Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?
Оставляем ребенка без присмотра – когда?
Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.
Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.
Что говорят об этом законы РФ?
Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.
Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.
Проверка на самостоятельность
- Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
- Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
- Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
- Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
- Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
- Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
- Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
- Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
- Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
- Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.
Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.
Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
- малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
- излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
- доверчив по отношению к чужим людям;
- боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.
Техника домашней безопасности
Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.
Как подготовить детей?
- Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
- Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
- Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
- Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
- Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
- Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
- Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.
Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.
Вопрос, который волнует всех родителей – потому что всем хочется как можно раньше получить возможность хотя бы сходить в магазин, не говоря уж о более длительных отлучках...
Сайт сайт расскажет не столько о том, со скольки лет оставлять ребенка дома одного (потому что единого подходящего возраста нет и быть не может), сколько о том, как отследить момент, когда ваш малыш к этому готов.
Тут вопрос больше связан не с возрастом, а с психологической зрелостью. Если вы расспросите знакомых с детьми, то обязательно найдется как бесстрашная сторонница ранней которая скажет «А я своего с трех лет оставляю – и ничего!», так и «сумасшедшая мать», не решающаяся оставить без присмотра и десятилетку.
Нет такого возраста, когда нужно любой ценой научить ребенка сидеть дома одного, если вы видите, что он объективно не готов. Что же такое психологическая готовность?
- Ребенок вменяемый и более-менее послушный (т.е. адекватно выполняет требования и просьбы, способен выслушать, запомнить и сделать то, о чем его попросили). Если же у него даже в обычной обстановке «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и вы никогда не уверены, что он сделает то, о чем с ним поговорили – то нет никакой гарантии, что он будет без вас вести себя правильно.
- У него не бывает беспричинных или спровоцированных необъективными причинами приступов паники, или других сильных эмоций, во время которых он слабо контролирует свое поведение. Маленькие дети могут действительно бояться оставаться одни, плакать и чувствовать сильный эмоциональный дискомфорт.
- Его обычное поведение и поступки более-менее прогнозируемы, он редко творит явные глупости и странности.
- Он способен самостоятельно обеспечить себе хоть минимальный бытовой комфорт – сходить в туалет, взять еду там, где ее для него оставили, одеться, если замерз, открыть форточку, если жарко, умыться, если испачкался, и т.п.
Что говорит закон о том, можно ли оставлять ребенка одного дома?
Закон строг – и в РФ, и в Украине нельзя оставлять без присмотра родителей или других ответственных взрослых (близких родственников, педагогов) детей в возрасте до 14 лет. В других странах мира этот возраст колеблется в диапазоне 12-16 лет.
Что это означает на практике?
Если с ребенком младше этого возраста что-либо случится во время того, как он находится один по месту фактического проживания, то это происшествие будет считаться результатом халатности родителей и нарушения ими закона, а не просто несчастным случаем.
Как подготовиться к тому, чтобы оставлять ребенка одного дома?
Мало выдать километровые инструкции в письменном виде и прочитать двухчасовую нотацию. Важно:
- Убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно.
- Приложить максимум усилий, чтобы вокруг него не было потенциальных источников опасности.
Как это осуществить на практике? Перед тем, как оставлять ребенка по-настоящему одного дома, сделайте несколько пробных попыток:
- Скажите, что уходите на определенное время (например, полчаса), но вернитесь якобы по непредвиденным обстоятельствам или за забытой вещью через пять минут. Посмотрите, что произошло за ваше отсутствие и чем занято ваше чадо.
- Если есть возможность удаленного наблюдения за ребенком – отлично. Установите веб-камеру и посмотрите кино «Один Дома» с вашим дитём в главной роли, не отходя далеко от квартиры.
- Во время пробной отлучке устройте проверку ребенку на одну из тревожных ситуаций, о которых вы его инструктировали. Например, в дверь звонит (попросите кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль). Или знакомый – скажем, соседка. Как отреагирует малыш – по инструкции, или начнет импровизировать?
Но решая, можно ли оставить ребенка дома одного, все равно нельзя полагаться только на его послушание и ответственность. Сделайте сами все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности.
- Уберите в действительно недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, и т.п.
- Если есть продукты, которых ребенку действительно категорически нельзя – спрячьте их, заприте или постарайтесь, чтобы ко времени вашей отлучки в доме таких продуктов не было. От гастрономических запретов дети действительно страдают больше всего и обычно искренне считают, что «если я съем маленький кусочек, будет незаметно».
- Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Не всегда, но иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такого пьют взрослые.
- Если вы не уверены, что ребенок хорошо умеет пользоваться плитой, включать и выключать водопроводные краны – лучше просто перекройте перед выходом вентиль газовой трубы и вентили на водопроводных трубах. Конечно же, оставьте при этом запас питьевой воды и воды «технической» (например, для мытья рук – в тазике), и какую-то еду, не требующую разогрева.
- Боитесь, что чадо в отсутствие родителей забредет на какой-то не такой сайт в – отключите интернет или поставьте пароль на вход в компьютер. Только учтите, что посещение недетских сайтов может запросто состояться и в то время, когда ребенок дома не один…
Лучше всего – оставляя сына или дочь первый-второй раз в жизни одного дома, перед отлучкой вручите ему какой-нибудь подарок, который его наверняка займет: новый альбом для рисования, коробку пластилина, книжку… или хотя бы скачайте новую игру ему на планшет. У занятого новой вещью ребенка не останется времени и энтузиазма на шалости!
С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.
Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:
дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;
ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;
постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.
А стоит ли?
Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:
ребенок способен сам занять себя более двух часов;
не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;
хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;
играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);
за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);
умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;
не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;
способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;
знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;
соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).
Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.
Что делать в первый раз?
Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.
С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу .
Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.
По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.
Инструктаж перед уходом
Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые . Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:
никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;
нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);
не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;
запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.
У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.
Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.
Маргарита Прокопец
Совсем недавно мы разговаривали с подругой, и она спросила, оставляю ли я свою дочку дома одну? Нашим девочкам сейчас по 5 лет, и она считает, что в этом возрасте дети уже должны на некоторое время оставаться дома без родителей, поэтому она очень огорчается, что ее дочка не хочет оставаться одна. В разговоре я сказала, что в свое время я впервые осталась дома одна, когда пошла в школу, и к чему была совершенно не готова.
Первое время было очень страшно, и я буквально считала минуты до возвращения родителей с работы. Что касается моего материнского опыта, то дочку я оставляю дома одну лет с трех минут на 10-15, когда мне нужно срочно выбежать в магазин. Конечно, многие сейчас воскликнут, что 3 года это очень рано, но я думаю, что все очень индивидуально. Возраст – это лишь условность, и в первую очередь нужно обращать внимание на самостоятельность ребенка и на его готовность остаться одному дома. Одни дети самостоятельные уже с самых ранних лет, другие же и в школьном возрасте не готовы остаться без мамы.
На мой взгляд, если ребенок боится, плачет и не хочет отпускать маму, то ни в коем случае нельзя насильно его оставлять дома одного. В противном случае родителям придется потратить немало времени и усилий, чтобы избавить его от страхов.
Когда я собиралась в магазин, то, прежде чем оставить ребенка одного дома, я всегда предупреждала дочку о своем намерении и спрашивала, согласна ли она некоторое время побыть дома одна. Если Катя соглашалась, то я спокойно уходила, если же она не хотела находиться в квартире одна, то я оставалась с ней, либо предлагала одеться и сходить в магазин вместе.
Оставляя ребенка дома одного, нужно быть полностью уверенным, что он не найдет себе нежелательной развлечение и не полезет в места, которые могут быть опасны для него. Уходя нужно принять меры безопасности: проверить, выключено ли электричество, закрыты ли окна и балконы, не бежит ли вода в кранах. Также необходимо убедиться, что в течение 10-15 минут ребенок увлечен какой-то игрой, творчеством или просмотром мультфильма. Можно также показать ребенку на часы и объяснить, где будут стрелки, когда мама придет.
При этом обязательно нужно помнить, что задерживаться даже на несколько минут нельзя, иначе драгоценное чадо может забеспокоиться и испугаться. По возвращении, обязательно нужно поинтересоваться, чем занимался ребенок пока мама отсутствовала, и если он где-то нашалил, не стоит судить строго, можно объяснить, почему так делать больше нельзя.
Я до сих пор не оставляю дочку одну больше, чем на 15 минут. Первое время я оставляла ее, когда Катя смотрела мультфильмы. 1-2 коротких мультиков было вполне достаточно, чтобы я могла выйти и вернуться из магазина. Немного позже Катя уже могла остаться без мультиков, и в мое отсутствие она занималась творчеством, играла в своей комнате или листала книги.
Оставить ребенка одного дома: с какого возраста можно?
До года ребенка лучше не оставлять одного даже в отдельной комнате. Грудничок не понимает, что мама находится в соседней комнате, т.к. его мир ограничивается тем, что он видит в данный момент времени. И истошные крики слышатся всегда, когда мама пропадает из поля зрения.
После года можно перевести ребенка в отдельную детскую комнату, если позволяют условия. В детской все должно быть для ребенка: его игрушки, вещи, мебель. Все должно быть привычно и предсказуемо, только в этом случае ребенок на некоторое время может остаться без мамы, пока она готовит обед, например. Если Вам нужно отлучиться из дома, то ребенка нужно оставить с хорошо знакомым вам и ему взрослым: бабушка, дедушка, тетя, дядя, но не няня, которую Вы только вчера нашли по объявлению. После возвращения домой, в первую очередь займитесь ребенком, пообщайтесь, поиграйте и только потом переключайтесь на выполнение домашних обязанностей.
В три года закладывается фундамент ваших с ребенком отношений, поэтому именно в этот период нужно быть очень внимательным к своему малышу.
К 5 годам активно развивается воображение, поэтому у ребенка могут появляться различные страхи. И если он боится оставаться один, то отнеситесь к этому с пониманием и будьте рядом с ним.
В 6-7 лет вполне можно оставить ребенка одного дома, это поможет воспитать в нем самостоятельность и ответственность. Начинайте приучать его оставаться одному постепенно. Поначалу время вашего отсутствия не должно превышать 15 минут, через некоторое время увеличьте промежуток до 1 часа.
Если Вы впервые собираетесь оставить ребенка школьного возраста одного дома, то обязательно предупредите, что к дверям в ваше отсутствие подходить не стоит. Оставьте ему номера телефонов, куда он может позвонить при возникновении экстремальной и непредвиденной ситуации, объясните, что он в этом случае должен сказать.
По этому поводу есть разные мнения. Очень часто возникают ситуации, когда родители отменяют свои дела, чтобы побыть с ребенком, так как его не с кем оставить. Есть сторонники детской самостоятельности. Сторонники противоположного мнения приводят свои аргументы: «поведение современных детей непредсказуемо - неизвестно, что придет им в голову», «вдруг ребенка кто-то напугает, ведь жизнь сегодня опасная». Но дети должны уметь оставаться некоторое время дома в одиночестве, не испытывая тревоги и страха.
В жизни бывают всякие ситуации, в которых ребенок должен уметь принимать решение сам, так как от этого решения будет зависеть исход события. Но не нужно впадать в крайности. Некоторые родители, взявшись учить ребенка самостоятельности, могут так переусердствовать, что получат прямо противоположный результат. Двухлетнего малыша нельзя оставлять одного в пустой квартире, так как это серьезный риск не только для здоровья малыша, но и даже для его жизни. Если семилетнего, неуверенного в себе, тревожного ребенка оставить одного дома на ночь, смелости и самостоятельности он вряд ли научится, а страх останется у него на всю жизнь.
В каком возрасте можно начинать оставлять ребенка одного?
Конечно, о грудном ребенке речь не идет. Грудного ребенка даже ненадолго не стоит оставлять одного. Малыш должен постоянно слышать ласковые слова, ощущать тепло маминых рук, все это помогает ему благополучно расти и развиваться и дает чувство защищённости. Когда ребенку исполнится годик, его можно оставлять в детской комнате на ночь, окружив кроватку пушистыми игрушками. Мягкие друзья составят ребенку компанию в темноте. Но если родителям нужно уйти, только игрушек будет не достаточно. Присматривать за ребенком должен кто- то из взрослых.
Дети
пятилетнего возраста
уже обладают хорошо развитым воображением, поэтому они страхи из мультфильмов и книжек переживают в реальной действительности. Учитывая это, пятилетнего ребенка опасно оставлять одного дома, особенно если он очень впечатлительный. Особенно важна для ребенка в этом возрасте забота и поддержка родителей. Ребенок может бояться оставаться один в темноте, желательно маме побыть с ним рядом, пока малыш не уснет. Достаточно подержать ребенка за руку, почитать спокойную книжку, рассказать что- нибудь приятное.
Шестилетний – семилетний ребенок уже может оставаться дома один. Приучать его оставаться одному в пустой квартире нужно постепенно. Так у ребенка появится чувство ответственности и самостоятельности. Но оставлять ребенка можно не более чем на три часа. Уходя из дома, родители должны разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Ребенку нужно оставить свои координаты, научить его понимать время на часах. Дома один ребенок скучает, а так он будет знать время ожидания. Очень важно приходить домой точно к тому времени, к которому вы обещали вернуться. Когда ребенок остается дома один, поручите ему сделать что- нибудь важное, он уже взрослый, значит, мамино задание сможет выполнить. Например, можно дать ему задание навести порядок в детской комнате, убрать игрушки и все вещи по свои местам, или заклеить порванные книги, попросить полить цветы. У ребенка нужно поинтересоваться, чем он хочет заняться пока родителей не будет дома. В DVD-проигрывателе можно оставить новый мультфильм, который отвлечет его, пока он будет ждать возвращения родителей.
В 10-11 лет из-за долгого отсутствия близких ребенок начинает переживать, поэтому ему обязательно нужно позвонить и предупредить, что вы задерживаетесь. При условии правильного воспитания в 12 лет ребенок будет уже полностью самостоятельным. Оставлять ли ребенка одного дома, решают только родители. Нужно учитывать индивидуальность ребенка, его умение занять себя, уровень его самостоятельности.
Подготовка к самостоятельности
Сначала ребенка оставляют ненадолго в своей кроватке, со временем малыша оставляют одного в соседней комнате. Даже шестимесячный ребенок некоторое время может самостоятельно поиграть в одиночестве. Малышу нужно предоставить возможность некоторое время развлекать себя самого, поиграть с игрушками, пока родители будут делать свои дела. Когда ребенок играет один за ним нужно наблюдать, как он себя ведет, не капризничает ли малыш, когда остается один. Ребенка по - старше первое время можно на несколько минут оставлять одного дома и отлучится, например, к соседке. Только заранее предупредите ребенка, что вы уходите ненадолго. На время своего отсутствия ребенка нужно чем-нибудь занять, а вернуться точно в то время, которое вы обещали малышу. Таким способом ребенка можно научить оставаться дома самостоятельно, он будет знать, что вы отсутствуете, но вернетесь вовремя, как обещали. Когда вы будете абсолютно уверены в своем ребенке, то начиная с пятилетнего возраста, малыша уже на более длительное время можно будет оставить дома одного. Сладости или новую игрушку за самостоятельность ребенку обещать не нужно, он может к этому быстро привыкнуть и станет требовать обещанного подарка постоянно. Лучше использовать нематериальные способы поощрения ребенка. Например, пойти в парк всей семьей, поехать за город, сходить в цирк, приготовить вместе обед.
Советы родителям
Чтобы не волноваться, когда ребенок остается дома один, родители должны незаметно и как можно меньше его контролировать. Ребенку интересно все, что ему запрещают, поэтому в вашем присутствии нужно дать малышу попробовать, что такое спички и электроприборы. Ребенка нужно научить пользоваться компьютером или микроволновой печкой. После того, как ребенок все попробует, у него останется меньше соблазнов делать все это самостоятельно во время вашего отсутствия.
Ребенок должен обязательно знать, сколько времени вы будете отсутствовать. Ему нужно показать стрелки на часах, и приходить всегда в обещанное время.
Родители должны научить ребенка не бояться темноты. Возможно, и в вечернее время ребенку некоторое время нужно будет остаться одному. Никакими страшилками пугать ребенка не надо, оставьте включенным свет, чтобы он спокойно играл и тогда, когда стемнеет.
Ребенка нужно научить пользоваться телефоном, он должен знать номера телефонов родителей и уметь позвонить при необходимости. Обязательно нужно объяснить ребенку, что нельзя открывать двери посторонним людям и нельзя никому говорить, что ребенок остается дома один.
Современные дети отличаются самостоятельностью. Родителям нужно просто научить своего ребенка вести себя правильно и тогда, оставляя ребенка одного, им нечего будет бояться.