компетентность включает в себя: 1) знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих; 2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности; 3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик; 4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают (Клецина И.С., 2007).

    1

    Проблема, которая обозначена в монографии, относится к новой отрасли педагогических знаний - гендерной педагогике. В развитии гендерных подходов в воспитании подрастающего поколения на приоритетное место нами выдвигается проблема формирования у подрастающего поколения толерантного сознания и установки на гендерную толерантность. Актуальность этой работы подтверждается необходимостью психолого-педагогической поддержки процесса гендерной социализации личности в связи с изменениями в гендерных отношениях в современном российском обществе.

    В первой главе монографии «Теоретический анализ проблемы воспитания гендерной толерантности школьников» представлен обзор философской и психолого-педагогической литературы по проблемам толерантности и гендерных исследований; обозначены подходы к их изучению; раскрыта сущность понятия «гендерная толерантность»; обоснован выбор ранней юности как cензитивного периода в формировании гендерной толерантности; обоснована модель ее формирования у старшеклассников, проанализирован комплекс педагогических условий, влияющих на ее становление.

    В монографии содержится анализ аксиологических, экзистенциальных, культурологических, диалогических и гуманистических основ толерантности в историческом ракурсе. Анализируя содержание понятия «толерантность» в педагогическом аспекте, в работе акцентируется внимание на том, что наличие толерантности свидетельствует об активной и диалогической позиции личности в познании и принятии себя и других.

    Анализ научной литературы по проблемам пола/гендера показывает, что основы для появления понятия «гендер» заложены в области философии, социальной психологии и социологии. Долгое время предметом дискуссии в данных науках являлось различение понятий «пол» и «гендер», которые в настоящее время четко дифференцируются. В современных педагогических исследованиях признается социальный характер понятия «гендер» в отличие от биологического значения понятия «пол».

    Теоретический анализ проблем толерантности и гендерных исследований позволил определить новое содержание научного понятия «гендерная толерантность», как психолого-педагогической готовности к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме на основе активной нравственной позиции личности.

    Гендерная толерантность выступает в качестве активной жизненной позиции, подразумевающей, что человек находится в позиции субъекта, осознанно и самостоятельно определяющего свою судьбу. Это позиция личностная: в ней проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется осмысленный и ответственный выбор. Это позиция нравственная: личность характеризуется как носитель определенных нравственных ценностей.

    Гендерная толерантность рассматривается в работе через призму двуединства психологической готовности как внутреннего состояния, мотивации и способности положительного отношения к другому человеку, и психолого-педагогической подготовленности, включающей практические умения понимания и коммуникации.

    В качестве понимания характеризуется способность личности взглянуть на мир с другой точки зрения. Гендерная толерантность опирается на модель «человека понимающего», заинтересованного в «другом», в его уникальности как в необходимом звене самопознания и становления собственного «я». Принятие интерпретируется как положительное отношение к проявлениям «инаковости», как эмоциональная категория, сопровождающаяся переживанием ценности «другого».

    В исследовании используется понятие гендерная идентичность не как результат, а как процесс, в результате которого могут возникать разные варианты «мужественностей» и «женственностей». Согласно гендерному подходу, подчеркивается индивидуальность и пластичность гендерных различий. В соответствии с континуальной моделью гендерной социализации личности признается множественность вариантов гендерного поведения и гендерных ролей, вариативность в овладении полоролевым репертуаром.

    Гендерная толерантность выражается в стремлении достичь согласования без применения давления, преимущественно методом убеждения. В исследовании акцентируется ценность гендерного равноправия как равного правового статуса мужчин и женщин, равных возможностей для его реализации, позволяющих лицам того и другого пола свободно развивать свои потенциальные способности в различных сферах жизни.

    Анализ проблемы гендерной идентичности позволяет констатировать, что ее развитие является стадиальным процессом. Большинство исследователей указывают на важность юношеского этапа, который является решающим для формирования личности будущих мужчин и женщин. В юности заканчивается процесс первичной социализации личности, усиливается склонность к общению с противоположным полом, способность к рефлексии и самоанализу, возрастная переоценка жизненных ценностей, готовность к гражданскому, личностному и профессиональному самоопределению. Все это делает раннюю юность сензитивным периодом для формирования гендерной толерантности.

    В качестве педагогических условий, специально созданных для формирования гендерной толерантности старшеклассников, рассматриваются следующие: использование специально подобранного содержания, оформленного в виде программы занятий «ГормониЯ»; организация среды, включающей множественность гендерных различий; применение комплекса педагогических средств, носящих личностно-ориентированный, диалогический и рефлексивный характер; гуманистическая позиция педагога.

    Формирование гендерной толерантности у воспитанников рассматривается как процесс поэтапного становления трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (осознание гендерных установок), эмоционального (овладение способами эмоциональной саморегуляции и развитие эмпатического понимания) и деятельностного (освоение модели конструктивного взаимодействия между полами). В монографии рассматривается, как они проявляются в таких сферах жизнедеятельности личности, как:

    1) межличностное общение юношей и девушек;

    2) индивидуальные интересы и увлечения;

    3) семейные отношения;

    4) профессиональная деятельность;

    5) общественно-политическая деятельность.

    Во второй главе монографии «Программа формирования у старшеклассников установки на гендерную толерантность» представлены содержание и методические рекомендации по проведению занятий. К методам и приемам, способствующим формированию у воспитанников установки на гендерную толерантность, относятся: дискуссии, психотехнические упражнения, ролевые и деловые игры, направленные на развитие эмпатийного понимания, рефлексии и умения выстраивать конструктивное общение.

    Главной целью программы является формирование гендерной толерантности как условия осуществления успешной гендерной социализации старшеклассников. В монографии рассмотрены те представления, знания, умения, навыки, способности, ценностные установки, которые приобретает старшеклассник в результате реализации педагогических задач. В программе представлены следующие блоки занятий:

    Блок 1. Феномен гендерной толерантности.

    Блок 2. Гендер и межличностное общение юношей и девушек.

    Блок 3. Гендер и индивидуальные увлечения.

    Блок 4. Гендер и семья.

    Блок 5. Гендер и профессиональная деятельность.

    Блок 6. Гендер и общественно-политическая жизнь.

    Таким образом, содержанием занятий охвачены все ведущие сферы жизнедеятельности человека, в которых проявляются отношения между представителями различных полов, рассматриваемые нами как базовые человеческие отношения. Решение поставленных выше задач позволяет сформировать позитивную установку юношей и девушек на развитие всех ключевых социальных компетентностей и ролей старшеклассников.

    Библиографическая ссылка

    Шустова Л.П. ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ (ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОНОГРАФИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 214-216;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7584 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

    1. Гудович И.С. Специфика гендерного подхода в анализе современных российских реалий / И.С. Гудович, Е.Ю. Красова // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. 1. Гуманит. науки. – 2006. – № 1. – С. 65-89.

    2. Мартынова Т.Н. Гендерные проблемы высшего образования / Т.Н. Мартынова // Фундаментальные исследования. – 2005. – №1. – С. 27–30.

    Новые социально-экономические условия развития современного российского общества существенно изменили все стороны жизни, в том числе и сферу образования . В ряду важнейших задач находится социализация нового поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Одним из ее видов, существенно сказывающимся на будущем воспитанников, является гендерная социализация. Образование как важнейший социальный институт, выполняющий функцию трансляции основной системы ценностей, норм, ролей от одного поколения к другому, преподносит очень влиятельные уроки гендерных отношений, которые характеризуются в настоящее время гендерной асимметрией.

    В настоящее время общество характеризует наличие специфического гендерного конфликта - взаимодействия, в основе которого лежит противоречивое восприятие гендерных ценностей, отношений, ролей, приводящее к столкновению интересов и целей. Конфликтные противоречия возникают между традиционными и новыми ролями представителей разного пола. . Гендерная культура в вузе складывается в ходе образовательного процесса, составляющего основу функционирования любого высшего учебного заведения. Особое значение приобретает поиск новых путей формирования гендерной толерантности, как качественно нового этапа развития гендерной культуры.

    Для выявления особенностей проявления гендерной толерантности у студентов вузов была составлена специальная диагностическая программа, состоящая из следующих методик: опросник «Гендерная толерантность» Шустовой Л.П., экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А.Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой, методика «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя), методика «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В.В. Бойко, методика «Интолерантность-толерантность» Л.Г. Почебут.

    По результатам анализа проведённого диагностического исследования гендерной толерантности показатели респондентов были распределены по четырем уровням выраженности изучаемого признака. У 5 % испытуемых в итоге выявлен высокий уровень гендерной толерантности. Это свидетельствует о том, что у них в достаточной мере закреплены адекватные установки в отношениях с противоположным полом, нет затруднений в принятии своей собственной и чужой гендерной идентичности. Также они способны выстраивать своё поведение с позиции сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия, так как внутренне мотивированы к положительному отношению к другому человеку, а также обладают соответствующими практическими умениями разбираться в людях, обстановке, умениями понимать динамическую социальную среду. В целом студенты данного уровня занимают активную жизненную позицию, являются сторонниками и «носителями» таких нравственных ценностей как «гендерная свобода», «гендерное равенство».

    70 % респондентов имеют средний уровень гендерной толерантности с тенденцией к высокому. Для этих людей характерны нарушения в эмоциональном компоненте гендерной толерантности, а именно в области эмоционально-ценностных отношений к лицам своего и противоположного пола и типа гендера, чужому мнению, позиции. Кроме того имеют место нарушения некоторых социальных установок, в частности - неверное неадекватное интолерантное отношение к определённым социальным группам (меньшинствам, нищим и др.). Причиной выше указанных особенностей может быть недостаточная содержательность когнитивного компонента гендерной толерантности, то есть отсутствие либо недостаточное количество знаний о понятиях «гендер», «толерантность», о качествах толерантной личности.

    И, наконец, 25 % участников нашего исследования отнесены к среднему уровню гендерной толерантности с тенденцией к низкому. Это означает, что студенты могут проявлять предвзятое отношение к представителям другого пола и гендерной идентичности, что может привести к авторитарности в отношениях с ними. Отмечаются сбои в деятельностном компоненте гендерной толерантности. Конкретнее это выражено в следующих проявлениях: 1) использование себя в качестве эталона при оценке людей; 2) чрезмерная категоричность и консервативность в оценке других; 3) интолерантность в стремлении перевоспитания окружающих; 4) затруднение в процессе приспособления к привычкам и характеру другого человека; 5) чрезмерное стремление подогнать партнёра «под себя». Неблагоприятные изменения в деятельностном компоненте гендерной толерантности могут в зависимости от ситуации дополняться нарушениями и в эмоциональном её компоненте. В основе же выше перечисленных отрицательных проявлений вполне вероятно лежит недостаточная содержательность когнитивного компонента гендерной толерантности, отсутствие определённых знаний и личностных установок, касающихся гендерного равенства и принятия отличной от своей гендерной идентичности. Что же касается области низкого уровня гендерной толерантности, то студентов с подобным показателем, выявлено не было.

    Проведённое нами контрольного этапа экспериментального исследования показало, что у участников экспериментальной выборки наблюдалась позитивная динамика сформированности проявлений гендерной толерантности. Анализ результатов пяти методик, составивших диагностическую программу, позволяет выявить изменения большинства показателей на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях. Использование предложенной коррекционно-развивающей программы позволило студентам расширить понятийный аппарат в области толерантности, более чётко сфокусировать представление о собственной гендерной идентичности и необходимых качествах толерантной личности, а также осознать собственные гендерные установки и стереотипы. Юноши и девушки смогли скорректировать эмоционально-ценностные отношения к лицам своего и противоположного пола и гендера, чужой позиции, в некоторой степени улучшить способность к эмпатии и безусловному принятию собственной и чужой гендерной идентичности. Кроме того, большее число участников эксперимента стали более предрасположенными к поведению на основе сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия между представителями различных полов и гендеров. Это делает возможным решение проблем в межличностном общении со сверстниками, формирование каждым своей собственной поведенческой программы и выстраивание жизненной концепции личности.

    Отмечаем, что после проведённой работы некоторые из критериев в области социальной толерантности и элементов деятельностного компонента остались без улучшений. Причиной отсутствия позитивных изменений может являться недостаточно сформированные доверительные отношения между студентами во время проводимых занятий, недостаточная частота занятий, а также недостаточное количество методов и приёмов моделирования и проигрывания реально возможных жизненных ситуаций, затрагивающих сферу гендерных отношений.

    Анализ гендерных отношений в ходе работы с экспериментальной группой позволяет утверждать, что на формирование гендерной толерантности у студентов юношеского возраста огромное влияние оказывают не всегда верные установки сознания и гендерные стереотипы, которые, реализуясь в поведении людей, в свою очередь, оказывают существенное влияние на формирование социальной реальности. Для коррекции подобных установок и стереотипов в ходе применявшихся тренинговых занятиях была создана обстановка, которая обеспечивала понимание участниками группы того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессах межличностного общения, включающих и гендерные отношения. В обычных условиях юноши и девушки не осознают до конца тех ситуаций, в которых он участвует, однако в ходе формирующего занятия с группой такой опыт дополнительно получает научное объяснение.

    При работе с экспериментальной группой наиболее успешно были применены такие приёмы совместной деятельности как разбор конфликтных ситуаций, дискуссии и диалоги. Затруднения у участников встречались в некоторых случаях индивидуальной рефлексии, при использовании сюжетно-ролевых игр.

    1) изучение особенностей формирования гендерной толерантности у лиц с различными типами гендерной идентичности;

    2) уточнение факторов воздействия, способствующих гармонизации и регуляции гендерных отношений;

    3) включение проблемы формирования культуры гендерного равенства в тематику практических занятий по соответствующим дисциплинам (социальная психология, социальная антропология и др.).

    Библиографическая ссылка

    Лебедева Е.А ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
    URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15262 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Вам также будет интересно:

    Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
    Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
    Как определить пол ребенка?
    Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
    Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
    Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
    Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
    В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
    Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
    Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....