Спорт. Здоровье. Питание. Тренажерный зал. Для стиля

Бразильское кератиновое выпрямление волос Brazilian blowout Польза бразильского выпрямления волос

Как подобрать свой стиль одежды для мужчин: дельные советы экспертов Современный мужской стиль одежды

Какого числа день бухгалтера в России: правила и традиции неофициального праздника

Как заинтересовать девушку по переписке – психология

Рыбки для пилинга Рыбки которые чистят ноги в домашних условиях

Поделки своими руками: Ваза из листьев Вазочка из осенних листьев и клея

Определение беременности в медицинском учреждении

Как разлюбить человека: советы психолога

Вечерние платья для полных женщин – самые красивые для праздника

Как снимать шеллак в домашних условиях

Развитие детей до года: когда ребенок начнет смеяться

Размерная сетка обуви Nike Таблица размеров спортивной обуви

Поделка медведь: мастер-класс изготовления медвежат из различных материалов (95 фото-идей) Как сделать мишку из картона

Маленькие манипуляторы: советы родителям, которые идут на поводу у ребенка Ребенок манипулятор психология

Проявление туберкулеза при беременности и способы лечения

Мифы о детях из детского дома. Как усыновить ребенка из детского дома

НАТА КАРЛИН

Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с . Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.

Приемные дети в семье — особенности воспитания

Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.

Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.

Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.

После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.

Адаптация.

Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.

Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и . Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды.

Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы , запаситесь массой терпения и любви.

Приемные дети – проблемные дети

Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.

Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.


Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители , которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.

В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку и уважение к себе.
Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
Не теряйте даже в сложных ситуациях;
Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

Пути решения социальных проблем приемных детей

Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.

Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет . Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.

Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.

Заинтересуйте ребенка в познании нового. . Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.

Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:

Школьные завтраки;
Проезд до школы и обратно;
Расходы на кино и попкорн;
Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.

Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.

15 февраля 2014, 14:12

Большинство людей желает реализоваться в качестве родителей. Но если это по каким-то причинам невозможно естественным путем, можно взять ребенка из детского дома на усыновление .

Поиск ребенка по базе данных: где брать информацию о детях, нуждающихся в семье

Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

На основании выданного заключения будущим усыновителям предоставят доступ к базе данных с фотографиями , где можно выбрать одного или нескольких претендентов из детей, с которыми можно будет получить свидание и пообщаться, попытаться найти общие точки соприкосновения.

В базе данных будут сведения о наличии родственников, об отношениях малыша с ними . Также будут отметки о том, выбрал ли кто-то данного ребенка и занимается оформлением. Все вопросы можно будет уточнить у работника ООП.

Кандидат в родители сможет встретиться только с одним из детишек, одновременно с несколькими воспитанниками свидание нежелательно и поэтому невозможно. Бывает, что сразу же устанавливается контакт и вопрос выбора практически решен, а многие хотят посмотреть всех, кого присмотрели, и только потом делают окончательный выбор.

Если претендент на роль усыновителя не явился в назначенное время на встречу с малышом дважды, его отстраняют от процесса выбора как ненадежного и безответственного человека, если нет объективных причин, помешавших прийти на встречу.

После получения разрешения на усыновление от опеки и попечительства, на выбор малыша отводится три месяца.

Какие нужны документы, чтобы взять малыша?

Как только выбор сделан, можно отправляться в суд с заявлением, содержащим просьбу о выдаче решения на усыновление. Представительство опеки и попечительства в судебном процессе обязательно .

Вот список бумаг, без предоставления которых процесс не реален:

  • справка с места работы (о должности, на которой числится будущий родитель, и доходах);
  • результаты медицинского освидетельствования на предмет общего состояния организма;
  • документ об отсутствии судимости ;
  • подтверждение санслужбы о возможности проживания ребенка по санитарным нормам на принадлежащей будущему родителю жилплощади;
  • , свидетельствующие о праве собственности на жилье;
  • при усыновлении одним из четы письменное согласие другого;
  • при усыновлении семьей – копия свидетельства о браке ;
  • характеристика с места работы ;
  • копия лицевого счета о состоянии оплаты коммунальных услуг (выдается расчетным центром или жилуправлением);
  • автобиография , написанная от руки или отпечатанная;
  • паспорт как удостоверение личности, и его копия.

Теперь к уже собранному пакету бумаг нужно приложить согласие руководства детского учреждения

Если ребенок старше 10 лет, то при ведении процесса по усыновлению суд должен учесть его пожелания.

При положительном исходе суда нужно подождать, пока решение вступит в законную силу, и можно забирать ребенка домой, а затем откорректировать в ЗАГСе документы.

Будут ли выплаты родителям?

С момента решения суда и внесения необходимых корректив в паспорта усыновителей, получения свидетельства о рождении ребенка на новую фамилию новоиспеченные родители имеют право получать соответствующие выплаты .

Кстати, при сохранении фамилии малыша той, которая была в детдоме, выплаты обязательно производятся. Главное условие — установление судом усыновления.

Так как усыновленный малыш по закону считается кровным, то все положенные родителям выплаты на ребенка государство обязано перечислять.

Усыновление ребенка одинокой женщиной

Не состоящая в браке женщина также имеет право стать матерью воспитаннику детского дома .

Мать-одиночка должна понимать, что к ней будет более пристальное внимание ООП по следующим моментам:

  • обеспеченность материальными средствами;
  • есть ли помощники в деле взращивания ребенка, если мать работает;
  • кто подстрахует в случае форс-мажора (болезнь, необходимость отъезда на некоторое время и прочее);
  • при возможном изменении статуса матери-одиночки (в случае, если мать выйдет замуж ), что может ожидать малыша.

Стоит помнить, что будут частыми и всесторонними проверки ООП и прочих органов, так что одинокая женщина должна набраться мужества и терпения, если решила взвалить на себя груз материнства.

Не нужно думать, что отношение к одиноким матерям пристрастное, нет – работники опеки и попечительства постоянно контролируют, что малыш обеспечен не только заботой и любовью, но и необходимым материальным достатком .

Судебная практика: какие сложности возникают в процессе оформления документов?

Неоспоримо, что жить малышу в семье предпочтительнее, чем делить кров с такими же обездоленными воспитанниками детдома. Но практика показывает, что иногда усыновителю сложно доказать свое соответствие всем требуемым законом параметрам .

Так, семья Г. получила одобрение ООП на возможность усыновления, подобрала себе в детдоме девочку, с которой сразу же сложились очень хорошие отношения. Девочке было 10,5 лет, и на суд был приглашен ее отец.

Отец отбывал наказание в местах лишения свободы, когда , а дочь поместили в детский дом. После освобождения отец никакого участия в жизни дочери не принимал.

В суде отец стал рыдать, умоляя девочку простить его и обещая забрать ее. Ребенок растерялся, не зная, как поступить. Суд не дал разрешения на удочерение девочки, и она осталась в детском доме.

Проблемой здесь стало право родителей, независимо от их социального статуса, присутствовать на заседании суда .

Оказалось впоследствии, что мужчина постоянного места работы не имеет, проживает на жилплощади своей сожительницы. Ребенок продолжает находиться в детском учреждении.

Часто порядочные, добросердечные люди, нашедшие себе маленького человечка в детдоме и желающие взять ребенка из детского дома, не могут преодолеть формальности закона на усыновление по той простой причине, что у них есть квартира с проходными комнатами.

Это непозволительно (по критериям органов опеки) – малыш должен жить в отдельной комнате. И остается дитя в общей спальне детского учреждения, не обретя новой семьи.

Но требования закона выполнять обязаны все , так что те, кто решился обзавестись дочерью или сыном через ООП и суд, должны учесть все свои реальные возможности. Если все документы в порядке, то стать родителями, оформив усыновление, вполне реально .

Для тех, кто собирается усыновить ребенка из детского дома , предлагаем посмотреть видео и еще раз ответить себе на вопросы: «Хотите усыновить ребенка? А вы уверены?»:

Межличностные отношения с приемными детьми и перспективы их развития. В статье будут предложены рекомендации по общению с ребенком, которого взяли из детдома.

Содержание статьи:

Дети из детского дома - это не просто психологическая проблема для них самих, но и ощутимые трудности в их воспитании у приемных родителей. Ребенок, взятый под такую опеку, требует к себе повышенного внимания и заботы. Необходимо разобраться в факторах, которые влияют на созревание полноценной личности из малыша, попавшего в подобную ситуацию.

Формирование личности ребенка в детском доме

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на возрастное разграничение озвученной проблемы. Особенности детей из детских домов часто зависят от того, в какой фазе развития находится маленький претендент на право стать полноправным членом новой семьи. Подобный анализ необходим для того, чтобы понять все предстоящие аспекты в воспитании приемного ребенка.

Малыши без родительской опеки до 3 лет


Довольно тревожным фактором становится некоторая образовавшаяся закономерность в том, что роженицы все чаще стали отказываться от детей при самом их появлении на свет. Не вникая в причины поступков подобных горе-мам, следует рассмотреть факторы формирования личности у брошенного ребенка от рождения до 3 лет. Следует также отметить тот момент, что семьи детдомовцы могли лишиться и вследствие смерти родителей от болезни или несчастного случая.

Изначальное осмысление своей ситуации начинается непосредственно в Доме малютки. В дальнейшем ребенка отправляют в другие специальные заведения, где он проходит программу социализации детей из детского дома. Малыш в озвученный период своего физического и психологического созревания еще не готов адекватно реагировать на сложившуюся с ним жизненную катастрофу. Однако на подсознании каждый ребенок без родительской ласки стремится к компенсации этого существенного пробела в его жизни.

Если же в жизни малыша случилась ситуация, что его отняли от мамы в силу ее несостоятельности дать ребенку полноценные условия для воспитания, а также при наличии пагубных привычек, не нужно надеяться на то, что ребенок ее быстро забудет. Самая плохая мать - любимый и родной человек. Кроме того, в силу возраста малыш не понимает, что может быть по-другому. Поэтому изъятие из семьи для него становится сильным стрессом. С такими детьми изначально необходимо поработать психологу.

Дети без родителей после 3 лет


В данном возрасте процесс адаптации к создавшейся ситуации проходит более болезненно и проблематично. Ребенок начинает понимать, что он лишен семьи в общепринятом для нее понимании, что выражается у него в определенной модели поведения.

После достижения трехлетнего возраста у детей-отказников или сирот наиболее ярко проявляется подсознательный поиск родителей. Буквально в каждом человеке, который проявил к ним заботу, они видят тех, кто станет им опорой и защитой в будущем. Чувства таких маленьких личностей оголены до предела, поэтому любое дополнительное моральное потрясение им ни к чему.

Стоит отметить, что даже у мам, ведущих аморальный образ жизни, дети очень покладистые и привязанные к ним. В детских домах часто сталкиваются с ситуациями, когда дети воруют продукты и стараются отнести их своим неблагополучным родителям. После трех лет у детей уже сформированы определенные модели поведения в семье. Приемным родителям стоит запастись большим терпением и мудростью.

Первое знакомство с приемным ребенком


Когда пара решила взять в свой дом неродного им по крови нового члена семьи, то следует четко продумать свое поведение при изначальном контакте с ним. Необходимо помнить, что очень многое зависит от возраста будущего сына или дочки. Следовательно, рекомендуется учитывать этот немаловажный фактор при подготовке к первой встрече с ребенком.

Психологи предлагают следующие нюансы при разрешении данного вопроса, которые помогут приемным родителям правильно вести себя при таком важном моменте в их жизни:

  • Внешний вид . Необходимо быть особенно осторожными, если предстоит познакомиться с ребенком, который не достиг трехлетнего возраста. В данный период развития маленькой личности у нее особенно обострены все физиологические реакции на незнакомых людей. Специалисты советуют с максимальной ответственностью подбирать свой наряд перед первой встречей, чтобы изначально не оттолкнуть от себя малыша. В идеале следует облачиться в одежду неяркого цвета при минимуме украшений. В выборе парфюма тоже нужно быть предельно аккуратными, потому что резкие запахи часто не воспринимаются маленькими детьми. Объясняются эти предостережения очень просто: ребенок-отказник или сирота привык к людям в белых халатах. Следовательно, человек с изобилием цветовых акцентов в одежде их может просто испугать. В данном случае лучше выбрать практичный наряд, потому что при встрече с будущим сыном или дочкой иногда подразумевается прогулка на детской площадке, где праздничные обновки будут неуместны.
  • Правильный способ знакомства . Сделать все нужно ненавязчиво, чтобы не вызвать испуг у ребенка из детдома. Идеальным будет поведение по схеме «случайно шел мимо - какой милый ребенок - как тебя зовут?» В этом случае может завязаться непринужденный разговор, который устроит обоих собеседников. Некоторые взрослые делают грубейшую ошибку, когда бросаются к детям из описываемых учреждений с объятьями. Безусловно, каждый ребенок-отказник или сирота мечтает о папе с мамой, но он не всегда видит их в незнакомых дяде и тете. Необходимо дать ему время привыкнуть к новым людям, которые хотят кардинально изменить его жизнь.
  • Максимальный контроль своих чувств . Приемные родители приходят в детский дом подарить ребенку тепло своих душ и надежную защиту от всех житейских неприятностей. Однако некоторые некомпетентные люди перестают контролировать свои эмоции. Выражается это в дрожащем голосе, напряженных плечах и неловких движениях. Волнение свойственно всем приемным родителям в такой ситуации, но не нужно доводить ее до абсурда. В итоге скованность передается ребенку, который на подсознательном уровне начинает испытывать страх и постарается отстраниться от пугающего его объекта.
  • Максимальная пассивность . Особенно это касается будущих пап, которые должны быть наиболее осторожными при первом знакомстве с будущим сыном или дочкой. Следует помнить, что малыши до трех лет могли просто не видеть мужчин, потому что в детском доме в подавляющем большинстве работают женщины. Следовательно, непонятный объект и пугающий их чужак становится для них некой угрозой, когда начинает проявлять активные действия по отношению к ним.
  • Минимум нужных вещей при себе . Необходимо учесть тот факт, что даже дети из полных семей любят изучать карманы и сумки своих родителей. Ребенок познает мир, поэтому ему важно знать все и обо всем, что происходит вокруг него. Довольно сложно будет изъять у заинтересованного исследователя то, что ему удалось тайком заполучить. В любом случае дети захотят поиграть с мобильным телефоном или провести ревизию в кошельке визитера. Следовательно, в карманы или сумки лучше всего положить какие-либо приятные для ребенка сюрпризы, с которыми не жалко будет расстаться.
  • Правильный выбор обстановки . Самым неудачным вариантом при знакомстве будет схема «кабинет директора - ребенка ввести - мы за тобой сынок (дочка)». Первая встреча должна проходить на той территории, которая не испугает маленькую личность. Необходимо уважать ее чувства, чтобы в дальнейшем без лишних проблем наладить с ней контакт. Идеальные варианты для знакомства - игровая комната, спальная или площадка для прогулок. В такой обстановке легче всего расположить к себе ребенка, которого приемные родители хотят сделать полноправным членом их семьи.
  • Корректные ответы на вопросы . В данном случае это является одним из самых сложных этапов при знакомстве с детьми из детского дома. Психологи рекомендуют предельную честность при разговоре с будущим сыном или дочкой, потому что те сразу почувствуют фальшь и откровенное заигрывание. Ни в коем случае нельзя давать ложную надежду ребенку, если нет твердой уверенности в его дальнейшем усыновлении. Преданные дважды дети могут получить существенную психологическую травму, от которой порой не отойдут никогда.
  • Правильно подобранные гостинцы . Некоторые неопытные родители готовы завалить свое чадо всякими вкусными вещами, лишь бы ребенок улыбался. При первом знакомстве с приемным сыном или дочкой следует очень аккуратно подойти к озвученному вопросу. Лучше всего заранее поговорить с местным педиатром, чтобы узнать об особенностях организма малыша из детского дома. Если нет аллергических реакций на определенные продукты, то можно привезти в подарок какие-либо йогурты без добавок, баранки или яблоки. Данная пища является нейтральной, но нравится буквально всем детям.
  • Нельзя заваливать подарками . Особенно это касается детей старше 3-х лет. Дело в том, что ребенок не сможет все съесть, ему придется забрать часть с собой в группу. Однако не нужно строить иллюзий относительно детского коллектива. Там довольно много агрессивных и завистливых детей. Если малыш вернется от будущих родителей с большим количеством подарков, то их, скорее всего, у него просто отберут.
  • Подготовка к следующей встрече . Прежде чем уйти, стоит поговорить с ребенком, интересно ли ему было общаться, хотел бы он встретиться еще раз. Не стоит принимать близко к сердцу все ответы. Малыш может быть напуган, если у него уже был неудачный опыт общения с потенциальными родителями, то он может просто не идти на контакт. Однако не стоит отчаиваться! Со второй-третьей встречи дети потихоньку оттаивают, если видят искреннюю заинтересованность в их личности. А чтобы процесс общения шел еще лучше, можно спросить, чтобы ребенок хотел получить при следующей встрече. Не стоит пугаться и слишком заоблачных желаний. Например, дети могут попросить компьютер или телефон. Дело в том, что за годы, проведенные в детском доме, они привыкают к тому, что посетители приходят редко и дарят что-то существенное. Поэтому они стараются воспользоваться максимально со своей выгодой сложившейся ситуацией.

Важно! Первое знакомство с приемным ребенком - это очень ответственное мероприятие, которое требует от будущих родителей максимальной корректности и мудрости. Необходимо тщательно продумать все этапы предстоящей встречи, чтобы сразу наладить контакт с возможно новым членом семьи. Главное - не давать лишних надежд, если родители еще до конца не решили, что это «их ребенок».

Адаптация ребенка в приемной семье

Если воспитанник из специального учреждения взят на попечительство (усыновление) уже в довольно осознанном возрасте, то следует помнить о некоторых правилах его знакомства с ближайшим окружением. Воспитание детей из детского дома - ответственный момент, который проходит через многофазовый процесс адаптации нового члена семьи.

Физиологические аспекты привыкания к новой обстановке


Прежде всего каждый человек - это живой организм, который чутко реагирует на всевозможные перемены. Ребенок, который попал в незнакомую обстановку, может испытывать неудобства даже на физиологическом уровне. В первую очередь это касается следующих аспектов его дискомфорта, которые выглядят таким образом:
  • Повышенная тревожность . Перевозбуждение часто негативно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка. Следовательно, хотя бы в первое время после приезда из детского дома его нужно оградить от непривычной и тяжелой для него пищи. Обилие сладкого также может негативно сказаться на таких детях, которые часто не привыкли к подобным гастрономическим излишествам. Все это только усилит тревожность воспитанника детского дома, который и так будет проблематично осваивать новую для него территорию.
  • Излишняя суетливость . Особенно это заметно в первый период адаптации ребенка к новому дому и семье. Дети в данной фазе привыкания ко всему необычному особенно подвержены всяческим проблемам в области психомоторики. Если наблюдается описанный фактор, то лучше всего обратиться к педиатру, который обозначит возможные пути избавления от возникшей проблемы.
  • Простуда . В 80% случаев дети, которых только привезли домой, буквально в этот же день или на следующий заболевают. У них повышается температура, отмечают бронхит или ОРВИ. Родителям не стоит впадать в панику. Это ответная реакция организма на смену обстановки. Стоит воспользоваться этим временем, чтобы лучше узнать нового члена семьи, показать, что в этом доме он будет окружен заботой и любовью.

Психологические особенности адаптации ребенка к новой семье


Душевные порывы любого человека часто с большими трудностями подлежат какой-либо корректировке. Однако дети - это своеобразный пластилин, из которого при желании реально вылепить самодостаточную личность. Для этого можно предпринять следующие действия, которые помогут в разрешении озвученного вопроса:
  1. Предоставление привычных ребенку вещей . Иногда детям важно видеть рядом с собой то, что стало для них обязательным аксессуаром из прошлой жизни. Специалисты рекомендуют при усыновлении (попечительстве) взять из детского дома те предметы обихода, которые благоприятно влияют на настроение ребенка. Иногда самая простая, грязная и заношенная игрушка помогает адаптироваться, словно дает небольшую защиту от новых обстоятельств.
  2. Размеренный ритм жизни . Период ознакомления с новой обстановкой в данном случае не терпит суеты. Не каждый взрослый человек способен адекватно реагировать на неожиданные события в его жизни, которые доставляют ему определенный дискомфорт. Следовательно, ребенок из детского дома должен постепенно привыкать к той среде, в которую он впервые попал.
  3. Минимум навязчивости . Данный аспект является ключевым звеном в цепочке под названием «что нужно детям из детского дома». Любовь взрослого человека сложно заслужить, а вот доверие ребенка с такой судьбой добиться реально. Очень корректно и шаг за шагом необходимо дать понять маленькой личности, что она значима в новой семье.
  4. Не требовать в первое время помощи . Дело в том, что многие дети из детского дома понятия не имеют, как делают даже банальный чай. Для них напиток - это коричневая жидкость, которую приносит заботливая нянечка. Аналогично дело обстоит и с мойкой посуды, стиркой. Детей редко допускают к таким занятиям, так как это не положено по правилам детского дома. Бывали случаи среди приемных родителей, когда ребенок, стараясь угодить новой семье, сам вызывался отправиться на кухню и принести чая или еду. Однако там не находил «привычной коричневой жидкости». Такая ситуация нередко заканчивалась истерикой, так как новый член семьи всеми силами стремился понравится, но не смог. Для него это серьезное поражение, страх, что его вернут назад, так как он не смог.
  5. Определение границ . Дети из детского дома зачастую не имеют своих вещей. У них все общее. Поэтому не стоит удивляться, когда новый член семьи будет пользоваться всем подряд. Необходимо сразу запастись комплектом для гигиенических процедур, одеждой, тапками, постельным бельем. И крайне спокойно реагировать, если ребенок решил изучить вещи одного из членов семьи. Если в семье есть кровный малыш, детям придется находиться в одной комнате, то также следует помочь им разграничить «территорию»: поделить полки, поставить два стола, поделить игрушки и помочь найти общий язык.
  6. Никаких банкетов в честь приезда . Некоторые родители стараются сразу показать своего нового члена семьи знакомым и родственникам, устраивают праздник в его честь. Результатом становится еще больший стресс, закрытость и страх. Не стоит торопить события, а с новыми людьми нужно знакомить постепенно и ненавязчиво.
  7. Не лезть в душу . Да, новым родителям хочется узнать все о жизни ребенка, о том, как ему было в детском доме. Однако далеко не все сразу готовы открыться, рассказать правду, особенно если она была неприятной и неприемлемой. Всему свое время, не стоит торопить события.

Обратите внимание! Родителям несложно выполнить вышеозвученные рекомендации от специалистов. Главное при выполнении советов - любить своего сына или дочь так, чтобы они чувствовали поддержку со стороны ставших близких для них взрослых.

Правила поведения с приемным ребенком

После того как воспитанник специального учреждения адаптировался по отношению к новой обстановке, следует подумать о его дальнейшем развитии в благоприятных для этого условиях.

Недопустимые меры воспитания по отношению к ребенку из детдома


Прежде чем поговорить о правильной модели поведения по отношению к усыновленным детям, необходимо выделить следующие аспекты неприемлемых мер в данном процессе:
  • Критика бывших родителей . Озвученный фактор касается того ребенка, который осознанно помнит свое проживание в другом доме. Между собой взрослые могут обсуждать все что угодно, но раненая психика воспитанника из детского дома может не вынести поток негативной информации по отношению к своим горе-родителям. Биологическая мать, какой бы она ни была, всегда будет хорошей в первое время. Через определенный промежуток жизни ребенок уже сам сможет оценить ее поведение и сделать свое заключение. Но он будет очень признателен, если его новая семья не будет потакать или оскорблять его родителей. Лучше о них говорить либо в нейтральном тоне, либо оставить разговор до тех пор, пока не захочет высказаться сам ребенок.
  • Негативный личный пример . Ребенок из специального учреждения должен стать хрустальной вазой для своих приемных родителей. В данном случае не идет речь о потакательстве новому члену семьи буквально во всем. Однако недопустимо выяснение отношений между взрослыми, если они взяли обязательство вырастить из воспитанника детского дома достойного человека с правильными жизненными принципами. Стоит также помнить, из-за чего ребенка изъяли из семьи, поскольку даже незначительные намеки на ситуацию могут спровоцировать новый стресс. Например, если кровные родители - алкоголики, то в первое время лучше не проводить застолья. Новый член семьи может провести аналогию, согласно которой он здесь всего лишь на время, ведь и эти родители пьют. Значит, его опять заберут и вернут в детский дом.
  • Применение физической силы или морального давления . Любой ребенок должен быть огражден от подобного посягательства, потому что это крайне негативно влияет на его психологическое состояние. Если же дело касается детей из детского дома, то подобные меры воспитания вообще недопустимы. Пожурить можно и укоризненным словом, чтобы показать воспитаннику на его неправильное поведение. Иногда полезно дать ему время подумать, оставив одного в комнате, например.
  • Различный подход в воспитании . Изначально новоиспеченные папа и мама должны договориться о том, каким они представляют развитие своего приемного ребенка. Делать эксперименты в этом плане категорически запрещается, потому что речь идет не о предмете спора или живой игрушке.

Корректное воспитание приемного ребенка


Подранки судьбы, которые уже в таком возрасте испытали боль утраты или предательства, нуждаются в корректном к себе отношении. Необходимо грамотно организовать их быт, который психологи видят следующим образом:
  1. Максимальная откровенность . Особенно это касается тех детей, которые замкнулись в себе после вхождения в новую семью. Растопить сердце малыша можно только при условии правдивости и честности по отношению к такому ребенку. Однако следует быть очень аккуратными в словах, потому что о многих вещах воспитанникам детского дома лучше и не знать.
  2. Совместный досуг . Новому маленькому члену семьи пойдет на пользу общение с приемными родителями. Посещение кинотеатра, катка или игровой площадки всегда порадует любого озорника. При этом он почувствует, что стал главным звеном в ячейке под названием «семья».
  3. Творческое развитие детей . Следует уяснить для себя, что больше всего предпочитает ребенок и какими способностями обладает. После подобных исследований можно посоветовать своему воспитаннику какой-либо кружок или секцию. Легче всего это сделать, если в свое время был усыновлен новорожденный. В процессе его взросления не составит труда выявить даже скрытые способности талантливой в чем-то личности. Однако при опеке над подростком не стоит его торопить. Сильный стресс от смены школы, друзей, привычной обстановки требует времени для адаптации. Уже со школьными друзьями ребенок сможет сам найти себе увлечение по душе.
  4. Не бояться обращаться к психологу . Некоторые родители просто панически бояться этого, ведь их могут обвинить в несостоятельности. На самом деле, такое отношение только поддерживается социальными службами. Особенно если в доме появился подросток. Сложный возраст, смена привычек и, что скрывать, разочарованность и недоверие ребенка могут привести к тому, что он просто станет настоящим тираном. В этом случае действительно есть смысл обратиться за помощью к профессионалу, но ни в коем случае не опускать руки и не сдаваться. Иногда просто «испытывают на прочность» новых родителей, до конца не веря в то, что их больше не предадут и что эта семья навсегда.
Как вести себя с ребенком из детдома - смотрите на видео:


Взять ребенка из детского дома может каждый человек, который прошел проверку специальных служб. Однако не каждая пара способна дать воспитаннику то, что ему нужно для полноценного развития. Следовательно, нужно помнить об огромной ответственности за чужую судьбу, когда речь идет о приеме в свою семью чужого по крови ребенка. Не нужно брать из жалости, из желания сохранить семью или же просто потому, что «пришло время». Решение должно быть взвешенным, рациональным. И, конечно же, стоит просить помощи по воспитанию у специалистов, если вдруг возникли конфликты или неприятные ситуации.

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется.

Часть первая. Как взять ребенка из детского дома

Законодательно порядок усыновления детей в России состоит из пяти основных шагов:

    Прийти в территориальный Отдел опеки и попечительства по месту жительства и написать заявление.

    Пройти обучение в школе приемного родителя, которое проводят центры подготовки при органах опеки. Обучение обязательное, бесплатное. Здесь подскажут много нюансов, как усыновить ребенка из детского дома.

    Собрать необходимые документы. Их набор зависит от выбранной формы устройства ребенка в семью. Список вам дадут в отделе опеки.

    Найти своего ребенка.

    Оформить ребенка на себя.

Обучение в школе приемного родителя

Усыновление детей – с чего начать? С получения информации. Порядок усыновления ребенка из детского дома и другую информацию, связанную с тем, как взять ребенка из детского дома, можно узнать на специальных курсах для приемных родителей.

Пользу обучения в школе приемного родителя трудно переоценить. Оно ни к чему не обязывает, при этом раскрывает юридические, общие психологические, медицинские и другие вопросы приемного родительства. Слушатели школы получают возможность рассмотреть приемное родительство изнутри довольно подробно. Понять, по каким критериям и как выбрать ребенка на усыновление. Разрешить свои сомнения: вдруг я возьму ребенка на воспитание – и не справлюсь?

Обучение стоит пройти каждому, кто хотя бы теоретически задумывается о теме усыновления ребенка. После обучения вы либо утвердитесь в своем желании взять ребенка, либо поймете, что пока вам этого делать не стоит – и это хорошо! Гораздо хуже, когда люди понимают это, уже взяв ребенка, и возвращают его в детдом. Колоссальную травму в этом случае испытывают все – и несостоявшиеся родители, и больше всех ребенок. До введения школ приемных родителей число возвратов детей составляло 50%. Сейчас эта цифра гораздо ниже. Обучение поможет разобраться, насколько твердо и осознанно ваше решение взять ребенка из детдома.

Усыновление ребенка из детского дома и другие формы семейного устройства

Выбор формы семейного устройства ребенка зависит от ваших желаний, возможностей и статуса ребенка.

    Усыновление детей сирот: ребенок приобретает все права родного ребенка – фамилию, наследственность и т. д. Усыновление или удочерение ребенка возможно, только если ребенок сирота, то есть имеет такой официальный статус (когда родителей нет либо они лишены родительских прав). Кровные родственники после усыновления ребенка не имеют права на общение с ним. Взять ребенка из детдома на такой основе – значит быть готовым полностью принять его в семью – как родного.

    Опека и попечительство: опекун становится законным представителем ребенка. Он может получать ежемесячное пособие на содержание ребенка, что зависит от региона и состояния здоровья ребенка. Под опеку, кроме сирот, могут быть приняты и дети, родители которых не лишены родительских прав, но не могут выполнять свои родительские обязанности: в случаях тяжелых болезней и иных причин. Ребенок передается под опеку для его содержания, воспитания и образования, защиты его прав и интересов. Подробнее о том, как стать опекуном ребенка из детдома, можно уточнить на курсах приемного родителя.

    Опека устанавливается над детьми младше 14 лет. Попечительство – от 14 до 18 лет.

    При оформлении опекунства ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей участия в его содержании. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка.

    Приемная семья: фактически это оформление на работу «приемным родителем». К приемным родителям предъявляются определенные права и обязанности, которые контролируются органами опеки. Ребенок в этом случае должен иметь статус сироты.

    Гостевая семья или наставничество: ребенок проводит в семье часть своего времени. Например, выходные. Часто используется как переходная форма, когда будущие родители хотят лучше познакомиться с ребенком. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как живет семья: получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, советуют, как поступать в тех или иных ситуациях.

    Патронат: устанавливается над детьми без определенного статуса или если статус ребенка не позволяет передать его на опеку или усыновление. Часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению ребенка после получения ребенком соответствующего статуса. Когда ребенок отдается на патронатное воспитание, формально он остается воспитанником детского дома, но при этом имеет возможность воспитываться в семье. Его новых родителей обучает патронатная служба и контролирует процесс семейного устройства, патроната.

    Детский дом семейного типа: обычно создается в организационно-правовой форме воспитательного учреждения. Отличается тем, что в нем больше детей, чем в приемных семьях, и наличием льгот.


Различия форм семейного устройства детей

Усыновление детей, опекунство и попечительство, приемная семья – все эти формы семейного устройства детей выдвигают определенные требования к приемным родителям.

Усыновление детей сирот или форма приемной семьи возможны лишь в случае, если родители детей лишены родительских прав. Патронат и гостевая семья позволяют брать детей с любым статусом.

Приемная семья и патронат предполагают ограничения прав воспитателей в отношении детей. Патронат ограничивает эти права чуть больше, чем приемная семья, но договор в случае патронатного воспитания более гибок и воспитателям можно взять на себя ровно ту ответственность за ребенка, которую конкретному человеку по силам нести.

Различается и набор документов. Наиболее объемен и сложен он в случае усыновления детей в России. Наиболее прост – для гостевой семьи.

Выбирать подходящую вам форму семейного устройства лучше всего после обучения в школе приемных родителей.

Часть вторая. Усыновление детей – психологическая сторона приемного родительства

В решении психологических вопросов относительно усыновления и воспитания ребенка наилучшим является системный подход. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что психические свойства человека заданы от рождения и не являются наследственными. То есть психологически ребенок может быть совершенно не похож на родителей. С этой точки зрения, родные родители по отношению к усыновителям не имеют особых преимуществ, в том смысле, что психика не наследуется. Системно-векторная психология различает восемь векторов психики. У человека они могут сочетаться в любых вариациях – от одного до восьми векторов сразу. Векторальный набор определяет врожденные желания и свойства психики человека. То есть определенные свойства характера нам заданы от рождения.

Системный подход на практике приемного родительства

Когда вы задумались о возможности усыновления ребенка, то возникают вопросы, не связанные с правовой стороной дела, но которые стоит прояснить не менее тщательно. Системно-векторная психология позволяет разобраться с самыми пугающими стереотипами усыновления:

  1. Плохие гены. Этот стереотип сильнее, чем кажется. Взрослые становятся менее терпимы к поведению ребенка, когда «плохие» поступки объясняются наследственностью. И менее готовы наладить эмоциональную связь с ребенком, потому что «наследственность не изменить». Есть даже такое выражение: «Хотел бы сироте помочь, но боюсь кукушонка в дом пустить». То есть немало усыновителей опасаются: что, если возьмут ребенка на воспитание – а он пойдет в своих «непутевых» кровных родителей?

    Плохие гены – беспочвенный миф. Многие боятся, не будет ли ребенок воровать, врать. Это зависит не от генов. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что для правильного развития ребенок должен иметь , которое он получает от матери. Зачастую дети в детском доме его не имеют. Поэтому их психологическое развитие может останавливаться.

    P.S. Как выбрать ребенка на усыновление

    Когда вы соберете все необходимые документы, орган опеки выдаст справку о том, что вы можете быть приемным родителем. К этому моменту вы уже будете примерно понимать, какого возраста, пола, состояния здоровья ребенка вы сможете принять в семью. С этой справкой вы идете в любой отдел опеки России. Можно сразу в несколько. Пишете заявление. Вам показывают банк данных с анкетами детей по данному району.

    Искать детей через федеральную базу данных со свободным доступом через интернет не рекомендую, так как ее данные не всегда актуальны, часто информация бывает устаревшей. Таким образом вы выбираете одного или нескольких детей, с которыми хотите познакомиться. Получаете разрешение на посещение конкретного ребенка в детском доме или в доме малютки и идете знакомиться.

    Порядок усыновления ребенка из детского дома предполагает и определенные правила при знакомстве. За один визит можно пообщаться только с одним ребенком. Увидеть всех детей сразу нельзя. Это сделано для того, чтобы не все дети в очередной раз испытывали отчаянную надежду. Поскольку каждый ребенок в каждом взрослом хочет увидеть своего папу или маму. Если вы кого-то выбрали, вы можете сразу оформить ребенка в свою семью или некоторое время приходить к нему в детский дом, чтобы познакомиться поближе.

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Кошка, две собаки (одна из них - старая такса), мышка, шиншилла, попугай - вся эта живность живет в огромной квартире Станислава Гусева, Марии Ореховых и их приемных детей… Дети - кто в школе, кто в детском саду, так что можно спокойно поговорить с главой семейства Станиславом.

Ужас белых халатов

В 2006 году мы с женой Марией как-то вдруг поняли, что вот, двое наших сыновей - выросли, делать дальше нечего. Однажды Мария наша в интернете ссылку о том, что в московском 19 детском доме проходят занятия . Нам на этих занятиях очень понравилось, отходили полный курс.

А через некоторое время в семье появилась четырехлетняя Вика. Мы не выбирали специально, не смотрели базу данных. В детском доме нам на нее указали, на маленькую, лысенькую. Мы только руки протянули, как она пошла к нам. Хотя общительностью не отличалась: почти не говорила, боялась взрослых, - особенно женщин, а тем более - в белых халатах. Просто впадала в транс. Но тут - не испугалась и пошла.

Мы взяли ее сначала просто погулять: еще не были готовы документы. Но когда вернулись обратно, подъехали к детскому дому, она вцепилась в меня и завыла. Я сказал жене: «Мария иди и разбирайся, как хочешь. Я не дам ребенка мучить, поеду с ней домой». Мария поговорила, и заведующая разрешила забрать пораньше.

Так вот и началась наша приемная семья. Мы были подготовлены к тем проблемам, с которыми придется столкнуться, по крайней мере, знали о них из занятий Школы. Хотя, что касается первого месяца, который, как говорят психологи, будет безоблачным, то я его ни с кем из детей чего-то не увидел. Это просто теории. Что касается адаптации - вроде тоже ничего сверхъестественного не наблюдалось. Ну, ребенок и ребенок. Мы уже знали о том, что пребывание в детском учреждении накладывает свои отпечатки на детскую психику.

Вика почти не ходила, все время спотыкалась и падала. Если ей давали конфеты, она прятала их горстями под подушку. Не понимала в принципе, что есть свое и чужое. Ведь в детском доме «своего» у них практически нет.

К сожалению, она провела, достаточно долгое время в доме малютки, где что-то там с ней случилось, и она лишилась волос. Что и как, установить уже невозможно. У Вики тотальная алопеция, то есть полное отсутствие волос. Это не лечится нигде. Два раза в год она лежит в РДКБ с мамой.

Она, уже живя в семье, еще долгое время продолжала бояться женщин. Если видела дам в белых халатах, впадала в транс: закатывала глаза и столбенела. Ни звука, ни движения нельзя было от нее получить. Понятно, что поход к врачам был для нас серьезной проблемой.

Несмотря на тотальную боязнь женщин, к маме Вика сразу стала относиться нормально, но все-таки где-то год ее мыл только я. Если в ванну заходила мама, она начинала плакать.

Еще Вика патологически боялась собак. Когда мы, первый раз приехав домой, только вышли из машины, она увидела проходящую рядом собаку и забилась в истерике. А у нас дома - собаки. Ничего, уже буквально через месяц она сидела верхом на собаке, целовала, обнимала. Оказалось, что у нее вообще тяга к живности.

Конечно, у детей, которые не один год провели в детском учреждении, когда они попадают в семью, начинают проявляться такие на неподготовленный взгляд «странности». Например, качание из стороны в сторону.

Вика качалась достаточно долго. Но постепенно - прошло. Просто мы, как только она начинала качаться, сразу принимались ее обнимать, тискать. И сейчас, когда ей грустно, какие-то проблемы, она сразу приходит с тем, чтобы её обнимали и целовали. Подставляет голову и говорит: «Целуй!». То есть качание было у нее вытеснено избытком ласки.

Сейчас Вика учится во втором классе. Она носит парик. Конечно, переживает, но - как бы это сказать - более-менее смирилась. По крайней мере, если ей надо переодеться, она спокойно снимает парик, не впадает в транс, не забивается под одеяло. Ну, парик и парик. У нашей мамы есть теория, что если ребенку в чем-то плохо, надо любить его как можно больше. Вот мы и стараемся любовью компенсировать Вике ее проблему.

Вика ходит в частную школу. Класс там небольшой и учителя строго следят, чтобы дети относились друг к другу нормально, неважно, если кто-то - заикается, хромает или не имеет волос.

Такая школа необходима Вике еще и потому, что учеба дается Вике не просто. А там получается практически индивидуальное обучение. С утра - занятия, а дальше учительница персонально с каждым доделывает и объясняет то, что ребенок не усвоил на уроке.

Девочка с тремя возвратами

Следующей у нас появилась Саша. Мы решили, что Вике нужно взять кого-то маленького, чтоб они играли вместе. Поехали в . Там нас спросили: какого ребенка хотите? Мы сообщили примерно следующее: «Лет пяти, русскую». В ответ услышали: «У нас есть ребенок, который вам нужен». И привели девочку 10 лет, абхазку, у которой за плечами - три возврата из приемных семей.

Будешь с нами жить?

Тогда пойдем.

Вот и живет с тех пор. Конечно, всякое было, но Саша - наша дочка. Окончательно и бесповоротно. Когда она получила паспорт, по собственному желанию поменяла фамилию: взяла нашу.

Саша у нас - совершенно обыкновенный подросток. Не хочет учиться, хочет гулять с подружками. Пережили мы и увлечение «эмо». Спокойно, просто приглядывали за её душевным состоянием, что бы она себе не навредила, не пошла топиться или вешаться, как там у эмо принято.

Кроме этого аспекта - особо не переживали - все в подростковом возрасте проходят через какие-то увлечения. Я вот металлистом был, а моя мама вспоминала, как они хипповали.

Нелегкий возраст, а что делать? Не будешь же бояться непрерывно.

Как-то, как раз в период увлечения «эмо», она решила себе робко порезать вены. Я прихожу домой, мне рассказывают. Спрашиваю: «Чем резала». Показывает вынутые лезвия из точилки. Начинаю ругаться: «Ты что, с ума сошла, точилка 30 рублей стоит!» У Саши - огромные удивленные глаза, она ожидала совсем не такой реакции.

Потом пришел Максим, старший сын, жалуюсь ему, что Саша точилку сломала. Максим тогда протягивает ей кухонный нож со словами: «Точилка - ерунда. А вот - нож хорош!» Увидев, что серьезно никто не относится к событию, Саша обиделась, зато ее увлечение - как рукой сняло.

Но опять же - мы видели, что у нее нет внутреннего кризиса, что вся ее всемерная печаль - почерпнута из книжек и журналов.

Саша учится в той же школе, что и Вика. У нее была педагогическая запущенность. Она ходила в школу просто потому, что «надо», отбывала повинность. И ее там ничему не учили, просто рисовали тройки. Она в 10 лет не знала таблицу умножения. Так что нам пришлось браться за учебу серьезно, нанимать репетитора. И потихонечку - втянулась. Сейчас еще и гитарой занимается.

Проверка на честность

Почему было три возврата? Возвращали потому, что не все оказываются готовыми к тому, чтобы жить с приемным ребенком. А во-вторых, характер у дочки оказался непростым.

А по поводу того, что приемные детей «возвращают»… Сложности ведь со всеми бывают, с кровными их не меньше, а порой - больше. Вот недавно я разговаривал со знакомым из инспекции по делам несовершеннолетних. У них там на учете где-то 400 детишек - и все кровные. Никто же их никуда не сдает в детский дом из-за плохого поведения.

Вообще, как-то это не честно, когда у человека есть вариант «отдать обратно». Не должно быть таких мыслей. Взял, все, твой ребенок, без вариантов.

Как говорят психологи, дети, которых уже возвращали, начинают вести себя плохо нарочно, устраивая взрослым что-то вроде проверки. Примерно с такой мотивацией: «Вот, вы меня взяли, все равно ж потом отдадите. Так что давайте я вам сейчас что-нибудь похуже устрою». И нас Саша тоже «проверяла». Скажешь что-то сделать, не сделает назло. Или наоборот, что-то такое сделает и придет с вызовом: «Вот я там, что-то разбила» и радостно смотрит, что сейчас будет.

Правда, здесь «проверки» не прокатили. Мы все пережили. Ну, разбила, ну, на конфликт нарывается, что делать? Мы же знаем, отчего так происходит. Днем ведет себя вызывающе, а вечером обнимешь ее, разрыдается.

Травмированы за свою небольшую жизнь настолько, что и взрослым многим трудно представить. И лекарство здесь одно - любить, гладить, обнимать.

Куда деваются грязные тарелки?

Вика и Саша быстро нашли общий язык. Вообще все дети, появившиеся у нас, между собой сошлись мгновенно. У них общая судьба, общие переживания и они друг друга хорошо понимают.

Им приходится адаптироваться к жизни в семье. Сначала долго показываешь ребенку, из чего складывается наш быт. Саша, например, не знала, для чего нужен холодильник. Потому что в детском доме она его не видела ни разу. Он где-то там стоял, на кухне. Им накрывали в столовой еду, принесли и унесли. Она не знала, что надо мыть посуду. Ей в 10 лет в голову не приходило, куда деваются тарелки, когда она поест.

У них никогда не было своего, поэтому наблюдается небрежное отношение к вещам. Многие приемные родители жалуются, что вот, не ценит ребенок, поиграл с игрушкой и отшвырнул. У него просто никогда не было СВОЕЙ игрушки. И приходится объяснять, закреплять. Постепенно приходит понимание, что телефон, который подарили ребенку - его собственный, не общий. И - меняется отношение к вещи.

Детям в детском доме семья порой представляется какой-то сказкой, где не будут заставлять ничего делать… Мы постепенно загружаем всех какими-то домашними делами. Например, младшие следят за зверями, кормят, убирают. Саша забирает самых младших из детского сада. Еще с собаками мы с Сашей по очереди гуляем.

Ну и порядок в своих комнатах навести просим иногда.

Ревность присутствует, но не в сильной, не в какой-то злобной форме. Например, посадишь кого-нибудь одного на руки, и все остальные тут же прибегут, с разных сторон усядутся. Включая старшую, хотя она строит из себя такую взрослую, серьезную барышню.

Шланг в подвале детского сада

Андрюше семь лет, он перешел во второй класс. Он и Вера ходят в ближайшую к дому общеобразовательную школу с английским уклоном. Поскольку у них нет проблем образовательного плана.

Андрюшу никто не хотел забирать из детского дома, его считали хулиганом. Например, кого-то по голове сильно стукнул. Но он же - не со зла. Просто не рассчитал, хотел мячиком, а получилось то ли ведерком, то ли лопаткой.

Оттого, что все его воспринимали таким злостным бандитом, Андрюша, когда только попал в семью, был хмурым, насупленным. Сейчас такой замечательный мальчик вырос!

Хотя постоянно преподносит нам какие-то сюрпризы. Но опять же - не из-за какой-то злобности, он не дерется, а все время что-нибудь придумывает.

Когда он ходил в садик, воспитатели каждый день докладывали, что сегодня учудил Андрюша. Например, 5 или 6 унитазов в группе. По словам воспитателей, Андрюша набил землей из цветочных горшков. У меня на это сразу возник вопрос: «По самым скромным прикидкам, необходимо 25 - 30 минут, чтобы все это проделать. Как это воспитательница отошла? Как можно оставить дошколят одних? Хорошо, они детский сад не сожгли, из окна никого не выкинули».

Когда мы переехали, перевели Андрюшу в другой садик. И он затопил им центральный тепловой пункт в подвале. Дворник забыл на улице шланг, подключенный к крану. А Андрюша знает, как со шлангом обращаться, он на даче видел. Он бросил шланг в подвал, открыл кран, дети поиграли - поиграли, покидали в воду палочки и ушли. Воспитателя не заинтересовало, что дети делают у ЦТП. Все обнаружилось, когда в детсаду погас свет, потому что вода наливалась - наливалась, и дошла до электрощита.

Мне об этом потом просто сообщили воспитатели, так сказать, без претензий. А какие претензии? Во-первых, дворник должен думать, что он делает, там полный двор детей. Во-вторых, воспитатели не углядели.

После подобных инцидентов я Андрюшу не ругаю, а просто объясняю, по каким причинам этого делать нельзя, говорю, как я недоволен, что меня опять вызвали. А чего его отчитывать? Он же ничего плохого не собирался делать. Он просто налил себе лужу воды, чтобы там что-то попускать. У него не было пакостной мысли. Вот я слышал, кто-то жаловался, что дети кошку убили. В этом случае осознанной жестокости я бы не знаю, что сделал…

А Андрюша ничего плохого не совершает.

Вика с Сашей Андрюшу полюбили. У них бытовала даже такая фраза: «Вик, позови Андрюшу, мы в него поиграем». Они его одевали, делали прически…

Три сестры

Полтора года назад в семье появилось три девочки - одной два с половиной годика, второй шесть лет, а третьей семь.

История сестер в свое время прошла по многим СМИ. Девочки плыли с матерью на теплоходе, к ней начал ходить какой-то штурман. Она оставляла детей с ним наедине, а он оказался педофилом - раздевал детей, фотографировал и так далее.

Когда история выплыла наружу, детей изъяли, разместили в разные учреждения. А мне позвонили из опеки, сказали про младшую - Сонечку, что вот, есть такая травмированная девочка. Я позвонил жене: «Берем?» Она ответила: «Берем». Когда приехал читать документы Сонины, оказалось, что девочек три. Куда было деваться? Не разлучать же их.

Адаптация у девочек происходила полегче, чем у других. Поскольку они попали уже в так сказать сложившийся семейный детский коллектив со сложившейся атмосферой. Единственная, кто её нарушает - маленькая. А остальные - просто играют. Ну, разобьют что-нибудь, сломают, - это естественно.

Все наши дети все время что-то ломают - это же мелочи. На то они и дети.

У меня телевизор в комнате не зря прикручен такими огромными восемью анкерами. Уже были неоднократные попытки врезаться в него и уронить. На даче, играя в догонялки, уронили тяжеленный холодильник «ЗИЛ». Забор разобрать? Разобрали! А однажды мы на даче проснулись от страшного грохота: Андрюша решил посушить в микроволновке машинку с литиевыми батарейками…

«Кровные» вопросы

По кровной матери Вера, Надя и Соня не скучают. Одно время они разделяли «мама» и «мама, которая меня родила», или «когда я жила в другом городе». Сейчас вопрос воспоминаний снимается, девочки идут дальше, у них появляются уже новые воспоминания.

Саша тоже никаких вопросов не задавала. Только увидела свою кровную однажды в суде, когда нам пришлось в очередной раз с ней разбираться. Вызывали и Сашу. Она мне потом говорит: «Слушай, я думала она подойдет ко мне, чего-нибудь спросит, еще размышляла, как себя вести. Даже не подошла…».

В общем, никого этот аспект особо не интересует. Не знаю, может быть в определенном возрасте дети начнут задавать вопросы по этому поводу…

Бумажная жизнь и вентиляция

Некоторые люди, собирающиеся взять ребенка в семью, жалуются, что слишком много времени занимает «бумажная волокита», собирание справок. А мне кажется, что порядок получения документов можно было бы даже еще и усложнить. Люди, которые жалуются, что им сложно получить справки, вообще не готовы ни к каким трудностям.

Мне таким ноющим, что трудно получить те же требующиеся медицинские справки, сразу хочется сказать: «А на что ты рассчитываешь? Вот ты берешь ребенка. Его надо устроить в школу, садик. Надо решать вопросы с лечением, с учебой, с поведением. Как ты будешь это делать, если ты не можешь получить две справки?»

У меня огромная стопка разных бумажек в шкафу. Я каждый день тут что-то выбираю,что-то куда-то везу. Недавно меня дергала авиатранспортная прокуратура как представителя потерпевших девочек, сегодня надо в собес поехать, отвезти им новые договоры. Жизнь кипит, в том числе и бумажная.

Периодически бывают проверки. Недавно вот произошел почти анекдотический случай: пришла представительница СЭС и составила акт, вызвавший у меня приступ смеха. Барышня написала, что проживание в огромной квартире в каменном доме на Ленинском проспекте невозможно из-за плохой вентиляции. Я даже не нашелся, что сказать. Спросил, где барышня живет. Оказалось, в спальном районе, в панельной «двушке». Там, наверное, вентиляция отличная.

Да, вот такие деятели мешают своими странными заключениями. Хорошо, что это дело дошло до ее начальства и ситуация благополучно для нас разрешилась.

А с органами опеки и попечительства у нас никаких проблем нет, там работают вменяемые люди. Если они видят, что у детей есть квартира, еда, одежда, у них не возникает желания лишний раз ходить и проверять.

То, что в доме много животных, их ничуть не смущает. На собаке на большой дети любят телевизор смотреть, как на диване.

Никаких проблем с опекой в возможности выбора школы у нас не возникает. Нужно лишь сообщить, где дети будут учиться.

И в травмпункт обращались несколько раз: это же дети, либо что-то разобьют, либо сами разобьются. Например, в прошлом году Вика играла в тигра, врезалась в дубовую дверь, рассекла себе лоб. В травмункте честно призналась, что играла в тигра. Потом никаких приходов участкового не было. Возможно, в травмункте и звонят потом, но участковый хорошо знает нашу семью, знает, что мы люди вменяемые.

С окружающими людьми тоже проблем не возникает. Соседи косятся, конечно, на этот выводок, когда мы все вместе куда-нибудь идем. Кто-то оглядывается с позитивом, а кто-то с подозрением: нормальный человек не будет брать ребенка из детского дома.

Хотя, не зная, по нашим детям не догадаешься, что они когда-то жили в детском доме. Хорошо одетые, довольные, веселые.

В школе, в детском саду на нас как-то по-особенному ни родители, ни педагоги не смотрят. Хотя, возможно, поначалу, они и пугаются. У нас же в обществе какая беда - отсутствие информации. Отсюда, возможно, всякие страхи: «У них приемный ребенок!» Потом оказывается, что это обычный ребенок, который ездит на велосипеде, копается в песочнице.

Миротворцы ООН и правильные книжки

Дети между собой, конечно и ругаются, и даже, бывает, дерутся. Старшие обычно пытаются разрулить ситуацию. Иногда нам с женой приходится выступать в роли третейских судей, или когда кто-то кому-то нанёс «смертельную обиду», приходится вводить голубые каски ООН - миротворческие подразделения. И наводить порядок: «Так, Андрюш, ты пошел туда, Вик, ты пошла туда. Успокоитесь, после будете разговаривать».

Если Андрюша ломает игрушечные машинки, то кровные, старшие, разбивают машинки полноразмерные. Им уже под тридцать.

Узнав, что мы собираемся взять ребенка из детдома, они изумились: «Предки, чего вы творите?! С ума сошли?» А потом как увидели Вику - влюбились бесповоротно. Затем появились остальные дети, в которых старшие души не чают. Они сами все никак не женятся. И тут, видимо, такой отцовский инстинкт срабатывает пока нереализованный.

Самый старший сын периодически приезжает, читает им книжки, по его утверждению, правильные. Я, правда, не понял, чем они отличаются от неправильных, и по какому принципу он делит обычные детские произведения. Но - сын ко всему подходит очень продуманно, тщательно книги отбирает, скачивает в электронную книгу, привозит и читает.

Родительское убежище

С утра детей развожу я - в две школы и в два садика. Мы специально для этого микроавтобус купили. Собрать всех помогает старший сын: он с нами работает. В четыре - полпятого стартую всех забирать. Завез домой и - обратно на работу. До девяти мы с женой работаем.

Еще есть кружки, но к счастью, часть занятий их попадает на выходные.

Поздно вечером наступает наше с женой время, чтобы спокойно посидеть на кухне, попить кофе, поговорить. Кухня - это наше с женой такое убежище. После того, как удалось всех уложить, когда они все уже пописали, съели конфетку, съели яблочко, попили соку, попили молочка и у них нет уже никакого повода выходить из своих комнат. Происходит это не раньше 23. Хотя укладывать мы начинаем с 21. К 22 квартира постепенно утихает, но «движуха» в квартире продолжается. Так, если один зашел за конфетой, значит - сейчас придут все остальные и потребуют конфету.

Говорят, что приемный ребенок - «проверяет» семью, насколько крепки в ней отношения. Не знаю. Нам как-то не до рассуждений, а то, что мы семья - понятно и без них. Мы уже столько пережили, что тут никаких сомнений не осталось, и нас уже ничем не испугаешь. Мы вместе пережили 90- е годы со всем, что тогда могло быть: наезды и бандитов, и милиции, потери денег, то, что в нас стреляли, в тюрьму посадить пытались незаконно.

Гуашь в стиральной машине

Такое, что опускаются руки, кажется, “все, больше не могу”, наверное, чаще бывает у нашей мамы. Например, она поставила стирать белье, и кто-то в последней момент бросил в машинку банку гуаши. Тут, конечно, на маму смотреть страшно. Трудно ей приходится. Еще учитывая её характер, её тягу к порядку. Вместо порядка она натыкается на полный хаос.

Хотя детей подружить с порядком пытаемся. На уровне - пошел мыться, старую пижаму кинул в корзину для грязного белья. По мере взросления, усвоения, «задания» усложняются. Приучить детей нельзя, можно только научить.

К концу мая накапливается усталость, ждем, когда учебный год закончится. Бывает, что можем с женой и поругаться. Тогда я говорю: «Дети, вышли вон из комнаты, нам надо поругаться!» Дети особенно по этому поводу не переживают, могут только сказать: «Не ходи туда, там папа с мамой ругаются».

Каких-то семейных традиций не припомню. Я не понимаю их смысла, не может вся семья дружно хотеть сделать что-то одно. При таком разбросе возрастов. Из всего прочего, очень все любят ездить куда-нибудь путешествовать. Достаточно дать команду, вся семья готова, не одеваясь, не собираясь, залезать в машину и мчаться куда угодно.

Разные

Все дети - совершенно разные. Самая младшая - умеет настоять на своем, хотя еще и говорить толком не умеет. Даже готова драться, чтобы отстаивать свое. При этом Сонечка - такое чудо, она всегда поет или стихи рассказывает. Вера - целеустремленная, жесткая, строгих правил, подруливает. Андрюша, он у нас очень хороший, добрый, покладистый. Но - разгильдяй страшный. При этом он сам понимает это. Спросишь: «Андрюша, что с тобой, чего ты весь грязный?» «Понимаешь, вылезал из машины, за что-то зацепился и, конечно, упал». Вика - настоящая принцесса. А Саша - такая белая и пушистая. Как шиншилла.

Тем, кто собирается взять ребенка

Человек, который собирается взять ребенка в семью, должен первым делом выбить из головы всю дурь из серии: «Вот я оказываю благодеяние этому миленькому ребеночку». Забыть ее и понять, что это они тебе делают благодеяние. А второе, здесь как шахматах: взялся, ходи. Нельзя давать задний ход. Потому, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Нужно быть готовыми ко всему. Ведь мы не знаем привычек этих детей, возможно, заложенных, когда они жили в кровной семье, не знаем, что употребляла его мама во время беременности…

У меня есть такой тест своеобразный для докторов на вменяемость. Предъявляешь доктору - профессору, умнице все документы, он внимательно читает и обычно задает первый вопрос: «Как протекали роды?». Приходится отвечать: «Доктор, откуда мы можем это знать?!»

Мы ничего не знаем. А потому надо быть готовым, что может быть все что угодно, самое плохое. Вдруг будет воровать, убегать из дому… Вот когда ты к этому готов и спокойно воспринимаешь происходящее, а оказывается, что он и не ворует, и в помойку не лезет, и из дома не убегает - появляется счастье. Начинаешь понимать, что ребенок замечательный… Телефон потерял уже третий? Да ну его, телефон, главное - ребенок хороший.

Вам также будет интересно:

Гардероб Новый год Шитьё Костюм Кота в сапогах Клей Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань
Одним из любимейших сказочных героев является кот в сапогах. И взрослые, и дети обожают...
Как определить пол ребенка?
Будущие мамочки до того, как УЗИ будет иметь возможность рассказать, кто там расположился в...
Маска для лица с яйцом Маска из куриного яйца
Часто женщины за несколько месяцев заранее записываются в салоны красоты для проведения...
Задержка внутриутробного развития плода: причины, степени, последствия Звур симметричная форма
В каждом десятом случае беременности ставится диагноз - задержка внутриутробного развития...
Как сделать своими руками рваные джинсы, нюансы процесса
Рваные джинсы - тенденция не новая. Это скорее доказательство того, что мода циклична....