Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Как играть с видом от первого лица в GTA V Как сделать вид от первого лица в гта 5 на ps3

Цветок для шторы своими руками

Как отстирать засохшую краску с одежды в домашних условиях Чем очистить вещь от краски

Как определить пол ребенка?

Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца

Межрелигиозные браки. Церковь о межрелигиозных браках. Фильмы о межрасовых браках

Создание семьи – один из самых важных моментов в жизни человека. Все желают создать здоровую и крепкую ячейку общества. Как правило, мужчины и женщины предпочитают вступать в брак с кем-то из своей страны, одной национальности и вероисповедания. Общность культуры, языка, традиций и близость родных облегчают процесс взаимопонимания. Однако в современном мире без границ межнациональные браки становятся все более частым явлением.

Причины возникновения межнациональных браков

Многие имеют друзей из других стран, мировая паутина стерла все возможные границы. А любовь – такая штука, от которой никто не застрахован. Сегодня познакомиться с иностранцем или иностранкой можно не выходя из дома. Нужны:

  • устройство с выходом в сеть;
  • аккаунт на сайте знакомств, в социальной сети;
  • желание.

Помимо «чувственных» причин возникновения межнациональных браков выделяют:

  1. Экономические . В результате процессов глобализации растет число путешественников, а вместе с ним процент межнациональных браков. Согласно статистике ООН примерно половину (49,6%) 200 миллионов международных мигрантов в 2005 году составили женщины. Международный брак - возможность обеспеченной жизни для них.
  2. Психологические . Специалисты утверждают, что есть межэтнические браки, причины которых связаны изначально с взаимоотношениями в семье. Дети идут наперекор своим родителям. Пример – отец постоянно твердит «ох уж эти америкосы, все у них не по-человечески» и тому подобное. У девочки на подсознательном уровне зарождается механизм противодействия. Вполне вероятно, она вырастет и выйдет замуж за американца, чтобы доказать отцу его неправоту.
  3. Социальные . Мужчина из экономически неразвитой страны, но достигший высокого социального статуса, женится на женщине из развитой страны, но не достигшей высокого статуса. Или наоборот. Тем самым они уравнивают свои позиции.
  4. Политические . Стратегические браки королей, глав государства.

Межнациональные браки - психология

Психологические особенности межнациональных браков отличаются от тех, что присущи мононациональным семьям. Ряд факторов влияет на психологический климат в такой семье:

  • традиции;
  • менталитет;
  • религия;
  • язык;
  • отдаленность от родственников.

Психологи считают, что в межнациональном браке важно решить, в каком объеме каждый из супругов готов включиться в новую культуру. Они выделяют четыре типа интеграции, второй и третий являются самыми удачными для гармоничной :

  • насаждение собственной культуры и полное игнорирование традиций супруга;
  • отказ от своей культуры, полная интеграция в новую;
  • частичная интеграция, принятие конкретных культурных аспектов;
  • отказ и от своей, и от культуры супруга.

Межрасовые браки - генетика

Дети от межрасовых браков менее подвержены . Например, ген, отвечающий за наследственное заболевание «серповидно-клеточная анемия» - это рецессивный ген (подавляется доминантным) у африканцев. Если африканка родит от европейца, то у их ребенка не будет этого заболевания. То же самое касается других наследственных дефектов. Болезни от межрасовых браков «вымирают». Ученые считают, что для сильного потомства межрасовые браки – хороший вариант.

Другое дело - внешность. Не всегда смешение рас приводит к прекрасному результату. Однако и одни из самых красивых людей появляются в смешанных браках. Известные потомки межрасовых браков тому пример:

  1. Канадская певица Шанайя Твейн рождена от союза канадки и индейского аборигена.
  2. Бейонсе, отец африканского происхождения, мать – креолка (в ее роду были, французы, индейцы и афроамериканцы).
  3. Мэрайя Кэри, мать – ирландка, отец – афровенесуэльского происхождения.

Межнациональные браки - православие

Православная церковь негативно относится к межнациональным бракам. Они угроза православной вере. Часто межнациональные браки это межрелигиозные браки. Еще в 7 веке на очередном Соборе в Константинополе было озвучено отношение православной церкви к этому вопросу. Запрещались межрелигиозные браки. Современные священнослужители не изменили этой точки зрения. По их мнению, межнациональный брак искореняет православие. Женщине, вступившей в брак с мужчиной иного вероисповедания, сложно привить детям православную веру.

Межнациональные браки в современном обществе – явление распространенное. В смешанном браке есть свои плюсы и минусы. Брак с человеком из другой страны имеет ряд преимуществ:

  • погружение в иные традиции, расширение культурных границ;
  • разрушение расовых и этнических ;
  • возможность выучить иностранный язык в естественной среде;
  • такие браки учат терпимости и пониманию, что делает их более прочными;
  • доказано, что дети, рожденные от представителей разных народностей (рас, наций) более здоровые и талантливые.

Наряду с этими преимуществами существуют проблемы межнациональных браков:

  • смена «менталитетного» и правового пространства;
  • разлука с родственниками;
  • нередко родители и мужа и жены противятся таким бракам в силу консервативных взглядов;
  • утрата традиций своей страны и обязанность следовать новым традициям;
  • трудности коммуникативного характера;
  • споры относительно воспитания детей;
  • невозможность вывезти ребенка из страны в случае развода.

Фильмы о межрасовых браках

Тему «неформатных» отношений кинорежиссеры любят. Фильм про межрасовый брак - это и драма, и порой комедия. Яркие картины, отразившие межнационального брака:

  1. «Лавинг» американского режиссера Джеффа Николса. Трагическая судьба Ричарда и Милдред Лавинг, приговоренных к тюремному заключению за межрасовый брак.
  2. «Сайонара» - американская мелодрама Джошуа Логана, вышедшая в 1957. Американский военный, осуждающий межнациональные браки, влюбляется в японскую танцовщицу.
  3. «Безумная свадьба» - искрометная французская комедия от Филиппа де Шоврона об особенностях межрасового и межкультурного взаимодействия внутри семьи.

Межрасовые браки знаменитостей

Селебрити – тоже люди, и тоже подвержены влиянию процессов глобализации. И любви. Самые известные межнациональные браки:

Психолог, старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская, утверждает, что межконфессиональные браки в России имеют немалый потенциал устойчивости, так как людей сближают не только элементы «общего советского прошлого» (язык, образование и т.д.), но и «очень похожие семейные модели». Как для православной, так и для мусульманской модели характерен высокий авторитет мужа, правда, в первом случае он «более формальный», тогда как во втором – скорее «реальный». Кроме того, если в типичных немусульманских семьях авторитетный отец не склонен непосредственно участвовать во внутренних делах семьи, в каждодневном воспитании детей, то муж-мусульманин, в идеале, является не только кормильцем, но и обожает детей, уделяя им и жене значительное внимание. Именно поэтому мусульмане, в том числе - мигранты, которых в настоящее время становится все больше в российских мегаполисах, «все более привлекательны для наших умотанных жизнью женщин», заметила О.Маховская.

Однако вместе с преимуществами жена-немусульманка получает в такой семье то, к чему ей трудно привыкнуть -- некоторые ограничения в свободе, по крайней мере, на уровне обязательного обсуждения ее намерений. В православной же семье, по наблюдениям специалистов, доминирует тот, кто психологически сильней, кто «поборет» другого. В последнее время нарастает также такое явление, как инверсия семейных ролей: когда женщина берет на себя функции, традиционно понимаемые как мужские, а мужчина, не в силах угнаться за высокой планкой социальных стандартов, готов к роли «домохозяина».

При этом, по словам психолога, межкультурные браки (этот термин кажется ей наиболее корректным для исследуемых семей) заключаются на фоне высокого уровня ксенофобии, неприятия «чужого»; скандалы, связанные с подобными браками звезд шоу-бизнеса (Орбакайте-Байсаров и др.), еще больше испортили репутацию подобных союзов. Что касается выбора вероисповедания детей, то в «стабильных» семьях этот вопрос не носит «драматического» характера. Однако «если семья идет вразнос, идет борьба за детей, в том числе – и на религиозном фронте», отметила О.Маховская.

В целом же, межкультурные семьи «мало кому интересны в России», а «проблема огромная, она нарастает», сказала психолог. Она посетовала также на отсутствие взаимодействия психологов и священнослужителей в этом вопросе: «И мы, и священники отстаем от практики семейной жизни». Ее собственный опыт показывает, что православные священнослужители зачастую «закрыты, недоверчивы, настороженны», воспринимают психолога как «вражеского агента». Выход можно искать только на поле публичной профессиональной дискуссии, к которой О.Маховская призвала заинтересованных психологов, представителей Церкви и ислама.

«Как бы Вы напутствовали молодых людей разных вер и национальностей, которые собираются вступить в брак?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Сергий Махонин , настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, отметил, что эта тема требует максимальной духовной чуткости и осторожности.

«Да, межконфессиональные браки стали реальностью нашего времени. Это невозможно было представить еще в Российской империи, сейчас же это реальная проблема. Она проявляется хотя бы в воспитании детей. На этой почве происходит самое настоящее столкновение культур», - сказал он.

«Но мы не вправе мешать людям вступать в Богом данные отношения, не вправе препятствовать созданию семейного союза любви. Что Бог соединил, человек да не разлучает. Как приходской священник, наблюдающий за смешанными браками, могу сказать, что Господь нередко приводит супругов и к духовному единству . Немало случаев, когда и протестанты, и католики принимают православие, вступая в брак с православными девицами. Есть аналогичные случаи и с мусульманами. Настоящее чудо, как Господь это управляет!» - воскликнул протоиерей.

«Я считаю, что широкое обсуждение этой темы мало что даст. Это как резать по живому: так много здесь религиозных и психологических нюансов, - я уж не говорю о культуре и традициях», - заключил отец Сергий.

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь» протоиерей Максим Первозванский напомнил, что брак с нехристианином запрещен канонами православия.

«В виде исключения разрешен только брак представителями других христианских конфессий. Поэтому я бы молодым людям вступать в межрелигиозный брак не советовал », - сказал священник.

. «Для человека, чья вера является не просто фактом историко-культурной принадлежности, а стержнем жизни, межрелигиозный брак попросту невозможен, так как его нельзя заключить в церкви. Если муж и жена не едины в религиозных взглядах – это серьезная проблема , которая влечет сложности в воспитании детей, в приобщении их к религиозной традиции», - заметил он.

«Что касается «напутствия», то в последнее время появилось такое отношение к священнику, как к обслуживающему персоналу. И это принципиально неверно. Священник – предстоятель христианской общины перед Богом. И он может давать советы именно как предстоятель - в рамках этой общины. Если кто-то из его прихожан захочет соединиться в браке с нехристианином, то священник его просто не благословит», - считает отец Максим.

Священник Димитрий Арзуманов , настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, также считает, что людям разных вероисповеданий, твердых в своих религиозных убеждениях, не следует вступать в брак.

«Как священник я бы этого не рекомендовал. Особенно это касается христиан и мусульман, - между христианами разных деноминаций проблемы в браке могут быть и не столь острыми. А людям разных религий я бы посоветовал ограничиться дружбой и добрососедскими отношениями. В таком браке, особенно если люди привыкли к очень строгому соблюдению правил своей религии, могут возникнуть очень серьезные проблемы. Вполне реальной может стать ситуация, когда кому-то для сохранения семьи придется пожертвовать своей верой», - сказал он.

«Я знаю только один случай, когда муж-мусульманин, - правда не слишком строгий в соблюдении религиозных правил, - позволяет своей жене-православной молиться, причащаться и крестить детей. Это, скорее, исключение из правила», - рассказал священник.

«Нужно иметь в виду, что люди, воспитанные в различных религиозных традициях – это люди с различными, подчас диаметрально противоположными, мировоззрениями. И это в одной семье! Какими вырастут дети в такой семье? Они могут превратиться в своеобразное обоюдоострое оружие, которое по мере их взросления больнее будет резать», - считает отец Димитрий.

«Межконфессиональные браки – проблема очень сложная, боюсь, неразрешимая», - заключил он.

Священник Георгий Рощин , зам. пред. отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества, призвал супругов, живущих в межрелигиозном браке, прежде всего хранить любовь.

«Заключение брака с человеком иного религиозного вероисповедания – это всегда сложный и мужественный шаг . Мы всегда напутствуем молодоженов в первую очередь хранить в семье любовь. Потому что любовь - это залог того, что идейные разногласия супругов не станут непреодолимым препятствием к созданию прочной и крепкой семьи», - подчеркнул он.

«Безусловно, наиболее крепким является тот брак, в котором люди полностью разделяют религиозные взгляды друг друга. Единство религиозных взглядов как ничто другое укрепляет семейные узы и помогает преодолевать те житейские проблемы, с которыми сталкивается любая семья», - заметил священник.

«Надо понимать, что создание семьи и совместная жизнь супругов – это определенный подвиг и работа, нацеленные на то, чтобы стать помощниками друг другу, стать лучше и, в конце концов, исполнить свое предназначение. Поэтому хочется призвать супругов, живущих в межрелигиозном браке, - в частности, православных, - твердо хранить свою веру, не отказываться от нее и воспитывать детей в тех нравственных устоях, которые исповедует православие. Это, в свою очередь, послужит залогом уважения с другой стороны, поскольку человек, соблюдающий основы своей веры, достоин почтительного отношения», - заключил отец Георгий.

Заместитель муфтия по общественным отношениям, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что семья, где действует традиционная расстановка ролей супругов, имеет особый запас прочности.

«Я бы напутствовал «межрелигиозный» брак традиционными библейскими словами: «Плодитесь и размножайтесь!» Цель брака – продолжение рода человеческого. Поэтому в условиях существующих в нашей стране демографических и социальных проблем я выступаю за сохранение семьи и многочадие», - подчеркнул он.

«Не нужно «изобретать велосипед», ведь и в шариате, и в «Домострое» прописаны известные принципы, на которых должна зиждется семья. Мужчина, безусловно, должен доминировать в семье, быть ее ответственным главой. Такое соотношение сил в браке заложено Всевышним. К сожалению, роль отца и мужа в современном обществе сильно разрушена. И пока мужчина не будет обладать соответствующим авторитетом, семья как таковая не будет функционировать», - заметил Ахмед-хаджи.

«В исламе мужчина может брать в жены мусульманку, христианку и иудейку, но женщина-мусульманка не может выходить замуж за немусульманина . Поэтому я, конечно, поддерживаю «межрелигиозные» браки, но только в рамках, заданных исламом. Лучше всего, безусловно, если оба супруга придерживаются одних религиозных взглядов. Есть такое выражение: любовь – это не когда люди глядят друг на друга, а когда они смотрят в одну сторону. Такая семья, действительно, имеет большой запас прочности. Что же касается межнациональных браков, то в их пользу высказываются даже генетики. В таких семьях дети более здоровые и талантливо одаренные», - подытожил он.

Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России Гульнур-ханум Газиева полагает, что любой брак должен строиться на принципе доверия.

«Я в первую очередь хочу согласиться с мнением о необходимости сотрудничества профессиональных психологов и религиозных деятелей. Нужно также готовить специалистов-психологов, которые имели бы представление об исламе, православии и других религиях. Хорошо было бы, чтобы среди профессионалов-психологов был определенный процент верующих людей», - заметила она.

«Что же касается напутствия, то если люди в свободном выборе вступают в «межнациональный» или «межрелигиозный» брак, то можно только пожелать им: «Совет да любовь!». Было бы хорошо, если бы еще до заключения брака они могли найти некий разумный подход в решении вопросов межрелигиозного характера. Необходимо также, чтобы брак строился на искренних чувствах, а не заключался из каких-либо корыстных соображений. И если женщину, желающую найти опору в браке с мигрантом, еще можно понять, то главное, чтобы сильный пол не искал в таком союзе какую-то для себя нечестную выгоду», - подытожила Гульнур-ханум.

Сергей Рогунов , заместитель директора школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре, напомнил, что у верующих свои методы решения психологических вопросов, которые зиждутся прежде всего на их религиозном опыте.

«В данном случае хотелось бы напутствовать саму психологию. Очевидно, что некую социальную группу, имеющую свои четкие признаки и границы, можно изучать эффективно только изнутри. Только верующий человек может понять другого верующего », - сказал он.

«Поэтому, прежде чем призывать к дискуссии по поводу межрелигиозных браков, психологам надо изучить каноны и традиции Церкви, а также психологию верующего человека. Тогда многие вопросы отпадут и появится понимание как решать проблемы, связанные с подобными браками. В этом смысле, я полагаю, что исследовательская психология опыта религиозного человека – это тот раздел психологии, за которым большое будущее», - подытожил Сергей Рогунов.

- Вы, кажется, не одобряете межрелигиозных браков?
- Бывало, что неверующий муж освящался верующей женой. Бывало, что через жену-христианку обращался и муж и их дети. Но это было, когда наша вера была сильна.
Сегодня в таких браках русская женщина – слабая сторона. Она и сама не знает своей веры.

Но сначала давайте посмотрим на межрелигиозные браки по светски, т.е. как на браки межнациональные. Посмотрим на них без религиозных мотивов. Просто по светски. По «дарвинистки».


В биологическом аспекте русские – обладатели рецессивного набора генов. Белые волосы и голубые глаза подавляются «темными» с доминантными генами в случае слияния. Северная Европа стремительно чернеет во второй половине 20 века. Защищать популяцию белых медведей считается дозволенным. А почему же надо радоваться исчезновению антропологического разнообразия? Генетики высчитали, что последний блондин на нашей планете родится через полтора века где-то в Финляндии.
Еще в начале 70-х годов ХХ века на советской эстраде звучала песня «Дождь на Неве» в исполнении Эдуарда Хиля. Там были такие слова: «Дождь по асфальту рекою струится. Дождь на Фонтанке и дождь на Неве. Вижу родные и мокрые лица: Голубоглазые в большинстве!». И тогда это воспринималось естественно. Сегодня и по факту это не так, и спеть-то такое уже опасно…
Я не говорю, что блондины чем-то лучше брюнетов (я и сам посередине между ними и вообще носитель не то татарской, не то чеченской фамилии). Но мне бы хотелось, чтобы эта краска из человеческой палитры не исчезла. В 16 году в «землю казаков» приехал арабский путешественник – Павел Алеппский. Увидел он такую картину: «Ничто так не удивляло нас как красота маленьких мальчиков и их пение. Умы наши поражались изумлением при виде огромного множества детей всех возрастов. В доме каждого человека по 10 и более детей с белыми волосами на голове, за большую белизну мы называли их старцами. Они погодки и идут лесенкой один за другим» (архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 2005, СС. 124-126 и 144).
Надеюсь, за то, что я хочу, чтобы и впредь Русь радовала иностранцев такими же картинами меня не будут обвинять фашизме…
Кавказцы сегодня «пассионарнее» русских. А я привык защищать слабых. Если сотрудник Института общей генетики им. Вавилова прогнозирует, что «генный поток по линии отцов приводит к тому, что будет меняться антропологический вид населения Московского региона» (Комсомольская правда. 31 августа 2007), почему я должен этому радоваться?
Я не предлагаю никаких законодательных или полицейских мер. Но заметить существование проблемы можно же себе разрешить! Я не президент и не депутат. Выразить свое личное отношение можно или нет?
Вот в Израиле есть министерство по делам религий. И это министерство ведет учет смешанных браков: «По оценкам министерства по делам религий, ежегодно в Израиле переходят в другую веру в среднем 50 молодых евреек. Таким образом, за 52 года существования государства еврейство лишилось примерно 2600 своих дочерей. Учитывая, что женщина в арабской семье производит в среднем 8 детей, делаем вывод: в арабской среде живут примерно 20 000 галахических евреев! Страшно подумать: некоторые из них, возможно, принадлежат к террористическим организациям, являются отъявленными врагами еврейского народа, и знать не знают о своих еврейских корнях! Опрос показывает, что замуж за арабов выходят главным образом девушки, неполучившие в свое время достаточно родительского тепла, исконно присущего еврейским семьям. Эти женщины не обладают четко выраженной национальной самоидентификацией и поэтому оказываются легкой добычей умелых кавалеров-инородцев. Неудивительно, что переход в иную веру является уделом девушек из чисто светских семей: в ультраортодоксальной и национально-религиозной среде о таких случаях не слыхивали» (Бартзон Б. Как израильтянки переходят в другую веру // Вести, 1.5.2000. Тель-Авив).
Я бы очень не хотел, чтобы подобное министерство с подобным кругом интересов появилось в России. Единственное, что я предлагаю – перестать воспевать такие браки. Мол, это источник гениев.
Если бы это было так, то Латинская Америка была бы сплошь заселена не просто метисами, а гениями. Если бы это была так, то Кубань (вот где казаки издавна соединяются с черкешенками) хоть раз в пятилетку, да рожала бы нобелевского лауреата. И почему тогда суперперемешанные США импортируют мозги со всего мира в уже готовом виде?
На самом деле именно сторонники этого странного тезиса переносят скотоводческие принципы в мир человеческой мысли. Мера талантливости ребенка, наверно, все же в гораздо большей степени зависит от уровня культуры его родителей и от посещаемой им школы, а не от того, что его мама и папа принадлежат к разным нациям.
О России есть пропагандистский миф, что, мол, все этносы, которые она в себя приняла, все их она и сохранила. Это не так. Где пермь и вятка (не как города, а как народы со своими языками)?
Поэтому во фразе «межнациональные браки русских и кавказцев грозят существованию русского народа» давайте заменим слово «русский» на «вепс» или «манси», а слово « кавказец» на «русский». Вот если бы я был поэтом из сибирского народа манси, и просил бы свою молодежь задуматься о сохранении своего народа, веры, обычаев и языка, просил бы ее не прельщаться огнями больших городов и браками с русскими геологами и газовиками… Тоже обозвали бы фашистом и сволочью? А ведь уже каждый четвертый брак в Москве – межнациональный (причем все больше не с украинцами, а с кавказцами). Нет проблемы?
Я же не говорю, что русскую девушку надо останавливать на пороге ЗАГСа, если у нее жених не той нации. Как они друг друга полюбили и встретили – их личное дело. Но есть личная жизнь, а есть социально и культурно значимые последствия этой вроде бы совсем личной жизни. И о них можно говорить. И вряд ли нужно заранее определять, что оценка перспектив обязана быть только одобряюще-оптимистической.
Далее с биологического уровня обсуждения темы переходим на психологическую. В той самой подборке в «Комсомольской правде», где были и мои несколько строк, вполне светские психологи говорили об этом:
«Ольга Маховская старший научный сотрудник Института психологии РАН: - Другое дело, что после свадьбы все резко меняется. Мусульманский мужчина не терпит возражений, может запретить жене даже выходить из дома! Наши женщины в таких браках очень часто страдают… Если вам предлагают уехать на родину жениха, например, в Азербайджан, не соглашайтесь! Это совсем другая культура и традиции. Наши женщины, как показывает практика, такого испытания просто не выдерживают» (Мигрант для москвички - лучший жених? // Комсомольская правда. 31 августа).
В пору влюбленности и ухаживаний девушка, наверно, не очень склонна смотреть далеко в будущее. Тем более, что жених убежденно заверяет: «Мы на дискотеке познакомились, а не в мечети! Я светский человек, законов шариата не знаю и тебе и детям ничего навязывать не буду!».
Но годы идут, меняется и сам супруг, и его окружение. С годами человек становится более консервативен. Да и вопроса о самоидентификации никак не избежать. И вот его друзья начинают недоумевать: а почему твоя супруга… а почему твои дети… И если поначалу русская жена повышала его статус в глазах знакомых, то теперь «неверная» жена стала для него проблемой. Так что к обычным семейным проблемам в смешанных семьях добавятся проблемы, порождаемые именно смешанным, «многокультурным» их составом. И что – предупредить об этом девушку является претспулением и фашизмом? Впрочем, если семья «многокультурная» то эти проблемы не будут значительны. А вот если каждая из сторон обогатить свою жизнь своей малокультурностью – вот тогда мало не покажется. То есть – брак азербайджанца-студента МГУ и русской девочки из тех же стен скорее всего не будет обременен национальными проблемами (общее поле европейской культуры поможет им понимать друг друга). А вот если знакомство состоялось на рынке…
Есть тут и культурологический аспект. Да и всякий ли организм переживет вливание донорской крови? Ведь есть такие болезни и состояния, когда возможен лишь гемодиализ: переливание собственной крови пациента… Желудок солдата может переварить даже гвозди. А с годами лучше все-таки перейти на диетическую пищу… Ну, не молода уже Россия! Пора избавиться от подростковых самоощущений. Не надо считать себя крутым перцем. Мы уже не таковы. Тут не до новых приобретений. Выжить бы, сохраниться…
Да, Россия могла вбирать в себя другие народы. Но из того обстоятельства, что нечто удалось в былые годы, не следует, что рекорд повторим тем же человеком спустя полвека...
Кроме того, в былые века ответ на вопрос «что значит быть русским» был прост: верить по православному и класть жизнь за русского Царя… Надеюсь, военной консолидации у нас не будет, и «За Медведева-Путина» в бой стране идти не придется.
А мирного, внятного и единого «символа веры» у «старожилов» России сейчас нет.
И что же тогда сможет объединить «аборигенов» и «гастарбайтеров»? Совместно болеть за Диму Билана, «Зенит» и сборную по хоккею? Не слишком ли мелка и кощунственна такая «спортивно-попсовая» самоидентификация на руинах «Третьего Рима»?
И, наконец, есть религиозный аспект. Православная Церковь НИКОГДА не одобряла межрелигиозных браков. И это никогда не было секретом. Нынешние русские девушки и сами не знают православной веры, и уж тем более в чужой культурно-религиозной среде не смогут передать отсутствующую у них веру своим детям. Церковь не может повлиять на выбор жизненного пути неверующими людьми. Но к своим-то, к церковным, людям можно сказать и о религиозных последствиях того или иного их выбора.
Когда-то Церковь и рекомендовала и навязывала межнациональные браки как средство миссии («из оных же новокрещеных (татар) вдовствующим брачиться со старорусскими, и второго и третьяго сыновей их брачить с старусскими ж, для общей христианской пользы из ближних сел перевесть к ним старорусских крестьян по нескольку семей в деревню, а вместо их из той же новокрещенской деревни толикое же число в домы тех выведенных крестьян») (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 10, Спб., 1911, № 3539 (от 27 марта 1740 г.), с. 363). «Сие потребно, чтобы новокрещеные с русскими дружбу меж собою возобновляли, а наипаче для того, что имея в доме своем зятя или невестку русских, дел, которые христианскому закону противны, в домех своих чинить опасаться станут» (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. Т. 10, Спб., 1911, № 3590 (от 6 октября 1740 г.), с. 434).
Но сегодня слишком слабы представления русских девушек о своей национальной культуре и о православии, чтобы видеть в них фактор возможного миссионерского влияния…

- А этический аспект межнациональных браков есть?
- Я не вижу. Влюбленность в человека другой нации не есть грех. Люди, вступающие в такие браки отнюдь не грешники и не преступники. Дети, рожденные в таких браках, тем более никем не могут быть за это осуждены. Просто слова «грех» и «преступление не тождественны. И слова «грех» и «угроза» тоже не равны. Греха в межнациональном и межконфессиональном браке нет. А угрозы есть - и я их отчасти перечислил.

- Но ведь нет ни эллина ни иудея?!
- Спасибо за напоминание. Неверное понимание этой фразы способно вообще убить внешнюю миссию. Во Христе – да, именно и только «во Христе» нет ни эллина ни иудея. Для Христа нет различия между уверовавшими в Него эллинами и иудеями. Христос готов дать равно безмерные дары и тому и другому. Но при чем тут мусульманин, который и не думает просить именно у Христа и именно дар благодати, например, «дар слезный»?
С точки зрения благодатного напоения национальность христианина не важна, но мы же не Христос, а люди. И мы не только христиане. А даже греческое православие имеет своеобразные черты, отличающее его от православия русского или молдавского. Что касается межконфессиональных браков, то отношение к ним однозначно негативное как в православии, так и в католицизме и исламе и иудаизме. Эти браки не-незаконны, но не-желательны.

- Даже в храмы в России уже строят мусульманские гастарбайтеры!
- В этом есть добрая сторона: мусульманин, строивший христианский храм, не будет потом его считать чем-то совсем чужим и враждебным для себя. Если он и его дети останутся тут – этот храм они будут считать «почти своим». Если он вернется на свою родину – и там на местные христианские храмы он будет смотреть добрым глазом, а энтузиазм косоваров, взрывающих сербские церкви, будет ему чужд.

«К сожалению, многие миряне черпают представления о браке из низкопробных западных и российских книг и фильмов, где пропагандируется отношение к супружескому союзу лишь как средству получения удовольствия. Когда же эти люди вступают в брак, то вдруг обнаруживают, что их новый социальный статус не ограничивается лишь этим ложным описанием брака, но что он прежде всего предполагает совместную жизнь, в которой оба должны день за днем терпеть друг друга, включая недостатки… Это бремя им представляется слишком тяжелым! Конечно, Православие может еще до брака попытаться их с такими основными принципами, как любовь и самопожертвование»
(Из интервью Алексия II журналу «Пари Матч»)

ВКонтакте Facebook Одноклассники

По мнению священников, помимо прочего это чревато и серьезными демографическими потерями для страны

Можно ли юноше и девушке, являющимися истинно религиозными людьми, но при этом исповедующими разные веры, заключать межрелигиозный брак?

«Что за нелепый вопрос?» – воскликнет иной светский человек. В России с ее вековыми традициями мирного сосуществования людей многих культур, национальностей и религий – это очень даже естественно. Но на самом деле, как выяснил в ходе опроса ряда православных священнослужителей сайт [«REGIONS.RU/Новости Федерации»], ответ на этот вопрос не столь уж однозначен.

Да, разность культур и национальной принадлежности никогда не была препятствием для высокого чувства, соединяющего молодых навеки. Но если миросозерцание, мировоззрение каждого из них сформировано разными конфессиями (а у истинно верующих эти убеждения очень глубоки и последовательны), то в будущем между возлюбленными очень даже возможны серьезные трения – вплоть до разрыва отношений.

Так, протоиерей """Владислав Свешников""" считает маловероятным межрелигиозный брак людей, для которых религиозная принадлежность не является номинальной. «Брак между активными, или, как сейчас говорят, «практикующими» представителями (разных. – Прим.. Если же вдруг он заключается, – например, по причине чрезвычайной влюбленности, – то впоследствии могут возникнуть очень серьезные проблемы из-за тех ценностей, которые выше личных отношений, и тогда в главном супруги окажутся разделенными. Для сохранения счастливого брака они будут вынуждены жертвовать своими религиозными убеждениями. Если же изначально религиозная принадлежность чисто номинальная, то не имеет смысла говорить о межрелигиозном браке», – считает отец """Владислав""".

Священник """Алексий Агапов""", настоятель Михаило-Архангельской церкви подмосковного города Жуковского, в свою очередь, напомнил об иерархии супружеских отношений. «И в советское время, и в дни разгула либерализма строгая иерархия супружеских отношений, существовавшая в православной России, сильно расшаталась. А ведь это – «перила», которые позволяли мужчинам оставаться мужчинами, а женщинам – женщинами».

Исторически сложилось, что в России наибольшее распространение получило православие. Однако достаточно развит ислам, есть районы, где широко практикуются буддизм и другие религии. Сотни лет народы нашей страны в целом мирно уживались друг с другом и с уважением относились к религиозным различиям. В этом смысле именно Россия может быть положительным примером для т. н. просвещенной Европы, в истории которой была Варфоломеевская ночь. Знала Европа многолетнюю практику массового сжигания на кострах еретиков, устраивали европейцы и военные походы, направленные против людей иной веры. Ничего подобного по масштабам не было в России, хотя, конечно же, некоторые эксцессы имели место и у нас.

В нынешний период, когда роль религии снизилась по сравнению со Средневековьем, есть немало людей, религиозность которых не выходит за рамки формального соблюдения некоторых необременительных обычаев. Поэтому браки между ними вряд ли можно называть межрелигиозными – они освещены лишь чувством. Однако есть и действительно глубоко верующие люди, чья жизнь в значительной степени определяется религиозными убеждениями, которые действительно могут повлиять и на отношения в межрелигиозном браке.

Свое отношение к межрелигиозным бракам сайт высказал """Максим Обухов""", руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь»:

– Межрелигиозные браки между глубоко верующими чреваты потом очень серьезными последствиями. Людям, которые хотят вступить в брак, надо понимать, что они женятся не только друг на друге. Соединяются две веточки человеческого рода, и поэтому, когда вы выходите замуж за молодого человека, то вы вступаете в родственную связь со всей его родней. Молодые люди очень часто этого не учитывают, и потом события развиваются следующими путями. Первый: если они религиозно индифферентны, то какими они были, такими и остались. Второй вариант: одному из супругов будет предложено сменить веру, вплоть до принуждения. Бывают и конфликты – например, не хотят ребенка крестить. То, что я рассказываю, не прочитано из книжек, а взято из священнической практики. Ко мне приходят молодые женщины, которые вышли замуж за мусульманина, а я не могу дать добро на переход в ислам и отречься от своей веры.

В частности, межрелигиозные браки являются частью наших демографических потерь. Ежегодно из России вывозится тысячи невест в мусульманские страны, и там они попадают в очень жесткие условия. Есть и страны, где запрещено отправление христианских обрядов. Во многих, если не в большинстве мусульманских стран, религии между собой не равны, а исламу как государственной религии отдается преимущество. В Афганистане, например, существует катакомбная христианская церковь, тайные христиане, которые живут под постоянной угрозой. А в Саудовской Аравии существует запрет на строительство храмов иных религиозных конфессий. Очень часто мусульманские проповедники приводят цифры перехода из христианства в ислам, но это часто бывает не за счет миссионерской деятельности, а за счет вступления в брак и дальнейшего косвенного принуждения к принятию ислама.

Вопрос межконфессиональных браков в православии был оговорен еще в XVIII веке. "Раньше брак заключался в той конфессии, к которой принадлежала невеста, - пояснил "НИ" диакон Андрей Кураев. - Если брак заключался между православным и католичкой, то обряд венчания совершался по католическим традициям. Позже православная церковь настояла, чтобы при заключении межконфессионального брака венчание проходило в православии. Сегодня бывает и такое, что люди венчаются по традициям обеих конфессий, хотя двойное венчание вызывает сомнения у православной церкви".

Книга о. Даниила (Сысоева) "Брак с мусульманином". Источник i-r-p.ru

А вот лютеране и католики к межрелигиозным бракам относятся лояльно. "В моей практике был только один случай, когда епископ не разрешил брак между католичкой и мусульманином, - поделился с "НИ" отец Дариус, служащий в Римско-католической церкви святой равноапостольной княгини Ольги. - Причиной тому была неуверенность в том, что молодой человек свободен. Документы без штампа о браке не всегда гарантируют свободу, тем более что в мусульманской среде весьма сильны устные договоренности между семьями". "В рамках христианского контекста межконфессиональный брак вообще не является проблемой, это довольно частое явление, - рассказал "НИ" пастор Дитрих Бюлов-Штернбек, служащий в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла. - Проблемы могут возникнуть на бытовом уровне, например, касательно традиции молитв перед едой".

Для обвенчавшихся христиан разных конфессий, по мнению экспертов, главной темой для споров станет вопрос "Кто в доме хозяин?". "У католиков считается традиционной детоцентристская модель семьи, когда все внимание направлено на детей, - рассказала "НИ" старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. - В православной семье в основном поддерживается авторитет отца, детьми занимается мать. А в протестантской модели все члены семьи равны и дети воспитываются как взрослые. Если человек был воспитан иначе - конфликтов не избежать".

Достаточно спокойно воспринимают возможность межрелигиозного союза в исламе, правда, со своими оговорками. "Согласно исламу молодые люди могут жениться на людях писания, то есть верующих в Бога: на представительницах христианства или иудаизма, - пояснил "НИ" руководитель международного департамента Совета муфтиев России имам-хатыб Рушан Аббясов. - Конечно, приоритет отдается мусульманке, но если молодой человек хочет, то он может взять в жены девушку другой религии. Принимать жене ислам или нет - остается на ее усмотрение. Это не ставится как основное условие, потому как нет принуждения в религии, вера должна появиться в душе. Что касается девушек, то они не имеют права выйти замуж ни за кого, кроме мусульманина".

Интересно, что, по мнению экспертов, мусульманская модель семьи психологически наиболее близка православной. "В мусульманской семье так же поддерживается авторитет отца, но в то же время жена практически на правах ребенка. Она исполняет роль содержанки, которая за полное обеспечение жертвует своей свободой и правами, - отмечает Ольга Маховская. - С другой стороны, мусульманский муж не пьет, работает, у него есть осознание того, что он должен кормить семью. Он может плохо относиться к жене, но он ответственно подходит к тому, что он должен обеспечить крышу над головой и пищу. Такие браки бывают относительно удачными, женщина чувствует себя защищенной".

Очень строго блюдут "честь мундира" в иудаизме. "Пятикнижие, то есть Тора, регулирует вопрос смешанных браков: в пятой книге есть заповедь, по которой вступать в брак с представителем другой национальности запрещено, - рассказал "НИ" раввин общины "Среди своих" (ФЕОР) Йосеф Херсонский. - Но на практике такие браки существуют, это называется ассимиляцией. Праздновать такую свадьбу по всем традициям абсурдно или кощунственно. Это то же самое, что благодарить Бога за некошерную пищу - Бог запретил еврею ее употреблять! Когда заключается брак между представителями разных религий, это значит, что у каждого из супругов очень неглубокое понимание собственной веры. Полноценно религиозный еврей никогда не женится на полноценно религиозной христианке. Если такой брак все же заключается, это значит, что для человека религия играет незначительную, не главную роль в жизни, проходит по касательной".

По словам Йосефа Херсонского, "чем больше несовместимых отличий, как, например, религия, тем больше проблем". Впрочем, миру в такой семье не способствуют не только противоречия в религиозных взглядах. "Союз представителей православия и иудаизма достаточно конфликтен, - считает психолог Ольга Маховская. - В иудаизме существует культ Девы Марии, развит авторитет матери, что для нашей модели семьи непривычно. Хотя стоит отметить, что возникающие проблемы обычно сглаживаются: со стороны иудеев существует тактика избегания конфликтов. Кроме того, безусловно, помогает присущее им чувство юмора".

Как считает Рушан Аббясов, основная проблема при заключении межрелигиозных браков - вопрос, как воспитывать ребенка. "Часто жена, являясь христианкой, хочет крестить чадо, а муж хочет совершить обряд наречения, прочтение Азана. Мы стараемся предупредить людей, что могут возникнуть подобные проблемы, - поделился с "НИ" имам-хатыб. - Мне известны случаи, когда родители приходят к компромиссу и оставляют ребенка до совершеннолетия в покое, не крестят его и не совершают обряд наречения. Когда дитя достигает совершеннолетия, он сам решает, какую веру примет". С тем, что именно вера ребенка может стать яблоком раздора в семье, согласны и представители других религий. "Брак между представителями разных религий, скорее всего, разрешат, если другая сторона пообещает, что дети будут воспитываться в католической вере, - говорит отец Дариус. - Также представитель другой религии должен пообещать, что не будет создавать препятствий для вероисповедания в семье".


Вам также будет интересно:

Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....
Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос
22.11.2019 Желанными друзьями девушек являются бриллианты. Однако, без роскошных, богатых...
Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды
При выборе одежды мужчине в первую очередь нужно определиться со стилем, чтобы составлять...
Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника
Вы - бухгалтер самый главный,Самый умный, самый славный,Самый лучший, без сомнений,И для...